Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 3 сентября 2021 г. N Ф05-21330/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
19 мая 2021 г. |
Дело N А40-203646/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 мая 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Марковой Т.Т., Лепихина Д.Е., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.01.2021 по делу N А40-203646/20
по заявлению ДГИ г. Москвы
к Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконным решения
при участии:
от заявителя: |
Караваева А.О. по доверенности от 08.12.2020; |
от заинтересованного лица: |
Клименко Н.А. по доверенности от 11.01.2021; |
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27.01.2021 признаны незаконными: решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, изложенное в уведомлении от 01.07.2020 N 77-0-1-88/3007/2020-669 об отказе в снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером 77:07:0012006:4766 по адресу: г. Москва, ул. Рябиновая, д 23,строение 1; решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, изложенное в уведомлении от 01.07.2020 N 77-0-1-88/3007/2020-668 об отказе в снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером 77:07:0012006:4773 по адресу: г. Москва, ул. Рябиновая, д 23,строение 2; решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, изложенное в уведомлении от 30.06.2020 N 77-0-1-88-3007/2020-654 об отказе в снятии с кадастровым номером 77:07:0012006:4768 по адресу: г. Москва, ул. Рябиновая, д 23, строение 3; решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, изложенное в уведомлении от 03.07.2020 N 77-0-1-88/3005/2020-644 об отказе в снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером 77:07:0012006:4767 по адресу: г. Москва, ул. Рябиновая, д 23,строение 5.
Суд первой инстанции обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, в десятидневный срок с даты вступления решения в законную силу, снять с государственного кадастрового учета объект недвижимости с кадастровым номером 77:07:0012006:4766 по адресу: г. Москва, ул. Рябиновая, д 23, строение 1; снять с государственного кадастрового учета объект недвижимости с кадастровым номером 77:07:0012006:4773 по адресу: г. Москва, ул. Рябиновая, д 23, строение 2; снять с государственного кадастрового учета объект недвижимости с кадастровым номером 77:07:0012006:4768 по адресу: г. Москва, ул. Рябиновая, д 23, строение 3; снять с государственного кадастрового учета объект недвижимости с кадастровым номером 77:07:0012006:4767 по адресу: г. Москва, ул. Рябиновая, д 23, строение 5.
Управление Росреестра по г. Москве обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, представил письменный отзыв в обоснование своей позиции.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителей лиц, явившихся в судебное заседание, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Судом первой инстанции установлено, Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент) обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве) с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета объектов недвижимости:
1. с кадастровым номером 77:07:0012006:4766 по адресу: г. Москва, ул. Рябиновая, д23, строение 1
2. с кадастровым номером 77:07:0012006:4773 по адресу: г. Москва, ул. Рябиновая, д 23, строение 2
3. с кадастровым номером 77:07:0012006:4768 по адресу: г. Москва, ул. Рябиновая, д 23, строение 3
4. с кадастровым номером 77:07:0012006:4767 по адресу: г. Москва, ул. Рябиновая, д23, строение 5
Управлением Росреестра по Москве уведомлением от 14.02.2020 N 77-0-1-88/3007/2020-654,664,668,669снятие с государственного кадастрового учета приостановлено в связи с тем, что с заявлением обратилось ненадлежащее лицо, не являющееся собственником объекта, а также в связи с тем, что в составе акта не приложены документы, подтверждающие соблюдение установленного порядка сноса объекта недвижимости
Решениями от 01.07.2020 N 77-0-1-88/3007/2020-669, от 01.07.2020 N 77-0-1-88/3007/2020-668, от 30.06.2020 N 77-0-1-88-3007/2020-654, от 03.07.2020 N 77-0-1-88/3005/2020-644 в снятии объекта с кадастрового учета отказано по причине не устранения обстоятельств, послуживших основаниями для приостановления учетно-регистрационных действий.
Не согласившись с указанным отказом, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев материалы дела повторено соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что заявленные требования Департамента подлежат удовлетворению исходя из следующего.
Срок на обжалование, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем соблюден.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Частью 1 статьи 14 указанного Закона предусмотрено, что государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления за исключением установленных им случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном им порядке.
В силу пункта 2 части 4 статьи 18 Закона к заявлению должны быть приложены документы являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Такими документами являются документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (часть 2 статьи 14).
Согласно ч, 1 ст. 29 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав (пункт 3).
Как установлено судом с целью проведения учетно-регистрационных действий по снятию с кадастрового учета объектов недвижимости с кадастровыми номерами:
77:07:0012006:4766 по адресу: г. Москва, ул. Рябиновая, д 23, строение 1; 77:07:0012006:4773 по адресу: г. Москва, ул. Рябиновая, д 23, строение 2; 77:07:0012006:4768 по адресу: г. Москва, ул. Рябиновая, д 23, строение 3; 77:07:0012006:4767 по адресу: г. Москва, ул. Рябиновая, д 23, строение 5 Департаментом были поданы соответствующие заявления.
К заявлениям были приложены акты обследования, подготовленные кадастровым инженером, подтверждающие прекращение существования объектов недвижимости с кадастровыми номерами 77:07:0012006:4766, 77:07:0012006:4773,77:07:0012006:4768, 77:07:0012006:4767.
Указанные объекты недвижимого имущества не обременены правами собственности. Вместе с тем, объект располагался на земельном участках N 70122668, 77:07:0012006:61 с адресным ориентиром г. Москва, ул. Рябиновая, вл. 39 и вл. 21. Правом на распоряжение указанным земельным участком обладает город Москва (земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
В соответствии со ст. ст. 125, 215 Гражданского Кодекса РФ, Положением о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП, Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по управлению и распоряжению движимым и недвижимым имуществом города Москвы, выполнения полномочий собственника в отношении имущества города Москвы, осуществляет контроль за использованием и сохранностью имущества города Москвы, и в случае нарушения установленного порядка распоряжения этим имуществом принимает необходимые меры в соответствии с законодательством.
Таким образом, с заявлением обратился орган государственной власти, собственник земельного участка, на котором располагался снесенный объект, не обремененный правами собственности.
Учет на земельном участке несуществующего объекта недвижимого имущества нарушает права собственника земельного участка - города Москвы.
В соответствии со ч. 1, ст. 235 право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Также следует отметить, что в соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения).
В соответствии с п. 7, ч. 4, ст. 8 в кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование;
В соответствии с п. 2, ч. 5, ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который не зарегистрированы в ЕГРН.
Вместе с тем, перечень лиц, которые вправе обратиться с соответствующим заявлением о снятии с государственного кадастрового учета, на момент обращения с советующим заявлением законодательно не был определен.
Впоследствии в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2020 N 202-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в частности, часть 2 статьи 15 (Лица, по заявлению которых осуществляются государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав) дополнена пунктами и 2.1 - 2.2 соответственно. Законодателем к лицам по заявлению которых осуществляется кадастровый учет и регистрация прав также отнесены:
- собственник земельного участка, на котором были расположены прекратившие существование здание, сооружение, помещения или машино-места в них объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, - при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, если собственник таких объектов недвижимости ликвидирован (в отношении юридического лица), или если правоспособность собственника таких объектов недвижимости и правообладателя земельного участка (не являющегося собственником), на котором они были расположены, прекращена в связи со смертью и право на данный земельный участок не перешло по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом (в отношении физического лица), или если такие объекты недвижимости не имели собственника;
- орган государственной власти или орган местного самоуправления - при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования здания, сооружения, помещений или машино-мест в них, объекта незавершенного строительства, единого недвижимого комплекса, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, если собственник таких объектов недвижимости и земельного участка, на котором они были расположены, ликвидирован (в отношении юридического лица), или если правоспособность собственника таких объектов недвижимости и правообладателя земельного участка, на котором они были расположены, прекращена в связи со смертью и право на данный земельный участок не перешло по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом (в отношении физического лица), или если такие объекты недвижимости не имели собственника;
Таким образом, законодателем устранен правовой пробел - был определен перечень лиц, которые вправе обратиться с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета снесенного объекта недвижимости, не обремененного правами, который не был определен на момент подачи заявления.
В связи с чем, указанные в уведомлениях о приостановлении регистрационных действий доводы ответчика об обращении с заявлением ненадлежащего лица отклоняется судом.
Согласно пп. 7 п. 2 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Требованиями к подготовке акта обследования п. 3 Приказа Министерства экономического развития РФ от 20.11.2015 N 861 "Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке" (далее - Требования N 861) установлено, что акт подготавливается на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости с учетом сведений ЕГРН, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости; указанные документы, за исключением документов, содержащих сведения ЕГРН, включаются в состав приложения к акту обследования.
При этом Требованиями N 861 не определены конкретные, документы, подтверждающие прекращение существования объекта недвижимости. Более того, абз.2 п. 3 Требований N 861 прямо предусмотрена возможность отсутствия таких документов о сносе в составе акта обследования.
В связи с изложенным, препятствий в осуществлении снятия объектов с кадастрового учета судом не усматривается.
Кроме того, глава 6.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, введенная Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", определяющая особенности сноса объекта капитального строительства, также не содержит норм, регулирующих процедуры в учетно-регистрационной сфере, также наличие проектной документации на снос не подтверждает сам факт сноса объекта недвижимости.
Кроме того, позиция Центрального аппарата Росреестра (далее - ЦА Росреестра) по вопросу необходимости включения в состав приложения акта обследования документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости, выражена в письме от 07.12.2018 N 14-13485/18. Данными разъяснениями подтверждено, что при подготовке акта обследования используются имеющиеся документы, подтверждающие прекращение существование объекта, в случае их отсутствия кадастровый инженер указывает причину их неиспользования в заключении.
Таким образом, документы о сносе (демонтаже) объекта недвижимости не являются обязательными Приложениями к акту обследования.
Учитывая изложенное, Департаментом при обращении в Управление Росреестра по Москве полностью соблюдены требования законодательства и представлены все необходимые документы для проведения регистрационных действий.
Следовательно, в данном случае имеются основания, предусмотренные ст. 13 ГК РФ и ч. 1 ст. 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс) суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса).
В соответствии со статьями 8 и 9 Арбитражного процессуального кодекса судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Принимая во внимание достаточность собранных по делу доказательств, суд первой инстанции правомерно и обоснованно удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в порядке ч. 1 ст. 268 АПК РФ апелляционный суд не усматривает.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
То обстоятельство, что в судебном акте не отражены все имеющиеся в деле доказательства либо доводы участвующих в деле лиц, не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной оценки и проверки (Определения ВС РФ от 05.07.2016 N 306-КГ16-7326, от 06.10.2017 N 305-КГ17-13953).
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, изложенные обществом в суде первой инстанции, являлись предметом тщательной проверки судом первой инстанции и не нашли своего подтверждения. Доводы, изложенные в жалобе, не основаны на нормах права и фактических обстоятельствах дела, не влияют на законное по своей сути оспариваемое решение суда.
Безусловных оснований для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 27.01.2021 по делу N А40-203646/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-203646/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ