Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 23 августа 2021 г. N Ф05-19481/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
24 мая 2021 г. |
Дело N А41-70420/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего-судьи Иевлева П.А.,
судей Диаковской Н.В., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Брусенцовой И.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - ООО "ТЕХКОМСЕРВИС-ЗВЕЗДА" -Базлов А.А., по доверенности от 16.07.2020,
от заинтересованного лица по делу - Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" - Михайлов Е.В., по доверенности от 29.04.2021,
от третьего лица по делу - ООО "Авангард Восток" - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" на решение Арбитражного суда Московской области от 03.03.2021 по делу N А41-70420/20, по заявлению ООО "ТЕХКОМСЕРВИС-ЗВЕЗДА" к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" об оспаривании бездействия, ненормативного правового акта, третье лицо: ООО "Авангард Восток",
УСТАНОВИЛ:
ООО "ТЕХКОМСЕРВИС-ЗВЕЗДА" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом уточнения, принятого судом в порядке статьи 49 АПК РФ) к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - ГЖИ, Управление, административный орган), при участии в деле третьего лица: ООО "Авангард Восток", со следующими требованиями:
- признать незаконным бездействие ГУ МО "Государственная жилищная инспекция Московской области" по невнесению изменений в реестр лицензий Московской области по заявлению ООО "ТЕХКОМСЕРВИС-ЗВЕЗДА" от 06.05.2020 г. N 08Вх/04-8837 в виде сведений об осуществлении ООО "ТЕХКОМСЕРВИС-ЗВЕЗДА" (ИНН 5018176999) предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: Московская область, г. Ивантеевка, ул. Бережок, д. 5 ООО "ТЕХКОМСЕРВИС-ЗВЕЗДА";
- признать незаконным и отменить решение ГУ МО "Государственная жилищная инспекция Московской области" N 8837 от 05.08.2020 г. об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Московской области и возврате заявления об осуществлении ООО "ТЕХКОМСЕРВИС-ЗВЕЗДА" (ИНН 5018176999) предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: Московская область, г. Ивантеевка, ул. Бережок, д. 5.
- в порядке восстановления нарушенных прав ООО "ТЕХКОМСЕРВИС-ЗВЕЗДА" в соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязать ГУ Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" внести в реестр лицензий Московской области сведения об управлении ООО "ТЕХКОМСЕРВИС-ЗВЕЗДА" (ИНН 5018176999) многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: Московская область, г. Ивантеевка, ул. Бережок, д. 5, - в течение 10 рабочих дней с момента принятия настоящего решения; решение в данной части подлежит немедленному исполнению.
Решением Арбитражного суда Московской области от 03.03.2021 признано незаконным решение Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Московской области и возврате заявления от 05.08.2020 г.N 8837. Суд обязал Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" рассмотреть вопрос о включении в реестр лицензий Московской области сведения об управлении ООО "ТЕХКОМСЕРВИС-ЗВЕЗДА" многоквартирным жилым домом по адресу: Московская область, г. Ивантеевка, ул. Бережок, д. 5, - в течение 10 рабочих дней с момента принятия настоящего решения.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Судебное заседание проведено в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителя ООО "Авангард Восток", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
Представитель Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ООО "ТЕХКОМСЕРВИС-ЗВЕЗДА" возражал против доводов апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Согласно ч. 5 ст. 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
В рассмотрении возражений Общества о пересмотре судебного акта в части отказано, поскольку ООО "ТЕХКОМСЕРВИС-ЗВЕЗДА" с апелляционной жалобой не обращалось, а управление обжалует решение в полном объеме, а не в части.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что ООО "ТЕХКОМСЕРВИС-ЗВЕЗДА" осуществляет управление многоквартирными домами на основании лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 23.04.2015 г. N 159.
В период с 10.12.2019 г. по 25.12.2019 г. проведено внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Московская область, г. Ивантеевка, ул. Бережок, д. 5, в форме очно-заочного голосования.
Решением внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома по адресу: Московская область, г. Ивантеевка, ул. Бережок, д. 5, оформленным протоколом от 25.12.2019 г. N 2, расторгнут договор управления с прежней управляющей организацией, ООО "ТЕХКОМСЕРВИС-ЗВЕЗДА" избрано в качестве управляющей организации, а также утвержден договор управления многоквартирным домом с ООО "ТЕХКОМСЕРВИС-ЗВЕЗДА".
06.05.2020 г. Общество обратилось в ГЖИ с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Московской области с просьбой включить сведения об управлении Обществом МКД.
По результатам рассмотрения заявления, ГЖИ принято решение от 05.08.2020 г. N 8837 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий по заявлению Общества и возврате заявления, в связи с несоответствием документов п. п. "а", "д" п. 3 Порядка, утвержденного Приказом N 938/пр.
Не согласившись с оспариваемым решением административного органа, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 ЖК РФ).
Из указанных норм права следует, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе в любой момент изменить способ управления. Изменение способа управления многоквартирным домом является безусловным основанием для прекращения ранее заключенного договора управления таким домом со специализированной управляющей организацией, поскольку одновременное существование двух способов управления одним и тем же многоквартирным жилым домом не допускается. Данная позиция основана на толковании норм статьи 161 ЖК РФ, обязывающей собственников помещений выбрать лишь один из определенных упомянутой статьей способов управления.
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (часть 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами (МКД) осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению МКД, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий.
Частью 1 статьи 198 ЖК РФ определено, что сведения о МКД, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утверждены Приказом Минстроя России от 25.12.2015 г. N 938/пр.
Пунктами 2, 4, 5 6, 7 и 14 Порядка предусмотрено, что изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора) на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр.
Рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора в течение десяти рабочих дней с даты поступления заявления.
По итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.
В ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
Основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются:
а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 настоящего Порядка;
б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.
В соответствии с п. 3 Порядка к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются следующие документы:
а) копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания, за исключением случая представления в орган государственного жилищного надзора подлинников указанных документов в соответствии с частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) копия протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии с которым управляющая организация определена победителем конкурса, либо копия протокола, в соответствии с которым управляющая организация определена единственным участником конкурса, в случае если конкурс признан несостоявшимся, в связи с тем, что только один претендент признан участником конкурса (в случае проведения указанного конкурса);
в) копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, или копия договора управления, заключенного с застройщиком в случаях, предусмотренных частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
г) копия акта приема-передачи технической документации и иных связанных с управлением таким домом документов, ключей от помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иных технических средств и оборудования, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в случае подачи заявления об исключении многоквартирного дома из реестра;
д) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя на подачу заявления и документов, предусмотренных пунктом 3 настоящего Порядка (в случае, если от имени заявителя обращается его уполномоченный представитель), оформленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
е) опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата);
ж) копию заявления одной из сторон договора управления многоквартирным домом в случае прекращения договора управления многоквартирным домом в связи с окончанием срока его действия;
з) копия договора управления многоквартирным домом, подписанного управляющей организацией, определенной победителем открытого конкурса по отбору управляющей организации;
и) в случае реорганизации в форме присоединения к лицензиату юридического лица или юридических лиц, управляющего или управляющих многоквартирным домом или домами (далее - присоединяемые лица):
- копия листа записи Единого государственного реестра юридических лиц о реорганизации в форме присоединения к лицензиату присоединяемых лиц;
- копии решений общих собраний участников (акционеров) лицензиата и присоединяемых лиц о реорганизации в форме присоединения, оформленных протоколами общих собраний участников (акционеров) или решениями единственных участников (акционеров), или решений собственников имущества унитарных предприятий, или решений учредителей (учредителя) некоммерческих организаций о реорганизации в форме присоединения;
- копия передаточного акта между присоединяемыми лицами и лицензиатом;
к) в случае реорганизации в форме преобразования лицензиата:
- копия листа записи Единого государственного реестра юридических лиц о реорганизации в форме преобразования;
- копии решений общих собраний участников (акционеров) лицензиата о реорганизации в форме преобразования, оформленных протоколами общих собраний участников (акционеров) или решениями единственных участников (акционеров), или решений собственников имущества унитарных предприятий, или решений учредителей (учредителя) некоммерческих организаций о реорганизации в форме преобразования;
л) в случае реорганизации в форме слияния юридических лиц, управляющих многоквартирным домом или домами (далее - реорганизованные юридические лица):
- копия листа записи Единого государственного реестра юридических лиц о создании юридического лица путем реорганизации в форме слияния;
- копии решений общих собраний участников (акционеров) реорганизованных юридических лиц о реорганизации в форме слияния, оформленных протоколами общих собраний участников (акционеров) или решениями единственных участников (акционеров), или решений собственников имущества унитарных предприятий, или решений учредителей (учредителя) некоммерческих организаций о реорганизации в форме слияния;
- копия передаточного акта между реорганизованными юридическими лицами и юридическим лицом, создаваемым в результате слияния;
- справка с данными о реорганизованных юридических лицах (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами) на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц, заверенная правопреемником;
м) опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная заявителем (уполномоченным представителем заявителя).
Копии представляемых с заявлением документов должны быть прошиты и надлежащим образом заверены уполномоченным должностным лицом заявителя.
В случае принятия решения о внесении изменений в реестр, соответствующие изменения перечня и сведений о многоквартирных домах, содержащихся в реестре, вносятся органом государственного жилищного надзора не позднее даты, указанной в соответствующем решении (п. 4 Порядка).
Как указывалось ранее, в период с 10.12.2019 г. по 25.12.2019 г. проведено внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Московская область, г. Ивантеевка, ул. Бережок, д. 5, в форме очно-заочного голосования.
Решением внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома по адресу: Московская область, г. Ивантеевка, ул. Бережок, д. 5, оформленным протоколом от 25.12.2019 г. N 2, расторгнут договор управления с прежней управляющей организацией, ООО "ТЕХКОМСЕРВИС-ЗВЕЗДА" избрано в качестве управляющей организации, а также утвержден договор управления многоквартирным домом с ООО "ТЕХКОМСЕРВИС-ЗВЕЗДА".
06.05.2020 г. Общество обратилось в ГЖИ с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Московской области с просьбой включить сведения об управлении Обществом МКД.
По результатам рассмотрения заявления ГЖИ принято решение от 05.08.2020 г. N 8837 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий по заявлению Общества и возврате заявления, в связи с несоответствием документов п. п. "а", "д" п. 3 Порядка, утвержденного Приказом N 938/пр.
При этом согласно подпункта "а" пункта 3 Порядка, к заявлению о внесении изменений в реестр должна прилагаться копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении договора управления с лицензиатом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления с лицензиатом в случае проведения такого собрания.
Требования к оформлению протокола общего собрания собственников утверждены приказом Минстроя России от 28.01.2019 г. N 44/пр "Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор" (далее - Приказ).
При этом подлинники протокола общего собрания собственников помещений должны быть в порядке, установленном законом, направлены в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет (ч. 1.1 ст. 46 ЖК РФ).
В соответствии с п. 20 Приказа обязательными приложениями к протоколу общего собрания являются:
а) реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения о собственниках всех помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии) собственников - физических лиц, полного наименования и ОГРН собственников - юридических лиц, номера принадлежащих им на праве собственности помещений в многоквартирном доме (при наличии), реквизиты документов, подтверждающих их право собственности на указанные помещения, сведения о форме собственности в отношении каждого из указанных помещений, сведения о площади каждого помещения в многоквартирном доме и о доле в праве собственности на такие помещения, принадлежащей каждому из их собственников;
б) копия текста сообщения о проведении общего собрания;
в) документы (копии документов), подтверждающие направление, вручение сообщения о проведении общего собрания собственникам помещений в многоквартирном доме либо его размещение в помещении данного дома, определенном решением общего собрания и доступном для всех собственников помещений в данном доме, или в системе в соответствии с частью 4 статьи 45, частью 2 и 3 статьи 47.1 Жилищного кодекса Российской Федерации;
г) списки присутствующих и приглашенных лиц;
д) документы (их копии), удостоверяющие полномочия представителей присутствующих и приглашенных лиц;
е) документы, рассмотренные общим собранием в соответствии с повесткой дня общего собрания;
ж) письменные решения (бюллетени) собственников помещений и их представителей, принявших участие в проведенном общем собрании, которые должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать лиц, заполнивших их (для физических лиц - сведения, предусмотренные подпунктом "а" пункта 13 настоящих Требований, для юридических лиц - сведения, предусмотренные подпунктом "б" пункта 13 настоящих Требований), дату их заполнения, а также сведения о волеизъявлении собственников помещений и их представителей.
Ответственным за подготовку решений (бюллетеней) собственников помещений в многоквартирном доме является инициатор общего собрания.
К протоколу общего собрания могут быть приложены иные документы в случае указания на них в содержательной части протокола общего собрания.
Согласно ч. 5.1 ст. 48 ЖК РФ при проведении общего собрания посредством очного, очно-заочного или заочного голосования в решении собственника по вопросам, поставленным на голосование, которое включается в протокол общего собрания, должны быть указаны:
1) сведения о лице, участвующем в голосовании;
2) сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме;
3) решения по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками "за", "против" или "воздержался".
Как следует из решения от 05.08.2020 г. N 8837, при проведении проверки документов установлено, что согласно реестра собственников помещений доля Российской Федерации в праве общей собственности на общее имущество в МКД составляет более, чем пятьдесят процентов.
В силу ч. 2 ст. 163 ЖК РФ управление многоквартирным домом, в котором доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, или многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится органом местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 161 настоящего Кодекса.
Вместе с тем, принимая во внимание требования ч. 3.1 ст. 198 ЖК РФ, согласно которой в случае признания судом недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации или об изменении способа управления многоквартирным домом, которое послужило основанием для направления в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации вносятся органом государственного жилищного надзора на основании вступившего в законную силу решения суда о признании соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме недействительным не ранее даты вступления в силу такого решения суда, суд приходит к выводу, что доказательств признания протокола общего собрания собственников помещений спорного МКД недействительным в судебном порядке заинтересованным лицом суду не представлено.
Таким образом, данное основание для отказа во внесении изменений в реестр лицензий Московской области не может быть признано обоснованным.
Кроме того, в качестве основания для отказа во внесении изменений в реестр лицензий Московской области Госжилинспекцией Московской области указано на отсутствие доверенности, подтверждающей полномочия командира в/ч 7456 на участие в проведении собрания и принятие решений по вопросам повестки дня.
Между тем, из материалов дела следует и обоснованно установлено судом, что решение собственника по вопросам внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: Московская область, г. Ивантеевка, ул. Бережок, д. 5, проводимом в форме очно-заочного голосования в период с 10.12.2019 г. по 25.12.2019 г., от имени ФКУ Войсковая часть 7456 подписано командиром части Маланий С.В. 23.12.2019 г.; полномочия Маланий С.В., как лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица Войсковая часть 7456, подтверждаются выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 23.12.2019 г.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
Наличие на собрании кворума, предусмотренного ч. 3 ст. 45 ЖК РФ, то есть участие в собрании более 50 % голосов собственников, подтверждается Протоколом N 2 от 25.12.2019 г. и решениями собственников (имеются в деле).
Решения приняты большинством голосов согласно ч. 1 ст. 46 ЖК РФ.
Доказательств обратного для выводов о ничтожности решений собрания ГЖИ не представлено.
ГЖИ указало, что по спорному МКД должен был проводиться конкурс по отбору управляющей организации в связи с тем, что доля РФ превышает 50 %.
Однако орган государственного жилищного надзора, реализуя свои полномочия согласно пп. 1 п. 6 ст. 20 Жилищного кодекса РФ, не обратился в суд с требованием о признании недействительным решения общего собрания собственников МКД о выборе управляющей организации.
Также ГЖИ не представило доказательств признания судом данного собрания недействительным согласно п. 6 ст. 46 ЖК РФ.
Правильность правового подхода заявителя ООО "ТЕХКОМСЕРВИС- ЗВЕЗДА" по настоящему спору подтверждена Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 21.12.2020 г. по делу N А41- 106364/2019, имеющем преюдициальное значение в настоящем споре (ч. 2 ст. 69 АПК РФ), так как это также был спор между ООО "ТЕХКОМСЕРВИС- ЗВЕЗДА" и ГЖИ МО с участием третьего лица ООО "Авангард Восток" также по данному МКД.
Вышеуказанным судебным актом в порядке ч. 2 ст. 69 АПК РФ установлено, что выбор управляющей организации по дому N 5 по ул. Бережок г. Ивантеевки производится на основании решений общего собрания собственников помещений (стр. 9 абзац 2 сверху).
Также суд кассационной инстанции указал, что для признания ненадлежащими представленных документов заявителя (протокола общего собрания собственников МКД), необходимо в порядке ч. 3.1. ст. 198 Жилищного кодекса РФ, представить доказательства признания общего собрания собственников помещений спорного МКД недействительным в судебном порядке.
Полномочия Маланий С.В., как физического лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица Войсковая часть 7456, подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 23.12.2019 г. Вывод ГЖИ о том, что решение от имени в/ч 7456 подписано неуполномоченным лицом, что указывает на признаки ничтожности собрания (отсутствие кворума) - несостоятелен.
ЕГРЮЛ находится на сайте ФНС РФ в открытом доступе, командир в/ч 7456 указан как лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени юридического лица. Кроме того, выписку из ЕГРЮЛ на 23.12.2019 г. ГЖИ могло получить из налогового органа в рамках межведомственного взаимодействия в период приостановки рассмотрения заявления согласно п. 5.9. Административного регламента, утв. Распоряжением руководителя ГЖИ МО от 17.12.2018 г. N 405. Приказом 938/пр. Минстроя России предоставление данной выписки лицензиатом на другое юридическое лицо не предусмотрено.
Таким образом, требования подпунктов "а", "в" пункта 3 Порядка N 938/пр заявителем исполнены, а приведенный в заключении административного органа вывод о нарушении заявителем этих положений представляется необоснованным.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Общество представило в лицензирующий орган все документы, содержащие необходимые сведения в соответствии с действующим законодательством. Доказательств обратного заинтересованным лицом в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не представлено.
Судом первой инстанции обоснованно принято во внимание то, что общее собрание собственников жилых помещений в вышеуказанном многоквартирном доме проведено в период с 10.12.2019 г. по 25.12.2019 г., решение внеочередного общего собрания собственников помещений спорного многоквартирного жилого дома оформлено протоколом от 25.12.2019 г., следовательно, заявление о внесении изменений в реестр лицензий Московской области должно было быть рассмотрено заинтересованным лицом с применением действующего законодательства на момент возникновения спорных правоотношений, а не на дату вынесения оспариваемого заявителем решения.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение ГЖИ от 05.08.2020 г. N 8837 не может быть признано законным и обоснованным, поскольку не подтверждено представленными в дело доказательствами.
Вместе с тем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований в части признания незаконным бездействия ГУ МО "Государственная жилищная инспекция Московской области" по невнесению изменений в реестр лицензий Московской области по заявлению ООО "ТЕХКОМСЕРВИС-ЗВЕЗДА" от 06.05.2020 г. N 08Вх/04-8837, поскольку решение о внесении изменений в реестр лицензий Московской области в отношении ООО "ТЕХКОМСЕРВИС-ЗВЕЗДА" заинтересованным лицом не принималось, в связи с чем основания для внесения изменений в реестр лицензий отсутствовали.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что общее собрание собственников проведено в декабре 2019 года, вместе с тем заявление о внесении изменений в реестр лицензий Московской области подано Обществом в Госжилинспекцию Московской области только 06.05.2020 г.; решение на основании заявления ООО "ТЕХКОМСЕРВИС-ЗВЕЗДА" принято заинтересованным лицом 05.08.2020 г. в связи с приостановлением рассмотрения заявлений о внесении изменений в реестр лицензий Московской области и принятия решений по таким заявлениям на период введения режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской области в соответствии с п. 24 Постановления Губернатора Московской области от 12.03.2020 г. N 108-ПГ "О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области".
Суд не может в данном случае подменять собой административный орган и обязать Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" внести изменения в реестр, поскольку проверка представленных документов осуществляется в рамках административной процедуры, предусмотренной Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр "Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно счел возможным восстановить права заявителя путем обязания Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" рассмотреть вопрос о включении в реестр лицензий Московской области сведения об управлении ООО "ТЕХКОМСЕРВИС-ЗВЕЗДА" многоквартирным жилым домом по адресу: Московская область, г. Ивантеевка, ул. Бережок, д. 5, с учетом выводов суда и принять соответствующее решение по данному вопросу.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 03.03.2021 по делу N А41-70420/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-70420/2020
Истец: ООО "ТЕХКОМСЕРВИС-ЗВЕЗДА"
Ответчик: ГУМО ГЖИ МО
Третье лицо: ООО "Авангард Восток", ГУМО ГЖИ МО