Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 августа 2021 г. N Ф07-9399/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
26 мая 2021 г. |
Дело N А56-31777/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Шпакович Ю.В.
при участии:
от заявителя: Михайлович В.П. по доверенности от 19.06.2020
от заинтересованного лица: Иванова Д.И. по доверенности от 12.01.2021
от 3-го лица: Шайдоров Ф.В. по доверенности от 25.02.2021
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10333/2021) ТСН "Каштановая 3" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.02.2021 по делу N А56-31777/2020, принятое
по заявлению ТСН "Каштановая 3"
к Комитету государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области
3-е лицо: ООО "УК Наш Дом - Кудрово"
об оспаривании распоряжения
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников недвижимости "Каштановая 3" (ОГРН: 1204700000911, адрес: 188691, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, г. Кудрово, Каштановая аллея, д. 3, кв. 25; далее - ТСН "Каштановая 3", Товарищество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании распоряжения Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области (ОГРН 1147847555107, адрес: 191311, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 67; далее - Комитет, заинтересованное лицо) от 20.03.2020 N 281 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Ленинградской области.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш Дом - Кудрово" (ОГРН 1157847343455, адрес: 195197, Санкт-Петербург ул. Васенко, д. 12, лит. А, пом. 18Н; далее - ООО "УК Наш Дом - Кудрово", Общество, третье лицо).
Решением от 16.02.2021 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, ТСН "Каштановая 3" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель ТСН "Каштановая 3" поддержал доводы апелляционной жалобы, представители Комитета и Общества возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, сведения о многоквартирном доме, расположенном по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, г. Кудрово, мкр. Новый Оккервиль, Каштановая аллея, д. 3 (далее - МКД), внесены в реестр многоквартирных домов (реестр лицензий Ленинградской области), деятельность по управлению которыми осуществляет ООО "УК "Наш Дом - Кудрово" с 14.12.2016 на основании протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления МКД от 06.05.2016 N 3, с 01.01.2018 основание управления МКД - протокол общего собрания собственников помещений МКД от 11.09.2018.
В соответствии с положениями части 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), по результатам решения общего собрания собственников, оформленного протоколом от 19.01.2020 N 1 (далее - протокол от 19.01.2020), 28.01.2020 ТСН "Каштановая 3" обратилось в Комитет с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Ленинградской области - исключении сведений об МКД из реестра лицензий ООО "УК "Наш Дом-Кудрово".
В ходе рассмотрения заявления и документов Комитетом осуществлена проверка заявления и документов на предмет соблюдения условий, предусмотренных пунктом 5 Порядка и сроков, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр "Об утверждении порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации" (далее - Порядок).
По итогам проверки заявления и документов ТСН "Каштановая 3" Комитетом установлено несоответствие заявления и документов ТСН "Каштановая 3" требованиям, установленным пп. "в" пункта 5 Порядка, а именно выявлено наличие противоречий сведений, представленных заявителем, сведениям, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления (сведения об МКД внесены в реестр лицензий ООО "УК "Наш Дом - Кудрово").
В соответствии с пп. "в" пункта 7 Порядка по результатам рассмотрения заявления ТСН "Каштановая 3" 10.02.2020 Комитетом принято решение о приостановлении рассмотрения заявления и документов, предоставленных ТСН "Каштановая 3", на основании пункта 10 Порядка.
В соответствии с положениями пункта 15 Порядка Комитетом направлены запросы в адрес ТСН "Каштановая 3" и ООО "УК "Наш Дом - Кудрово" о предоставлении необходимой информации, в том числе о предоставлении документов (копий документов), подтверждающих направление, вручение сообщения о проведении общего собрания собственникам помещений в многоквартирном доме либо его размещение в помещении данного дома, определенном решением общего собрания и доступном для всех собственников помещений в данном доме, или в системе в соответствии с частью 4 статьи 45, частью 2 и 3 статьи 47.1 ЖК РФ (в случае уведомления собственников помещений МКД о проведении общего собрания путем размещения сообщения на информационных стендах МКД, о предоставлении решения общего собрания собственников помещений МКД, которым определен указанный способ информирования собственников о проведении общих собраний).
20.03.2020 Комитетом вынесено распоряжение N 281, которым отказано ТСН "Каштановая 3" во внесении изменений в реестр лицензий Ленинградской в соответствии с пп. "а", "б" пункта 9 Порядка, в связи с несоответствием заявления и документов требованиям, установленным пп. "а", "б" пункта 5 Порядка (в соответствии с пп. "в" пункта 20 Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 января 2019 года N 44/пр (далее - Требование), документы (копии документов), подтверждающие направление, вручение сообщения о проведении общего собрания собственникам всех помещений в многоквартирном доме в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 45 ЖК РФ (направление сообщения о проведении общего собрания каждому собственнику помещения в многоквартирном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме) к заявлению и документам ТСН "Каштановая 3" не приложены).
Считая распоряжение Комитета незаконным, Товарищество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон и третьего лица, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 161 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Частью 3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Изменения в реестр лицензий, в том числе в части исключения сведений о многоквартирных домах, деятельность но управлению которыми осуществляет лицензиат, вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного заявителем соответствующего заявления о внесении изменений в реестр в соответствии с пунктом 2 Порядка.
В соответствии с частью 7 статьи 135 ЖК РФ в случае выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения о государственной регистрации товарищества собственников жилья товариществом: собственников жилья представляются в орган государственного жилищного надзора сведения о выборе способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья и уведомление о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
При этом, положения статьи 198 ЖК РФ распространяются также на случаи изменения способа управления многоквартирным домом и представления в связи с этим в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в части 7 статьи 135 ЖК РФ (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
С учетом изложенного, исключение из реестра лицензий сведений об управлении многоквартирным домом управляющей организацией является основанием для прекращения указанной организации деятельности по управлению таким домом.
Как указывалось ранее, порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий утвержден Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (Порядок).
В силу пункта 2 Порядка изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора), в том числе на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частями 3, 3.1, 5 - 5.4 статьи 198 ЖК РФ.
Пунктами 2 и 3 Порядка предусмотрены обязательные требования к заявлению о внесении изменений в реестр лицензий и прилагаемые к такому заявлению документы.
В соответствии с пунктом 5 Порядка в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 9 Порядка основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются:
а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 настоящего Порядка;
б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.
Подпунктами "а", "б" пункта 5 Порядка в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соответствия заявления и документов положениям п.п. 2 и 3 Порядка и достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка
В силу пп. "а" пункта 3 Порядка к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания, за исключением случая представления в орган государственного жилищного надзора подлинников указанных документов в соответствии с частью 1 статьи 46 ЖК РФ.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ N 44/ПР от 28.01.2019 утверждены Требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах (далее - Требования).
В соответствии с пп. "в" пункта 20 Требований обязательным приложением к протоколу общего собрания являются документы (копии документов), подтверждающие направление, вручение сообщении о проведении общего собрания собственникам помещений в многоквартирном доме либо его размещение в помещении данного дома, определенном решением общего собрания и доступном для всех собственников помещений в данном доме, или в системе в соответствии с частью 4 статьи 45, частью 2 и 3 статьи 47.1 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 45 ЖК РФ собственник, иное лицо, указанное в настоящем Кодексе, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязаны сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.
Как следует из материалов дела, основанием для отказа Комитета во внесении изменений в реестр многоквартирных домов, послужило неисполнение Товариществом обязанности по направлению сообщения о проведении общего собрания каждому собственнику помещения в многоквартирном доме заказным письмом.
Вместе с тем, указанный вывод Комитета и суда первой инстанции, по мнению апелляционного суда, основывается на неверном толковании положений действующего законодательства.
По смыслу части 4 статьи 45 ЖК РФ собственнику, по инициативе которого созывается первое (первичное) общее собрание, предоставлены способы извещения собственников помещений в многоквартирном доме, а именно: направление сообщения каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись.
Сама формулировка способов направления сообщения в статье 45 ЖК РФ подразумевает различные способы направления уведомлений: и направление заказным письмом, и вручением собственникам уведомления под роспись.
Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу о том, что инициатору собрания собственников недвижимости предоставлено право вручить уведомление собственникам лично под роспись, при наличии такой возможности, а остальных собственников оповестить заказными письмами.
Лично уведомленные собственники должны расписаться в реестре вручения собственникам уведомлений о проведении общего собрания собственников или аналогичном документе, являющемся обязательным приложением к протоколу общего собрания собственников в соответствии с пп. "в" пункта 20 Требований к протоколам общего собрания собственников.
При вручении уведомления инициатором собрания лично под роспись, направление уведомления заказным письмом носит один и тот же результат, а именно - личное получение собственником уведомления о проведении собрания, его личную информированность.
Как следует из материалов дела, часть собственников помещений МКД уведомлена о собрании лично под роспись (л.д.75-102 т.1). Оригинал реестра представлен Товариществом в Комитет 24.01.2020. Копия такого реестра предоставлена в Комитет повторно по запросу о предоставлении дополнительной информации.
Представленный реестр содержит сведения о собственниках помещений в многоквартирном доме, способе направления сообщений (путем вручения лично под роспись), подписи собственников, получивших сообщения, что соответствует требованиям подпункта "в" пункта 20 Требований.
При этом собственники, не уведомленные лично, уведомлялись инициатором собрания заказными письмами, что подтверждается списками почтовых отправлений и сведениями о вручении уведомлений с официального сайта Почты России (т.1 л.д.180-261). Данные документы также были представлены Комитету.
Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу о том, что Товариществом выполнена обязанность, предусмотренная частью 7 статьи 135 ЖК РФ, права собственников помещений спорного МКД полностью соблюдены, в адрес Комитета и Общества направлены письма и документы, подтверждающие смену способа управления МКД.
Таким образом, истребование Комитетом у Товарищества доказательств извещения собственников МКД о проведении общего собрания только заказными письмами, является неправомерным.
При этом Комитетом не указано, какие именно собственники не были уведомлены надлежащим образом о предстоящем собрании собственников недвижимости.
Апелляционный суд также принимает во внимание то обстоятельство, что решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 24.02.2021 по делу N 2-167/2021 (2-4601/2020) отказано в признании недействительным решения общего собрания собственников помещений спорного многоквартирного дома о выборе способа управления, оформленное протоколом от 19.01.2020 N 1.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции от 16.02.2021 подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта о признании недействительным оспариваемого распоряжения Комитета.
В силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться, в том числе на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Содержание реестра лицензий субъекта Российской Федерации предполагает, что содержащиеся в нем сведения, в том числе о лицензиате, об адресах МКД, деятельность по управлению которыми он осуществляет, должны иметь достоверный и актуальный характер и своевременно обновляться при заключении, прекращении или расторжении договора управления МКД.
Поскольку собственники МКД избрали ТСН в качестве способа управления домом, сведения об указанном МКД подлежат исключению из реестра лицензий субъекта Российской Федерации (Ленинградская область).
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции и по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16 февраля 2021 года по делу N А56-31777/2020 отменить.
Признать недействительным распоряжение Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области от 20.03.2020 N 281.
Обязать Комитет государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов товарищества собственников недвижимости "Каштановая 3" путем исключения сведений о многоквартирном доме, расположенном по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, г.Кудрово, мкр.Новый Оккервиль, аллея Каштановая, д.3, из реестра лицензий субъекта Российской Федерации (Ленинградская область).
Взыскать с Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области в пользу товарищества собственников недвижимости "Каштановая 3" судебные расходы по уплате государственной пошлине по первой инстанции в размере 3000 руб., по апелляционной жалобе - 1500 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-31777/2020
Истец: ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ "КАШТАНОВАЯ 3"
Ответчик: КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО "Управляющая Компания Наш Дом - Кудрово"
Хронология рассмотрения дела:
31.08.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9399/2021
26.05.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-10333/2021
16.02.2021 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-31777/20
14.01.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-15029/20
03.09.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-21821/20