Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 августа 2021 г. N Ф08-7150/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
20 мая 2021 г. |
дело N А32-34148/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Нарышкиной Н.В.,
судей Мисника Н.Н., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Решетовой В.А.
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торес" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.03.2021 по делу N А32-34148/2020 по иску администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района (ОГРН 1082365001663, ИНН 2365012062) к обществу с ограниченной ответственностью фирма "Торес" (ОГРН 1022303274839, ИНН 2322020608) при участии третьих лиц: межмуниципальный отдел по городу Горячий Ключ и Туапсинскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, администрация муниципального образования Туапсинский район о сносе самовольно возведенного объекта,
УСТАНОВИЛ:
администрация Туапсинского городского поселения Туапсинского района (далее - истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Торес" (далее - ответчик, ООО "Торес", общество) о признании объекта некапитального строительства - киоск, находящийся на земельном участке с кадастровым номером 23:51:0102007:1114, площадью 2470 кв.м, расположенном по адресу: Краснодарский край, г. Туапсе, ул. Ленина, самовольной постройкой; об обязании ООО фирма "Торес" в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу, осуществить снос объекта некапитального строительства - киоска с земельного участка с кадастровым номером 23:51:0102007:1114, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Туапсе, ул. Ленина; в случае невыполнения решения суда, предоставить право сноса объекта некапитального строительства - киоска с земельного участка с кадастровым номером 23:51:0102007:1114, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Туапсе, ул. Ленина администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района с последующим взысканием понесенных средств с ответчика.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены межмуниципальный отдел по городу Горячий Ключ и Туапсинскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, администрация муниципального образования Туапсинский район.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.03.2021 суд обязал ООО фирма "Торес" в течение месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу осуществить снос (демонтаж) объекта некапитального строительства - киоска с земельного участка с кадастровым номером 23:51:0102007:1114, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Туапсе, ул. Ленина. В случае, если ООО фирма "Торес" не исполнит настоящее решение в течение установленного срока администрация Туапсинского городского поселения Туапсинского района вправе осуществить снос (демонтаж) вышеуказанного объекта своими силами и за свой счет с правом взыскания с ООО фирма "Торес" понесенных расходов.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе ответчик просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы общество указывает на самостоятельное изменение судом первой инстанции исковых требований. Объект размещен с согласия администрации, что подтверждается письмом заместителя главы администрации муниципального образования Туапсинский район от 19.02.2016 N 322-16-06.2.
От общества поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу решения ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в собственности муниципального образования Туапсинское городское поселение Туапсинский район находится земельный участок с кадастровым номером 23:51:0102007:1114, площадью 2470 кв.м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Туапсе, ул. Ленина, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: строительство и эксплуатация плавательного бассейна.
Земельный участок с кадастровым номером 23:51:0102007:1114 принят из муниципальной собственности муниципального образования Туапсинский район в муниципальную собственность Туапсинского городского поседения Туапсинского района на безвозмездной основе на основании постановления администрации Туапсинского городского поседения Туапсинского района от 05.03.2020 N 254.
В результате осуществления муниципального земельного контроля администрацией установлено, что на данном земельном участке вдоль его границы вплотную к тротуару по ул. Ленина расположен объект некапитального строительства - киоск, используемый для размещения магазина ООО фирма "Торес" (часть указанного объекта расположена на земельном участке с кадастровым номером 23:51:0102007:1114), что подтверждается актом осмотра от 29.02.2020 и фотоматериалами.
Как указывает администрация, спорный объект используется ответчиком как возведенный без получения разрешительной документации, соответственно, является объектом самовольной постройки.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с иском по настоящему делу.
При принятии настоящего судебного акта суд апелляционной инстанции полагает правомерным исходить из следующего.
Положениями статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, причем эта статья также содержит указание на возможность применения иных способов, предусмотренных в законе.
В соответствии с положениями части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Согласно части 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации основной задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Следовательно, предъявление иска, с учетом характера нарушения права, должно иметь своей целью реальное восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в арбитражный суд лица.
В силу пункта 1 статьи 133, пункта 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса арбитражный суд не связан правовой квалификацией спорных отношений, которую предлагают стороны, и должен рассматривать заявленное требование по существу, исходя из фактических правоотношений. Суд по своей инициативе определяет круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу, а также решает, какие именно нормы права подлежат применению в конкретном спорном правоотношении.
В соответствии с положениями статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению, в том числе и в случае самовольного занятия участка, а действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц, или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу пункта 2 статьи 76 Земельного кодекса самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за все время незаконного пользования.
В соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В пункте 29 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22) разъяснено следующее. Лица, право собственности или законное владение которых нарушается существованием (сохранением) самовольно возведенных объектов, не являющихся недвижимым имуществом, могут обратиться в суд с иском об устранении нарушения права, не соединенного с лишением владения (статья 304 Гражданского кодекса).
В соответствии с положениями пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1, 2 статьи 72 Земельного кодекса муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами и в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с положениями статьи 11 Земельного кодекса к полномочиям органов местного самоуправления относятся, в частности, полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Подпунктом 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесено осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
Из положений Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что в границах муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения земель, контроль за размещением движимых и недвижимых объектов осуществляет соответствующая администрация как орган местного самоуправления.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создание условий для обеспечения жителей города или района услугами торговли относится к вопросам местного значения.
На основании изложенных норм, в границах муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения земель, контроль за соблюдением порядка размещения объектов и за использованием земель осуществляет соответствующая администрация как орган местного самоуправления.
С учетом изложенного, органы местного самоуправления вправе обращаться с исками о демонтаже самовольно возведенных объектов и освобождении самовольно занимаемых земельных участков.
Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", регламентирующим отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, возникающие в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, предусмотрено размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (статья 10).
Нестационарный торговый объект определен Законом о торговой деятельности как торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение (пункт 6 статьи 2 в редакции, действующей в спорный период).
Для размещения нестационарного торгового объекта необходимо получить предварительное согласование места размещения такого объекта с органом местного самоуправления.
Владелец нестационарного торгового объекта может быть признан законным землепользователем только в случае размещения торгового объекта в месте, определенном органом исполнительной власти.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчиком в материалы дела представлено письмо заместителя главы администрации муниципального образования Туапсинский район от 19.02.2016 N 322-16-06.2, в котором администрация сообщила, что не против установки временного торгового павильона в легких конструкциях по продаже продукции собственного производства на земельном участке, расположенном на территории площадки для проведения ярмарок.
Сведений о включении спорного объекта в утвержденную схему, наличии договора, оформляющего землепользование согласно требованиям муниципального нормативного акта, материалы дела не содержат.
Доказательств наличия какого-либо правового титула для размещения торгового павильона ответчик не представил.
На основании изложенного у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.03.2021 по делу N А32-34148/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Нарышкина |
Судьи |
Н.Н. Мисник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-34148/2020
Истец: Администрация Туапсинского городского поселения Туапсинского района
Ответчик: ООО "Торес"
Третье лицо: Администрация муниципального образования Туапсинский район, Межмуниципальный отдел по г. Горячий Ключ и Туапсинскому району Управлениия Росреестра по КК, Межмуниципальный отдел по г. Горячий Ключ и Туапсинскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю