г. Чита |
|
24 мая 2021 г. |
Дело N А19-19211/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Никифорюк Е.О., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 09 марта 2021 года по делу N А19-19211/2020 по заявлению Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области" (ОГРН: 1103850034276, ИНН: 3849013206) к Государственному учреждению - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 3808011062, ОГРН 1023801012905, адрес: 664007, г. Иркутск, ул. Тимирязева, 35),
третье лицо: Государственное учреждение - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - филиал N 12 (665451, Усолье-Сибирское, ул. Менделеева, д. 65А), о возврате излишне уплаченных взносов
в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области" (далее - заявитель, ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области") обратился в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ к Государственному учреждению - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ ИРО ФСС РФ) с участием третьего лица Филиала N 12 Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации об обязании возвратить излишне уплаченную сумму страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 202 257 руб. 84 коп.; обязании возвратить излишне уплаченную сумму страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 1 154 руб. 08 коп.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 09 марта 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 09 марта 2021 года по делу N А19-19211/2020 отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Как следует из апелляционной жалобы, выводы суда о течении срока исковой давности с момента, когда плательщику стало известно об излишней уплате взносов, а не с момента, когда плательщик взносов узнал о нарушенном праве, является ошибочным. В данном случае о нарушенном праве, а именно о факте отказа Фонда социального страхования вернуть сумму дебиторской задолженности, войсковая часть 26302 узнала лишь после получения соответствующего решения, то есть после декабря 2018 года.
В материалы дела поступил письменный отзыв относительно доводов апелляционной жалобы, в котором Фонд социального страхования с выводами суда первой инстанции согласен, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 23.04.2021.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Федеральное бюджетное учреждение "Войсковая часть 26302" зарегистрировано в качестве юридического лица 14.12.20209г. за основным государственным регистрационным номером 1095044004296.
Войсковая часть 03908 зарегистрирована в качестве филиала ФБУ "Войсковая часть 26302" 14.12.2009 г., регистрационный номер в Фонде социального страхования - 3812007491.
Федеральное бюджетное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области" создано на основании приказа Министра обороны РФ от 20.09.2010 N 1144 "О реорганизации федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации" в целях реализации государственной, финансовой, налоговой и социальной политики в сфере деятельности Вооруженных сил в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также для осуществления централизации финансового обеспечения объединений, соединений, воинских частей и учреждений, дислоцирующих на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации.
Приказом Министра обороны РФ N 1266 от 2010 года Федеральное бюджетное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области" наделено статусом распорядителя бюджетных средств и администратора доходов бюджета.
Тип федерального бюджетного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области" изменён на "казённое" в соответствии с Федеральным законом от 08.05.2011 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 20.02.2014 N 133 "Об осуществлении Министерством обороны Российской Федерации, учреждениями, подведомственными Министерству обороны Российской Федерации, полномочий администратора доходов федерального бюджета" утверждён новый перечень подведомственных Министерству обороны Российской Федерации администраторов доходов федерального бюджета, в числе которых указано ФКУ "УФО МО РФ по Иркутской области".
В соответствии с абзацем 1 раздела 2 приказа Министра обороны Российской Федерации от 09.03.2017 N 150, финансовое обеспечение воинских частей, не имеющих лицевых счетов в органах Федерального казначейства, осуществляется через ГУФО (УФО) по территориального принципу вне зависимости от их подчиненности главнокомандующим видами Вооруженных Сил, командующим войсками военных округов (Северным флотом), родами войск Вооруженных Сил.
В соответствии со своим Уставом ФКУ "УФО МО РФ по Иркутской области" в отношении себя и за обслуживаемые воинские части выполняет следующие функции: - осуществляет проведение расчётов, в том числе с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации и государственными внебюджетными фондами; - производит начисление и перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, осуществляет зачет или возврат излишне уплаченной или излишне взысканной суммы страховых взносов; - подписывает заявления и другие документы для возмещения расходов по выплате страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию; составляет, подписывает и представляет отчётность в государственные внебюджетные фонды; - и прочие обязанности, связанные финансовым и документальным обеспечением обслуживаемых воинских частей.
Данные полномочия в отношении войсковой части 03908 также отражены в договоре на обслуживание от 23.12.2010 N 1/1, в пункте 1.2 которого определено, что финансово-экономическое обеспечение войсковой части 03908 со стороны ФКУ "УФО МО РФ по Иркутской области" включает в себя своевременное проведение расчетов, в том числе с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации и государственными внебюджетными фондами.
Следовательно, с 1 января 2011 года все полномочия по ведению бухгалтерского и налогового учета, исчислению и уплате страховых взносов за стоящие на финансовом обеспечении воинские части производят федеральные казенные учреждения (отделы, управления) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по субъектам РФ, созданные на основании приказа (решения, распоряжения) Минобороны России.
В отношении воинских частей, дислоцированных на территории Иркутской области, включая ФКУ "Войсковая часть 03908", данные функции выполняет ФКУ "УФО МО РФ по Иркутской области".
До 2011 года войсковая часть 03908 имела собственный лицевой счёт в органах Федерального казначейства и самостоятельно осуществляла начисление заработной платы гражданскому персоналу воинской части и уплату страховых взносов в бюджеты Российской Федерации и во внебюджетные фонды, в том числе и в Фонд социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с приказом заместителя Министра обороны от 15.12.2010 N 228 с 01 января 2011 года войсковая часть 03908 - филиал ФБУ "Войсковая часть 26302" зачислена на финансовое обеспечение в федеральное бюджетное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области" без права на открытие лицевого счета в органах Федерального казначейства.
При зачислении на финансовое обеспечение в Управление по входящим учетным данным на 01.01.2011 за Фондом социального страхования перед страхователем (войсковой частью 03908) числилась задолженность в общей сумме 305 338 руб. 54 коп., образованная в результате: излишне уплаченных страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 202 257 руб. 84 коп.; излишне уплаченных страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 1154 руб. 08 коп.
Письмом N 2/4040-3 от 24.09.2013 Управление сообщило ФСС о факте закрытия лицевого счета воинской части 03908 и ее зачислении на финансовое обеспечение в ФКУ "УФО МО по Иркутской области". Далее просит Управление перечислить сумму задолженности образовавшейся у ФСС перед воинской части на 1.01.2011 г. в доход федерального бюджета.
Ответчик письмом N 01-15/12/6747 от 08.10.2013 сообщило, что возврат указанных денежных средств возможен только на счет учредителя - Министерства обороны РФ и по заявлению ликвидационной комиссии.
02.02.2017 г. в адрес ФСС направлено обращение со стороны ФКУ "УФО МО по Иркутской области" с предложением урегулировать вопрос возврата задолженности воинской части 03908 на расчётный счет учредителя ФБУ "Воинская часть 26302" - Министерства обороны РФ.
Письмом N 05-18/3805-725 от 13.04.2017 Фонд ответил, что обращение в отношении двух действующих страхователей, запросы вправе направить только сами страхователи.
Управление не раз обращалось в ФСС за возвратом сумм задолженности, однако ФСС только 12.03.2018 г. письмом N 05-22/04-1104 сообщило что ФКУ "УФО МО по Иркутской области" осуществляет в том числе, проведение расчетов с государственными внебюджетными фондами, в связи с чем, Фонд вправе осуществить возмещение расходов войсковой части 03908 на лицевой счет ФКУ "УФО МО по Иркутской области" при предоставлении заявления действующей формы и доверенности юридического лица войсковой части 26302 у ФКУ "УФО МО по Иркутской области" на получение соответствующих денежных средств.
Управление полагает, что до 12.03.2018 г. войсковая часть 03908 была фактически лишена права по возврату дебиторской задолженности от Фонда социального страхования, ввиду отсутствие у нее лицевого счета и отказа Фонда возвращать сумму на иные реквизиты, включая расчетный счет ФКУ "УФО МО по Иркутской области", а также выставления со стороны фонда нереальных к выполнению требований - обращение от лица ликвидационной комиссии (ликвидация войсковой части 03908 не проводилась), в связи с чем, просит взыскать сумму, образованную в результате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в размере 305 338 руб. 54 коп.
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, учреждение обратилось в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции правильно руководствовался следующими нормами права.
Согласно части 2 статьи 13 Федерального закона от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165 - ФЗ) обязательное социальное страхование осуществляют страховщики в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
На основании статьи 2.2. Федерального закона от 29.12.2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется страховщиком, которым является Фонд социального страхования Российской Федерации.
Фонд и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ч. 2 ст. 2.2. Федерального закона N 255-ФЗ, ч. 5 ст. 13 Федерального закона N 165-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1 и 2 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. N 101) (далее - Положение о Фонде), Фонд управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, являются федеральной государственной собственностью (п. 3 ст. 13 Федерального закона N 165-ФЗ, п. 2 Положения о Фонде). 3
Согласно статьям 10, 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), фонд является одним из государственных внебюджетных фондов, относящихся к единой бюджетной системе Российской Федерации. Бюджет Фонда не входит в состав консолидированного бюджета Российской Федерации и утверждается в форме самостоятельного федерального закона (статья 145 БК РФ). Фонд организует исполнение бюджета государственного социального страхования, утверждаемого ежегодно федеральным законом, контролирует использование средств социального страхования.
Региональное отделение Фонда создано в соответствии с Положением о Фонде, осуществляет оперативное управление средствами социального страхования на территории Иркутской области и действует на основании положения "О Государственном учреждении - Иркутском региональном отделении Фонда социального страхования Российской Федерации, утв. Приказом Фонда от 22 мая 2002 г. N 90 (далее - Положение о региональном отделении Фонда).
Одним из источников поступлений денежных средств в Фонд являются страховые взносы работодателей (статья 17 Федерального закона N 165-ФЗ, пункт 7 Положения о Фонде).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ) страхователем может выступать: юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории России и нанимающая граждан РФ); физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
На основании части 1 статьи 2.1 Федерального закона N 255-ФЗ страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе: организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.
Статьей 4.1 Федерального закона N 255-ФЗ закреплено право страхователя на обращение к страховщику за получением средств, необходимых на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, сверх начисленных страховых взносов.
Права и обязанности страхователей как плательщиков страховых взносов устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (часть 3 статьи 4.1 Федерального закона N 255-ФЗ).
Статьей 4.6. Федерального закона N 255-ФЗ установлен порядок финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ сумма страховых взносов, подлежащих перечислению в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных страхователями расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации.
На основании части 3 статьи 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов.
В силу взаимосвязанных положений частей 4, 4.1 статьи 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку, в порядке, установленном статьей 4.7 настоящего Федерального закона, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки. Копия решения о выделении средств страхователю направляется территориальным органом страховщика в налоговый орган в течение трех рабочих дней со дня вступления в силу указанного решения. Порядок и сроки направления указанной информации определяются соглашением об информационном обмене, заключенным между Фондом социального страхования Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
В случае отказа в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика выносит мотивированное решение, которое направляется страхователю в течение трех дней со дня вынесения решения. Решение об отказе в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения может быть обжаловано им в вышестоящий орган страховщика в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, или в суд (части 5, 6 статьи 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ).
Статьей 4.6 Закона N 255-ФЗ установлены условия обращения страхователя за возмещением расходов на выплату страхового обеспечения (суммы расходов на выплату страхового обеспечения превышает сумму начисленных страховых взносов, подлежащих уплате), а также порядок принятия решений страховщиком по такому обращению.
В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету (часть 4 статьи 4.7 Федерального закона N 255-ФЗ).
В силу части 9 статьи 431 Налогового Кодекса Российской Федерации если по итогам расчетного (отчетного) периода сумма произведенных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (за вычетом средств, выделенных страхователю территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации в расчетном (отчетном) периоде на выплату страхового обеспечения) превышает общую сумму исчисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, полученная разница подлежит зачету налоговым органом в счет предстоящих платежей по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на основании полученного от территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации подтверждения заявленных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения за соответствующий расчетный (отчетный) период или возмещению территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
В соответствии с подпунктом 1 части 1 статьи 2.1 Федерального закона N 255-ФЗ страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 2.3 Федерального закона N 255-ФЗ страхователи подлежат регистрации по месту нахождения их обособленных подразделений, которым для совершения операций открыты юридическими лицами банковские счета в кредитных организациях и которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
Подпунктом 1 части 2 статьи 4.1 Федерального закона N 255-ФЗ установлено, что страхователи обязаны зарегистрироваться в территориальном органе страховщика в случаях и порядке, которые установлены статьей 2.3 настоящего Федерального закона.
На основании подпункта 2 пункта 2 статьи 2.3 Федерального закона N 255-ФЗ, действовавшей в период времени до 01.01.2017, обособленные подразделения страхователя снимаются с регистрационного учета, в частности, в случае закрытия страхователем - юридическим лицом счета в банке (иной кредитной организации), открытого для совершения операций обособленным подразделением. Аналогичные нормы содержит статья 6 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
В связи с произошедшей с 01.01.2017 передачей функции администрирования страховых взносов (за исключением страховых взносов на страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний) в налоговый орган, Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 84 НК РФ дополнена пунктом 3.1, согласно которому обособленные подразделения юридических лиц, наделенные полномочиями по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, подлежат постановке на учет в налоговом органе.
Плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы (статья 19 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе организации.
В порядке, предусмотренном НК РФ, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов, сборов, страховых взносов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.
Налоговый орган, в соответствии с пунктом 2 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации, обязан осуществить постановку на учет российской организации по месту нахождения ее филиала на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, в течение пяти дней со дня внесения соответствующей записи в этот реестр.
Подпунктом 7 пункта 3.4 статьи 23 НК РФ на плательщиков страховых взносов возлагается обязанность сообщать в налоговый орган по месту нахождения российской организации - плательщика страховых взносов о наделении обособленного подразделения (включая филиал, представительство), созданного на территории Российской Федерации, полномочиями (о лишении полномочий) по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц в течение одного месяца со дня наделения его соответствующими полномочиями (лишения полномочий).
В соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговый орган обязан представить в электронной форме в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации сведения о наделении обособленных подразделений (включая филиалы, представительства) российских организаций, созданных на территории Российской Федерации, полномочиями (о лишении полномочий) по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц.
Следовательно, в силу положений статьи 419 НК РФ и подпункта 1 части 1 статьи 2.1 Федерального закона N 255-ФЗ плательщиками страховых взносов и страхователями признаются организации - юридические лица, а не их обособленные подразделения (филиалы).
Согласно пункту 7 статьи 431 НК РФ плательщики страховых взносов представляют расчет по страховым взносам в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
По смыслу налогового законодательства проверки правильности заявленных расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством проводятся территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с Законом N 255-ФЗ (пункт 8 статьи 431 НК РФ).
Пунктом 9 статьи 431 НК РФ предусматривается, что в том случае, когда по итогам расчетного (отчетного) периода сумма произведенных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (за вычетом средств, выделенных страхователю территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации в расчетном (отчетном) периоде на выплату страхового обеспечения) превышает общую сумму исчисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, полученная разница подлежит зачету налоговым органом в счет предстоящих платежей по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на основании полученного от территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации подтверждения заявленных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения за соответствующий расчетный (отчетный) период или возмещению территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом N 255-ФЗ.
Пунктом 11 статьи 431 НК РФ устанавливается правило уплаты организацией страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам по месту ее нахождения и по месту нахождения обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Федеральное бюджетное учреждение "Войсковая часть 26302" зарегистрировано в качестве юридического лица 14.12.20209г. за основным государственным регистрационным номером 1095044004296.
Войсковая часть 03908 зарегистрирована в качестве филиала ФБУ "Войсковая часть 26302" 14.12.2009 г., регистрационный номер в Фонде социального страхования - 3812007491.
Федеральное бюджетное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области" создано на основании приказа Министра обороны РФ от 20.09.2010 N 1144 "О реорганизации федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации" в целях реализации государственной, финансовой, налоговой и социальной политики в сфере деятельности Вооруженных сил в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также для осуществления централизации финансового обеспечения объединений, соединений, воинских частей и учреждений, дислоцирующих на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации.
Приказом Министра обороны РФ N 1266 от 2010 года Федеральное бюджетное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области" наделено статусом распорядителя бюджетных средств и администратора доходов бюджета.
Тип федерального бюджетного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области" изменён на "казённое" в соответствии с Федеральным законом от 08.05.2011 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 20.02.2014 N 133 "Об осуществлении Министерством обороны Российской Федерации, учреждениями, подведомственными Министерству обороны Российской Федерации, полномочий администратора доходов федерального бюджета" утверждён новый перечень подведомственных Министерству обороны Российской Федерации администраторов доходов федерального бюджета, в числе которых указано ФКУ "УФО МО РФ по Иркутской области".
В соответствии с абзацем 1 раздела 2 приказа Министра обороны Российской Федерации от 09.03.2017 N 150, финансовое обеспечение воинских частей, не имеющих лицевых счетов в органах Федерального казначейства, осуществляется через ГУФО (УФО) по территориального принципу вне зависимости от их подчиненности главнокомандующим видами Вооруженных Сил, командующим войсками военных округов (Северным флотом), родами войск Вооруженных Сил.
В соответствии со своим Уставом ФКУ "УФО МО РФ по Иркутской области" в отношении себя и за обслуживаемые воинские части выполняет следующие функции: - осуществляет проведение расчётов, в том числе с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации и государственными внебюджетными фондами; - производит начисление и перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, осуществляет зачет или возврат излишне уплаченной или излишне взысканной суммы страховых взносов; - подписывает заявления и другие документы для возмещения расходов по выплате страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию; составляет, подписывает и представляет отчётность в государственные внебюджетные фонды; - и прочие обязанности, связанные финансовым и документальным обеспечением обслуживаемых воинских частей.
Данные полномочия в отношении войсковой части 03908 также отражены в договоре на обслуживание от 23.12.2010 N 1/1, в пункте 1.2 которого определено, что финансово-экономическое обеспечение войсковой части 03908 со стороны ФКУ "УФО МО РФ по Иркутской области" включает в себя своевременное проведение расчетов, в том числе с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации и государственными внебюджетными фондами.
Таким образом, с 1 января 2011 года все полномочия по ведению бухгалтерского и налогового учета, исчислению и уплате страховых взносов за стоящие на финансовом обеспечении воинские части производят федеральные казенные учреждения (отделы, управления) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по субъектам РФ, созданные на основании приказа (решения, распоряжения) Минобороны России. В отношении воинских частей, дислоцированных на территории Иркутской области, включая ФКУ "Войсковая часть 03908", данные функции выполняет ФКУ "УФО МО РФ по Иркутской области".
До 2011 года войсковая часть 03908 имела собственный лицевой счёт в органах Федерального казначейства и самостоятельно осуществляла начисление заработной платы гражданскому персоналу воинской части и уплату страховых взносов в бюджеты Российской Федерации и во внебюджетные фонды, в том числе и в Фонд социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с приказом заместителя Министра обороны от 15.12.2010 N 228 с 01 января 2011 года войсковая часть 03908 - филиал ФБУ "Войсковая часть 26302" зачислена на финансовое обеспечение в федеральное бюджетное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области" без права на открытие лицевого счета в органах Федерального казначейства.
При зачислении на финансовое обеспечение в Управление по входящим учетным данным на 01.01.2011 за Фондом социального страхования перед страхователем (войсковой частью 03908) числилась задолженность в общей сумме 305 338 руб. 54 коп., образованная в результате: излишне уплаченных страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 202 257 руб. 84 коп.; излишне уплаченных страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 1154 руб. 08 коп.
Денежные средства на выплату страхового обеспечения выделяются страхователю в порядке, предусмотренном статьей 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ.
Согласно части 3 статьи 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов, за исключением случаев, указанных в части 4 статьи 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ. Перечень документов, которые должны быть представлены страхователем, определен приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4 декабря 2009 г. N 951н (далее - Перечень).
Срок обращения страхователем в соответствии с Федеральным законом N 255-ФЗ за выделением (возмещением) средств на выплату страхового обеспечения не ограничен.
Частью 4 статьи 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку, в порядке, установленном статьей 4.7 Федерального закона N 255-ФЗ, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки.
По имеющейся у регионального отделения Фонда информации, 10.01.2011 г. страхователем филиал войсковой частью 03908 ФБУ в/ч 26302 представлен отчет Формы 4-ФСС за 2010 г. в электронном виде с использованием ЭЦП, по данным которого задолженность за территориальным органом Фонда по состоянию на 01.01.2011 г. составляет 305 338 руб. 54 коп.
Согласно материалам дела ФКУ "УФО МО РФ" в адрес регионального отделения Фонда филиала N 12 24.09.2013 г. направило письмо исх. N 2/4040-3 о возврате суммы задолженности по страховым взносам в размере 305 338, 54 руб., т.е. фактически за 3 месяца до истечения срока подачи заявления, установленного частью 13 статьи 26 Федерального закона N 212- ФЗ и частью 13 статьи 26.12 Федерального закона N125-ФЗ. Согласно представленному письму от 24.09.2013 г. оно было направлено ФКУ "УФО МО РФ" без заявления о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов и без заявления о выделении средств на возмещение расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.
Письмом от 08.10.2013 г. исх.N 01-15/12/6747 филиалом N 12 регионального отделения Фонда был дан ответ со ссылкой на необходимость обращения по данному вопросу ликвидационной комиссии, поскольку Министерство обороны РФ в указанный промежуток времени находилось в процессе реорганизации, из перечня участников бюджетного процесса были исключены (ликвидированы) некоторые войсковые части.
Судом первой инстанции установлено, что ответ филиала N 12 регионального отделения Фонда от 08.10.2013 г. исх.N01- 15/12/6747 в установленные законом сроки заявителем обжалован не был.
Доказательств, подтверждающих факт обращения в территориальное подразделение регионального отделения Фонда, в том числе с заявлением о выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения с представлением необходимых документов в соответствии с указанным выше Перечнем в общей сумме 305 338, 54 руб. (или в части), заявителем не представлены.
Судом первой инстанции также установлено, что в последующем ФКУ "УФО МО РФ" обратилось в региональное отделение Фонда филиала N 12 за возвратом излишне уплаченных сумм 02.02.2017 г. исхN 1-17/749-3, т.е. спустя три года с даты первичного обращения и спустя более шесть лет с даты последних платежей, повлекших переплату страховых взносов. При этом заявления о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов или заявления о выделении средств на возмещение расходов страхователя на выплату страхового обеспечения письмо не содержало.
Письмами от 17.02.2017 исх. N 05-17/3805-803, от 13.04.217 N 05-18/3805-725 региональным отделением Фонда был разъяснен порядок обращения за выделением (возмещением) средств на выплату страхового обеспечения.
01.06.2017 г. ФКУ "УФО МО РФ" сопроводительным письмом от 01.06.2017 г. N 1- 17/3566-3 обратилось в филиал N12 регионального отделения Фонда с копией заявления о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов в Фонд по установленной, но не действующей форме. Заявление о выделении средств на возмещение расходов страхователя на выплату страхового обеспечения на сумму 101 926,62 руб. в данном письме не представлено.
Письмом от 11.07.2017 г. исх. N 01-12/05/7275 филиалом N 12 регионального отделения Фонда повторно разъяснены требования действующего законодательства по срокам обращения страхователей с заявлением о зачете/возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов и за выделением (возмещением) средств на выплату страхового обеспечения.
В дальнейшем велась переписка между региональным отделением Фонда, филиалом N 12 регионального отделения Фонда и ФКУ "УФО МО РФ", в результате которой на письма от 03.11.2017 г., 17.11.2017 г. о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов, пенен и штрафов в Фонд социального страхования и о выделении (возмещении) средств на выплату страхового обеспечения, филиалом N 12 регионального отделения Фонда письмами от 16.11.2017 г., от 12.03.2018 г. в очередной раз разъяснено об отсутствии оснований для возврата сумм переплаты страховых взносов в связи с истечением в 2014 году срока обращения с заявлением установленного образца и дан положительный ответ о возможности возмещения расходов на лицевой счет ФКУ "УФО МО РФ" в сумме 101 926,62 руб. - при условии получения необходимых документов (доверенности и заявления установленного образца, бланк которого был выслан на электронный адрес ФКУ "УФО МО РФ").
С заявлением о выделении (возмещении) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 101 926,62 руб., по установленной (действующей) форме ФКУ "УФО МО РФ" обратился в филиал N 12 регионального отделения Фонда 26.12.2018.
26.12.2018 г. заместителем директора филиала N 12 регионального отделения Фонда Л.Г. Мигуновой принято решение N 1208 о выделении (возмещении) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 101 926,62 руб.
28.12.2018 г. заместителем директора филиала N 12 регионального отделения Фонда были приняты решения N 78 и N 79 об отказе в проведении возврата излишне уплаченных сумм страховых взносов в размерах 202 257,84 руб. и 1 154,08 руб. по основаниям несоблюдение сроков, предусмотренных частью 13 статьи 26 Федерального закона N 212- ФЗ и частью 13 статьи 26.12 Федерального закона N125-ФЗ. Решения N 78 и N 79 об отказе в проведении возврата излишне уплаченных сумм страховых взносов в размерах 202 257,84 руб. и 1 154,08 руб. в установленные законом сроки заявителем не обжалованы.
Судом первой инстанции правильно указано, что правоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - страховые взносы) до 01.01.2017 года регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона N 212-ФЗ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам, погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные данным Законом, либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном этой статьей.
На основании части 11 статьи 26 Федерального закона N 212-ФЗ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по письменному заявлению плательщика страховых взносов в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления.
Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (часть 13 статьи 26 Федерального закона N 212-ФЗ).
Закон N 212-ФЗ с 01 января 2017 года утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ).
Согласно статье 2 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Следовательно, на правоотношения, связанные с контролем за уплатой обязательных платежей на обязательное социальное страхование, распространяется законодательство Российской Федерации о налогах и сборах (в том числе и положения статьи 78 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 21.06.2001 N 173-О и подлежащей применению в связи с однородностью правового регулирования налоговых правоотношений и правоотношений, возникающих при исчислении и уплате страховых взносов, норма пункта 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), предусматривающая возможность подачи налогоплательщиком заявления о возврате суммы излишне уплаченного налога в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, позволяет плательщику в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время, данная норма не препятствует гражданину в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Таким образом, согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, при пропуске срока на возврат излишне уплаченного налога (взноса) в административном порядке, заявитель вправе обратиться в суд с иском о возврате переплаты. При этом подлежит применению общий срок исковой давности.
Моментом, с которого необходимо исчислять трехлетний срок, установленный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации для обращения в суд за защитой нарушенного права, является дата, когда плательщику взносов стало известно об излишней уплате взносов. Момент, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога, подлежит определению с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств (в частности, причины, по которой налогоплательщик допустил переплату налога, наличия у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого периода), а также других обстоятельств, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания срока на возврат налога не пропущенным.
Бремя доказывания этих обстоятельств в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на налогоплательщика.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции, установившего, что о наличие переплаты по страховым взносам ФКУ "УФО МО РФ по Иркутской области" узнало не позднее 01.01.2011 г., в то время как в арбитражный суд с заявлением о возврате (взыскании) излишне уплаченных страховых взносов обратилось 29.10.2020, то есть с пропуском трехлетнего срока давности.
Из материалов дела следует, что в соответствии с приказом заместителя Министра обороны от 15.12.2010 N 228 с 01 января 2011 года войсковая часть 03908 - филиал ФБУ "Войсковая часть 26302" зачислена на финансовое обеспечение в федеральное бюджетное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области". 23.12.2010 ФКУ "УФО МО РФ по Иркутской области" заключен договор на обслуживание. При зачислении войсковой части 03908 - филиала ФБУ "Войсковая часть 26302" на финансовое обеспечение в Управление по входящим учетным данным на 01.01.2011 за Фондом социального страхования перед страхователем (войсковой частью 03908) уже числилась задолженность в общей сумме 305 338 руб. 54 коп.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции исчислил срок исковой давности не со срока уплаты страховых взносов, которые были уплачены до 2011 года, а с момента, когда заявителю стало известно о наличии переплаты и, следовательно, о наличии права на её возврат, как в административном, так и в судебном порядке. Право выбора способа возврата переплаты, с учетом установленных законодательством сроков и порядка возврата, принадлежит страхователю. Тот факт, что Управление несколько лет вело переписку с Фондом социального страхование, не может повлиять на начало течения срока исковой давности, который в соответствии с законом определяется моментом, когда Управлению стало известно о наличии переплаты.
Таким образом, вывод суда первой инстанции является обоснованным, соответствующим нормам действующего законодательства.
В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации пропуск срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске. В связи с изложенным, апелляционный суд приходит к выводу о правомерности отказа судом первой инстанции в удовлетворении заявленных требований.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 09 марта 2021 года по делу N А19- 19211/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-19211/2020
Истец: Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области"
Ответчик: ГУ Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
Третье лицо: ГУ Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N12