г. Томск |
|
24 мая 2021 г. |
Дело N А45-18275/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
Колупаевой Л.А., |
судей: |
Назарова А.В., |
|
Сластиной Е.С., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Арышевой М.С., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (N 07АП-3718/21) общества с ограниченной ответственностью "Экология-Новосибирск" на решение от 02.03.2020 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-18275/2020 (судья Гребенюк Д.В.) по иску общества с ограниченной ответственностью "Экология-Новосибирск" (ОГРН 1125476156211), г. Новосибирск, к товариществу собственников жилья "Снежок" (ОГРН 1105476003907), г. Новосибирск, третьи лица: 1. некоммерческое партнерство "Новосибирская лига объединений домовладельцев" (ОГРН 1025400508671), г.Новосибирск; 2. общество с ограниченной ответственностью "Латранс" (ОГРН 1135476143087), г.Новосибирск, о взыскании задолженности за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.05.2019 по 31.01.2020 в размере 95 684 рублей 87 копеек, неустойки за период с 12.02.2019 по 05.04.2020 в размере 9 119 рублей 64 копеек,
при участии в судебном заседании:
от истца: Горбачева В.В. - доверенность от 13.12.2020 (сроком до 31.01.2022), диплом, паспорт (посредством онлайн-заседания);
от ответчика: Хаврат Л.Л. - доверенность от 21.04.2021 (сроком на 1 год), диплом, паспорт;
от третьих лиц: без участия (извещены);
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Экология-Новосибирск" (далее - ООО "Экология-Новосибирск", истец, апеллянт) обратилось в арбитражный суд с иском к товариществу собственников жилья "Снежок" (далее - ТСЖ "Снежок", ответчик) о взыскании задолженности коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.05.2019 по 31.01.2020 в размере 95 684,87 рублей, неустойки за период с 12.02.2019 по 05.04.2020 в размере 9 119,64 рублей.
Определениями от 07.12.2020, 03.02.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены некоммерческое партнерство "Новосибирская лига объединений домовладельцев" (далее - НП "Новосибирская лига объединений домовладельцев"), общество с ограниченной ответственностью "Латранс" (далее - ООО "Латранс").
Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по оплате стоимости услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 02.03.2021 в иске отказано.
Не согласившись с данным решением, истец обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указывает на неверное применение судом первой инстанции норм материального права, регламентирующих деятельность по обращению с ТКО; недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными; несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает следующее.
Суд первой инстанции ошибочно установил, что исковые требования обращены к ответчику в рамках договора N 3812 от 01.01.2019, положения которого в силу части 5 статьи 426 ГК РФ являются ничтожными. При этом, судом не установлены основания, для признания данного договора недействительным.
Судом первой инстанции неверно применены нормы материального права относительно вопроса определения размера платы, оказанной коммунальной услуги по обращению с ТКО.
Определением от 19.04.2021 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 10 час. 30 мин. 18.05.2021.
Информация о движении дела размещалась, в том числе, публично в системе "Мой Арбитр" http://myarbitr.ru и на официальном сайте суда: http://7aas.arbitr.ru.
В представленном отзыве ответчик - ТСЖ "Снежок", возражает против удовлетворения заявленных требований, указывает на законность и обоснованность принятого судебного акта.
Письменный отзыв приобщен к материалам дела в порядке статьи 262 АПК РФ.
В судебном заседании представитель апеллянта доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, настаивал на её удовлетворении.
Представитель ответчика поддержала доводы отзыва на апелляционную жалобу.
Иные участвующие в деле лица надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили. НП "Новосибирская лига объединений домовладельцев" представлено заявление о возможности рассмотрения дела в отсутствие его представителей.
В порядке части 6 статьи 121, части 1 статьи 266, части 1, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным приступить к рассмотрению апелляционной жалобы в отсутствие представителей указанных лиц, участвующих в деле.
Как следует из материалов дела в соответствии с протоколом подведения итогов на участие в конкурсном отборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Новосибирской области от 12.07.2018 ООО "Экология-Новосибирск" присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории Новосибирской области с даты заключения соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Новосибирской области.
25.07.2018 между Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области и ООО "Экология-Новосибирск" заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО.
Как установлено судом, на основании заявки ТСЖ "Снежок" 01.01.2019 заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (нежилые помещения, здания, сооружения) N 3812 (далее - договор), по условиям которого ООО "Экология-Новосибирск" (региональный оператор) обязуется принимать твердые коммунальные отходы (ТКО) в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечить их транспортирование, обработку, обезвреживание, утилизацию, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а ТСЖ "Снежок" (потребитель) обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Судом установлено и сторонами подтверждено, что региональным оператором услуги по сбору и вывозу ТКО оказывались, ТСЖ "Снежок" оплата произведена в полном объеме в соответствии с условиями заключенного сторонами договора.
При этом, истец полагает, что оказанные услуги подлежали оплате в большем размере, расчет стоимости подлежал осуществлению исходя из количества проживающих в многоквартирном доме, ссылаясь на несоблюдение требований к заявке на заключение договора, которые предусмотрены в пункте 8 (7) постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641", а именно: в заявке, поданной ТСЖ "Снежок", отсутствовали сведения о количестве проживающих в многоквартирном доме, что свидетельствует о несоблюдении требований к заявке на заключение договора.
В связи с чем, ООО "Экология-Новосибирск" направлено сопроводительное письмо исх. N 01/01/20-8065 от 03.06.2020 с разъяснением необходимости расторжения договора N 3812 и необходимости заключения нового договора.
ООО "Экология-Новосибирск" направило в адрес ответчика новый проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 2258713 (далее - договор N 2258713). Письмом от 25.11.2019 истец указал, что указанный договор действует в полном объеме с 01.01.2019, а платежи, поступившие по договору N 3812 перенесены на договор N 2258713
В соответствии с пунктом 2 договора N 2258713 объем ТКО, места накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, периодичность вывоза ТКО, способ складирования ТКО, информация о размещении мест накопления ТКО и подъездных путей к ним определяются согласно приложению к договору.
Согласно пункту 4 договора датой начала оказания услуг по обращению с ТКО является 01.01.2019.
Согласно пункту 7 договора потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.
Истцом в адрес ответчика направлены акты оказанных услуг и счета-фактуры за период с февраля 2019 года по январь 2020 года.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком договорных обязательств по внесению оплаты за оказанные услуги, истец обратился с иском о взыскании задолженности за период с 01.05.2019 по 31.01.2020 в размере 95 684,87 рублей и неустойки за период с 12.02.2019 по 05.04.2020 в размере 9 119,64 рублей.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из их необоснованности.
Рассмотрев дело повторно в порядке главы 34 АПК РФ, соглашаясь с правильностью выводов суда первой инстанции и отклоняя доводы апеллянта, апелляционный суд исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 307 ГК Ф в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Согласно положениям статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Пунктом 1 статьи 329 ГК РФ предусмотрено, что исполнение обязательства может обеспечиваться в том числе неустойкой.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (статьи 307 - 419), если иное не предусмотрено правилами настоящей главы и правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в настоящем Кодексе (пункт 3 статьи 420 ГК РФ).
Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством (пункт 1 статьи 421 ГК РФ).
Пунктом 4 статьи 421 ГК РФ предусмотрено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Правоотношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89 "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 (далее - Правила N269), Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Согласно пункту 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
В силу пункта 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" предусмотрено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
Обязанность истца, являющегося региональным оператором и осуществляющего деятельность по оказанию услуг по обращению с ТКО, заключить договор с ответчиком вытекает из положений законодательства и обусловлена характером осуществления им деятельности в области обращения ТКО.
Содержание конкретного договора не ограничивается условиями типовой формы. Стороны вправе дополнить договор иными условиями, в том числе при недостижении соглашения - путем обращения с соответствующим иском.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (Правила N 505).
В соответствии с пунктом 5 Правил N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО утверждена Правилами N 1156.
В силу подпункта "в" пункта 8(1) раздела 1(1) Правил N 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Согласно пункту 15 типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО (далее - Типовой договор) стороны соглашаются производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами N 505 одним из следующих способов: расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, количества и объема контейнеров для складирования ТКО или исходя из массы ТКО (указывается нужное).
Разделом I (1) Правил N 1156 урегулирован порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 8 (7) Правил N 1156 к заявке потребителя прилагаются в том числе документы, содержащие сведения: о площади жилых помещений, нежилых помещений (отдельно для каждого собственника нежилого помещения), помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, или о количестве проживающих в многоквартирном доме, жилом доме или части жилого дома (в зависимости от способа расчета платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами).
Пунктом 8(11) Правил N 1156 предусмотрено, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления двух экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить один экземпляр договора региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Согласно пункту 8(12) раздела I (1) Правил N 1156 в случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) Правил N 1156.
При этом под потребителем Правила N 1156 понимают собственника твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 25 Правил N 1156 определено, что одним из существенных условий договора об оказании услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов является способ коммерческого учета количества твердых коммунальных отходов и нормативы их накопления.
На основании изложенного в договорах с региональным оператором на вывоз ТКО должен содержаться способ учета количества ТКО.
В пункте 8 названных Правил N 505 указано, что при раздельном накоплении твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 настоящих Правил, то есть по количеству и объема контейнеров.
Таким образом, установленный законодательно коммерческий учет ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, может быть применен лишь при наличии раздельного накопления ТКО.
В силу пункта 2 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ раздельное накопление отходов представляет собой накопление отходов путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление). При этом согласно статье 6 указанного Закона организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) ТКО, а также утверждение порядка накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления) отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами.
Следовательно, раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления ТКО и фактического выполнения потребителями разделения ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО.
Согласно пункту 148 (30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, (далее - Правила N 354) размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения N 2 к настоящим Правилам. В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения N 2 к настоящим Правилам. При раздельном накоплении сортированных отходов размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(3) и 9(4) приложения N 2 к настоящим Правилам соответственно.
В соответствии с пунктом 148 (38) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в нежилом помещении в многоквартирном доме, определяется в соответствии с формулой 9(5) приложения N 2 к настоящим Правилам. При раздельном накоплении сортированных отходов, а также в случае, если это указано в заключенном с региональным оператором договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в нежилом помещении в многоквартирном доме, определяется в соответствии с формулой 9(6) приложения N 2 к настоящим Правилам.
Таким образом, установленный законодательно коммерческий учет ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, может быть применен лишь при наличии раздельного накопления ТКО.
В силу пункта 2 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ раздельное накопление отходов представляет собой накопление отходов путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление). При этом согласно статье 6 указанного Закона организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) ТКО, а также утверждение порядка накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления) отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами.
Следовательно, раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления ТКО и фактического выполнения потребителями разделения ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО.
Согласно пункту 1 статьи 779 и пункту 1 статьи 781 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В силу статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", условия договора подлежат толкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 ГК РФ, другими положениями ГК РФ, законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права (статьи 3, 422 ГК РФ).
Значение условия договора устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом (абзац первый статьи 431 ГК РФ). Условия договора толкуются и рассматриваются судом в их системной связи и с учетом того, что они являются согласованными частями одного договора (системное толкование).
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Как установлено судом и следует из материалов дела, региональным оператором (ООО "Экология-Новосибирск") заключен с ТСЖ "Снежок" договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (нежилые помещения, здания, сооружения) N 3812 от 01.01.2019, в соответствии с условиями которого стороны согласились производить учет объема твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами коммерческого учета объема твердых коммунальных отходов, утвержденных Правительством Российской Федерации способом, определенным в приложении N 1 к договору, расчет объема также приведен в приложении N 1 к договору (пункт 15 договора).
В приложении N 1 к договору в качестве объекта недвижимости указан многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Новосибирск, ул. Киевская, 4, объем принимаемых ТКО - 8,8 куб. м. в месяц, место накопления - ул. Киевская, 4, способ складирования ТКО - контейнерная площадка, количество вывозов в месяц - 8, количество контейнеров - 1, объем общей вместимости контейнеров - 1,1 куб.м.
В приложении N 2 к договору "Расчет размера платы по договору" сторонами согласовано, что расчет платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в месяц определяется на основании объема контейнеров, вывезенных с места накопления ТКО в соответствии с правилами коммерческого учета объема твердых коммунальных отходов, стоимость услуг по договору в месяц составляет 4 100,76 рублей.
Срок действия договора определен до 31.12.2028 (пункт 25 договора).
В данном случае договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 3812 от 01.01.2019 предложен региональным оператором и при подписании договора потребителем согласован метод расчета объема ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в месте накопления по адресу: г. Новосибирск, ул. Киевская, д. 4, что не противоречит вышеприведенным положениям Правил N 505, Правил N 354.
Наличие контейнера ТСЖ "Снежок" на контейнерной площадке с соответствующей маркировкой, а также сетки для раздельного накопления мусора подтверждено фотоматериалами, истцом не оспорено допустимыми и достоверными доказательствами.
Кроме того, ТСЖ "Снежок" является членом НП "Новосибирская лига объединений домовладельцев", с которыми истцом были заключены аналогичные договоры, содержащие положения о расчете платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО исходя из объема контейнеров, вывезенных с места накопления ТКО в соответствии с правилами коммерческого учета объема твердых коммунальных отходов. По пояснениям сторон, такие договоры действительно заключались в целях реализации на территории Новосибирской области пилотного проекта по раздельному накоплению ТКО.
Установив указанные обстоятельства, суд отметил, что содержание и порядок заполнения заявки потребителем при заключении договора подлежал оценке региональным оператором, однако при ее получении никаких нарушений установлено не было, договор заключен без протокола разногласий, согласован метод расчета объема ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов.
Учитывая, что ответчик, действуя добросовестно, надлежащим образом исполнял принятые на себя обязательства, оплату производил, суд пришел к выводу о том, что оснований для признания договора незаключенным или недействительным не имеется.
Следуя смыслу закрепленных в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах" разъяснений, суд не усмотрел в данном случае нарушения участниками сделки императивных норм действующего законодательства в отсутствие прямого запрета самостоятельного определения сторонами в договоре приемлемых для них условий, соответствующих специальным нормам и правилам, в частности, об определении размера платы за обращение с ТКО исходя из количества и объема контейнеров (пункты 5, 8, Правил N505; пункт 148(38) Правил N 354).
Оснований для иных выводов у апелляционного суда не имеется.
Суд указал, что действуя разумно и осмотрительно, истец как сильная сторона правоотношений, являющаяся специализированной организацией в сфере оказания услуг по вывозу ТКО, должна была осознавать, что оказанные услуги подлежат оплате в соответствии с согласованными сторонами условиями договора, при этом оплата истцом принималась на протяжении 2019 года, претензий заказчику не предъявлялось, при этом истец по истечении продолжительного периода времени оказания услуг заявил о неверном оформлении ответчиком заявки и необходимости осуществления расчета иным способом, отличным от согласованного сторонами, что не может признано последовательным и добросовестным поведением истца.
Выводы суда в указанной части соответствуют установленным обстоятельствам дела и согласуются с изложенной в пункте 7 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 165 "Обзор судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными" правовой позицией, по смыслу которой если стороны не согласовали какое-либо условие договора, относящееся к существенным, но затем совместными действиями по исполнению договора и его принятию устранили необходимость согласования такого условия, то договор считается заключенным.
Апелляционный суд, соглашаясь с правомерностью выводов суда первой инстанции, исходит также из положений пункта 3 статьи 432 ГК РФ, в силу которого сторона, принявшая от другой стороны полное или частичное исполнение по договору либо иным образом подтвердившая действие договора, не вправе требовать признания этого договора незаключенным, что согласуется с разъяснениями, данными также в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора".
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба ответчика не содержит.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (статья 71 АПК РФ).
Проанализировав материалы дела в порядке статьи 71 АПК РФ, апелляционная коллегия пришла к выводу, что, отказав в удовлетворении исковых требований ООО "Экология-Новосибирск", суд первой инстанции принял правомерное решение.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил, следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 02.03.2020 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-18275/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экология-Новосибирск" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
Л.А. Колупаева |
Судьи |
А.В. Назаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-18275/2020
Истец: ООО "Экология-Новосибирск"
Ответчик: ТСЖ "Снежок"
Третье лицо: НП "Новосибирская лига обьединений домовладельцев", ООО "ЛаТранс", Седьмой Арбитражный Апелляционный Суд
Хронология рассмотрения дела:
26.11.2021 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-3718/2021
08.09.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5011/2021
24.05.2021 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-3718/2021
02.03.2021 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-18275/20