г. Саратов |
|
24 мая 2021 г. |
Дело N А06-8495/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Е.В. Пузиной,
судей М.А. Акимовой, С.М. Степуры,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарём судебного заседания В.К. Глебовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда: г. Саратов, улица Лермонтова М.Ю., д. 30, корпус 2
апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Расулова Абдулсалама Магомедрасуловича (Астраханская область)
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 02 марта 2021 года по делу N А06-8495/2020
по заявлению индивидуального предпринимателя Расулова Абдулсалама Магомедрасуловича (Астраханская область)
к Администрации Муниципального образования "Наримановский район" (416111, Астраханская область, г. Нариманово, ул. Центральная, д. 10, ОГРН 1023000841940, ИНН 3008004235), Министерству сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области (414000, г. Астрахань, ул. Свердлова, д. 31, ОГРН 1053000018224, ИНН 3015068624)
заинтересованные лица: бюджетное учреждение Республики Калмыкия "Яшкульская районная станция по борьбе с болезнями животных" (359150, Республика Калмыкия, Яшкульский р-н, пос. Яшкуль п, ул. Канукова, ул. 38Б, ОГРН 1040855500828, ИНН 0813900992), Служба ветеринарии Астраханской области (414000, г. Астрахань, ул. Набережная 1 Мая, д. 143, ОГРН 1053000013978, ИНН 3015068286),
о признании недействительным отказа;
об обязании выделить субвенцию,
при участии в судебном заседании представителя индивидуального предпринимателя Расулова Абдулсалама Магомедрасуловича - Т.Г. Ольховской по доверенности от 18.10.2019, сроком на 5 лет,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Расулов Абдулсалам Магомедрасулович (далее - Предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании недействительным отказа Администрации Муниципального образования "Наримановский район"(далее - Администрация) в выплате субсидий, изложенного в письме от 03.07.2020 N 5684 и обязании произвести выплату субсидии в размере 168000 рублей, а также об обязании Министерства сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области (далее - Министерство) выделить субвенцию для предоставления субсидии в размере 168 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 02 марта 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Индивидуальный предприниматель Расулов Абдулсалам Магомедрасулович не согласился с принятым судебным актом, и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что Расулов Абдулсалам Магомедрасулович представил документы на получение субсидии в соответствии с установленным Порядком предоставления субсидии. Предпринимателем представлен договор оказания ветеринарных услуг от 02.06.2020 г. N 188, заключенный с БУ Республики Калмыкия "Яшкульская станция по борьбе с болезными животных" на организацию ветеринарного обслуживания и проведению профилактических и лечебных мероприятий; справка N 7 от 17.06.2020 г., подписанная БУ Республики Калмыкия "Яшкульская станция по борьбе с болезными животных" в подтверждение благополучности хозяйства по инфекционным заболеваниям, в т.ч. бруцеллезу.
Министерство сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области, в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание явился представитель предпринимателя, который поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в порядке статей 121-123, 186 АПК РФ.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", что подтверждается отчетом о публикации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Расулов А.М. является главой крестьянского (фермерского) хозяйства. Данное обстоятельство подтверждено выпиской из Единого государственного реестра предпринимателей от 31.07.2020.
Одним из видов деятельности Расулова А.М. является разведение крупного рогатого скота и иных животных.
18.06.2020 Предприниматель обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении субсидии на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотрослям животноводства, на возмещение части затрат на развитие мясного животноводства по ставке на 1 голову маточного поголовья овец и коз (включая ярок от года и старше), за исключением племенных животных.
Администрация письмом от 03.07.2020 N 5684 (т.1 л.д. 9-10) отказала в предоставлении субсидии, в связи с предоставлением недостоверной информации о том, что хозяйство является благополучным по особо опасным болезням животных и (или) по заболеванию бруцеллезом.
Предприниматель обратилась в суд с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, установил, что предпринимателем представлены недостоверные сведения, в связи с чем, Администрацией правомерно отказано предпринимателю в предоставлении заявленной субсидии.
Суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) субсидии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации, в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в том числе: цели, условия и порядок предоставления субсидий (пункт 3 статьи 78 Кодекса).
Частью 2 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) предусмотрено, что при обращении субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки субъекты малого и среднего предпринимательства должны представить документы, подтверждающие их соответствие условиям, предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).
В соответствии с частью 2 статьи 16 Закона N 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).
Частью 1 статьи 17 Закона N 209-ФЗ установлено, что оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с Законом Астраханской области от 03.07.2009 N 49/2009-03 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов Астраханской области отдельными государственными полномочиями Астраханской области по поддержке сельскохозяйственного производства" (далее - Закон АО N 49/2009-03) полномочия по предоставлению субсидии на территории Астраханской области осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов Астраханской области (далее - органы местного самоуправления).
Постановлением Правительства Астраханской области от 10.04.2013 N 120-П утвержден "Порядок предоставления и расходования субвенций бюджетам муниципальных образований Астраханской области из бюджета Астраханской области на осуществление государственных полномочий Астраханской области по поддержке сельскохозяйственного производства" (далее - Порядок предоставления субвенций).
Согласно Порядку предоставления субвенций объем субвенций утверждается Законом Астраханской области о бюджете Астраханской области (пункт 1.2 раздела главным распорядителем субвенций является министерство (пункт 1.3 раздела 1), субвенции предоставляются бюджетам муниципальных районов Астраханской области в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в установленном порядке министерству на текущий финансовый год (пункт 1.5 раздела 1).
Рассмотрение заявлений о предоставлении субсидии и принятие решения о ее предоставлении (отказе в предоставлении) осуществляется органами местного самоуправления (пункты 3.2, 3.4 раздела 3).
Согласно общим условиям предоставления субсидий, установленным разделом 3 Порядка предоставления субвенции, субсидии предоставляются органами местного самоуправления сельскохозяйственным товаропроизводителям - юридическим лицам (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), индивидуальным предпринимателям и крестьянским (фермерским) хозяйствам, иным категориям получателей субсидий, установленным Порядком предоставления субвенции, осуществляющим деятельность на территории Астраханской области.
Получатели субсидий на дату обращения за получением субсидии должны соответствовать следующим требованиям:
-у получателя субсидии отсутствует неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в размере, превышающем 100 рублей, срок исполнения которой наступил более чем за 45 дней до дня обращения за получением субсидии (за исключением случае заключения получателем субсидии соглашения о реструктуризации долгов в соответствии с Федеральным законом от 09.07.2002 N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей");
- получатель субсидий - юридическое лицо не находится в процессе реорганизации, ликвидации, в отношении него не введена процедура банкротства, деятельность не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а получатель субсидии - индивидуальный предприниматель не прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя;
-получатель субсидии не является иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающие раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операции (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов;
-получатель субсидии не являлся получателем средств из бюджета муниципального района Астраханской области, из которого планируется предоставление субсидии на основании иных муниципальных правовых актов на цели, соответствующие целям предоставления данной субсидии, установленным муниципальным правовым актом, указанным в пункте 1.7 раздела 1 Порядка предоставления субвенции;
- у получателя субсидии отсутствует просроченная задолженность по заработной плате за два и более календарных месяца;
- получателем субсидии в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством Астраханской области, представлена отчетность о своем финансово-экономическом состоянии за последний отчетный период, предшествующий дате обращения за получением субсидии (за исключением получателей субсидий, которые начали хозяйственную деятельность в текущем отчетном периоде);
-у получателя субсидии отсутствует просроченная (неурегулированная) задолженность по денежным обязательствам перед муниципальным районом Астраханской области.
Согласно пункту 4.2 раздела 4 Порядка предоставления субвенции условиями предоставления субсидии являются:
- выход молодняка не менее 90 ягнят (козлят) на 100 овцематок (козоматок) в году, предшествующем году обращения за получением субсидии;
- увеличение маточного поголовья овец и (или) коз по отношению к маточному поголовью на начало года, предшествующего году обращения за получением субсидии и сохранения общего поголовья этих животных.
Субсидия предоставляется сельскохозяйственным товаропроизводителям по ставкам, определяемым правовым актом министерства - на 1 голову сельскохозяйственного животного, за исключением племенных животных, исходя из поголовья соответствующих животных на начало текущего года.
Субсидия не предоставляется сельскохозяйственным товаропроизводителям, хозяйства которых являются неблагополучными по особо опасным болезням животных и (или) по заболеванию бруцеллезом.
В соответствии с пунктом 1.7 раздела 1 Порядка предоставления субвенции субсидия предоставляется на основании муниципального правового акта, принятого в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, общими требованиями к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 N 887 и Порядком предоставления субвенции.
Постановлением Министерства сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области от 18 марта 2020 г. N 7 "О реализации постановления Правительства Астраханской области от 10.04.2013 N 120-П" утвержден Перечень документов необходимых для получения субсидий по отдельным направлениям поддержки сельскохозяйственного производства (далее - Перечень).
Порядок предоставления субсидий сельхозтоваропроизводителям на поддержку сельскохозяйственного производства, утвержден Постановлением администрации муниципального образования "Наримановский район" от 29.04.2015 N 865 (действующий в рассматриваемый период).
Согласно пункту 3.7 Порядка предоставления субсидий - субсидии не предоставляются заявителям:
- находящимся в стадии реорганизации, ликвидации или банкротства в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- сообщившим о себе недостоверные сведения при обращении за предоставлением субсидии;
- при наличии просроченной задолженности по налогам, сборам, включая задолженность по пеням и штрафам за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (за исключением случаев заключения соглашения о реструктуризации долгов);
- при наличии просроченной задолженности по заработной плате за два и более календарных месяца (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство).
Согласно пункту 3.8 Порядка субсидии, предусмотренные пунктами 4.2 - 4.4 раздела 4 настоящего Порядка, не предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, хозяйства которых являются неблагополучными по особо опасным болезням животных и (или) по заболеванию бруцеллезом.
Как следует из пункта 3.12 Порядка Управлением сельского хозяйства администрации муниципального образования "Наримановский район" и органом муниципального финансового контроля муниципального образования "Наримановский район" в обязательном порядке проводится проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Таким образом, необеспечение полноты и достоверности сведений, представляемых в адрес распорядителя бюджетных средств, а также необеспечение возможности проведения проверки и непредставление документов для проверки по запросу распорядителя бюджетных средств является нарушением условий предоставления субсидии и основанием для отказа в предоставлении субсидии.
Материалами дела установлено, что 18.06.2020 г. предприниматель обратился в Администрацию МО "Наримановский район" Астраханской области с заявлением о предоставлении субсидии. К заявлению о предоставлении субсидии предпринимателем приложены документы в соответствии с пунктами 1, 2 Перечня:
- заявление о предоставлении субсидии от 18.06.2020;
-справка расчет потребности в субсидии на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям животноводства;
-копия статистической отчетности по форме N 3-фермер "Сведения о производстве продукции животноводства и поголовье скота за 2019 год;
-копия статистической отчетности по форме N 3-фермер (срочная) "Сведения о производстве продукции животноводства и поголовье скота за 2019 год;
-справка N 3944739 от 10.06.2020 об исполнении налогоплательщиком обязанности по оплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов;
-отчет о движении скота и птицы на ферме по форме N СП-51 за 2019 год;
-копия уведомления об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость.
Согласно справке-расчету потребности в субсидии, прилагаемой к заявлению о предоставлении субсидии (т. 1 л.д. 14), по состоянию на 01.01.2020 у предпринимателя поголовья сельскохозяйственных животных - овец и коз в количестве 1400 голов, в отношении которых в соответствии с установленной ставкой субсидии (100 рублей на 1 голову животного) и повышающим коэффициентом (1,2 - для заявителей, использующих право на освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость), расчет объема субсидии составил 168 000 рублей.
Из договора оказания ветеринарных услуг от 02.06.2020 N 188 (т. 1 л.д. 11), заключенного между ИП Расуловым А.М. и Бюджетным учреждением Республики Калмыкия "Яшкульская станция по борьбе с болезнями животных" следует, что исполнитель оказывает заказчику услуги по ветеринарному обслуживанию и проведению профилактических и лечебных мероприятий (п. 1.1 договора).
Из представленной справки N 7 от 17.06.2020, выданной Бюджетным учреждением Республики Калмыкия "Яшкульская станция по борьбе с болезнями животных" следует, что хозяйство ИП Расулова А.М. является благополучным по инфекционным, инвазионным и незаразным заболеваниям, в том числе, по бруцеллезу (т. 1 л.д. 13).
Уполномоченным органом в соответствии с требованием законодательства проведена проверка представленных предпринимателем сведений.
Администрацией направлены запросы в Службу ветеринарии Астраханской области (далее - Служба ветеринарии АО) и Государственное бюджетное учреждение Астраханской области "Наримановская районная ветеринарная станция".
Согласно ответу ГБУ АО "Наримановская районная ветеринарная станция" от 19.06.2020 N 510 (т. 1 л.д. 90) Учреждение сообщает, что хозяйство ИП ГКФХ Расулова А.М. в ГБУ АО "Наримановская районная ветеринарная станция" не зарегистрировано, имеющееся поголовье для проведения ветеринарных профилактических мероприятий не предоставляет.
Согласно ответу Службы ветеринарии от 25.06.2020 г. N 01-03-1979 (т. 1 л.д. 89) сообщает, что не может подтвердить эпизоотическое благополучие по особо опасным болезням животных, в том числе по заболеванию бруцеллезом, в хозяйстве ИП ГКФХ Расулова А. М., т.к. по информации ГБУ АО "Наримановская районная ветеринарная станция" указанное хозяйство не зарегистрировано в ветеринарной станции, поголовье для проведения ветеринарных профилактических мероприятий не предоставляет.
Министерством сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области в отношении хозяйства ИП ГКФХ Расулова А.М., направлен запрос в Службу ветеринарии Астраханской области.
Из ответа Службы ветеринарии Астраханской области от 08.09.2020 г. N 01-06-1326 (л.д. 102) следует, что хозяйствующий субъект ИП ГКФХ Расулов А.М. в ветеринарных учреждениях Астраханской области не зарегистрирован, поголовье с/х животных на ветеринарном учете не числится, для проведения ветеринарно-профилактических мероприятий не предоставлялось, в связи с чем, подтвердить благополучие хозяйства по инфекционным болезням животных не представляется возможным. По данным ФГИС "ВетИС" от предпринимателя ветеринарные сопроводительные документы на перемещения и (или) реализацию животных и продукции животного происхождения за 2019 г. и истекший период 2020 г. не оформлялись. Предприниматель, как хозяйствующий субъект, регистрацию в ФГИС "ВетИС", не имеет.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2.1 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии) ветеринарные правила (правила в области ветеринарии) являются нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные для исполнения физическими лицами и юридическими лицами требования.
Статьей 2.3 Закона о ветеринарии установлена обязательность оформления ветеринарных сопроводительных документов (далее - ВСД) в отношении товаров (в том числе животных) включенных в перечень, утверждаемый федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии. Перечень указанных товаров утвержден приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 18.12.2015 N 648 "Об утверждении Перечня подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами" и включает овец и коз в живом виде, баранину или козлятину свежую, охлажденную или замороженную, а также шерсть этих животных.
Животные подлежат индивидуальной или групповой идентификации и учету в целях предотвращения распространения заразных болезней животных, перечень видов животных, подлежащих идентификации и учету утверждается федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии (статья 2.5 Закона о ветеринарии).
Статьей 18 Закона о ветеринарии установлено, что ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства - производители этих продуктов. Владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны: осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства; предоставлять специалистам в области ветеринарии, являющимся уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, по требованию животных для осмотра, немедленно извещать указанных специалистов о всех случаях внезапного падежа или одновременного массового заболевания животных, а также об их необычном поведении; до прибытия специалистов в области ветеринарии, являющихся уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, принять меры по изоляции животных, подозреваемых в заболевании.
В соответствии с пунктом 5.7 Санитарных правил СП 3.1.093-96 Ветеринарных правил ВП 13.3.1325-96 "3.1. Профилактика инфекционных болезней. Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. 10. Туберкулез", утвержденных первым заместителем председателя Госкомсанэпиднадзора Российской Федерации 31.05.96 N 11 и начальником Департамента ветеринарии Минсельхозпрода Российской Федерации 18.06.96 N 23, в целях контроля благополучия поголовья скота руководители хозяйств, владельцы животных и ветеринарные специалисты обязаны обеспечить ежегодное проведение во всех хозяйствах и населенных пунктах клинических осмотров и плановых поголовных туберкулинизаций животных.
Согласно пункту 3.2.1 Санитарных правил СП 3.1.085-96 Ветеринарных правил ВП 13.3.1302-96 "3.1. Профилактика инфекционных болезней. Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных 2. Бруцеллез", утвержденных первым заместителем председателя Госкомсанэпиднадзора Российской Федерации 31.05.1996 N 11 и начальником Департамента ветеринарии Минсельхозпрода Российской Федерации 18.06.1996 N 23 владельцы животных (руководители хозяйств, независимо от форм собственности, фермеры, арендаторы и др.) в соответствии с Законом Российской Федерации "О ветеринарии" несут полную ответственность за соблюдение ветеринарно-санитарных правил при содержании эксплуатации животных.
В связи с этим владельцы животных обязаны: при наличии или приобретении животных производить их регистрацию в ветеринарном учреждении, получать регистрационный номер в форме бирки и следить за его сохранностью; предъявлять по требованию ветеринарных специалистов все необходимые сведения о приобретенных животных и создавать условия для проведения их осмотра, исследований и обработок.
Перечень видов животных, подлежащих идентификации и учету, утвержден приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.04.2016 N 161 и включает, в том числе, мелкий рогатый скот (овец и коз), который, таким образом, подлежит обязательному учету идентификации.
Согласно ветеринарным правилам организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях, утвержденным приказом министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 27.12.2016 N 589, оформление ВСД осуществляется в электронной форме с использованием сегмента федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии "Меркурий" (далее - система "Меркурий").
Таким образом, при приобретении, содержании, перемещении и отчуждении сельскохозяйственных животных, в том числе, овец и коз, обязательна регистрация в ветеринарных учреждениях и оформления ВСД в системе "Меркурий".
Статьей 5 Закона о ветеринарии предусмотрено, что на территории Российской Федерации полномочия в сфере ветеринарии осуществляет Государственная ветеринарная служба Российской Федерации, включающая в себя уполномоченные в области ветеринарии органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им организации, действующие и осуществляющие свои полномочия на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.
Следовательно, как верно указал суд первой инстанции, полномочия ветеринарных органов строго ограничены территорией соответствующих субъектов Российской Федерации, на которых они осуществляют свои полномочия.
В ходе рассмотрения дела в суде первой и апелляционной инстанций представитель предпринимателя пояснил, что ранее им договора с ветеринарной службой Астраханской области и подведомственными ей учреждениями не заключались, Предпринимателем заключен договор оказания ветеринарных услуг от 02.06.2020 N 188 с Бюджетным учреждением Республики Калмыкия "Яшкульская станция по борьбе с болезнями животных" по организации ветеринарного обслуживания и проведению профилактических и лечебных мероприятий.
Согласно пункту 2.2 Устава бюджетного учреждения Республики Калмыкия "Яшкульская районная станция по борьбе с болезнями животных" (новая редакция) (т.1 л.д. 91-99) - предметом деятельности Учреждения является ветеринарное обслуживание продуктивных и непродуктивных животных на территории Республики Калмыкия.
Пунктом 2.3. Устава закреплены основные цели деятельности Учреждения, в том числе обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на закрепленной территории Республики Калмыкия (подпункт 2.3.1).
Таким образом, договор оказания ветеринарных услуг заключен в ином субъекте РФ, который не осуществляет полномочия на территории Астраханской области.
Согласно ответу Управления ветеринарии Республики Калмыкия исх. от 04.08.2020 N ВС-09-02-1380 подведомственным учреждениям данного управления, в том числе и бюджетному учреждению Республики Калмыкия "Яшкульская районная станция по борьбе с болезнями животных", указано на недопустимость фактов заключения договоров на ветеринарное обслуживание в отношении хозяйств, осуществляющих деятельность на территории иных субъектов Российской Федерации, и выдачи таким хозяйствам справок о ветеринарном благополучии.
На основании изложенного, уполномоченный орган и суд первой инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что представленные предпринимателем договор оказания ветеринарных услуг от 02.06.2020 N 188 и справка N 7 от 17.06.2020 бюджетного учреждения Республики Калмыкия "Яшкульская районная станция по борьбе с болезнями животных" о подтверждении благополучности хозяйства по инфекционным, инвазионным и незаразным заболеваниям, в том числе, по бруцеллезу, не могут служить доказательствами ветеринарного благополучия в отношении деятельности, осуществляемой предпринимателем на территории Астраханской области.
Уполномоченным органом и судом правомерно учтено, что из представленной справки N 7 от 17.06.2020 следует, что принадлежащие хозяйству животные исследованы:
-на бруцеллез: протокол испытаний N 231 от 04.06.2020 (29 голов мелкого скота),
-на лейкоз: протокол испытаний N 231/1 от 04.06.2020 (29 голов мелкого скота),
- на бруцеллез: протокол испытаний N 272 от 17.06.2020 (600 голов мелкого скота).
Однако, согласно имеющемуся в материалах дела протоколу испытаний N 272 (т. 1 л.д. 103), протокол испытаний датирован 23.06.2020.
Таким образом, представленный протокол испытаний не мог быть положен в основу представленной справки N 7 от 17.06.2020, т.к. подтверждает проведение испытаний 23.06.2020, т.е. после выдачи справки.
Довод заявителя жалобы о произведенной Учреждением ошибки в дате, не может быть принят во внимание, поскольку допущенная, по мнению заявителя, ошибка, не исправлена и невозможно установить достоверность проведения испытаний ранее указанной в протоколе испытаний даты, а также достоверность выдачи справки позднее, указанной в ней даты.
Согласно справке от 17.06.2020 N 7 проведено исследование животных только на бруцеллез и лейкоз, в то время как перечень особо опасных болезней животных, утвержденный приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 19.12.2011 N 47, не ограничивается указанными заболеваниями.
В представленной справке имеются расхождения в численности поголовья животных, в отношении которых выдана справка от 17.06.2020 N 7 (750 голов мелкого рогатого скота) и количества животных, заявленных предпринимателем в целях субсидирования - 1400 голов овец (маточное поголовье), согласно справки-расчета (т.1 л.д. 14).
Из документов, представленных к заявлению на предоставление субсидии, предпринимателем заявлено поголовье в количестве 1400 голов, по справке от 17.06.2020 N 7 - 750 голов, согласно протоколу испытаний N 272 предлагается 600 голов мелкого рогатого скота.
Документы, устраняющие данные противоречия, не представлены.
В период с 01.01.2020 по 17.06.2020, то есть с даты, на которую учитывается численность поголовья животных в целях субсидирования, по дату выдачи соответствующей справки, и далее, до даты подачи заявки на субсидирование (18.06.2020), сведений о реализации или перемещении животных, равно как и данных о реализации продукции животноводства заявителем, в системе "Меркурий" не зафиксировано, как и не представлено иных документов подтверждающих реализацию или перемещение таковых. Достоверно установить отсутствовало ли перемещение животных у одного собственника между хозяйствами в разных районах, не представляется возможным.
По мнению апеллянта, документы подлежат оформлению только при перемещении или реализации животных, однако в рассматриваемом случае данных действий не осуществлялось, им предоставлены достоверные сведения о благополучности хозяйства по заболеваниям.
Как следует из материалов дела, приобретение, содержание, перемещение и отчуждение сельскохозяйственных животных, в том числе, овец и коз предпринимателем осуществлялось без их регистрации в ветеринарных учреждениях и оформления ВСД в системе "Меркурий", поэтому достоверно установить отсутствовало ли перемещение животных у одного собственника между хозяйствами в разных районах, не представляется возможным.
В суде апелляционной инстанции представитель Расулова А.М. указал, что перемещения в хозяйстве ИП Расулова А.М. имели место, производился обмен овец на корм, корм на овец между различными хозяйствами.
Также факт наличия перемещения животных подтверждается протоколом испытаний N 272 от 23.06.2020 г., согласно которому, местом отбора проб крови с/х животных, принадлежащих ИП Расулову А.М., является п. Холхута Республики Калмыкия, что не соответствует месту осуществления деятельности хозяйства ИП Расулова А.М. (Астраханская область).
Проверкой установлено, что ИП Расулов А.М. учет, принадлежащих ему с/х животных не ведет, не представляет их для проведения ветеринарных осмотров уполномоченным должностным лицам Службы ветеринарии Астраханской области, не зарегистрирован в государственной информационной системе в области ветеринарии, ветеринарные сопроводительные документы не оформлял.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, что у Администрации имелись неустранимые сомнения в достоверности сведений, представленных заявителем в целях получения субсидии, как в части ветеринарного благополучия данного хозяйства, так и в части наличия и численности поголовья сельскохозяйственных животных, представленного им в целях получения субсидии, что является нарушением условий пункта 3.7 Порядка предоставления субсидии, и является достаточным основанием для отказа в ее предоставлении.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная коллегия приходит к выводу, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 02 марта 2021 года по делу N А06-8495/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Пузина |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-8495/2020
Истец: ИП Расулов Абдулсалам Магомедрасулович
Ответчик: Администрация Муниципального образования "Наримановский район", Министерство сельского хозяйства Астраханской области
Третье лицо: Бюджетное учреждение Республики Калмыкия "Яшкульская районная станция по борьбе с болезнями животных", Службу ветеринарии Астраханской области, Яшкульскую районную станцию по борьбе с болезнями животных, Управление Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области и Республике Калмыкия