г. Красноярск |
|
27 мая 2021 г. |
Дело N А33-1984/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена "24" мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен "27" мая 2021 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Юдина Д.В.,
судей: Бабенко А.Н., Иванцовой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.,
при участии:
от ответчика (Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу): Горбатовой Е.Е., представителя по доверенности от 07.09.2020,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "11" марта 2021 года по делу N А33-1984/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Боградский горно-обогатительный комбинат" (ИНН 1903017381, ОГРН 1071903000840, далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края к Департаменту по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу (ИНН 2466121318, ОГРН 1042402960709, далее - ответчик, департамент) с заявлением о признании незаконным решения, оформленного письмом Центрсибнедра от 16.10.2020 N 15-ЦС-13-10-1676, обязании устранения допущенных нарушений.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 11 марта 2021 года заявление удовлетворено, решение департамента, оформленное письмом от 16.10.2020 N 15-ЦС-13-10-1676 признано недействительным, на департамент возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем приостановления права пользования недрами по лицензии АБН 00780 ТР сроком до 23.04.2022.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы департамент ссылается на то, общество не обосновало в своем заявлениях необходимость приостановления права пользования недрами по лицензии АБН 00780 ТР.
Обществом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором последнее не согласилось с ее доводами, просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель департамента поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Общество, не явившееся в судебное заседание, извещено о дате и времени судебного заседания надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие представителя общества.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Обществу принадлежит лицензия АБН 00780 ТР на право пользования недрами в целях геологического изучения, включающего поиски и оценку, месторождений полезных ископаемых, разведки и добычи полезных ископаемых на территории муниципального образования Усть-Абаканского района Республики Хакасия, сроком действия до 08.04.2044.
Обществом в Отдел геологии и лицензирования по республике Хакасия Центрсибнедр подана заявка от 30.08.2020 N 166 на приостановление права пользования недрами по лицензии АБН 00780 ТР на срок до 23.04.2022. В качестве основания для приостановления обществом указан пункт 3 Приложения N 4 к постановлению Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 и 2021 годах" (далее - Постановление N 440).
Ответчиком на основании решения комиссии, оформленного протоколом заседания от 07.10.2020 N 9-2020 АБН, в ответ на заявку общества направлено письмо от 16.10.2020 N 15-ЦС-13-10-1676 об отказе в приостановлении права пользования недрами в связи с отсутствием обоснований приостановления права пользования недрами. Письмо получено заявителем нарочным 25.10.2020.
Полагая, что решение Центрсибнедр от 16.10.2020 N 15-ЦС-13-10-1676 противоречит требованиям нормативных актов и нарушает его права, заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с рассматриваемым заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить совокупность следующих условий: оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; - наличие полномочий на его принятие у государственного органа; оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом в силу пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). В свою очередь, на лице, оспаривающем ненормативный правовой акт, действия (бездействие), в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лежит бремя доказывания нарушения оспариваемым актом или действиями (бездействием) прав и законных интересов.
Оспариваемое решение принято ответчиком в пределах предоставленных полномочий, данное обстоятельство заявителем не оспаривается.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что приложением N N 3-17 Постановления N 440 установлены особенности применения разрешительных режимов в 2020 году, в том числе приостановление пользования недрами по заявлению. При этом, как указал суд, постановление N 440 принято в связи с распространением новой коронавирусной инфекцией COVID-19.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит основания для его изменения или отмены, исходя из следующего.
Во исполнение пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" Правительством Российской Федерации принято Постановление N 440 (в редакции, действовавшей на момент подачи заявки общества и вынесения оспариваемого решения).
В Приложении N 4 Постановления N 440 установлены особенности применения разрешительных режимов, предусмотренных законом Российской Федерации "О недрах". В 2020 году право пользования недрами не прекращается, в том числе в связи с истечением установленного в лицензии срока ее действия (за исключением прекращения по заявлению обладателя разрешения) (пункт 1). В период с 15 марта по 31 декабря 2020 года приостанавливается течение предельных сроков подачи документов, связанных с получением права пользования недрами в целях разведки и добычи полезных ископаемых (пункт 2). Со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 22.04.2020 N 557 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части установления особенностей осуществления контрольно-надзорной и разрешительной деятельности в 2020 году" возможно приостановление и ограничение права пользования недрами сроком до 2 лет по заявке пользователя недр, направленной в орган, предоставивший лицензию (пункт 3). Срок устранения нарушений условий пользования недрами, предусмотренный письменным уведомлением о допущенных нарушениях, выданным в соответствии с частью четвертой статьи 21 закона Российской Федерации "О недрах", в соответствии с которым сроки устранения таких нарушений истекают в период с 15 марта 2020 года по 31 декабря 2020 года, продлевается на один год (пункт 4).
Постановление Правительства Российской Федерации от 22.04.2020 N 557 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части установления особенностей осуществления контрольно-надзорной и разрешительной деятельности в 2020 году" в соответствии с пунктом 3 вступило в силу со дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 23.04.2020). Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2021 N 109 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 440" установлено, что в 2021 году пункт 3 Приложения N 4 к указанному Постановлению N 440 не применяются.
Таким образом, возможность приостановления права пользования недрами сроком до 2 лет по заявке пользователя недр, предусмотренная пунктом 3 Приложения N 4 к Постановлению N 440, являлась временной мерой.
В пункте 3 Приложения N 4 Постановления N 440 не содержится каких-либо требований к заявке пользователя недр о приостановлении права пользования недрами сроком до 2 лет, перечню прилагаемых к заявке документов и обоснованию причин обращения с такой заявкой, что обусловлено срочным и временным характером принимаемых Правительством Российской Федерации мер в сложившейся ситуации. Указанное право пользователя недр о приостановлении права пользования недрами в 2020 году возникло напрямую на основании указанных норм права и было обусловлено общеизвестным фактом распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, поэтому не требовало дополнительного обоснования и документального подтверждения со стороны общества.
На основании изложенного, вопреки позиции департамента, заявка общества на приостановление права пользования недрами по лицензии подлежала удовлетворению ответчиком на основании пункта 3 Приложения N 4 к Постановлению N440.
Возражая против законности решения суда первой инстанции, ответчик указывает на то, что из статьи 20 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", из пунктов 95, 96, 106, 107 Административного регламента следует, что процедура досрочного приостановления права пользования недрами рассматривается, как однотипная.
Однако к спорным правоотношениям подлежит применению специальное правовое регулирование, действовавшее в определенный временной промежуток в 2020 году, а именно, пункт 3 Приложения N 4 к Постановлению N 440, как принятое в целях предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
При этом специальные основания и порядок приостановления права пользования недрами, действующие в период ограничений, связанных с борьбой с распространением коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации, введенные Постановлением N 440, обусловлены обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и предупреждением угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением на территории Российской Федерации опасных инфекционных заболеваний. Более того, указанные нормы Постановления N 440 предусматривают возможность приостановления и ограничение права пользования недрами сроком до 2 лет по заявке пользователя недр, направленной в орган, предоставивший лицензию. Суд апелляционной инстанции учитывает, что дополнительных требований к такой заявке, в том числе обоснование причин ее подачи, указанное Постановление не содержит, поэтому наличие заявки пользователя недр о приостановлении права пользования недрами на основании пункта 3 приложения N 4 к Постановлению N 440 является достаточным основанием для принятия ответчиком решения о приостановлении права пользования недрами. Следовательно, принятие оспариваемого решения нарушает права общества и противоречит правилам, установленным Постановлением N 440.
Таким образом, требования общества подлежат удовлетворению.
Несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции не свидетельствует о нарушении норм права.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины в установленном законом размере.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "11" марта 2021 года по делу N А33-1984/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.В. Юдин |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-1984/2021
Истец: ООО "БОГРАДСКИЙ ГОРНО-ОБОГАТИТЕЛЬНЫЙ КОМБИНАТ", ООО Боградский ГОК
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ ПО ЦЕНТРАЛЬНО-СИБИРСКОМУ ОКРУГУ
Третье лицо: Арбитражный суд Республики Хакасия