город Омск |
|
24 мая 2021 г. |
Дело N А46-74/2021 |
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Шиндлер Н.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3623/2021) акционерного общества "Омские распределительные тепловые сети" на решение Арбитражного суда Омской области от 22.03.2021 по делу N А46-74/2021 (судья Чулков Ю.П.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению акционерного общества "Омские распределительные тепловые сети" (ОГРН 1145543013868, ИНН 5503249258, адрес: 644037, Омская область, город Омск, улица Партизанская, дом 10) к Региональной энергетической комиссии Омской области (ОГРН 1025500751418, ИНН 5503051635, адрес: 644099, Омская область, город Омск, улица Красногвардейская, дом 42) о признании недействительным и отмене постановления N 04-03/92-3-88 о назначении административного наказания от 25.12.2020,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Омские распределительные тепловые сети" (далее - Общество, заявитель, АО "Омск РТС") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Региональной энергетической комиссии Омской области (далее - РЭК, административный орган, заинтересованное лицо) о признании недействительным и отмене постановления N 04-03/92-3-88 о назначении административного наказания от 25.12.2020.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Омской области от 22.03.2021 по делу N А46-74/2021 заявление Общества удовлетворено частично. Постановление от 25.12.2020 N 04-03/92-3-88 изменено в части размера наложенной санкции, размер штрафа уменьшен до 50 000 руб. В удовлетворении требований заявителя в остальной части отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 22.03.2021 по делу N А46-74/2021 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Податель апелляционной жалобы ссылается на то, что дифференциация тарифа в зависимости от вида деятельности, осуществляемой гражданином в используемом им на законных основаниях жилом помещении, законом не предусмотрена. Факт осуществления предпринимательской деятельности на объем потребляемой тепловой энергии повлиять не мог, поскольку объем определялся исходя из площади и норматива потребления.
Ссылаясь на пункты 14, 15 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354), утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, Общество отмечает, что управляющие организации и товарищества собственников недвижимости (ТСН), выбранные в многоквартирных домах (МКД), указанных в оспариваемом постановлении, в которых Общество во 2-м квартале 2020 года производило начисление платы за горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), потребленную при использовании и содержании общего имущества в многоквартирных домах по льготному тарифу, за заключением договоров ресурсоснабжения в АО "Омск РТС" не обращались, в связи с чем день начала предоставления коммунальных услуг указанными лицами в проверяемый период не наступил. Соответственно, обязанность по предоставлению коммунальной услуги на горячее водоснабжение, потребляемой при содержании общего имущества лежала на АО "Омск РТС".
Согласно пункту 49 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" арбитражный суд апелляционной инстанции после принятия апелляционной жалобы на решение суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, устанавливает разумный срок для представления отзыва на апелляционную жалобу и принимает постановление по итогам рассмотрения данной жалобы только после истечения указанного срока, но не позднее двух месяцев со дня ее поступления вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции (статьи 261, 262, 267, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Определением о принятии апелляционной жалобы к производству от 26.03.2021 лицам, участвующим в деле, было предложено представить в канцелярию суда отзыв на апелляционную жалобу и доказательства его направления другим участникам арбитражного процесса в срок до 23.04.2021.
От РЭК поступил отзыв на апелляционную жалобу.
Информация о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ, размещена на сайте суда в сети Интернет.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 47 постановления от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", апелляционная жалоба рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в рамках реализации отделом контроля за соблюдением ограничений платы граждан РЭК Омской области полномочий по проверке документов и предоставлению организациям субсидий на компенсацию выпадающих доходов, возникших в связи с установлением льготных тарифов, в отношении получателя субсидий АО "Омск РТС" выявлены признаки следующих нарушений во 2 квартале (апрель, май, июнь) 2020 года:
- применение льготных тарифов на тепловую энергию, горячую воду в отношении потребителей, не имеющих на это правовых оснований;
- начисление собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, управляемых исполнителями, платы за горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), потребленную при использовании и содержании общего имущества в многоквартирных домах, по льготному тарифу.
На основании приказа РЭК Омской области от 05.06.2012 N 109/26 должностным лицом РЭК Омской области в отношении Общества определением от 19.10.2020 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, и проведении административного расследования.
В ходе административного расследования Комиссия пришла к выводу о том, что во 2 квартале 2020 года Общество применяло льготные тарифы на тепловую энергию, горячую воду в отношении потребителей, не имеющих на это правовых оснований по следующим адресам:
- г. Омск, ул. Желиховского, д. 4, кв. 21, сек. 4 (Комиссией установлено, что собственником данного помещения с 14.02.2020 является Муниципальное образование городской округ город Омск, при этом вместо тарифа на тепловую энергию (отопление) в размере 1663,75 руб./Гкал АО "Омск РТС" применялся льготный тариф в размере 1559,65 руб./Гкал, вместо платы за горячую воду в размере 107,28 руб./куб.м, применялась льготная плата в размере 102,25 руб./куб.м; Общество пояснило, что льготный тариф применен из фактического назначения объекта и данных о физическом лице, использующем помещение, имеющихся у АО "Омск РТС, в июле 2020 года произведен перерасчет на экономически обоснованный тариф, в том числе за 2 квартал 2020 года);
- г. Омск, ул. Иртышская Набережная, д. 48, кв. 155 (Комиссией установлено, что потребителем коммунальных услуг и собственником данного помещения является Муниципальное образование городской округ город Омск, при этом вместо тарифа на тепловую энергию (отопление) в размере 1663,75 руб./Гкал АО "Омск РТС" применялся льготный тариф в размере 1559,65 руб./Гкал, вместо платы за горячую воду в размере 107,28 руб./куб.м, применялась льготная плата в размере 102,25 руб./куб.м; Общество пояснило, что льготный тариф применен из фактического назначения объекта и данных о физическом лице, использующем помещение, имеющихся у АО "Омск РТС", в июле 2020 года произведен перерасчет на экономически обоснованный тариф, в том числе за 2 квартал 2020 года);
- г. Омск, ул. Маршала Жукова, д. 107, кв. 9П/165/5, кв. 9П/385/13 (Комиссией установлено, что согласно письму АО "Омск РТС" от 04.08.2020 N 26-02-17/2204 тепловая энергия по данным адресам поставлялась в нежилые помещения в многоквартирном доме (места для парковок автомобилей), так как жители дома имеют в собственности отапливаемые места на первых этажах (и в цоколях) для парковки личного транспорта, при этом вместо тарифа на тепловую энергию (отопление) в размере 1663,75 руб./Гкал АО "Омск РТС" применялся льготный тариф в размере 1559,65 руб./Гкал; Общество пояснило, что в июле 2020 года по данным адресам произведено доначисление по экономически обоснованному тарифу;
- г. Омск, ул. 22 Апреля, д. 56, корп. 2, кв. 0 (Комиссией установлено, что Обществом предоставлена по данному адресу копия договора купли продажи энергоресурсов гражданину, использующему их для бытового потребления в частном жилом доме от 07.10.2015 N 3-37860, заключенного с Токаревой Н.А., однако по данному адресу находится кафе "Восточная ночь", по сведениям Публичной кадастровой карты по данному адресу разрешено нахождение двухэтажных гаражей и коллективного овощехранилища, при этом, вместо тарифа на тепловую энергию (отопление) в размере 1663,75 руб./Гкал АО "Омск РТС" применялся льготный тариф в размере 1559,65 руб./Гкал; Общество пояснило, что в июле 2020 года по данному адресу произведен перерасчет на экономически обоснованный тариф, в том числе за 2 квартал 2020 года);
- г. Омск, ул. 50 лет Октября, д. 33, кв. 0 (Комиссией установлено, что по данным АО "Омск РТС" объект является жилым домом, принадлежит физическому лицу (Гутман Ольге Владленовне), с которым заключен договор купли-продажи энергоресурсов гражданину от 01.10.2013 N 3-10250, использующему их для бытового потребления в частном жилом доме, в связи с чем применен льготный тариф, при этом по данному адресу фактически находится баня (сауна) "Банный комплекс "Тазик", которая используется для предпринимательских целей; кроме того, согласно сведениям из квитанций, потребителем коммунальных услуг является 1 человек, ежемесячный расход тепловой энергии на отопление с апреля по июнь 2020 года составлял 19,8235 Гкал, а расход горячей воды в апреле и в мае 2020 года составлял по 1126,26 куб.м., в июне 2020 года - 600,6720 куб.м, что значительно превышает норматив потребления горячей воды на 1 человека в размере 1,7 куб.м., установленный приказом РЭК Омской области от 11.09.2014 N 118/46; АО "Омск РТС" вместо тарифа на тепловую энергию (отопление) в размере 1663,75 руб./Гкал применялся льготный тариф в размере 1559,65 руб./Гкал, вместо платы за горячую воду в размере 107,28 руб./куб.м, применялась льготная плата в размере 102,25 руб./куб.м;
- г. Омск, ул. 8 Линия, д. 95, кв. 0 (Комиссией установлено, по данным АО "Омск РТС" объект является жилым домом и принадлежит физическому лицу (Иванову Виктору Ивановичу), с которым заключен договор купли-продажи энергоресурсов гражданину от 04.10.2016 N 3-38306, использующему их для бытового потребления в частном жилом доме, в связи с чем применен льготный тариф; однако по данному адресу фактически находится шиномонтаж и автомойка "Golden place"; АО "Омск РТС" вместо тарифа на тепловую энергию (отопление) в размере 1663,75 руб./Гкал применялся льготный тариф в размере 1559,65 руб./Гкал);
- г. Омск, ул. Октябрьская, д. 77, кв. 0 (Комиссией установлено, что по данным АО "Омск РТС" объект является жилым домом, принадлежит физическому лицу (Яковлеву Владимиру Ивановичу), с которым был заключен договор купли-продажи энергоресурсов гражданину от 01.11.2013 N 3-10251, использующему их для бытового потребления в частном жилом доме, в связи с чем применен льготный тариф, после обращения абонента по телефону установлено, что осуществлено изменение назначения помещения, оставшаяся площадь жилого дома составляет 62,7 кв.м; также потребителю-физическому лицу (Яковлеву В.И.) принадлежит нежилое помещение с идентичным адресом, площадью 649,4 кв.м, на которое в настоящее время идет оформление договора, после заключения которого будет произведен перерасчет, однако по данному адресу фактически находится зоомагазин "ЗооСити"; по данному адресу также находится индивидуальный предприниматель Яковлев Владимир Иванович, который предоставил и заверил печатью свидетельство о государственной регистрации права на объект нежилого здания; АО "Омск РТС" вместо тарифа на тепловую энергию (отопление) в размере 1663,75 руб./Гкал применялся льготный тариф в размере 1559,65 руб./Гкал);
- г. Омск, ул. 10-я Рабочая, д. 67, кв. 0 (Комиссией установлено, что по данным АО "Омск РТС" объект является жилым домом, принадлежит физическому лицу (Саркисяну Игорю Рачиковичу), в связи с чем во 2 квартале 2020 года был применен льготный тариф; 24и 25 августа 2020 года сотруднику абонентского отдела СП "Теплоэнергосбыт" АО "Омск РТС" поступило обращение потребителя о переводе жилого помещения в нежилое с приложением подтверждающего документа, следовательно, во 2 квартале 2020 года у Общества отсутствовали сведения для применения экономически обоснованного тарифа; в августе 2020 года потребителю произведен перерасчет по экономически обоснованному тарифу, в том числе за 2 квартал 2020 года", при этом согласно выписки из ЕГРН от 24.03.2020, решению Арбитражного суда Омской области от 31.12.2019 по делу N А46-15691/2018, письменным объяснениям Саркисяна И.Р. от 25.11.2020, сведениям из открытого электронного ресурса "2ГИС", по данному адресу фактически находится нежилое здание - торговый комплекс "Парад покупок", принадлежащий индивидуальному предпринимателю Саркисяну Игорю Рачиковичу. АО "Омск РТС" вместо тарифа на тепловую энергию (отопление) в размере 1663,75 руб./Гкал применялся льготный тариф в размере 1559,65 руб./Гкал);
- г. Омск, ул. Учебная, д. 19, кв. 0 (Комиссией установлено, что Обществом предоставлена по данному адресу копия договора теплоснабжения (горячего водоснабжения) жилого дома (домовладения) от 20.12.2019 N 3-41098, заключенного с Щелгавиной Е.П., при этом по данному адресу фактически расположены борцовский клуб "ММА", академия здорового фитнеса "Genesis Gym"; вместо тарифа на тепловую энергию (отопление) в размере 1663,75 руб./Гкал АО "Омск РТС" применялся льготный тариф в размере 1559,65 руб./Гкал; по данным АО "Омск РТС" в сентябре 2020 года произведен перерасчет на экономически обоснованный тариф, в том числе за 2 квартал 2020 года).
Также Комиссией выявлены многоквартирные дома, управляемые исполнителями, собственникам и пользователям помещений, в которых плата за горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), потребленную при использовании и содержании общего имущества в многоквартирных домах, начислялась АО "Омск РТС" по льготному тарифу.
Так, в отношении жилых домов по адресам: г. Омск, пр-кт Космический, д. 21, пр-кт Мира, д. 102, ул. Мамина-Сибиряка, д. 3, ул. Шинная 1-я, д. 46, АО "Омск РТС" сообщило, что жилые помещения по данным адресам находятся в собственности физических лиц, в связи с чем был применен льготный тариф на ГВС. Информация о выборе способа управления МКД и его реализации в АО "Омск РТС" не поступала, в связи с чем АО "Омск РТС" осуществляло предоставление коммунальной услуги на горячее водоснабжение, потребляемой при содержании общего имущества с применением льготного тарифа.
В отношении жилых домов по адресам: г. Омск, пр-кт Мира, д. 23, пр-кт Мира, д. 32/Б, ул. 19 Партсъезда, д. 27/А, ул. Магистральная, д. 58 АО "Омск РТС" сообщило, что жилые помещения по данным адресам находятся в собственности физических лиц, в связи с чем был применен льготный тариф на ГВС, выбранный способ управления в МКД - управление управляющей организацией не реализован, поскольку УК не заключены договоры ресурсоснабжения МКД, в связи с чем АО "Омск РТС" осуществляло предоставление коммунальной услуги на горячее водоснабжение, потребляемой при содержании общего имущества с применением льготного тарифа.
В письмах от 12.08.2020 N 26-01-25/2323 (ВХ-20/РЭК-5603), от 08.12.2020 N 26-02- 17/4012 (ВХ-20/РЭК-8696) АО "Омск РТС" сообщило, что в августе 2020 года прекращено начисление платы по горячей воде на общедомовые нужды потребителям в указанных жилых домах и произведен перерасчет.
По данным фактам уполномоченным должностным лицом РЭК в отношении Общества 18.12.2020 составлен протокол N 04-03/92-2-82 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении 25.12.2020 вынесено постановление N 01-03/92-388, которым АО "Омск РТС" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, с назначением Обществу наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Полагая, что указанное постановление РЭК не соответствует положениям действующего законодательства и вынесено административным органом с нарушением нормативных требований, АО "Омск РТС" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
22.03.2021 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое заявителем в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ предусмотрена ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
К иному порядку ценообразования могут быть отнесены случаи определения цены на продукцию, товары либо услуги, когда их определяет не только сам хозяйствующий субъект по собственному усмотрению, а когда такие цены определяются иными лицами, решение которых носит для данного субъекта обязательный характер, либо в случаях, когда законодательством предусмотрен специальный порядок определения цены, обязательный для хозяйствующего субъекта.
Согласно части 14 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон 190-ФЗ) наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.
Статьей 2 Закона Омской области от 25.09.2014 N 1660-ОЗ "Об отдельных вопросах государственного регулирования тарифов" (далее - Закон N 1660-ОЗ) определены лица, имеющие право на льготные тарифы. Это граждане - потребители услуг по горячему, холодному водоснабжению и (или) водоотведению, по обращению с твердыми коммунальными отходами, тепловой энергии (мощности), теплоносителя на территории Омской области.
В силу статьи 3 Закона N 1660-ОЗ льготный тариф устанавливается в соответствии с законодательством органом исполнительной власти Омской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на территории Омской области в случаях, если:
- изменение размера совокупной платы граждан за коммунальные услуги превышает индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по Омской области, утвержденный Правительством Российской Федерации;
- изменение размера совокупной платы граждан за коммунальные услуги, рассчитанное с учетом экономически обоснованных тарифов на коммунальные услуги, превышает предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Омской области, утвержденные Губернатором Омской области;
- изменение размера платы граждан за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную с июля по декабрь 2020 года, относительно фактического размера платы граждан за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную в декабре 2019 года, превышает величину предельного индекса.
В соответствии с Положением о РЭК Омской области, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 02.11.2011 N 212-п, Комиссия устанавливает, в том числе, тарифы на услуги в сфере теплоснабжения, водоснабжения для потребителей Омской области, а также осуществляет региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, водоснабжения.
Приказом РЭК Омской области от 19.12.2019 N 536/85 (далее - Приказ N 536/85) установлены на период с 01.01.2020 по 30.06.2020 льготные тарифы для населения, в том числе:
- одноставочный тариф на тепловую энергию для населения, проживающего в г. Омске и оплачивающего производство и передачу тепловой энергии по собственным сетям АО "Омск РТС" и сетям МП г. Омска "Тепловая компания" в размере 1559,65 руб./Гкал (с учетом НДС),
- тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) для населения, проживающего в г. Омске и оплачивающего производство и передачу тепловой энергии по собственным сетям АО "Омск РТС" и сетям МП г. Омска "Тепловая компания" в размере платы 102,25 руб./куб.м ((1563,81 * 0,0503) + 23,59), состоящей из:
компонента на тепловую энергию - 1563,81 руб./Гкал (с учетом НДС);
компонента на теплоноситель - 23,59 руб./куб.м (с учетом НДС);
0,0503 Гкал/куб.м (норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, утвержденный приказом РЭК Омской области от 20.11.2017 N 288/69).
Согласно подпункту 3 пункта 7 Приказа N 536/85 льготные тарифы применяются при расчете размера платы за коммунальные услуги в отношении граждан, являющихся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, жилых домов, домовладений, а также пользующихся на иных законных основаниях жилыми помещениями в многоквартирных домах, жилыми домами, домовладениями, за исключением случаев перевода нежилых помещений в жилые в 2019 и 2020 годах.
Приказом РЭК Омской области от 20.12.2018 N 641/92 установлены одноставочные тарифы на тепловую энергию для потребителей АО "Омск РТС", в том числе на период с 01.01.2020 по 31.12.2020, проживающих в г. Омске и оплачивающих производство и передачу тепловой энергии по собственным сетям АО "Омск РТС" и сетям МП г. Омска "Тепловая компания" в размере 1663,75 руб./Гкал (с учетом НДС).
Приказом РЭК Омской области от 20.12.2018 N 631/92 установлены тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) для потребителей АО "Омск РТС", в том числе на период с 01.01.2020 по 31.12.2020, проживающих в г. Омске и оплачивающих производство и тепловой энергии по собственным сетям АО "Омск РТС" и сетям МП г. Омска "Тепловая компания" в размере платы 107,28 руб./куб.м ((1663,75 * 0,0503) + 23,59), состоящей из:
компонента на тепловую энергию - 1663,75 руб./Гкал (с учетом НДС);
компонента на теплоноситель - 23,59 руб./куб.м (с учетом НДС).
Материалами проверки подтверждается и судом первой инстанции установлено, что АО "Омск РТС" во втором квартале 2020 года при оказании потребителям коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению:
1) применяло льготные тарифы на тепловую энергию, горячую воду в отношении потребителей, не имеющих на это правовых оснований;
2) производило начисление собственникам и пользователям помещении в многоквартирных домах, управляемых исполнителями; платы за горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), потребленную при использовании и содержании общего имущества в многоквартирных домах, по льготному тарифу.
Оспаривая событие административного правонарушения, АО "Омск РТС" в апелляционной жалобе ссылается на то, что дифференциация тарифа в зависимости от вида деятельности, осуществляемой гражданином в используемом им на законных основаниях жилом помещении, законом не предусмотрена.
Суд апелляционной инстанции расценивает указанный довод в качестве необоснованного, поскольку Законом N 1660-ОЗ предусмотрено, что право на льготные тарифы имеют именно граждане - потребители (статья 2). Абзацем 15 пункта 2 Правил N 354 предусмотрено, что потребителем является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
При этом суд апелляционной инстанции находит обоснованной позицию РЭК относительно того, что понятие "потребитель коммунальных услуг" необходимо соотносить с понятием "потребитель", данном в Законе Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1), поскольку права и обязанности потребителя и исполнителя коммунальных услуг соответствуют положениям Закона "О защите прав потребителей".
Так, потребителем в соответствии с абзацем 3 преамбулы Законом N 2300-1 является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Кроме того, положениями подпункта 3 пункта 7 Приказа N 536/85 предусмотрено, что льготные тарифы применяются при расчете размера платы за коммунальные услуги в отношении граждан, являющихся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, жилых домов, домовладений, а также пользующихся на иных законных основаниях жилыми помещениями в многоквартирных домах, жилыми домами, домовладениями, за исключением случаев перевода нежилых помещений в жилые в 2019 и 2020 годах, что также указывает на то, что под потребителем услуг понимается гражданин, использующий коммунальные услуги для личных нужд, а не в рамках предпринимательской деятельности.
Таким образом, выводы административного органа о неправомерности применения АО "Омск РТС" льготного тарифа на тепловую энергию, горячую воду в отношении потребителей, не имеющих на это правовых оснований, признаются апелляционным судом обоснованными, что свидетельствует о наличии на стороне Общества события административного правонарушения по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Доводы подателя жалобы о том, что факт осуществления предпринимательской деятельности на объем потребляемой тепловой энергии повлиять не мог, поскольку объем определялся исходя из площади и норматива потребления, отклоняются судом, поскольку АО "Омск РТС" надлежало применять экономически обоснованный, а не льготных тариф.
О нарушении ценообразования свидетельствует и то, что АО "Омск РТС" впоследствии были произведены перерасчеты тарифов, что также опровергает доводы заявителя о правильности начислений.
Суд апелляционной инстанции также отклоняет ссылки заявителя на то, что управляющие организации и товарищества собственников недвижимости за заключением договоров ресурсоснабжения в АО "Омск РТС" не обращались, в силу чего обязанность по предоставлению коммунальной услуги на горячее водоснабжение, потребляемой при содержании общего имущества лежала на АО "Омск РТС", исходя из следующего.
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме, а также в случаях, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме (часть 5 статьи 154 ЖК РФ).
Частью 2 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Таким образом, при управлении многоквартирным домом управляющей компанией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом плата за коммунальные услуги не включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
При выборе собственниками такого способа, как управление управляющей организацией, ТСН последние несут ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг и должны заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные ресурсы (части 1,2, 12, 15 статьи 161, часть 2 статьи 162 ЖК РФ, пункт 13 Правил N 354).
Вместе с тем, если управляющая организация, ТСН фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома во исполнение решения общего собрания собственников помещений и собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, ТСН, а ресурсоснабжающая организация выставляет последним счета за поставку соответствующего ресурса, отношения между управляющей организацией, ТСН и ресурсоснабжающей организацией в соответствии с пунктом 1 статьи 162 ГК РФ могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети. Поэтому в подобной ситуации (в отсутствие договора ресурсоснабжения) управляющая организация может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг в соответствии с пунктом 14 Правил N 354.
Указанный правовой подход отражен в пункте 9 раздела VI Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2014), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014.
Получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации, ТСН влечет за собой возникновение у них статуса исполнителя коммунальных услуг с неотъемлемой обязанностью по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям и расчетом за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями.
Доводы подателя жалобы об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, со ссылками на отсутствие начислений ОДН потребителям за 2 квартал 2020 года в связи с произведенными перерасчетами Обществом, являются несостоятельными, поскольку подтверждают факт нарушения обществом порядка ценообразования.
При этом состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, является формальным, то есть наличие события административного правонарушения не зависит от факта причинения вреда.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что в действиях заявителя имеется событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исходя из обстоятельств дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Обществом не были приняты достаточные меры, направленные на приведение своей деятельности в соответствие с нормами действующего законодательства., а также о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, учитывая положения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, а также такие критерии, обозначенные Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 25.02.2014 N 4-П, как справедливость и соразмерность административного наказания, на основании оценки совокупности установленных по делу обстоятельств посчитал возможным уменьшить административный штраф, назначенный управлением, ниже низшего предела, установив его в размере 50 000 рублей.
Ни апелляционная жалоба, ни отзыв административного органа не содержат доводов несогласия с указанными выводами суда, в связи с чем апелляционная коллегия не усматривает оснований для их переоценки.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Иные доводы и аргументы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на его обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются несостоятельными.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, поэтому судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не распределяются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу акционерного общества "Омские распределительные тепловые сети" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 22.03.2021 по делу N А46-74/2021 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме по правилам, предусмотренным главой 35 и рассматриваются им с учетом особенностей, установленных частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Судья |
Н.А. Шиндлер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-74/2021
Истец: АО "ОМСКИЕ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ"
Ответчик: Региональная энергетическая комиссия Омской области