г. Москва |
|
09 февраля 2024 г. |
Дело N А40-18027/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Головкиной О.Г.,
судей Левченко Н.И., Алексеевой Е.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Воргулевой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 01 ноября 2023 г. по делу N А40-18027/23 по иску ООО "Анккер" (ИНН 7707033620, ОГРН 1027739040361) к Департаменту городского имущества города Москвы, с участием третьего лица Правительства Москвы о признании права на применении льготной ставки арендной платы по договору аренды
при участии в судебном заседании: от истца Трипадуш Е.А. (по доверенности от 18.04.2022 г.); от ответчика и третьего лица Апрелов С.А. (по доверенностям от 11.12.2023 г., от 19.07.2023 г.)
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Анккер" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Департаменту городского имущества города Москвы, с учетом принятых в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений, о признании за ООО "Анккер" право на имущественную поддержку субъектам малого предпринимательства в виде установления права на применение льготной арендной ставки по договору аренды N 01-00262/06 от 02.03.2006 г. за период с 01.01.2021 г. по 31.12.2021 г. в размере 4 750 руб. за кв.м./год, за период с 01.01.2022 г. по 31.12.2022 г. в размере 5 000 руб. за кв.м./год.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 01.11.2023 г. исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, ответчик и третье лицо обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просили решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе истцу в иске, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение судом норм материального права.
Истец против удовлетворения жалобы возражал, указав на отсутствие правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При этом апелляционный суд исходит из следующего.
Как усматривается из материалов дела, истец - ООО "Анккер" является арендатором помещения по адресу: г. Москва, ул. Щепкина, д. 47, стр. 1 (подвал, пом. 1, кмн.1-3, пом. 1а, комн. 1-5) на основании договора аренды нежилого фонда от 02.03.2006 г. N 1-262/06. До этого момента истец арендовал подвал по договору аренды от 11.04.2000 г. N 01-00597/00.
Дополнительным соглашением от 03.08.2009 г. стороны пролонгировали договор аренды до 01.08.2014 г.
В соответствии с п. 6.2 спорного договора сторонами была установлена рыночная ставка аренды. В течение первого года оплата аренды производится по ставке, определенной на основании действующих на дату заключения настоящего договора нормативных правовых актов г. Москвы, в последующие годы оплата аренды производится с учетом коэффициента - дефлятора, устанавливаемого ежегодно уполномоченным органом РФ (Минэкономразвития РФ).
Дополнительным соглашением стороны также внесли изменения в п. 6.2. договора, стороны установили, что за указанный в договоре аренды объект аренды величина арендной платы устанавливается в размере 1 560 692 руб.
Однако, принимая во внимание специфику использования помещения - бытовые нужды населения (часовая мастерская), стороны в п. 5 дополнительного соглашения пришли к соглашению о приостановлении действия п. 6.2. договора аренды на период действия льготной ставки арендной платы.
Дополнительным соглашением от 25.07.2014 г. стороны подписании дополнительное соглашение, в соответствии с которым продлили срок действия договора до 01.08.2019 г.
Истец, являясь малым предприятием, в соответствии с условиями договора, исключившими действие рыночной ставки, добросовестно, без каких-либо нарушений по срокам, платил арендную плату исходя из льготной ставки.
На протяжении многих лет - с 2006 г. по 2021 г. истец добросовестно вносил арендные платежи с учетом льготной ставки.
В 2021 г. ответчик изменил арендную ставку, доведя ее до рыночной, в связи с чем, в одностороннем порядке осуществил перерасчет арендных платежей по договору и насчитав не существующую задолженность.
В последующем, в 2021 г. ответчик обратился в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании задолженности за 2021 г.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 04.02.2022 г. по делу N А40-190380/21 Департаменту отказано в удовлетворении заявленных исковых требований, признав факт отсутствия у истца задолженности за спорный период ввиду законности применения истцом льготной ставки по аренде.
При этом, суд установил право общества на применение льготной ставки по аренде в размере 4 750 руб., которая действовала в отношении ответчика в 2020 г.
Истец имеет право на имущественную поддержку субъектов малого предпринимательства в виде установления льготной ставки арендной платы в размере 4 750 руб. (за период с 01.01.2021 г. по 31.12.2021 г.), в размере 5 000 руб. (за период с 01.01.2022 г. по 31.12.2022 г.).
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указывает на то, что отказ Департамента в предоставлении имущественной поддержки является незаконным, а общество на основании п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.п. 1 и 5 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 г. N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы", имеет право на применение льготной ставки арендной платы.
Судом первой инстанции, на основании оценки представленных в материалы дела доказательств, исковые требования удовлетворены.
Суд апелляционной инстанции соглашается с принятым судом первой инстанции решением, отклоняя доводы жалобы, исходя из следующего.
Постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 г. N 809-ПП (ред. от 16.04.2019 г.) "Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы" утвержден Перечень случаев установления ставки арендной платы по договорам аренды нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, на льготных условиях, к которым относится осуществление субъектом малого предпринимательства хозяйственной деятельности на условиях, определенных соответствующим нормативным правовым актом Москвы.
Правительство Москвы, осуществляющее от имени города Москвы полномочия по управлению государственным имуществом, в соответствии с требованиями Закона N 135-ФЗ, Закона N 209-ФЗ и Закона города Москвы N 60 в декабре 2012 г. приняло Постановление N 800-ПП о предоставлении имущественной поддержки в виде установления с 01.10.2013 г. ставки арендной платы в размере 3 500 руб. за кв.м в год следующим группам субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов:
1. арендующим объекты площадью до 300 кв.м.;
2. арендующим объекты площадью свыше 300 кв.м., осуществляющим деятельность в области здравоохранения и образования.
На основании Постановления N 800-ПП в данной редакции льготная ставка арендной платы применялась арендодателем самостоятельно ко всем субъектам малого предпринимательства - добросовестным арендаторам объектов площадью до 300 кв.м., не нарушающим условия договоров.
В последующем редакция постановления N 800-ПП была изменена, Правительством Москвы введены новые группы субъектов малого предпринимательства, которым предоставлялась имущественная поддержка в виде льготной ставки, условия и порядок предоставления поддержки.
Как указано судом первой инстанции, в период с 01.01.2021 г. по 31.12.2021 г. действовали положения Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 г. N 800-ПП, в редакции постановления Правительства Москвы от 16.12.2020 г. N 2262-ПП "О внесении изменений в постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 г. N 800-ПП и от 25.12.2012 г. N 809-ПП", которыми в частности в п.п. 1, 1.1. была установлена с 01.01.2020 г. (пролонгированная на 2021 г.) ставка арендной платы в размере 4 750 руб. за кв. м в год в отношении субъектов малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов.
При этом, вопреки доводам жалобы, для установления ставки в размере 4 750 руб. за 1 кв.м. в год (в 2020-2021 г.г.) и 5 000 руб. (в 2022 г.) в отношении субъектов, указанных в п. 1.1. постановления, предоставления заключения отраслевыми органом исполнительной власти г. Москвы в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства, а также решения комиссии не требуется и в соответствии с п. 20 постановления Пленума ВАС РФ от 25.01.2013 г. N 13 такая ставка должна применяться арендодателем (собственником нежилого фонда, находящегося в имущественной казне г. Москвы) автоматически и не требует изменения договора аренды.
В п. 2.4 указанного постановления предусмотрено, что по действующим договорам, заключенным без проведения торгов, арендная плата подлежит установлению на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой ставки арендной платы за исключением случаев, предусмотренных в п. 1, в котором приведены основания для применения льготной ставки.
Также признание за истцом права на применение ставки арендной платы за 1 кв.м. в год, в соответствии с положениями п. 1.1 и п. 5 Постановления N 800-ПП не требует внесения каких-либо изменений в договор аренды, поскольку действует автоматически и устанавливается истцом в одностороннем порядке с момента вступления в силу соответствующего нормативного акта.
В ч. 9 ст. 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ сформулировано общее правило о необходимости рыночной оценки при заключении договора аренды государственного или муниципального имущества на новый срок, но иное может быть предусмотрено другим законодательством, в том числе Законом N 209-ФЗ, которым установлены особые условия предоставления субъектам малого предпринимательства имущественной поддержки в виде передачи в аренду государственного или муниципального имущества, в том числе, по льготным (отличным от рыночных) ставкам и при заключении договоров аренды на новый срок.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" проведение оценки объектов оценки является обязательным, в том числе, в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих субъектам Российской Федерации, определений стоимости объектов оценки, принадлежащих субъектам Российской Федерации, в целях их передачи в аренду.
При этом, согласно ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", если размер арендной платы установлен в соответствии с другим федеральным законом в связи с передачей в аренду, рыночная стоимость данного имущества в соответствии с Законом об оценочной деятельности не устанавливается. Нормы законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства имеют более специальный характер по отношению к нормам антимонопольного законодательства, распространяющимся на всех хозяйствующих субъектов.
Согласно разъяснениям, изложенным в в п. 20 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 г. N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", если стороны в договоре аренды государственного или муниципального имущества указали, что размер арендной платы или иное условие корректируется при изменении указанных актов публично-правового образования, то такое изменение в отношениях сторон происходит автоматически и не требует изменения договора аренды.
Судом первой инстанции правомерно указано на то, что, поскольку согласно условиям договора аренды и дополнительного соглашения размер арендной платы определяется на основании действующих в Москве нормативов, корректируется арендодателем, может изменяться в одностороннем порядке путем направления арендодателем уведомления о том, что такое изменение произошло, наличие условия об установлении рыночной ставки арендной платы не препятствует применению льготной ставки арендной платы, установленной Правительством Москвы в п. 1.1 постановления N 800-ПП в редакции, действующей с указанной даты, и не требует подписания соглашения о применении указанной ставки.
В том случае, если истец перестанет соответствовать установленным законодательством критериям получения льготы, нарушит требования, предусмотренные в постановлении N 800-ПП, либо истечет срок действия нормативного правого акта, предоставившего льготу, подлежит применению ставка арендной платы, определенная по результатам оценки рыночной стоимости права пользования объектом нежилого фонда.
Однако доказательств утраты истцом статуса субъекта малого предпринимательства в материалы дела в нарушение требований ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено, и подтверждается выпиской из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
Пунктом 2.2(3) постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 г. N 800-ПП (ред. от 15.12.2017 г.) установлено, что в случае наличия у субъектов, указанных в п.п. 1, 1(1) настоящего постановления, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, задолженности по арендной плате в течение двух периодов оплаты подряд либо недоплаты арендной платы, повлекшей задолженность, превышающую размер арендной платы за два периода оплаты, арендная плата устанавливается в соответствии с п.п. 4(1).2-4(1).4 постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 г. N 809-ПП "Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы".
Пунктами 4(1).2-4(1).4 постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 г.
N 809-ПП установлен порядок действий арендодателя по договору аренды при нарушении арендаторами помещений, переданных в аренду на льготных условиях, платежной дисциплины.
Юридический состав утраты права на имущественную поддержку в связи с наличием задолженности состоит из наличия двухмесячной задолженности по арендной плате, рассчитанной по льготной ставке, и соблюдения Департаментом процедуры уведомления арендатора о нарушении платежной дисциплины и последствиях неуплаты задолженности в срок 45 дней (применение к арендной ставке коэффициента 1.25, либо утрата права на имущественную поддержку).
Истец, являясь субъектом малого предпринимательства, арендующим помещения менее 300 кв.м. на основании договора, заключенного без проведения торгов, право на применение льготной ставки арендной платы не утратил.
Применение рыночной ставки арендной платы в спорный период с учетом положений законодательства о поддержке субъектов малого предпринимательства, буквального содержания Постановления N 800-ПП, действующего в этот период, а также разъяснений, содержащихся в п. 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 г. N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", фактического поведения арендодателя в лице уполномоченных органов, не соответствует разумным ожиданиям арендатора - субъекта малого предпринимательства, добросовестно исполняющего условия договора аренды.
Довод жалобы о наличии на стороне арендатора задолженности по арендной плате документально не подтвержден, поскольку из представленного ответчиком расчета следует, что истец производит оплату арендной платы по льготной ставке.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии условий применения к арендатору льготной ставки арендной платы по договору аренды от 20.07.2004 г. N 04-00479/04 за период с 01.01.2021 г. в размере 4 750 руб. за кв.м./год; с 01.01.2022 г. в размере 5 000 руб. за кв.м./год.
Установление ответчиком истцу на 2021-2022 г.г. рыночной ставки арендной платы в свою очередь не соответствует установленным Федеральным законом от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и Законом города Москвы от 26.11.2008 г. N 60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве" принципам равной имущественной поддержки внутри одной группы субъектов малого предпринимательства, для которой такая поддержка предусмотрена (в данном случае арендаторы небольших помещений), обеспечения равных прав и возможностей при получении имущественной поддержки.
Апелляционный суд полагает, что разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания, предусмотренные ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции.
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 01 ноября 2023 года по делу N А40-18027/23 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.Г. Головкина |
Судьи |
Е.Б. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-18027/2023
Истец: ООО "АНККЕР"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ-ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ