г. Москва |
|
21 мая 2021 г. |
Дело N А40-231588/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.В. Бекетовой,
судей: |
Л.А. Москвиной, С.Л. Захарова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания С.Э. Исрафиловым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.02.2021 по делу N А40-231588/20
по заявлению АО "Мосгаз" (ОГРН: 1127747295686)
к Управлению Росреестра по Москве (ОГРН 1097746680822)
об спаривании решений,
при участии:
от заявителя: |
Кудрявцев А.С. по дов. от 31.12.2020; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
АО "Мосгаз" (далее также - общество, заявитель, заказчик) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве (далее также - Управление) о признании недействительным решения от 14.07.2020 N 77-0-1-71/3145/2019-1776, N 77/003/257/2019-7856 об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на наружную канализацию, расположенную по адресу: г. Москва, ул. Госпитальный вал.
Решением суда от 19.02.2021 заявление общества удовлетворено.
С таким решением суда не согласилось Управление и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой. Податель жалобы приводит следующие доводы в обоснование позиции: пропуск заявителем срока оспаривания решения об отказе; использование кадастровым инженером метода спутниковых геодезических измерений (определений), а также о повторных измерениях;о неполном вхождении объекта в земельный участок с кадастровым номером 77:01:0003029:80;несоответствие в части сведений об описании местоположения объекта.
В отзыве на апелляционную жалобу общество с доводами апелляционной жалобы не согласилось, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества поддержал обжалуемое решение суда.
Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст. 121 - 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителя Управления, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети интернет в картотеке арбитражных дел по веб-адресу http://kad.arbitr.ru.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Апелляционный суд, выслушав представителя общества, изучив доводы жалобы и отзыва на неё, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, между АО "Мосгаз" (заказчик) и АО "Мосводоканал" (собственник) заключено соглашение о компенсации потерь от 29.12.2017 N 274-17/17 МГ-ДР-3477 (далее - соглашение), в рамках которого заказчик принял обязательства по передаче заявителю в срок до 31.12.2020 (п. 3.3 в редакции дополнительного соглашения от 08.06.2020 N 1) сооружения - "наружная канализация" (далее - объект), в качестве компенсации за имущество собственника, ликвидированное при строительстве объекта: "Реконструкция стального газопровода по адресу: Москва, Госпитальный Вал".
В рамках реализации соглашения объект был построен и введен в эксплуатацию с оформлением акта приемки законченного строительством объекта от 30.06.2017 по форме КС-14.
Заявитель обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением от 07.10.2019 об осуществлении государственного кадастрового учета N 77-0-1-71/3145/2019-1776 и государственной регистрации права N 77/003/257/2019-7856.
Уведомлением Управления от 21.10.2019 N 77-0-1-71/3145/2019-1776, N 77/003/257/2019-7856 осуществление действий по государственному кадастровому учету приостановлено по причинам несоответствия представленного технического плана пунктам 20 и 27 требований к подготовке технического плана, утверждённых Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требовании к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (далее - Требования).
В целях устранения причин приостановления заявителем подано заявление о приёме дополнительных документов от 23.12.2019 с приложением технического плана, откорректированного в соответствии с замечаниями Заинтересованного лица.
Уведомлением Управления от 30.12.2019 N 77-0-1-71/3145/2019-1776, N 77/003/257/2019-7856 осуществление действий по государственному кадастровому учету приостановлено в связи с тем, что в составе проектной документации отсутствует документ согласования с Департаментом культурного наследия г. Москвы (далее - ДКН), так как объект расположен в границах выявленного объекта культурного наследия, Культурный слой в границах города Москвы XVIII в. (Камер-Колежского вала), Территория зоны охраняемого культурного слоя, Территория зоны охраняемого природного ландшафта, Территория зоны регулирования застройки, Территория зоны строгого регулирования застройки.
Так, согласно п.п. 2 и 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" строительные работы в вышеуказанных зонах требуют в том числе согласования с органом охраны объектов культурного наследия.
В целях устранения причин приостановления заявителем в адрес Управления направлено заявление от 10.07.2020 N MFC-0558/2020-22989-1 с приложением истребуемого согласия ДКН от 07.07.2020 N ДКН-16-09-1357/20-1 на проведение работ.
Уведомлением Управления от 26.06.2020 N 77-0-1-71/3145/2019-1776, N 77/003/257/2019-7856 (далее - уведомление о приостановлении) осуществление действий по государственному кадастровому учету было приостановлено на срок до 14.07.2020. Основания для приостановления указаны следующие:
- геодезические измерения производились повторно, поскольку в техническом плане указана аппаратура геодезическая спутниковая Trimble R10, вместе с тем ранее была указана аппаратура геодезическая спутниковая Leica ATX 1230GG N 189234;
- несоответствие использованной геодезической аппаратуры методу измерений.
Сообщением Управления от 14.07.2020 N 77-0-1-71/3145/2019-1776, N 77/003/257/2019-7856 отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав.
Заявитель, не согласившись с указанным решением, обратился в суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
На основании ст. 1 указанного Федерального закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ и иными законами.
Согласно п.п. 3 и 4 ст. 1 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество -юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
Частью 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
При этом перечень оснований, наличие которых необходимо для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установлен ст. 14 указанного Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
Согласно п. 70, 71 Приказа Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество" (далее - Приказ N 278) уведомление о приостановлении (об отказе) государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание на все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на нормы (пункты, части, статьи) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов, и рекомендации по устранению причин приостановления (отказа).
Согласно пп. 7 п. 2 ст. 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно пункту 5 статьи 18 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом или иными федеральными законами.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации отказывается в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
При этом согласно пункту 6 статьи 29 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для отказа с обязательной ссылкой на положения настоящего закона.
Судом установлено, что обществу в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав было отказано на основании следующего:
- представленный технический план (XML-файл) на дату последней редакции 10.07.2020 должен соответствовать XML-схеме TP_v06.xsd. В представленных с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет документах имеются несоответствия в части сведений об описании местоположения объекта, заявленного к кадастровому учету. Кроме того, в представленных документах сведения об описании местоположения образуемого объекта приведены в нарушение п. 43 Требований;
- полное вхождение ОКС в земельный участок. Созданный объект капитального строительства не полностью входит в границы ЗУ - 23.25 кв.м. Точность проведения проверки: 0.07;
- в качестве использованной аппаратуры указана геодезическая спутниковая Trimble R10. Сведения об утверждении типа средств измерений 53991-13, до 30.10.2020. Реквизиты свидетельства о поверке прибора 31.10.2019 N 19932. Вместе с тем, ранее в качестве измерительной аппаратуры была указана аппаратура геодезическая спутниковая Leica ATX 1230GG N189234. Сведения об утверждении типа средств измерений 39367-07, до 18.09.2020. Реквизиты свидетельства о поверке прибора от 19.09.2019 N 19872. Вышеуказанное позволяет сделать вывод о повторных измерениях.
Довод Управления о несоответствии в части сведений об описании местоположения объекта является необоснованным на основании следующего.
Отсылка заинтересованного лица к п. 43 Требований без указания на конкретный подпункт противоречит положениям ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", а также п. 70 и 71 Приказа N 278.
Кроме того, Управление ссылается на технический план от 10.07.2020, который заявителем не предоставлялся. Последняя редакция технического плана, направленная Управлению, датирована 18.06.2020 и содержит верное описание местоположения и технические характеристики объекта.
Как следует из технического плана, основанном на проектной документации N МГ-ДПР-0920-НК, утвержденной ООО "ИнжЦентрПроект", исполнительной документации от 13.02.2017 N 362а-17, а также акта приемки законченного оборудования, объектом строительства является наружная канализация. Объект расположен по адресу: г. Москва, ул. Госпитальный вал и имеет следующие координаты по точкам контура: 1: X - 11776.15, Y - 13109.17, 2: Х- 11751.40, Y- 13127.57.
Согласно п. 10.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пп. 4 п. 43 и абз. 16. пп. 8 п. 43 Требований в техническом плане указаны кадастровые номера земельного участка и квартала, в пределах которых расположен линейный объект недвижимости.
Заключением кадастрового инженера установлено, что местоположение объекта недвижимости указано в соответствии с исполнительной документацией и подтверждено актом приемки законченного строительством объекта.
Довод Управления относительно неполного вхождения объекта в земельный участок, также является необоснованным, поскольку в нарушение требований Закона о регистрации, данное основание также не содержалось в Уведомлении о приостановлении.
Отказ также не содержит указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований, отсутствуют отсылка к конкретным нормативным правовым актам и рекомендации по устранению причин отказа.
Вывод Управления, что повторные измерения являются основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, является необоснованным на основании следующего.
Из решения об отказе следует, что в качестве использованной аппаратуры указан геодезический приемник TrimbleR10. Сведения об утверждении типа средств измерений 53991-13, до 30.10.2020. Реквизиты свидетельства о поверке прибора 31.10.2019 N 19932. Вместе с тем, ранее в качестве измерительной аппаратуры была указан геодезический приемник LeicaATX 1230GG N189234. Сведения об утверждении типа средств измерений 39367-07, до 18.09.2020. Реквизиты свидетельства о поверке прибора от 19.09.2019 N 19872.
Законом о регистрации предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав (ст. 26 Закона о регистрации).
Основание о повторном измерении не содержится в указанной норме, и, как следствие, не может влечь за собой последствия в виде приостановления (отказа) в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права.
Таким образом, повторное измерение объекта правомерно.
Управлением не доказано, что применение кадастровым инженером метода спутниковых геодезических измерений (определений) противоречит действующему законодательству.
Из толкования норм Закона о регистрации следует, что в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, указанные в уведомлении о приостановлении.
Из материалов дела следует, уведомление о приостановлении получено заявителем в Многофункциональном центре на следующий день после истечения срока для устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении. Таким образом, заявитель не смог воспользоваться правом обжалования, предусмотренного п. 1 ст. 26.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности".
Довод заинтересованного лица о пропуске заявителем срока для обжалования отказа в государственной регистрации судом обоснованно отклонен на основании следующего.
Как следует из материалов дела, отказ получен заявителем 26.08.2020, что подтверждается отметкой на описи документов, принятых для оказания государственных услуг.
Направление оспариваемого уведомления в МФЦ для вручения заявителю и приостановление регистрационных действий до 14.07.2020 не могут однозначно указывать на то, что заявитель знал о состоявшемся решении до момента получения оспариваемого решения.
Таким образом, все обстоятельства, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации заявителем были устранены.
Заинтересованное лицо не доказало наличие обстоятельств, которые могли бы служить основанием для вывода о законности и обоснованности оспариваемого решения.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что требования общества подлежат удовлетворению ввиду наличия оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 201 АПК РФ.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, поскольку они не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, так как не подтверждены доказательствами, противоречат материалам дела и основаны на неверном толковании норм права.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 19.02.2021 по делу N А40-231588/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-231588/2020
Истец: АО "МОСГАЗ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ