Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 июля 2021 г. N Ф02-3581/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
20 мая 2021 г. |
Дело N А19-28057/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Никифорюк Е.О., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 марта 2021 года по делу N А19-28057/2019 по заявлению областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Шелеховская районная больница" (666034, Иркутская область, город Шелехов, улица Ленина, дом 24, ОГРН: 1023802256763, ИНН: 3821001539) к Государственному учреждению - Иркутскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (664007, Иркутская область, город Иркутск, улица Тимирязева, 35, ОГРН: 1023801012905, ИНН: 3808011062) о признании незаконным решения в части,
в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Шелеховская районная больница" (далее - заявитель, учреждение, страхователь, ОГБУЗ "Шелеховская районная больница") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения филиала N 1 Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заинтересованное лицо, Фонд социального страхования, Фонд) от 23.08.2019 г. N 219н/с в части привлечения к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 19 и статьи 26.29 Федерального закона от 24.07.1998 г. 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний": неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения налогооблагаемой базы для исчисления страховых взносов; обязании возместить сумму штрафа в размере 124 рубля, уплаченного по решению от 23.08.2019 г. N 219н/с.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 19 марта 2021 года заявленные требования удовлетворены. Решение Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 23.08.2019 г. N 219 н/с признано незаконным в части привлечения областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Шелеховская районная больница" к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 19 и статьи 26.29 Федерального закона от 24.07.1998 г. 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Суд обязал заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в соответствии с нормами действующего законодательства. Взыскано с заинтересованного лица в пользу заявителя расходов по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 марта 2021 года по делу N А19-28057/2019 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Как следует из апелляционной жалобы, установленные в ходе камеральной проверки факты, свидетельствуют о фиктивном трудоустройстве беременной женщины, а также о злоупотреблении страхователем правом работодателя на заключение трудовых отношений накануне наступления страхового случая с целью неправомерного возмещения расходов на выплату пособия по беременности и родам за счет средств Фонда социального страхования.
В материалы дела поступил письменный отзыв относительно доводов апелляционной жалобы, в котором заявитель с выводами суда первой инстанции согласен, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 15.01.2021.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, должностными лицами филиала N 1 Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в период с 20.03.2019 по 17.05.2019 г. проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования РФ по установленному законодательством РФ тарифу с учетом установленной территориальным органом страховщика скидки (надбавки), а также правомерности производственных расходов на выплату страхового обеспечения страхователя за период с 01.01.2016 по 31.12.2018 г.
Итоги выездной проверки отражены в акте от 15.07.2019 г. N 182 н/с.
По результатам рассмотрения указанного акта, а также других материалов проверки и документов, представленных страхователем в ходе ее проведения, заместителем директора филиала N 1 Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации 23.08.2019 г. принято решение N 219н/с о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 19 и статьи 26.29 Федерального закона от 24.07.1998 г. 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний": неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения налогооблагаемой базы для исчисления страховых взносов, в виде штрафа 124 руб.
Согласно пункту 3 решения учреждению предложено уплатить задолженность по страховым взносам на обязательное социальное страхование в сумме 619 руб.
Основанием принятия указанного решения послужили выводы заинтересованного лица о нарушении учреждением положений Федерального закона от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 29.12.2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", Гражданского кодекса Российской Федерации, что выразилось в создании страхователем искусственной ситуации для возмещения Фондом социального страхования средств на выплату пособия по беременности и родам.
Полагая, что решение Фонда социального страхования не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы учреждения, заявитель обратился в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим требованием.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заинтересованное лицо обратилось в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правильно руководствовался следующими нормами права.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла названных норм, необходимым условием для удовлетворения требований заявителя является совокупность следующих обстоятельств: несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному акту и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В свою очередь, заявитель по смыслу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалуемыми решениями своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральный закон от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.
Как правильно указал суд первой инстанции, в силу статьи 6 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" ОГБУЗ "Шелеховская районная больница" является страхователем по обязательному социальному страхованию.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) возникают с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора. Страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств (подпункт 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования").
Согласно статье 22 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. При этом в силу пункта 1.1 статьи 7 названного Федерального закона страховым случаем признаются, в частности, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет.
Условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, определяет Федеральный закон от 29.12.2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
В силу статьи 2 названного Федерального закона застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам; государственные гражданские служащие, муниципальные служащие; лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе; члены производственного кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности; священнослужители; лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 названной статьи).
Статьей 4.6 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 255-ФЗ установлен порядок финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, в соответствии с которым территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов, за исключением случаев, указанных в части 4 названной статьи.
В соответствии с частью 4 статьи 4.6 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 255-ФЗ при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку, в порядке, установленном статьей 4.7 настоящего Федерального закона, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки.
Согласно части 4 статьи 4.7 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 255-ФЗ в случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету. Таким образом, условиями, необходимыми для возмещения страхователю расходов по обязательному социальному страхованию, являются: наличие между страхователем и застрахованным лицом трудовых отношений; подтверждение наступления страхового случая; документальное подтверждение выплаты пособия застрахованному лицу.
Как следует из оспариваемого решения, Фонд социального страхования пришел к выводу о занижении учреждением базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование за 2016 год на сумму непринятых к зачету расходов, в том числе, в сумме 42 123,53 руб. за ноябрь 2016 года. Из решения следует, что не приняты расходы по выплате пособия по беременности и родам Медведевой С.С. в связи с тем, что установленные в ходе проверки обстоятельства свидетельствуют о создании искусственной ситуации по трудоустройству с целью получения неправомерного возмещения за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что Медведева С.С. принята в отдел юридической и кадровой работы на должность архивариуса на основании трудового договора от 03.11.2016 г. N 2488. Согласно приказу о приеме на работу от 03.11.2016 г. N 663-л/с Медведевой С.С. установлен должностной оклад в размере 3043 руб. Согласно табелю учета рабочего времени Медведева С.С. осуществляла свои должностные обязанности в период с 07.11.2016 г. по 09.11.2016 г.
Медведевой С.С. представлен отпуск по беременности и родам с 10.11.2016 г. - 29.03.2017 г., исчислено и выплачено пособие по беременности и родам в размере 41 425,44 руб., а также единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, в размере 698,08 руб.
В апреле 2017 г. на основании заявления и листка нетрудоспособности N 237467131794 Медведевой С.С. представлено продолжение отпуска по беременности и родам за период с 30.03.2017 г. по 14.04.2017 г. На основании заявления Медведевой С.С. составлен приказ от 05.04.2017 г. N 156-л/с о представлении отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет на период с 15.04.2017 г. по 19.01.2020 г.
Как полагает Фонд социального страхования, Медведева С.С. была принята на должность архивариуса за 3 дня до наступления страхового случая - отпуска по беременности и родам. При этом в организации отсутствовала производственная необходимость для принятия на работу Медведевой С.С., так как до неё обязанность архивариуса выполнял 1 работник согласно штатному расписанию. На время отпуска по беременности и родам и по уходу за ребенком Медведевой С.С. с 10.11.2016 г. по 04.06.2018 г. ставка архивариуса была свободна.
По мнению Фонда социального страхования, указанные обстоятельства свидетельствуют о злоупотреблении учреждением правом как работодателя на заключение трудового договора накануне наступления страхового случая, а также о создании искусственной ситуации с целью необоснованного возмещения Фондом социального страхования средств на выплату пособий.
Между тем, как установлено судом первой инстанции, в подтверждение наличия реальных трудовых отношений с Медведевой С.С. учреждением в материалы дела представлены следующие доказательства: копия трудового договора, должностная инструкция архивариуса, расчетные листки, копии табеля учета рабочего времени, карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат и страховых взносов. Указанные документы были также представлены учреждением в ходе выездной проверки.
На основании представленных документов суд первой инстанции установил, что в учреждении имелась вакансия на должность архивариуса. Согласно данным документам Медведева С.С. осуществляла подготовку дел для передачи их в архивный отдел Администрации Шелеховского муниципального района, а также по формированию архива учреждения. Как пояснил заявитель, после ухода Медведевой С.С. в декретный отпуск на должность архивариуса не удавалось принять сотрудника, поскольку специфика работы архивариуса, низкий размер заработной платы и временный характер работы не является привлекательным для соискателей.
Таким образом, материалами дела установлено, что Медведева С.С., имея соответствующую квалификацию, с даты принятия на работу (с 07.11.2016) до дня наступления страхового случая исполняла обязанности архивариуса в отделе юридической и кадровой работы ОГБУЗ "Шелеховская РБ".Ответчиком указанные обстоятельства не опровергнуты.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции в том, что целесообразность принятия на работу Медведевой С.С. в данном качестве заявителем подтверждены.
Суд первой инстанции также правомерно указал, что Фонд не доказал наличия в действиях страхователя искусственной схемы, направленной на неправомерное получение средств Фонда. Доказательств того, что принятие Медведевой С.С. на работу носило формальный характер, и было направлено лишь на создание искусственной ситуации для получения пособия по беременности и родам, Фондом суду также не представлено.
Таким образом, при подтверждении факта наличия реальных трудовых отношений между страхователем и застрахованным лицом и не доказанности Фондом создания искусственной ситуации для получения возмещения из его средств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого решения Фонда. Иных доводов и доказательств и обоснование законности принятого Фондом решения в рамках настоящего дела не представлено.
При изложенных обстоятельствах, требования областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Шелеховская районная больница" о признании незаконным решения Филиала N 1 Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 23.08.2019 г. N 219 н/с в части привлечения учреждения к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 19 и статьи 26.29 Федерального закона от 24.07.1998 г. 125-ФЗ, законны, обоснованы и правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 марта 2021 года по делу N А19- 28057/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-28057/2019
Истец: ОГБУ здравоохранения "Шелеховская районная больница"
Ответчик: ГУ Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 1