г. Москва |
|
24 мая 2021 г. |
Дело N А40-33994/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ж.В.Поташовой,
судей: |
И.А.Чеботаревой, Т.Б.Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А.Егоровой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
АО "Почта России"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 23.03.2021 по делу N А40-33994/21 (122-118)
по заявлению Управления Роскомнадзора по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу
к АО "Почта России"
о привлечении к административной ответственности
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Управление Роскомнадзора по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу (далее -заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о привлечении к административной ответственности АО "Почта России" по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23.03.2021 общество привлечено к указанной административной ответственности с назначением административного штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. В соответствии со ст. ст. 123, 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие их представителей.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, в результате анализа информации, проведённого в ходе рассмотрения обращений пользователя услугой почтовой связи Лагунова А.Ю. установлено, что АО "Почта России" осуществляло деятельность по оказанию услуги почтовой связи с нарушением пункта 5 условий, предусмотренных лицензией N 162571, выданной 11.04.2018, в соответствии с которым "Лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации".
Указанное нарушение выразилось в нарушении контрольного срока пересылки международного отправления EMS N ЕЕ4557Г48241Т, т.е. в нарушении подпунктов "а", "в" пункта 46 Правил оказания услуг почтовой связи, утверждённых приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234, в соответствии с которыми операторы почтовой связи обязаны пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки, обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами.
Согласно п. 1 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", оператор связи обязан, в том числе оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ) операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Федеральным законом "О связи". Лицензия на оказание услуги почтовой связи является разрешением на осуществление совокупности операций, составляющих единый производственно-технологический процесс оказания услуг почтовой связи.
Согласно части 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения).
АО "Почта России" оказывает услуги почтовой связи на основании лицензии N 162571 от 11.04.2018. Пунктом 5 условий лицензии установлено, что лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утверждёнными Правительством Российской Федерации (приложение N 10).
Пунктом 5 раздела XX Перечня лицензионных требований, обязательных для соблюдения при осуществлении деятельности по оказанию услуг почтовой связи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 N 2385 "О лицензировании деятельности в области оказания услуг связи и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", установлено требование оказывать услуги в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 5.2.25.1 Положения о Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 N 418 (далее - Минцифры России), Минцифры России наделено полномочиями по принятию правил оказания почтовых услуг.
Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 N 234 (с изменениями, внесенными приказом Минцифры России от 19.11.2020 N 602), утверждены Правила оказания услуг почтовой связи (далее - Правила оказания услуг почтовой связи).
В соответствии с пп. "а", "в" п. 46 Правил оказания услуг почтовой связи операторы почтовой связи обязаны: а) пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки; в) обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами.
Согласно статье 16 Федерального закона N 176-ФЗ операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Срок оказания услуги почтовой связи - это совокупность сроков и нормативов, установленных для выполнения отдельных технологических операций, составляющих конкретную услугу почтовой связи.
В соответствии с приказом АО "Почта России" от 27.09.2012 N 279-п "Об установлении контрольных сроков пересылки международных почтовых отправлений по территории Российской Федерации", контрольный срок пересылки международных почтовых отправлений по территории Российской Федерации рассчитывается от места подачи отправления до места международного почтового обмена и от мест международного почтового обмена до объекта почтовой связи, без учета норматива обработки в местах международного почтового обмена (ММПО), приложение N 9.
Согласно п. 3 Правил оказания услуг почтовой связи услуги почтовой связи подразделяются на: а) универсальные услуги почтовой связи; б) иные услуги, в том числе услуги по приему, обработке, перевозке и доставке (вручению) почтовых отправлений, пересылаемых в сроки, в порядке и с логотипом, определенными актами Всемирного почтового союза, которые осуществляются оператором почтовой связи, уполномоченным в установленном порядке на оказание этих услуг (далее - услуги EMS (Ехргезз Мш1 8егуюе).
Согласно п. 23 Правил оказания услуг почтовой связи "Нормативы, контрольные сроки и тарифы на оказание услуг почтовой связи, не относящихся к универсальным услугам почтовой связи, устанавливаются операторами почтовой связи".
Распоряжением АО "Почта России" от 08.07.2020 N 145-р утверждены контрольные сроки пересылки, нормативы обработки и перевозки отправлений EMS (далее - Контрольные сроки пересылки отправлений EMS), приложение N 8.
Контрольные сроки пересылки отправлений EMS, согласно указанному распоряжению, это время, установленное для пересылки от момента приема курьером или в объекте почтовой связи до момента доставки курьером или вручения в объекте почтовой связи.
Статьей 33 Федерального закона N 176-ФЗ установлено, что операторы почтовой связи, допустившие в ходе осуществления деятельности в области почтовой связи нарушения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также иных нормативных правовых актов Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В Управление Роскомнадзора по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу (Управление Роскомнадзора) поступило обращение гр. Лагунова Андрея Юрьевича с жалобой на нарушение контрольного срока пересылки международного отправления EMS N EE455714824IT, адресатом которого он является.
В целях всестороннего и полного рассмотрения обращения Управление Роскомнадзора направило АО "Почта России" запрос сведений, касающихся обработки и пересылки отправления EMS.
В ответ на запрос АО "Почта России" предоставило сведения и копии документов (письмо от 26.01.2021 N А6-АУО-02/725-Кач), из которых усматривается следующее.
Международное отправление EMS N EE455714824IT, принятое в Италии, покинуло 23.12.2020 Место международного почтового обмена (ММПО) 102986 Москва-Внуково, поступило 26.12.2020 в участок курьерской доставки (УКД) 625880 Тюмень, 27.12.2020 передано курьеру в доставку, и в этот же день вручено адресату (приложение N5,7).
В соответствии с Контрольными сроками пересылки отправлений EMS контрольный срок прохождения EMS отправления N EE455714824IT от г. Москва до г. Тюмень составляет 2 дня без учёта дня приёма и нерабочих "выходных и праздничных) дней. Услуга почтовой связи по отправлению EMS N EE455714824IT, отправленного из ММПО 23.12.2020, должна была быть оказана не позднее 25.12.2020. Фактически оказана 27.12.2020. Контрольный срок пересылки нарушен на 2 дня. Дата нарушения 26.12.2020.
Кроме того, АО "Почта России" предоставило копию извещения ф.30 N 75, составленного 26.12.2020 на участке обмена авиапочты Тюменского магистрального сортировочного центра, согласно которого почта по общей накладной от 24.12.2020 ШПИ: 1023025400529959 с рейса ЮТ453 из Москвы-Внуково поступила с замедлением (приложение N 6). Среди почтовых емкостей находился мешок N 1023025400529928, в котором пересылалось отправление EMS N EE455714824IT (лист 5 приложения N 5).
У административного органа отсутствуют документы и иные сведения, свидетельствующие о том, что АО "Почта России" предприняло все зависящие от него меры по соблюдению самостоятельно установленных контрольных сроков пересылки посылок, а также по выполнению лицензионных условий и обеспечению качества услуги почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора в отношении отправления EMS N EE455714824IT.
Исходя из изложенного, услуга почтовой связи по пересылке отправления EMS N EE455714824IT пользователю Лагунову А.Ю. оказана с нарушением контрольного срока. Оператор связи АО "Почта России", оказывающий лицензируемые услуги связи, не обеспечив выполнение требований подпунктов "а", "в" пункта 46 Правил оказания услуг почтовой связи, нарушил условия пункта 5 предусмотренного лицензией N 162571, выданной 11.04.2018, в соответствии с которой "Лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации".
Таким образом, в действиях АО "Почта России" содержится состав правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В связи с вышеизложенными на основании ч. 3 ст. 28.3 КоАП РФ должностным лицом Управления Роскомнадзора Чехляевой Н.С. в отношении АО "Почта России" 10.02.2021 был составлен протокол об административном правонарушении N АП-72/3/155 по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ в отсутствии законного представителя юридического лица (генерального директора АО "Почта России"), уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Копия протокола с приложениями направлена в адрес АО "Почта России" сопроводительным письмом от 10.02.2021 N 2996-01-1/72.
Полномочия должностного лица на составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, подтверждаются приказом Роскомнадзора от 04.02.2014 N 16 "Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и её территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях".
Считая АО "Почта России" виновным в совершении административного правонарушения, Управление обратилось в Арбитражный суд г. Москвы о привлечении АО "Почта России" к административной ответственности на основании ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с п. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно п. 1 ст. 46 Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
В соответствии с п. 5 раздела XX Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N 87, к лицензионным условиям относится оказание услуг в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
На основании изложенного, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что в действиях АО "Почта России" имеется событие административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 3 ст.14.1 КоАП РФ.
Вменяемое ответчику административное правонарушение, с учетом занятия предприятием монопольного положения на рынке услуг почтовой связи и его пренебрежительного отношения к своим публично-правовым обязанностям в данной сфере, в чем и заключается существенная угроза охраняемым общественным отношениям.
Судом также установлено, что полномочия административного органа по составлению протокола подтверждаются ч. 3, 4 ст. 28.3 КоАП РФ, Приказом Мининформсвязи России "Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере связи и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" N 52 от 07.04.2009.
Порядок вынесения составления протокола об административном правонарушении соблюден, процессуальные гарантии ответчику, как лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечены.
Доводы ответчика о неполномочном административном органе судом отклонены по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.
Местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий (подпункт "з" пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
В настоящем случае замедление направления почтового отправления была выявлена на территории города Тюмень, в связи с чем дело об административном правонарушении рассматривается соответствующим Управлением Роскомнадзора.
Из изложенного следует, что Управление Роскомнадзора по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу не нарушало пределов территориальной компетенции, а протокол об административном правонарушении составлен сотрудником Управления, имеющим полномочия на совершение указанных процессуальных действий в рамках КоАП.
Данная позиция нашла свое подтверждение в судебной практике (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2021 N 09АП-74653/2020 по делу N А40-183128/2020, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2019 N 09АП-50539/2019 по делу N А40-139748/2019 и др.).
Доказательств того, что АО "Почта России" были приняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных правил и норм, несоблюдение которых влечет административную ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ), в материалы дела не представлено и судом не установлено.
На день принятия судебного решения срок давности привлечения АО "Почта России" к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, не истёк.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением, в соответствии с пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Согласно правовой позиции, изложенной в пунктах 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", квалификация правонарушения в качестве малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и в каждом случае определяется исходя из конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Судом принято во внимание, что ответчик ранее неоднократно в течение года привлекался к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Таким образом, оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
Доводы ответчика судом рассмотрены, но отклонены, как несоответствующие фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Учитывая обстоятельства и характер совершенного правонарушения, условия, способствующие его совершению, суд считает возможным назначить наказание в максимальном размере, предусмотренном ч. 3 ст.14.1 КоАП РФ, то есть в размере 30 000 рублей.
Согласно ч. 1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
В силу ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судебный акт будет направлен судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
В соответствии с ч. 2 ст. 204 АПК РФ заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
С учетом изложенного апелляционная коллегия приходит к выводу, что, разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда первой инстанции и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке части 4 статьи 270 АПК РФ, не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 23.03.2021 по делу N А40-33994/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В.Поташова |
Судьи |
И.А.Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-33994/2021
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ, ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ - ЮГРЕ И ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ
Ответчик: АО "ПОЧТА РОССИИ"