г. Москва |
|
21 мая 2021 г. |
Дело N А40-305866/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.
судей: |
Мухина С.М., Никифоровой Г.М., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Михеевой З.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
ПАО российский национальный коммерческий банк и МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 9
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.02.2021 по делу N А40-305866/19
по заявлению ПАО Российского национального коммерческого банка
к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 9
третье лицо: Федеральная налоговая служба
о признании незаконным решения
в присутствии:
от заявителя: |
Ершов В.А. по дов. от 30.11.2018; |
от заинтересованного лица: |
Кадиева С.О. по дов. от 29.04.2021; |
от третьего лица: |
Лебедева И.А. по дов. от 23.12.2020; |
УСТАНОВИЛ:
РНКБ БАНК (ПАО) (общество, заявитель, Банк, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 9 (ответчик, Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения от 19.04.2019 N 03-38/16.5-50 в части доначисления страховых взносов в сумме 22 071 550, 92 руб., штрафов в сумме 1 632 916 руб., пеней в размере 3 006 326,05 руб. (п. 2.2. решения), с учетом уточнений заявленных в порядке ст. 49 АПК РФ.
Решением от 24.02.2021 Арбитражный суд г. Москвы признал незаконным решение налогового органа от 19.04.2019 N 03-38/16.5-50 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части привлечения к налоговой ответственности в виде штрафа на сумму 1 632 916 руб., в остальной части заявленных требований - отказал.
Не согласившись с принятым судом решением в части, заявитель и ответчик обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят его отменить в обжалуемой части как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представители подателей апелляционных жалоб доводы своей апелляционной жалобы поддержали по мотивам, изложенным в них.
Представитель третьего лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы заявителя, поддержал жалобу ответчика.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, отзыва на апелляционную жалобу общества, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Согласно материалам дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка заявителя по вопросам правильности исчисления, удержания, полноты и своевременности уплаты налогов (сборов) за период с 01.01.2015 по 31.12.2017 и страховым взносам за период с 01.01.2017 по 31.12.2017.
По результатам выездной налоговой проверки Инспекцией составлен акт выездной налоговой проверки от 04.03.2019 N 03-37/16.5-4 и принято решение от 19.04.2019 г. N 03-38/16.5-50 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Данным решением заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ, Кодекс) в виде штрафа в размере 5 750 руб., п. п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 1 632 916 руб.; ему начислены страховые взносы в общей сумме 22 071 550,92 руб. и соответствующие суммы пени в размере 3 006 326,05 руб., предложено их уплатить, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решением ФНС России от 20.08.2019 N СА-4-9/16446@ жалоба общества была оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с оспариваемым решением налогового органа, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции правомерно частично удовлетворил заявленные требования, ввиду следующего.
Спорные правоотношения, возникшие в связи с исчислением и уплатой Банком страховых взносов по пониженным тарифам ввиду наличия статуса участника свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, регулируются совокупностью взаимосвязанных правовых норм Налогового кодекса Российской Федерации, а также Федерального закона N 377-ФЗ, иных нормативных правовых актов.
Согласно п. 1 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзацах 2 и 3 подпункта 1 пункта 1 статьи 419 Кодекса, если иное не предусмотрено статьей 420 Кодекса, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности, в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Из п. 1 ст. 425 НК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде) следует, что тариф страхового взноса представляет собой величину страхового взноса на единицу измерения базы для исчисления страховых взносов, если иное не предусмотрено главой 34 Кодекса.
В силу пп. 11 п. 1 ст. 427 Кодекса (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде) пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 Кодекса, применяются для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус участника свободной экономической зоны (СЭЗ) в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2014 N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (Закон N 377-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 427 Кодекса для плательщиков, указанных в пункте 1 статьи 427 Кодекса, в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по соответствующему виду страхования применяются пониженные тарифы страховых взносов.
Так, подпунктом 5 пункта 2 статьи 427 Кодекса (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде) установлено, что для плательщиков, указанных в подпунктах 11-14 пункта 1 статьи 427 Кодекса, тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование устанавливаются в размере 6,0 процентов, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 1,5 процента, на обязательное медицинское страхование -0,1 процента.
Из пункта 3 статьи 427 Кодекса (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде) следует, что пониженные тарифы страховых взносов, установленные пунктом 2 статьи 427 Кодекса, применяются плательщиками, указанными в пункте 1 статьи 427 Кодекса, при выполнении условий, предусмотренных пунктами 4-12 статьи 427 Кодекса.
Пунктом 10 статьи 427 Кодекса (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде) установлено, что плательщики, указанные в подпункте 11 пункта 1 статьи 427 Кодекса, применяют пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные подпунктом 5 пункта 2 статьи 427 Кодекса, в течение 10 лет со дня получения ими статуса участника СЭЗ, резидента территории опережающего социально-экономического развития, резидента свободного порта Владивосток начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ими был получен такой статус.
Согласно ст. 8 Закона N 377-ФЗ свободная экономическая зона-территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя и примыкающие к территориям Республики Крым и города федерального значения Севастополя внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации, в пределах границ которых действует особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, а также применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны.
Из части 1 статьи 10 Закона N 377-ФЗ следует, что органами управления СЭЗ являются уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, экспертный совет по вопросам СЭЗ на территории Республики Крым, экспертный совет по вопросам СЭЗ на территории города федерального значения Севастополя, высший исполнительный орган государственной власти Республики Крым и высший исполнительный орган государственной власти города федерального значения Севастополя.
Согласно подпункту 2 части 3 статьи 11 Закона N 377-ФЗ полномочия по заключению договоров об условиях деятельности в СЭЗ или отказу в заключении таких договоров осуществляет высший исполнительный орган государственной власти Республики Крым и высший исполнительный орган государственной власти города федерального значения Севастополя.
Частью 1 статьи 12 Закона N 377-ФЗ определено, что в СЭЗ может осуществляться предпринимательская и иная деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом положений Закона N 377-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N 377-ФЗ (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде) лицо, намеревающееся получить статус участника СЭЗ, должно быть зарегистрировано на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя, состоять на учете в налоговом органе, а также иметь инвестиционную декларацию, соответствующую требованиям, установленным Законом N 377-ФЗ.
Согласно подпунктам 1, 2 и 6 части 3 статьи 13 Закона N 377-ФЗ инвестиционная декларация должна содержать сведения о цели инвестиционного проекта, видах деятельности с учетом требований, установленных частями 2 и 3 статьи 12 Федерального закона N 377-ФЗ, и осуществлении реализации инвестиционного проекта на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя.
Частями 19-20 статьи 13 Федерального закона N 377-ФЗ установлено, что лицо приобретает статус участника СЭЗ со дня внесения соответствующей записи о включении в единый реестр участников СЭЗ; участник СЭЗ вправе осуществлять предпринимательскую и иную деятельность в СЭЗ с применением особого режима осуществления предпринимательской и иной деятельности в СЭЗ, а также таможенной процедуры свободной таможенной зоны.
В соответствии с ч. 21 ст. 13 Федерального закона N 377-ФЗ (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде) участник свободной экономической зоны осуществляет деятельность в СЭЗ в соответствии с договором об условиях деятельности в СЭЗ.
Частью 22 статьи 13 Закона N 377-ФЗ (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде) установлено, что деятельность, не предусмотренная договором об условиях деятельности в СЭЗ, может осуществляться участником СЭЗ в свободной экономической зоне без применения особого режима осуществления предпринимательской и иной деятельности в СЭЗ, в том числе без применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны.
В соответствии со статьей 14 Закона N 377-ФЗ высший исполнительный орган государственной власти Республики Крым и высший исполнительный орган государственной власти города федерального значения Севастополя обязаны осуществлять контроль за выполнением участниками свободной экономической зоны условий договоров (Федеральным законом от 25.12.2018 N 485-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 14 признана утратившей силу).
Таким образом, налогоплательщик имеет право на применение пониженного тарифа страховых взносов при соблюдении следующих условий:
- лицо (участник СЭЗ) должно быть зарегистрировано и состоять на учете в налоговых органах одного из субъектов Российской Федерации (либо в Республике Крым, либо в городе федерального значения Севастополе);
- полномочиями по заключению или отказу в заключении договоров об условиях деятельности в СЭЗ осуществляет высший исполнительный орган государственной власти одного из субъектов;
- заключение договора об условиях деятельности в СЭЗ осуществляется на основании инвестиционной декларации лица, намеревающегося получить статус участника СЭЗ;
- инвестиционная декларация должна содержать сведения о цели инвестиционного проекта, видах деятельности и сведения об осуществлении реализации инвестиционного проекта на территории одного из субъектов РФ, входящих в СЭЗ;
- сотрудники налогоплательщика должны осуществлять трудовую деятельность на территории одного из субъектов Российской Федерации (Республика Крым или город федерального значения Севастополь), в соответствии с реализуемой целью и видом деятельности согласно инвестиционной декларации налогоплательщика.
- лицо приобретает статус участника СЭЗ со дня внесения соответствующей записи о включении в единый реестр участников.
Согласно статьям 2, 3 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым (с 18.03.2014) в составе Российской Федерации образованы новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь, пределы территорий которых определены соответствующими границами, существовавшими на день принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе новых субъектов.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона N 377-ФЗ органами управления свободной экономической зоной на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации являются, в том числе, высшие исполнительные органы государственной власти соответственно Республики Крым (Совет министров) и города федерального значения Севастополя (Правительство) с возможностью передачи отдельных полномочий иным органам исполнительной власти.
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 31.12.2014 N 1639-р "О вопросах организации функционирования свободной экономической зоны на территории Республики Крым" уполномоченным органом по управлению СЭЗ на территории Республики Крым определено Министерство экономического развития Республики Крым, которое в соответствии с пунктом 1 Положения, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 N 142, разрабатывает и реализует на территории Республики Крым государственную политику социально-экономического развития, инвестиционную и внешнеэкономическую политику, государственную политику в сфере развития малого и среднего предпринимательства. Таким образом, полномочия Минэкономразвития Республики Крым, в том числе, как уполномоченного органа по управлению свободной экономической зоной, ограничены территорией Республики Крым, как самостоятельного субъекта Российской Федерации.
По смыслу статей 10, 13, 14 Федерального закона N 377-ФЗ как управление свободной экономической зоной, так и заключение договоров об условиях деятельности в СЭЗ, а также контроль за их исполнением участниками СЭЗ, осуществляется уполномоченными органами отдельно по каждому субъекту Российской Федерации. Обусловливая наличие общих для двух субъектов Российской Федерации условий создания и функционирования СЭЗ, особенностей осуществления деятельности в СЭЗ, предмета ее правового регулирования, нормы прямого действия Федерального закона N 377-ФЗ не допускают возможности одностороннего вмешательства субъектов Российской Федерации в сферу управления друг друга либо подмены управленческих и контрольных функций поименованных субъектов.
Учитывая изложенное, нормативно установленное разграничение юрисдикции органов управления СЭЗ исходя из административно-территориального устройства соответствует принципам самостоятельности и независимости, полноты государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении ими государственно-властных полномочий, закрепленным в Конституции России (статьи 5, 11, 66, 72, 73, 77), Федеральном законе от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (статьи 1, 17, 23, 26.1), Конституции Республики Крым (статьи 1, 6, 7, 81) и Уставе города Севастополя (статьи 1,9, 10, 11,31).
Данная правовая позиция согласуется с рядом иных федеральных и региональных нормативных актов в сфере регулирования функционирования СЭЗ, в частности Приказом Минэкономразвития России от 18.11.2015 N 859 "Об утверждении примерной формы договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне", Приказом Минэкономразвития России от 18.11.2015 N 856 "Об утверждении формы инвестиционной декларации", Приказом Минэкономразвития России от 11.08.2016 N 509 "Об утверждении Порядка осуществления контроля за выполнением участниками свободной экономической зоны условий договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне", Постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 N 1368 "Об утверждении Правил ежегодной оценки эффективности функционирования свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополя и подготовки отчета о результатах функционирования свободной экономической зоны", Постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 N 142 "Об утверждении Положения о Министерстве экономического развития Республики Крым", Распоряжением Правительства Севастополя от 31.03.2015 N 231-РП "О полномочиях на подписание договоров об условиях деятельности в свободной экономической зоне".
Нормативные правовые акты в сфере функционирования свободной экономической зоны не содержат понятия "единая свободная экономическая зона", при этом:
- как Федеральный закон N 377-ФЗ, так и подзаконные нормативные правовые акты в сфере функционирования свободной экономической зоны не предусматривают возможность реализации одного инвестиционного проекта одновременно на территориях обоих субъектов (пункт 6 части 3 статьи 13 Федерального закона N 377-ФЗ; форма договора, об условиях деятельности в СЭЗ, утвержденная Приказом Минэкономразвития России от 18.11.2015 N 859; пункт 1.8 формы инвестиционной декларации, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 18.11.2015 N 856);
- управление свободной экономической зоной, заключение соответствующих договоров, контроль их исполнения, анализ эффективности осуществляется уполномоченными органами раздельно по каждому субъекту Российской Федерации (статьи 10, 13-14 Федерального Закона N 377-ФЗ; Положение о Министерстве экономического развития Республики Крым утвержденное постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 N 142; распоряжение Правительства Севастополя от 31.03.2015 N 231-РП, и иные нормативные правовые акты);
- размещенная информация на официальном сайте Минэкономразвития России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" включает 2 раздела: "А" - свободная экономическая зона на территории Республики Крым и "Б" - свободная экономическая зона на территории города федерального значения Севастополя (http://old.economy.gov.ru/minec/activity/sections/reestrsez/2016190202);
-1-2 знаки регистрационного номера записи о внесении в единый реестр участников СЭЗ соответствуют кодовому обозначению субъекта Российской Федерации исходя из наименования субъекта Российской Федерации в соответствии с федеративным устройством Российской Федерации, определенным статьей 65 Конституции Российской Федерации (Приложение к Порядку ведения единого реестра участников свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополя, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 18.11.2015 N 858, действовавшее в период включения Банка в реестр участников СЭЗ);
- предусмотрено различное правовое регулирование в рамках компетенции субъектов РФ по вопросам предоставления участникам СЭЗ отдельных налоговых преференций (установление пониженной ставки по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации, отнесено к полномочиям субъекта - пункт 1.7 статьи 284 Кодекса; Закон Республики Крым от 29.12.2014 N 61-ЗРК/2014 "Об установлении ставки по налогу на прибыль организаций на территории Республики Крым", Закон города Севастополя от 03.02.2015 N 110-ЗС "О налоговых ставках в связи с принятием Федерального закона от 29.11.2014 N 379-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя");
- льготный (преференциальный) режим свободной экономической зоны включает также, реализуемые по административно-территориальному принципу, особенности осуществления градостроительной деятельности и землепользования (статья 17 Федерального закона N 377-ФЗ), применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны и совершение таможенных операций (статьи 18-21 Федерального закона N 377-ФЗ), особенности осуществления государственного контроля (надзора) (статья 22 Федерального закона N 377-ФЗ), предоставление субсидий на возмещение затрат участников свободной экономической зоны (пункт 3 части 1 статьи 15 Федерального закона N 377-ФЗ).
Частями 19-20 статьи 13 Федерального закона N 377-ФЗ установлено, что лицо приобретает статус участника СЭЗ со дня внесения соответствующей записи о включении в единый реестр участников СЭЗ; участник СЭЗ вправе осуществлять предпринимательскую и иную деятельность в СЭЗ с применением особого режима осуществления предпринимательской и иной деятельности в СЭЗ, а также таможенной процедуры свободной таможенной зоны. Частью 21 статьи 13 Федерального закона N 377-ФЗ предписано, что участник СЭЗ осуществляет деятельность в свободной экономической зоне в соответствии с договором об условиях деятельности в СЭЗ.
Согласно части 22 статьи 13 Федерального закона N 377-ФЗ деятельность, не предусмотренная договором об условиях деятельности в СЭЗ, может осуществляться участником СЭЗ в свободной экономической зоне без применения особого режима осуществления предпринимательской и иной деятельности в свободной экономической зоне, в том числе без применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны.
В силу п. 2 части 1 статьи 15 Федерального закона N 377-ФЗ особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в СЭЗ включает в себя, в том числе, особый режим налогообложения в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
С 01 января 2017 года Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ на налоговые органы возложены полномочия по администрированию страховых взносов.
Положениями статьи 427 Кодекса (подпункт 11 пункта 1; подпункт 5 пункта 2; пункт 10) в редакции, действовавшей в спорном периоде, предусмотрено, что для участников СЭЗ в течение десяти лет со дня получения ими статуса участника СЭЗ начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ими был получен такой статус, применяются пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 7,6 процентов.
В соответствии с п. 1 статьи 420 Кодекса объектом обложения страховыми взносами для организаций являются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности, в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
Как верно установлено судом первой инстанции, общество зарегистрировано в ИФНС России по городу Симферополю в качестве плательщика страховых взносов и с 23.09.2016 внесен в единый реестр участников СЭЗ за регистрационным номером 82А2016000633, что подтверждено свидетельством Министерства экономического развития Российской Федерации АN 000822.
В качестве основания для приобретения лицом статуса участника СЭЗ Федеральным законом N 377-ФЗ предусмотрено заключение договора об условиях деятельности в СЭЗ, предметом которого является ведение инвестиционной и иной деятельности в соответствии с условиями инвестиционной декларации (часть 2-3 статьи 13 Федерального закона N 377-ФЗ).
Наличие у лица соответствующей требованиям Федерального закона N 377-ФЗ инвестиционной декларации является одним из условий для получения статуса участника СЭЗ (часть 1 статьи 13 Федерального закона N 377-ФЗ). В силу пункта 6 части 3 статьи 13 Федерального закона N 377-ФЗ инвестиционная декларация должна содержать сведения о месте реализации инвестиционного проекта -территория Республики Крым или территория города федерального значения Севастополя.
Территория реализации инвестиционного проекта (Республика Крым или город федерального значения Севастополь) определяется налогоплательщиком на стадии обращения в уполномоченный орган с заявлением о заключении договора и указывается в пункте 1.8 инвестиционной декларации, форма которой утверждена приказом Минэкономразвития России от 18.11.2015 N 856 (зарегистрировано в Минюсте России 26.11.2015 N 39863).
В инвестиционной декларации Банка представлен инвестиционный проект "Создание и поддержание работоспособности Контакт-центра регионального значения, поддержание функционирования сети подразделений Банка на территории Республики Крым". Согласно пункту 1.1 декларации целью инвестиционного проекта обозначено развитие банковской деятельности, осуществляемой Банком на территории Республики Крым; при этом в структуре инвестиционного проекта выделены основные направления развития банковской инфраструктуры на территории Республики Крым: Создание Контакт-центра в г. Симферополь; поддержание и развитие сети внутренних структурных подразделений Банка (т. 1 л.д. 72 - 73).
Поименованные направления инвестиционного проекта соответствуют основным этапам проекта, направленным на развитие банковской инфраструктуры Банка на территории Республики Крым (пункт 1.11 декларации). При реализации первого этапа - создание Контакт-центра в г. Симферополь, предполагается осуществление ремонта помещения, закупка необходимого оборудования и программного обеспечения, мебели, создание инфраструктуры, создание рабочих мест и обучение персонала.
Согласно пункту 1.8 декларации для осуществления реализации инвестиционного проекта на территории Республики Крым планируется использование расположенных на территории Республики Крым структурных подразделений. В перечне объектов, используемых в рамках инвестиционного проекта, указаны операционные офисы Банка, расположенные исключительно в Республике Крым (таблица 3 инвестиционной декларации) (т. 1 л.д. 85-88).
Подразделения в городе федерального значения Севастополе в данном перечне отсутствуют, никаким иным способом до сведения уполномоченного органа они не доведены. Фактически они не были включены Банком в его инвестиционный проект и инвестиционную декларацию, а значит, не участвуют в СЭЗ.
Таким образом, из содержания инвестиционной декларации РНКБ Банка (ПАО) следует, что целью проекта является создание и функционирование объекта инвестиций, расположенного на территории Республике Крым, с целью дальнейшего осуществления деятельности "Денежное посредничество прочее" (код ОКВЭД 64.19). Вместе с тем осуществление каких-либо инвестиционных мероприятий, в том числе капитальных вложений, в отношении объектов на иных территориях (в т.ч. на территории города федерального значения Севастополь) проектом не предусмотрено.
Согласно утвержденной форме инвестиционной декларации (приказ Минэкономразвития России от 18.11.2015 N 856) в пункте 1.6 отражается предполагаемая потребность в специалистах с указанием специализации и квалификации.
Исходя из пункта 1.6 инвестиционной декларации Банка, представленной на рассмотрение уполномоченного органа, на начальном этапе реализации инвестиционного проекта планировалось задействовать 2 237 рабочих мест, начиная со второго года - заявлено увеличение численности персонала до 2 287 (на 50 рабочих мест).
По результатам рассмотрения представленных документов 20.09.2016 Совет министров Республики Крым заключил с заявителем договор N 640/16 об условиях деятельности в свободной экономической зоне на территории Республики Крым (далее - Договор (т.1 л.д. 34-41)).
Согласно пункту 1.1 предметом Договора является осуществление участником предпринимательской и иной деятельности в СЭЗ в соответствии с условиями Договора с применением особого режима осуществления предпринимательской и иной деятельности в СЭЗ, а также процедуры свободной таможенной зоны.
В пункте 1.2 Договора стороны согласовали, что участник осуществляет на территории СЭЗ следующий вид деятельности - денежное посредничество прочее (код ОКВЭД 64.19).
В соответствии с пунктом 1.3 Договора результатом деятельности участника в соответствии с инвестиционной декларацией, прилагаемой к заявлению о заключении Договора, будет являться создание на базе РНКБ Банка (ПАО) контакт-центра и развитие сети внутренних структурных подразделений с целью осуществления деятельности "Денежное посредничество прочее" а также создание 50 рабочих мест.
В соответствии с условиями Договора РНКБ Банк (ПАО) обязуется реализовать инвестиционный проект на территории Республики Крым (пункт 2.3.7.3).
Пунктом 2.4.2 Договора определено, что участник имеет право осуществлять иную деятельность в СЭЗ, не предусмотренную настоящим Договором; к такой деятельности не применяется особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в СЭЗ. Указанный Договор вступил в силу с момента подписания сторонами и действует до 31.12.2039 (пункты 3.1, 3.2). В силу пункта 3.1 Договора его условия являются обязательными для сторон.
Исходя из основ конституционного строя Российской Федерации, общих принципов организации представительных и исполнительных органов государственной власти, в том числе, органов власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с приведенными выше взаимосвязанными нормами Налогового кодекса Российской Федерации и Федерального закона N 377-ФЗ, иных подзаконных нормативных актов, а также с учетом положений инвестиционной декларации (п. 1.1, 1.8, 1.11, таблица 3) и Договора об условиях деятельности в СЭЗ от 11.04.2016 (п. 1.3, 2.3.7.3, 2.4.2) заявленный вид деятельности осуществляется с применением особого режима налогообложения лишь на территории Республики Крым.
В соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 N 297-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" подпункт 11 пункта 1 статьи 427 Кодекса изложен в новой редакции.
При этом внесенные в подпункт 11 пункта 1 статьи 427 Кодекса изменения носят уточняющий характер, детализируя действовавший ранее порядок применения пониженных тарифов страховых взносов, поскольку до 01.01.2019 обязанность участника СЭЗ применять пониженные тарифы страховых взносов в рамках деятельности по реализации инвестиционного проекта вытекает не только из приведенных выше норм законодательства, а прямо предусмотрена договором об условиях деятельности в СЭЗ, не подлежащем одностороннему изменению и являющимся обязательным для сторон.
Учитывая изложенное, в ходе выездной налоговой проверки установлено, что в соответствии с Инвестиционной декларацией и Договором N 640/16 Банк осуществляет реализацию инвестиционного проекта только на территории Республики Крым. Следовательно, Банком неправомерно применены пониженные тарифы страховых взносов в отношении выплат сотрудникам, осуществляющим трудовую деятельность в городе федерального значения Севастополь в 2017 году.
Довода заявителя о применении Инспекцией недействующей редакции Налогового кодекса Российской Федерации в отношении проверяемого выездной налоговой проверкой периода, является несостоятельным.
По мнению Банка, по смыслу подпункта 11 пункта 1 статьи 427 Кодекса (в редакции Федерального закона от 19.12.2016 N 448-ФЗ действующей в W 2017 году) законодатель не связывал применение пониженных тарифов страховых взносов ни с фактическим местонахождением налогоплательщика, имеющего статус участника СЭЗ, ни с учетом вовлеченности отдельных работников в реализацию задекларированного инвестиционного проекта и т. п.
Между тем заявителем не учтено следующее.
Подпункт 11 пункта 1 статьи 427 Кодекса в редакции, действовавшей в 2017 году, содержит ссылку на Закон N 377-ФЗ.
Поскольку Закон N 377-ФЗ в рамках особого режима налогообложения предоставляет участникам СЭЗ право применять иные, более благоприятные налоговые условия для реализации инвестиционных проектов в СЭЗ, то применение норм Налогового кодекса Российской Федерации в системной взаимосвязи с нормами Закона N 377-ФЗ является обоснованным.
Частями 19-20 статьи 13 Федерального закона N 377-ФЗ установлено, что лицо приобретает статус участника СЭЗ со дня внесения соответствующей записи о включении в единый реестр участников СЭЗ; участник СЭЗ вправе осуществлять предпринимательскую и иную деятельность в СЭЗ с применением особого режима осуществления предпринимательской и иной деятельности в СЭЗ, а также таможенной процедуры свободной таможенной зоны.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 15 Закона N 377-ФЗ особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в СЭЗ включает в себя, в том числе, особый режим налогообложения в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
В силу частей 21, 22 статьи 13 Закона N 377-ФЗ участник СЭЗ осуществляет деятельность в СЭЗ в соответствии с договором об условиях деятельности в СЭЗ, при этом деятельность не предусмотренная указанным договором может осуществляться в СЭЗ без применения особого режима осуществления предпринимательской и иной деятельности в СЭЗ.
При этом, в силу статьи 13 Закона N 377-ФЗ лицо, намеревающееся получить статус участника СЭЗ, должно быть зарегистрировано на территории либо Республики Крым, либо города федерального значения Севастополя, состоять на налоговом учете в налоговом органе, а также иметь инвестиционную декларацию, соответствующую требованиям, установленным Законом N 377-ФЗ.
В инвестиционной декларации должно быть отражено место реализации инвестиционного проекта, соответственно территория Республики Крым или города федерального значения Севастополя (пункту 6 части 3 статьи 13 Закона N 377-ФЗ).
Таким образом, пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные статьей 427 Кодекса, организация-участник СЭЗ, заключившая договор об условиях деятельности в СЭЗ, вправе применять только в отношении выплат и иных вознаграждений, начисляемых в пользу физических лиц, занятых в реализации инвестиционного проекта, указанного в договоре об условиях деятельности в СЭЗ, по указанному в инвестиционной декларации месту реализации инвестиционного проекта.
При этом, в силу приведенных выше норм указанный подход к применению положений статьи 427 Кодекса подлежал применению и в период до 01.01.2019, поскольку предоставление пониженных тарифов страховых взносов в отношении выплат лицам, не занятым в реализации конкретного инвестиционного проекта, не отвечает целям и задачам функционирования СЭЗ.
Федеральным законом от 03.08.2018 N 297-ФЗ подпункт 11 пункта 1 статьи 427 Кодекса изложен в новой редакции (действующей с 01.01.2019), в соответствии с которой пониженные тарифы страховых взносов применяются "для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус участника свободной экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2014 года N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - участник свободной экономической зоны), в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых в реализации инвестиционного проекта в свободной экономической зоне, информация о котором содержится в инвестиционной декларации, соответствующей требованиям, установленным Федеральным законом от 29 ноября 2014 года N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - физические лица, занятые в реализации инвестиционного проекта в свободной экономической зоне").
В целях настоящего подпункта физическим лицом, занятым в реализации инвестиционного проекта в свободной экономической зоне, признается лицо, заключившее трудовой договор с плательщиком - участником свободной экономической зоны, а его трудовые обязанности непосредственно связаны с реализацией инвестиционного проекта, указанного в абзаце первом настоящего подпункта, в том числе с эксплуатацией объектов основных средств, созданных в результате реализации инвестиционного проекта.
Перечень рабочих мест физических лиц, занятых в реализации инвестиционного проекта в свободной экономической зоне, утверждается плательщиком - участником свободной экономической зоны по согласованию с органами управления свободной экономической зоной по месту нахождения такого плательщика".
Анализ приведенных выше редакций подпункта 11 пункта 1 статьи 427 Кодекса свидетельствует о том, что изменения, внесенные в подпункт 11 пункта 1 статьи 427 Кодекса Федеральным законом N 297-ФЗ и вступившие в силу с 01.01.2019, носят уточняющий характер.
При таких обстоятельствах, довод Банка о неправомерном придании Инспекцией обратной силы Федеральному закону от 03.08.2018 N 297-ФЗ, правомерно признан судом первой инстанции не состоятельным.
Доводы заявителя о том, что Управление Пенсионного Фонда в г. Симферополе Республики Крым и Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, контролирующие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты страховых взносов, ранее к Банку претензии не имели, правомерно не приняты судом первой инстанции, поскольку факт невыявления ранее нарушений указанными органами не свидетельствует об их отсутствии и не освобождает заявителя от обязанности уплаты страховых взносов, пеней и штрафов.
Кроме того, согласно Акту Управление Пенсионного Фонда в г. Симферополе в рамках выездной проверки не осуществляло исследование и анализ Договора N 640/16, Инвестиционной декларации Банка (проверка осуществлена за период с 01.01.2014 по 31.12.2016).
Налоговым органом проведена выездная налоговая проверка за период с 01.01.2017 по 31.12.2017, в то время как Региональное отделение фонда социального страхования по Республике Крым проводило выездную проверку правильности исчисления, полноты и своевременности (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2014 по 31.12.2016.
Учитывая изложенное, материалами дела подтверждено, что в соответствии с Инвестиционной декларацией и Договором N 640/16 Банк осуществляет реализацию инвестиционного проекта только на территории Республики Крым. Следовательно, Банком неправомерно применены пониженные тарифы страховых взносов в отношении выплат сотрудникам, осуществляющим трудовую деятельность в городе федерального значения Севастополь в 2017 году.
В ходе проведения выездной налоговой проверки установлено, что 564 работника РНКБ БАНК (ПАО) осуществляют свою трудовую деятельность в подразделениях, расположенных на территории города федерального значения Севастополь.
Согласно расчетным ведомостям по начислению заработной платы за период январь - декабрь 2017 года сумма выплат физическим лицам, осуществляющим свою трудовую деятельность в подразделениях, расположенных на территории города федерального значения Севастополь составила 223 311 286,12 руб.
Согласно карточкам индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и страховых взносов за 2017 год по физическим лицам, осуществляющим свою трудовую деятельность в подразделениях, расположенных на территории города федерального значения Севастополь, начислено страховых взносов по пониженным тарифам в общей сумме 15 583 983,38 руб., в том числе: на ОПС в сумме 12 303 144,78 руб.; на ОМС в сумме 205 052,41 руб.; на ОССВНМ в сумме 3 075 786,19 руб.
Сумма исчисленных страховых взносов, подлежащая уплате в бюджет за 2017 год по основному тарифу составляет 61 513 634,13 руб., в том числе: на ОПС - 45 122 280,96 руб.; на ОМС - 10 444 833,25 руб.; на OCCBHM - 5 946 519,95 руб.
В соответствии со статьей 426 Кодекса, в 2017 - 2020 годах для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 Кодекса (за исключением плательщиков, для которых установлены пониженные тарифы страховых взносов), применялись следующие тарифы страховых взносов: на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 22 процента; свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 10 процентов; на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 2,9 процента; на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 1,8 процента.
Выездной налоговой проверкой установлено, что по 47 физическим лицам, осуществляющим свою трудовую деятельность в подразделениях, расположенных на территории города федерального значения Севастополь, сумма выплат и иных вознаграждений превысила предельную величину, установленную в 2017 году на обязательное пенсионное страхование в сумме 876 000,00 руб.
Сумма выплат по таким физическим лицам составила 58 064 989, 12 руб., превышение предельной величины - 16 892 989, 12 руб. Сумма страховых взносов, исчисленная с суммы выплат и иных вознаграждений, превышающей предельную величину за 2017 год составила 1 689 298, 91 руб.
Сумма начисленных страховых взносов, подлежащая уплате в бюджет за 2017 год по основному тарифу (с учетом превышения предельной величины) составляет 63 202 933,04 руб., вт. ч.: на ОПС - 46 811 579,87 руб., на ОМС - 10 444 833,22 руб., на ОССВНМ - 5 946 519,95 руб.
Сумма занижения страховых взносов, подлежащая уплате в бюджет за 2017 год, составила 47 618 949,66 руб. в т. ч.: на ОПС - 34 508 435,09 руб.; на ОМС - 10 239 780,81 руб.; на ОССВНМ - 2 870 733,76 руб.
По результатам проведения камеральных налоговых проверок расчетов по страховым взносам (квартальный, 9 месяцев, 12 месяцев 2017 года), на основании статьи 101 Кодекса составлены Акты налоговой проверки от 04.06.2018 N 24813, от 30.08.2018 N 26835, в соответствии с которыми доначислены страховые взносы на суммы выплат и иных вознаграждений физическим лицам, осуществляющим свою трудовую деятельность в подразделениях, расположенных на территории города федерального значения Севастополь, в общей сумме 25 547 398,74 руб., в том числе: на ОПС в сумме 18 248 141,97 руб.; на ОМС в сумме 5 702 544,35 руб.; на ОССВНМ в сумме 1 596 712,42 руб.
Учитывая изложденное, в результате проведенной выездной налоговой проверки, инспекцией правомерно и обоснованно начислена сумма недоимки в общем размере 22 071 550,92 руб., в том числе: на ОПС в сумме 16 260 293,12 руб.; на ОМС в сумме 4 537 236,46 руб.; на ОССВНМ - 1 274 021,34 руб.
Таким образом, вывод о неправомерном применение Банком пониженных ставок страховых взносов в отношении выплат сотрудникам, осуществляющим трудовую деятельность на территории города федерального значения Севастополь, является правомерным, поскольку участник СЭЗ согласно Закону N 377-ФЗ, осуществляет свою деятельность на основании инвестиционной декларации, в которой отражается место реализации инвестиционного проекта и договора между участником и уполномоченным органом исполнительной власти одного из субъектов Российской Федерации (Республика Крым или г. Севастополь) и только на территории соответствующего субъекта РФ, согласно вышеупомянутым декларации и договору.
Относительно привлечения Банка к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 1 632 916 руб., суд первой инстанции правомерно указал следующее.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 Кодекса обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения является, в том числе и выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора, страховых взносов) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (расчетным) периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа), и (или) выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга.
Минфин России в письме от 25.01.2017 N 03-15-06/3687 в ответ на запрос Банка от 07.11.2016 N 103-2514-04/126 подтвердил право Банка на применение пониженного тарифа страховых взносов в отношении сотрудников, занятых в виде деятельности, заявленной в Договоре, на территории города Севастополя.
Вместе с тем, запрос Банка от 07.11.2016 N 103-2514-04/126 носит общий характер, не содержит данных о том, что с ним для ответа на поставленный вопрос представлялись какие-либо подтверждающие документы, а письмо Минфина России от 25.01.2017 N 03-15-06/3687 фактически содержит противоречия в части того, что применение пониженных тарифов страховых взносов обусловлено содержанием договора об условиях деятельности в СЭЗ, предусматривающего реализацию определенного инвестиционного проекта.
При этом, рассмотрение конкретных условий заключенного Банком договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне не было предметом рассмотрения Минфином России, поскольку в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, и согласно положениям пункта 7.7. Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 N 82н (действовавшем в 2017 году), Минфином России не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Таким образом, адресное разъяснение Минфина России от 25.01.2017 N от 03-15-06/3687 основано не на анализе положений конкретного договора Банка об условиях деятельности в свободной экономической зоне, а содержит общий подход к применению статьи 427 Кодекса.
Учитывая неоднозначное толкование письма, суд первой инстанции правомерно считал, что в рассматриваемой ситуации подлежат применению положения, предусмотренные подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 Кодекса.
Таким образом, вопреки доводам жалобы налогового органа, суд первой инстанции обоснованно освободил налогоплательщика от ответственности предусмотренной пунктом п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 1 632 916 руб.
Учитывая изложенное в совокупности, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, правомерно и обоснованно частично удовлетворил заявленные требования, в связи с чем, суд апелляционные жалобы заявителя и ответчика не подлежат удовлетворению.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате госпошлины распределяются согласно ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24.02.2021 по делу N А40-305866/19 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-305866/2019
Истец: ПАО РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК
Ответчик: МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 9
Третье лицо: ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА