г. Чита |
|
19 мая 2021 г. |
Дело N А78-1834/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 мая 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Д.В. Басаева, В.А. Сидоренко, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Володиной М.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Чернышевскому району на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 23 марта 2021 года по делу N А78-1834/2021 по заявлению Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Чернышевскому району (ОГРН 1027500904210, ИНН 7525002240) к индивидуальному предпринимателю Баранову Вячеславу Александровичу (ОГРН 313751333800041, ИНН 752501582347) о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не было;
от заинтересованного лица: не было
УСТАНОВИЛ:
Заявитель, Отдел Министерства внутренних дел России по Чернышевскому району Забайкальского края, обратился в суд с требованием о привлечении к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях индивидуального предпринимателя Баранова Вячеслава Александровича.
Решением суда первой инстанции от 23.03.2021 заявителю отказано в удовлетворении требований.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях индивидуального предпринимателя события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и о нарушении административным органом порядка получения доказательств, в связи неправомерно проведенной проверкой.
Административный орган, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представленным ходатайством административный орган просит рассмотреть дело в отсутствии его представителя.
Из апелляционной жалобы следует, что суд первой инстанции сделал ошибочные выводы о нарушении порядка выявления нарушения.
Суд не принял во внимание, что 13.02.2021 года в 13 ч. 10 мин. поступило сообщение от гражданина Васильева А.Н., проживающего в п. Жрекен, д. 28 кв. 9, о том, что в доме 31 в магазине "Подсолнух" осуществляют реализацию алкогольной продукции с нарушениями.
Данное обращение зарегистрировано в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях за N 817 от 13.02.2021. Получив сообщение, дежурный направил на место происшествия сотрудников.
По прибытию сотрудников на место происшествия ими был проведен осмотр помещений и вещей, который начат в 13 ч. 25 мин. и окончен в 13 ч. 40 мин., о чем составлен акт изъятия вещей и документов и взяты объяснения.
Представитель предпринимателя в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 09.04.2021.
Согласно пункту 3 статьи 205 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам частей 1, 6 статьи 121, статей 122, статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, включая документы, представленные участниками в электронном виде, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Статьей 28.3 КоАП РФ установлено, что должностные лица органов внутренних дел (полиции) вправе составлять протоколы об административных правонарушениях предусмотренных ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.
Федеральным законом от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" установлено:
1. Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также - граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
2. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств (ст.1).
Статьей 12 названного закона установлено, что на полицию, в том числе возлагаются следующие обязанности:
1) принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях;
2) прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия;
11) пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции;
Статьей 13 названного закона установлено, что полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права:
1) требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий,
4) в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, запрашивать и получать от медицинских организаций сведения о гражданах, поступивших с ранениями и телесными повреждениями насильственного характера либо с ранениями и телесными повреждениями, полученными в результате дорожно-транспортных происшествий, о гражданах, имеющих медицинские противопоказания или ограничения к водительской деятельности, а также о лицах, признанных больными наркоманией либо потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, на которых судьей при назначении административного наказания возложена обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ;
5) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан, имеющими отношение к расследованию уголовных дел, производству по делам об административных правонарушениях, проверке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях;
8) составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях;
Как следует из материалов дела, 13.02.2021 в 13 ч. 10 мин. в отдел поступило телефонное сообщение от гражданина Васильева А.Н., проживающего в п. Жрекен, д. 28 кв. 9, о том, что в доме 31 в магазине "Подсолнух" осуществляют реализацию алкогольной продукции с нарушениями.
Данное обращение зарегистрировано в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях за N 817 от 13.02.2021 (т.1, л. 10).
Получив сообщение, дежурный по Отделу направил на место происшествия сотрудников для проверки сведений.
Как следует из рапорта от 13.02.2021 года (т.1, л. 11 ) и протокола изъятия вещей и документов от 13.02.2021, сотрудники отдела прибыв по адресу: п. Жрекен, д. 31 магазин "Подсолнух" осуществили проверку полученной информации в результате которой установили, что по данному адресу предприниматель Баранов Вячеслав Александрович осуществляет розничную продажу алкогольной продукции без товарно-транспортных документов на пиво. Продукция находилась на витрине с установленными ценниками. Продукция изъята по акту в количестве 20 литров на сумму 2 485 руб.
Указанное отражено в акте изъятия от 13.02.2021 и протоколе об административном правонарушении от 17.02.2021.
Оценив данные обстоятельства, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции сделал ошибочные выводы о том, что административный орган нарушил порядок получения доказательств.
Суд апелляционной инстанции полагает, что в данном случае административный орган, руководствуясь положением Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", п. 1 ч. 1, п. 1 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ правомерно осуществил проверку полученной информации о совершении административного правонарушения непосредственно установив факт нарушения в ходе проверки полученной информации составил протокол о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 настоящего Кодекса, тем самым возбудив дело об административном правонарушении.
Диспозиция ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ предусматривает ответственность за оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом.
Субъектом ответственности являются, в том числе индивидуальные предприниматели.
Объектом посягательства являются предпринимательские правоотношения в области оборота этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Предметом правонарушения выступает, в том числе алкогольная продукция - пиво (п. 7 ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции").
Объективная сторона вменяемого предпринимателю правонарушения состоит в том, что 13.02.2021 им осуществлялась розничная продажа алкогольной продукции, пива, в отсутствие сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом и в частности ст. 10 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Частью 2 названной статьи, алкогольная продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
Учитывая указанное, суд апелляционной инстанции считает, что административный орган надлежащим образом установил и получил доказательства, свидетельствующие о наличии в действиях индивидуального предпринимателя события и объективной стороны вменяемого ему правонарушения, противоположные выводы суда первой инстанции являются ошибочными.
Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч.1).
Согласно статье 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично (ч.1).
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ч.2).
Учитывая правовой статус индивидуального предпринимателя, как профессионального участника экономической деятельности, суд апелляционной инстанции усматривает, что вина предпринимателя состоит в том, он сознавал противоправный характер своего действия (бездействия), предвидел его вредные последствия, но относился к ним безразлично, что характеризует умышленный характер вины с косвенным умыслом.
Указанное свидетельствует о наличии в действиях индивидуального предпринимателя состава правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая характер совершенного правонарушения и принимая во внимание положения ч. 1 и 2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствие смягчающих и отягчающих обстоятельств, суд апелляционной инстанции находит возможным назначить предпринимателю, с учетом положения ст. 2.4 КоАП РФ, санкцию в виде штрафа в размере 10 000 руб. с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Срок давности привлечения к административной ответственности, в соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ составляет один год и считается не истекшим.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 270 АПК РФ, как принятого при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела и несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от "23" марта 2021 года по делу N А78-1834/2021 отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Принять по делу новый судебный акт.
Признать индивидуального предпринимателя Баранова Вячеслава Александровича (ОГРН 313751333800041, ИНН 75250158347, 16.04.1985 года рождения, место рождения п. Жирекен, Читинской области, проживающего Забайкальский край Чернышевский район, п. Жирекен, ул. Молодежная, 3, паспорт 7605 093337, выдан 21.06.2005, ОВД Чернышевского района) виновным в совершении административного правонарушения ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб. с конфискацией алкогольной продукции.
Реквизиты для перечисления административного штрафа:
Управление Федерального казначейства по Забайкальскому краю (ОМВД России по Чернышевскому району Забайкальского края)
ИНН 7536093338
КПП 753601001
Номер счета получателя платежа: 03100643000000019100 в Отделение Чита/УФК по Забайкальскому краю г. Чита
БИК 017601329
Кор.счет 40102810945370000063
КБК 18811601141010016140
ОКТМО 76648000
УИН 18880475217510533826 с указанием наименование платежа: "штраф".
Алкогольную продукцию, изъятую на основании протокола изъятия вещей и документов от 13 февраля 2021 года направить на уничтожение в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1027 "О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Разъяснить индивидуальному предпринимателю Баранову Вячеславу Александровичу, что в случае если по истечении шестидесяти дней со дня вступления в законную силу настоящего постановления у Четвертого арбитражного апелляционного суда будут отсутствовать сведения об уплате административного штрафа добровольно, на основании статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях экземпляр настоящего постановления будет направлен для взыскания административного штрафа и составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судебному приставу-исполнителю, определяемому исходя из статьи 33 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
В.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-1834/2021
Истец: ОМВД РФ по Чернышевскому району
Ответчик: Баранов Вячаслав Александрович