г. Пермь |
|
21 мая 2021 г. |
Дело N А71-15716/2020 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Борзенковой И.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу заявителя, Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ижевске Удмуртской Республики (межрайонное)
На мотивированное решение Арбитражного суда Удмуртской Республики.
от 09 марта 2021 года,
принятое в порядке упрощенного производства,
по делу N А71-15716/2020
по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ижевске Удмуртской Республики (межрайонное)
к обществу с ограниченной ответственностью "Редуктор-С" (ОГРН
1081831007873, ИНН 1831129862)
о взыскании 7 406 руб. 42 коп. финансовых санкций,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ижевске Удмуртской Республики (межрайонное) (далее - заявитель, пенсионный фонд, управление) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Редуктор-С" (далее - ответчик, страхователь, общество) 7 406 руб. 42 коп. финансовых санкций.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики 09 марта 2021 года, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о том, что в соответствии с решением о привлечении ООО "Редуктор-С" к ответственности за совершение правонарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 18.05.2018 N 019V12180000095 страхователю необходимо было внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета, отразить доначисленные суммы страховых взносов в уточненном расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2016 год и корректирующих индивидуальных сведениях по форме СЗВ-КОРР в срок до конца месяца, следующего за месяцем, в котором решение о привлечении плательщика к ответственности вступило в силу. Сведения в срок не были представлены. Указывает, что в рассматриваемом деле корректировке подлежали суммы страховых взносов, доначисленных в результате выездной проверки. Суммы доначисленных страховых взносов подлежали отражению в уточненном расчете по начисленным страховым взносам по форме РСВ-1 ПФР за отчетный период 2016 года по строке 120 и в разделе 4 "Суммы перерасчета страховых взносов с начала расчетного периода", а также в разделе 4 формы СЗВ-КОРР (графа ''Сведения о доначисленных страховых взносах"). Таким образом, Управление не наделено полномочиями по корректировке индивидуальных сведений в части суммы страховых взносов, доначисленных органом контроля. Считает, требование о взыскании штрафа подлежало удовлетворению.
Ответчиком письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзыва на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Управлением проведена выездная проверка ООО "Редуктор-С" по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2014 по 31.12.2016, в ходе которой установлены, в том числе, следующие нарушения.
Обществом с июня по октябрь 2014 г. Ложкину А.А. начислена заработная плата в размере 39796,97 руб., которая не включена в базу для начисления страховых взносов. Заработная плата, начисленная официально ряду трудоустроенных работников в 2016 году, отличается от дохода, фактически полученного, и подлежит включению в базу для начисления страховых взносов в сумме 14394000,45 руб.
Часть лиц, получивших в 2016 году доход, официально не были трудоустроены, но фактически состояли в трудовых отношениях с обществом, полученная "неофициальная-теневая" заработная плата в отношении застрахованных лиц в сумме 2294886,39 руб. подлежит включению в базу для начисления страховых взносов. Таким образом, общая сумма выплат, подлежащая включению в базу для начисления страхованы взносов, составляет 3774083,81 руб.
По результатам проверки составлен акт проверки от 30.03.2018 N 019V10180000091 и принято решение от 18.05.2018 N 019V12180000095, которым обществу в связи с установленными фактами неверного исчисления страховых взносов предложено уплатить недоимку в размере 830298,44 руб., пени в размере 192478,27 руб., штраф в размере 202398,33 руб., а также представить форму "Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР) одновременно с формой "Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)".
Сведения необходимо представить в срок до конца месяца, следующего за месяцем, в котором решение о привлечении плательщика к ответственности вступило в силу.
Уточненные сведения в установленный срок не представлены.
По результатам выездной проверки управлением также составлен акт проверки от 30.03.2018 N 019S12180000287 и принято решение от 18.05.2018 N 019S13180000407, согласно которому в связи с установленными фактами непредставления и представления недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета по застрахованным лицам за 2014-2016 с общества подлежит взысканию штраф в сумме 215797,34 руб.
02.04.2020 в адрес страхователя направлено уведомление об устранении в течении пяти дней ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации. Должником уточненные сведения также не представлены.
В связи с непредставлением страхователем корректирующих сведений в установленный срок 08.06.2020 управлением составлен акт N 019S12200000032 и принято решение от 13.07.2020 N 019S13200000028 о привлечении ООО "Редуктор-С" к ответственности по ч.3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ за представление неполных и (или) недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в виде 7406,42 руб. штрафа.
В адрес общества направлено требование от 03.08.2020 с предложением в добровольном порядке произвести уплату санкций в срок до 31.08.2020.
Неисполнение должником в добровольном порядке вышеуказанных требований на общую сумму 7406,42 руб., явилось основанием для обращения управления в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ответчика указанной суммы финансовых санкций, по результатам рассмотрения которого Арбитражным судом УР отказано в принятии заявления, о чем вынесено определение от 27.11.2020 по делу N А71-13890/2020.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Управления в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судом первой инстанции принято вышеприведенное решение.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, проанализировав нормы материального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации" устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", а также сведений о детях.
Согласно статье 1 Федерального закона N 27-ФЗ индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ работодатели в отношении застрахованных лиц обязаны ежемесячно представлять в ПФР форму СЗВ-М.
В соответствии с пунктом 2.2. статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения подаются по формам, утвержденным Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 06.12.2018 N 507п "Об утверждении формы "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)", формы "Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)", формы "Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)", формы "Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)", порядка их заполнения и формата сведений.
Статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ закреплено, что страхователи обязаны в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
К числу сведений, которые страхователь обязан представлять, относятся, в частности, сумма заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, а также сумма начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования.
Следовательно, страхователь обязан представить сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и суммах страховых взносов, фактически им начисленных.
Обязанность страхователя по предоставлению сведений о выплатах, не включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и суммах страховых взносов, которые им не начислялись, Закон N 27-ФЗ не предусматривает.
Указанные выводы подтверждаются правоприменительной практикой, в частности, постановлением ВАС РФ от 14.05.2013 N ВАС-17744/12, определениями ВАС РФ от 10.06.2014 N 6641/14, от 24.10.2012 N ВАС- 13308/12.
Кроме того, спорные сведения также не могут быть расценены как недостоверные, поскольку они подлежали корректировке в порядке, установленном Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н.
В силу ст. 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Представление корректирующих сведений в случае самостоятельного обнаружения ошибки страхователем либо в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации предусмотрено п.п. 34, 41 ранее действовавшей Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н, а также п.п. 37,39 действовавшей с 19.02.2017 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н.
Абзац 3 части 1 статьи 16 Закона N 27-ФЗ устанавливает, что органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
Таким образом, в случае неустранения страхователем в установленный срок имеющихся расхождений в индивидуальных сведениях территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе принять самостоятельное решение о корректировке индивидуальных сведений застрахованных лиц и осуществить данную корректировку (ст.16 Закона N 27-ФЗ).
Из решения от 13.07.2020 N 019S13200000028 следует, что основанием для привлечения общества к ответственности по ч.3 ст.17 Закона N 27-ФЗ явился факт непредставления обществом корректирующих сведений, обязанность представления которых возложена на заявителя решением управления от 18.05.2018 N 019Y12180000095.
В данном случае Пенсионный фонд ограничился указанием на необходимость обществу откорректировать суммы страховых взносов, доначисленных в результате выездной проверки, и внести изменения в представленную отчетность. При этом, в чем заключалось представление неполных и (или) недостоверных сведений в решении 18.05.2018 N 019Y12180000095 не отражено.
В соответствии с положениями статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В случае неустранения страхователем в установленный срок имеющихся расхождений в индивидуальных сведениях территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе принять самостоятельное решение о корректировке индивидуальных сведений застрахованных лиц и осуществить данную корректировку (ст.16 Федерального закона N 27-ФЗ).
Непредставление корректирующих индивидуальных сведений не образует состав правонарушения, предусмотренного абзацем третьим статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Вместе с тем, наличие состава правонарушения является необходимым основанием для всех видов юридической ответственности (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 апреля 2001 года N 7-П).
В соответствии с нормами статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации, возможность применения которых по аналогии допустима в соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19.01.2016 N 2-П, лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие события налогового правонарушения; отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения.
С учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 Постановления от 14.07.2003 N 12-П, при рассмотрении дел необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. Данная правовая позиция имеет общий характер и касается любых правоприменителей.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Таким образом, исследовав обстоятельства настоящего дела, установив, что ни в акте проверки, ни в решении не установлены основные элементы состава вменяемого страхователю правонарушения, в том числе событие и виновность страхователя, в чем именно выразились неполнота и (или) недостоверность представленных страхователем индивидуальных сведений, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования.
Основания для выводов, отличных от тех, которые изложены в обжалуемом решении у суда первой инстанции, отсутствуют.
Апелляционный суд считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность обжалуемого решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Пенсионный фонд освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 09 марта 2021 года, принятое в порядке упрощенного производства, по делу N А71-15716/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-15716/2020
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ижевске Удмуртской Республики межрайонное
Ответчик: ООО "Редуктор-С"