г. Санкт-Петербург |
|
19 мая 2021 г. |
Дело N А42-5112/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 мая 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Нестерова С.А., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Шпакович Ю.В.,
при участии:
от истца (заявителя): Ковалевич В.В., по доверенности от 28.12.2020;
от ответчика (должника): не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5220/2021) общества с ограниченной ответственностью "Экоплан" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.12.2020 по делу N А42-5112/2020, принятое
по иску Балтийско - Арктического межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
к обществу с ограниченной ответственностью "Экоплан"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Балтийско-Арктическое межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Экоплан" (далее - ответчик, Общество) 1 104 447 рублей 48 копеек задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС) за 2018 год.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 29.12.2020 исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Общество просит решение суда от 29.12.2020 отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на то, что тарифы на услуги Общества по захоронению ТКО на 2018 год, установленные постановлениями Комитета по тарифному регулированию Мурманской области, не включали в себя плату за НВОС от размещения отходов хозяйствующих субъектов, которым Общество оказывало услуги по захоронению ТКО.
Податель жалобы указывает, что с 01.01.2019 Обществу не устанавливались какие - либо тарифы на размещение ТКО и Общество прекратило свою регулируемую деятельность по захоронению ТКО с 01.01.2019 и не имеет возможности получить компенсацию расходов по внесению платы за НВОС за 2018 год в составе тарифов на последующие периоды регулирования согласно пункту 11 Основ ценообразования в области обращения с ТКО.
По мнению подателя жалобы, ТКО размещенные ответчиком в 2018 году на эксплуатируемых объектах, образовались в результате хозяйственной деятельности других предприятий и организаций. Услуги по размещению ТКО оказывались Обществом по регулируемой уполномоченным органом цене, не включавшей в себя платы за НВОС.
ООО "Экоплан" извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, с учетом положений части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание представителей не направило, что в силу статей 156, 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Управления просил в удовлетворении жалобы отказать.
Законность и обоснованность обжалуемого решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 22.07.2019 Общество представило уточненную декларацию о плате за НВОС за 2018 год.
Управлением при проведении контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет по Декларации Раздела 3.1. "Расчет суммы платы за размещение твердых коммунальных отходов" и анализе сведений, представленных Обществом в "Отчете об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов" за 2018 год и Формы N 2-ТП (отходы) за 2018 год, выявлено занижение платежной базы за НВОС, поскольку размещенные в 2018 году 19 670,78 тонн твердых коммунальных отходов, в том числе:
по площадке Никель:
- отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код ФККО 73111001724) - 4567,15 т.;
- мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код ФККО 73310001724) - 1 821,89 т.;
по площадке Заполярный:
* отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код ФККО 73111001724) - 1 874,45 т.;
* мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код ФККО 73310001724) - 1 571,04 т.
по площадке Сафоново (ЗАТО г.Североморск):
- отходы из жилищ крупногабаритные (код ФККО 73111002215) - 9 836,25 т., поступившие от других хозяйствующих субъектов, неправомерно исключены ООО "Экоплан" из платежной базы при исчислении платы за НВОС.
Управлением в адрес ООО "Экоплан" направлено требование "О представлении лицом, обязанным вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, пояснений и (или) внесении исправлений в декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду" от 25.12.2019 N 10/1855.
В ответ на данное требование Общество направило письмо от 13.01.2020 N 1 о необоснованности требования Управления о доначислении и довнесении суммы платы за НВОС при размещении ТКО за 2018, так как тарифы Общества на услуги по захоронению ТКО, действовавшие в 2018 году, не включали в себя плату за НВОС.
По результатам проверки представленной ООО "Экоплан" Декларации Управлением составлен акт проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду ООО "Экоплан" от 21.01.2020, в котором было установлено, что Обществом необоснованно занижена платежная база за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; неправомерно исключены из платежной базы за НВОС 19 670,78 тонн твердых коммунальных отходов, размещенных в 2018 году; Обществом занижена платежная база в части не исчисления суммы платы за размещение твердых коммунальных отходов; Обществом не заполнен Раздел 3.1. "Расчет суммы платы за размещение твердых коммунальных отходов в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год; Обществом не внесена в срок до 01.03.2019 оплата по виду негативного воздействия "Плата за размещение твердых коммунальных отходов".
Управлением в адрес ООО "Экоплан" направлено письмо от 21.01.2020 N 10/282 с требованием от 21.01.20209 N 10/01 о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 1 104 447 руб. 48 коп. за размещение твердых коммунальных отходов с приложением расчета суммы платы за размещение твердых коммунальных отходов по разделу 3.1. Декларации (по данным Управления).
В связи с тем, что в добровольном порядке недоимка по плате Обществом не оплачена, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя иск в полном объеме, правомерно руководствовался следующим.
Согласно положениям статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в ред. Федерального закона от 31.12.2017, далее - Закон N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципа платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ плата за НВОС взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
В соответствии с пунктом 3 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона N 89-ФЗ при размещении отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Законом N7-ФЗ и настоящим Федеральным законом.
Согласно части 2 статьи 11 Закона N 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов. В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 16 указанного Закона негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относится размещение отходов производства и потребления.
Согласно пункту 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
В силу указанной нормы плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Согласно пункту 9 статьи 23 Закона N 89-ФЗ расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов учитываются при установлении тарифов для оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, регионального оператора в порядке, установленном основами ценообразования в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
Как следует из материалов дела, на территории Мурманской области региональным оператором является АО "Управление отходами" (в лице Мурманского филиала), который приступил к деятельности по обращению с ТКО с 01.01.2019.
В 2018 году АО "Управление отходами" указанную деятельность на территории Мурманской области не осуществляло, фактически эту деятельность в данный период осуществляло Общество, что им не оспаривается.
Согласно выданной лицензии N 51-0049 от 31.07.2014 (сроком до 01.01.2019) ООО "Экоплан" осуществляет деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности (выполняемые работы - размещение), то есть является оператором по обращению с ТКО.
Учитывая изложенное, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что обязанность по внесению платы за НВОС должно нести именно Общество, как оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, непосредственно осуществляющий деятельность по их размещению.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ плательщиками платы за НВОС при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Указанные положения закреплены также в пункте 5 статьи 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закона N 89-ФЗ), согласно которому плательщиками платы за НВОС при размещении твердых коммунальных отходов являются операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению.
Согласно пункту 5 статьи 16.2 Закона N 7-ФЗ информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Порядок представления и форма декларации утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 января 2017 года N3 "Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы".
ООО "Экоплан" в 2018 году непосредственно осуществляло деятельность по размещению ТКО и фактически являлось оператором по обращению с ТКО, в связи с чем Управлением обязанность по внесению платы за НВОС за 2018 год правомерна отнесена на ответчика.
Данный вывод соответствует положениям абзаца 2 пункта 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ и согласуется с разъяснениями, содержащимся в письме Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.12.2018 N 12-47/31393, согласно которым плата при размещении ТКО взимается с того, кто осуществляет размещение (хранение и захоронение) ТКО.
Управлением размер платы определен исходя из фактической массы размещенных ТКО, указанных в представленных ответчиком первоначально отчётах по форме N 2-ТП (отходы) за 2018 год (ОРО г.Заполярный, ОРО п.Никель, ОРО ЗАТО Североморск (п.Сафоново)) в разрезе по классам опасности, с применением ставок, установленных постановлениями Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах" и от 29.06.2018 N 758 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год проверен судом и признан обоснованным.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленное Управлением требование о взыскании 1 104 447 рублей 48 копеек задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год.
Доводы подателя жалобы о не включении расходов на плату за НВОС в расчет тарифов на 2018 год, и следовательно, отсутствии по этой причине обязанности у ООО "Экоплан" вносить плату за НВОС за 2018 год, апелляционным судом не принимаются.
Пунктом 9 ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что расходы на плату за НВОС при размещении твердых коммунальных отходов учитываются при установлении тарифов для оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, регионального оператора в порядке, установленном "Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами" (далее - Основы ценообразования), утвержденными постановлением Правительства от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами".
Постановлениями Комитета по тарифному регулированию Мурманской области от 30.11.2016 N 48/2 и от 30.05.2018 N 19/2 000 "Экоплан" установлены тарифы на захоронение твердых коммунальных отходов на 2017-2018 гг. в соответствии с Основами ценообразования.
Согласно Выписке из протокола заседания правления Комитета от 30.05.2018 ООО "Экоплан" установлены тарифы на захоронение твердых коммунальных отходов на 2018 год в соответствии с Основами ценообразования. Там же Комитет отмечает, что согласно п.50 Основ ценообразования расходы на плату за НВОС при размещении твердых коммунальных отходов включаются в неподконтрольные расходы в пределах, установленных для регулируемой организации, нормативов и (или) лимитов. В связи с отсутствием в материалах дела документов по утверждению таких лимитов. Комитетом, при утверждении тарифов на захоронение ТКО на 2018 год. расходы по плате за НВОС при размещении ТКО в размере 138,00 тыс. руб. не учитывались.
Согласно Единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства 000 "Экоплан" относится к малым предприятиям. В соответствии с п. 2 приказа Минприроды России от 25.02.2010 N 50 (ред. от 25.07.2014) "О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства являются количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) с разбивкой по массам собственных отходов, направленных на хранение, и по массам отходов, полученных на хранение от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без отчуждения права собственности.
В силу статьи 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Законодательством однозначно определены только два субъекта правоотношений, которые являются плательщиками за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов, - операторы и региональные операторы по обращению с ТКО.
Согласно ответу Комитета от 16.04.2019 N 06-02/1099-ВГ тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО устанавливаются на срок не менее 1 года, а также нормы, отраженные в п. 11 Основ ценообразования в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении тарифов, то такие расходы учитываются при установлении тарифов для такой организации в полном объеме не позднее чем на третий годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью, при корректировке установленных тарифов на 2020 год Комитетом будет рассмотрен вопрос об учете расходов, не учтенных органом регулирования при установлении тарифов, в случае предоставления обосновывающих материалов организацией.
При проведении контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет по корректирующей декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год (N 896 от 15.07.2019.) Раздела 3 "Расчет суммы платы за размещение огходов производства и потребления" Управлением анализировались сведения, представленные 000 "Экоплан" по форме статистической отчетности за 2018 год "Форма N 2-ТП (отходы)" (от 19.03.2019 N б/н), а также в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, представляемой субъектами малого и среднего предпринимательства за 2018 год (от 19.03.2019 N б/н), по которым был произведен расчет исковых требований в части размещения твердых коммунальных отходов за 2018 год.
Обществом были представлены исправленные сведения по Форме N 2-ТП отходы (от 11.02.2020 N 3) с учетом средней плотности ТКО, установленной в Территориальной схеме обращения с отходами (утверждена постановлением Правительства Мурманской области от 07.10.2016 года N492-ПП/10).
Вместе с тем, форма федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления" за 2018 год с указаниями по ее заполнению утверждена приказом Росстата от 10.08.2017 N 529 "Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления".
В соответствии с Формой N 2-ТП отходы срок предоставления сведений - 1 февраля после отчетного периода, соответственно, за 2018 год - не позднее 1 февраля 2019 года.
Согласно пункту 6 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 N 620, респонденты, допустившие факты предоставления недостоверных первичных статистических данных, не позднее 3 дней после обнаружения этих фактов самими респондентами или получения письменного уведомления от субъектов официального статистического учета предоставляют субъектам официального статистического учета исправленные данные с сопроводительным письмом, содержащим обоснования для внесения исправлений и подписанным должностным лицом, установленным в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения, или необходимые пояснения.
Проанализировав расчет суммы платы за размещение ТКО по исправленным сведениям по Форме N 2-ТП отходы Управлением было выявлено, что ООО "Экоплан" не учтена масса по виду отходов "мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)", поступившая из других хозяйствующих субъектов.
Вместе с тем, ООО "Экоплан" также не представлены документы, подтверждающие исправленные в представленных 11.02.2020 отчетах 2-ТП (отходы) сведения об изменившихся объемах размещенных ТКО.
Таким образом, доводы подателя жалобы не могут быть признаны обоснованными, так как, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.12.2020 по делу N А42-5112/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
С.А. Нестеров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-5112/2020
Истец: БАЛТИЙСКО-АРКТИЧЕСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Ответчик: ООО "ЭКОПЛАН"