г. Пермь |
|
21 мая 2021 г. |
Дело N А50-22461/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 мая 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мартемьянов В. И.
судей Мухаметдиновой Г.Н., Чухманцева М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Чадовой М.Ф.,
при участии:
от уполномоченного органа: Чепурко Д.В., паспорт, доверенность от 27.01.2021;
иные лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу уполномоченного органа в лице ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми
на определение Арбитражного суда Пермского края
от 05 марта 2021 года
об отказе в удовлетворении требования ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми о включении в реестр требований кредиторов должника,
вынесенное в рамках дела N А50-22461/2017
о признании несостоятельным (банкротом) ООО "Консалтинговые услуги" (ОГРН 1145958054967, ИНН 5902997760),
УСТАНОВИЛ:
19.07.2017 в Арбитражный суд Пермского края поступило заявление закрытого акционерного общества "Промышленная лизинговая компания" в лице конкурсного управляющего Дыкова Ивана Владимировича (далее - ЗАО "Промлизинг" заявитель) о признании общества с ограниченной ответственностью "Консалтинговые услуги" (далее - ООО "Консалтинговые услуги", должник) несостоятельным (банкротом).
Определением Арбитражного суда Пермского края от 28.12.2017 заявление признано обоснованным, в отношении ООО "Консалтинговые услуги" введена процедура наблюдения, временным управляющим утверждена Иванушкина Лариса Геннадьевна.
Решением арбитражного суда от 28.04.2018 года ООО "Консалтинговые услуги" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении должника открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утверждена Марчевская Ирина Викторовна.
11.01.2021 от Федеральной налоговой службы в лице инспекции Федеральной налоговой службы по Мотовилихинскому району г. Перми в арбитражный суд поступило требование об установлении задолженности по обязательным платежам и включении требования уполномоченного органа по обязательным платежам в размере 40 109,51 руб., из них сумма основного долга - 39 575,75 руб., пени - 533,76 руб. в третью очередь реестра требований кредиторов ООО "Консалтинговые услуги".
Определением Арбитражного суда Пермского края от 05.03.2021 во включении требования уполномоченного органа Федеральной налоговой службы (ФНС России) в лице ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми по обязательным платежам в размере 40109,51 руб., в реестр требований кредиторов ООО "Консалтинговые услуги", отказано.
Не согласившись с вынесенным определением, уполномоченный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности по обязательным платежам в общем размере 40 109,51 руб.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что судом не учтено, что датой возникновения задолженности по страховым взносам, заявленной уполномоченным органом для включения в реестр требований кредиторов должника в действительности следует считать 07.02.2019- дата предоставления в налоговый орган уточненных декларации за 1 квартал, полугодие 2017 года. Обращает внимание суда, что суд первой инстанции руководствовался положения 212-ФЗ от 03.07.2016, который утратил силу; заявитель отмечает, что при определении порядка применения мер взыскания страховых взносов следует руководствоваться положениями Налогового кодекса РФ.
Письменных отзывов на апелляционную жалобу от лиц, участвующих в деле не поступало.
Протокольным определением от 13.05.2021 в судебном заседании объявлен перерыв до 19.05.2021.
Участвующий в судебном заседании представитель уполномоченного органа доводы апелляционной жалобы и ее дополнения поддерживает, на отмене определения настаивает.
В обоснование своих доводов заявил ходатайство о приобщении к материалам дела уточненных расчетов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование ООО "Консалтинговые услуги" за 1 квартал, полугодие 2017 г.
Рассмотрев данное ходатайство в порядке статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд на основании статьи 268 АПК РФ считает необходимым его удовлетворить и приобщить к материалам дела указанные документы в целях исследования обстоятельств дела.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения апелляционных жалоб в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ
Как следует из материалов дела, уполномоченным органом заявлено требование о включении в реестр задолженности, которая состоит из следующих сумм:
Наименование налога |
Недоимка |
Задолженность по пени |
Задолженность по штрафам |
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды с 01.01.2017 |
26 350,03 руб. |
391,43 руб. |
0,00 руб. |
Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за периоды с 01.01.2017 |
6 629,95 руб. |
51,59 руб. |
0,00 руб. |
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование в бюджет Федерального фонда ОМС за периоды с 01.01.2017 |
6 595,77 руб. |
90,74 руб. |
0,00 руб. |
Итого: |
39 575,75 руб. |
533,76 руб. |
0,00 руб. |
Отказывая в удовлетворении заявления уполномоченного органа о включении требования в реестр требований кредиторов должника в размере 40 109,51 руб., суд первой инстанции исходил из того, что ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми возможность принудительного взыскания предъявленной суммы задолженности утрачена, поскольку нарушены сроки внесудебного взыскания, что влечет отказ в удовлетворении заявленного требования.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными Законом о банкротстве.
В соответствии с пунктом 1 статьи 142 Закон о банкротстве установление размера требований кредиторов в период конкурсного производства осуществляется в порядке, установленном статье 100 названного Закона.
В силу пункта 1 статьи 100 Закона о банкротстве кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Указанные требования направляются в арбитражный суд и внешнему управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность этих требований документов. Указанные требования включаются внешним управляющим или реестродержателем в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.
Статьей 2 Закона о банкротстве установлено, что обязательные платежи - это налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "О некоторых вопросах обеспечения интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве", ФНС России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
Как разъяснено в пункте 10 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2016 (далее - Обзор судебной практики от 20.12.2016) согласно пункту 10 статьи 16, а также пунктам 3 - 5 статьи 71, пунктам 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве арбитражный суд проверяет обоснованность и размер требований кредиторов, не подтвержденных вступившим в законную силу судебным актом, независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором, с другой стороны. Поэтому, в случае предъявления уполномоченным органом требований в отношении обязательных платежей, суд проверяет, представлены ли в подтверждение этих требований достаточные доказательства наличия и размера задолженности по обязательным платежам. В обоснование предъявленных требований могут быть представлены документы, содержащие данные об основаниях, моменте возникновения и размере недоимки (например, налоговые декларации налогоплательщика, акты налоговых проверок, решения налогового органа по результатам рассмотрения материалов проверок).
Утрата возможности принудительного исполнения требований по обязательным платежам исключает возможность их удовлетворения в процедуре банкротства, что в соответствии с положениями статей 71, 100 Закона о банкротстве влечет признание данных требований необоснованными.
Как следует из материалов дела, в составе требований уполномоченного органа предъявлена задолженность по следующим обязательствам, возникшим у должника в связи с представлением уточненных деклараций по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 1, 2 кварталы 2017 г. :
задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды с 01.01.2017 образовалась в результате доначислений по уточненным расчетам за 1 квартал, полугодие 2017 года;
задолженность по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за периоды с 01.01.2017 образовалась в результате начислений по уточненным расчетам за 1 квартал 2017 года;
задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в бюджет Федерального фонда ОМС за периоды с 01.01.2017 образовалась в результате начислений по уточненным расчетам за 1 квартал, полугодие 2017 года.
Обоснованность предъявленной задолженности подтверждена принятыми уполномоченным органом мерами взыскания: требованиями об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) от 13.02.2019 N 3386, от 09.08.2019 N 112491, решениями о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) в банках, а также электронных денежных средств от 04.03.2019 N 3402, от 14.10.2019 N 2284.
При исследовании доводов уполномоченного органа суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания его обоснованным и подлежащим удовлетворению в связи с утратой возможности принудительного исполнения требований по обязательным платежам, указывая на то, что налоговым органом нарушены сроки внесудебного взыскания, а именно: требования об уплате недоимки выставлены за пределами 3-х месячного срока и 60-ти дневного срока для вынесения решения о взыскании задолженности за счет денежных средств.
Между тем, судом первой инстанции не учтено, что датой возникновения задолженности по страховым взносам, заявленной уполномоченным органом для включения в реестр требований кредиторов ООО "Консалтинговые услуги", в действительности следует считать 07.02.2019 - дата предоставления в налоговый орган уточненных деклараций за 1 квартал, полугодие 2017 года.
Как следует из пояснений уполномоченного органа, ООО "Консалтинговые услуги" в адрес ИФНС России по Мотовилихинскому району г.Перми 23.04.2017 представлен расчет по страховым взносам за 1 квартал 2017 года (первичный расчет), начисления по которому погашены должником, либо отсутствовали.
07.02.2019 должником в адрес инспекции представлен уточненный расчет по страховым взносам за тот же период (корректировка N 1), разница между которыми, с учетом уплаты, подлежит включению в реестр требований кредиторов в том числе:
Наименование налога |
Недоимка за 1 кв. 2017, начисленная по расчету от 23.04.2017 (первичный) |
Недоимка за 1 кв. 2017, начисленная по расчету от 07.02.2019 (корректировка N 1) |
Разница подлежащая включению в РТК за 1 квартал 2017, с учетом уплаты |
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды с 01.01.2017 |
80 795,74 руб. |
95 021,92 руб. |
12 123,85 руб. |
Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за периоды с 01.01.2017 |
0,00 руб. |
12 525,61 руб. |
6 629,95 руб. |
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование в бюджет Федерального фонда ОМС за периоды с 01.01.2017 |
18 729,92 руб. |
22 027,81 руб. |
3 297,89 руб. |
Итого: |
99 525,66 руб. |
129 575,34 руб. |
22 051,69 руб. |
ООО "Консалтинговые услуги" в адрес Инспекции 25.07.2017 представлен уточненный Расчет по страховым взносам за 2 квартал 2017 года (корректировка N 1), начисления по которому погашены должником, либо отсутствовали. 07.02.2019 должником в адрес Инспекции представлен уточненный Расчет по страховым взносам за тот же период (корректировка N 2), разница между которыми, с учетом уплаты, подлежит включению в реестр требований кредиторов в том числе:
Наименование налога |
Недоимка за 1 кв. 2017, начисленная по расчету от 25.0.2017 (корректировка N 1) |
Недоимка за 1 кв. 2017, начисленная по расчету от 07.02.2019 (корректировка N 2) |
Разница подлежащая включению в РТК за 1 квартал 2017, с учетом уплаты |
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды с 01.01.2017 |
82 435,31 руб. |
96 661,49 руб. |
14 226,18 руб. |
Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за периоды с 01.01.2017 |
0,00 руб. |
0,00 руб. |
0,00 руб. |
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование в бюджет Федерального фонда ОМС за периоды с 01.01.2017 |
19 110,01 руб. |
22 407,89 руб. |
3 297,89 руб. |
Итого: |
101 545,32 руб. |
119 069,38 руб. |
17 524,06 руб. |
При этом положения Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в данном случае ошибочно применены судом первой инстанции, поскольку утратили законную силу с 1 января 2017 года в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".
При определении порядка применения мер взыскания страховых взносов следует руководствоваться положениями Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с НК РФ.
Учитывая, что недоимка по страховым взносам выявлена налоговым органом у ООО "Консалтинговые услуги" 07.02.2019, а требование об уплате налога направлено в адрес налогоплательщика 13.02.2019, срок предъявления требования об уплате налога налоговым органом не был нарушен.
В пунктах 1 и 3 статьи 46 НК РФ указано, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок, обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства плательщика страховых взносов-организации или индивидуального предпринимателя на счетах в банках.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока.
Как указано в требовании уполномоченного органа об установлении задолженности, решение о взыскании в порядке статьи 46 НК РФ направлено в адрес налогоплательщика 04.03.2019.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что решение от 04.03.2019 N 3402 не может быть признано недействительным поскольку принято с соблюдением положений статьи 46 НК РФ.
Следовательно, меры для взыскания предъявленной для включения в реестр требований кредиторов ООО "Консалтинговые услуги" задолженности уполномоченным органом приняты своевременно, сроки внесудебного взыскания не нарушены.
На основании вышеизложенного, требование уполномоченного органа в части задолженности по обязательным платежам в размере 40 109,51 руб., из которых: 39 575,75 руб. - основной долг, 533,76 руб. - пени подлежит включению в реестр требований кредиторов в составе третьей очереди реестра требований кредиторов должника.
С учетом изложенного, определение суда подлежит отмене в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 270 АПК РФ, заявленные уполномоченным органом требования подлежат удовлетворению.
В силу статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы на определение об отказе во включении требования в реестр требований кредиторов должника не уплачивается.
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, 269, 270, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Пермского края от 05 марта 2021 года по делу N А50-22461/2017 отменить.
Включить требование ФНС России в лице ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми по обязательным платежам в общей сумме 40 109,51 руб., из которых: 39 575,75 руб. - основной долг, 533,76 руб. - пени в третью очередь реестра требований кредиторов ООО "Консалтинговые услуги".
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
В.И. Мартемьянов |
Судьи |
Г.Н. Мухаметдинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-22461/2017
Должник: ООО "КОНСАЛТИНГОВЫЕ УСЛУГИ"
Кредитор: ЗАО "Промлизинг", ЗАО "ПРОМЫШЛЕННАЯ ЛИЗИНГОВАЯ КОМПАНИЯ", ИНФС по Мотовилихинскому району г.Перми
Третье лицо: Власова Людмила Николаевна, Ассоциация "МСКСОПАУ "Содружество", Епифанова Любовь Евгеньевна, ЗАО "Промлизинг", Иванушкина Лариса Геннадьевна, ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО МОТОВИЛИХИНСКОМУ РАЙОНУ Г. ПЕРМИ, Марчевская Ирина Викторовна, НП СРО "Союз менеджеров и антикризисных управляющих", ООО "БУРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ООО "МВМ-ОЦЕНКА", ООО "ПермИнвестСтрой", Половников Эдуард Борисович, Рец В Н, Родионова Оксана Петровна, Росреестр по ПК, Стяжкин Сергей Петрович, Хакимов Ринат Ильдусович, Юрпалов Олег Анатольевич
Хронология рассмотрения дела:
16.12.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4801/20
23.06.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4795/20
01.06.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4795/20
21.05.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4801/20
25.03.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4801/20
16.03.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4801/20
16.09.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4795/20
12.06.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4801/20
19.11.2019 Определение Арбитражного суда Пермского края N А50-22461/17
28.04.2018 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-22461/17
28.12.2017 Определение Арбитражного суда Пермского края N А50-22461/17