город Ростов-на-Дону |
|
21 мая 2021 г. |
дело N А53-30159/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Глазуновой И.Н., Мисника Н.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Варавиной Е.Н.,
при участии:
от Комитета по имущественным и земельным отношениям администрации Аксайского района: представителя Грицай Ю.В. по доверенности от 29.04.2021,
представителя Бодаховой М.М. по доверенности от 31.01.2020,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии: представителя Мирошниченко А.С. по доверенности от 13.04.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии на решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.02.2021 по делу N А53-30159/2020 по заявлению Комитета по имущественным и земельным отношениям администрации Аксайского района к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии о признании незаконным отказа, об обязании
УСТАНОВИЛ:
Комитет по имущественным и земельным отношениям администрации Аксайского района (далее - комитет) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - управление) о признании незаконным отказа в государственном кадастровом учете.
Заявленные требования мотивированы необоснованностью отказа в проведении кадастрового учета образуемых земельных участков.
Решением суда от 04.02.2021 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным как противоречащее нормам Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области N 30-5187549 от 14.09.2020. Суд обязал управление осуществить государственный кадастровый учет 62 земельных участков, образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером 61:02:0600010:1706 с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства", на основании межевого плана от 01.06.2020 N 0A37A0FC7AE9-4CC3-A4BA-9BlA09142416.xml.
Суд установил, что земельный участок 61:02:0600010:1706 имеет вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного использования", участок отнесен к неразграниченной государственной собственности. Суд установил факт обращения комитета в управление с осуществлением кадастрового учета 62 образуемых участков с разрешенным использованием для ИЖС и факт отказа в проведении кадастрового учета. Суд также установил, что отказывая в проведении кадастрового учета, управление исходило из того, что представленный заявителем межевой план от 01.06.2020 не соответствует требованиям, описанным в пункте 51 приказа N 921. Суд указал, что вынося оспариваемое решение управление не учло, что КИЗО Аксайского района, осуществляя на основании статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации полномочия собственника в отношении первоначального земельного участка, является одновременно и органом, в чью компетенцию входит решение вопросов изменения вида разрешенного использования земельного участка. В материалы дела не представлено доказательств, препятствующих изменению вида разрешенного использования первоначального земельного участка. Напротив, суд признал обоснованным довод КИЗО Аксайского района, что размер образованных земельных участков не позволяет использовать их для сельскохозяйственного производства, в связи с чем пришел к выводу, что по результатам правовой экспертизы регистратор должен был констатировать принятие уполномоченным органом решения о разделе земельного участка и об изменении разрешенного использования образуемых участков и не имел оснований к отказу в постановке земельных участков на кадастровый учет.
С принятым судебным актом не согласилось управление, обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ, просил решение суда первой инстанции отменить.
В апелляционной жалобе управление настаивает на заявленных доводах, указывает, что образуемые земельные участки не соответствуют виду разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 61:02:0600010:1706, что исключает проведение кадастрового учета, в этой связи, межевой план также не соответствует установленным требованиям. В этой связи, действия регистратора по отказу в проведении государственного кадастрового учета носили законный и обоснованный характер.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал доводы апелляционной жалобы, дал пояснения по существу спора.
Заявитель явку представителя в судебное заседание не обеспечил, будучи извещенным о процессе, апелляционная жалоба рассматривалась в порядке статьи 156 АПК РФ.
В судебном заседании объявлялся перерыв в течение дня в порядке статьи 163 АПК РФ.
После объявленного перерыва представители комитета против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании объявлялся перерыв в течение дня в порядке статьи 163 АПК РФ.
После объявленного перерыва судебное заседание продолжено в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, В ЕГРН содержатся сведения об объекте недвижимости, представляющем собой земельный участок с кадастровым номером 61:02:0600010:1706, расположенный по адресу: Ростовская обл., р-н Аксайский, х. Большой Лог в границах плана земель АО "Аксайское", прилегающий к полю N 53 ООО СХП "Мускатное", с уточненной площадью 220947 кв. м; с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования. Участок отнесен к неразграниченной государственной собственности.
В соответствии со статьей 3.3. Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципальных районов, городских поселений.
Комитет по имущественным и земельным отношениям Администрации Аксайского района Ростовской области в соответствии со статьей 2 Положения о нем, утвержденного решением Собрания депутатов Аксайского района от 28.12.2016 N 180, является органом Администрации Аксайского района, созданным для осуществления полномочий по управлению и распоряжению муниципальным имуществом муниципального образования "Аксайский район", по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования "Аксайский район" и государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в пределах границ сельских поселений Аксайского района и осуществлению иных, связанных с использованием земельных участков функций, сочетающим отраслевое управление с функциональным руководством межотраслевого характера.
В рамках представленных полномочий КИЗО Аксайского района обратился в Управление Росреестра по Ростовской области с целью осуществления государственной регистрационной записи об образовании 62 земельных участков путем раздела земельного участка с КН 61:02:0600010:1706.
К заявлению был приложен межевой план от 01.06.2020, подготовленный ООО "Новый город" кадастровым инженером Ульянченко Н.В. в связи с разделом земельного участка с кадастровым номером и образованием 62 земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 61:02:0600010:1706.
15.06.2020 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области принято решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, изложенное в форме уведомления N 30-5187549.
08.07.2020 КИЗО Аксайского района обратился в апелляционною комиссию по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятого в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета Управления Росреестра по Ростовской области (далее - апелляционная комиссия)с заявлением об отмене решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, изложенном в форме уведомления от 15 июня 2020 N 30-5187549.
По результатам рассмотрения данного заявления, 20.07.2020 апелляционной комиссией принято решение об отклонении заявления КИЗО Аксайского района от 08.07.2020 N 63.10/4087.
Полагая отказ незаконным, комитет обратился в суд с заявлением.
При принятии решения об обоснованности заявленных требований, суд апелляционной инстанции полагает необходимым руководствоваться следующим.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статей 65, 198 и 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Основанием для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: несоответствие таких решений (действий, бездействия) закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) лица, обратившегося в арбитражный суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (часть 2 статьи 201 Кодекса).
Так, по данным раздела "Сведения об образуемых земельных участках" межевого плана от 01.06.2020 в качестве вида разрешенного использования образуемых земельных участков указано "для индивидуального жилищного строительства", тогда как исходный участок имеет назначение для сельскохозяйственного использования.
В силу пункта 3 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Регистратор на этом основании сделал вывод о том, что представленный заявителем межевой план от 01.06.2020 не соответствует требованиям, описанным в пункте 51 приказа N 921.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Действия по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав регулируются нормами Федерального закона 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации).
Согласно статье 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости (далее ЕГРН) является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
По правилам статьи 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Той же нормой установлены основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
На основании пункта 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, документы, необходимые для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Исходя из положений пункта 3 части 1 статьи 15 Закона о регистрации при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника исходного объекта недвижимости, из которого образованы новые объекты недвижимости, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на образованные объекты недвижимости.
Пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом N 218-ФЗ оснований для приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Это означает, что регистратор обязан проверить наличие правовых оснований для установления подлежащих в кадастр и реестр прав сведений об образуемом объекте и полномочию лица, определившего юридически значимые характеристики объекта.
В данном случае он обязан проверить основания для изменения разрешенного вида использования при образовании земельных участков.
На основании пункта 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, документы, необходимые для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Суд установил, что к заявлению о кадастровом учете участков приложено распоряжение КИЗО Аксайского района от 19.05.2020 N 431 об утверждении схемы расположения земельных участков, образуемых из участка с кадастровым номером 61:02:0600010:1706. В нем указано на установление разрешенного вида использования в отношении каждого из образованных участков.
Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 названной статьи, в том числе и земли населенных пунктов, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается уполномоченным органом самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
По смыслу этой нормы представленное для кадастрового учета распоряжение есть ненормативный правовой акт, определивший, в числе прочего разрешенное использование образуемых земельных участков.
Суд указал, что, вынося оспариваемое решение Управление не учло, что КИЗО Аксайского района, осуществляя на основании статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации полномочия собственника в отношении первоначального земельного участка, является одновременно и органом, в чью компетенцию входит решение вопросов изменения вида разрешенного использования земельного участка (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.08.2013 по делу N А56-75870/2012).
Согласно пункту 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до принятия в установленном порядке правил землепользования и застройки решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний.
Суд также указал, что в материалы дела не представлено доказательств, препятствующих изменению вида разрешенного использования первоначального земельного участка.
Напротив, суд признал обоснованным довод КИЗО Аксайского района, что размер образованных земельных участков не позволяет использовать их для сельскохозяйственного производства. Суд пришел к выводу, что по результатам правовой экспертизы регистратор должен был констатировать принятие уполномоченным органом решения о разделе земельного участка и об изменении разрешенного использования образуемых участков и не имел оснований к отказу в постановке земельных участков на кадастровый учет.
Вместе с тем, судом и комитетом не учтено следующее
В соответствии с пунктом 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
По смыслу приведенного положения образуемые в результате перераспределения земельные участки имеют то же целевое назначение и разрешенное использование, что и исходные земельные участки, то есть из земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет с определенным видом разрешенного использования, может быть образован земельный участок только с тем же видом разрешенного использования.
Таким образом, вид разрешенного использования образуемого земельного участка может отличаться от вида разрешенного использования исходного земельного участка только в случае, если федеральным законом установлен порядок определения вида разрешенного использования образуемого земельного участка, отличный от предусмотренного пунктом 3 статьи 11.2 ЗК РФ.
Имеются исключения из общего правила, к таким исключениям возможно отнести следующее:
- отсутствие в ЕГРН сведений о видах разрешенного использования исходных земельных участков;
- определение вида разрешенного использования образуемого земельного участка в соответствии с утвержденным проектом межевания территории при образовании земельного участка в целях размещения линейного объекта на землях лесного фонда;
- указание видов разрешенного использования образованных земельных участков на основании решения об утверждении схемы земельных участков, подготовленной на основании утвержденной в соответствии с законодательством Российской Федерации документации по планировке территории, в случае, описанном частью 8 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно пункту 51 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. N 921, вид (виды) разрешенного использования образуемых земельных участков должен (должны) соответствовать сведениям ЕГРН, о виде (видах) разрешенного использования исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
В таких случаях сведения о выбранных или установленных видах (виде) разрешенного использования указываются в межевом плане на основании:
- градостроительного регламента и сведений о территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок (с указанием реестрового номера границ территориальной зоны или в случае отсутствия такого реестрового номера ее индивидуального обозначения (например, вид, тип, номер, индекс), при этом в разделе "Заключение кадастрового инженера" приводится обоснование указания в данном реквизите такого (основного и при наличии вспомогательного) вида (видов) разрешенного использования;
- разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка;
- акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка, в том числе решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, решения об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решения об утверждении проекта межевания территории (копия акта включается в состав Приложения, за исключением случая, если сведения о проекте межевания территории внесены в ЕГРН);
- вступившего в законную силу судебного акта (копия такого документа включается в состав Приложения);
- проектной документации лесных участков в отношении лесных участков.
В Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) содержатся сведения об объекте недвижимости, представляющем собой земельный участок с кадастровым номером 61:02:0600010:1706, расположенный по адресу: Ростовская обл., р-н Аксайский, х.Болыпой Лог в границах плана земель АО "Аксайское", прилегающий к полю N 53 ООО СХП "Мускатное", с уточненной площадью 220947 кв.м; с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, собственность на который не разграничена.
В представленном межевом плане от 01.06.2020 в разделе "Сведения об образуемых земельных участках" указана категория земель - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "для индивидуального жилищного строительства".
Таким образом, сведения о категории земель и виде разрешенного использования образуемых земельных участков не соответствуют категории земель и виду разрешенного использования исходного земельного участка.
Как следует из разделов "Исходные данные" (реквизит "Перечень документов, использованных при подготовке межевого плана") и "Заключение кадастрового инженера" межевого плана, образование земельных участков из земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, осуществляется в соответствии со схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых в результате раздела земельного участка с кадастровом номером 61:02:0600010:1706, утвержденной распоряжением Комитета по имущественным и земельным отношениям Администрации Аксайского района от 19.05.2020 N 431 (далее - распоряжение N 431).
К межевому плану приложена копия распоряжения N 431, согласно которому применительно к каждому образуемому земельному участку указана категория земель "земли населенных пунктов" и вид разрешенного использования "Для индивидуального жилищного строительства", кроме того для исходного земельного участка с кадастровом номером 61:02:0600010:1706 в измененных границах также указана категория земель "Земли населенных пунктов", что не соответствует сведениям ЕГРН.
На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 названного Кодекса (далее - схема расположения земельного участка).
Согласно подпунктам 4 - 5 пункта 14 статьи 11.10 ЗК РФ в решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются, в частности:
4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка;
5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
При этом согласно пункту 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Таким образом, реализуя полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, комитет не вправе произвольно устанавливать категорию и вид разрешенного использования образуемых земельных участков, должен соблюдать установленные земельным законодательством процедуры формирования земельных участков.
Соблюдение установленной последовательности действий по образованию земельных участков, внесению сведений в ЕГРН направлено на защиту прав и законных интересов участников гражданского оборота, населения, проживающего на соответствующей территории.
Как было указано ранее, в соответствии с пунктом 3 статьи 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Таким образом, указание в межевом плане категории земель и вида разрешенного использования образуемых земельных участков, которые отличаются от категории земель и вида разрешенного использования исходного земельного участка, возможно только в случае, если такой порядок изменения категории земель и вида разрешенного использования установлен федеральным законом.
Аналогичная правовая позиция нашла свое отражение в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 09.01.2019 N 310-ЭС-18-21638, от 27.12.2018 N 305-КГ18-21927, от 25.06.2015 N 310-ЭС15-6672, от 31.05.2016 N 16-КГ16-18.
Подавая заявление от 08.06.2020 N 30-5187549 об осуществлении государственного кадастрового учета 62 земельных участков, комитет, как видно, помимо прочего намерен был изменить категорию земель исходного земельного участка и образуемых земельных участков по сравнению с категорией земель, указанной для исходного земельного участка в ЕГРН.
В силу статьи 8 ЗК РФ изменение категории земель является переводом земель (земельных участков) из одной категории в другую.
Согласно абзацу 8 пункта 1 статьи 8 ЗК РФ перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Частями 1, 1.1 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" был установлен переходный период до 31.12.2017 и 31.12.2016 года соответственно, в течение которого изменение границ населенных пунктов могло осуществляться путем внесения изменений в генеральные планы, схемы территориального планирования в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации либо путем включения земельных участков в границы населенных пунктов или исключения земельных участков из границ населенных пунктов исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей.
В силу части 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", части 1 статьи 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) документы, необходимые для внесения в ЕГРН сведений об изменении границы населенного пункта и категории земель соответствующих земельных участков, направляются в орган регистрации прав органом, принявшим соответствующее решение.
Комитет не является уполномоченным органом на изменение границ населенного пункта ни одним из способов, соответственно, не может предоставить в орган регистрации прав необходимые документы в случае, если категория исходного земельного участка с кадастровым номером 61:02:0600010:1706 была изменена в связи с изменением границ населенного пункта.
Вместе с тем, комитет как заинтересованное лицо вправе обратиться в орган регистрации прав с заявлением в порядке, предусмотренном статьей 33 Закона о регистрации.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о регистрации в случае, если указанные в частях 1, 5, 7 - 9, 12, 13, 15.1 статьи 32 настоящего Федерального закона сведения не внесены в Единый государственный реестр недвижимости в сроки, установленные статьей 34 настоящего Федерального закона, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном для представления заявления на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости, форма, требования к заполнению и к формату в электронной форме которого устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о регистрации орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня получения заявления, указанного в части 1 данной статьи, самостоятельно запрашивает документы (содержащиеся в них сведения) в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Таким образом, комитет не лишен возможности обеспечить внесение в ЕГРН сведений о категории исходного земельного участка в соответствии со статьей 33 Закона о регистрации, вместе с тем, не наделен полномочиями по изменению категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов" при утверждении схемы расположения земельного участка.
Поданное комитетом заявление от 08.06.2020 N 30-5187549 об осуществлении государственного кадастрового учета 62 земельных участков, образуемых в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 61:02:0600010:1706 и категорией земель "земли сельскохозяйственного назначения", не является основанием для изменения категории исходного земельного участка в порядке, установленном статьей 33 Закона о регистрации.
Кроме того, межевым планом предусмотрено образование земельных участков с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства", что не соответствует виду разрешенного использования исходного земельного участка, т.е. нарушает требование пункта 3 статьи 11.2 ЗК РФ.
Апелляционный суд отмечает, что комитет не указал норму закона, в силу которой при образовании земельного участка на основании схемы расположения земельного участка орган местного самоуправления вправе определить вид разрешенного использования образуемых земельных участков отличный от вида разрешенного использования исходного земельного участка.
Предусмотренные законом случаи, допускающие отличие вида разрешенного использования образуемых земельных участков по сравнению с видом разрешенного использования исходного земельного участка описаны, в частности, в письме Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 24.09.2019 N 14-09350-ГЕ/19.
Согласно пояснениям управления, в случае образования земельных участков на основании проекта межевании территории, подготовленного в соответствии с проектом планировки территории, на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ, пункта 3 части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления вправе указать виды разрешенного использования отличные от вида разрешенного использования исходного земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Подавая заявление об осуществлении государственного кадастрового учета 62 земельных участков, образуемых "для индивидуального жилищного строительства" путем раздела с измененным остатком земельного участка с кадастровым номером 61:02:0600010:1706 с категорией земель "земли сельскохозяйственного назначения" на основании схемы расположения земельного участка, Комитет стремится обойти требования земельного и градостроительного законодательства, направленные на обеспечение устойчивого развития территории, учет мнения физических и юридических лиц при подготовке документации по планировке территории (часть 3 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Отсутствие в пункте 3 статьи 11.3 ЗК РФ, части 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации указания на обязательность образования в данном случае земельных участков в соответствии с подготовленными проектом межевания территории и проектом планировки территории, не исключает возможности подготовки таких документов.
Действующее земельное и градостроительное законодательство допускают возможность изменения правового режима образуемых земельных участков по сравнению с исходным земельным участком при подготовке документации по планировке территории (пункт 3 части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации), в ином случае - при образовании земельных участков в соответствии со схемой расположения земельного участка - уполномоченный орган обеспечивает соответствие правового режима образуемых и исходного земельного участка (пункт 3 статьи 11.2 ЗК РФ).
При этом, выводы суда первой инстанции, основанные на положениях пункта 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 191-ФЗ), являются ошибочными ввиду следующего.
Исходя из гипотезы части 1 статьи 4 Закона N 191-ФЗ, названной статьей определены переходные положения, применимые в период до утверждения в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, а в исключительных случаях до 31.12.2017.
Вместе с тем, как следует из распоряжения N 431, образуемые земельные участки расположены в территориальной зоне Ж-1/1 "Зона существующей жилой застройки", установленной правилами землепользования и застройки Большелогского сельского поселения Аксайского района Ростовской области, в редакции решения Собрания депутатов Аксайского района от 20.02.2020 N 466.
Поскольку, как следует из содержания поданных Комитетом документов, в отношении заявленной территории действуют принятые в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации правила землепользования и застройки, то основания для применения переходных положений отсутствуют.
Согласно пункту 51 приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" (далее - приказ N 921) вид (виды) разрешенного использования образуемых земельных участков должен (должны) соответствовать сведениям ЕГРН о виде (видах) разрешенного использования исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, заявитель не указал норму закона, применимую к данному случаю и позволяющую комитету установить категорию земель и вид разрешенного использования образуемых земельных участков отличные от исходного земельного участка в решении об утверждении схемы расположения земельного участка.
При таких обстоятельствах, доводы жалобы о наличии основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учета, предусмотренного пунктом 7 части 1 статьи 26 Закона о регистрации, подтверждаются материалами дела, а обжалуемое решение органа регистрации прав соответствует требованиям закона.
Таким образом, поскольку судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, применен закон, не подлежащий применению, и не применен закон, подлежащий применению, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.02.2021 по делу N А53-30159/2020 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты изготовления полного текста постановления.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-30159/2020
Истец: КОМИТЕТ ПО ИМУЩЕСТВЕННЫМ И ЗЕМЕЛЬНЫМ ОТНОШЕНИЯМ АДМИНИСТРАЦИИ АКСАЙСКОГО РАЙОНА
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ