город Воронеж |
|
19 мая 2021 г. |
Дело N А14-15578/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 мая 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Донцова П.В.,
Ушаковой И.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Захаровой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Пригородная пассажирская компания "Черноземье" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 13.01.2021 по делу N А14-15578/2018, по заявлению акционерного общества "Пригородная пассажирская компания "Черноземье" (ОГРН 1103668042664, ИНН 3664108409) к Воронежской области в лице Департамента промышленности и транспорта Воронежской области (ОГРН 109366800381, ИНН 3664095189) и Департамента финансов Воронежской области (ОГРН 1023601532646, ИНН 3666098668) о взыскании ущерба в счет компенсации ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов в связи с государственным регулированием тарифов на пассажирские пригородные перевозки на территории Воронежской области,
третьи лица: Департамент государственного регулирования тарифов Воронежской области (ОГРН 1023601588823, ИНН 3650004304); открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727); Департамент дорожной деятельности Воронежской области (ОГРН 1093668028376, ИНН 3664098214),
при участии:
от акционерного общества "Пригородная пассажирская компания "Черноземье": Кустова Т.С. - представитель по доверенности N 222 от 09.01.2020, сроком действия по 31.12.2023, предъявлен паспорт;
от Воронежской области в лице Департамента промышленности и транспорта Воронежской области: Ерофеева И.А. - представитель по доверенности N 62-02-10/16 от 12.10.2020, сроком действия на 1 год, предъявлен паспорт;
от Департамента финансов Воронежской области: Ступников О.А. - представитель по доверенности N 6 от 11.01.2021, сроком действия до 31.12.2021, предъявлено служебное удостоверение;
от открытое акционерное общество "Российские железные дороги": Поминов А.С. - представитель по доверенности N ЮВОСТ-50/Д от 17.02.2021, сроком действия до 25.11.2023, предъявлен паспорт;
от Департамента государственного регулирования тарифов Воронежской области, Департамента дорожной деятельности Воронежской области - представители не явились, надлежаще извещены,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Пригородная пассажирская компания "Черноземье" (далее - истец, АО "ППК "Черноземье", Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с исковым заявлением к Воронежской области в лице Департамента транспорта и автомобильных дорог Воронежской области (далее - Департамент транспорта) и Департамента финансов Воронежской области (далее - Департамент финансов) о взыскании 70 644 325,61 руб. в счет компенсации ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов в связи с государственным регулированием тарифов на пассажирские пригородные перевозки на территории Воронежской области с 01.01.2015 по 31.12.2015.
Определением от 08.08.2018 указанное заявление было принято судом к своему производству, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление по государственному регулированию тарифов Воронежской области (далее - Управление по регулированию тарифов) и открытое акционерное общество "Российские железные дорого" (далее - ОАО "РЖД").
Определением от 29.01.2019 суд произвел процессуальную замену ненадлежащего ответчика - Департамента транспорта и автомобильных дорог Воронежской области надлежащим - Департаментом промышленности и транспорта Воронежской области (далее - Департамент промышленности). Этим же определением Департамент транспорта привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением от 13.01.2021 Арбитражный суд Воронежской области отказал в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, АО "ППК "Черноземье" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, удовлетворить заявленные требования.
Ссылается на то, что им понесены убытки, обусловленных избранных законодателем способом предоставления льгот, предусматривающим последующую компенсацию Воронежской областью как субъектом РФ платы, не полученной в связи с осуществлением перевозок по установленным тарифам. Указывает, что от выполнения заказа по перевозке пассажиров отказаться в одностороннем порядке не представлялось возможным.
Указывает на необоснованность вывода суда о ненадлежащем способе защиты прав. Утверждает, что в расчет убытков включены фактически понесенные, экономически обоснованные и документально подтвержденные затраты на организацию транспортного обслуживание населения, которые не являлись предметом рассмотрения по делу N А14-18340/2016.
От Департамента промышленности поступил отзыв с возражениями на апелляционную жалобу.
В отзыве указано, что договор на организацию транспортного обслуживания не предполагал субсидирование в полном объеме недополученных истцом доходов от осуществления деятельности. Перевозчики планируют свои расходы применительно к доходности, которые получат от установленного тарифа.
Считает, что судом обосновано не приняты результаты экспертизы, поскольку заключение дано без учета особенностей и принципов государственного регулирования тарифов, а также без анализа затрат по оплате услуг пользования инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования на предмет применения размеров арендных ставок. Также считает верным вывод суда о преюдициальном значении судебного акта по делу N А14-18340/2016.
В судебном заседании представитель Общества возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель ОАО "РЖД" поддержал апелляционную жалобу, просил суд обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представители Департамента промышленности и Департамента финансов возразили против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве Департамента промышленности.
Департамент регулирования тарифов и Департамент дорожной деятельности Воронежской области явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Дело рассматривалось в отсутствие не явившихся участников процесса в порядке ст. ст. 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс).
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
АО "ППК "Черноземье" является перевозчиком пассажиров в пригородном сообщении, имеющем право на осуществление деятельности по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом на территории Воронежской области, на основании лицензии, выданной Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (серия ПП N 3407408 от 12.04.2016).
АО "ППК "Черноземье" в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" относится к субъектам естественных монополий.
Приказом Федеральной службы по тарифам N 702-т от 10.11.2011 Компания включена в реестр субъектов естественных монополий в сфере услуг железнодорожных перевозок.
16.06.2015 года между АО "ППК "Черноземье" (Исполнитель) и Департаментом транспорта и автомобильных дорог Воронежской области (Заказчик), правопреемником которого является Департамент промышленности и транспорта Воронежской области, заключен договор N 1 на организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Воронежской области в 2015 году.
В соответствии с условиями договора исполнитель осуществляет перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Воронежской области согласно размерам движения пригородных поездов, определенным заказчиком, в соответствии с Приложением N 1 к договору, а заказчик обязуется компенсировать в полном объеме потери в доходах исполнителя, возникшие в результате государственного регулирования тарифов (п. 1.1. договора).
Исполнитель осуществляет перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по тарифам, установленным уполномоченным органом государственной власти Воронежской области (п. 1.2. договора).
В соответствии с п. 1.3. договора, Заказчик обеспечивает предоставление субсидий из бюджета Воронежской области на полное возмещение фактических потерь в доходах Исполнителя, возникающих от государственного регулирования тарифов на пригородные железнодорожные перевозки в соответствии с законодательством Российской Федерации и Воронежской области.
Согласно п. 2.3. договора, установлена обязанность Заказчика ежемесячно возмещать Исполнителю в полном объеме потери в доходах, возникающие в результате государственного регулирования тарифов на пригородные железнодорожные перевозки в соответствии с законодательством Российской Федерации и Воронежской области в порядке, определенном разделом 6 настоящего Договора.
В соответствии с п. 4.1. договора, исполнитель обязался осуществлять деятельность по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Воронежской области, согласно размеру движения пригородных поездов, определенному заказчиком, в соответствии с Приложением N 1 к договору, с учетом фактического возмещения потерь в доходах (п. 4.1. договора).
Согласно п. 4.5. договора исполнитель обязался обеспечить перевозку пассажиров в пригородных поездах по пригородным маршрутам, установленным договором, с заключением договоров перевозки пассажиров в соответствии с действующим законодательством, включая перевозки с предоставлением льгот и преимуществ по провозной плате в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Воронежской области.
Порядок организации перевозок отдельных категорий граждан, имеющих право на льготы по провозной плате в соответствии с законодательством Воронежской области, а также порядок возмещения потерь в доходах исполнителю регламентируются отдельно заключенными договорами оказания услуг по перевозке льготных категорий граждан, имеющих право на льготы по провозной плате в соответствии с законодательством Воронежской области.
В соответствии с п. 6.1 договора стороны согласовали, что Исполнитель ежемесячно, не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем транспортного обслуживания населения, представляет Заказчику справку-расчет фактических потерь в доходах согласно Приложению N 2 к настоящему Договору, отчет о фактически выполненных объемах перевозок железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Воронежской области согласно Приложению N 3 к настоящему Договору и счет на перечисление субсидий.
В целях оперативного рассмотрения и передачи отчетных материалов, Исполнитель направляет Заказчику отчеты факсимильной связью, электронной почтой с последующей досылкой оригиналов почтой.
Заказчик в течение 5 календарных дней с даты получения документов принимает решение о перечислении денежных средств Исполнителю. Решение о предоставлении субсидий оформляется приказом Заказчика (п. 6.2. договора).
Перечисление причитающихся исполнителю субсидий, производится ежемесячно, не позднее 31 (30) числа месяца, следующего за отчётным, в размере фактических потерь в доходах исполнителя за соответствующий месяц, определённых на основании отчета согласно Приложению N 2 к договору (п.6.3. договора).
При этом, неисполнение или ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств по предоставлению субсидии Исполнителю на возмещение потерь в доходах от осуществления перевозок пассажиров пригородным железнодорожным транспортом, по тарифам, установленным уполномоченным органом государственной власти Воронежской области, в том числе предоставление субсидий менее фактических потерь в доходах Исполнителя, может являться основанием для прекращения перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении и досрочного расторжения настоящего договора в одностороннем порядке.
При намерении расторгнуть договор в одностороннем порядке, Сторона, инициирующая расторжение Договора, должна уведомить другую Сторону о данном решении, не менее чем за один месяц до даты предполагаемого расторжения (п. 7.2. договора).
Приложением N 1 к договору утверждены размеры движения пригородных поездов на территории Воронежской области на 2015 год, предусматривающие движение данных поездов ежедневно, а также определен ежемесячный объем вагонно-километровой работы, которую перевозчик обязался выполнить.
Дополнительным соглашением N 1 от 31.08.2015 к договору, стороны изложили в новой редакции п. 2.1 договора: "Поручить исполнителю выполнение комплекса работ по обеспечению транспортного обслуживания пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения на территории Воронежской области в 2015 году в размере 10 738 181 ваг. км. согласно Приложению N 1 к настоящему договору".
Приложением N 1 к дополнительному соглашению утверждены размеры движения пригородных поездов на территории Воронежской области на 2015 год, предусматривающие движение данных поездов ежедневно, а также определен ежемесячный объем вагонно-километровой работы, которую перевозчик обязался выполнить.
Дополнительным соглашением N 2 от 15.12.2015 к договору, стороны изложили в новой редакции п. 2.1. договора: "Поручить исполнителю выполнение комплекса работ по обеспечению транспортного обслуживания пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения на территории Воронежской области в 2015 году в размере 10 638 456 ваг. км. согласно Приложению N 1 к настоящему договору".
Приложением N 1 к дополнительному соглашению N 2 изменены размеры движения пригородных поездов на территории Воронежской области на 2015 год.
В период с 01.01.2015 по 31.12.2015 на территории Воронежской области в соответствии с Приказом Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 18.12.2014 N 55/126 "Об установлении предельного максимального тарифа на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении для ОАО "ППК "Черноземье" на территории Воронежской области" установлен предельный тариф на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в размере 18 руб. 00 коп. за одну десятикилометровую зону.
Общество обратилось в Федеральную антимонопольную службу Российской Федерации с заявлением о досудебном рассмотрении спора по вопросу установления уровня экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования на 2015 год.
Решением N СП/19809/16 от 28.03.2016 ФАС России обязало Управление по государственному регулированию тарифов Воронежской области (далее - УРТ) произвести перерасчет затрат АО "ППК "Черноземье" в связи с проверкой экономической обоснованности затрат заявителя по статьям "Расходы на использование арендуемых основных средств", "Расходы, связанные с управлением и эксплуатацией железнодорожного подвижного состава", "Расходы на ремонт железнодорожного подвижного состава".
При этом, было установлено, что Обществом было допущено нарушение положений пунктов 23.7.2.2 - 23.7.2.4 Методики, а УРТ было лишено возможности произвести анализ изменения соответствующих расходов.
В целях исполнения указанного решения ФАС России УРТ были внесены изменения в произведенные ранее расчеты и применены индексы Прогноза СЭР, утвержденные Минэкономразвития России (4,9 % индекс цен производителей промышленной продукции, 10,2% (без продукции ТЭКа).
В результате УРТ, руководствуясь пунктом 18 Методики, которым предусмотрено распределение общепроизводственных и общехозяйственных расходов на деятельность в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении (по субъектам Российской Федерации) в соответствующей доле пропорционально прямым затратам, скорректировало затраты Общества, относимые на Воронежскую область, в сторону уменьшения на 32 322 тыс. руб.
В связи с этим, в 2016 году сумма субсидий за государственное регулирование тарифов, выплаченная Воронежской областью Компании за 2016 год, была уменьшена по отношению к ее обоснованной величине, установленной протоколом N 65 заседания Правления УРТ Воронежской области от 28.12.2015 на 32,322 млн. руб.
В рамках дела N А14-18340/2016 рассматривалось заявление АО "ППК "Черноземье" об оспаривании законности действий УРТ по исполнению решения ФАС России от 28.03.2016 N СП/19809/16, выразившихся в корректировке общей суммы экономически обоснованных затрат.
В ходе рассмотрения дела судом было установлено, что АО "ППК "Черноземье" пыталось включить сумму 32,322 млн. руб. в состав собственных расходов необоснованно и незаконно, а УРТ приняло законное решение об исключении данной суммы из состава затрат перевозчика.
30.05.2018 истец направил в адрес Департамента промышленности и транспорта Воронежской области и в адрес Департамента финансов Воронежской области претензии N ППК-2189 с требованием о взыскании с ответчиков 70 644 325,61 руб. в счет ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов в связи с государственным регулированием тарифов на пассажирские пригородные перевозки на территории Воронежской области с 01.01.2015 по 31.12.2015.
При этом, как указывает Общество, в результате финансово-хозяйственной деятельности по виду деятельности "пассажирские перевозки в пригородном сообщении" по Воронежской области за 2015 год у него возникли потери в доходах в размере 38,3 млн. руб., а именно: доходы (722,2 млн. руб.) - расходы (760,5 млн. руб.).
Кроме того, по мнению истца, Воронежская область в 2016 году фактически "удержала" из субсидий за 2016 год сумму уменьшения субсидий за государственное регулирование тарифов в размере 32,322 млн. руб., поскольку сумма субсидий за государственное регулирование тарифа фактически полученная в 2015 году дополнительно уменьшена на 32,322 млн. руб.
Таким образом ущерб, нанесенный Обществу, соответствует результату финансово-хозяйственной деятельности по виду деятельности "пассажирские перевозки в пригородном сообщении" по Воронежской области за 2015 год с учетом дополнительного удержания в 2016 году субсидий за 2015 год в размере 32,322 млн. руб.: 38,3 млн. руб. + 32,3 млн. руб. = 70,6 млн. руб.
Ссылаясь на оставление претензии без удовлетворения, АО "ППК "Черноземье" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением по настоящему делу.
Определением суда от 18.06.2019 по ходатайству истца по делу была назначена судебно-экономическая экспертиза. На разрешение эксперта поставлены следующие вопросы:
1. Определить сумму доходов, полученных АО "ППК "Черноземье" от реализации услуг по осуществлению транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Воронежской области в период с 01.01.2015 по 31.12.2015 по тарифу, установленному Приказом Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 18.12.2014 N 55/126.
2. Определить размер экономически обоснованных с точки зрения соответствия нормам Методики расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, утвержденной приказом ФСТ России от 28.09.2010 N 235-т/1, фактических затрат АО "ППК "Черноземье", как субъекта естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, понесенных им в 2015 году при реализации услуг по договору на организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Воронежской области в 2015 году N 1 от 16.06.2015, заключенному с Департаментом транспорта и автомобильных дорог Воронежской области.
3. Определить размер экономически обоснованного тарифа (себестоимости) на пассажирские перевозки железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении для применения на территории Воронежской области в 2015 году.
4. Определить размер выпадающих доходов АО "ППК "Черноземье", возникших в результате государственного регулирования уровня тарифа на пассажирские перевозки железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Воронежской области за 2015 год.
5. Определить величину экономически обоснованных затрат на прочие виды деятельности АО "ППК "Черноземье" за 2015 год и величину доходов АО "ППК "Черноземье" от прочих видов деятельности за 2015 год.
6. Являются ли расходы, понесенные АО "ППК Черноземье" для осуществления в 2015 году деятельности по перевозке пассажиров на территории Воронежской области, по аренде железнодорожного подвижного состава, текущему ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава, расходы на капитальный ремонт подвижного состава по договорам аренды подвижного состава с экипажем N 20/15/ЦДМВ от 01.04.2015, N 21/15/ЦДМВ от 01.04.2015, N 22/15/ЦДМВ от 01.04.2015, включенные в состав затрат перевозчика (п.19, 20, 21.2 Методики N 235-т/1 от 28.09.2010) в целом по компании и по Воронежской области, экономически целесообразными, с точки зрения того, являются они завышенными, либо нет? В случае установления завышения размера арендных ставок, каков размер завышения?
7. Определить на основе анализа финансово-хозяйственной деятельности АО "ППК "Черноземье" за искомый финансовый год являются ли остальные (за исключением расходов, указанных в п.6 настоящего запроса) расходы организации на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении за 2015 год, понесенные в целом по компании и по Воронежской области, экономически целесообразными.
Проведение экспертизы было поручено эксперту АНО "Лаборатория судебной экспертизы и оценки" Соколовой Людмиле Константиновне.
В соответствии с заключением эксперта от 12.05.2020 N 12/05-20 экспертом установлено следующее
По первому вопросу экспертом установлено, что сумма доходов, полученных АО "ППК "Черноземье" от реализации услуг по осуществлению транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Воронежской области в период с 01.01.2015 по 31.12.2015 по тарифу, утвержденному Приказом Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 18.12.2014 года N 55/126 составляет 384 109 234 рубля.
Также экспертом установлено, что размер экономически обоснованных, с точки зрения соответствия нормам Методики расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, утвержденной приказом ФСТ России от 28.09.2010 N 235-т/1, фактических затрат АО "ППК "Черноземье", естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, понесенных им за период с 01 января 2015 по 31 декабря 2015 года при реализации услуг по договору на организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Воронежской области в 2015 году N 1 от 16.06.2015, заключенному с Департаментом транспорта и автомобильных дорог Воронежской области составляет 760 587 488,53 рубля.
Кроме того, экспертом установлен размер экономически обоснованного тарифа (себестоимости) на пассажирские перевозки железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении для применения на территории Воронежской области в 2015 году, который составляет 34,83 рублей.
Размер экономически обоснованной величины выпадающих доходов АО "ППК "Черноземье", возникших в результате государственного регулирования уровня тарифов на пассажирские перевозки железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Воронежской области за 2015 год, по расчетам эксперта, составляет 371 112 607,01 рублей.
По мнению эксперта, величина экономически обоснованных затрат:
- затрат на прочие виды деятельности АО "ППК" Черноземье" за 2015 год составила 47 499 049,25 рублей, без НДС;
- доходов от прочих видов деятельности АО "ППК" Черноземье" за 2015 год составила 48 425 721,87 рублей без НДС.
В ответе на вопрос 6, эксперт подчеркнул, что ставки оплаты за техническое обслуживание, текущий ремонт, капитальный ремонт и аренду транспорта по договорам аренды подвижного состава с экипажем N 20/15/ЦЦМВ от 01.04.2015, N 21/15/ЦЦМВ от 01.04.2015, N 22/15/ЦЦМВ от 01.04.2015, включенные в состав затрат перевозчика (п.19,20,21.2 Методики N 235-т/1 от 28.09.2010) в целом по компании и по Воронежской области формировались ОАО "РЖД" и были согласованы в рамках договоров на оказание услуг по аренде железнодорожного подвижного состава в протоколе согласования цены с ОАО "ППК "Черноземье".
Так как, вышеуказанные услуги не подлежат государственному регулированию и исключена возможность приобретения услуг у иных поставщиков, ОАО "ППК "Черноземье" не имело возможности влиять на формирование цены и, как следствие, расходы по аренде железнодорожного подвижного состава включались согласно п. 19.20.21.2 Методики на основании заключенных договоров и актов выполненных работ.
Отвечая на 7 вопрос, эксперт сделал вывод о том, что на основе анализа финансово-хозяйственной деятельности АО "ППК "Черноземье", расходы организации на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении за 2015 год, понесенные в целом по компании и по Воронежской области являются экономически целесообразными.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Статьей 16.1 ГК РФ установлено, что в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, ущерб, причиненный личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, подлежит компенсации.
Аналогичные разъяснения даны в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса, Российской Федерации". В частности, как разъяснил Верховный Суд РФ, возможность такой компенсации предусмотрена пунктом 5 статьи 790 ГК РФ.
В соответствии с названной нормой в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно статье 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.
Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Как обосновано указал суд области со ссылкой на пункты 13, 15, 17 постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643 "О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" (постановление N 643), постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (постановление N 239), п. 3 ст. 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", потери в доходах перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В рассматриваемом случае порядок возмещения потерь в доходах, возникающих в результате установления тарифов ниже экономически обоснованного уровня, урегулирован заключенным между сторонами договором от 16.06.2015 на организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Воронежской области.
Подписав данный договор, осуществив перевозки по установленным тарифам, истец добровольно согласился на перечисление компенсации в согласованном договором размере, а не на иных условиях.
АО "ППК "Черноземье" закрепило за собой право на уменьшение количества маршрутов или составности поездов в одностороннем порядке в случае возмещения потерь в доходах ниже экономически обоснованного уровня.
Заключенный между сторонами договор не предполагал субсидирование в полном объеме недополученных истцом доходов от осуществления деятельности в сфере перевозки пассажиров, правом на корректировку своих расходов при установлении регулируемых тарифов в текущем периоде истец не воспользовался.
Истцом не оспаривается, что выделенные из бюджета Воронежской области денежные средства на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта (субсидии) были получены полностью.
Данная позиция соответствует позиции Верховного Суда, изложенной в определении от 18.02.2015 N 305-ЭС14-8718, согласно которой при выполнении обязательств в объеме, предусмотренном договором и в соответствии с утвержденными ассигнованиями, требования перевозчика о возмещении убытков являются заявленными за рамками договорных отношений, которые не подлежат удовлетворению.
Размер перечисленных денежных средств, по мнению истца, не покрыл фактические расходы АО "ППК "Черноземье", связанные с предоставлением услуг по перевозке граждан по установленным тарифам.
Однако в соответствии со статьей 790 ГК РФ при осуществлении перевозок граждан льготных категорий возмещению за счет средств соответствующих бюджетов подлежит реальный ущерб, возмещение же упущенной выгоды не предусмотрено.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 31.07.2017 по делу N А35-11557/2015.
Судом области обосновано сделан вывод о непредставлении истцом доказательств, достоверно подтверждающих несение спорных расходов исключительно в связи с договором от 16.06.2015 и рамках установленных им ограничений. Сам по себе факт превышения фактических затрат на финансово-хозяйственную деятельность по перевозке пассажиров в пригородном сообщении над суммой дохода, не является подтверждением установления незаконного тарифа и необходимости компенсации такой разницы из областного бюджета.
Факт экономической обоснованности установленного УРТ тарифа на 2015 год Обществом в установленном порядке не опровергнут. Доводы апелляционной жалобы в указанной части подлежат отклонению как необоснованные.
Судом области обосновано не приняты во внимание выводы экспертного заключения от 12.05.2020 N 12/05-20, поскольку экспертом не учтены особенности и принципы государственного регулирования тарифов.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является верным.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, апелляционная коллегия не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины судом не решается, так как на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 337.37 Налогового кодекса органы государственной власти, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, от ее уплаты освобождены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 13.01.2021 по делу N А14-15578/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-15578/2018
Истец: АНО "Лаборатория судебной экспертизы т оценки", АО "Пригородная пассажирская компания "Черноземье"
Ответчик: ВО в лице ДЕПАРТАМЕНТА ТРАНСПОРТА И АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ, Воронежская область в лице Департамента финансово-бюджетной политики ВО, Департамент промышленности и транспорта Воронежской области, департамент транспорта и автомобильных дорог Воронежской области
Третье лицо: ОАО "Российские железные дороги", Управление по государственному регулированию тарифов по Воронежской области