г. Санкт-Петербург |
|
24 мая 2021 г. |
Дело N А56-57260/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Загараеой Л.П.
судей Будылевой М.В., Горбачевой О.В.
при ведении протокола судебного заседания: до перерыва секретарем судебного заседания Борисенко Т.Э.
после перерыва секретарем судебного заседания Короткевичем В.И.
при участии:
от истца (заявителя): до перерыва Беляев А.Н. - доверенность от 07.12.2020 после перерыва Басиладзе Л.Т. - доверенность от 07.12.2020
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8969/2021) ООО "Распределительный перевалочный комплекс-Высоцк "Лукойл-II" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.02.2021 по делу N А56-57260/2020 (судья Радынов С.В.), принятое
по иску ОАО "Российские железные дороги"
к ООО "Распределительный перевалочный комплекс-Высоцк "Лукойл-II"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОГРН: 1037739877295; далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Распределительный перевалочный комплекс - Высоцк "Лукойл-II" (ОГРН: 1174704007004; далее - ответчик) о взыскании 4588,80 рублей платы за предоставление железнодорожных путей общего пользования, 14,69 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 30.01.2020 по 25.10.2020 и, начиная с 26.10.2020, проценты за пользование чужими денежными средствами на сумму задолженности 4588,80 рублей по ключевым ставкам Центрального Банка РФ, действующим в соответствующие периоды, до даты фактического исполнения обязательств.
Решением суда от 03.02.2021 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Ответчик, не согласившись с решением суда, направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просил решение суда отменить. По мнению подателя жалобы, на момент принятия вагонов к перевозке истцом не было выявлено технической неисправных вагонов. Также ответчик указывает на неверный расчет исковых требований.
От истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором оспариваются доводы ответчика.
В судебном заседании представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей не направил. Дело рассматривается в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в его отсутствие.
В судебном заседании объявлен перерыв до 19.05.2021.
В судебном заседании 19.05.2021 представитель истца поддержал ранее высказанную позицию
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в периоды с 18.09.2019 по 19.09.2019, с 08.12.2019 по 23.12.2019. с 03.12.2019 по 31.12.2019, в адрес ООО "ЛУКОЙЛ -НИЖЕГОРОДНЕФТЕОРГСИНТЕЗ" (грузополучатель) на станцию назначения Зелецино по транспортным железнодорожным накладным прибыли порожние, не принадлежащие перевозчику вагоны. Грузоотправителем согласно данным накладных является ООО "РПК-Высоцк" "Лукойл-II".
На основании ст.36 Устава грузополучатель ООО "Лукойл Нижегороднефтеоргсинтез" отказался от приема непригодных под погрузку вагонов (номера вагонов указаны в актах общей формы, расчете платы) по причине технических неисправностей, и уведомил об этом перевозчика письмами.
По данному факту ОАО "РЖД" составлены акты общей формы ГУ-23ВЦ N 1/5374 от 08.12.19, 1/5386, 1/5403, 1/5496 от 09.12.19, 1/5412, 1/5415, 1/5421, 1/5422, 1/5423 от 11.12.19, 1/5559, 1/5561, 1/5563, 1/5572, 1/5573, 1/5557, 1/5571, 1/5579 от 21.12.2019, 1/5587 от22.12.19, 1/5593 от 23.12.19, ГУ-23ВЦ N 1/4280, 1/4284, 1/4287, 1/4288 от 18.09.19, 1/4294, 1/4296, 1/4297, 1/4298, 1/4299, 1/4300, 1/4301 от 19.09.19 Данные акты носят двухсторонний характер, подписаны ООО "Лукойл- Нижегороднефтеоргсинтез" и ОАО "РЖД".
Осмотрщиком вагонов на каждый грузовой вагон оформлено уведомление на ремонт вагонов (форма ВУ-23-М). Данные уведомления удостоверяют технически неисправное состояние вагонов, и служат основанием для передачи вагонов из рабочего парка в парк неисправных. В уведомлениях указаны наименования неисправностей, коды согласно классификатора неисправностей грузовых вагонов.
В соответствии с Соглашением об оказании информационных услуг и предоставления электронных сервисов в сфере грузовых перевозок (далее по тексту - Соглашение) ОАО "РЖД" оказывает ответчику информационные услуги и предоставляет электронные сервисы в сфере грузовых перевозок. В соответствии с п.8 Соглашения сторона Соглашения считается ознакомившейся и безоговорочно принявшей Соглашение с момента получения ОАО "РЖД" "Заявления о присоединении", оформленного по форме Приложения N 1 к Соглашению.
Общество направило в адрес ОАО "РЖД" заявления о присоединении N 7003/ИВЦ от 26.03.2018, приняло условия Соглашения и получает информацию, связанную с оказанием ОАО "РЖД" услуг, в том числе в рамках заключенных между истцом и ответчиком договоров перевозки грузов, порожних грузовых вагонов на официальном сайте ОАО "РЖД" в разделе "грузовые перевозки" (п.11.2 Соглашения).
Порядок направления грузоотправителю уведомления об отказе приема вагонов предусмотрен Технологией уведомления отправителя и владельца порожнего грузового вагона при отказе получателя от приема порожнего вагона в случаях, предусмотренных ст. 36 Устава железнодорожного транспорта РФ (далее - Технология).
Согласно пункту 11.1 Технологии уведомление об отказе получателя от вагона публикуется на сайте ОАО "РЖД" в разделе "Грузовые перевозки" и доступно как для грузоотправителя, так и для собственника вагонов.
Таким образом, ответчику предоставлен доступ к информационным системам ОАО "РЖД", между сторонами осуществляется электронный обмен документами.
Согласно представленным в материалы дела распечаткам с сайта ОАО "РЖД", Общество было уведомлено об отказе получателя в приеме прибывших на станцию Зелецино порожних вагонов.
Время нахождения вагонов на путях общего пользования подтверждается актами общей формы, оформленными в соответствии с Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом МПС России 18.06.2003 N 45, на начало и окончание простоя вагонов.
По факту оказанной услуги (нахождение вагонов на путях общего пользования ОАО "РЖД") в соответствии со ставками Тарифного руководства ответчику начислена плата в размере 4588,80 рублей. (с учетом НДС).
В адрес ответчика была направлена претензия с предложением оплаты. Отказ в удовлетворении данной претензии послужил основанием для обращения в суд.
Истец, кроме названных доказательств, представил в материалы дела: накопительные ведомости, соглашение об организации расчетов, уведомления об отказе от вагонов, акты общей формы, уведомления на ремонт, дорожные ведомости.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, признав их обоснованными по праву и размеру.
Апелляционный суд, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, усматривает оснований для изменения решения.
В соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта РФ (далее - Устав) за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом.
Если в указанных в части одиннадцатой настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
Представленными истцом документами (письма грузополучателя, акты общей формы) подтверждается, что по причине отказа ООО "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез" от прибывших в его адрес технически неисправных вагонов, данный подвижной состав находился на железнодорожных путях общего пользования ОАО "РЖД". Следует отметить, что факт простоя вагонов на путях перевозчика ответчиком не отрицается. Услуга по предоставлению железнодорожных путей необщего пользования ОАО "РЖД" оказана, следовательно должна быть оплачена.
В материалы дела представлены уведомления ОАО "РЖД" об отказе ООО "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез" от приема вагонов. Порядок их направления предусмотрен Технологией уведомления отправителя и владельца порожнего грузового вагона при отказе получателя от приема порожнего вагона в случаях, предусмотренных ст. 36 Устава (далее по тексту - Технология).
Согласно Технологии уведомление об отказе грузополучателя от неисправных вагонов обеспечивается посредством e-mail, sms, АРМ клиента АС ЭТРАН, портал ЭДО СПС. Способ доставки определяется в зависимости от заключенных соглашений о порядке передачи уведомлений (п. 11.1. Технологии).
Истец утверждает, что между ОАО "РЖД" ООО "РПК-Высоцк Лукойл-П" отсутствуют соглашения о том каким способом перевозчик передает ответчику уведомления об отказе от неисправных вагонов. Однако, данный довод не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с Соглашением об оказании информационных услуг и предоставления электронных сервисов в сфере грузовых перевозок ОАО "РЖД" оказывает ООО "РПК-Высоцк" "Лукойл-И" информационные услуги и предоставляет электронные сервисы в сфере грузовых перевозок. Согласно п.8 данного Соглашения сторона Соглашения считается ознакомившейся и безоговорочно принявшей его условия с момента получения ОАО "РЖД" "Заявления о присоединении", оформленного по форме Приложения N 1 к Соглашению.
Согласно п.6 Соглашения услуги в рамках Соглашения об оказании информационных услуг и предоставления электронных сервисов в сфере грузовых перевозок оказываются Клиенту при наличии заключенного с ОАО "РЖД" соглашения об организации расчетов/договора на организацию расчетов (для организации расчетов через единый лицевой счет Клиента - далее ЕЛС).
Так, между ОАО "РЖД" и ООО "РПК-Высоцк Лукойл-П" заключено Соглашение об организации расчетов N 7053 от 17.07.2017 (прилагается). Данное соглашение регулирует взаимоотношения истца и ответчика, связанные с организацией расчетов и оплатой последним провозных платежей, сборов, штрафов, иных причитающихся ОАО "РЖД" платежей с использованием Единого лицевого счета (ЕЛС) Клиента.
С целью получения информационных услуг и предоставления электронных сервисов в сфере грузовых перевозок ООО "РПК-Высоцк" "Лукойл-П" направило в адрес ОАО "РЖД" Заявление о присоединении N 7003/ИВЦ от 26.03.2018, тем самым приняло условия Соглашения, и получает информацию, связанную с оказанием ОАО "РЖД" услуг, в том числе, в рамках заключенных между истцом и ответчиком договоров перевозки грузов, порожних грузовых вагонов на официальном сайте ОАО "РЖД" http : //www.rzd.ru в разделе "Грузовые перевозки"). Данные документы представлены истцом в материалы дела.
В соответствии со статьей 438 ГК РФ получение ОАО "РЖД" заявления о присоединении к Соглашению об оказании информационных услуг и предоставления электронных сервисов в сфере грузовых перевозок, оформленного через Личный кабинет клиента ОАО "РЖД" в сфере грузовых перевозок по форме приложения к соглашению, является акцептом названного Соглашения и подтверждает его заключение.
Таким образом, наличие какого-то особого (отдельного) соглашения о том, каким способом перевозчик уведомляет ответчика о факте отказа грузоотправителя от неисправных вагонов не требуется, поскольку Соглашением об оказании информационных услуг и предоставления электронных сервисов в сфере грузовых перевозок, (стороной которого является ООО "РПК-Высоцк Лукойл-2") между сторонами достигнута договоренность об опубликовании на сайте ОАО "РЖД"(http://www.rzd.ru в разделе "Грузовые перевозки") полной и достоверной информации, связанной с перевозкой грузов.
Таким образом, представленное в материалы дела ответчиком письмо от 25.02.2020 N 2246/ОКТТЦФТО не опровергает позицию истца.
Следует отметить, что в соответствии с п. 11.3 Соглашения об оказании информационных услуг и предоставления электронных сервисов в сфере грузовых перевозок стороны информируют друг друга обо всех случаях возникновения обстоятельств, препятствующих оказанию услуг или предоставлению сервисов в рамках Соглашения.
При невозможности получения сервисов (техническая неисправность средств обмена информацией, нарушения условий соглашения), сторона информирует об этом ОАО "РЖД" и вправе отказаться от информационных услуг.
Данное обстоятельство не установлено, оплата услуг производится ответчиком в соответствии с условиями соглашения, что является доказательством надлежащего предоставления доступа к информационным услугам, в том числе и по спорным вагонам в указанный в исковом заявлении период.
ОАО "РЖД" обеспечивает полное и достоверное информирование ООО "РПК-Высоцк" "Лукойл-П" о производимых в рамках договора перевозки действиях с вагонами.
Таким образом, утверждение ответчика о том, что он не был уведомлен, является документально опровергнутым.
Представленными с сайта ОАО "РЖД" распечатками подтверждается факт уведомления ответчика об отказе грузополучателя от прибывших в его адрес вагонов. Дополнительно в актах общей формы указано на предоставление данной информации так же и по e-mail. Ответчик проинформировал ОАО "РЖД" об адресе электронной почты ответчика, указав его в Заявлении о присоединении N ОКТ-577/ЭОД от 26.07.2017, в Заявлении о присоединении N 7003/ИВЦ от 26.03.2018, в Соглашении об организации расчетов N 7053 от 17.07.2017. Учитывая изложенное ОАО "РЖД" обеспечило информирование ООО "РПК-Высоцк Лукойл II" об отказе грузополучателя от неисправных вагонов всеми установленными способами (и на сайте ОАО "РЖД" и по электронной почте). Необоснованность утверждения ответчика о неполучении данной информации является очевидной. Следует так же отметить, что указание ответчика на тот факт, что ему не были направлены письма-отказы грузополучателя от неисправных вагонов, не основано не на договоренностях между сторонами, не на законе, поскольку данное действие ничем не предусмотрено.
Об отказе грузополучателя от порожних вагонов ОАО "РЖД" так же уведомило владельцев подвижного состава. Этот факт подтверждают распечатки с официального сайта ОАО "РЖД" представленные истцом в материалы дела.
Окончанием периода нахождения вагонов на путях общего пользования является момент согласования запроса-уведомления на отправку вагона, который зафиксирован в актах общей формы.
В соответствии с Правилами приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства транспорта РФ от 07.12.2016 N 374, для осуществления перевозки порожних вагонов отправитель представляет перевозчику запрос-уведомление.
При согласовании запроса-уведомления перевозчик проверяет наличие технических и/или технологических возможностей, иных обстоятельств, влияющих на возможность осуществления перевозки, правильность и достоверность сведений, внесенных в запрос-уведомление.
В качестве формы запроса-уведомления используется бланк транспортной железнодорожной накладной. Порядок направления запроса-уведомления, его согласования, а также сведения о перевозке, которые указываются в запросе, устанавливаются Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
После оформления накладной, по факту приема порожнего вагона к перевозке выдается квитанция о приеме груза.
Так согласно представленным истцом транспортным железнодорожным накладным спорные порожние вагоны приняты к перевозке и направлены в ремонтные предприятия после согласования запроса-уведомления. Окончанием периода начисления платы за пользование железнодорожными путями общего пользования является дата приема груза к перевозке, либо предшествующая ей дата, что подтверждается сведениями, содержащимися в накладных.
Ответчик, утверждает, что технические неисправности вагонов возникли по причинам, зависящим от перевозчика, при этом доказательств подтверждающих ненадлежащую эксплуатацию подвижного состава перевозчиком ООО "РПК-Высоцк Лукойл-П не представлено.
Статья 20 Устава устанавливает, что техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик; перевозчик обязан подавать под погрузку исправные, годные для перевозки конкретных грузов вагоны.
На сегодняшний день парк грузовых вагонов принадлежит сторонним организациям.
Принятие перевозчиком вагонов к перевозке без замечаний означает лишь факт отсутствия неисправностей на начало перевозки, но не устанавливает ответственность за неисправности грузовых вагонов, образовавшиеся в процессе перевозки.
Согласно Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации, утвержденной Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (Протокол от 21-22 мая 2009 г. N 50) перевозчик на всем пути следования в процессе перевозки осуществляет на сортировочных и промежуточных станциях техническое обслуживание вагонов, в том числе и текущий отцепочный ремонт с отцепкой неисправных вагонов от сформированного состава.
Постановлением Правительства РФ от 25.07.2013 N 626 утверждено "Положение об основах правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава и их взаимодействия с перевозчиками" (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 9 Положения операторы железнодорожного подвижного состава обеспечивают соответствие предоставляемых ими железнодорожных вагонов и контейнеров требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации.
Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации утверждены приказом Минтранса от 21.12.2010 N 286 (далее - Правила технической эксплуатации).
В соответствии с пунктом 8 Правил технической эксплуатации техническая эксплуатация железнодорожного подвижного состава осуществляется в соответствии с приложением N 5 к данным правилам.
В пункте 1 приложения N 5 "Техническая эксплуатация железнодорожного подвижного состава" к Правилам технической эксплуатации железных дорог установлено:
"Железнодорожный подвижной состав должен своевременно проходить планово-предупредительные виды ремонта, техническое обслуживание и содержаться в эксплуатации в исправном техническом состоянии, обеспечивающем безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и выполнение требований по охране труда и пожарной безопасности.
Ответственными за исправное техническое состояние, техническое обслуживание, ремонт и обеспечение установленных сроков службы железнодорожного подвижного состава, являются владельцы железнодорожного подвижного состава, работники железнодорожного транспорта, непосредственно его обслуживающие".
Таким образом, оператор обязан предоставить перевозчику вагон, соответствующий требованиям Правил технической эксплуатации, а именно вагон своевременно прошедший ремонт, обслуживание и находящийся в исправном состоянии.
Ответственным за исправное технической состояние, а также за прохождение вагоном обслуживания и ремонта является владелец вагона или лицо, непосредственно его обслуживающие, а не перевозчик.
Ненадлежащее исполнение своих обязательств собственниками вагонов в части отсутствия контроля за обеспечением исправного технического состояния вагонов приводит к возникновению технической неисправности.
В соответствии с пп.2.5 Классификатора основных неисправностей грузовых вагонов (КЖА 2005 04) причины возникновения неисправностей грузового вагона характеризуются по следующим критериям:
- технологическая неисправность, связанная с качеством изготовления и выполнения плановых и неплановых ремонтов грузовым вагонам в депо, на ВРЗ и ВСХ;
- эксплуатационная неисправность, вызванная естественным износом деталей и узлов вагона в процессе его эксплуатации или произошедшая по причинам, не связанным с низким качеством изготовления или планового ремонта вагона;
- повреждение - неисправность, вызванная нарушением установленных правил и условий эксплуатации вагона. При маневровых и погрузо-разгрузочных операциях на путях промышленных предприятий и путях общего пользования.
Неисправности, указанные в представленных истцом в материалы дела уведомлениях на ремонт вагонов (форма ВУ-23-м) относятся к технологическим и эксплуатационным.
Так согласно данным уведомлений обнаружены следующие неисправности: технологического характера: код 205 - трещина/излом боковины (рамы); код 407 -трещина запасного резервуара; код 567 - трещина/излом лестниц, поручней, подножек. Данные неисправности относятся к технологическим, т.е к неисправностям, возникновение которых связано с качеством изготовления и выполнения плановых и неплановых ремонтов грузовым вагонам в вагоноремотных предприятиях.
эксплуатационного характера: код 102 - тонкий гребень; код 117 - неравномерный прокат по кругу катания выше нормы; код 570 - истек календарный срок деповского ремонта; код 572 - достигнут норматив по пробегу.
Данные неисправности вызваны естественным износом деталей и узлов вагона в процессе его эксплуатации.
Учитывая изложенное, вина перевозчика в возникновении технической неисправности спорных вагонов отсутствует, иное ответчиком не доказано.
Отношения между грузоотправителем и владельцем вагона регулируются заключенным между ними договором, в рамках которого последний предоставляет отправителю в пользование железнодорожный подвижной состав. В данном договоре стороны определяют права и обязанности, размер ответственности, вправе предусмотреть передачу бремени содержания вагона от собственника грузоотправителю, а так же право грузоотправителя распоряжаться вагонами.
Следует отметить, что в соответствии с нормами гражданского законодательства, взысканные с ООО "РПК-Высоцк Лукойл-П" суммы платы за пользование железнодорожными путями общего пользования, могут быть предъявлены в порядке регресса собственнику подвижного состава, не обеспечившему техническое состояние переданных вагонов.
Статья 36 Устава устанавливает случаи, когда грузополучатель может отказаться от прибывших в его адрес вагонов.
Так, согласно абз.З ст.36 Устава получатель вправе отказаться от приема порожнего грузового вагона, прибывшего под погрузку конкретного груза, если такой вагон не может быть использован под погрузку этого груза по причине технической неисправности или непригодности в коммерческом отношении.
Обо всех случаях отказа получателя от приема порожнего грузового вагона перевозчик уведомляет отправителя такого вагона, который обязан распорядиться таким вагоном в течение трех суток с момента получения уведомления об отказе от его приема (абз.7 ст.36 Устава).
Из перечисленных норм права следует право получателя порожнего вагона отказаться от непригодного в техническом отношении вагона и обязанность отправителя распорядится данным вагоном в течение трех суток.
Положения статьи не устанавливают безвозмезность услуги по размещению вагонов на путях перевозчика в течение трех суток.
Тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, контролируются государством. Размеры ставок сборов и плат, порядок их применения установлены в Тарифном руководстве.
Размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), порядок начисления установлены в Тарифном руководстве (приказ ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 (с изм. от 10.12.2015) "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения, а также о внесении изменений и дополнений в Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, утвержденные постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 35/12" (зарегистрировано в Минюсте России 26.05.2015 N37379).
В соответствии с п.2.3 Тарифного руководства при отказе получателя от приема порожних вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от отправителя, плата вносится перевозчику получателем вагона, контейнера за время с момента по истечении двух часов с момента уведомления получателя о прибытии порожних вагонов, контейнеров и готовности их к подаче до момента получения перевозчиком уведомления об отказе получателя от приема таких вагонов, контейнеров, а отправителем порожних вагонов, контейнеров - с момента получения перевозчиком уведомления об отказе получателя от приема таких вагонов, контейнеров до момента предъявления таких вагонов, контейнеров к перевозке.
Таким образом, в Тарифном руководстве определен момент, с которого вносится плата за пользование путями общего пользования.
Учитывая изложенное, перевозчик правомерно, в соответствии с действующими нормами права, начислил ответчику плату за оказанную по размещению вагонов услугу с момента уведомления.
Практика, на которую ссылается ответчик, не может быть принята во внимание, поскольку обстоятельства дел, договорные отношения между истцом и ответчиком иные, чем рассматриваются в данном споре.
Вместе с тем, в рамках настоящего дела ОАО "РЖД" заявлены требования о взыскании платы за нахождение на ж.д. путях общего пользования вагонов в размере 4 588,80 руб., из них по накопительным ведомостям N 941971833 на сумму 1272,00 руб. и по накопительной ведомости N 973260647 на сумму 1586,40 руб. исковые требования по делу N А56-57260/2020 подлежат уменьшению в связи с ошибочным повторным предъявлением.
В судебном заседании представитель истца подтвердил повторность заявления указанных требований.
При таких обстоятельствах, в указанной части требования обоснованным на сумму 1730 руб.
ОАО "РЖД" заявлены проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные на сумму платы по ст.39 Устава. ОАО "РЖД" считает, что данное требование так же подлежит удовлетворению, поскольку соответствует нормам действующего законодательства, условиям заключенного между сторонами спора Соглашения об организации расчетов N 7053 от 17.07.2017.
Как ранее указывалось в исковом заявлении между ОАО "РЖД" и ООО "РПК-Высоцк-Лукойл-11" (Клиент) заключено соглашение об организации расчетов N 7053 от 17.07.2017 (далее - Соглашение). Данное соглашение регулирует взаимоотношения сторон, связанные с организацией расчетов и оплатой Клиентом провозных платежей, сборов, штрафов, иных причитающихся ОАО "РЖД" платежей с использованием Единого лицевого счета (далее - ЕЛС) Клиента при перевозках грузов и/или порожних вагонов.
Права и обязанности сторон, порядок расчетов, ответственность и иные условия по исполнению Соглашения указаны в Положении о порядке взаимодействия между ОАО "РЖД" и пользователем услуг железнодорожного транспорта при организации расчетов и оплате провозных платежей, сборов, штрафов, иных причитающихся ОАО "РЖД" платежей с использованием ЕЛС клиента при перевозках грузов и/или порожних вагонов, утвержденном распоряжением ОАО "РЖД" от 05.08.2013 N 1685р и опубликованном на официальном сайте ОАО "РЖД" по адресу www.rzd.ru (далее - Положение).
Согласно п.2.1.10 Положения обязанностью Клиента является осуществление оплаты образовавшейся на субсчетах задолженности в срок не позднее 3 (трех) банковских дней с даты выставления счета.
Проценты истцом рассчитаны с даты, следующей за "день отказа ООО "РПК-Высоцк" "Лукойл-2" от оплаты счета (письма, счета прилагаются) + 3 суток исходя из условий Соглашения", по день оформления искового заявления.
С учетом размера задолженности размер процентов составляет 2, 20 руб. за период с 03.0.32020 по 10.03.2020.
Пункт 48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" предусматривает, что сумма процентов, подлежащих взысканию по правилам статьи 395 ГК РФ, определяется на день вынесения решения судом исходя из периодов, имевших место до указанного дня. Проценты за пользование чужими денежными средствами по требованию истца взимаются по день уплаты этих средств кредитору. Одновременно с установлением суммы процентов, подлежащих взысканию, суд при наличии требования истца в резолютивной части решения указывает на взыскание процентов до момента фактического исполнения обязательства (пункт 3 статьи 395 ГК РФ). При этом день фактического исполнения обязательства, в частности уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета процентов.
На основании вышеперечисленных норм, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных требований истца.
В силу части 1 статьи 177 АПК РФ решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия. Копии решения на бумажном носителе могут быть направлены лицам, участвующим в деле, в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.02.2021 по делу N А56-57260/2020 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Распределительный перевалочный комплекс-Выскоцк "Лукойл-II" в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" 1730 руб. платы за предоставление железнодорожных путей общего пользования, 2, 20 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 03.03.2020-10.03.2020 и, начиная с 11.03.2021, проценты за пользование чужими денежными средствами на сумму задолженности 1730 руб., по ключевым ставкам Центрального Банка РФ, действующим в соответствующие периоды, до даты фактического исполнения обязательств, 2000 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.П. Загараева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-57260/2020
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ООО "РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ПЕРЕВАЛОЧНЫЙ КОМПЛЕКС-ВЫСОЦК "ЛУКОЙЛ-II"