город Иркутск |
|
28 июля 2021 г. |
Дело N А19-28057/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июля 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новогородского И.Б.,
судей: Рудых А.И., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителя государственного учреждения - Иркутского регионального учреждения Фонда социального страхования Российской Федерации - Филюшина Н.Ю. (доверенность N 77 от 30.11.2020),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 марта 2021 года по делу N А19-28057/2019, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 мая 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Шелеховская районная больница" (ОГРН 1023802256763, ИНН 3821001539, далее - ОГБУЗ "Шелеховская районная больница", учреждение, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 1) (далее - Фонд социального страхования, фонд, заявитель) от 23.08.2019 N 219н/с о привлечении к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 19 и статьи 26.29 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закона N 125-ФЗ) в части, касающейся выводов фонда о неполной уплате сумм страховых взносов за 2016 год в результате занижения налогооблагаемой базы для исчисления страховых взносов, обязании возместить сумму штрафа в размере 124 рублей, уплаченного по решению от 23.08.2019 N 219 н/с.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 19 марта 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 мая 2021 года, заявленные требования удовлетворены, распределены судебные расходы по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, фонд обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных учреждением требований отказать.
Фонд полагает доказанным материалами дела неправомерное предъявление к зачету расходов в целях получения средств социального страхования, поскольку предоставленные сведения о трудоустройстве работницы Медведевой С.С. за 3 дня до наступления страхового случая свидетельствуют о фиктивном трудоустройстве беременной женщины, а также о злоупотреблении страхователем правом работодателя на заключение трудовых отношений накануне наступления страхового случая с целью неправомерного возмещения расходов на выплату пособия по беременности и родам за счет средств Фонда социального страхования.
ОГБУЗ "Шелеховская районная больница" в отзыве на кассационную жалобу отклонило ее доводы, просило обжалуемые судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные.
В судебном заседании представитель фонда поддержал доводы кассационной жалобы.
Учреждение о времени и месте проведения судебного заседания судом округа извещено в соответствии с положениями статей 121-123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, информация о рассмотрении кассационной жалобы в установленном порядке размещалась в сети Интернет, однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направило.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по результатам проведения выездной проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования по установленному законодательством тарифу с учетом установленной территориальным органом страховщика скидки (надбавки), а также правомерности производственных расходов на выплату страхового обеспечения страхователя за период с 01.01.2016 по 31.12.2018 фондом составлен акт от 15.07.2019 N 182 н/с и принято решение от 23.08.2019 N 219н/с о привлечении страхователя к ответственности по пункту 1 статьи 19 и статьи 26.29 Закона N 125-ФЗ в виде штрафа в размере 124 рублей, предложено уплатить задолженность по страховым взносам в сумме 619 рублей.
В ходе проведения проверки фондом в частности в отношении работницы Медведевой С.С. установлено, что указанная гражданка принята в штат непосредственно перед наступлением страхового случая, а именно за 3 рабочих дня, на время отпуска по беременности и родам. Ставка архивариуса была свободной, экономическая обоснованность принятия на работу беременной женщины работодателем не подтверждена.
Фонд посчитал, что данные обстоятельства свидетельствуют о создании учреждением искусственной ситуации, в том числе связанной с формальным приемом на работу беременной работницы непосредственно перед наступлением страхового случая, и предъявления к зачету необоснованных расходов в целях неправомерного получения средств социального страхования.
Не согласившись с решением фонда в части выводов, касающихся не принятия к зачету расходов по выплате пособия по беременности и родам работнице Медведевой С.С., учреждение обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что право на выплату пособия при рассмотрении дела подтверждено, Фонд социального страхования не доказал создание учреждением формальных отношений, направленных исключительно на неправомерное получение денежных средств для выплаты социальных пособий.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, исходя из следующего.
Судами правильно применены нормы статей 6, 7, 9, 12, 22 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ), статей 2, 4.6, 4.7, 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ), статьей 38, 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) (далее - Закон N 212-ФЗ), статьи 64 Трудового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) возникают с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора. Страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств (подпункт 6 пункта 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ).
Согласно статье 22 Закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. При этом обязанность своевременно представлять документы, содержащие достоверные сведения, являющиеся основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения, лежит на застрахованном лице (статья 10 указанного Закона).
На основании пункта 1.1 статьи 7 Закона N 165-ФЗ страховым случаем признаются, в частности, заболевание, беременность и роды, уход за ребенком в возрасте до полутора лет.
Законом N 255-ФЗ предусмотрены условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию.
В силу статьи 2 указанного Закона застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, а также лица, являющиеся государственными гражданскими служащими, муниципальными служащими.
Статьей 4.6 Закона N 255-ФЗ установлен порядок финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, в соответствии с которым территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи. В соответствии с частью 4 указанной статьи при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку, в порядке, установленном статьей 4.7 настоящего Федерального закона, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ в случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
На основании указанного правового регулирования суды обоснованно включили в предмет доказывания наличие трудовых отношений между страхователем и застрахованным лицом, наступление страхового случая, документальное подтверждение выплаты пособия застрахованному лицу и его размер.
В соответствии с положениям статей 15, 56 Трудового кодекса Российской Федерации суды обоснованно исходили из того, что доказательствами наличия трудовых отношений с работником будут являться доказательства заключения трудового договора (соглашения); фактическое выполнения работником предусмотренной трудовым договором трудовой функции; наличие объективной возможности и способности выполнения соответствующей трудовой функции; осуществление выплаты заработной платы за фактическое выполнение трудовой функции.
По результатам всестороннего анализа имеющихся в материалах дела доказательств, в том числе копии трудового договора, должностной инструкции архивариуса, расчетных листков, копии табеля учета рабочего времени, карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат и страховых взносов, представленных также ранее в ходе выездной проверки, принимая во внимание, что фондом не оспаривается факт наступления страхового случая, суды пришли к правильным выводам о том, что, с также в учреждении имелась вакансия архивариуса; имея соответствующую квалификацию Медведева С.С. с даты принятия на работу (с 07.11.2016) до дня наступления страхового случая исполняла обязанности архивариуса в отделе юридической и кадровой работы ОГБУЗ "Шелеховская РБ", осуществляла подготовку дел для передачи их в архивный отдел Администрации Шелеховского муниципального района, а также по формированию архива учреждения; из пояснений учреждения установлено, что после ухода Медведевой С.С. в декретный отпуск на должность архивариуса не удавалось принять сотрудника, поскольку специфика работы архивариуса, низкий размер заработной платы и временный характер работы не являются привлекательными для соискателей.
Таким образом, судами установлен факт реального трудоустройства рассматриваемой сотрудницы, а также осуществление ею реальной трудовой деятельности; претензий к порядку начисления пособия, его размеру и документам, представленным в обоснование наступления страхового случая, фондом не заявлено. Материалами дела также подтверждается представление учреждением в налоговый орган сведений о выплаченных работнице доходах.
На основании изложенного кассационный суд полагает правильными выводы судов первой и апелляционной инстанций о недоказанности фондом обстоятельств, касающихся трудоустройства работницы Медведевой С.С. и послуживших основанием для привлечения ОГБУЗ "Шелеховская районная больница" к ответственности по пункту 1 статьи 19 и статье 26.29 Закона N 125-ФЗ
Оснований для иных выводов суд округа из материалов дела, с учетом предоставленных ему полномочий, не усматривает.
Доводы фонда по существу спора направлены на переоценку исследованных судами доказательств и не являются основанием для отмены принятых по делу решения и постановления.
Таким образом, суды правомерно удовлетворили заявленные ОГБУЗ "Шелеховская районная больница" требования.
Исследование и оценка доказательств осуществлены судами по правилам главы 7 и статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы судов основаны на правильном применении норм права, соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств и установленным по делу обстоятельствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 марта 2021 года по делу N А19-28057/2019, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 мая 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Б. Новогородский |
Судьи |
А.И. Рудых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По результатам всестороннего анализа имеющихся в материалах дела доказательств, в том числе копии трудового договора, должностной инструкции архивариуса, расчетных листков, копии табеля учета рабочего времени, карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат и страховых взносов, представленных также ранее в ходе выездной проверки, принимая во внимание, что фондом не оспаривается факт наступления страхового случая, суды пришли к правильным выводам о том, что, с также в учреждении имелась вакансия архивариуса; имея соответствующую квалификацию Медведева С.С. с даты принятия на работу (с 07.11.2016) до дня наступления страхового случая исполняла обязанности архивариуса в отделе юридической и кадровой работы ОГБУЗ "Шелеховская РБ", осуществляла подготовку дел для передачи их в архивный отдел Администрации Шелеховского муниципального района, а также по формированию архива учреждения; из пояснений учреждения установлено, что после ухода Медведевой С.С. в декретный отпуск на должность архивариуса не удавалось принять сотрудника, поскольку специфика работы архивариуса, низкий размер заработной платы и временный характер работы не являются привлекательными для соискателей.
Таким образом, судами установлен факт реального трудоустройства рассматриваемой сотрудницы, а также осуществление ею реальной трудовой деятельности; претензий к порядку начисления пособия, его размеру и документам, представленным в обоснование наступления страхового случая, фондом не заявлено. Материалами дела также подтверждается представление учреждением в налоговый орган сведений о выплаченных работнице доходах.
На основании изложенного кассационный суд полагает правильными выводы судов первой и апелляционной инстанций о недоказанности фондом обстоятельств, касающихся трудоустройства работницы Медведевой С.С. и послуживших основанием для привлечения ОГБУЗ "Шелеховская районная больница" к ответственности по пункту 1 статьи 19 и статье 26.29 Закона N 125-ФЗ"
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 июля 2021 г. N Ф02-3581/21 по делу N А19-28057/2019