г. Красноярск |
|
25 мая 2021 г. |
Дело N А33-4597/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена "18" мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен "25" мая 2021 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Иванцовой О.А.,
судей: Шелега Д.И., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.,
при участии:
от заявителя (общества с ограниченной ответственностью "Емельяновский коммунальный комплекс"): Тарасовой Н.В., представителя на основании доверенности от 01.12.2020 (диплом о высшем юридическом образовании), паспорта;
от административного органа (Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае"): Савченко Н.А., представителя на основании доверенности от 18.03.2019 N 127 (диплом о высшем юридическом образовании), паспорта,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Емельяновский коммунальный комплекс"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "20" декабря 2020 года по делу N А33-4597/2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Емельяновский коммунальный комплекс" (ИНН 2411025044, ОГРН 1152411000169, далее - ООО "Емельяновский коммунальный комплекс", ООО "ЕКК", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Федеральному бюджетному учреждению здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае" (ИНН 2463070760, ОГРН 1052463018475, далее - ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае", ответчик) об оспаривании заключения от 01.08.2019 N 11851 санитарно-эпидемиологической экспертизы результатов лабораторных испытаний по определению Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю N 6631 от 29.07.2019 (далее - заключение от 01.08.2019 N 11851).
Заявление принято к производству суда. Определением от 11.02.2020 возбуждено производство по делу, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю (далее - третье лицо, Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "20" декабря 2020 года по делу N А33-4597/2020 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить полностью и принять новый судебный акт. В апелляционной жалобе (с учётом дополнений) заявитель ссылается на следующие обстоятельства:
- представитель территориального отделения Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю специалист-эксперт Дуюнова Е.З. неверно отобрала пробы воды;
- поставленные третьим лицом перед экспертом вопросы не совпадают с требованиями по местам проб;
- при отборе проб не применён специальный для отбора проб питьевой воды ГОСТ 56237-2017 "Вода питьевая. Отбор проб на станциях водоподготовки и в трубопроводных распределительных системах", а соответственно вода, не являющаяся питьевой, неверно оценивалась экспертом как питьевая;
- должностное лицо третьего лица произвёл отбор в неустановленных законом местах, указанный факт подтверждён вступившим в законную силу решением Емельяновского районного суда Красноярского края от 30.07.2020 по делу N 2-1520/2020.
Ответчиком представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик не согласился с доводами апелляционной жалобы, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третьим лицом отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования апелляционной жалобы, сослался на изложенные в ней доводы.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы апелляционной жалобы не признал по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо, уведомленное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству, об отложении рассмотрения апелляционной жалобы, а также публичных извещений о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание не явился, своего представителя не направил. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие третьего лица.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
Согласно материалам дела по плану деятельности управления на 2019 год в отношении ООО "ЕКК" в июне-августе 2019 года проведена плановая выездная проверка.
В рамках проверки для объективной оценки качества воды в р.п. Емельяново запланирован отбор проб воды с проведением лабораторно-инструментальных исследований качества питьевой воды.
Отбор проб осуществлен 02.07.2019 с участием врача по общей гигиене ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае" Соколик Т.Ю. в присутствии представителя ООО "ЕКК" - начальника водозаборного хозяйства Шахматова Владимира Александровича (доверенность от 04.04.2019) из скважин N 2 и N 6 группового водозабора, расположенного по адресу: р.п. Емельяново, ул. Московская, 2Т; из водоразборного крана в здании котельной N 12 "Совхозная" по адресу: р.п. Емельяново, ул. 2-х Борцов, 21Е; из водонапорной башни по адресу: р.п. Емельяново, ул. СПТУ, 81, стр. 2-М.
На основании определения о назначении экспертизы от 29.07.2019 N 6631 и в соответствии со статьей 42 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее по тексту - Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ) врачом по коммунальной гигиене отдела санитарно-эпидемиологических экспертиз ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае" в отношении общества проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза результатов лабораторных испытаний.
По результатам проведения указанной экспертизы должностным лицом учреждения дано заключение от 01.08.2019 N 11851.
Полагая, что заключение противоречит требованиям нормативных актов и нарушает его права, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришёл к выводу, что оспариваемое заключение соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции в силу следующего.
Заявителем в апелляционной жалобе заявлен довод о том, что представитель территориального отделения Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю специалист-эксперт Дуюнова Е.З. неверно отобрала пробы воды. Указанный довод был оценён судом первой инстанции и отклонён в силу следующего.
Согласно пунктам 1 и 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Как следует из материалов дела и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, на основании определения о назначении экспертизы от 29.07.2019 N 6631, в соответствии со статьей 42 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ) врачом по коммунальной гигиене отдела санитарно-эпидемиологических экспертиз ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае" в отношении общества проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза результатов лабораторных испытаний.
По результатам проведения указанной экспертизы должностным лицом учреждения дано заключение от 01.08.2019 N 11851.
Согласно подпунктам 1 и 3 пункта 1 статьи 42 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований могут проводиться должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, и экспертами, аттестованными в установленном Правительством Российской Федерации порядке, в целях установления и предотвращения вредного воздействия факторов среды обитания на человека и установления соответствия (несоответствия) требованиям настоящего Федерального закона документов, зданий, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и других объектов, используемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями для осуществления своей деятельности, и результатов указанной деятельности.
По пункту 2 статьи 42 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований главными государственными санитарными врачами и (или) их заместителями даются санитарно-эпидемиологические заключения, предусмотренные международными договорами Российской Федерации, международными правовыми актами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 3 статьи 42 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований, а также выдачи по их результатам санитарно-эпидемиологических заключений устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19.07.2007 N 224 утвержден Порядок организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок (далее по тексту - Порядок от 19.07.2007 N 224), устанавливающий требования к организации и проведению санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок проектной документации, объектов хозяйственной и иной деятельности, продукции, видов деятельности (работ, услуг).
Согласно пункту 2 указанного порядка санитарно-эпидемиологическое заключение - документ, удостоверяющий соответствие (несоответствие) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ и услуг, а также проектов нормативных актов, эксплуатационной документации; протокол исследования, испытания - документ, удостоверяющий факт проведения исследования, испытания, содержащий порядок их проведения и полученные результаты; метод исследований (испытаний) и измерений - правила применения определенных принципов и средств исследований, испытаний и измерений; методика исследований (испытаний) и измерений - организационно-методический документ, включающий метод исследований, испытаний и измерений, средства и условия испытаний, отбор проб, алгоритмы выполнения операций по определению одной или нескольких взаимосвязанных характеристик свойств объекта, формы представления данных и оценивания точности, достоверности результатов, требования техники безопасности и охраны окружающей среды.
По пункту 3 Порядка от 19.07.2007 N 224 для санитарно-эпидемиологической экспертизы могут привлекаться научно-исследовательские и иные организации, аккредитованные в установленном порядке.
Согласно пункту 14.1 устава учреждения, утвержденного приказом от 21.03.2011 N 264, учреждение осуществляет такие основные виды деятельности как санитарно-эпидемиологические экспертизы, обследования, исследования.
Заключение санитарно - эпидемиологической экспертизы дано в рамках административного производства, в котором учреждение выступало не как публичное учреждение, а как экспертное учреждение (права эксперту разъяснены по ст. 25.9.КоАП РФ).
Экспертиза учреждением проведена в соответствии с областью аккредитации.
В соответствии с пунктом 4 Порядка от 19.07.2007 N 224 основаниями для проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок могут быть определения, вынесенные должностными лицами в соответствии с КоАП РФ.
Согласно пунктам 8 и 9 Порядка от 19.07.2007 N 224 результаты санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок оформляются в виде экспертного заключения, акта обследования, протокола исследований (испытаний).
Санитарно-эпидемиологическая экспертиза включает:
- проведение экспертизы представленных документов;
- проведение лабораторных и инструментальных исследований и испытаний;
- обследование объекта (при санитарно-эпидемиологической экспертизе объектов).
Должностным лицом административного органа на основании распоряжения от 10.06.2019 N 3761 в отношении общества проведена плановая выездная проверка, при проведении которой установлено, что эксплуатация источника питьевого водоснабжения п. Емельяново осуществляется при отсутствии санитарно-эпидемиологических заключения о соответствии их санитарным правилам и нормам, лабораторные исследования качества питьевой воды проводятся не в полном объеме.
Постановлением Емельяновского районного суда Красноярского края по делу об административном правонарушении от 14.11.2019 ООО "ЕКК" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ.
В ходе указанной проверки, принимая во внимание, что для установления обстоятельств по делу об административном правонарушении, и для проведения экспертизы с инструментальными исследованиями лабораторного контроля за качеством воды в соответствии с гигиеническими нормативами в месте водозабора по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, п. Емельяново, ул. Московская, 2Т; перед подачей в распределительную сеть по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, п. Емельяново, ул. 2-х Борцов, в распределительной сети по адресу: Красноярский край, Емельяновскии район, п. Емельяново, ул. СПТУ, 81, стр. 2-М (водонапорная башня), необходимы специальные познания в отношении ООО "ЕКК" специалистом управления вынесено определение о назначении экспертизы от 29.07.2019 N 6631.
Для участия в составлении и подписании определения о назначении экспертизы, разъяснении прав, предусмотренных статьей. 26.4 КоАП РФ ООО "ЕКК" приглашено на 29.07.2019 в Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю (уведомление получено представителем по доверенности Шахматовым В.А. 22.07.2019). С определением о назначении экспертизы от 29.07.2019 N 6631 представитель общества ознакомлен; права, установленные ст. 26.4 КоАП РФ, разъяснены представителю по доверенности Шахматову В.А. 29.07.2019. Указанные обстоятельства заявителем не оспариваются.
Согласно указанному определению определено:
- провести санитарно-эпидемиологическую экспертизу соответствия (несоответствия) санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам качества питьевой воды в месте водозабора, перед подачей в распределительную сеть и в распределительной сети по адресам: Красноярский край, Емельяновский район, п. Емельяново, ул. Московская, 2Т; ул. СПТУ, 81 стр. 2-М; ул. 2-х Борцов;
- поручить ее производство ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае";
- представить эксперту протоколы лабораторных испытаний проб питьевой воды, отобранных в местах водозаборов, перед подачей в распределительную сеть и в распределительной сети по адресам: Красноярский край, Емельяновский район, п. Емельяново, ул. Московская, 2Т; ул. СПТУ, 81 стр. 2-М; ул. 2-х Борцов;
- поставить на разрешение эксперту следующие вопросы:
2.1. Соответствует ли качество питьевой воды в месте водозаборов по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, п. Емельяново, ул. Московская, 2 Т; по микробиологическим, органолептическим, химическим показателям требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества"?
2.2. Соответствует ли качество питьевой воды перед подачей в распределительную сеть по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, п. Емельяново, ул. 2-х Борцов; по микробиологическим, органолептическим, химическим показателям требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества"?
2.3. Соответствует ли качество питьевой воды в распределительной сети по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, п. Емельяново, ул. СПТУ, 81 стр. 2-М; по микробиологическим, органолептическим показателям требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические" требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества"?
3. Имеется ли угроза возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей?
В распоряжение эксперта предоставлены копия распоряжения от 10.06.2019 N 3761 и протоколы лабораторных испытаний, что заявителем не оспаривается.
Определение о назначении экспертизы от 29.07.2019 N 6631, а также пробы воды, отобранные специалистом Управления Роспотребнадзора с протоколом о взятии проб (образцов) от 02.07.2019 для проведения исследований испытаний и экспертизы соответствия (несоответствия) санитарным правилам отобранных проб воды направлены в адрес ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае" и получены им 29.07.2019 (вх.N11/23309).
Таким образом, экспертизу определено провести на соответствие (несоответствие) санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам организации контроля качества холодной воды:
- в месте водозабора по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, п. Емельяново,ул. Московская, 2Т;
- перед подачей в распределительную сеть по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, п. Емельяново, ул. 2-х Борцов;
- в распределительной сети по адресам: Красноярский край, Емельяновский район п. Емельяново, ул. СПТУ, 81 стр. 2-М (водонапорная башня),
с отбором проб питьевой воды и проведением лабораторно-инструментальных исследований питьевой воды, поручив ее производство ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае".
Судом установлено и подтверждено протоколом о взятии проб (образцов) от 02.07.2019, что отбор проб осуществлен 02.07.2019 с участием врача по общей гигиене ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае" Соколик Т.Ю. в присутствии законного представителя ООО "ЕКК" - начальника водозаборхозяйства Шахматова Владимира Александровича (доверенность от 04.04.2019) и понятых Отопчука А.А. и Павлова Ю.А., что подтверждается протоколом отбора проб (образцов) от 02.07.2019, из скважин N 2 и N 6 группового водозабора, расположенного по адресу: р.п. Емельяново, ул. Московская, 2Т; из водоразборного крана в здании котельной N 12 "Совхозная" по адресу: р.п. Емельяново, ул. 2-х Борцов, 21Е; из водонапорной башни по адресу: р.п. Емельяново, ул. СПТУ, 81, стр. 2-М.
Таким образом, для проведения экспертизы 02.07.2019 взяты отборы проб по следующим точкам отбора: в местах водозаборов, перед подачей в распределительную сеть и в распределительной сети по соответствующим адресам.
Взятие проб (образцов) (отбор проб) осуществлялось (осуществлялся) в соответствии с требованиями ГОСТа 31861-2012 "Вода. Общие требования к отбору проб" (далее по тексту - ГОСТ 31861-2012).
ГОСТ 31861-2012 является действующим и распространяет свое действие на любые типы вод и устанавливает общие требования к отбору, транспортированию и подготовке к хранению проб воды, предназначенных для определения показателей ее состава и свойств.
Согласно пунктам 3.1, 3.2, 3.3, 3.6 и 3.8 ГОСТа 31861-2012 целью отбора проб является получение дискретной пробы, отражающей качество (состав и свойства) исследуемой воды.
Отбор проб проводят для исследования качества воды для определения состава и свойств воды по показателям, регламентированным в нормативных документах.
В зависимости от цели и объекта исследования разрабатывают программу исследований. Место отбора проб и периодичность отбора устанавливают в соответствии с программой исследования в зависимости от водного объекта.
Метод отбора проб выбирают в зависимости от типа воды, ее напора, потока, температуры, глубины пробоотбора, цели исследований и перечня определяемых показателей с таким расчетом, чтобы исключить (свести к минимуму) возможные изменения определяемого показателя в процессе отбора.
Указанный в дополнении к заявлению ГОСТ 56237-2017 "Вода питьевая. Отбор проб на станциях водоподготовки и в трубопроводных распределительных системах" (далее по тексту - ) ГОСТ 56237-2017 предназначен для отбора пробы воды в разводящей сети (централизованных систем питьевого (непрерывного) водоснабжения на любом этапе использования, включая точку фактического потребления в распределительной сети; домовых распределительных сетей централизованного водоснабжения (в больших зданиях и сооружениях), в которых могут применяться дополнительные меры по управлению качеством воды).
Согласно разделу 1 ГОСТа 56237-2017 настоящий стандарт распространяется на питьевую воду (далее - воду), предназначенную для потребления человеком, и устанавливает общие требования к отбору проб воды:
- централизованных систем питьевого (непрерывного) водоснабжения на любом этапе использования, включая точку фактического потребления в распределительной сети;
- домовых распределительных сетей централизованного водоснабжения (в больших зданиях и сооружениях), в которых могут применяться дополнительные меры по управлению качеством воды.
Требования настоящего стандарта применяют:
- при проведении контроля качества питьевой воды на соответствие требованиям гигиенических правил и нормативов;
- при оценке эффективности работы очистных и обеззараживающих сооружений на станциях водоподготовки, включая точку выхода воды в распределительную сеть;
- при контроле качества воды, поступающей на предприятия по производству пищевых продуктов и напитков, и на этапах ее обработки и использования;
- при исследовании дефектов и причин загрязнений распределительной сети;
- при аварийных ситуациях, когда обеспечена безопасность операторов отбора проб.
Требования настоящего стандарта не распространяются на отбор проб:
- из источников водоснабжения (подземных вод или поверхностных водоемов), а также из нецентрализованного питьевого водоснабжения (родников, колодцев и скважин);
Согласно пункту 4.3 ГОСТа 56237-2017 пробы воды из распределительной сети отбирают из специально установленных кранов для отбора проб, пожарных гидрантов, а также из бытовых водопроводных кранов.
Для контроля качества воды в условиях частого отбора проб (при оценке эффективности водоподготовки на водоочистной станции или на предприятиях пищевой промышленности), а также в точках отбора проб из водопроводной распределительной сети (магистральной, домовой) должны быть специально установлены водопроводные краны, предназначенные только для отбора проб с целью проведения микробиологического, физического и химического анализов.
Судом первой инстанции установлено, что отбор проб производился с участием начальника водозаборного хозяйства заявителя из специально установленных кранов, предназначенных для отбора проб; пробы отбирались из скважин, после отчистки воды перед подачей в распределительную сеть (в котельной) и в распределительной сети (водонапорной башне).
Как следует из материалов дела, ООО "ЕКК", как ресурсоснабжающая организация п. Емельяново Емельяновского района Красноярского края эксплуатирует как источники питьевого водоснабжения подземные скважины), так и станции водоподготовки (станция обезжелезивания) и распределительные сети централизованного водоснабжения.
Для объективной оценки качества подаваемой воды ООО "ЕКК" населению п. Емельяново Емельновского району Красноярского края в рамках плановой выездной проверки проводились исследования на всех этапах водоподготовки (групповой водозабор, станция водоподготовки, распределительная сеть).
Таким образом, ГОСТ 31861-2012 правомерно и обоснованно применен при отборе проб. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Довод апеллянта о том, что поставленные третьим лицом перед экспертом вопросы не совпадают с требованиями по местам проб, отклоняется судом апелляционной инстанции, как противоречащий материалам дела.
Определение о назначении экспертизы от 29.07.2019 N 6631, а также пробы воды, отобранные специалистом Управления Роспотребнадзора с протоколом о взятии проб (образцов) от 02.07.2019 для проведения исследований испытаний и экспертизы соответствия (несоответствия) санитарным правилам отобранных проб воды направлены в адрес ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае" и получены им 29.07.2019 (вх.N11/23309).
Экспертизу определено провести на соответствие (несоответствие) санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам организации контроля качества холодной воды:
- в месте водозабора по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, п. Емельяново,ул. Московская, 2Т;
- перед подачей в распределительную сеть по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, п. Емельяново, ул. 2-х Борцов;
- в распределительной сети по адресам: Красноярский край, Емельяновский район п. Емельяново, ул. СПТУ, 81 стр. 2-М (водонапорная башня),
с отбором проб питьевой воды и проведением лабораторно-инструментальных исследований питьевой воды, поручив ее производство ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае".
Копия протокола отбора проб вручена представителю по доверенности Шахматову В.А.
Отбор проб проведен без замечаний со стороны заявителя.
В ходе проведенных лабораторно-инструментальных исследований питьевой воды ИЛЦ ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае" получены протоколы исследований (испытаний), измерений:
от 05.07.2019 N 6211-001 качества воды из скважины N 2 по адресу: р.п. Емельяново, ул. Московская, 2Т,
от 05.07.2019 N 6212-001 качества воды из скважины N 6 по адресу: р.п. Емельяново, ул. Московская, 2Т,
от 05.07.2019 N 6213-001 качество воды по адресу: р.п. Емельяново, ул. 2-х Борцов, 21Е;
от 05.07.2019 N 6214-001 качество воды по адресу: р.п. Емельяново, ул. СПТУ, 81,стр.2-М.
Адреса отбора проб совпадают с адресами, указанными в определении о назначении экспертизы и протоколах исследований.
Таким образом, заключение санитарно-эпидемиологической экспертизы выполнено по протоколам лабораторных испытаний холодной воды, отобранных в точках, указанных в определении. Доказательств отбора воды в иных точка, в материалы дела не представлено.
При оценке результатов лабораторных испытаний холодной воды качество холодной питьевой воды оценивалось по конкретным показателям, установленным СанПиНом 2.1.4.1074-01.
Суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу, что результаты лабораторных испытаний экспертом оценены правильно, заключение санитарно-эпидемиологической экспертизы результатов лабораторных испытаний холодной воды из системы водоснабжения в шт. Емельяново, Емельяновского района дано по установленным точкам отбора проб воды.
По результатам изучения указанных протоколов экспертом ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае" на поставленные в определении о назначении экспертизы от 29.07.2019 N 6631 вопросы подготовлены соответствующие выводы.
Поставленные перед экспертом вопросы требованиям ГОСТа 31861-2012 "Вода. Общие требования к отбору проб" не противоречат.
При оценке результатов лабораторных испытаний холодной воды качество холодной питьевой воды оценивалось по конкретным показателям, установленным СанПиНом 2.1.4.1074-01.
Суд соглашается с третьим лицом, что результаты лабораторных испытаний экспертом оценены правильно, заключение санитарно-эпидемиологической экспертизы результатов лабораторных испытаний холодной воды из системы водоснабжения в шт. Емельяново, Емельяновского района дано по установленным точкам отбора проб воды.
По результатам изучения указанных протоколов экспертом ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае" на поставленные в определении о назначении экспертизы от 29.07.2019 N 6631 вопросы подготовлены соответствующие выводы.
Поставленные перед экспертом вопросы требованиям ГОСТа 31861-2012 "Вода. Общие требования к отбору проб" не противоречат.
Из текста определения Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю N 6631 от 29.07.2019 и оспариваемого акта следует, что экспертиза проводилась на соответствие требованиям санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1074-01" (далее - СанПиН 2.1.4.1074-01).
При проведении экспертизы использовались следующие документы и информационные материалы:
1) протоколы исследований (испытаний), измерений от 05.07.2019 N N 6211-001, 6212-001, 6213-001, 6314-001, выполненные ИЛЦ ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае" (аттестат аккредитации ИЛЦ N РОССЖШ01.510243 от 13.07.2015);
2) Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении";
3) национальный стандарт РФ "Статистические методы. Руководство по оценке соответствия установленным требованиям. ГОСТ Р ИСО 10576-1-2006" (далее - ГОСТ Р ИСО 10576-1-2006).
Лабораторные исследования проводились на соответствие СанПиНам 2.1.4.1074-01 по микробиологическим показателям - общие колиффомные бактерии (далее - ОКБ), общее микробное число (далее - ОМЧ), термотолерантные колиформные бактерии (далее - ТКБ); органолептическим показателям привкус, цветность, мутность; химическим показателям (содержание органических веществ - ДДТ (сумма изомеров), линдан (гамма-изомер ГХЦГ).
Так, согласно протоколу исследований (испытаний), измерений от 05.07.2019 качество холодной воды, отобранной из скважины N 2 по исследуемым показателям, а именно: микробиологическому - ОКБ не соответствует требованиям п.3.3 СанПиНа 2.1.4.1074-01. По остальным показателям соответствует требованиям СанПиНа 2.1.4.1074-01, включая диапазон расширенной неопределенности согласно ГОСТу Р ИСО 10576-1-2006.
По протоколу исследований (испытаний), измерений N 6212-001 от 05.07.2019 качество холодной воды, отобранной из скважины N6 по исследуемым показателям, а именно: микробиологическому - ОКБ, органолептическим - запаху, цветности не соответствует требованиям п.3.3, п.3.5 СанПиНа 2.1.4.1074-01. По остальным показателям соответствует требованиям СанПиНа 2.1.4.1074-01, включая диапазон расширенной неопределенности согласно ГОСТ Р ИСО 10576-1-2006. Анализ на привкус воды не выполнялся.
Согласно протоколу исследований (испытаний), измерений N 6213-001 от 05.07.2019 качество холодной воды, отобранной перед подачей в разводящую сеть по исследуемым показателям, а именно: микробиологическому - ОКБ не соответствует требованиям п.3.3 СанПиНа 2.1.4.1074-01. По остальным показателям соответствует требованиям СанПиНа 2.1.4.1074-01, включая диапазон расширенной неопределенности согласно ГОСТ Р ИСО 10576-1-2005.
По протоколу исследований (испытаний), измерений N 6214-001 от 05.07.2019 качество холодной воды, отобранной из водонапорной башни по исследуемым показателям, а именно: микробиологическому - ОКБ; органолептическим - цветности, мутности не соответствует требованиями п.3.3, п. 3.5 СанПиНа 2.1.4.1074-01. По остальным показателям соответствует требованиям СанПиНа 2.1.4.1074-01, включая диапазон расширенной неопределенности согласно ГОСТ Р ИСО 10576-1-2006.
Оценивая возможность угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей учреждение установило, что при использовании исследованной питьевой воды имеется угроза возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, учитывая, что качество воды из водоисточников, перед подачей в сеть и в сети по микробиологическому показателю (ОКБ), органолептическим показателям (запаху, мутности и цветности) не соответствует требованиям СанПиНа 2.1.4.1074-01, предъявляемым к питьевой воде централизованных систем водоснабжения.
Согласно выводам заключения на вопросы, поставленные в определении о назначении экспертизы от 29.07.2019 N 6631:
3.1. Качество питьевой воды в месте водозаборов по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, п. Емельяново, ул. Московская, 2 Т по микробиологическому (ОКБ), органолептическим (запах, цветность) показателям не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01.
3.2. Качество питьевой воды перед подачей в распределительную сеть по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, п. Емельяново, ул. 2-х Борцов по микробиологическому (ОКБ) показателю не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01.
3.3. Качество питьевой воды в распределительной сети по адресу: Крас-ноярский край, Емельяновский район, п. Емельяново, ул. СПТУ, 81 стр. 2-М по микробиологическому (ОКБ), органолептическим (цветность, мутность) показателям не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01.
3.4. Угроза возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей имеется.
В рассматриваемом заявлении ООО "Емельяновский коммунальный комплекс" указало, что является ресурсоснабжающей организацией - гарантирующим поставщиком коммунальных ресурсов, в том числе холодной воды, на территории пгт. Емельяново.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее по тексту - Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ).
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.
На основании статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); водоподготовка - обработка воды, обеспечивающая ее использование в качестве питьевой или технической воды; водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.
Пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ предусмотрено, что юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.
Согласно пункту 18 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ питьевая вода - вода, за исключением бутилированной питьевой воды, предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения, а также для производства пищевой продукции.
По пункту 1.2 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, под питьевой водой понимается вода после подготовки или в естественном состоянии, отвечающая установленным санитарными нормами требованиям и предназначенная для питьевых и бытовых нужд населения и (или) производства пищевой продукции; под водоснабжением - технологический процесс, обеспечивающий забор, подготовку, транспортировку и передачу абонентам питьевой воды.
Гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест устанавливают Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.4.1074-01.
Пунктами 1.1, 1.2, 1.3 и 1.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 определено, что санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" (далее - Санитарные правила) устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест (далее - системы водоснабжения).
Санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Санитарные правила применяются в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях, для использования в процессах переработки продовольственного сырья и производства пищевых продуктов, их хранения и торговли, а также для производства продукции, требующей применения воды питьевого качества.
В соответствии с пунктом 2.2 СанПиНа 2.1.4.1074-01 качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям настоящих Санитарных правил.
Согласно пункту 3.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.
Пунктом 3.2. СанПиН 2.1.4.1074-01 определено, что качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
Согласно пункту 3.3 СанПиНа 2.1.4.1074-01 безопасность питьевой воды в эпидемическом отношении определяется ее соответствием нормативам по микробиологическим и паразитологическим показателям, представленным в таблице 1.
По пункту 3.4 СанПиНа 2.1.4.1074-01 безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по:
3.4.1. обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение (таблица 2);
3.4.2. содержанию вредных химических веществ, поступающих и образующихся в воде в процессе ее обработки в системе водоснабжения (таблица 3);
3.4.3. содержанию вредных химических веществ, поступающих в источники водоснабжения в результате хозяйственной деятельности человека (Приложение 2).
В соответствии с пунктом 3.5 СанПиНа 2.1.4.1074-01 благоприятные органолептические свойства воды определяются ее соответствием нормативам, указанным в таблице 4, а также нормативам содержания веществ, оказывающих влияние на органолептические свойства воды, приведенным в таблицах 2 и 3 и в Приложении 2.
Согласно пункту 4.2 СанПиНа 2.1.4.1074-01 юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
Как следует из материалов дела и заявителем документально не опровергнуто, согласно протоколу исследований (испытаний), измерений N 6211-001 от 05.07.2019 качество воды, отобранной из скважины N 2 по микробиололгическим показателям, не соответствует пункту 3.3. таблицы 2 СанПиН 2.1.4.1074-01 (обнаружено общее количество бактерии в 100 мл. 14 при гигиеническом нормативе отсутствие).
Исследованием установлено, что пробы питьевой вода, отобранная в скважине N 6 по адресу: Московская, 2Т, по микробиологическим показателям - общие колиформные бактерии (ОКБ), - запах, цветность согласно протоколу исследований N 6212-001 от 05.07.2019, не соответствует требованиям п.3.3., 3.4., 3.5., табл. 4-СанПиН 2.1.4.1074-01, по техническим, оргонолептическим показателям: обнаружены общие колиформные бактерии КОЕ в 100 мл.-12 при гигиеническом нормативе отсутствие; запах 3 бала, при гигиеническом нормативе 2 балов; цветность 34,28 +6,86 град., при гигиеническом нормативе не более 20 град.
По результатам исследований проб воды, отобранных перед подачей в сеть ООО "ЕКК" по ул. 2-х Борцов в пгт. Емельяново по микробиологическим показателям - общие колиформные бактерии (ОКБ), согласно протоколу испытаний N 6213-001 от 05.07.2019 не соответствуют требованиям п.3.3., п.3.4., табл. 2, п.3.5. табл. 4 СанПиНа 2.1.4.1074-01 (обнаружены общие колиформные бактерии (КОЕ) в 100 млл.-13 при гигиеническом нормативе отсутствие).
Пробы из водонапорной башни (в сети), отобранные по ул. СПТУ-81, стр.2-М по микробиологическим показателям - общее колиформные бактерии (ОКБ) по органолаптическом показателям - цветность, мутность, согласно протокола исследований N 6214-001 от 05.07.2019 не соответствует требованиям п.3.3.,п.3.4..табл. 2, п.3,.5. табл 4 СанПиНа 2.14.1074-01 по микробиологическим показателям, органолептическим показателям: обнаружены общие колиформные бактерии КОЕ 15 в 100 мл. при гигиеническом нормативе - отсуствие, цветность 32.20+6, 44 град, при гигиеническом нормативе не более 20+35 град: мутность 3,96+0,79 мг/дм. при норме 2,6 +1,5.
Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что, поскольку вопрос правильности выбранных методик исследования проб воды, оценка методик исследования относится к компетенции Управления Роспотребнадзора как органа власти, осуществляющего надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения; учреждение, являясь экспертной организацией, приняло пробы воды, осуществило их исследование и дало заключение по тем точкам отбора проб воды и в соответствии с теми санитарными правилами, которым должна соответствовать питьевая вода, которые были установлены специалистом Управления Роскортебнадзора в определении о назначении экспертизы от 29.07.2019 N 6631, то оспариваемое заключение требованиям действующего законодательства не противоречит.
Таким образом, оспариваемое заключение соответствует требованиям действующего законодательства. Доказательств обратного заявителем в материалы дела не представлено.
Ссылка заявителя на решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 30.07.2020 по делу N 2-1520/2020 отклоняется судом апелляционной инстанции.
В силу части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Согласно решению Емельяновского районного суда Красноярского края от 30.07.2020 по делу N 2-1520/2020 лицами, участвующими в деле, являлись заявитель, третье лицо и Арусланов Сергей Александрович. ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае" не было привлечено к участию в деле N 2-1520/2020. Таким образом, решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 30.07.2020 по делу N 2-1520/2020 не имеет преюдициального значения по настоящему делу.
Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, то признаются апелляционным судом несостоятельными, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Поскольку решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, следовательно, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы, связанные, в том числе с подачей апелляционной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "20" декабря 2020 года по делу N А33-4597/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.А. Иванцова |
Судьи |
Д.И. Шелег |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-4597/2020
Истец: ООО "ЕМЕЛЬЯНОВСКИЙ КОММУНАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС"
Ответчик: Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае"
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ, УФ службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кк