г. Челябинск |
|
25 мая 2021 г. |
Дело N А47-13408/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Арямова А.А., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Федеральный научный центр биологических систем и агротехнологий Российской академии наук" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 09.03.2021 по делу N А47-13408/2020.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "ВК ПромСтрой" - Поливаев В.Е. (удостоверение, доверенность N 01-14/103 от 15.02.2021);
Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Федеральный научный центр биологических систем и агротехнологий Российской академии наук" - Болдырев Д.Н. (паспорт, доверенность от 14.04.2021, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "ВК ПромСтрой" (далее - истец, ООО "ВК ПромСтрой", общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковыми требованиями к федеральному государственному бюджетному научному учреждению "Федеральный научный центр биологических систем и агротехнологий Российской академии наук" (далее - ответчик, ФГБНУ ФНЦ БСТ РАН, учреждение) о признании недействительным решения о расторжении контракта на выполнение работ по капительному ремонту части помещения экспериментально-биологической клиники по адресу: г. Оренбург, шоссе Нежинское, д. 10, взыскании расходов по уплате государственной пошлины в размере 6 000,0 рублей.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 09.03.2021 (резолютивная часть решения объявлена 03.03.2021) исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением суда, ФГБНУ ФНЦ БСТ РАН обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы и дополнениях к ней ссылается на то, что решение о расторжении контракта было принято в связи с невыполнением ООО "ВК ПромСтрой" своих обязательств по контракту.
Выражает несогласие с выводом суда первой инстанции о том, что работы по капитальному ремонту части помещения экспериментально-биологической клиники по адресу: г. Оренбург, шоссе Нежинское, д.10 фактически являются реконструкцией, к помещениям вивариев установлены особые требования, требуется обязательная разработка проектной документации. Согласно сметного локального расчета Подрядчик должен был выполнить работы по капитальному ремонту части помещения здания, которые являлись работами по устройству помещения для сельскохозяйственных животных в правой стороне здания и не относились к работам по устройству вивария.
Отмечает, что Ассоциация Саморегулируемой Организации "Альянс проектировщиков Оренбуржья" не является государственным органом или органом местного самоуправления, следовательно выводы указанные в представленном ею письме, на которое ссылается Арбитражный суд Оренбургской области, не может является обязательным, и является лишь мнением юридического лица.
Полагает, что поскольку ООО "ВК ПромСтрой" подавало заявку на участие в электронном аукционе N 0353100007620000003, знакомилось с условиями исполнения данного Контракта, заведомо и осознанно снизило цену Контракта более чем на 30 %, стало победителем по итогам аукциона, значит, должно было обеспечить исполнение Контракта в соответствии с условиями Контракта и требованиями действующего законодательства. Между тем, своих обязанностей ООО "ВК ПромСтрой" не исполнило, информацию о ходе работ и документы, поясняющие объем и перечень выполненных Работ, качество материалов и работ, не предоставляло и предоставить отказалось, работы не выполняло, тем самым нарушило условия Контракта.
Выражает несогласие с выводом суда первой инстанции о том, что предоставление ООО "ВК ПромСтрой" сотрудником ФГБНУ ФНЦ БСТ РАН Одинцовым А.Р. копий рабочих чертежей 10.07.2020 и 31.07.2020 (по электронной почте), вручение копий рабочих чертежей нарочно заместителю директора ООО "ВК ПромСтрой" Власову А.Ю. не может быть признано в качестве надлежащего исполнения ФГБНУ ФНЦ БСТ РАН обязанности по представлению проектной документации, поскольку нарушен порядок их представления. Отмечает, что указанные обстоятельства были подтверждены в суде свидетелем Любимовым И.Г.
Кроме того, ссылается на отсутствие доказательств необходимости производства дополнительных работ, не предусмотренных аукционной документацией.
Ссылается на то, что представленные ООО "ВК ПромСтрой" изображения якобы из общего журнала работ N 002 содержат недостоверную, не полную информацию о работах на Объекте. Полагает, что общий журнал работ (при условии его существования) был заполнен после 10.08.2020. Кроме того, заключением экспертизы от 02.09.2020 содержание представленных ООО "ВК ПромСтрой" изображений общего журнала работ и актов освидетельствования скрытых работ без дат под номерами 1,2,3,4 было опровергнуто.
Отмечает, что виды работ по контракту и их объем указывают именно на выполнение работ по капитальному ремонту части помещения экспериментально-биологической клиники, а не на работы по реконструкции. Сумма, заложенная контрактом на выполнение вышеперечисленных работ, соответствует работам именно по капитальному ремонту, поскольку для выполнения работ по реконструкции объекта необходимо более существенное финансирование.
Полагает, что отсутствие проектной документации не являлось основанием для невыполнения работ ООО "ВК ПРомСтрой" по капитальному ремонту экспериментально-биологической клиники.
Арбитражный суд, делая вывод о том, что работы по капитальному ремонту части помещения экспериментально-биологической клиники по адресу: г.Оренбург, шоссе Нежинское, д. 10 фактически являются реконструкцией, вышел за пределы исковых требований.
До начала судебного заседания истец представил в арбитражный апелляционный суд отзыв на апелляционную жалобу, в котором отклонил доводы апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
До начала судебного заседания от ООО "ВК ПромСтрой" поступило ходатайство о приостановлении производства по апелляционной жалобе до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-3382/2021 по исковому заявлению ФГБНУ ФНЦ БСТ РАН к ООО "ВК ПромСтрой" о признании незаключенным контракта от 29.06.2020 N 0353100007620000003.
В удовлетворении ходатайства заявителя судом отказано на основании статьи 147 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствии оснований для приостановления производства по делу, поскольку не усмотрел объективной невозможности рассмотрения и разрешения дела ввиду отсутствия доказательств того, что в ходе непринятия мер по приостановлению возникнет невозможность или затруднительность рассмотрения настоящего дела до рассмотрения дела N А47-3382/2021.
При этом обязанность приостановить производство по делу в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 143 АПК РФ связывает не с наличием другого дела в производстве суда, а с невозможностью рассмотрения арбитражным судом спора до принятия решения по другому делу.
Кроме того, наличие указанного спора не препятствует проверке судебного акта, вынесенного в отношении рассматриваемого заявления, не обосновано наличие приоритета в рассмотрении спора делу N А47-3382/2021 над рассмотрением настоящего спора (статьи 65, 143, 268 АПК РФ).
В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, распоряжением Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 11.11.2019 года N 487-р объект недвижимого имущества: нежилое здание, назначение: здание автогаража, общая площадь 412,6 кв. м, адрес: Российская Федерация, Оренбургская область, город Оренбург, шоссе Нежинское, дом 10, кадастровый номер 56:44:0201021:1177, реестровый номер федерального имущества В12570008880 закреплено на праве оперативного управления за учреждением (т. 2, л.д. 77-78). Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области от 19.05.2020 года N 56-147-р изменено наименование объекта недвижимого имущества, являющегося собственностью Российской Федерации: кадастровый номер 56:44:0201021:1177 с общей площадью 412,6 кв. м, РНФИ П12570008880, расположенного по адресу: Оренбургская область, город Оренбург, шоссе Нежинское, дом 10, с "Здания автогаража" на "Экспериментально-биологическая клиника" (т. 2, л.д. 79).
По результатам проведенных торгов (идентификационный номер закупки 201561001269456100100100080004339243) учреждением (заказчик) и ООО "ВК ПромСтрой" (подрядчик) 29.06.2020 заключен контракт N 0353100007620000003 на выполнение работ по капитальному ремонту части помещения экспериментально-биологической клиники по адресу: г. Оренбург, шоссе Нежинское, д. 10 (для субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций) (далее - контракт) (т. 1, л.д. 26-52).
Согласно пункту 1.1. контракта, подрядчик принимает на себя обязательство выполнить в обусловленный контрактом срок работы по капитальному ремонту части помещения экспериментально-биологической клиники по адресу: г. Оренбург, шоссе Нежинское, д. 10 (далее - работы, объект), а последний обязуется принять и оплатить выполненные работы в соответствии с требованиями контракта.
Перечень выполняемых работ, их объем, требования к качеству и другие исходные данные установлены техническим заданием (приложение N 1 к контракту), локальным сметным расчетом (приложение N 2 к контракту), ведомостью объемов работ (приложение N 3 к контракту), являющимися неотъемлемыми частями контракта (пункт 1.2. контракта). Срок выполнения работ: в течение 70 календарных дней с даты заключения контракта (пункт 1.3. контракта).
Согласно пункту 2.1. контракта, подрядчик принял на себя обязательства своевременно и надлежащим образом выполнить работы, предусмотренные контрактом, в соответствии с техническим заданием (приложение N 1 к контракту), локальным сметным расчетом (приложение N 2 к контракту), ведомостью объемов работ (приложение N 3 к контракту) с использованием своих средств и материалов (подпункт 2.1.1. контракта); предоставить по требованию заказчика документы, поясняющие объем и перечень выполненных работ, а также создать условия для проверки заказчиком хода выполнения работ (подпункт 2.1.4. контракта); своими силами и за свой счет устранить допущенные по своей вине при выполнении работ несоответствия и/или недостатки, в том числе в течение гарантийного срока (подпункт 2.1.6. контракта); приостановить выполнение работ в случае обнаружения независящих от подрядчика обстоятельств, которые могут оказать негативное влияние на результаты выполняемых работ или создать невозможность их завершения в установленный контрактом срок, и сообщить письменно об этом заказчику в течение 1 (одного) рабочего дня после приостановления выполнения работ (подпункт 2.1.11. контракта); вести журнал производства работ, предъявлять его при приемке выполненных работ, а также по требованию заказчика (подпункт 2.1.15. контракта); обеспечить за свой счет устранение недостатков и дефектов, выявленных при приемке работ в течение гарантийного срока, установленного на результат работ (подпункт 2.1.18. контракта).
Из пункта 2.2. контракта следует, что подрядчик вправе самостоятельно, если иное не указано в Техническом задании (приложение N 1 к контракту), определять способы выполнения работ по контракту (подпункт 2.2.1. контракта); запрашивать у заказчика разъяснения и уточнения относительно выполнения работ (подпункт 2.2.4. контракта).
Согласно пункту 2.3. контракта, заказчик обязан сообщать в письменной форме подрядчику о несоответствиях и/или недостатках, обнаруженных в ходе выполнения работ, в течение 2 (двух) рабочих дней после обнаружения таких несоответствия и/или недостатков (подпункт 2.3.4. контракта); при получении от подрядчика уведомления о приостановлении выполнения работ в случае, указанном в пункте 2.1.11. контракта, рассмотреть вопрос о целесообразности и порядке продолжения выполнения работ и уведомить о результатах рассмотрения подрядчика (подпункт 2.3.4. контракта).
Из пункта 2.4. контракта следует, что заказчик вправе запрашивать у подрядчика информацию о ходе выполнения работ (подпункт 2.4.1. контракта); требовать от подрядчика надлежащего исполнения обязательств в соответствии с контрактом, а также требовать своевременного устранения выявленных несоответствий и/или недостатков (подпункт 2.4.2. контракта); требовать от подрядчика представления надлежащим образом оформленной отчетной документации и материалов, подтверждающих исполнение обязательств в соответствии с контрактом (подпункт 2.4.3. контракта).
Цена контракта в соответствии со сметным расчетом (приложение N 2 к контракту) составляет 1 800 000,0 рублей, в том числе НДС 20% - 300 000,0 рублей (пункт 3.1. контракта).
Из пункта 4.4.2. контракта раздела 4 "Порядок приемки выполненных работ" следует, что при выявлении несоответствий и/или недостатков в работах, препятствующих их приемки, составляется отрицательное заключение приемочной комиссией, содержащее перечень нарушений условий контракта и критерии их существенности для заказчика. На основании отрицательного заключения приемочной комиссии заказчиком составляется мотивированный отказ от подписания акта приемки выполненных работ, который направляется подрядчику в течение 2 (двух) рабочих дней с даты составления отрицательного заключения приемочной комиссии.
Как следует из пункта 4.4.3. контракта, приемочная комиссия вправе не отказывать в приемке выполненных работ, если выявленные несоответствия и/или недостатки не препятствуют приемке работ и установить подрядчику срок (не более 10 (десяти) календарных дней) для устранения несоответствий и/или недостатков. При этом приемочной комиссией составляется заключение с указанием выявленных несоответствий и/или недостатков, а также срока устранения таких несоответствий и/или недостатков.
Пунктом 4.5. контракта установлено, что при возникновении между заказчиком и подрядчиком спора по поводу нарушений условий контракта по требованию любой из сторон должна быть назначена независимая экспертиза, выбор независимого эксперта осуществляется исключительно по обоюдному согласию сторон. Расходы по проведению независимой экспертизы несет подрядчик.
Контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (пункт 10.3. контракта).
Подпункт 10.4.1. контракта содержит основания расторжения контракта в связи с односторонним отказом от исполнения контракта по инициативе заказчика:
а) выполнение работ ненадлежащего качества, если выявленные несоответствия и (или) недостатки не могут быть устранены в порядке, установленном разделом 4 контракта;
б) нарушение установленного срока выполнения работы;
в) если в ходе исполнения контракта установлено, что подрядчик не соответствует требованиям, установленным в аукционной документации, или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям на основании части 15 ст. 95 Закона;
г) в случае, если по результатам экспертизы выполненных работ с привлечением экспертов, экспертных организаций, в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта.
Как следует из подпункта 10.6.4. контракта, если контракт, предметом которого является выполнение работ по капитальному ремонту, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срок исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. В случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика предусмотренное настоящим пунктом изменение срока осуществляется при отсутствии неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с законом, предоставления подрядчиком в соответствии с законом обеспечения исполнения контракта.
Согласно Техническому заданию (приложение N 1 к контракту), подрядчик предоставляет заказчику копии сертификатов соответствия на все товары, которые подлежат сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации; в период производства работ подрядчик предоставляет заказчику акты скрытых работ и ежедневно ведет журнал производства работ.
Сторонами контракта подписано приложение N 4 к нему "Сведения о лицах из числа работников заказчика, уполномоченных взаимодействовать с подрядчиком в рамках исполнения контракта", согласно которому со стороны заказчика полномочиями по взаимодействию с подрядчиком в рамках исполнения контракта; по осуществлению контроля выполнения подрядчиком обязательств по контракту; по приемке результатов исполнения контракта, включая проверку (экспертизу) результатов выполнения работ, предусмотренных контрактом; по подписанию документов о приемке результатов исполнения контракта наделены Любимов И.Г. - специалист по техническому надзору за строительной деятельностью, Мучичко С.И. - помощник директора-инженер по организации управления производством, Куйдин Е.М. - контрактный управляющий.
Приказом руководителя учреждения от 29.06.2020 N 68-П специалист по техническому контролю за строительной деятельностью Любимов И.Г. назначен ответственным лицом за выполнение функций технического контроля по производству строительных работ на объекте г. Оренбург, шоссе Нежинское, дом 10 (т. 1, л.д. 157).
Согласно общему журналу работ N 002, подрядчик 07.07.2020 выполнил предусмотренные контрактом работы по разборке бетонных оснований, демонтажу оконных коробок (т. 3, л.д. 120-154).
Общество 10.07.2020 обратилось в учреждение с письмом N 20 о выдаче проектной документации с размерами конструкций и высотными отметками в ближайшее время (т. 1, л.д. 97).
10.07.2020 и 31.07.2020 на электронную почту истца с электронной почты сотрудника учреждения (Александр Одинцов), не указанного в приложении N 4 к контракту, поступили копии рабочих чертежей части экспериментально-биологической клиники (т. 2, л.д. 100-104, т. 3, л.д. 61-67). Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Любимов И.Г. также сообщил, что копии рабочих чертежей передавались нарочным заместителю директора ООО "ВК ПромСтрой" Власову А.Ю.
Учреждением письмом от 20.07.2020 N 01-14/ сообщило обществу, что проектная документация подготовлена в объеме сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства, заказчиком соблюдены требования пункта 8 части 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок N 44-ФЗ (т. 1, л.д. 159).
Сторонами контракта подписаны акты освидетельствования скрытых работ: N 1, согласно которому в период с 03.07.2020 по 10.07.2020 ООО "ВК ПромСтрой" выполнены работы по разборке бетонных оснований 10,08 куб. м, разрешено производство последующих работ по проливу основания водой и устройству подстилающих слоев; N 2, согласно которому в период с 15.07.2020 по 17.07.2020 ООО "ВК ПромСтрой" выполнены работы по уплотнению грунта 144 кв. м, разрешено производство последующих работ по армированию 144 кв. м; N 3, согласно которому в период с 17.07.2020 года по 20.07.2020 ООО "ВК ПромСтрой" выполнены работы по проливу водой и устройству подстилающего слоя из гравия 144 кв. м, при выполнении работ применен щебень, разрешено производство последующих работ по уплотнению грунта; N 4, согласно которому в период с 20.07.2020 по 23.07.2020 ООО "ВК ПромСтрой" выполнены работы по армированию 144 кв. м, при выполнении работ применены сетка металлическая, сварная, СТП/ПП/36, разрешено производство последующих работ по устройству бетонных оснований (т. 1, л.д. 102-105). Со стороны учреждения акты скрытых работ подписаны Любимовым И.Г.
Выявленные представителем заказчика Любимовым И.Г. недостатки обществом устранены, о чем сделаны отметки в общем журнале работ N 002.
В ходе выполнения работ обществом по согласованию с учреждением выполнены дополнительные работы по укреплению одной из колонн (т. 1, л.д. 158).
ООО "ВК ПромСтрой" обратилось в учреждение с письмом от 23.07.2020 N 23 о неучтенных в смете объемов работ, без выполнения которых эксплуатация здания будет невозможна, в указанном письме также доведено о протекании кровли (т. 1, л.д. 98-99).
Письмом от 27.07.2020 N 01-14/415 учреждение сообщило о предоставленной п. п. "в" п. 1 части 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ возможности изменения цены контракта не более, чем на 10%, предложило составить ведомость объема работ и локальный сметный расчет на дополнительные работы (т. 1, л.д. 160).
Комиссией в составе представителей учреждения и ООО "Импульс" (исполнителя проектно-сметной документации) проведена проверка фактически выполненных работ по капитальному ремонту части помещения экспериментально-биологической клиники по адресу: г. Оренбург, шоссе Нежинское, д. 10, по результатам работы составлен акт выверки объемов работ от 06.08.2020, который 10.08.2020 вручен руководителю общества (т. 3, л.д. 44-46). Согласно указанному акту, по разделу 1 "Демонтажные работы" выполнены работы по демонтажу 1 оконной коробки, остальные работы подрядчиком не подтверждены, акты скрытых работ не предоставлены; по разделу 2 "Земляные работы. Подготовка" обществом выполнены работы по планировке площадей ручным способом, группа грунтов 1, площадь 106 кв. м из запланированной площади 144 кв. м, остальные работы подрядчиком не подтверждены, акты скрытых работ не предоставлены; по разделу 3 "Устройство пола. Помост под животными. Отвод стоков" фактически произведено армирование подстилающих слоев и набетонок 0,230 т. вместо запланированных 0,80352 т., устройство покрытий бетонных толщиной 30 мм и устройство покрытий на каждые 5 мм изменение толщины покрытия добавлять или исключать к расценке 11-01-015-01 площадь 106 кв. м из запланированной площади 144 кв. м, ремонт кирпичной кладки 3.3. куб. м вместо запланированных 5,4 кв. м, выполненные работы подрядчиком не подтверждены, акты скрытых работ не предоставлены; по разделу 4 "Устройство ограждений" документы, подтверждающие качество примененных материалов, комиссии не представлены, работы по монтажу кровельного покрытия из профилированного листа при высоте здания до 25 м не выполнялись, подшит фальш потолок профилированным листом на подвесах, акты скрытых работ отсутствуют.
Письмом от 11.08.2020 N 25 (получено 11.08.2020) общество предоставило учреждению акты N 1, N 2, N 3, N 4 освидетельствования скрытых работ, сертификаты соответствия на смесь песчано-гравийную, сетку металлическую сварную, материал рулонный кровельный и гидроизоляционный наплавляемый Бикрост К и П, смесь бетонную, праймер битумный (т. 1, л.д. 100-101).
Письмом от 17.08.2020 N 26 ООО "ВК ПромСтрой" уведомило учреждение о приостановке выполнения работ в связи с непредставлением проектной документации, а также в связи с необходимостью выполнения дополнительных работ, указав в том числе на то, что плиты перекрытия имеют значительные разрушения, возможно находятся в аварийном состоянии (т. 1, л.д. 106-112).
Письмом от 18.08.2020 года N 01-14/457 учреждение потребовало от общества представление журнала производства работ, журнала входного контроля, журнала общих строительных работ, журнала по расходу материала (т. 1, л.д. 162).
Учреждением 19.08.2020 принято решение N 01-14/462 об одностороннем отказе от исполнения контракта (т. 1, л.д. 90-94).
По результатам исследования исполнения обществом контракта учреждением установлено, что по состоянию на 19.08.2020 за 51 календарный день на 100% выполнен только один вид работ - демонтаж оконных коробок - 1 коробка, иные виды работ либо не выполнены вообще, либо выполнены не в полном объеме, без подтверждения объема и качества выполненных работ соответствующей документацией. Согласно позициям 19-20 локального сметного расчета площадь бетонного покрытия составляет 144 кв. м, выполнено 106 кв. м, но толщина бетонного покрытия не подтверждена исполнительной документацией, акты на скрытые работы, акты на бетонные работы отсутствуют, не составлялись обществом, общий журнал работ отсутствует, документы на бетон отсутствуют, учреждение лишено возможности проверить фактические объемы и качество бетонного покрытия. Подтверждение выполнения работ по устройству и подготовке основания для бетонного покрытия, предусмотренные позициями 5-15 локального сметного расчета и "Армирование подстилающих слоев и набетонок" (позиции 16-18 локального сметного расчета) ООО "ВК ПромСтрой" не представлено. Акты на скрытые работы, акты на земляные и подготовительные работы отсутствуют, не составлялись обществом, журнал работ отсутствует, документы на щебень, арматуру, уплотнение отсутствуют. На визуально доступном участке в проеме ворот слой щебеночного основания не превышает 9 см при слое 12 см. В связи с отсутствием документации обществом не предоставлена возможность проверить фактические объемы и качество основания и армирования набетонок. Позиции 27-28 локального сметного расчета "Изготовление и установка ограждений боксов из стальных труб для содержания крупного рогатого скота" выполнены на 0,488 тонны вместо 2,7 тонны и 187 метров трубы, монтаж самих конструкций не закончен. По позиции 25 локального сметного расчета обществом заложен проем ворот объемом кладки не более 3,3 куб. м, кладка стены в нижней части висит в воздухе со стороны улицы, не опирается на фундамент, документы, подтверждающие качество примененных материалов заказчику не предоставлены. По остальным позициям локального сметного расчета общество работы фактически не выполнило (наружная облицовка стен в вертикальном исполнении по металлическому каркасу), либо к работам общество не приступало. ООО "ВК ПромСтрой" с начала выполнения работ никакой документации учреждению не предоставляло, с 01.08.2020 года рабочих на объекте нет.
Также учреждением установлено, что после заключения контракта ООО "ВК ПромСтрой" сменило юридический адрес, учреждение о данном обстоятельстве в известность поставлено не было.
В связи с тем, что ООО "ВК ПромСтрой" были выполнены работы ненадлежащего качества, не устраненные в порядке, установленном разделом 4 контракта после указания заказчика; нарушен установленный срок выполнения работ, работы на объекте не ведутся; в ходе исполнения контракта установлено, что общество предоставило недостоверную информацию о своих юридических реквизитах и о банковской гарантии учреждением на основании пункта 10.4.1 контракта принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В письме от 21.08.2020 N 27 ООО "ВК ПромСтрой" выразило несогласие с решением учреждения об одностороннем отказе от исполнения контракта исх. N 01-14/462 от 19.08.2020, текст письма аналогичен письму от 17.08.2020 N 26, в письме общество выразило готовность продолжить выполнение работ, предусмотренных контрактом: монтаж металлоконструкций, устройство колодцев, устройство ограждения после предоставления рабочей документации на данные виды работ (т. 1, л.д. 115-124).
Письмом от 21.08.2020 N 28 общество направило в адрес учреждения копию общего журнала работ, копии актов скрытых работ, копии сертификатов соответствия на кирпич, смесь бетонную, сетку металлическую сварную, щебень, плиты из минеральной ваты (теплоизоляция), цемент, профилированные листы, гидроизоляцию Бикрост (т. 1, л.д. 113).
Письмом от 24.08.2020 N 01-14/471 учреждение уведомило общество о проведении 26.08.2020 экспертизы объема и качества выполненных подрядчиком работ (т. 1, л.д. 163).
Письмами от 25.08.2020 N 29 и от 27.08.2020 N 30 для снятия возникших вопросов в ходе исполнения контракта общество предложило провести техническое совещание (т. 1, л.д. 125-129).
ООО "ВК ПромСтрой" 03.09.2020 принято решение, оформленное в виде уведомления N 33, о расторжении контракта в одностороннем порядке в связи с непредставлением учреждением технической документации, что препятствует исполнению договора подрядчиком (т. 1, л.д. 143-150).
Письмами от 23.09.2020 N 36, от 28.09.2020 N 37, от 30.09.2020 N 40, от 05.10.2020 N 41 общество обращалось в учреждение с предложением проведения технического совещания с участием эксперта ООО "Центр экспертиз" (т. 1, л.д. 153-156).
Учреждением и ООО "Центр экспертиз" 20.08.2020 заключен договор N 149 на проведение негосударственной экспертизы объема и качества выполненных работ по государственному контракту по объекту: "Капитальный ремонт части помещения экспериментально-биологической клиники по адресу: г. Оренбург, шоссе Нежинское, д. 10" (т. 3, л.д. 56-59).
Согласно заключению эксперта по результатам проведенной строительно-технической экспертизы результата фактически выполненных работ по государственному контракту на объекте "Капительный ремонт части помещения экспериментально-биологической клиники по адресу: г. Оренбург, шоссе Нежинское, д. 10", шифр ЦЭ-149-08.20-ЗЭ (т. 2, л.д. 194-223, т. 3, л.д. 1-39), работы по разборке бетонных оснований под полы: на гравии не выполнялись, в процессе вскрытия стяжки пола обнаружены остатки старого бетонного материала; факт выполнения работ по демонтажу оконных коробок, очистки помещений от строительного мусора, перевозке грузов автомобилями-самосвалами, разборке грунта, планировке площадей ручным способом, полив водой основания под полы промышленных цехов, уплотнению грунта гравием установить невозможно; по работам по устройству подстилающих слоев: гравийных вместо запланированных 17,28 куб. м использовано 5,539 куб. м (0,05 м х 110,78 кв. м), вместо гравия использован мелкозернистый щебень; по работам по устройству гидроизоляции из полиэтиленовой пленки на бутилкаучуковом клее с защитой рубероидом: первый слой и последующий слой, бутилкаучук на участках вскрытия стяжки гидроизоляция не обнаружена, имеется полиэтиленовая пленка по периметру примыкания к стенам на общем периметре до 10 м п.; по работам по устройству сетки из проволоки холоднотянутой на участках вскрытия стяжки армирование не обнаружено; по работам по устройству покрытий бетонных толщиной 30 мм, устройство покрытий: на каждые 5 мм изменение толщины покрытия добавлять или исключать к расценке 11-01-015-01 выполнены работы на площади 110,78 кв. м вместо запланированных 144 кв. м, средняя толщина стяжки составляет 153 мм; по работам установка закладных деталей использовано 0,01658 тонн вместо 0,184 запланированных; железнение цементного покрытия на площади 144 кв. м не обнаружено; простая окраска масляными составами полов не выполнялась; работы по ремонту кирпичной кладки выполнены 3,67 куб. м вместо запланированных 5,4 куб. м; устройство круглых сборных железобетонных канализационных колодцев диаметром 1,5 м в сухих грунтах не выполнялось; по работам по изготовлению и установке ограждений боксов из стальных труб для содержания крупного рогатого скота использовано 0,1825 тонн труб 40 х 2,8 мм вместо 2,7 тонны; трубы стальные электросварные прямошовные, наружный диаметр 32 мм, толщина стенки 2,0 мм длиной 187 м изготовлено 71 метр, использована труба 40 х 2,8 мм; остальные работы не выполнялись.
В ходе экспертизы были выявлены следующие недостатки на выполненных работах:
- искривление по вертикали кирпичной кладки выполненной из керамических кирпичей на цементно-песчаном растворе с величиной отклонения до 40 мм, причина возникновения дефекта - некачественно выполненные работы по кирпичной кладке;
- искривление металлических трубчатых ограждений по горизонтали с отклонением до 15 мм возникшие в результате неточности в геометрических параметрах при монтаже.
По результатам экспертизы эксперт пришел к выводу о несоответствии фактически выполненных работ на объекте "Капительный ремонт части помещения экспериментально-биологической клиники по адресу: г. Оренбург, шоссе Нежинское, д. 10" по качеству и объему содержания в локально сметном расчете.
Полагая, что учреждением необоснованно принято решение о расторжении контракта на выполнение работ по капительному ремонту части помещения экспериментально-биологической клиники, истец обратился в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из их обоснованности.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Возникшие между сторонами правоотношения регулируются нормами главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также общими положениями гражданского законодательства об обязательствах, с учетом положений Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Согласно пункту 1 статьи 763 Гражданского кодекса подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 768 Гражданского кодекса к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной данным Кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд.
Частью 14 ст. 34 Закона о контрактной системе определено, что в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Частью 8 статьи 95 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Из части 9 ст. 95 Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В силу пункта 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Как следует из частей 13 и 14 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В соответствии со ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, изменением или расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором (пункт 1). По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором (пункт 2).
Согласно п. 2 ст. 452 Гражданского кодекса Российской Федерации требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Из содержащегося в пункте 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации понятия существенного нарушения договора одной из сторон следует, что сторона, предъявляющая в суд требование о расторжении договора по этому основанию, должна представить доказательства, подтверждающие именно такой характер нарушения.
В силу части 1 статьи 716 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении непригодности или недоброкачественности предоставленной технической документации. Доказательств приостановления работ и уведомления об этом муниципального заказчика истцом в материалы дела не представлено.
Согласно пункту 1 статьи 719 Гражданского кодекса подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328).
На основании статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Пунктом 1 ст. 766 Гражданского кодекса предусмотрено, что государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
Договором строительного подряда должны быть определены состав и содержание технической документации, а также должно быть установлено, какая из сторон, в какой срок должна предоставить соответствующую документацию (часть 2 статьи 743 Гражданского кодекса).
Таким образом, в предмет контракта на выполнение строительных работ входят объем и виды работ, которые должны быть определены в технической и сметной документации.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что между учреждением (заказчик) и ООО "ВК ПромСтрой" (подрядчик) 29.06.2020 заключен контракт N 0353100007620000003 на выполнение работ по капитальному ремонту части помещения экспериментально-биологической клиники по адресу: г. Оренбург, шоссе Нежинское, д. 10 (для субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций) (т. 1, л.д. 26-52).
19.08.2020 учреждением принято решение N 01-14/462 об одностороннем отказе от исполнения контракта (т. 1, л.д. 90-94).
Судебная коллегия отмечает, что настоящий спор возник в результате вывода учреждения о ненадлежащем исполнении обществом своих обязательств по контракту.
Между тем, довод апеллянта о том, что решение о расторжении контракта было принято в связи с невыполнением ООО "ВК ПромСтрой" своих обязательств по контракту, поскольку по состоянию на 19.08.2020 за 51 календарный день на 100% выполнен только один вид работ - демонтаж оконных коробок - 1 коробка, иные виды работ либо не выполнены вообще, либо выполнены не в полном объеме, без подтверждения объема и качества выполненных работ соответствующей документацией, судебной коллегией отклоняется.
Общество 10.07.2020 обратилось в учреждение с письмом N 20 о выдаче проектной документации с размерами конструкций и высотными отметками в ближайшее время (т. 1, л.д. 97).
Письмом от 27.07.2020 N 01-14/415 учреждение сообщило о предоставленной п. п. "в" п. 1 части 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ возможности изменения цены контракта не более, чем на 10%, предложило составить ведомость объема работ и локальный сметный расчет на дополнительные работы (т. 1, л.д. 160).
Письмом от 17.08.2020 N 26 ООО "ВК ПромСтрой" уведомило учреждение о приостановке выполнения работ в связи с непредставлением проектной документации, а также в связи с необходимостью выполнения дополнительных работ, указав в том числе на то, что плиты перекрытия имеют значительные разрушения, возможно находятся в аварийном состоянии (т. 1, л.д. 106-112).
Указанное свидетельствует о том, что невыполнение обществом части работ по контракту, ставшее причиной принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, вызвано обстоятельствами, не зависящими от общества, произошло вследствие непредставления учреждением проектной документации.
Довод апеллянта о том, что необходимая проектная документация была передана обществу сотрудником учреждения Одинцовым Александром (копий рабочих чертежей 10.07.2020 и 31.07.2020 (по электронной почте), вручение копий рабочих чертежей нарочно заместителю директора ООО "ВК ПромСтрой" Власову А.Ю.), обоснованно отклонен судом первой инстанции по тем основаниям, что нарушен порядок представления проектной документации.
Так, судебная коллегия отмечает, что рабочие чертежи являются лишь исходными данными для проектирования и не утверждены в установленном порядке, ввиду чего не могут быть признанными проектной документацией к контракту.
Подтверждение свидетелем Любимовым И.Г. факта передачи копий рабочих чертежей не является основанием для признания указанного факта таковым в отсутствие утверждения проектной документации.
Довод апеллянта об отсутствии доказательств необходимости производства дополнительных работ, не предусмотренных аукционной документацией, судебной коллегией отклоняется, поскольку необходимость их выполнения была выявлена лишь после того, как общество приступило к выполнению работ. Поскольку п.п. "в" п. 1 части 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ установлена возможность изменения цены контракта не более, чем на 10%, общество законно и обоснованно обратилось в учреждению с предложением составить ведомость объема работ и локальный сметный расчет на дополнительные работы.
Довод апеллянта о том, что работы по капитальному ремонту части помещения экспериментально-биологической клиники фактически не являются реконструкцией, судебной коллегией отклоняется.
Из пункта 14 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
В соответствии с подразделом "б" раздела 3 Положения о проведении планово-предупредительного ремонта зданий и сооружений МДС 13-14.2000", утвержденного постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 года N 279, к капитальному ремонту производственных зданий и сооружений относятся такие работы, в процессе которых производится смена изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной смены или замены основных конструкций, срок службы которых в зданиях и сооружениях является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий и сооружений, все виды стен зданий, все виды каркасов стен, трубы подземных сетей, опоры мостов и др.).
Согласно совместному письму Госплана СССР, Госстроя СССР, Стройбанка СССР, ЦСФУ СССР от 08.05.1984 года N НБ-36-Д/23-Д/144/6-14, реконструкция зданий и сооружений, а также модернизация машин и оборудования являются производством таких работ, которые улучшают ранее принятые нормативные показатели функционирования, в результате чего у объекта появляются новые качественные или количественные параметры и характеристики.
Понятие капитального ремонта содержится в ведомственных строительных нормах ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденных приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 года(далее - ВСН 58-88 (р)).
При этом положениями ВСН 58-88 (р) определено, что ремонт здания - это комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий по устранению физического и морального износа, не связанных с изменением основных технико-экономических показателей здания. Капитальный ремонт здания - ремонт здания с целью восстановления его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей. Реконструкция здания - комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей (количества и площади квартир, строительного объема и общей площади здания, вместимости или пропускной способности или его назначения) в целях улучшения условий проживания, качества обслуживания, увеличения объема услуг.
В пункте 5.1 ВСН 58-88 (р) указано, что капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования.
Как следует из СП 13-102-2003 "Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений", капитальный ремонт здания - комплекс строительных и организационно-технических мероприятий по устранению физического и морального износа, не предусматривающих изменение основных технико-экономических показателей здания или сооружения, включающих, в случае необходимости, замену отдельных конструктивных элементов и систем инженерного оборудования; реконструкция здания - комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей (нагрузок, планировки помещений, строительного объема и общей площади здания, инженерной оснащенности) с целью изменения условий эксплуатации, максимального восполнения утраты от имевшего место физического и морального износа, достижения новых целей эксплуатации здания; модернизация здания - частный случай реконструкции, предусматривающий изменение и обновление объемно-планировочного и архитектурного решений существующего здания старой постройки и его морально устаревшего инженерного оборудования в соответствии с требованиями, предъявляемыми действующими нормами к эстетике условий проживания и эксплуатационным параметрам жилых домов и производственных зданий.
Таким образом, отличие капитального ремонта от реконструкции состоит в том, что при реконструкции изменяется сущность объекта (появляются новые качественные и количественные характеристики), а при капитальном ремонте сущность объекта не меняется, производится замена или восстановление неисправных элементов на более прочные и долговечные. Ремонт основных средств направлен на сохранение первоначальных характеристик основных средств, а реконструкция - на их увеличение (улучшение) или создание новых. Ремонтные работы, в отличие от реконструкции, не изменяют технологическое или служебное назначение основных средств, не совершенствуют производство и не повышают его технико-экономические показатели.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.08.2014 N 51 введены СП 2.2.1.3218-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию экспериментально-биологических клиник (вивариев)". Указанные СП 2.2.1.3218-14 являются обязательными для исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией экспериментально-биологических клиник (вивариев) (далее - виварии). Предусматривается, что ранее построенные здания вивариев в части архитектурно-планировочных решений эксплуатируются в соответствии с проектом, по которому они были построены. Виварии для содержания лабораторных животных размещаются в отдельно стоящих зданиях или отдельных помещениях организации (научно-исследовательском институте, лаборатории) с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований к санитарно-защитным зонам и санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов. Площадь и высота помещений вивария определяется заданием на проектирование с учетом габаритов оборудования и степенью механизации производственных процессов, а также гигиенически обоснованными показателями воздухообмена.
Согласно пункту 29 Приложения N 5 к Правилам надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза, утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 03.11.2016 года N 77, виварии должны быть изолированы от других производственных помещений. Они должны быть сконструированы с соблюдением необходимых требований.
Из материалов дела следует, что за учреждением Распоряжением Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 11.11.2019 N 487-р на праве оперативного управления закреплено здание автогаража по адресу: г. Оренбург, шоссе Нежинское, дом 10. Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области от 19.05.2020 N 56-147-р изменено наименование объекта недвижимого имущества, являющегося собственностью Российской Федерации, с "Здания автогаража" на "Экспериментально-биологическая клиника".
Как следует из письма Ассоциации Саморегулируемой организации "Альянс проектировщиков Оренбуржья" от 20.11.2020 N 901 (ассоциация СРО "АПО"), назначение объекта существенно изменяется.
Относительно довода апеллянта о том, что выводы, содержащиеся в письме ассоциация СРО "АПО" не могут являться обязательными, судебная коллегия отмечает следующее.
Действительно, ассоциация СРО "АПО" является некоммерческой организацией, основанной на членстве юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих подготовку проектной документации, ввиду чего, мнение указанной организации может быть принято в качестве доказательства по настоящему делу.
На основании изложенного, суд первой инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что работы по капитальному ремонту части помещения экспериментально-биологической клиники по адресу: г. Оренбург, шоссе Нежинское, д. 10 фактически являются реконструкцией, поскольку изменяется служебное назначение объекта недвижимости, к помещениям вивариев установлены особые требования, требуется обязательная разработка проектной документации.
Довод апеллянта о том, что суд первой инстанции, переквалифицируя произведенные работы с капитального ремонта на реконструкцию, вышел за пределы исковых требований, апелляционная инстанция не принимает как основание к отмене судебного акта, поскольку, данное обстоятельство не опровергает вывода суда о необходимости обязательной разработки проектной документации, отсутствие которой привело к невозможности определения обществом в ходе выполнения работ потребностей участника, и, как следствие, к нарушению срока выполнения работ, невыполнению работ, указанных в локальном сметном расчете.
Кроме того, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что исполнитель при заключении контракта обоснованно полагался на то, что работы должны соответствовать требованиям, указанным в техническом задании, однако по факту у заказчика была потребность в реконструкции помещения.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие не зависящих от исполнителя препятствий для выполнения работ по контракту, что согласно статье 404 ГК РФ является основанием для вывода об отсутствии его вины в нарушении обязательств по контракту и сроков их выполнения.
Довод апеллянта о том, что представленные ООО "ВК ПромСтрой" изображения из общего журнала работ N 002 содержат недостоверную, не полную информацию о работах на Объекте, судебной коллегией отклоняется, поскольку не подтверждается материалами дела.
Ссылка апеллянта на заключение эксперта, в соответствие с которым содержание представленных ООО "ВК ПромСтрой" изображений общего журнала работ и актов освидетельствования скрытых работ без дат под номерами 1,2,3,4 было опровергнуто, подлежит отклонению, поскольку указанное заключение было выполнено после принятия учреждением решения N 01-14/462 от 19.08.2020 об одностороннем отказе от исполнения контракта (т. 1, л.д. 90-94).
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у ответчика отсутствуют предусмотренные законом основания для одностороннего отказа от исполнения контракта, поскольку ООО "ВК ПромСтрой" к выполнению работ по контракту приступило, работы выполняло, исполнительная документация по работам, в том числе и по скрытым, предоставлена в распоряжение учреждения, существенных нарушений контракта со стороны общества не установлено, выявленные недостатки строительных работ обществом своевременно устранялись (общий журнал работ N 002), иных замечаний к качеству работ до принятия оспариваемого решения у учреждения не имелось, невыполнение обществом указанных в контракте части работ произошло вследствие непредставления учреждением проектной документации.
Доводы подателя жалобы не опровергают установленные судом обстоятельства и не влияют на существо принятого судебного акта, поэтому не являются основанием для его отмены.
Арбитражный суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений норм процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 09.03.2021 по делу N А47-13408/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Федеральный научный центр биологических систем и агротехнологий Российской академии наук" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Иванова |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-13408/2020
Истец: ООО "ВК Промстрой"
Ответчик: Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Федеральный научный центр биологических систем и агротехнологий Российской академии наук"
Третье лицо: Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд