г. Москва |
|
26 мая 2021 г. |
Дело N А40-264115/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова В.И.,
судей: |
Никифоровой Г.М., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ДГИ г.Москвы и Правительства Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.04.2021 по делу N А40-264115/20 принятое
по заявлению ДГИ г. Москвы к Управлению Росреестра по Москве
третьи лица: 1) Правительство Москвы 2) ООО "Эталон Консалтинг"
о признании незаконным уведомление
в присутствии:
от заявителя: |
Нефедов А.Ю. по дов. от 23.12.2020; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
от третьих лиц: |
1. Нефедов А.Ю. по дов. от 28.09.2020; 2. не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества г.Москвы (далее- заявитель, ДИгМ) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным (незаконным) уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее- ответчик, Управление) от 25.11.2020 N MFC-0558/2020-210900 об отказе в осуществлении государственной регистрации договора аренды от 10.08.2020 N И-03-001960 земельного участка с кадастровым номером 77:03:0010008:26423, расположенного по адресу: г.Москва, Лухмановекая ул.. влд.4 и обязании Управления заявленные регистрационные действия.
Решением от 08.04.2021 Арбитражный суд г.Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований, ввиду отсутствия к тому правовых и фактических оснований.
Не согласившись с решением суда, заявитель и Правительство Москвы обратились с апелляционной жалобой, в которой просят его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представители Росреестра и ООО "Эталон Консалтинг" в судебное заседание не явились, в связи с чем, спор рассмотрен в их отсутствие в порядке ст.123, 156 АПК РФ.
Представитель ДГиМ и Правительства Москвы в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы, решение просил отменить.
Рассмотрев дело в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ, апелляционный суд, выслушав объяснения представителя Заявителя и третьего лица, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит отмене, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, Департамент обратился в Управление с заявлением от 13.08.2020 N КУВД-001/2020-11563610 об осуществлении государственной регистрации договора аренды от 10.08.2020 N И-03- 001960 земельного участка с кадастровым номером 77:03:0010008:26423, расположенного по адресу: г.Москва. Лухмановская ул., влд. 4.
Уведомлением от 25.08.2020 N КУВД-001/2020-11563610/1 Управлением приостановлена государственная регистрация договора аренды.
Департамент письмом от 07.10.2020 N ДГИ-И-70146/20 представил ответчику разъяснения относительно оснований приостановления регистрации.
Уведомлением от 25.11.2020 N MFC-0558/2020-210900 Управлением отказано в осуществлении государственной регистрации договора аренды земельного участка, в связи с истечением срока и не устранением причин приостановления государственной регистрации.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Заявителя в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд указал на отсутствие в договоре аренды указаний на ГПЗУ от 15.06.2017 N RU77-139000-021246, в связи с чем, пришел к выводу о законности и обоснованности принятого заинтересованным лицом отказа.
Рассмотрев повторно спор, коллегия считает указанные выводы суда ошибочными и полагает, что, в данном случае, оснований для отказа в совершении заявленных регистрационных действиях у ответчика не имелось, исходя из следующего.
Согласно ч.1 ст.14 Закона о регистрации, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с ч.1 ст.21 этого же Закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В силу статьи 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В оспариваемом отказе Управление сослалось на положения ст.ст.27, 26, 14, 21 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее- Закон о регистрации), ст.7, 39.1 ЗК РФ и указало, что поскольку в представленном договоре аренды сведения о виде разрешенного использования земельного участка не соответствуют сведениям ПЗЗ, оснований для совершения заявленных регистрационных действий не имеется. (л.д.136,143)
Суд первой инстанции данные выводы поддержал, признав их законными и обоснованными.
При этом, ответчиком и судом не учтено следующее.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ в качестве основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности устанавливает договор аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Согласно п.1 ст.57.3 ГрК РФ, градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
На основании п.2 ст.57.3 ГрК РФ, источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
В силу п.10 ст.57.3 ГрК РФ, информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, может быть использована для подготовки проектной документации, для получения разрешения на строительство в течение трех лет со дня его выдачи.
По истечении этого срока использование информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, в предусмотренных настоящей частью целях не допускается.
Из материалов дела следует, что ГПЗУ N RU77-139000-021246, на который ссылалось Управление в своем отказе, был выдан 15.06.2017.
При этом, ГПЗУ N RU77-139000-048082, указанный в договоре аренды, был выдан 23.09.2019.
В то же время, ГПЗУ не является нормативным правовым актом.
ГПЗУ в силу ст.57.3 ГрК РФ, является лишь информативным документом, собирающим в себе актуальную информацию относительно правил землепользования, установленных нормативными правовыми актами, договорами.
В силу того, что ГПЗУ отражает полную актуальную информацию относительно земельного участка, ранее выданный ГПЗУ утрачивает свою силу, при наличии нового с информацией, не отражающей ту, которая была зафиксирована на момент выдачи предыдущего.
Кроме того, в силу прямого указания ст.57.3 ГрК РФ, ГПЗУ утрачивает свою силу в любом случае по истечении трехлетнего срока, его использование для подготовки проектной документации, для получения разрешения на строительство невозможно.
В силу наличия ГПЗУ от 23.09.2019 N RU77-139000-048082, сведения о котором указаны в договоре аренды, Управлением необоснованно учтены данные утраченного силу ГПЗУ от 15.06.2017 N RU77-139000-021246.
Указание в договоре аренды всех ГПЗУ противоречит действующему градостроительному и земельному законодательству Российской Федерации.
Таким образом, вывод суда о том, что ГПЗУ от 15.06.2017 N RU77-139000-021246, на который ссылалось Управление, является действующим и его положения подлежат включению в договор аренды, противоречит действующему законодательству Российской Федерации.
Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент (пункт 2.1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п.п.1 п.6 ст.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки (далее - ПЗЗ).
В соответствии с п.1.4 договора аренды от 10.08.2020 N И-03-001960, земельный участок предоставляется для строительства медицинского центра в соответствии с основным видом разрешенного использования 3.4.1.0.
В ГПЗУ N RU77-139000-047082 указан вид разрешенного использования земельного участка- предмета договора аренды 3.4.1.
Согласно положениям Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" (далее- Классификатор), код вида разрешенного использования 3.4.1, установленный для указанного земельного участка, на что ссылалось Управление в своем отказе, заключается в размещении объектов капитального строительства, предназначенных для оказания гражданам амбулаторно-поликлинической медицинской помощи (поликлиники, фельдшерские пункты, пункты здравоохранения, центры матери и ребенка, диагностические центры, молочные кухни, станции донорства крови, клинические лаборатории.
Вместе с тем, указанный в п.1.4 вид разрешенного использования, полностью соответствует указанному в Классификаторе значению ВРИ 3.4.1 и совпадает с указанным ВРИ 3.4.1.0 в таблице N 1 "Соотношение видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы"
В соответствии со сведениями ЕГРН, ГПЗУ, ИАИС ОГД в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:03:0010008:26423 установлен вид разрешенного использования (в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы") с кодом 3.4.1, чему полностью соответствуют условия представленного договора аренды.
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 04.08.2017 было принято следующее решение относительно видов разрешенного использования земельного участка:
Установить разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 77:03:0010008:26423- амбулаторно-поликлиническое обслуживание (3.4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (1.2.17)).
Указанное распоряжение действовало на момент, как проведения торгов, так и заключения договора аренды на указанный земельный участок, в связи с чем, оснований для указания иного перечня видов разрешенного использования в п.1.1 договора, у Департамента не имелось.
Между тем, п. 1.4 договора аренды не противоречит, как действовавшему на момент проведения аукциона и заключения договора аренды виду разрешенного использования, так и действовавшему виду разрешенного использования.
Учитывая изложенное, ссылки Управления на недостатки представленного на регистрацию договора аренды, противоречат материалам дела и нормам права.
Таким образом, в Управление были предоставлены все необходимые документы для осуществления регистрационных действий, обратного ответчиком, в нарушение ст.200 АПК РФ, не доказано.
При таких данных суд апелляционный суд полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, заявленные требования удовлетворению.
Срок, предусмотренный ч.4 ст.198 АПК РФ, заявителем не пропущен. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 08.04.2021 по делу N А40-264115/20 отменить.
Признать недействительным уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 25.11.2020 N MFC-0558/2020-210900 об отказе в осуществлении государственной регистрации договора аренды от 10.08.2020 NИ-03-001960 земельного участка с кадастровым номером 77:03:0010008:26423, расположенного по адресу: г. Москва, Лухмановская ул., влд. 4.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве осуществить государственную регистрацию договора аренды от 10.08.2020 N И-03-001960 земельного участка с кадастровым номером 77:03:0010008:26423, расположенного по адресу: г.Москва, Лухмановская ул., влд. 4.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.И. Попов |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-264115/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ООО Эталон Консалтинг