Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 28 июля 2021 г. N Ф05-18008/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
21 мая 2021 г. |
Дело N А40-81698/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Порывкина П.А.,
судей Тетюка В.И., Бодровой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Азарёнок Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.03.2021 по делу N А40-81698/20 по иску Правительства Москвы (125032 МОСКВА ГОРОД УЛИЦА ТВЕРСКАЯ 13, ОГРН: 1027739813507, Дата присвоения ОГРН: 18.12.2002, ИНН: 7710489036) к ответчику ЗАО "ГАРУС" (127015, ГОРОД МОСКВА, УЛИЦА НОВОДМИТРОВСКАЯ, ДОМ 2, КОРПУС 6, ЭТ 8 ПОМ 82 ОФ 85Б, ОГРН: 1027739612856, Дата присвоения ОГРН: 25.11.2002, ИНН: 7705033128) об обязании подписать акт о результатах частичной реализации инвестиционного проекта, по встречному исковому заявлению ЗАО "ГАРУС" к Правительству Москвы об обязании Правительство Москвы исполнить обязательство в натуре путем подписания Акта о результатах частичной реализации Инвестиционного проекта с приложением N 1 в редакции ответчика, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: - ГУП г. Москвы по эксплуатации московских водоотводящих систем "МОСВОДОСТОК" (119017, МОСКВА ГОРОД, УЛИЦА НОВОКУЗНЕЦКАЯ, ДОМ 26/8, СТРОЕНИЕ 1,, ОГРН: 1027739015567, Дата присвоения ОГРН: 25.07.2002, ИНН: 7705013033), - Временный управляющий ЗАО "ГАРУС" Слепухин Сергей Александрович (115582, г.Москва, ул.Домодедовская,д.24,к.3,офис 25),
при участии в судебном заседании:
от истца: Аугулис Р.Р. по доверенности от 25.01.2021,
от ответчика: не явился, извещен,
от третьего лица: 1) не явился, извещен, 2) не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Правительство Москвы обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ЗАО "ГАРУС" об обязании подписать акт о результатах реализации инвестиционного проекта, согласно инвестиционному контракту от 21.09.2005 (реестровый N 13-071460-5001-0012-00001-05) в редакции дополнительных соглашений от 18.05.2010 N1, от 12.11.2012 N 2, от 14.08.2015 N3, от 01.06.2016 N 4, от 16.01.2017 N 5 по строительству многофункционального комплекса жилого и общественно-делового назначения по адресу: г. Москва, Котельническая набережная, д. 31 (строительный адрес: г. Москва, ЦАО, Таганский, Котельнический 4-й пер., вл. 3, квартал N343), в редакции, изложенной в исковом заявлении.
Определением суда от 03.11.2020 принято встречное исковое заявление ЗАО "ГАРУС" к Правительству Москвы об обязании Правительство Москвы исполнить обязательство в натуре путем подписания акта о результатах частичной реализации инвестиционного проекта с приложением N 1 в редакции ответчика.
Решением арбитражного суда от 19.03.2021 первоначальное исковое заявление удовлетворено в части, суд обязал ответчика подписать акт о результатах реализации инвестиционного проекта в указанной редакции; встречное исковое заявление удовлетворено.
Истец, не согласившись с решением суда первой инстанции, в порядке ст. 257 АПК РФ в установленный законом срок обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой.
В судебном заседании представитель заявителя (истца по делу) поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям, просил решение суда отменить.
Судебное заседание проведено в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о производстве по апелляционной жалобе путем размещения определения суда в сети Интернет и направления почтовой корреспонденции.
Заслушав представителя истца, исследовав в полном объеме и оценив в совокупности документы, имеющиеся в материалах дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Правительством Москвы и ЗАО "Гарус" заключен инвестиционный контракт от 21.09.2005 (реестровый N 13-071460-5001-0012-00001-05) в редакции дополнительных соглашений от 18.05.2010 N 1, от 12.11.2012 N 2, от 14.08.2015 N 3, от 01.06.2016 N 4, от 16.01.2017 N 5 (далее по тексту - "Инвестиционный контракт") по строительству многофункционального комплекса жилого и общественно-делового назначения по адресу: г. Москва, Котельническая набережная, д. 31 (строительный адрес: г. Москва, ЦАО, Таганский, Котельнический 4-й пер., вл. 3, квартал N343).
Согласно п. 2.1. контракта предметом инвестиционного контракта является реализация инвестиционного проекта по освобождению территории ЗАО "Гарус" от производственных функций и реабилитации освобождаемой территории с последующим проектированием и строительством в 2004-2008 монолитно-кирпичного многофункционального комплекса жилого и общественно-делового назначения по адресу: 4-й Котельнический пер., д.3.
Согласно п.2.2 контракта в рамках реализации инвестиционного проекта Инвестор обязуется за счет собственных и привлеченных средств произвести поэтапное строительство монолитно-кирпичного многофункционального комплекса жилого и общественно-делового назначения по адресу: г. Москва, Котельническая набережная, д. 3, общей площадью 40 800 кв.м., в том числе общей жилой площадью 19 000 кв.м., общей нежилой площадью 9 300 кв.м. (надземная часть - 3 600 кв.м., подземная часть -5700 кв.м.) и общей площадью подземной автостоянки и технических помещений 12500 кв.м (375 машино-мест).
В соответствии с п. 3.1. Контракта (в первоначальной редакции) после завершения строительства 100 % площади многофункционального комплекса оформляется в собственность Инвестора ЗАО "ГАРУС" с учетом того, что комплекс относится к третьей (сложной) геотехнической категории как сооружение повышенного уровня ответственности в сложных инженерно-геологических условиях, а также при условии перечисления ЗАО "ГАРУС" в бюджет города Москвы денежного эквивалента доли города в размере 4 273 767 долларов США в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации на день оплаты в соответствии с графиком.
Согласно п. 3.2. Контракта оформление имущественных прав сторон по результатам реализации инвестиционного проекта с учетом всех дополнительных соглашений к Контракту производится в установленном порядке после сдачи объекта в эксплуатацию и выполнения обязательств по Контракту и приложений к нему на основании акта о результатах реализации инвестиционного проекта согласно условиям контракта.
Пунктом 3.9 Дополнительного соглашения N 1 от 18.05.2010 все построенные и реконструированные в рамках настоящего Контракта объекты инженерного и коммунального назначения по результатам реализации проекта оформляются в государственную собственность города Москвы в лице Департамента имущества города Москвы в порядке, утвержденном постановлением Правительства Москвы от 22.08.2000 660 "О порядке приемки объектов инженерного и коммунального назначения в собственность города Москвы".
Во исполнение условий Инвестиционного контракта Инвестором произведено финансирование строительства многофункционального комплекса жилого и общественно-делового назначения по адресу: г. Москва, Котельническая набережная, д. 31 (строительный адрес: г. Москва, ЦАО, Таганский, Котельнический 4-й пер., вл. 3, квартал N 343) (далее - "Объект") произведено в полном объеме.
Объект принят в эксплуатацию, что подтверждается Разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 22.08.2017 N 77-202000-007985-2017, выданным Комитетом государственного строительного надзора города Москвы (Мосгосстройнадзор).
В соответствии с Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 26.06.2017 N 18999 "О присвоении адресов объектам адресации", Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 04.07.2017 N 19861 "О внесении изменений в распоряжение от 26.06.2017 N 18999 и присвоении адресов объектам адресации", Объекту присвоен почтовый адрес: г. Москва, Котельническая набережная, д. 31.
Согласно п. 3.6 Инвестиционного контракта оформление имущественных прав сторон по результатам реализации проекта с учетом всех дополнительных соглашений к Контракту производится после сдачи объекта в эксплуатацию и выполнения обязательств по Контракту и дополнительным соглашениям к нему на основании акта о результатах реализации инвестиционного проекта согласно условиям Контракта.
Поскольку условия и обязательства Сторон по Инвестиционному контракту в части финансирования и строительства Объекта выполнены в полном объеме, Правительство Москвы обратилось к Инвестору с проектом Акта о результатах частичной реализации Инвестиционного проекта в части строительства объектов инженерно-коммунального назначения.
Подписанный со стороны города Москвы проект Акта о результатах частичной реализации данного инвестиционного проекта в части строительства объектов инженерно-коммунального назначения по адресу г. Москва, ЦАО, Таганский, Котельнический 4-й пер., вл. 3, квартал N 343 был направлен в адрес ЗАО "ГАРУС" письмом от 20.01.2020 N ДГИ-И-2522/20, однако Инвестор от исполнения данного обязательства уклонился, до настоящего момента проект Акта не подписан.
До обращения в Арбитражный суд города Москвы с настоящим исковым заявлением ни в Правительство Москвы, ни в Департамент подписанный Ответчиком проект Акта о результатах частичной реализации инвестиционного проекта, а также отказ ЗАО "ГАРУС" от его подписания не поступали.
Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 8 Федерального закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора, заключаемого между ними в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Положениями статей 15, 16, 19 названного Федерального закона предусмотрены равные права при осуществлении инвестиционной деятельности.
В силу специфики регулирования инвестиционно-строительных отношений, в которых участвует публично-правовое образование, целью подписания акта является подтверждение исполнения всеми сторонами своих обязательств, вытекающих из инвестиционного контракта. При этом спор, связанный с уклонением кого-либо из участников от подписания соответствующего акта, представляет собой спор об исполнении условий самого инвестиционного контракта.
Инвестиционный контракт порождает лишь обязательственные отношения между его сторонами и дает им право требовать друг от друга исполнения соответствующего обязательства, а также защищать это право в порядке и способами, предусмотренными гражданским законодательством.
В соответствии со ст. 7 закона РСФСР от 26.06.1991 N 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" незавершенные объекты инвестиционной деятельности являются долевой собственностью субъектов инвестиционного процесса до момента приемки и оплаты инвестором (заказчиком) выполненных работ и услуг.
Федеральным законом от 12.12.2011 N 427-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (опубликованным в "Российской газете" 14.12.2011 ст. 3 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" дополнена п. 3 следующего содержания: Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" дополнен статьей 24.2, согласно которой государственная регистрация права собственности на объект недвижимого имущества, созданный по договору самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием до 1 января 2011 года и предусматривающему строительство, реконструкцию на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, объекта недвижимого имущества с привлечением внебюджетных источников финансирования и последующим распределением площади соответствующего объекта недвижимого имущества между сторонами данного договора, осуществляется после завершения строительства, реконструкции этого объекта недвижимого имущества при наличии подписанного сторонами документа, подтверждающего исполнение ими обязательств по данному договору, и в соответствии с распределением площади соответствующего объекта недвижимого имущества, предусмотренным этим документом.
Положения названной нормы в новой редакции распространяются на договоры, которые заключены до дня вступления в силу Федерального закона от 12.12.2011 N 427-ФЗ и обязательства сторон по которым исполнены до дня его вступления в силу, но при этом права собственности на созданные в рамках исполнения данных договоров объекты недвижимого имущества не зарегистрированы.
По условиям Контракта конкретное имущество, подлежащее передаче в собственность сторон по итогам реализации инвестиционного контракта, определяется на основании Акта о реализации инвестиционного проекта, подписание которого является этапом реализации инвестиционного проекта и основанием для прекращения обязательств по нему.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 28.12.2005 N 1089-ПП "Об утверждении единого порядка согласования, оформления, подписания и учетной регистрации инвестиционных контрактов", в редакции постановления Правительства Москвы от 04.06.2014 N 305-ПП полномочиями по подготовке и направлению проектов актов о результатах реализации инвестиционных проектов наделен Департамент городского имущества города Москвы.
Согласно постановлению Правительства Москвы от 28.12.2005 N 1089-ПП "Об утверждении единого порядка согласования, оформления, подписания и учетной регистрации инвестиционных контрактов" в редакции постановления Правительства Москвы от 04.06.2014 N 305-ПП полномочиями по подготовке и направлению проектов актов о результатах реализации инвестиционных проектов наделен Департамент городского имущества города Москвы.
Подписанный со стороны города Москвы проект Акта о результатах частичной реализации данного инвестиционного проекта в части строительства объектов инженерно-коммунального назначения по адресу г. Москва, ЦАО, Таганский, Котельнический 4-й пер., вл. 3, квартал N 343 был направлен в адрес ЗАО "ГАРУС" письмом от 20.01.2020 N ДГИ-И-2522/20, однако Инвестор от исполнения данного обязательства уклонился, до настоящего момента проект Акта не подписан.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора и (или) государственного контракта, заключаемых между ними в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского Кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В соответствии со ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В соответствии с пунктом 2 статьи 70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права собственности на объект недвижимости, созданный по договору, заключенному с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием до 1 января 2011 года и предусматривающему строительство, реконструкцию на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, объекта недвижимости с привлечением внебюджетных источников финансирования и последующим распределением площади соответствующего объекта недвижимости между сторонами такого договора, осуществляется после завершения строительства, реконструкции этого объекта недвижимости при наличии подписанного сторонами документа, подтверждающего исполнение ими обязательств по такому договору, и в соответствии с распределением площади соответствующего объекта недвижимости, предусмотренным данным документом.
Из анализа названных норм и условий Контракта следует, что составление акта о результатах реализации инвестиционного проекта является обязанностью сторон Контракта, неисполнение которой влечет невозможность регистрации Администрацией права собственности на соответствующие объекты недвижимости, поэтому иск о понуждении исполнения этого обязательства является надлежащим способом защиты нарушенных прав Администрации.
Таким образом, поскольку правоотношения сторон инвестиционного контракта завершаются подписанием акта о результатах реализации инвестиционного контракта, а такой акт сторонами не подписан, правоотношения сторон по контракту продолжаются.
При этом подписанный сторонами Акт о результатах реализации должен соответствовать нормам действующего гражданского законодательства, так как согласно ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" проведению регистрационных действий предшествует правовая экспертиза документов на предмет наличия или отсутствия оснований для приостановления или отказа в осуществлении государственной регистрации прав.
Таким образом, заключаемый сторонами Акт о результатах реализации инвестиционного проекта должен соответствовать как условиям Контракта, так и нормам действующего законодательства.
Согласно ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя, приобретается этим лицом. В соответствии со ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникаете момента такой регистрации.
Согласно п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В соответствии со ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора во внимание принимается буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
В соответствии с п. 1 ст. 450 ГК РФ договор может быть изменен или расторгнут по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. При этом соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное (ст. 452 ГК РФ).
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении N 1276/13 от 04 июня 2013 года, в случае удовлетворения иска о понуждении подписать акт о результатах реализации инвестиционного проекта суд, руководствуясь нормами закона, применимыми к отношениям сторон, и условиями заключенного инвестиционного контракта, указывает в судебном акте результат раздела между сторонами созданного инвестиционного объекта (помещений в созданном объекте или доли в праве собственности на него). Такой судебный акт, вступивший в законную силу, представляется вместо акта о реализации инвестиционного проекта для регистрации права собственности его участников на указанные в нем объекты.
Поскольку судебный акт о реализации инвестиционного контракта является одним из документов, которые представляются для регистрации права собственности на нежилые помещения, он не должен нарушать права и законные интересы других лиц.
С учетом изложенного, Акт реализации в редакции Правительства Москвы соответствует условиям Контракта и действующему законодательству, не нарушает права Инвестора, в связи с чем первоначальные исковые требования подлежат удовлетворению в части подписания Акта.
Вместе с тем, требование Правительства Москвы по первоначальному иску о подписании Приложения N 1 к Акту в редакции истца, не соответствуют условиям Контракта и действующего законодательства, поскольку длина водостока, указанная в данном приложении (в сумме 254,05 п.м.) противоречит условиям заключенного инвестиционного контракта и действующему законодательству, а именно.
АО "Гарус" на основании Инвестиционного контракта от 21.09.2005 завершил строительство жилого дома по адресу: г. Москва, Котельническая набережная, д. 31.
Согласно п. 3.9 Инвестиционного контракта от 21.09.2005 в редакции дополнительного соглашения N 1 от 18.08.2010: "Все построенные и реконструированные в рамках настоящего Контракта объекты инженерного и коммунального назначения по результатам реализации проекта оформляются в государственную собственность города Москвы в лице ДГИ".
В разрешении на ввод объекта в эксплуатацию от 22.08.2017 N 77-202000-007985-2017 указана длина построенного и введенного в эксплуатацию водостока 275,0 п.м.
В нарушение условий инвестиционного контракта, город Москва, в лице Департамента городского имущества готово принять в собственность водосток длинною 254,05 п.м., что на 20.95 п.м. меньше построенного и введенного в эксплуатацию.
Свой отказ принять построенный водосток в полном объеме Правительство Москвы мотивирует тем, что водовыпуски (20.95 п.м.) относятся к внутренней системе канализации и не подлежат передаче в собственность города Москвы. Город готов принять сеть от первого колодца, а не от фасада здания.
Данная позиция Правительства Москвы противоречит не только условиям заключенного Инвестиционного контракта от 21.09.2005 в редакции дополнительного соглашения N 1 от 18.08.2010, но и действующему законодательству.
В силу пункта 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно считает соответствующей закону и условиям контракта редакцию Приложения N 1 к Акту ЗАО "ГАРУС", изложенную во встречном иске и считает его подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Удовлетворение встречных исковых требований ЗАО "ГАРУС" влечет за собой отказ в удовлетворении исковых требований Правительства Москвы в части подписания Приложения N 1 к Акту в редакции Правительства Москвы.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований в указанной части. Приведенные в апелляционной жалобе доводы истца направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права, в том числе на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не выявлено, в связи с чем апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 266-268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 19.03.2021 по делу N А40-81698/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
П.А. Порывкин |
Судьи |
Е.В. Бодрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-81698/2020
Истец: ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ-ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
Ответчик: ЗАО "ГАРУС"