Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 28 июля 2021 г. N Ф05-16568/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г.Москва |
|
24 мая 2021 г. |
Дело N А40-191580/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В.Пронниковой,
судей: |
И.В.Бекетовой, С.Л.Захарова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания С.Э.Исрафиловым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Государственного учреждения - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N 19
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 11.02.2021 по делу N А40-191580/20 (108-3989)
по заявлению ООО "Бьюти Линк"
к Государственному учреждению - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N 19
о признании недействительным уведомления,
при участии:
от заявителя: |
Ананьев И.В. по дов. от 01.10.2020; |
от ответчика: |
Рабцевич А.В. по дов. от 09.11.2020; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Бьюти Линк" (далее также - заявитель, плательщик, Общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным принятого Государственным учреждением - Московским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 19) (далее также - ответчик, ГУ-МРО ФСС РФ (Филиал N 19), Фонд) уведомления от 03.07.2020 о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний юридического лица (кроме государственных (муниципальных) учреждений), об обязании устранить нарушенные права и законные интересы заявителя путем установления заявителю на 2020 год тарифа страховых взносов в соответствии с основным видом деятельности общества 79.11 "Деятельность туристических агентств".
Решением суда от 11.02.2021, принятым по настоящему делу, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, доводы которой полностью поддержал, просил решение суда отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого уведомления Фонда.
Представитель заявителя в судебном заседании, а также в представленном в порядке ст.262 АПК РФ отзыве на жалобу возражал против доводов и требований ответчика, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителей сторон, поддержавших свои доводы и требования, изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Из материалов дела усматривается, что ввиду непредставления страхователем в срок до 15.04.2020 сведений, подтверждающих осуществление основного вида деятельности для отнесения к соответствующему классу профессионального риска и определения страхового тарифа на 2020 год в соответствии с п.п.5, 13 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713, в редакции, действующей с 26.02.2017 (далее также - Правила), Фонд самостоятельно установил для Общества с января 2020 года страховой тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее также - страховой тариф) в размере 2,10%, исходя из наиболее высокого класса профессионального риска, соответствующего виду экономической деятельности заявителя, указанному в ЕГРЮЛ "Деятельность зрелищно-развлекательная и прочая" (код ОКВЭД 93.29), о чем сообщил страхователю в уведомлении от 03.07.2020 о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний юридического лица (кроме государственных (муниципальных) учреждений).
Не согласившись с установленным в данном уведомлении страховым тарифом, Общество обратилось в Фонд с заявлением о пересмотре класса профессионального риска и размера тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2020 год, исходя из основного вида деятельности Общества по ОКВЭД "79.11 - деятельность туристических агентств", приложив к нему документы, предусмотренные п.3 Правил и Порядком подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55 (далее также - Порядок), для подтверждения вида экономической деятельности на 2019 год: заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности Общества от 18.08.2020 с отметкой Фонда о принятии по утвержденной Порядком форме; справка-подтверждение основного вида экономической деятельности Общества по утвержденной Порядком форме; уведомления о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за 2018, 2019 года; бухгалтерский баланс Общества; отчет о финансовых результатах за 2019 год, извещение о вводе сведений, указанных в налоговой декларации (расчете) в электронной форме, налоговые декларации; упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2019 год.
Согласно указанным документам основным видом деятельности Общества в 2019 году была "деятельность туристических агентств" (код ОКВЭД 79.11), соответствующая 1 классу профессионального риска, страховой тариф по которому составляет 0,2% на основании Федерального закона от 27.12.2019 N 445-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов".
Рассмотрев обращение Общества и приложенные к нему документы, Фонд письмом от 02.09.2020 N 04-08/04-9304 отказал в пересмотре установленного Обществу на 2020 год класса профессионального риска и размера страхового тарифа.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Бьюти Линк" в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу с указанными выше требованиями.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований, исходя из следующего.
На основании подп.2 п.2 ст.17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" страхователь обязан в установленном порядке и в определенные сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы, рассчитанные исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу.
Страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются федеральным законом (ст.21 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ).
На основании статьи 22 указанного Федерального закона страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком (п.1). Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам, включая порядок предоставления сведений о результатах специальной оценки условий труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах, правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и правила формирования, размещения и расходования резерва средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждаются Правительством Российской Федерации (п.3).
Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска утверждены Постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 N 713.
На основании пунктов 8 и 9 означенных Правил экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами. Основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
Пунктом 11 Правил установлено, что основной вид деятельности страхователя - юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Согласно п.2 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55, основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с п.9 Правил.
Пунктом 3 Порядка установлено, что для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации следующие документы: а) заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку; б) справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку; в) копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства).
Документы, указанные в настоящем пункте, представляются на бумажном носителе либо в форме электронного документа.
В 2020 году установленный Порядком срок (15.04.2020) на основании Указов Президента Российской Федерации от 25.03.20020 N 206 и от 02.04.2020 N 239 об установлении режима нерабочих дней с 30.03.2020 по 08.05.2020 был продлен до 12.05.2020.
В соответствии с п.5 Порядка в действующей с 26.02.2017 редакции в случае, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Аналогичные положения содержит и п.13 Правил, согласно которым, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц.
При этом, как правильно отметил суд в своем решении, предусмотренное п.5 Порядка право Фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности и аналогичные положения п.13 Правил не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
Кроме того, в соответствии с п.3 ст.3 Налогового кодекса РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Данное положение подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в силу правовых позиций, изложенных в актах Конституционного Суда Российской Федерации (в том числе в определениях от 10.07.2003 N 291-О, от 15.07.2003 N 311-О, от 22.01.2004 N 8-О).
Виды деятельности плательщика-организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют.
Право Фонда, установленное в п.5 Порядка, основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей Фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае обеспечивающий права застрахованных лиц.
Правомерность такого подхода соответствует правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926, от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969, от 19.02.2019 по делу N 302-КГ18-9260.
Таким образом, по смыслу п.5 Порядка, страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в п.3 данного Порядка, и после установления Фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить Фонду документы пусть и с нарушением установленного Порядком срока (но в пределах периода, для целей расчетов по которому производится данное подтверждение) для подтверждения основного вида экономической деятельности, на основании которых Фонд обязан принять решение об определении размера страхового тарифа с учетом данных документов и их оценки.
В настоящем случае страхователь с нарушением установленного срока представил Фонду документы, предусмотренные п.5 Порядка для подтверждения основного вида деятельности за 2020 год по коду ОКВЭД 79.11.
Не проверив полученные в подтверждение страхового тарифа документы, Фонд отказался пересматривать ранее установленный оспариваемым уведомлением страховой тариф, исходя из вида деятельности, указанного в ЕГРЮЛ.
В настоящем случае в подтверждение правомерности применения страхового тарифа на 2020 год в размере 0,2%, соответствующего 1 классу профессионального риска согласно осуществляемому основному виду деятельности по коду ОКВЭД 79.11, Общество представило следующие документы: заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности Общества от 18.08.2020 с отметкой Фонда о принятии по утвержденной Порядком форме; справка-подтверждение основного вида экономической деятельности Общества по утвержденной Порядком форме; уведомления о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за 2018, 2019 года; бухгалтерский баланс Общества; отчет о финансовых результатах за 2019 год, извещение о вводе сведений, указанных в налоговой декларации (расчете) в электронной форме, налоговые декларации; упрощённая бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2019 год.
Таким образом, указанными документами подтверждается фактическое осуществление заявителем в 2019 году основного вида деятельности по коду ОКВЭД 79.11 и обоснованность применения на 2019 году страхового тарифа в размере 0,2%.
Следовательно, Общество представило в Фонд подтверждение правомерности применения в 2019 году ставки страховых взносов в размере 0,2%.
Основанием для начисления страховых взносов является решение о присвоении класса профессионального риска, которое сообщается страхователю в уведомлении о размере страховых взносов.
При этом необходимо отметить, что согласно ст.3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ профессиональный риск - вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти застрахованного, связанная с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.
Таким образом, профессиональный риск связан с теми реальными условиям, в которых реально происходит трудовая деятельность застрахованного лица.
Согласно п.4 ч.2 ст.17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ страхователь обязан обеспечивать меры по предотвращению наступления страховых случаев, нести в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за необеспечение безопасных условий труда. При этом обеспечение безопасных условий труда всегда связано с тем, какие это условия, что зависит от осуществляемой деятельности страхователя.
Тем самым законодательство о страховании от несчастных случаев на производстве основано на понимании реальной связи между действительно существующими профессиональными рисками работников страхователя и размером тарифов по страхованию.
Иной подход означал бы обязанность страхователя принимать меры к предотвращению производственных рисков и нести затраты на страхование от несчастных случаев, которые в данной конкретной производственной деятельности наступить не могут.
Следовательно, в отношении тех видов деятельности, которые организацией в действительности не осуществляются, не может применяться понятие профессионального риска, поскольку наступление соответствующих страховых случаев невозможно по объективной причине отсутствия самих производственных условий как основания таких рисков.
Подтверждающие документы, даже представленные с нарушением установленного срока, необходимо учитывать при утверждении тарифа.
Тариф взносов, установленный без учета реальной деятельности организации, нельзя считать экономически обоснованным (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969 и от 11.09.2018 N 309-ГК18-7926).
Законодательством не предусмотрено возложение на страхователя обязанности по уплате страховых взносов, исходя из фактически не осуществляемых им видов деятельности.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое уведомление Фонда не соответствует положениям Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713, а также нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку незаконно возлагает на заявителя обязанность по начислению и перечислению страховых взносов, исходя из неправомерно установленного Фондом страхового тарифа.
При таких данных вывод суда первой инстанции о необходимости удовлетворения заявленных Обществом требований правомерен.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 11.02.2021 по делу N А40-191580/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
И.В.Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-191580/2020
Истец: ООО "БЬЮТИ ЛИНК"
Ответчик: ГУ Московское региональное отделение ФСС Российской Федерации Филиал N19