г. Москва |
|
9 сентября 2021 г. |
Дело N А40-264115/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.09.2021.
Полный текст постановления изготовлен 09.09.2021.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Голобородько В.Я.,
судей Кочергиной Е.В., Колмаковой Н.Н.
при участии в заседании:
от истца: Не явился
от ответчика: не явился
рассмотрев 02.09.2021 в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на постановление от 26.05.2021
Девятого арбитражного апелляционного суда
по заявлению ДГИ г. Москвы к Управлению Росреестра по Москве третьи лица: 1) Правительство Москвы 2) ООО "Эталон Консалтинг" о признании незаконным уведомление
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества г. Москвы (далее- заявитель, ДИгМ) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным (незаконным) уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее- ответчик, Управление) от 25.11.2020 N MFC-0558/2020-210900 об отказе в осуществлении государственной регистрации договора аренды от 10.08.2020 N И-03-001960 земельного участка с кадастровым номером 77:03:0010008:26423, расположенного по адресу: г. Москва, Лухмановекая ул.. влд.4 и обязании Управления заявленные регистрационные действия.
Решением от 08.04.2021 Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований, ввиду отсутствия к тому правовых и фактических оснований. Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2021 решение Арбитражного суда города Москвы от 08.04.2021 было отменено, признано недействительным уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 25.11.2020 N MFC- 0558/2020-210900 об отказе в осуществлении государственной регистрации договора аренды от 10.08.2020 NИ-03-001960 земельного участка с кадастровым номером 77:03:0010008:26423, расположенного по адресу: г. Москва, Лухмановская ул., влд. 4. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве обязано осуществить государственную регистрацию договора аренды от 10.08.2020 NoИ-03-001960 земельного участка с кадастровым номером 77:03:0010008:26423, расположенного по адресу: г.Москва, Лухмановская ул., влд. 4.
Управление Росреестра по Москве обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование кассационной жалобы Управление Росреестра по Москве ссылалось на то, что судом апелляционной инстанции была дана неверная оценка обстоятельствам дела в части отклонения вывода о содержании в договоре, представленном на государственную регистрацию недостоверных сведений.
В судебное заседание стороны не явились, о времени и месте проведения судебного заседания были извещены надлежащим образом. Суд округа провел судебное заседание в порядке ст. 284 АПК РФ.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены постановления суда апелляционной инстанции, в связи со следующим.
Как установлено судами, Департамент обратился в Управление с заявлением от 13.08.2020 N КУВД-001/2020-11563610 об осуществлении государственной регистрации договора аренды от 10.08.2020 N И-03- 001960 земельного участка с кадастровым номером 77:03:0010008:26423, расположенного по адресу: г.Москва. Лухмановская ул., влд. 4.
Уведомлением от 25.08.2020 N КУВД-001/2020-11563610/1 Управлением приостановлена государственная регистрация договора аренды.
Департамент письмом от 07.10.2020 N ДГИ-И-70146/20 представил ответчику разъяснения относительно оснований приостановления регистрации.
Уведомлением от 25.11.2020 N MFC-0558/2020-210900 Управлением отказано в осуществлении государственной регистрации договора аренды земельного участка, в связи с истечением срока и не устранением причин приостановления государственной регистрации.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Заявителя в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал на отсутствие в договоре аренды указаний на ГПЗУ от 15.06.2017 N RU77-139000-021246, в связи с чем, пришел к выводу о законности и обоснованности принятого заинтересованным лицом отказа.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда первой инстанции, посчитал, что в Управление Росреестра были предоставлены все необходимые документы для осуществления регистрационных действий, обратного ответчиком, в нарушение ст.200 АПК РФ, не доказано.
Суд округа считает выводы суда апелляционной инстанции обоснованными.
Согласно части l статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).
В соответствии с ч. 1 ст. 21 этого же Закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В силу статьи 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В оспариваемом отказе Управление сослалось на положения ст.ст.27, 26, 14, 21 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее- Закон о регистрации), ст.7, 39.1 ЗК РФ и указало, что поскольку в представленном договоре аренды сведения о виде разрешенного использования земельного участка не соответствуют сведениям ПЗЗ, оснований для совершения заявленных регистрационных действий не имеется. (л.д.136,143)
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ в качестве основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности устанавливает договор аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Согласно п. 1 ст.57.3 ГрК РФ, градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
На основании п. 2 ст.57.3 ГрК РФ, источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
В силу п. 10 ст.57.3 ГрК РФ, информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, может быть использована для подготовки проектной документации, для получения разрешения на строительство в течение трех лет со дня его выдачи.
По истечении этого срока использование информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, в предусмотренных настоящей частью целях не допускается.
Из материалов дела следует, что ГПЗУ N RU77-139000-021246, на который ссылалось Управление в своем отказе, был выдан 15.06.2017.
При этом, ГПЗУ N RU77-139000-048082, указанный в договоре аренды, был выдан 23.09.2019.
В то же время, как правомерно установил суд апелляционной инстанции, ГПЗУ не является нормативным правовым актом. ГПЗУ в силу ст.57.3 ГрК РФ, является информативным документом, собирающим в себе актуальную информацию относительно правил землепользования, установленных нормативными правовыми актами, договорами.
В силу того, что ГПЗУ отражает полную актуальную информацию относительно земельного участка, ранее выданный ГПЗУ утрачивает свою силу, при наличии нового с информацией, не отражающей ту, которая была зафиксирована на момент выдачи предыдущего.
Кроме того, в силу прямого указания ст. 57.3 ГрК РФ, ГПЗУ утрачивает свою силу в любом случае по истечении трехлетнего срока, его использование для подготовки проектной документации, для получения разрешения на строительство невозможно.
В силу наличия ГПЗУ от 23.09.2019 N RU77-139000-048082, сведения о котором указаны в договоре аренды, Управлением необоснованно учтены данные утраченного силу ГПЗУ от 15.06.2017 N RU77-139000-021246.
Указание в договоре аренды всех ГПЗУ противоречит действующему градостроительному и земельному законодательству Российской Федерации.
Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент (пункт 2.1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п.п.1 п.6 ст.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки (далее - ПЗЗ).
В соответствии с п.1.4 договора аренды от 10.08.2020 N И-03-001960, земельный участок предоставляется для строительства медицинского центра в соответствии с основным видом разрешенного использования 3.4.1.0.
В ГПЗУ N RU77-139000-047082 указан вид разрешенного использования земельного участка - предмета договора аренды 3.4.1.
Согласно положениям Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 No540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" (далее- Классификатор), код вида разрешенного использования 3.4.1, установленный для указанного земельного участка, на что ссылалось Управление в своем отказе, заключается в размещении объектов капитального строительства, предназначенных для оказания гражданам амбулаторно-поликлинической медицинской помощи (поликлиники, фельдшерские пункты, пункты здравоохранения, центры матери и ребенка, диагностические центры, молочные кухни, станции донорства крови, клинические лаборатории.
Вместе с тем, судом апелляционной инстанции установлено, что указанный в п.1.4 вид разрешенного использования, полностью соответствует указанному в Классификаторе значению ВРИ 3.4.1 и совпадает с указанным ВРИ 3.4.1.0 в таблице N 1 "Соотношение видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 No120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы"
В соответствии со сведениями ЕГРН, ГПЗУ, ИАИС ОГД в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:03:0010008:26423 установлен вид разрешенного использования (в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы") с кодом 3.4.1, чему полностью соответствуют условия представленного договора аренды.
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 04.08.2017 было принято следующее решение относительно видов разрешенного использования земельного участка:
Установить разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 77:03:0010008:26423- амбулаторно-поликлиническое обслуживание (3.4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (1.2.17)).
Указанное распоряжение действовало на момент, как проведения торгов, так и заключения договора аренды на указанный земельный участок, в связи с чем, оснований для указания иного перечня видов разрешенного использования в п.1.1 договора, у Департамента не имелось.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что п. 1.4 договора аренды не противоречит, как действовавшему на момент проведения аукциона и заключения договора аренды виду разрешенного использования, так и действовавшему виду разрешенного использования.
Отказ в государственной регистрации по формальным основаниям, однозначно не соответствующий целям и назначению процедуры публичной проверки представляемых на государственную регистрацию правоотношений аренды документов.
Все доводы кассационной жалобы получили надлежащую оценку суда апелляционной инстанции.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Принимая во внимание изложенное, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для изменения или отмены обжалуемом в кассационном порядке постановлении суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2021 по делу N А40-264115/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.Я. Голобородько |
Судьи |
Е.В. Кочергина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из материалов дела следует, что ГПЗУ N RU77-139000-021246, на который ссылалось Управление в своем отказе, был выдан 15.06.2017.
При этом, ГПЗУ N RU77-139000-048082, указанный в договоре аренды, был выдан 23.09.2019.
В то же время, как правомерно установил суд апелляционной инстанции, ГПЗУ не является нормативным правовым актом. ГПЗУ в силу ст.57.3 ГрК РФ, является информативным документом, собирающим в себе актуальную информацию относительно правил землепользования, установленных нормативными правовыми актами, договорами.
В силу того, что ГПЗУ отражает полную актуальную информацию относительно земельного участка, ранее выданный ГПЗУ утрачивает свою силу, при наличии нового с информацией, не отражающей ту, которая была зафиксирована на момент выдачи предыдущего.
Кроме того, в силу прямого указания ст. 57.3 ГрК РФ, ГПЗУ утрачивает свою силу в любом случае по истечении трехлетнего срока, его использование для подготовки проектной документации, для получения разрешения на строительство невозможно.
...
Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент (пункт 2.1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п.п.1 п.6 ст.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки (далее - ПЗЗ).
...
В соответствии со сведениями ЕГРН, ГПЗУ, ИАИС ОГД в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:03:0010008:26423 установлен вид разрешенного использования (в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы") с кодом 3.4.1, чему полностью соответствуют условия представленного договора аренды."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 9 сентября 2021 г. N Ф05-21329/21 по делу N А40-264115/2020