г. Москва |
|
25 мая 2021 г. |
Дело N А40-258493/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Марковой Т.Т., Суминой О.С. |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Михеевой З.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Трастсерт"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.02.2021 г. по делу N А40-258493/20,
по заявлению Федеральной службе по аккредитации
к ООО "Трастсерт"
о привлечении к административной ответственности,
в присутствии:
от заявителя: |
Киселева Л.В. по доверенности от 21.04.2021; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Федеральная служба по аккредитации (далее - Заявитель, Росаккредитация, Административный орган) обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Трастерт" (далее - Ответчик, ООО "Трастерт", Общество) о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.47 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18.02.2021 г. ООО "Трастерт" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.47 КоАП РФ, Обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 400 000 рублей.
ООО "Трастерт" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Ответчика при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции нарушены нормы материального права, неправильно оценены фактические обстоятельства дела.
Представитель Росаккредитации в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
ООО "Трастерт", надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направило, заявлений и ходатайств суду не представило.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителя Заявителя, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Судом первой инстанции установлено, что в Управление аккредитации в сфере подтверждения соответствия продукции легкой, пищевой, химической и фармацевтической промышленности Федеральной службы по аккредитации поступила жалоба гражданина Медведева Д.С. от 21.05.2020 г. (вх. от 21.05.2020 г. N ОГ-587) на действия ООО "Трастсерт", связанные с неправомерной, по мнению подателя жалобы, выдачей сертификатов соответствия.
В рамках проведения предварительной проверки установлены обстоятельства, свидетельствующие о выдаче сертификатов соответствия без проведения испытаний в аккредитованной испытательной лаборатории, включенной в Единый реестр, что является нарушением требований пункта 29 раздела VII Технического регламента Евразийского экономического союза "Об ограничении применения опасных веществ в изделиях электротехники и радиоэлектроники", приятого Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 г. N 113 (далее - TP ЕАЭС 037/2016), статьи 7 Технического регламента Таможенного Союза "Электромагнитная совместимость технических средств", принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 г. N 879 (далее -TP ТС N 020/2011), пункта 22.1 Положения о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия требованиям Технических регламентов Таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 г. N 621 (далее - Положение), что является нарушением пункта 6 (в части несоблюдения требований подпункта "е" пункта 14.8, пункта 14.11), пункта 8 Приказа Минэкономразвития России от 30.05.2014 г. N 326 "Об утверждении Критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации" (далее - Критерии аккредитации).
В соответствии с пунктом 3.3 части 3 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" N 294-ФЗ (далее - Закон N 294-ФЗ) должностным лицом Росаккредитации по результатам предварительной проверки подготовлено мотивированное представление NМП/113 от 09.06.2020 г. (далее - Мотивированное представление NМП/113).
Для проведения внеплановой документарной проверки было направлено в Прокуратуру города Москвы заявление N 11554/03-НД от 11.06.2020 г. о согласовании органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой документарной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя. Решением первого заместителя прокурора г. Москвы согласована внеплановая документарная проверка (письмо от 16.06.2020 г. N 7/31-08-524-2020/Исорг4750).
Учитывая, что внеплановая документарная проверка в силу своей правовой природы отличается чрезвычайным, экстренным характером, направленным на пресечение нарушений, связанных с причинением вреда жизни, здоровью граждан, поскольку предметом контроля Росаккредитации является деятельность аккредитованных лиц (органов по сертификации, испытательных лабораторий), которые подтверждают соответствие продукции или иных объектов требованиям технических регламентов, принимаемых в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ), в том числе в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, письмо Росаккредитации с копией уведомления о проведении проверки N 129-У и копией Приказа N58-П-ВД было направлено в адрес ООО "Трастсерт" посредством электронной почты на электронный адрес, указанный в реестре аккредитованных лиц ООО "Трастсерт": trastsert@yandex.ra. Доставка получателю выполнена. Ошибки отправки либо сообщения почтового сервера получателя о невозможности приема сообщения отсутствуют.
Уведомление о проведении проверки N 129-У также было направлено Росаккредитацией почтовым отправлением по следующему адресу: 117418, г.Москва, ул.Зюзинская, д.6, корп.2, эт. 3, пом.ХVI ком.5.
Таким образом, Росаккредитация исполнила обязанность по надлежащему уведомлению юридического лица о проведении в отношении него внеплановой проверки, в то время как юридическое лицо несет риск неполучения указанного уведомления в случае если оно фактически не находится по данному адресу.
Пунктом 7 Приказа N 58-П-ВД определено, что предметом проверки является соблюдение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В силу пункта 8 Приказа Росаккредитации N 58-П-ВД к проверке следовало приступить с 22 июня 2020 года и окончить не позднее 21 июля 2020 года.
Согласно пункту 11 Приказа Росаккредитации N 58-П-ВД в процессе проверки надлежало провести мероприятия по контролю, необходимые для достижения целей и задач проведения проверки в том числе рассмотрение документов и (или) сведений, имеющихся в распоряжении Росаккредитации, включая Федеральную государственною информационную систему в области аккредитации, реестр сертификатов соответствия (срок с 22.06.2020 г. по 21.07.2020 г.); оценке соблюдения в деятельности органа по сертификации правил документооборота (соблюдение в процессе деятельности органа по сертификации требований документов, устанавливающих требования к сертификации), установленных в Руководстве по качеству в соответствии с подпунктом "е" пункта 14.8 Критериев аккредитации, по сертификатам соответствия: ЕАЭС RU C-RU.HB35.B.00385/20 ЕАЭС RU C-CN.HB35.B.00366/20; ЕАЭС RU C-CN.HB35.A.00403/20 декларациям о соответствии: ЕАЭС N RU Д-Ш.НВ35.В.О165 8/20 ЕАЭС N RU Д-TR.HB35.B.01662/20; ЕАЭС N RU Д-RU.HB35.B.01651/20 (срок с 22.06.2020 г. по 21.07.2020 г.); оценку соблюдения в деятельности органа по сертификации правил выполнения работ по сертификации, установленных в Руководстве по качеству в соответствии с пунктом 14.11 Критериев аккредитации, по сертификатам соответствия ЕАЭС RU C-RU.HB35.B.00385/20; ЕАЭС RU C-CN.HB35.B.00366/20 ЕАЭС RU C-CN.HB35.A.00403/20; декларациям о соответствии ЕАЭС N RU Д-Ш.НВ35.В.01658/20; ЕАЭС N RU Д-TR.HB35.B.01662/20 ЕАЭС N RU Д-RU.HB35.B.01651/20 (срок с 22.06.2020 г. по 21.07.2020 г.) проверку соблюдения в процессе деятельности органа по сертификации требований нормативных правовых актов, документов в области стандартизации и иных документов, устанавливающих требования к подтверждению соответствия и объектам подтверждения соответствия, указанных в области аккредитации в заявлении об aккредитации или в реестре аккредитованных лиц, при выполнении работ по сертификации продукции по сертификатам соответствия: ЕАЭС RU C-RU.HB35.B.00385/20; ЕАЭС RU C-CN.HB35.B.00366/20; ЕАЭС RU C-CN.HB35.A.00403/20; декларациям о соответствии: ЕАЭС N RU US.НВ35.В.01658/20; ЕАЭС N RU Д-TR.НВ35.В.01662/20; ЕАЭС N RU Д-НВ35.В.01651/20 (срок с 22.06.2020 по 21.07.2020).
ООО "Трастсерт" аккредитовано в качестве органа по сертификации (уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц RA.RU.11HB35).
Уведомлением о проведении проверки N 129-У от 19.06.2020 г. Росаккредитацией у ООО "Трастсерт" запрошены материалы дел по сертификатам соответствия, в том числе по сертификату соответствия N ЕАЭС RU C-CN.HB35.B.00366/20 от 17.03.2020 г.
В ходе проведения внеплановой документарной проверки выборочно проверены сертификаты соответствия, в том числе N ЕАЭС RU C-CN.HB35.B.00366/20 от 17.03.2020 г.
В соответствии с материалами сертификационного дела сертификат соответствия N ЕАЭС RU C-CN.HB35.B.00366/от 17.03.2020 г. выдан органом по сертификации по схеме 1с на серийное производство продукции "Электрические приборы бытового назначения для ухода за волосами: триммеры, торговой марки "Valori", артикулы: HS066, HS020, HS056", на предмет соответствия требованиям TP ТС N020/2011, TP ЕАЭС 037/2016.
Изготовитель: "Ningbo Echo Int'l Trade Co., LTD" (место нахождения и адрес места осуществления деятельности: Китай, 2FL 7#, No.688 Jinda Road, Ybwhtm Investment Business Center, Ningbo, 315104).
В адрес органа по сертификации поступила заявка Общества с ограниченной ответственностью "СТОКИСТ" N 200210-10/Т от 10.02.2020 г. с просьбой провести обязательную сертификацию электрических приборов бытового назначения для ухода за волосами: триммеры, торговой марки "Valori", артикулы: HS066, HS020, HS056, на предмет соответствия требованиям TP ТС 020/2011, TP ЕАЭС 037/2016 по схеме 1С.
Органом по сертификации на основании поступившей заявки принято решение N 200210-10/Т от 10.02.2020 г. о проведении обязательной сертификации продукции на предмет соответствия требованиям TP ТС 020/2011, TP ЕАЭС 037/2016 по схеме 1С.
Требования TP ТС 020/2011, TP ЕАЭС 037/2016 включены в область аккредитации органа по сертификации ООО "Трастсерт", следовательно, при осуществлении работ по подтверждению соответствия продукции требованиям данных технических регламентов на указанном аккредитованном лице лежит обязанность без изъятий соблюдать установленные ими требования.
Решением по заявке N 200210-10/Т от 10.02.2020 г. Обществом также определено проведение сертификационные испытания заявленной продукции в аккредитованной испытательной лаборатории Обществе с ограниченной ответственностью "Инновационные решения" (далее - ООО "Инновационные решения", испытательная лаборатория), уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц N РОСС RU.0001.21AB90.
Вместе с тем, согласно сведениям реестра аккредитованных лиц ООО "Инновационные решения" не включено в национальную часть Единого реестра по TP ЕАЭС 037/2016. При рассмотрении области аккредитации испытательной лаборатории, установлено, что область не содержит методы, включенные в перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований TP ЕАЭС 037/2016.
Согласно направлению N 200210-10/Т от 11.02.2020 г. Общество направило в адрес испытательной лаборатории образцы для целей подтверждения соответствия продукции "Электрические приборы бытового назначения для ухода за волосами: триммеры, торговой марки "Valori", артикул HS066" требованиям TP ТС 020/2011, ГОСТ 30805.14.1-2013 (пункт 4.1.1, пункт 4.1.2, пункт 4.1.3, п.4.2), ГОСТ 30805.14.2-2013 (пункт 4, пункт 7.2), TP ЕАЭС 037/2016 (статья 4, пункт 7, приложение 2).
Таким образом, ООО "Трастсерт", вопреки требованиям подпункта "в" пункта 29 TP ЕАЭС 037/2016, пункта 6.5.3.1 ДП-02.08/02-2019 направлены образцы в испытательную лабораторию, не включенную в Единый реестр органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза в области аккредитации, в которой не содержатся методы испытаний, обеспечивающие исполнение требований TP ЕАЭС 037/2016, что является несоблюдением требований пункта 6 (в части подпунктов "в", "д" пункта 14.11), пункта 8 Критериев аккредитации.
ООО "Трастсерт" письмом N 336 от 30.04.2020 г., ранее направленным в адрес Росаккредитации сообщило, что испытательной лабораторией ООО "Инновационные решения" предложены валидированные методики определения концентрации опасных веществ в изделиях электротехники и электроники.
Рассмотрев в рамках проведения проверки материалы сертификационного дела по сертификату соответствия N ЕАЭС RU С-CN.HB35.B.00366/20 от 17.03.2020 г. Административным органом установлено, что в материалах дела не содержатся документы, подтверждающие проведение валидации методов испытаний испытательной лабораторией ООО "Инновационные решения".
По результатам проведения испытаний испытательной лабораторией оформлен протокол сертификационных испытаний N 200213-006-02/ИР от 84.03.2020 г.
При рассмотрении протокола сертификационных испытаний N 200213-006-02/ИР от 04.03.2020 г. установлено, что испытательной лабораторией проведены исследования, в том числе показателей свинец, ртуть, кадмий, шестивалентный хром, полибромированные дифенилы, полибромированные дифенилэфиры с применением методик ГОСТ 30178-96, МУ 5178-90, РД 52.24.446-95, МУ 1792-77, которые отсутствуют в перечне методов и правил, обеспечивающих соблюдение требований TP ЕАЭС 037/2016.
Вместе с тем ООО "Трастсерт" в результате анализа документов: протокола сертификационных испытаний N 200213-006-02/ИР от 04.03.2020 г., акта о результатах анализа состояния производства N 200210-10/Т от 28.02.2020 г., принято решение о выдаче сертификата соответствия продукции требованиям TP ТС 020/2011, TP ЕАЭС 037/2016.
Таким образом, вопреки требованиям пункта 22.1 Положения, статьи 7 TP ТС 020/2011, раздела VII TP ЕАЭС 037/2016 Обществом направлены образцы для проведения испытаний в испытательную лабораторию в области аккредитации которой отсутствует TP ЕАЭС 037/2016, в связи с чем органом по сертификации не проведен анализ протокола испытаний, что привело к неправомерному принятию решения о выдачи сертификата соответствия.
Изложенные обстоятельства свидетельствую о том, что ООО "Трастсерт" нарушено требование пункта 6 (в части несоблюдения подпункта "е" пункта 14.8, подпунктов "в", "г", "д" пункта 14.11), пункта 8 (в части нарушения технических регламентов) Критериев аккредитации, статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - Закон N 412-ФЗ).
Указанные обстоятельства отражены в Акте внеплановой документарной проверки N 79-АДП от 20.07.2020 г.
Изложенные фактические обстоятельства с учетом вышеприведенных нормативных положений свидетельствуют о том, что органом по сертификации ООО "Трастсерт" при выдаче сертификата соответствия N ЕАЭС МО C-CN.HB35.B.00366/20 от 17.03.2020 г. были нарушены приведенные нормы законодательства о техническом регулировании.
Ответственность за допущенное ООО "Трастсерт" нарушение предусмотрена частью 1 статьи 14.47 КоАП РФ, объективная сторона которой заключается в выдаче сертификата соответствия с нарушением требований законодательства о техническом регулировании.
В связи с указанными обстоятельствами 10.12.2020 г. заместителем начальника Управления аккредитации в сфере подтверждения соответствия продукции легкой, пищевой, химической и фармацевтической промышленности Федеральной службы по аккредитации А.В. Петровым в отсутствие законного представителя ООО "Трастсерт" генерального директора Салихова Тимура Тальгатбековича, извещенного надлежаще и заблаговременно в установленном законом порядке, был составлен протокол об административном правонарушении N 328/2020.
Привлекая Общество к административной ответственности, суд первой инстанции исходил из того, что Административным органом при составлении протокола об административном правонарушении процессуальных нарушений не допущено.
Между тем, судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Согласно статье 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
При привлечении к административной ответственности должны быть соблюдены требования статей 25.1, 28.2 и 29.7 КоАП РФ, обеспечивающие гарантию прав и интересов лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица составляется в присутствии его законного представителя.
В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ, о совершении административного правонарушения составляется протокол, в котором фиксируются среди прочих сведений событие административного правонарушения, объяснение законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола законному представителю юридического лица разъясняются права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается соответствующая запись.
Согласно части 2 статьи 25.4 КоАП РФ, законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
В силу части 1 статьи 25.5 КоАП РФ для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель.
Частью 2 статьи 25.5 КоАП РФ установлено, что в качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.
Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом (часть 3 статьи 25.5 КоАП РФ).
На основании части 4 статьи 25.5 КоАП РФ защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении.
Таким образом, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не исключает возможность участия в административном производстве представителя юридического лица, действующего на основании выданной руководителем юридического лица доверенности, в связи с чем представитель не лишен возможности участвовать от имени юридического лица при составлении протокола об административном правонарушении.
Указанные правовые нормы призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Лишая лицо возможности воспользоваться процессуальными правами при совершении отдельных процессуальных действий, административный орган нарушает предусмотренные КоАП РФ требования о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств дела (статья 24.1 КоАП РФ).
Согласно пункту 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.
Как следует из материалов дела, уведомлением от 12.10.2020 г. N 20869/04-ОМ законный представитель и (или) защитник ООО "Трастсерт" был вызван для рассмотрения 23.10.2020 г. в 10 часов 00 минут вопроса о правомерности выдачи ООО "Трастсерт" сертификатов соответствия, указанных в акте проверки N 79-АДП от 20.07.2020 г.
23.10.2020 г. в 10 часов 00 минут на составление протокола об административном правонарушении явился представитель ООО "Трастсерт" Белоусов Андрей Владимирович по доверенности от 16.10.2020 г. N 18. Составление протокола об административном правонарушении было отложено на 27.11.2020 г. на 10 часов 00 минут (уведомление от 23.10.2020 г. N 310-У). Также Белоусову А.В. было предложено внести соответствующие полномочия в доверенность.
27.11.2020 г. в 10 часов 00 минут на составление протокола об административном правонарушении в отношении ООО "Трастсерт" явился Белоусов А.В. и вновь предъявил доверенность от 16.10.2020 г. N 18.
Составление протокола об административном правонарушении было отложено на 10.12.2020 г. на 10 часов 00 минут.
10.12.2020 г. в 10 часов 00 минут на составление протокола об административном правонарушении в отношении ООО "Трастсерт" явился Белоусов А.В., предъявил доверенность от 16.10.2020 г. N 18, Белоусов А.В. не был допущен к участию при составлении протокола об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении N 328/2020 составлен Административным органом 10.02.2021 г. в отсутствие законного представителя Общества, либо его защитника.
Согласно объяснениям представителя Общества Белоусова А.В., действовавшего по доверенности от 16.10.2020 г. N 18, он 10.12.2020 г. в назначенное время прибыл в Административный орган с надлежащим образом оформленными полномочиями, однако, в допуске в качестве защитника Общества сотрудником Административного органа ему было отказано на основании ненадлежащим образом оформленных полномочий.
Данное обстоятельство Административным органом не отрицаеся.
Таким образом, на составление протокола об административном правонарушении явился представитель Общества Белоусов А.В., представивший доверенность 16.10.2020 г. N 18 и паспорт.
При этом указанная доверенность выдана законным представителем Общества - генеральным директором Салиховым Т.Т. на представление интересов Общества, в том числе, в административных и правоохранительных органах со всеми правами, предоставленными необходимыми для осуществления представительских функций.
Полномочия процессуальных представителей в соответствии с частью 3 статьи 25.5 КоАП РФ подтверждаются доверенностью, оформленной в соответствии с законом. Соответствующим законом является Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ). Требования к доверенности определены статьей 185 ГК РФ. Если доверенность соответствует установленным требованиям, полномочия представителя следует считать подтвержденными.
Порядок выдачи доверенности регулируется нормами гражданского права.
В пункте 1 статьи 185 ГК РФ определено, что доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 185.1 ГК РФ, доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами.
Таким образом, при наличии доказательства надлежащего извещения законного представителя юридического лица о дате, времени и месте совершения указанного процессуального действия, при представлении Белоусовым А.В. вышеназванной доверенности, предоставляющей ему право быть представителем Общества, в том числе при проведении проверок органами государственной власти, правоохранительными органами, у Административного органа отсутствовали правовые основания для отказа в допуске указанного к участию в составлении протокола об административном правонарушении.
Тот факт, что представленная доверенность имеет общий характер и не была связана с конкретным делом, учитывая вышеназванные обстоятельства, не имеет правового значения при решении вопроса о допуске административным органом явившегося представителя общества. Установленные законом процессуальные требования являются обязательными для органов и должностных лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях и применяющих взыскание, а также для органов и должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях.
С учетом изложенного Административный орган не имел оснований для отказа в допуске указанного представителя Общества, действующего на основании надлежащим образом оформленной доверенности от 16.10.2020 г. N 18 к участию в деле об административном правонарушении.
Не допустив же представителя Общества к участию в деле об административном правонарушении, Административный орган лишил возможности лицо, привлекаемое к административной ответственности, воспользоваться правами, предусмотренными статьями 25.1, 25.5, 28.2 КоАП РФ, что является существенным нарушением процедуры привлечения заявителя к административной ответственности.
Согласно пункту 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Допущенные Административным органом процессуальные нарушения являются существенными, поскольку в данном случае лицо, привлекаемое к административной ответственности, было лишено возможности в полном объеме воспользоваться своими процессуальными правами при составлении протокола об административном правонарушении, в связи с чем ответчиком были нарушены предусмотренные КоАП РФ требования о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств дела. Возможность устранения допущенных недостатков отсутствует.
Установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дела об административном правонарушении и применяющих взыскание. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет, лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
С учетом изложенного, вывод суда первой инстанции о соблюдении Росаккредитацией процедуры привлечения Общества к административной ответственности не соответствует материалам дела.
Несоблюдение порядка составления протокола об административном правонарушении влечет невозможность наложения административного взыскания независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
Таким образом, заявление Росаккредитации о привлечении ООО "Трастерт", к административной ответственности по части 1 статьи 14.47 КоАП РФ удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что при принятии обжалуемого решения судом первой инстанции были неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, допущено несоответствие выводов, обстоятельствам дела, в связи с чем, на основании пунктов 1 и 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение Арбитражного суда города Москвы от 18.02.2021 г. подлежит отмене, заявление Федеральной службы по аккредитации - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18.02.2021 по делу N А40-258493/20 отменить.
В удовлетворении заявленных требований Федеральной службы по аккредитации о привлечении ООО "Трастсерт" к административной ответственности по ч.1 ст.14.47 КоАП РФ отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-258493/2020
Истец: ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО АККРЕДИТАЦИИ
Ответчик: ООО "ТРАСТСЕРТ"