г. Москва |
|
28 июля 2021 г. |
Дело N А40-81698/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.07.2021.
Полный текст постановления изготовлен 28.07.2021.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего - судьи Лазаревой И.В.
судей Беловой А.Р. и Красновой С.В.
при участии в заседании:
от Правительства - Агатов А.А., по доверенности от 22.12.2020 N 4-47-1836/20
от ЗАО "Гарус" - не явился, извещен
от ГУП "Мосводосток"- не явился, извещен
от временного управляющего ЗАО "Гарус" Слепухина Сергея Александровича - не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании 27.07.2021 кассационную жалобу Правительства Москвы (истца) на решение Арбитражного суда города Москвы от 19.03.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2021 по делу N А40-81698/2020
по иску Правительства Москвы
к Закрытому акционерному обществу "Гарус"
об обязании подписать акт о результатах частичной реализации инвестиционного проекта,
и по встречному иску об обязании Правительства Москвы исполнить обязательство в натуре путем подписания акта о результатах частичной реализации инвестиционного проекта с приложением N 1 в редакции ответчика,
третьи лица: ГУП г. Москвы по эксплуатации московских водоотводящих систем "Мосводосток", Временный управляющий ЗАО "Гарус" Слепухин Сергей Александрович,
УСТАНОВИЛ:
Правительство Москвы (далее - Правительство, истец) обратилось в Арбитражный суд город Москвы с иском к Закрытому акционерному обществу "Гарус" (далее - ЗАО "Гарус", ответчик) об обязании подписать акт о результатах реализации инвестиционного проекта, согласно инвестиционному контракту от 21.09.2005 (реестровый N 13-071460-5001-0012-00001-05) в редакции дополнительных соглашений от 18.05.2010 N 1, от 12.11.2012 N 2, от 14.08.2015 N 3, от 01.06.2016 N 4, от 16.01.2017 N 5 по строительству многофункционального комплекса жилого и общественно-делового назначения по адресу: г. Москва, Котельническая набережная, д. 31 (строительный адрес: г. Москва, ЦАО, Таганский, Котельнический 4-й пер., вл. 3, квартал N 343), в редакции, изложенной в исковом заявлении.
К совместному рассмотрению принят встречный иск об обязании Правительство Москвы исполнить обязательство в натуре путем подписания акта о результатах частичной реализации инвестиционного проекта с приложением N 1 в редакции ответчика.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ГУП г. Москвы по эксплуатации московских водоотводящих систем "Мосводосток", Временный управляющий ЗАО "Гарус" Слепухин Сергей Александрович (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19.03.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2021, первоначальный иск удовлетворен частично; суд обязал ответчика подписать акт о результатах реализации инвестиционного проекта в указанной редакции, встречный иск удовлетворен в полном объеме.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Правительство Москвы обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении первоначального иска и об отказе в удовлетворении встречного иска в полном объеме. В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на нарушение судами норм процессуального и материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным в дело доказательствам.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о рассмотрении настоящей кассационной жалобы размещена на общедоступных сайтах Арбитражного суда Московского округа http://www.fasmo.arbitr.ru и http://kad.arbitr.ru в сети "Интернет".
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Правительства поддержал доводы кассационной жалобы.
Иные лица, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителей этих лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, проверив в порядке статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, судебная коллегия суда кассационной инстанции пришла к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 21.09.2005 между Правительством Москвы и ЗАО "Гарус" (инвестор) заключен инвестиционный контракт (реестровый N 13-071460-5001-0012-00001-05) в редакции дополнительных соглашений от 18.05.2010 N 1, от 12.11.2012 N 2, от 14.08.2015 N 3, от 01.06.2016 N 4, от 16.01.2017 N 5 по строительству многофункционального комплекса жилого и общественно-делового назначения по адресу: г. Москва, Котельническая набережная, д. 31 (строительный адрес: г. Москва, ЦАО, Таганский, Котельнический 4-й пер., вл. 3, квартал N 343) (далее по тексту - "Контракт").
Согласно пункту 2.1 контракта предметом инвестиционного контракта является реализация инвестиционного проекта по освобождению территории ЗАО "Гарус" от производственных функций и реабилитации освобождаемой территории с последующим проектированием и строительством в 2004 - 2008 монолитно-кирпичного многофункционального комплекса жилого и общественно-делового назначения по адресу: 4-й Котельнический пер., д. 3.
В силу пункта 2.2 контракта в рамках реализации инвестиционного проекта инвестор обязуется за счет собственных и привлеченных средств произвести поэтапное строительство монолитно-кирпичного многофункционального комплекса жилого и общественно-делового назначения по адресу: г. Москва, Котельническая набережная, д. 3, общей площадью 40 800 кв.м, в том числе общей жилой площадью 19 000 кв.м, общей нежилой площадью 9 300 кв.м (надземная часть - 3 600 кв.м, подземная часть - 5 700 кв.м) и общей площадью подземной автостоянки и технических помещений 12 500 кв. м (375 машино-мест).
В соответствии с пунктом 3.1 контракта (в первоначальной редакции) после завершения строительства 100% площади многофункционального комплекса оформляется в собственность инвестора ЗАО "Гарус" с учетом того, что комплекс относится к третьей (сложной) геотехнической категории как сооружение повышенного уровня ответственности в сложных инженерно-геологических условиях, а также при условии перечисления ЗАО "Гарус" в бюджет города Москвы денежного эквивалента доли города в размере 4 273 767 долларов США в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации на день оплаты в соответствии с графиком.
Согласно пункту 3.2 контракта, оформление имущественных прав сторон по результатам реализации инвестиционного проекта с учетом всех дополнительных соглашений к контракту производится в установленном порядке после сдачи объекта в эксплуатацию и выполнения обязательств по Контракту и приложений к нему на основании акта о результатах реализации инвестиционного проекта согласно условиям контракта.
Пунктом 3.9 дополнительного соглашения от 18.05.2010 N 1 все построенные и реконструированные в рамках настоящего контракта объекты инженерного и коммунального назначения по результатам реализации проекта оформляются в государственную собственность города Москвы в лице Департамента имущества города Москвы в порядке, утвержденном постановлением Правительства Москвы от 22.08.2000 660 "О порядке приемки объектов инженерного и коммунального назначения в собственность города Москвы".
Во исполнение условий контракта, инвестор, в полном объеме произвел работы по финансированию строительства многофункционального комплекса жилого и общественно-делового назначения по адресу: г. Москва, Котельническая набережная, д. 31 (строительный адрес: г. Москва, ЦАО, Таганский, Котельнический 4-й пер., вл. 3, квартал N 343) (далее - "Объект").
Судами также установлено, что объект принят в эксплуатацию, на основании Разрешения Мосгосстройнадзора на ввод объекта в эксплуатацию от 22.08.2017 N 77-202000-007985-2017.
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 26.06.2017 N 18999 "О присвоении адресов объектам адресации", Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 04.07.2017 N 19861 "О внесении изменений в распоряжение от 26.06.2017 N 18999 и присвоении адресов объектам адресации", объекту присвоен почтовый адрес: г. Москва, Котельническая набережная, д. 31.
Согласно пункту 3.6 контракта оформление имущественных прав сторон по результатам реализации проекта с учетом всех дополнительных соглашений к контракту производится после сдачи объекта в эксплуатацию и выполнения обязательств по контракту и дополнительным соглашениям к нему на основании акта о результатах реализации инвестиционного проекта согласно условиям контракта.
20.01.2020 Правительство Москвы письмом N ДГИ-И-25222/20 с приложением проекта акта о результатах частичной реализации данного инвестиционного проекта в части строительства объектов инженерно-коммунального назначения по адресу г. Москва, ЦАО, Таганский, Котельнический 4-й пер., вл. 3, квартал N 343, обратился к ответчику, для согласования и подписания акта.
В связи с отсутствием урегулирования вопроса о подписании акта в добровольном порядке истец обратился в арбитражный суд с иском о подписании акта о результатах реализации инвестиционного проекта, согласно инвестиционному контракту от 21.09.2005 (реестровый N 13-071460-5001-0012-00001-05) в редакции дополнительных соглашений от 18.05.2010 N 1, от 12.11.2012 N 2, от 14.08.2015 N 3, от 01.06.2016 N 4, от 16.01.2017 N 5 по строительству многофункционального комплекса жилого и общественно-делового назначения по адресу: г. Москва, Котельническая набережная, д. 31 (строительный адрес: г. Москва, ЦАО, Таганский, Котельнический 4-й пер., вл. 3, квартал N 343), в редакции, изложенной в исковом заявлении.
Обращаясь в суд с встречными требованиями, ответчик указал на несогласие с представленным Правительством Москвы проектом акта, и представил проект акта об обязании Правительство Москвы исполнить обязательство в натуре путем подписания акта о результатах частичной реализации инвестиционного проекта с приложением N 1 в редакции ответчика.
Разрешая спор, суды исходили из следующего.
В силу пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.06.2013 N 1276/13 изложена правовая позиция, согласно которой, в случае удовлетворения иска о понуждении подписать акт о результатах реализации инвестиционного проекта суд, руководствуясь нормами закона, применимыми к отношениям сторон, и условиями заключенного инвестиционного контракта, указывает в судебном акте результат раздела между сторонами созданного инвестиционного объекта (помещений в созданном объекте или доли в праве собственности на него). Такой судебный акт, вступивший в законную силу, представляется вместо акта о реализации инвестиционного проекта для регистрации права собственности его участников на указанные в нем объекты.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 28.12.2005 N 1089-ПП "Об утверждении единого порядка согласования, оформления, подписания и учетной регистрации инвестиционных контрактов", согласно которому - подготовку Актов о результатах реализации (частичной реализации) инвестиционных проектов - осуществляет Департамент городского имущества города Москвы.
Указанным постановлением Правительства Москвы от 28.12.2005 N 1089-ПП в пункте 4 утверждены сроки согласования проектов инвестиционных контрактов, дополнительных соглашений к ним, протоколов предварительного (итогового) распределения площадей и актов о результатах реализации (частичной реализации) инвестиционных проектов с момента их поступления в органы исполнительной власти города Москвы.
В пункте 4.4.1 установлено, что предельный срок согласования (пункты 4.2.1, 4.2.3) и формирования окончательной редакции (пункт 4.3) проектов инвестиционных контрактов, дополнительных соглашений, соглашений о расторжении к ним, протоколов предварительного (итогового) распределения площадей и актов о результатах (частичной) реализации инвестиционных проектов органами исполнительной власти города Москвы не должен превышать 30 рабочих дней.
Целью подписания акта является подтверждение исполнения всеми сторонами своих обязательств, вытекающих из инвестиционного контракта, а также получение необходимого документа для обращения в регистрирующий орган для регистрации своего права.
Исследовав и оценив материалы дела в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды констатировали, что требование Правительства города Москвы о подписании акта реализации в редакции истца законны и документально подтверждены, в связи с чем подлежат удовлетворению в этой части. Вместе с тем, отказывая в удовлетворении первоначального иска о подписании Приложения N 1 к акту в редакции истца, суды констатировали, что указанные требования не соответствуют условиям контракта и действующего законодательства, поскольку длина водостока, указанная в данном приложении (254,05 п.м) противоречит условиям заключенного инвестиционного контракта, поскольку пунктом 3.9 инвестиционного контракта в редакции дополнительного соглашения от 18.08.2010 N 1 предусмотрено, что все построенные и реконструированные в рамках контракта объекты инженерного и коммунального назначения по результатам реализации проекта оформляются в государственную собственность города Москвы в лице ДГИ; в разрешении на ввод в эксплуатацию от 22.08.2017 N 77-202000-007985-2017 указана длина построенного и введенного в эксплуатацию водостока 275,0 п.м., а также противоречит действующему законодательству (пункт 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491).
При указанных обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили встречные требования о подписании Приложения N 1 к акту о результатах частичной реализации инвестиционного проекта в редакции ЗАО "Гарус".
Выводы судов основаны на результатах оценки доказательств, указания на которые содержатся в обжалуемых судебных актах, при этом в силу положений части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды исходили из такой степени достаточности доказательств, которая позволяла сделать однозначный вывод относительно подлежащих установлению по делу обстоятельств.
Как разъяснено в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", при проверке соответствия выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (часть 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) необходимо исходить из того, что суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции (часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). С учетом того, что наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, устанавливается судом на основании доказательств по делу (часть 1 статьи 64 Кодекса), переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть иные по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводы относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, в частности, относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности (часть 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не допускается.
Доводы кассационной жалобы и несогласие с выводами судов направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и фактических обстоятельств дела, аналогичны доводам, ранее заявлявшимся в суде апелляционной инстанции, которым дана соответствующая правовая оценка с указанием в судебном акте мотивов их отклонения. При таких обстоятельствах указанные доводы заявителей не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Учитывая изложенное, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 176, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 19.03.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2021 по делу N А40-81698/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - судья |
И.В. Лазарева |
Судьи |
А.Р. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив материалы дела в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды констатировали, что требование Правительства города Москвы о подписании акта реализации в редакции истца законны и документально подтверждены, в связи с чем подлежат удовлетворению в этой части. Вместе с тем, отказывая в удовлетворении первоначального иска о подписании Приложения N 1 к акту в редакции истца, суды констатировали, что указанные требования не соответствуют условиям контракта и действующего законодательства, поскольку длина водостока, указанная в данном приложении (254,05 п.м) противоречит условиям заключенного инвестиционного контракта, поскольку пунктом 3.9 инвестиционного контракта в редакции дополнительного соглашения от 18.08.2010 N 1 предусмотрено, что все построенные и реконструированные в рамках контракта объекты инженерного и коммунального назначения по результатам реализации проекта оформляются в государственную собственность города Москвы в лице ДГИ; в разрешении на ввод в эксплуатацию от 22.08.2017 N 77-202000-007985-2017 указана длина построенного и введенного в эксплуатацию водостока 275,0 п.м., а также противоречит действующему законодательству (пункт 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28 июля 2021 г. N Ф05-18008/21 по делу N А40-81698/2020