г. Ессентуки |
|
24 мая 2021 г. |
Дело N А15-4850/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.05.2021.
Полный текст постановления изготовлен 24.05.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей Белова Д.А., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Афанасовым К.Б., в отсутствие истца - Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора (ОГРН 1102650002212), ответчика - ООО "Грин Тау" (ОГРН 1160571053070), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Грин Тау" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 08.02.2021 по делу N А15-4850/2020,
УСТАНОВИЛ:
Северо-Кавказское межрегиональное управление Росприроднадзора (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с ООО "Грин Тау" (далее - общество) 1 120 756,87 рубля задолженности по платежам за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС) за 2019 год и 33 058,78 рубля пени.
Решением от 08.02.2021, требования удовлетворены частично, с общества в пользу управления взыскано 1 120 756,87 рубля обязательных платежей за НВОС и 25 721,37 рубля неустойки. Суд исходили из того, что доказательств внесения платы за НВОС за 2019 год общество не представило.
В апелляционной жалобе общество просит отменить судебный акт и отказать в удовлетворении иска. По мнению заявителя, вывод суда о доказанности осуществления обществом НВОС в виде размещения отходов производства и потребления документально не подтвержден. Суд разрешил вопрос о правах и обязанностях лица, не привлечённого к участию в деле, а именно ООО "Даг-эко-дом", с кем обществом заключен договор на оказание услуг по размещению отходов. Судом допущено нарушение норм процессуального права, выразившееся в рассмотрении дела в отсутствие ответчика, не извещенного надлежащим образом о месте судебного заседания.
Отзыв на жалобу в суд апелляционной инстанции не представлен.
Проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс), изучив и оценив в совокупности все материалы дела, арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, общество осуществляет деятельность, связанную с обращением с отходами 1-4 классов опасности, и производит плату за размещение отходов производства и потребления.
02.03.2020 общество представило в управление декларацию о плате за НВОС за 2019 год (т. 1, л.д. 59-63).
В ходе проверки правильности начисления в представленных обществом расчетах платы за НВОС за 2019 год за размещение отходов производства и потребления управление выявило, что общество при расчете платы за НВОС в установленные сроки не внесло плату НВОС за размещение твердых коммунальных отходов; не внесло плату за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами.
По результатам проверки составлен акт от 11.08.2020 N 03/20-А. Требованием от 11.08.2020 управление указало обществу о том, что за обществом числиться задолженность по оплате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 1 153 240,13 рубля.
Однако общество требование управления от 11.08.2020 N 03/20-А не исполнило.
Ссылаясь на данные обстоятельства, управление обратилось в арбитражный суд с иском.
В силу пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Платежи за негативное воздействие на окружающую среду носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей природе фискальным сбором.
Постановлением Правительства от 13.09.2016 N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах" (далее - постановление N 913) утверждены ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду (применяются при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду с 01.01.2016).
Согласно пункту 8 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду", плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы для исчисления платы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 N 1316-р, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки платы, установленные постановлением N 913 с применением коэффициентов, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, а также дополнительных коэффициентов, установленных постановлением N 913 и постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2012 N 1148 "Об особенностях исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду при выбросах в атмосферный воздух загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа", и суммирования полученных величин (по каждому стационарному источнику загрязнения окружающей среды и (или) объекту размещения отходов, по виду загрязнения и в целом по объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, а также их совокупности).
Согласно данным Правилам плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисленная по итогам отчетного периода (календарного года), с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом (пункт 32 Правил N 255).
Пунктом 12 Правил N 255 установлено, что при отсутствии действующих разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разрешений на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, документов об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, содержащих нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, оформленных и выдаваемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, лица, обязанные вносить плату, для расчета платы используют формулы, указанные в пунктах 20 и 21 настоящих Правил.
Частью 4 статьи 16.4 Закона об охране окружающей среды установлено, что несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного пунктом 3 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 255 информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору платы в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, порядок представления и форма которой устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, руководствуясь положениями Закона об охране окружающей среды, Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в постановлении от 05.03.2013 N 5-П, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных управлением требований и наличии оснований для их частичного удовлетворения.
Согласно составленной ответчиком декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год (входящий N 4466 от 02.03.2020), акту проведения контроля N 03/20-А от 11.08.2020 и требованию N 03/20-В от 11.08.2020, за 2019 год сумма платы за сброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух составила 33 058,78 рубля, сумма платы за размещение отходов производства и потребления - 1 087 698,09 рубля, которые ответчиком не оплачены.
При таких обстоятельствах, поскольку составленный истцом расчет платы за НВОС и соответствующей пени соответствует Правилам N 255, требования истца являются обоснованными и т удовлетворены правомерно.
Расчет неустойки, произведенный управлением, обоснованно скорректирован судом с учетом разъяснений, изложенных в ответе на вопрос 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3(2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016, согласно которым неустойка подлежит взысканию исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дату вынесения резолютивной части решения.
Довод заявителя жалобы о том, что суд неправомерно не привлек к участию в деле ООО "Даг-эко-дом", подлежит отклонению, поскольку из обжалуемого решения не следует, что он принят о правах и обязанностях данного лица. В настоящем деле управление предъявило требования к обществу, при вынесении решения суд не разрешал вопрос о правах и обязанностях ООО "Даг-эко-дом", поэтому основания для привлечения данного лица к участию в деле отсутствовали.
Процессуальный довод общества о неизвещении отклоняется как противоречащий материалам дела, содержащим уведомления о получении указанным юридическим лицом определения суда первой инстанции от 21.12.2020 (л.д. 89 том 1).
Доводы жалобы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, поскольку не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции и влияли бы на обоснованность и законность обжалуемого судебного акта либо опровергали выводы суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 08.02.2021 по делу N А15-4850/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-4850/2020
Истец: СЕВЕРО-КАВКАЗСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Ответчик: ООО "ГРИН ТАУ"
Третье лицо: Мирземагомедов Максим Умудулахович