г. Москва |
|
24 мая 2021 г. |
Дело N А41-71051/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего-судьи Иевлева П.А.,
судей Диаковской Н.В., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Брусенцовой И.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - ООО "ЮИТ - Сервис" - Гурдяев Н.Н., по доверенности от14.04.2021,
от административного органа по делу - Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" - Михайлов Е.В., по доверенности от 29.04.2021,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ЮИТ - Сервис" на решение Арбитражного суда Московской области от 03.03.2021 по делу N А41-71051/20,
по заявлению ООО "ЮИТ - Сервис" к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" об оспаривании постановлений,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ЮИТ - Сервис" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - заинтересованное лицо, административный орган, Госжилинспекция) с требованиями:
1.Постановление Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" от 22.10.2020 N 08ВХ/03-7520-9-21-2020/ОЗП9/1 о привлечении ООО "ЮИТ - Сервис" к административной ответственности в виде штрафа в размере 250 000 руб. - отменить.
2. Постановление Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" от 22.10.2020 N 08ВХ/03-7520-9-21-2020/ОЗП9/2 о привлечении ООО "ЮИТ - Сервис" к административной ответственности в виде штрафа в размере 20 000 руб. - отменить.
Решением Арбитражного суда Московской области от 03.03.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "ЮИТ - Сервис" не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представитель ООО "ЮИТ - Сервис" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" возражал против доводов апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что ООО "ЮИТ - Сервис" состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Московской области за основным государственным регистрационным номером 1085040002376. Основным видом деятельности общества является Управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе.
Как следует из материалов дела, в отношении ООО "ЮИТ - Сервис" 16.10.2020 сотрудниками административного органа проведена внеплановая выездная проверка по требованию Прокуратуры города Жуковского N 7-13-2020 от 02.09.2020.2020
Результаты проверки зафиксированы в Акте проверки от 16.10.2019 N 08ВХ/03-7520-9-21-2020/ОЗП9, согласно которому ООО "ЮИТ - Сервис" осуществляло предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домом N 16, расположенным по адресу: Московская область, г. Жуковский, ул. Гудкова, д. 16 с нарушением:
- лицензионных требований, а именно ненадлежащим образом исполнило обязанность по содержанию и ремонту общего имущества;
- требований жилищного законодательства об энергетической эффективности предъявляемых к многоквартирным домам.
По факту выявленных нарушений уполномоченным лицом Госжилинспекции в отношении общества составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ); ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 22.10.2020 N 08ВХ/03-7520-9-21-2020/ОЗП9/1, вынесенным в присутствии представителя общества Гурдяева Н.Н., действующего по доверенности от 01.06.2020 N 40, заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ. Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 250 000,00 рублей.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 22.10.2020 N 08ВХ/03-7520-9-21-2020/ОЗП9/2, вынесенным в присутствии представителя общества Гурдяева Н.Н., действующего по доверенности от 01.06.2020 N 40, заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ. Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000,00 рублей.
Не согласившись с указанными постановлениями по делам об административных правонарушениях, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Нормой части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в области лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Порядок лицензирования в этой сфере регламентирован Жилищным кодексом Российской Федерации.
Исходя из смысла данной правовой нормы, объективная сторона правонарушения заключается в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных ст. 7.23.1 КоАП РФ.
Субъектами данного правонарушения являются управляющие организации, деятельность которых по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
Таким образом, субъектами ответственности как за несоблюдение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, призванное обеспечить благоприятные условия для проживания граждан в таких многоквартирных домах, так и за нарушение правил благоустройства территорий муниципальных образований, обеспечение на таких территориях чистоты и порядка, могут быть и управляющие компании, а также ТСЖ и ЖСК.
В рассматриваемом случае, общество является управляющей организацией, осуществляющей свою деятельность по управлению многоквартирным домом на основании договора от 12.12.2009 N У16/ по адресу: Московская область, г. Жуковский, ул. Гудкова, д. 16.
Как установлено в ч.ч. 1, 2 ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Указанные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе требования, предусмотренные частью 4.1 настоящей статьи, а также постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Частью 2.3 указанной статьи установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с п. б) части 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) указано, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений; постоянную готовность инженерных коммуникаций; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома.
Согласно пунктам 3, 9, 11, 14, 20 Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения": управляющей организацией должны производится следующие работы:
- Работы, выполняемые для надлежащего содержания стен многоквартирных домов: выявление отклонений от проектных условий эксплуатации, несанкционированного изменения конструктивного решения, признаков потери несущей способности, наличия деформаций, нарушения теплозащитных свойств, гидроизоляции между цокольной частью здания и стенами, неисправности водоотводящих устройств;
- Составление плана мероприятий по инструментальному обследованию стен, восстановлению проектных условий их эксплуатации и его выполнение;
- Работы, выполняемые в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов: выявление нарушений отделки фасадов и их отдельных элементов, ослабления связи отделочных слоев со стенами, нарушений сплошности и герметичности наружных водостоков; контроль состояния и работоспособности подсветки информационных знаков, входов в подъезды (домовые знаки и т.д.); выявление нарушений и эксплуатационных качеств несущих конструкций, гидроизоляции, элементов металлических ограждений на балконах, лоджиях и козырьках; контроль состояния и восстановление или замена отдельных элементов крылец и зонтов над входами в здание, в подвалы и над балконами; контроль состояния и восстановление плотности притворов входных дверей, самозакрывающихся устройств (доводчики, пружины), ограничителей хода дверей (остановы); разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ
- Работы, выполняемые в целях надлежащего содержания внутренней отделки многоквартирных домов, - проверка состояния внутренней отделки. При наличии угрозы обрушения отделочных слоев или нарушения защитных свойств отделки по отношению к несущим конструкциям и инженерному оборудованию - устранение выявленных нарушений;
- Работы, выполняемые в целях надлежащего содержания мусоропроводов многоквартирных домов: проверка технического состояния и работоспособности элементов мусоропровода; при выявлении засоров - незамедлительное их устранение; чистка, промывка и дезинфекция загрузочных клапанов стволов мусоропроводов, мусоросборной камеры и ее оборудования; при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ;
- Работы, выполняемые в целях надлежащего содержания электрооборудования, радио- и телекоммуникационного оборудования в многоквартирном доме: проверка заземления оболочки электрокабеля, оборудования (насосы, щитовые вентиляторы и др.), замеры сопротивления изоляции проводов, трубопроводов и восстановление цепей заземления по результатам проверки; проверка и обеспечение работоспособности устройств защитного отключения; техническое обслуживание и ремонт силовых и осветительных установок, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов, установок автоматизации котельных, бойлерных, тепловых пунктов, элементов молниезащиты и внутридомовых электросетей, очистка клемм и соединений в групповых щитках и распределительных шкафах, наладка электрооборудования; контроль состояния и замена вышедших из строя датчиков, проводки и оборудования пожарной и охранной сигнализации; обеспечение сохранности коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии, установленного в помещениях, отнесенных к общему имуществу многоквартирного дома, а также иного оборудования, входящего в интеллектуальную систему учета электрической энергии (мощности).
В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 "О Лицензировании Предпринимательской Деятельности по Управлению Многоквартирными Домами" к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются следующие требования:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации;
г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из материалов административного дела следует, что в ходе проверки административным органом установлено следующее: по адресу Московская область, г. Жуковский, ул. Гудкова, д. 16 по периметру цоколя имеются трещины, местами поврежден облицовочный слой цоколя, в зоне подъезда N 4 имеется разрушение ограждений пандуса, и ограждений входной группы, в зоне подъезда N 2 загрязнен приямок. В подъезде N 1 на этажах N 4,5,15,16,17 при выходе с лифтовых холлов на переходные балконы имеются повреждения штукатурно-окрасочного слоя, на техническом этаже при входе на кровлю, имеются надписи на стенах, на 11 этаже на стволе мусоропровода имеются надписи, на 9 этаже в лифтовом холле на стене поврежден штукатурно-окрасочный слой на стене на 16, 17 этажах в зоне переходных балконов на кирпичной кладке имеются надписи. В подъезде N 2 на 4,5,16 этажах при выходе с лифтовых холлов на переходные балконы имеются повреждения штукатурно-окрасочного слоя. В подъезде N 4 на 17 этаже при входе с лестничной клетки на переходной балкон имеется надпись на стене, между 10-11 этажами лестничной клетки подъезда N 4 отсутствует освещение. В подъезде N 4 поврежден штукатурный слой, а также имеются повреждения балконных плит.
Таким образом, материалами дела подтвержден факт совершения ООО "ЮИТ-Сервис" административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3.
В соответствии с п. п. 4.5, 4.6 Постановления Правительства Московской области от 09.12.2019 N 933/42 "Об утверждении перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на территории Московской области" к перечню обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на территории Московской области является:
- Повышение теплотехнической однородности наружных ограждающих конструкций - остекление общих балконов и лоджий;;
- Повышение теплозащиты оконных и балконных дверных блоков по действующим нормативам в местах общего пользования.
Согласно пункту 13 Постановления Правительства от 03.04.2013 N 290 "о минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения", управляющей организацией должны проводится следующие работы:
Работы, выполняемые в целях надлежащего содержания оконных и дверных заполнений помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме:
- Проверка целостности оконных и дверных заполнений, плотности притворов, механической прочности и работоспособности фурнитуры элементов оконных и дверных заполнений в помещениях, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
- При выявлении нарушений в отопительный период - незамедлительный ремонт. В остальных случаях - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Из материалов административного дела следует, что административным органом в ходе проверки выявлены следующие нарушения требований жилищного законодательства в части несоблюдения требований законодательства об энергетической эффективности, предъявляемых многоквартирным домам: по адресу Московская область, г. Жуковский, ул. Гудкова, д. 16 по периметру отмостки локально имеются трещины, в отдельных местах имеются щели в примыкании между цоколем и отмосткой, на этажах N 9, 11, 13, 16 лестничной клетки подъезда N 1 повреждено остекление дверей входов/выходов на переходные балконы.
Факты выявленных нарушений, подтверждены материалами дела, в том числе актом проверки от 16.10.2020, протоколом об административном правонарушении от 19.10.2020.
В силу положений части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указал, что в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пунктом 16.1 названного Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Доказательств того, что у заявителя отсутствовала возможность по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, а также принятия им всех зависящих от него мер по соблюдению положений нормативных правовых актом, в смысле ст. 2.1 КоАП РФ, в материалы дела не представлено.
Данный факт свидетельствует о наличии в действиях заявителя вины, а, как следствие, - составов административных правонарушениий, предусмотренных частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ.
Положения статей 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, не установлено.
На момент вынесения административным органом оспариваемого постановления срок давности для привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
На основании изложенного, постановления по делу об административных правонарушениях N 08ВХ/03-7520-9-21-2020/ОЗП9/1; N 08ВХ/03-7520-9-21-2020/ОЗП9/2 отмене не подлежат.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 03.03.2021 по делу N А41-71051/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-71051/2020
Истец: ООО "ЮИТ-СЕРВИС"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Третье лицо: Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"