г. Санкт-Петербург |
|
25 мая 2021 г. |
Дело N А21-12384/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Згурской М.Л., Трощенко Е.И.
при ведении протокола судебного заседания: Новоселовой В.В.
при участии:
от истца (заявителя): Загартдинова О.Е., по доверенности от 01.12.2020;
от ответчика (должника): Гречухина Е.А., по доверенности от 24.12.2020;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10193/2021) Калининградской областной таможни на решение Арбитражного суда Калининградской области от 09.02.2021 по делу N А21-12384/2020, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Доршин-Мастер"
к Калининградской областной таможне
о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Доршин-Мастер" (ОГРН 1083925005273 место нахождения: г. Калининград, ул.Айвазовского,43) (далее - заявитель, Общество, декларант) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Калининградской областной таможне (далее - таможенный орган, Таможня) о признании незаконными действий по воспрепятствованию выпуска на территорию Российской Федерации (Калининградской области) автошин бывших в употреблении, пригодных для использования по назначению, в количестве 1054 штуки, ввезенных по инвойсу N 204263 от 27.11.2000 г. и CMR 10000000/301120/4604982 от 27.11.20 и обязании произвести выпуск товара.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 09.02.2021 признаны незаконными действия Калининградской областной таможни по воспрепятствованию выпуска на территорию Российской Федерации (Калининградской области) автошин бывших в употреблении, пригодных для использования по назначению, в количестве 1054 штуки, ввезенных ООО "Доршин-Мастер" по инвойсу N 204263 от 27.11.2000 и CMR 10000000/301120/4604982 от 27.11.2020. В остальной части требований ООО "Доршин-Мастер" отказано.
В апелляционной жалобе Таможня, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просит обжалуемый судебный акт отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы податель ссылается на то, что при прибытии товара Обществом не было предоставлено достаточных доказательств, подтверждающих, что ввезенный товар не является отходом, в том числе экспертное заключение ООО "ВЭД-ЭКСПЕРТ" от 30.11.2020 N 28-05/247/20, а для таможенного органа, который не обладает компетенцией по отнесению, либо не отнесению товара к опасным отходам, представленное экспертное заключение не являлось достаточным документом, на основании которых он мог сделать вывод о том, что товар не является опасным отходом и имеются основания для его ввоза на таможенную территорию ЕАЭС.
По мнению подателя жалобы, возможность использования товара по прямому назначению, не изменяет характеристику товара как отхода, включенного по наименованию и классификационному коду в перечень опасных отходов. Общество не реализовало в предусмотренном Административным регламентом порядке возможность обратиться в Росприроднадзор за получением разрешения на трансграничное перемещение отходов либо заключения об отсутствии необходимости получения такого разрешения.
08.04.2021 Таможня представила дополнение к апелляционной жалобе.
28.04.2021 Общество представило отзыв на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы жалобы, просил решение суда отменить.
Представитель Общества просил в удовлетворении жалобы отказать.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Доршин - Мастер" занимается импортом товара - автошин (автопокрышек) для легкового транспорта, бывших в употреблении, но пригодных для использования по прямому назначению.
На основании контракта N 02/2019 от 27.03.2019, заключенного с фирмой "Reifenhandel Krause" (Германия) ООО "Доршин - Мастер" 01.12.2020 на таможенный МАПП Багратионовск в зоне деятельности Калининградской областной таможни прибыло транспортное средство с шинами, бывшими в употреблении, пригодными к эксплуатации (не являются отходами) в количестве 1 054 штуки, ввезенных по инвойсу N 204263 от 27.11.2020 и CMR 10000000/301120/4604982 от 27.11.2020 с целью ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и помещения товара под процедуры таможенного транзита до места таможенного оформления.
С целью подтверждения проведения исследования шин, бывших в употреблении в количестве 1054 (одна тысяча пятьдесят четыре) штуки, указанных в экспертном заключении ООО "ВЭД-Эксперт" N 28-05/247/20 от 30.11.2020 таможня запросила информацию о выдаче заключения N 5558931-10 от 25.11.2020 от сюрвейерской компании SGS Germany GmbH, Member of the SGS Group (Societe Generale de Surveillace), расположенной по адресу: Rodingsmarkt 16, D-20459 Hamburg, Germany, и наличия договорных отношений с ООО "ВЭД-Эксперт" для целей проведения исследований шин, бывших в употреблении.
В рамках проведенного анализа, таможенный орган сослался на невозможность идентифицировать ввозимые товары с товарами, указанными в экспертном заключении ООО "ВЭД-Эксперт" от 30.11.2020 N 28-05/247/20.
В связи с непредставлением Обществом документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений таможенным постом МАПП Багратионовск принято решение о запрете ввоза товаров. Товар вывезен обратно на территорию Республики Польша и далее в Германию.
Не согласившись с действиями и решением Калининградской таможни, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что со стороны Таможни имеет место злоупотреблением правом, что является недопустимым в силу статьи 10 ГК РФ, поскольку вопрос ввоза на территорию РФ автошин бывших в употреблении пригодных для употребления по назначению ранее неоднократно был предметом судебного разбирательства по делу А21-4010/2015. В удовлетворении требования Общества об обязании Калининградскую таможню произвести выпуск товара, суд первой инстанции отказал в связи с неисполнимостью, поскольку товар вывезен за пределы Российской Федерации (Калининградской области).
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы Таможни в силу следующего.
Согласно пункту 3 Положения ввоз и вывоз отходов на таможенную территорию Таможенного союза физическими лицами для личного пользования запрещен.
Разделом 2.3 Приложения N 1 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 N 134 к опасным отходам, ограниченным к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при ввозе и (или) вывозе, отнесены шины и покрышки пневматические, бывшие в употреблении
В силу подпункта 1 пункта 8 Положения под отходами понимаются вещества или предметы, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с экологическим законодательством государств - членов Таможенного союза.
Данное положение международного договора относит к компетенции государства, на территорию которого производится ввоз соответствующих товаров, устанавливать критерии их отнесения к отходам исходя из внутренних интересов, в частности, обеспечения экологической безопасности.
Аналогичное определение понятия "отходы" содержится в статье 2 Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, ратифицированной Федеральным законом от 25.11.1994 N 49-ФЗ, согласно которой для целей данной Конвенции отходы представляют собой вещества или предметы, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с положениями национального законодательства.
Понятие отходов содержится в статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89- ФЗ "Об отходах производства и потребления", в соответствии с которой отходы производства и потребления это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом.
Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.
Системный анализ приведенных нормативных положений международного и национального законодательства позволяет сделать вывод о том, что безусловное отнесение товаров к отходам без исследования вопроса об утрате ими потребительских свойств недопустимо.
Согласно п.3.5 ГОСТ Р 54095-2010 "Ресурсоснабжение. Требования к экобезопасной утилизации отработанных шин" отработавшей шиной (изношенной шиной) считается пневматическая транспортная шина, утратившая свои функциональные свойства в результате окончания срока службы или по причине аварийных. Отработавшая шина состоит из камеры (пневматической шины) и покрышки.
В примечании к приведенному пункту указано, что, как правило, на утилизацию чаще попадают покрышки от отработавших шин, а не отработавшие шины в сборке (покрышки совместно с камерами). Повторное использование по первоначальному назначению шин является продлением жизненного цикла шины. Категории отработавших покрышек установлены в 4.1.4.1 - 4.1.4.3 ГОСТа.
Согласно п.4.1.4.1 ГОСТа отработавшие покрышки, которые официально повторно используют по первоначальному предназначению называют частично изношенными. Подобные покрышки можно в дальнейшем использовать в качестве покрышек, поскольку остается минимально допустимая глубина протектора и износ покрышки при условии проверки структурной надежности протектора не влияет на ее безопасное и надлежащее использование. Подобные покрышки должны соответствовать дорожным спецификациям страны, в которой планируют их использование. В некоторых странах установлена минимальная глубина протектора частично изношенных покрышек легковых автомобилей 1,6 мм для продажи покрышек в целях последующего использования.
Отработавшие покрышки, которые не могут быть использованы по первоначальному предназначению, но подходят для восстановления описаны в 4.1.4.2 ГОСТ.
Вне зависимости от наличия или отсутствия глубины протектора, достаточной для последующего использования покрышки по первоначальному предназначению при условии сохраненной структурной целостности покрышки, она может быть восстановлена наложением нового проектора на корпус покрышки посредством вулканизации. Таким образом, использованная покрышка становится восстановленной покрышкой.
В соответствие с п.4.1.4.3 ГОСТа отработавшие покрышки, которые не могут быть использованы по первоначальному предназначению и не подходят для восстановления протектора, определяют как изношенные. Подобные покрышки называют завершившими жизненный цикл.
К ним относятся покрышки, не соответствующие требованиям, необходимым для повторного использования или восстановления. Подобные покрышки не допускают к использованию вследствие их возраста, или разрушения каркаса, или износа сверх установленных уровней.
Поскольку подобные покрышки не подходят для повторного использования или восстановления, они могут быть использованы в качестве сырья в других производствах или могут быть предназначены для конечного размещения.
Таким образом, законодательно установленные критерии оценки шин бывших в употреблении опровергает вывод таможни о возможности отнесения к отходам таких шин исключительно на основании указания в декларации сведений о них как о бывших в употреблении.
Доказательств исследования таможней вопроса о физических и химических характеристиках ввезенного Обществом товара, а также акт осмотра товара в материалы дела не представлены.
Товары, перемещаемые через таможенную границу Союза в соответствии с пунктом 2 статьи 9 Таможенного кодекса ЕАЭС подлежат таможенному контролю с применением мер и (или) форм, установленном Кодексом.
К мерам, обеспечивающим проведение таможенного контроля в силу статьи 388 ТК ЕАЭС отнесены следующие меры: право таможенного органа запрашивать, требовать и получать документы и (или) сведения необходимые для проведения контроля; право осуществлять идентификацию товаров, документов, транспортных средств, помещений и других мест; право назначать проведение таможенной экспертизы, отбирать пробы и (или) образцы товаров.
Из материалов дела следует, что генеральным директором Общества 01.12.2020 на имя начальника МАПП Багратионовск было подано заявление, зарегистрированное таможенным органом за N 00161 о разрешении размещения товара на складе СВХ до рассмотрения спора в арбитражном суде.
Таможней указанное заявление не рассмотрено, транспортное средство с товаром не разгружалось и не досматривалось.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что Таможней безосновательно не принято во внимание предъявленное Обществом вместе с пакетом документов экспертное заключение ООО "ВЭДЭксперт" от 30.11.2020 N 28-05/247/20 свидетельствующее о том, что бывшие в употреблении колесные шины для легковых автомобилей, в ассортименте, в количестве 1054 штуки, пригодны для эксплуатации на территории Таможенного союза в соответствии с Приложением N8, пп.5.6.1, 5.6.2, 5.6.3, 5.6.5 "Требования к шинам и колесам" ТР ТС N018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств" и в соответствии с определением п.3 ГОСТ Р 53691- 2009 и отходами не являются.
В разъяснениях к ТН ВЭД от 07.11.2017 автошины, бывшие в употреблении четко разделены на: автошины б/у непригодные для дальнейшего использования - в этом случае они относятся к коду 400400 000 0 (отходы), и автошины б/у, пригодные для использования по назначению - в этом случае они относятся к коду 4012 200009.
То есть, законодателем наряду с такой группой как отходы резины (код ТН ВЭД 4004 00 000 0) - опасные отходы, на ввоз которых действительно требуется лицензия Минторга по согласованию с Минприроды, предусмотрена отдельная товарная группа - шины и покрышки, бывшие в употреблении и пригодные для использования (код ТН ВЭД 4012) - товар, ввозимый в обычном порядке.
Согласно пункту 1 статьи 20 ТК ЕАЭС декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется кол товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС. Проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенными органами.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 20 ТК ЕАЭС таможенный орган осуществляет классификацию товаров в случае выявления таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании.
В этом случае таможенный орган принимает решение о классификаций товаров. Из товарной подсубпозиции 4004 00 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, в Раздел 2.3 включены только "отходы, обрезки и скрап резины (за исключением твердой резины)" (п. 26 раздела 2.3).
Согласно примечанию к Разделу 2.3 для целей раздела необходимо руководствоваться как кодом ТН ВЭД ЕАЭС, так и наименованием (физическими и химическими характеристиками) товара, разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза установлен в отношении товаров "шины и покрышки пневматические, бывшие в употреблении" (п. 27 раздела 2.3), классифицируемых в товарной подсубпозиции 4012 20 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС, а из товарной подсубпозиции 4004 00 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза применим только в отношении товаров "отходы, обрезки и скрап резины (за исключением твердой резины)" (п. 26 раздела 2.3).
При ввозе товара Обществом заявлен код ТН ВЭД 40122000009 как для шин, бывших в употребление исключительно не утративших своих потребительских свойств. Решение об изменении кода товара таможенным органом не принималось.
По мнению таможенного органа, единственным органом, который мог бы подтвердить, что товар не относится к категории опасных отходов, является Росприроднадзор.
Росприроднадзор осуществляет государственный надзор в области обращения с отходами, то есть его компетенция распространяется на принятие решений о возможности трансграничного перемещения отходов.
Заявителями на получение такой государственной услуги в Росприроднадзоре, являются лица, планирующие осуществлять трансграничное перемещение отходов, то есть необходимость обращения в Росприроднадзор возникает только у тех лиц, которые намерены ввозить/вывозить отходы.
Заявитель не осуществлял трансграничное перемещение отходов.
Росприроднадзор не дает предварительное заключения по вопросу о том, является ли предполагаемый к ввозу товар отходами, либо нет, а выдает разрешения на трансграничное перемещение отходов, то есть лицо, обращающееся за таким разрешением, изначально должно планировать ввоз именно отходов, что в рассматриваемом случае не имело места.
В отзыве на жалобу Общество указало, что ООО "Доршин-Мастер" в 2016 году обратилось в Росприроднадзор с запросом по поводу ввоза автошин бывших в употреблении. В письме от 04.02.2016 N ОД-08-00-32/1774 Росприроднадзор указал на то, что отходы - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению. При этом, отнесение шин пневматических, бывших в употреблении, к категории "отход" возможно только после проведения экспертной оценки степени пригодности их для дальнейшей эксплуатации и сохранения ими потребительских свойств, соответствующих критериям безопасности. Вопросы определения степени пригодности шин для дальнейшей эксплуатации по прямому назначению и наличия у них потребительских свойств, соответствующих критериям безопасности, не относятся к полномочиям Росприроднадзора.
Таможня в апелляционной жалобе ссылается на то, что судом первой инстанции в решении неправомерно указан ГОСТ Р 54095-2010 "Ресурсосбережение. Требование к экобезопасной утилизации отработавших шин".
Однако таможенный орган не учел, что данный ГОСТ действующий, был принят на основании Методических рекомендаций по идентификации и размещению отработавших шин, подготовленных Технической рабочей группой Базельской конвенцией "О контроле над трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением". Данный ГОСТ позволяет идентифицировать отработавшие шины.
Экспертная организация ООО "ВЭДЭксперт", оценивая состояние автошин бывших в употреблении ввезенных Обществом, руководствовалась ТР ТС N 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств", и согласно экспертному заключению износ автопокрышек составил 15-20%, то есть было установлено, что колесные шины для легковых автомобилей в ассортименте, пригодны для эксплуатации в соответствии с установленными требованиями.
Иные доводы Таможни идентичны приведенным при рассмотрении дела в суде первой инстанции, которым судом дана надлежащая правовая оценка.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что удовлетворив заявление Общества в части признания незаконными действий Калининградской областной таможни по воспрепятствованию выпуска на территорию Российской Федерации (Калининградской области) автошин бывших в употреблении, пригодных для использования по назначению, в количестве 1054 штуки, ввезенных ООО "Доршин-Мастер" по инвойсу N 204263 от 27.11.2000 и CMR 10000000/301120/4604982 от 27.11.20, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
В удовлетворении требования Общества об обязании Калининградскую таможню произвести выпуск товара, суд первой инстанции правомерно отказал в связи с неисполнимостью, поскольку товар вывезен за пределы Российской Федерации (Калининградской области).
Доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении, Таможней не приведено. Неправильного применения судом норм материального права, нарушений требований процессуального законодательства при исследовании и оценке представленных доказательств апелляционной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 09.02.2021 по делу N А21-12384/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-12384/2020
Истец: ООО "Доршин-Мастер"
Ответчик: КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ТАМОЖНЯ
Хронология рассмотрения дела:
15.06.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-6671/2022
14.03.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-414/2022
07.10.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-13007/2021
25.05.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-10193/2021
09.02.2021 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-12384/20