г. Пермь |
|
26 мая 2021 г. |
Дело N А60-49086/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 мая 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л.Х.,
судей Савельевой Н.М., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.,
при участии:
от заявителя, Администрации Асбестовского городского округа: Бубнов А.В., паспорт, доверенность N 44-4-4574/20 от 23.07.2020, диплом;
от заинтересованного лица, Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области: не явились;
от третьего лица, Министерства инвестиций и развития Свердловской области: Завьялова Н.А., паспорт, доверенность N 25 от 02.04.2021, диплом;
от третьих лиц, Асбестовского муниципального фонда поддержки малого предпринимательства, Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства (микрокредитная компания), акционерного общества "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства": не явились;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 25 января 2021 года по делу N А60-49086/2020,
принятое судьей Страшковой В.А.
по заявлению Администрации Асбестовского городского округа (ИНН 6603004126, ОГРН 1026600629230)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ИНН 6658065103, ОГРН 1036602648928),
третьи лица: Асбестовский муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства, Министерство инвестиций и развития Свердловской области, Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства (микрокредитная компания), акционерное общество "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства",
о признании незаконным решения антимонопольного органа,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Асбестовского городского округа (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, Свердловское УФАС, антимонопольный орган) от 21.08.2020 N 066/01/15-316/2019.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Асбестовский муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства, Министерство инвестиций и развития Свердловской области, Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства (микрокредитная компания), акционерное общество "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 25.01.2021 (резолютивная часть объявлена 19.01.2021) требования удовлетворены, решение Свердловского УФАС России от 21.08.2020 N 066/01/15-316/2019 признано незаконным и на антимонопольный орган возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Администрации Асбестовского городского округа.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, антимонопольный орган обжаловал решение суда в апелляционном порядке, в жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В апелляционной жалобе антимонопольный орган настаивает на законности оспариваемого решения.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы аналогичны изложенным в отзыве, представленном суду первой инстанции и сводятся к тому, что предоставление Асбестовскому муниципальному фонду поддержки малого предпринимательства (далее - Фонд) субсидии на реализацию мероприятий подпрограммы "Развитие МСП и АГО" муниципальной программы "Совершенствование социально-экономической политики на территории АГО до 2020", утвержденной постановлением Администрации Асбестовского городского округа от 04.12.2013 N 762-ПА не соответствует требованиям пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции; обращает внимание суда, что выданное ранее антимонопольным органом предупреждение от 14.12.2018 N 40 о необходимости прекращения действий, выразившихся в предоставлении Фонду муниципальной преференции в виде субсидии в нарушение требований главы 5 Закона о защите конкуренции Администрацией не выполнено.
Администрацией представлен отзыв с возражениями на жалобу, в котором заявитель просит решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Позиция заявителя сводится к тому, что предоставление в данном случае субсидии Фонду не требовало согласования в антимонопольном органе.
Третье лицо - Министерство инвестиций и развития Свердловской области представило на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Участвующие в судебном заседании представители заявителя и третьего лица (Министерства) поддержали изложенные в отзывах на жалобу доводы.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей для участия в заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела судом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Комиссией Свердловского УФАС России вынесено решение по делу N 066/01/15-316/2019 от 21.08. 2020, которым установлен (признан) факт нарушения Администрацией Асбестовского городского округа пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что выразилось в предоставлении Асбестовскому муниципальному фонду поддержки малого предпринимательства муниципальной преференции в виде субсидии в нарушение требований, установленных главой 5 Закона о защите конкуренции (Постановление Администрации АГО от 04.12.2013 N 762-ПА), а также в последующем невыполнении Предупреждения Свердловского УФАС России N 40 от 14.12.2018.
Не согласившись с данным решением антимонопольного органа, Администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании решения незаконным и отмене.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела пришел к выводу о несоответствии оспариваемого решения требованиям законодательства, нарушении прав и законных интересов заявителя, и удовлетворил заявленные требования.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав участвующих в судебном заседании представителей, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не установил.
В соответствии с частью 1 статьи 198, статьями 200, 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В предмет доказывания по спору о признании недействительным ненормативного правового акта (предписания) входит установление фактов несоответствия этого предписания закону и нарушение им прав и интересов органа местного самоуправления (статьи 198, 201 АПК РФ).
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с подпунктом 33 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении) к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, содействие развитию малого и среднего предпринимательства.
Вопросы местного значения решаются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом о местном самоуправлении.
Согласно частям 1 и 3 статьи 7 Закона о местном самоуправлении по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
На основании части 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ) условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, нарушение которого вменяется в вину заявителю, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции, под государственными или муниципальными преференциями понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот.
В статье 19 Закона о защите конкуренции перечислены цели, для достижения которых могут быть предоставлены указанные преференции, а также условия их предоставления.
Пунктом 13 части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции установлено, что государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации в том числе для целей поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно пункту 4 части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции преференции предоставляются с предварительного согласия антимонопольного органа, данного в письменной форме, за исключением случаев, если такая преференция предоставляется в соответствии с федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципального программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Из совокупности положений части 1 статьи 19 и пункта 4 части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции следует, что исключением из случаев предварительного согласования с антимонопольными органами предоставления преференции является предоставление преференции в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства.
Согласно положениям статьи 11 Федерального закона N 209-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития МСП относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе: формирование и осуществление муниципальных программ (подпрограмм) с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей; анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований.
Таким образом, в случае намерения органа местного самоуправления предоставить преференцию, регламентированную Законом о защите конкуренции, в целях поддержки субъектов малого и среднего малого и среднего предпринимательства, предоставление такой преференции должно быть предусмотрено в Программе (подпрограмме).
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона N 209-ФЗ инфраструктурой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) для осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства, и для оказания им поддержки.
Согласно части 4 статьи 15 Федерального закона N 209-ФЗ поддержкой организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, является деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляемая при реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм) и направленная на создание и обеспечение деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и соответствующих требованиям, установленным в порядке, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, и включенных в соответствии со статьей 15.1 настоящего Федерального закона в единый реестр организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона N 209-ФЗ предусмотрено, что оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков (за исключением земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства), зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами) (статья 18 Федерального закона N 209-ФЗ).
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено право органов местного самоуправления создавать организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и обеспечивать их деятельность, в том числе посредством выделения субсидии из бюджета.
В соответствии с предоставленными Федеральным законом N 209-ФЗ полномочиями Администрацией Асбестовского городского округа Постановлением от 04.12.2013 N762-ПА утверждена муниципальная программа, в составе которой разработана подпрограмма "Развитие малого и среднего предпринимательства в Асбестовском городском округе, где предусмотрено предоставление субсидии на обеспечение деятельности Асбестовского муниципального фонда поддержки малого предпринимательства, образующего инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В целях реализации муниципальной программы Администрацией издано Постановление от 04.07.2018 N 316-ПА "Об утверждении Порядка расходования целевых средств областного бюджета, предоставленных в форме субсидии бюджету Асбестовского городского округа, и средств бюджета Асбестовского городского округа на выполнение мероприятий подпрограммы 4 "Развитие малого и среднего предпринимательства в Асбестовском городском округе" муниципальной программы "Совершенствование социально-экономической политики на территории Асбестовского городского округа до 2020 года" в 2018 году".
Пунктом 3 Постановления N 316-ПА предусмотрено, что выделенные средства направляются на мероприятия, реализуемые путем предоставления субсидии организации, чьи мероприятия вошли в Соглашение о предоставлении субсидии из областного бюджета Свердловской области в бюджет Асбестовского городского округа.
Соглашение было заключено между Министерством инвестиций и развития Свердловской области и администрацией Асбестовского городского округа, Соглашение от 20.04.2018 N 06-2018-47 о предоставлении субсидии из бюджета Свердловской области в бюджет Асбестовского городского округа на софинансирование подпрограммы 4 "Развитие малого и среднего предпринимательства в Асбестовском городском округе" муниципальной программы "Совершенствование социально экономической политики на территории Асбестовского городского округа до 2020 года" в 2018 году".
В пункте 1.2. упомянутого Соглашения предусмотрено наименование софинансируемого мероприятия "создание и (или) обеспечение деятельности организации инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства". В подпункте 2 пункта 2.3. соглашения предусмотрена обязанность заключить соглашение с организацией инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Соглашение от 20.04.2018 N 06-2018-47 было заключено по результатам отбора муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области для предоставления субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований на софинансирование муниципальных программ, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства в рамках реализации региональной программы - Постановления Правительства Свердловской области от 17.11.2014 N 1002-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Повышение инвестиционной привлекательности Свердловской области до 2024 года".
С целью получения субсидии из областного бюджета на этапе отбора 02.02.2018 Администрацией подано заявление на участие в отборе муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, бюджетам которых предоставляются субсидии из областного бюджета на софинансирование муниципальных программ, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства в Министерство инвестиций и развития Свердловской области для обеспечения деятельности организации, образующей инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. На стадии подачи заявки был указан конкретный исполнитель мероприятий программы (подпрограммы) Асбестовский муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства.
На дату отбора муниципальных образований и дату заключения соглашения Фонд являлся единственной организацией на территории муниципального образования, подходящей под цели софинансируемого мероприятия "создание и (или) обеспечение деятельности организации инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства".
09.07.2018 между администрацией Асбестовского городского округа и Фондом заключено Соглашение о предоставлении субсидии из бюджета Асбестовского городского округа на реализацию плана мероприятий подпрограммы 4 "Развитие малого и среднего предпринимательства в Асбестовском городском округе" муниципальной программы "Совершенствование социально-экономической политики на территории Асбестовского городского округа до 2020 года". Из буквального толкования условий соглашения и муниципальной подпрограммы следует, что средства в виде субсидии направляются на реализации мероприятия муниципальной подпрограммы.
С учетом установленных по делу обстоятельств и правового регулирования суд апелляционной инстанции полагает, что в данном случае создание органом местного самоуправления организации, образующей инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и обеспечение ее деятельности путем предоставления субсидии не содержит признаков нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение Свердловского УФАС России N 066/01/15-316/2019 суд первой инстанции правомерно признал не соответствующим требованиям законодательства и удовлетворил заявленные требования.
Нарушений, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 25 января 2021 года по делу N А60-49086/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Л.Х. Риб |
Судьи |
Н.М. Савельева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-49086/2020
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ АСБЕСТОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ ПО РАЗВИТИЮ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА", АСБЕСТОВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, МИНИСТЕРСТВО ИНВЕСТИЦИЙ И РАЗВИТИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ФОНД ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА МИКРОКРЕДИТНАЯ КОМПАНИЯ