Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 31 августа 2021 г. N Ф05-21037/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
21 мая 2021 г. |
Дело N А40-246353/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифоровой Г.М.,
судей: |
Мухина С.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.02.2021 по делу N А40-246353/20
по заявлению ПАО "ФСК ЕЭС"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным уведомления
в присутствии:
от заявителя: |
Щербакова Е.В. по дов. от 13.05.2021; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ПАО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ ЕДИНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - заинтересованное лицо, Управление Росреестра) в государственной регистрации прав и постановке на кадастровый учет, вынесенный в отношении объекта недвижимости: здание соединительного пункта 20 кВ (СП-13), расположенное по адресу: г. Москва, д. Сколково, территория инновационного центра "Сколково", оформленного сообщением N 77-0-1-71/3135/2019-1191, N 77/005/263/2019-3972 от 22.09.2020 г.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 17.02.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Росреестра обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает их необоснованными.
Представитель заинтересованного лица, извещенный надлежащим образом о времени и месте, в судебное заседание не явился.
С учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст.ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в его отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, заслушанного мнения представителей заявителя и заинтересованного лица, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела 12.12.2019 Заявитель обратился в Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы (МФЦ района Обручевский, ЮЗ АО г. Москвы) с заявлениями N 77-0-1-71/3135/2019-1191, N 77/005/263/2019-3972 об осуществления действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости: здание соединительного пункта 20 кВ (СП-13). расположенное по адресу: г. Москва, д. Сколково, территория инновационного центра "Сколково" (далее - Объект).
В ходе рассмотрения документов Управление Росреестра неоднократно выносило уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности.
Заявитель неоднократно предоставлял пакет документов и вносил правки с учетом замечаний Управления Росреестра.
22.09.2020 года Заявителем было получено сообщение N 77-0-1-71/3135/2019-1191 и N 77/005/263/2019-3972 об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав.
В сообщении об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, Управления Росреестра ссылается на не предоставление заявителем в реестровое дело оригиналов правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором возведенный объект недвижимости, а также на то, что представленные документы не соответствуют формату, установленному органом нормативно-правового регулирования на основании п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона N 218-ФЗ.
Поддерживая вывод суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований, апелляционный суд руководствуется следующим.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
В соответствии с в. 1 ст. 9 Закона N 218-ФЗ реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости
На основании п. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ и иными законами.
Статьей 14 Закона N 218-ФЗ установлен перечень оснований, наличие которых необходимо для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно пп. 7 п. 2 ст. 14 Закона N 218 межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно п. 5 ст. 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом или иными федеральными законами.
В соответствии со ст. 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации отказывается в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 Закона N 218-ФЗ.
При этом согласно п. 6 ст. Закона N 218-ФЗ уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для отказа с обязательной ссылкой на положения настоящего закона.
Как верно установлено судом инстанции и усматривается из материалов дела, в реестровое дело был представлен следующий пакет документов: технический план, проектная документация, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, договор аренды, Приказ от 16.10.2012 N 113 Президента Фонда "Сколково" "О правилах проекта сфере выдачи разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства" Президента Фонда "Сколково".
Договор аренды N 50108/01006/0056-2018-19/216-м от 12.12.2018 был представлен в реестровое дело 03.03.2020 г. в подлиннике согласно расписки в получении документов N 50-50/066-50/066/005/2020-2458 от 03.03.2020.
Согласно абз.5 п. 1.1. вышеуказанного договора (стр.2 договора), Заявителю (в тексте договора "Арендатору") передается во временное владение и пользование (в аренду) земельный участок с кадастровым номером 77:15:0020109:495, площадью 1115 кв.м., адрес: Москва, д.Сколково (далее - Участок N 5, принадлежащий Арендодателю на праве собственности, номер и дата государственной регистрации права:77:15:0020109:495-77/007/2017-1 от 27.12.2017 г. Согласно п. 2.1. вышесказанного договора аренды, договор заключен на неопределенный срок.
В сообщении об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав Управление Росреестра ссылается на то, что Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не соответствует требованиям к "Форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию" (утв. Приказом Минстроя России от 19.02.2015 N 117/пр).
В силу ст. 10.3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" осуществление градостроительной деятельности на территории инновационного центра "Сколково" регулируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково".
Представленное Заявителем Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдано на основании Федерального закона от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково".
По распоряжению Президента РФ от 2 июля 2010 г. N 446-рп "О создании и обеспечении функционирования инновационного центра "Сколково" функциями управляющей компании наделена некоммерческая организация "Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий" (далее "Фонд Сколково"); управляющая компания выдает разрешения на строительство, разрешения на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории Центра (пп. 2 п. 1 ст. 5 ФЗ "О Сколково"); управляющая компания проводит экспертизу проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации (пп. 7 п. 1 ст. 5, п. 23 ст. 15 ФЗ "О Сколково"); форма разрешения на строительство и форма разрешения на ввод объектов в эксплуатацию утверждаются управляющей компанией (п. 23 ст. 15 ФЗ "О Сколково").
Приказ от 14.02.2020 N 29-Пр "О внесении изменений в правила проекта сфере выдачи разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, утвержденные Приказом от 16.10 2012 N 113" Председателя Правления Фонда "Сколково", а также Приказ от 16.10.2012 N 11 Президента Фонда "Сколково" "О правилах проекта сфере выдачи разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства" Президента Фонда "Сколково", прямо регулируют порядок выдачи разрешений на ввод в эксплуатацию объектов. Кроме того, на официальном сайте ИЦ Сколково имеется самостоятельный сервис "Подготовка и выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию" (https: //old, sk.ru/foundation/ documents/р/designrules. aspx).
В соответствии с п. 21 ст. 15 ФЗ N 244-ФЗ проектная документация объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых планируется осуществлять на территории Центра, и результаты инженерных изысканий, проводимых для подготовки такой проектной документации, не подлежат государственной экспертизе.
Государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства на территории Центра не осуществляется (п. 22 ст. 15 ФЗ "О Сколково").
Согласно п.1 ст. 20 ФЗ "О Сколково" на территории Центра не осуществляются полномочия органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемые управляющей компанией в соответствии с ФЗ "О Сколково", утверждение схем территориального планирования субъекта РФ, утверждение документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения, утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования, осуществление государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных ГрК РФ.
При таких обстоятельствах, Требования к "Форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию" (утв. Приказом Минстроя России от 19.02.2015 N 117/пр.), на которые ссылается регистрирующий орган, в данном случае, не применимы.
Данные выводы прямо подтверждаются Письмом Минстроя России от 08.12.2020 N 36355-ОГ/08, в котором прямо указано со ссылкой на ч. 23 ст. 15 ФЗ "Сколково", что "Форма разрешения на строительство и форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию утверждаются управляющей компанией".
Заявитель представил в регистрационное дело документы, подтверждающие надлежащее оформление земельно-правовых отношений. Технический план соответствует требованиям действующего законодательства. Замечания Управления Росреестра, указанные в обжалуемом Отказе, а также в Уведомлении о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности от 25.12.2019 г., а также в Уведомлениях об отказе в возобновлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права от 11.03.2020 г., 04.08.2020 г., были устранены Заявителем в неоднократно скорректированных технических планах, представленных: 03.03.2020 г. вместе с Заявлением о предоставлении дополнительных документов от 03.03.2020 N 50-0-1-214/3002/2020-235; 28.07.2020 вместе с Заявлением о предоставлении дополнительных документов от 28.07.2020 г. N MFC-0558/2020-118535-1.
Обжалуемый отказ не содержит указаний на то, какие именно условные знаки неверно применены Заявителем. Вместе с тем, в последней, представленной 27.07.2020 в Управление Росреестра, редакции Технического плана указаны все необходимые условные знаки в соответствии с Требованиями. - нарушение п. 21 Требований - Текст всех представленных документов является читаемым. Техплан подается на диске в специальном формате XML, в целях последующей выгрузки его в программу Росреестра. Формат XML един для всех баз и выгружаемых документов. Ни одно из уведомлений о приостановке Управления Росреестра не содержало указания на то, что диск не открывается или не читается.
Таким образом, все обстоятельства, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации заявителем были устранены.
Учитывая изложенное, правовых оснований для отказа в государственной регистрации у Управления Росреестра не имелось, обжалуемое действие не соответствует положениям действующего законодательства, в связи с чем требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, коллегия признает несостоятельными ввиду следующего.
По смыслу части 1 статьи 64, части 1 и 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, с учетом представленных сторонами доказательств, обосновывающих требования и возражения лиц, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
При оценке представленных в деле доказательств, суд руководствуется также положениями ч. 3.1 ст. 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым, обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований и возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Коллегия учитывает, что несогласие заявителя с оценкой судом представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Апелляционная жалоба не содержит указания на обстоятельства и соответствующие доказательства, наличие которых позволило бы иначе оценить те юридически значимые обстоятельства, верная оценка которых судом первой инстанции повлекла принятие обжалуемого решения.
Нарушений норм материального права при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции допущено не было.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 17.02.2021 по делу N А40-246353/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-246353/2020
Истец: ПАО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ ЕДИНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ