город Ростов-на-Дону |
|
25 мая 2021 г. |
дело N А32-7948/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 мая 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Н.В.,
судей Новик В.Л., Яицкой С.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сурженко Т.М.,
при участии:
от истца: представитель Буцаленко И.С. по доверенности от 18.12.2020,
от ответчика: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.03.2021 по делу N А32-7948/2020
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к обществу с ограниченной ответственностью "ИПП" о взыскании платы за время нахождения на путях общего пользования, а также процентов,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ИПП" (далее - ответчик) о взыскании платы за время нахождения на путях общего пользования в сумме 296 364,40 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 21 501,11 руб. за период 16.08.2019 по 30.11.2020, процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленными на задолженность в сумме 296 364,40 руб., начиная с 01.12.2020 по день фактической уплаты кредитору денежных средств - исходя из размера процентов, определяемой ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (т. 3, л.д. 1)).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.03.2021 по делу N А32-7948/2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило его отменить, исковые требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что вывод суда первой инстанции о недоказанности истцом занятости выставочных путей, используемых ответчиком для приема вагонов, в моменты бросаний спорных составов, является необоснованным и не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Кроме того, судом первой инстанции не оценены представленные истцом акты формы ГУ-23 ВЦ, подтверждающие простой вагонов на путях общего пользования ст.Новороссийск в ожидании подачи на выставочные пути ООО "ИПП" в спорные периоды задержки составов. Согласно указанным актам общей формы, на начало задержки вагонов на путях общего пользования в ожидании подачи в качестве обстоятельств, вызвавших составление актов, указано: вагоны в ожидании подачи на выставочный путь простаивают на путях общего пользования станции Новороссийск по причине, зависящей от владельца пути необщего пользования ООО "ИПП" - занятость выставочных путей. Данные акты общей формы подписаны представителем ответчика. Необоснованным также является вывод суда о том, что превышение технологического срока оборота вагонов в отрыве от отсутствия у станции реальной возможности приема "брошенных" вагонов не имеет правового значения. Основанием для предъявления исковых требований явилось начисление платы за время задержки вагонов, следовавших в адрес ООО "ИПП", в пути следования из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причине нарушения ответчиком технологических норм обработки вагонов на путях необщего пользования, предусмотренных договором. Законом предусмотрено два условия для начисления платы за: пользование инфраструктурой подвижным составом, задержанным в пути следования - нарушение срока доставки и нарушение владельцем пути необщего пользования (грузополучателем) технологических сроков оборота вагонов. При этом обязанность соблюдения срока оборота вагонов возложена именно на грузополучателя, а не на перевозчика. Доказательством нарушения ответчиком технологического срока оборота вагонов на путях необщего пользования являются представленные в материалы дела ведомости подачи-уборки вагонов, из которых следует, что в период остановки поезда на промежуточных станциях вагоны на путях необщего пользования ответчика выгружались в сроки, превышающие срок оборота вагонов. Таким образом, отставка вагонов в пути следования была совершена по причине, зависящей от грузополучателя - нарушение технологических норм выгрузки/погрузки грузов из вагонов.
В судебное заседание ответчик, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя не обеспечил.
В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От ответчика поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ОАО "РЖД" и ООО "ИПП" заключен договор N 239/2 от 26.03.2018 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "ИПП" при станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги.
Указанный договор определяет порядок эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ответчику, примыкающего к железнодорожному пути необщего пользования N 12 ООО "Новороссийский мазутный терминал" (ООО "НМТ") и являющегося его продолжением.
Обслуживание пути необщего пользования ответчика производится локомотивом последнего. Границей пути необщего пользования ответчика является передний стык рамного рельса стрелочного перевода N 563.
Согласно пункту 3 договора развернутая длина пути необщего пользования ответчика составляет 3279,9 м.
В силу пункта 5 договора подача вагонов на путь необщего пользования ответчика производится круглосуточно по уведомлению. При наличии эксплуатационной возможности подача вагонов производится в соответствии с заявкой диспетчера ООО "ИПП".
Согласно пункту 11 договора сдача и прием грузов и вагонов в техническом и коммерческом отношении производится на выставочных путях N N 8, 9, 10, 11 ООО "НМТ". В силу названного пункта ответчик также может использовать выставочные пути N 6 и N 7 ООО "НМТ" по письменному уведомлению истца, согласованному с ООО "НМТ".
Пунктом 8 договора установлено количество одновременно сдаваемых вагонов - не более 67 цистерн.
Пунктом 12 договора определен технологический срок на обработку вагонов в зависимости от номенклатуры груза:
- для вагонов со светлыми нефтепродуктами - 10 часов 00 минут, при подаче вагонов в количестве 24 и менее вагонов - 3 часа;
- для вагонов с КАС и маслом растительным - 6 часов 30 минут;
- для вагонов с темными нефтепродуктами в зимний период (15.10 - 15.04) - 12 часов 00 минут;
- для вагонов с темными нефтепродуктами в летний период (15.04 - 15.10) - 8 часов 00 минут.
Подпунктом "в" пункта 15 договора установлено, что за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава по причинам, зависящим от ответчика, последний вносит перевозчику плату в размере, установленном приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1.
Как следует из материалов дела, плата начислена истцом в отношении вагонов, направленных в адрес ответчика по железнодорожным накладным N ЭИ222732, N ЭИ236978, N ЭИ242190, N ЭИ250332, N ЭИ250512, N ЭЗ935188, N ЭЗ916335, N ЭЗ935404, N ЭЗ962984, N ЭЗ917746, N ЭЗ897913, N ЭЗ841906, N ЭЗ869925, N ЭЗ852571, N ЭЗ850443, N ЭЗ886978.
Согласно доводам искового заявления, остановка вагонов, адресованных ответчику, в пути следования произведена из-за нарушения последним сроков выгрузки ранее доставленных грузов.
Факт нарушения сроков доставки, указанных в железнодорожных накладных, по мнению истца, произошел вследствие задержки вагонов в пути следования по причинам, зависящим от ответчика, о чем по прибытии вагонов на станцию назначения истцом были составлены акты общей формы от 02.05.2019 N 15/5562, N 15/5563, N 15/5564, N 15/5565, N 15/5566, N 15/5567, от 04.05.2019 N 15/5581, N 15/5582, N 15/5583, N 15/5584, N 15/5586, от 05.05.2019 N 15/5587, N 15/5588, N 15/5589, N 15/5590, N 15/5591, N 15/5592.
Истцом в адрес ответчика направлены претензии N 19/1185, N 19/1186, N 19/1187 от 24.06.2019 с требованием о внесении платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования. Претензии оставлены без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в суд.
В качестве правового обоснования заявленных требований истец ссылается на положения статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ), а также п. 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26 и Приказ Федеральной службы по тарифам РФ от 29.04.2015 N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения".
Истец указывает, что превышение ответчиком технологического срока оборота вагонов явилось основанием для остановки в пути следования спорных вагонов, следующих в адрес ответчика. В доказательство нарушения срока оборота вагонов истец представил ведомости подачи и уборки вагонов.
В соответствии с частью 11 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта (далее - Устав) за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава в течение всего времени: ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров; нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Частью 12 статьи 39 Устава определено, что если в указанных в части 11 статьи 39 Устава случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
В соответствии с частью 17 статьи 39 Устава размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
С 07.06.2015 вступил в силу Приказ ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство).
Согласно п. 2.1 Тарифного руководства плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования груженых и порожних вагонов, иного железнодорожного подвижного состава, контейнеров (далее - вагоны, контейнеры) (за предоставление железнодорожных путей) в перевозочном процессе определяется по ставкам, дифференцированным в зависимости от длины вагонов (типоразмера контейнеров) с учетом продолжительности нахождения вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования, стадии перевозочного процесса (на начальной и/или конечной железнодорожной станции, либо в пути следования).
Согласно п. 1.6 Тарифного руководства, время, за которое взимается плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава, контейнеров определяется в соответствии с положениями статей 31, 36, 39 и 44 Устава по данным актов общей формы.
Согласно части 19 статьи 39 УЖТ для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных этой статьей, оформляется акт общей формы.
Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденные Приказом МПС N 26 от 18.06.2003 (далее - Правила N 26), предусматривают, что на основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
Согласно пункту 4.7 Правил N 26 основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
За время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Также указанным пунктом Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования установлено, что основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
В соответствии с пунктом 3.1 Правил N 26 при перевозках грузов акт общей формы составляется на станциях в том числе для удостоверения задержки приема от перевозчика грузополучателем, грузоотправителем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащих им или арендованных у перевозчика вагонов, контейнеров, а также порожних собственных, не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров.
Согласно части 5 пункта 4.7 Правил N 26 перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
Статьей 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
В пункте 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу подпунктов 2 и 3 пункта 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45 (действовали в спорный период) акты общей формы составляются на станциях для удостоверения в том числе следующих обстоятельств:
- задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования;
- задержки груженых вагонов на промежуточных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, и отсутствия технических возможностей накопления вагонов на станции назначения.
Из части 11 статьи 39 Устава следует, что плата за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования взыскивается в случае задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетных сроков).
Из вышеприведенного нормативного регулирования следует, что при начислении платы по правилам Тарифного руководства "Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", утвержденного приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1, истец должен доказать следующие обстоятельства:
- факт нахождения вагонов на своих путях по причинам, зависящим от грузополучателя - ответчика;
- факт того, что указанная задержка вагонов на его путях привела к нарушению расчетного срока доставки.
В целях обеспечения эффективного взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при организации процессов, связанных с начислением и взысканием платежей за занятие инфраструктуры ОАО "РЖД", распоряжением ОАО "РЖД" от 30.12.2016 N 2827р утвержден Регламент взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при оформлении документов, подтверждающих нахождение порожних грузовых вагонов, вагонов с грузом, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования (далее - Регламент).
Вышеуказанным Регламентом установлен порядок взаимодействия станции назначения и промежуточной станции, предусматривающий обязательное установление ряда фактических обстоятельств при оформлении задержки вагонов в пути следования. По смыслу данного нормативного документа единственным и достаточным основанием для задержки вагонов является занятость станционных путей, которая может быть обусловлена, в том числе, занятостью пути необщего пользования.
Так, в соответствии с пунктом 3.1.1 указанного Регламента при неприеме вагонов, контейнеров станцией назначения, уполномоченный работник станции формирует обращение о необходимости задержки в пути следования вагонов, контейнеров, следующих на станцию назначения в адрес клиента в соответствии с приложением 1.1 к настоящему Регламенту.
Согласно пункту 3.1.2 Регламента основанием для создания обращения о необходимости задержки в пути следования вагонов, контейнеров на станцию назначения является:
- акт, составленный на начало простоя вагонов, контейнеров, прибывших под грузовые операции в связи с задержкой их подачи, по причинам, зависящим от клиента (в данном случае - ответчика);
- обращение клиента, переданное и зарегистрированное перевозчиком.
При этом в соответствии с пунктом 3.1.3 Регламента определение обстоятельств, препятствующих подаче вагонов, контейнеров на пути общего пользования в срок, может обеспечиваться мониторингом занятости пути необщего пользования по форме приложения 2 к настоящему Регламенту "Анализ занятости пути необщего пользования по станции за период по (номенклатура груза)".
На станции назначения, в целях определения обоснованности задержки в пути следования по причинам, зависящим от клиента, ведется учет и проводится анализ использования вагонов, контейнеров на ж/д путях необщего пользования - на основании сведения памяток ф.ГУ-45 ВЦ, актов и условий договоров на эксплуатацию ж/д путей необщего пользования, на подачу и уборку вагонов. При определении ответственности клиента, может использоваться анализ по приложению N 2 к настоящему Регламенту "Анализ занятости пути необщего пользования по станции за период по (номенклатура груза)". Уполномоченный работник станции назначения составляет акт для начисления платы ф. ГУ-23 ВЦ по итогам проведенного анализа (пункты 4.2.1 - 4.2.3 Регламента).
Из системного толкования статьи 39 Устава, пункта 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, пункта 2.4 Приложения к приказу Федеральной службы по тарифам от 29 апреля 2015 года N 127-т/1, Регламента взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при оформлении документов, подтверждающих нахождение порожних грузовых вагонов, вагонов с грузом, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования, утв. Распоряжением ОАО "РЖД" от 30.12.2016 N 2827р, следует, что в рамках настоящего дела исследованию подлежат следующие обстоятельства:
- фактический технологический срок оборота вагонов на момент задержки поезда;
- невозможность приема спорного железнодорожного состава станцией назначения по причине нарушения ответчиком технологического срока оборота вагонов;
- отсутствие технической возможности накопления вагонов на станции назначения;
- нарушение расчетного срока доставки груза по вышеуказанным причинам;
- сохранение причин задержки поезда вплоть до истечения расчетного срока доставки груза.
При этом само по себе нарушение технологического срока оборота вагонов, на которые ссылается истец в исковом заявлении, без установления последствий этого превышения (в виде влияния на занятость станционных путей и/или путей необщего пользования) не может быть признано причиной невозможности приема вагонов станцией назначения.
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка разработки и определения технологических сроков оборота вагонов и технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов, утвержденного Приказом МПС РФ от 29.09.2003 N 67, технологический срок оборота вагонов включает с себя полный перечень операций с вагонами вплоть до их передачи на выставочные железнодорожные пути после выполнения грузовых операций (завершение приемо-сдаточных операций по ним).
В соответствии с пунктом 4.7 Правил МПС РФ от 18.06.2003 N 26 временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
В обоснование требований истец ссылается на ведомости подачи и уборки вагонов, в которых отражена информация о фактах нарушения ответчиком технологического срока оборота вагонов, установленного договором N 239 от 26.03.2018, а также на акты общей формы, составленные истцом в отношении ответчика на станции Новороссийск в течение периодов задержек спорных вагонов.
Принимая во внимание, что согласно вышеуказанному договору сдаваемые на путь необщего пользования ответчика вагоны подаются через выставочные пути, которые не имеют грузового фронта, т. к. предназначены для размещения вагонов, с которыми выполняют приемо-сдаточные операции, вагоны, по которым истцом зафиксировано превышение срока оборота, не могут в течение всего времени их оборота находиться на выставочных путях ООО "НМТ", иное означало бы прекращение приемо-сдаточных операций на отдельно взятом выставочном пути. Поскольку информация о прекращении по вине ответчика приемо-сдаточных операций на выставочных путях ООО "НМТ" истцом не заявлялась, суд приходит к выводу о том, что вагоны со сверхнормативным сроком оборота не могли находиться на выставочных путях ООО "НМТ" и препятствовать подаче и уборке вагонов с выставочных путей, т. к. указанные вагоны находились на пути необщего пользования ответчика.
Вместе с тем, анализ занятости выставочных путей, представленный истцом в материалы дела, не позволяет определить количество вагонов, находящихся на каждом из выставочных путей на момент принятия истцом решения о задержании спорных вагонов и на протяжении периодов их задержек.
Таким образом, бесспорных доказательств невозможности приема спорных железнодорожных составов станцией назначения по причине нарушения ООО "ИПП" технологического срока оборота вагонов истцом не представлено.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Применительно к рассматриваемому спору ОАО "РЖД" обязано представить доказательства, достоверно подтверждающие тот факт, что в заявленный период задержка вагонов на ж/д путях общего пользования происходила по вине ООО "ИПП" ввиду нарушения последним нормативов выгрузки вагонов на путях необщего пользования.
Таких доказательств истцом в материалы дела не представлено.
Нарушение сроков доставки грузов по вине ответчика истец подтверждает железнодорожными ведомостями, которые согласно ст. 785 ГК РФ являются перевозочными документами, подтверждающим заключение договора перевозки грузов.
Статьей 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации установлена обязанность перевозчика доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. В случае нарушения сроков доставки грузов Устав железнодорожного транспорта предполагает вину перевозчика, пока не доказано иное. При этом Устав предусматривает освобождение перевозчика от ответственности как при наличии объективных обстоятельств (пункты 29, 97 Устава), так и в случае задержки по вине грузоотправителя, грузополучателя, например в силу пунктов 6.2, 6.6, 6.7 Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245 (далее - Правила N 245).
Исходя из изложенного, для того чтобы признать обоснованными доводы истца о нарушении сроков доставки по вине грузополучателя, истцу необходимо представить доказательства того, что такое обстоятельство существовало, а также того, что это обстоятельство возникло не по вине перевозчика.
Общие нормы, регламентирующие сроки доставки грузов, порожних грузовых вагонов и правила их исчисления утверждены вышеуказанными Правилами N 245.
За несоблюдение сроков доставки перевозчик несет ответственность в соответствии с Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Разъясняя положения об ответственности перевозчика, Пленум ВАС РФ в пункте 25 Постановления от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", обращает внимание, что в случаях, когда сроки доставки грузов исчисляются исходя из норм суточного пробега, эти сроки увеличиваются на определенное количество суток в соответствии с пунктами 5 и 6 Правил N 245. В этой связи необходимо установить, были ли определены в накладной сроки доставки груза с учетом данного обстоятельства. В случае, если срок доставки груза не был увеличен, ответственность перевозчика наступает только по истечении указанного в накладной срока, дополнительно увеличенного на соответствующее количество суток.
Согласно п. 2 Правил N 245 исчисление сроков доставки груза начинается с 00 часов 00 минут дня, следующего за днем документального оформления приема груза для перевозки, указанного в оригинале транспортной железнодорожной накладной и в дорожной ведомости в графе "Календарные штемпеля", в корешке дорожной ведомости и в квитанции о приеме груза в графе "Календарный штемпель перевозчика на станции отправления".
Дата истечения срока доставки груза, определенная исходя из положений Правил N 245, указывается перевозчиком во всех листах транспортной железнодорожной накладной.
Согласно пункту 4.2. Приказа МПС РФ от 18.06.2003 N 39 "Об утверждении Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом" (действовали в спорном периоде) при составлении в пути следования актов, относящихся к данной перевозке, указывается номер акта, дата его составления, о чем составлен акт (например, "о недостаче..... мест", "о недостаче массы..... кг"), станция составления акта. При перевозке груза по электронной накладной, кроме этого, в электронную накладную вносится код коммерческой неисправности (при составлении акта общей формы) в соответствии с классификатором коммерческих неисправностей, утвержденным перевозчиком.
В соответствии с требованиями Регламента по оформлению документов N 2827р, после прибытия вагонов на станцию назначения истец согласно п. 4.1.1. в лице уполномоченного работника станции назначения запрашивает в системе ЕАСАПР М информацию обо всех актах, составленных по отправке. Далее, с учетом п. 4.1.2. на основании сведений, содержащихся в актах, составленных в пути следования, проверяет наличие всех необходимых отметок в перевозочных документах и, при их отсутствии, проставляет отметки, в системе ЕАСАПР М формирует акт на увеличение сроков доставки (далее - "итоговый акт на увеличение срока доставки"). При этом в "итоговый акт на увеличение срока доставки" могут быть включены только задержки, отнесенные в системе ЕАСАПР М по причинам, не зависящим от ОАО "РЖД".
Согласно п. 4.1.3 составленный "итоговый Акт на увеличение срока доставки" распечатывается в трех экземплярах, подписывается уполномоченными работниками станции назначения, его составившими. Один экземпляр составленного "итогового акта на увеличение срока доставки" остается в делах станции назначения, два экземпляра "итогового акта на увеличение срока доставки" и перевозочные документы вместе с приложенными актами передаются по книге ф. ГУ-4 8 в ЛАФТО в течение 6 часов после прибытия вагонов, контейнеров, на станцию назначения.
Таким образом, отслеживание, установление и учет всех причин задержек происходит после прибытия поезда на станцию назначения. Именно после прибытия устанавливается фактический расчетный срок доставки грузов, с учетом "итогового акта на увеличение срока доставки", учитывающего причины задержек, не зависящие от перевозчика, а также на основании иных актов общей формы, которые составлены по причинам, зависящим от ОАО "РЖД".
В силу п. 3.2.1 упомянутых выше Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом о составлении акта общей формы на оборотной стороне накладной в графе "Отметки перевозчика" делается отметка с указанием номера и даты составления акта общей формы, которая заверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика.
При составлении акта общей формы в пути следования в случаях, указанных в Правилах исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, аналогичная отметка делается на оборотной стороне дорожной ведомости с левой стороны свободного поля.
К таким случаям подпункт 6.7 пункта 6 Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245, относит среди прочих задержки вагонов на промежуточных железнодорожных станциях в случае невозможности их приема железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, получателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования или пользователей, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами.
Таким образом, в случаях задержек вагонов на промежуточных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, в железнодорожных накладных и дорожных ведомостях проставляются отметки о составлении актов общей формы о фактах таких задержек.
В железнодорожных накладных, на основании которых спорные вагоны были отправлены в адрес ответчика, содержатся сведения об увеличении срока доставки грузов на основании актов, которые в материалы дела не представлены.
Обстоятельство того, что доставка спорных вагонов произведена по истечении сроков, определенных в железнодорожных накладных, именно по вине ответчика, материалами дела не подтверждается.
Вопреки утверждению ОАО "РЖД", представленные им акты общей формы не доказывают занятость выставочных путей, поскольку ни один из представленных истцом актов не содержит информации о занятости всех выставочных путей, перечисленных в договоре N 239/2 от 26.03.2018 и используемых сторонами для приема-сдачи вагонов.
Представленные истцом в материалы дела анализы занятости путей необщего пользования ответчика в спорные периоды и ведомости подачи и уборки вагонов отражают как факты превышения ответчиком сроков выгрузки, так и факты выгрузки вагонов до истечения установленных договором нормативных сроков.
Однако ОАО "РЖД" не представило доказательств того, что факт превышения ответчиком технологического срока оборота вагонов повлиял на занятость как станционных, так и выставочных путей, и на фактическую способность станции принять спорные вагоны, задержанные в пути следования. При этом сведений о приостановлении или прекращении в спорные периоды операций по приему-сдаче вагонов на выставочных путях ответчика истцом не представлено.
Вместе с тем, как отмечено судом первой инстанции, невозможность приема вагонов станцией назначения должна быть напрямую связана с действиями (бездействием) ответчика. Только в этом случае последний является надлежащим лицом, несущим ответственность перед истцом в виде уплаты платежей за использование железнодорожной инфраструктуры. Несоблюдение срока выгрузки в отношении части вагонов, находящихся на путях необщего пользования ответчика, даже при доказанности данного обстоятельства не порождает безусловную необходимость бросания вагонов. Это следует из анализа представленных истцом ведомостей подачи и уборки вагонов, из которых видно, что моменты начала и окончания бросаний зачастую не зависели от превышения ответчиком технологического срока оборота вагонов.
Таким образом, само по себе превышение срока оборота вагонов в отрыве от отсутствия у станции реальной технологической возможности приема "брошенных" вагонов не имеет правового значения.
Данный вывод согласуется с судебной практикой (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа по делам N А32-16720/2018, N А32-14242/2018, решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.02.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2020 по делу N А32-50297/2019).
В этой связи, ведомости подачи и уборки вагонов, представленные истцом в материалы дела, не являются достаточным доказательством вины ответчика в бросании вагонов - ввиду отсутствия в деле подтверждения того, что станция назначения не имела возможности принять "брошенные" вагоны.
Таким образом, истцом не представлены в материалы дела достаточные доказательства в подтверждение того, что "бросание" спорных вагонов в пути следования и нарушение сроков их доставки произошли по причинам, зависящим от ответчика, в связи с чем в удовлетворении исковых требований обоснованно отказано.
Принимая во внимание изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у суда не имеется.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.03.2021 по делу N А32-7948/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления.
Председательствующий |
Н.В. Ковалева |
Судьи |
В.Л. Новик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-7948/2020
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ООО "ИПП"