26 мая 2021 г. |
Дело N А84-4422/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 26 мая 2021 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Горбуновой Н.Ю., судей Баукиной Е.А. и Зарубина А.В., при ведении протокола и аудиозаписи секретарем судебного заседания Талановой Ю.П., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "СЭЗ-Инвест1" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 02 февраля 2021 года по делу N А84-4422/2020 (судья - Ражков Р.А.),
по иску Общества с ограниченной ответственностью "СЭЗ-Инвест1"
к Правительству Севастополя,
Департаменту экономического развития Севастополя,
при участии в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора: Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя;
Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя,
о понуждении заключить договор,
при участии в судебном заседании:
- от Департамента экономического развития Севастополя - Плешко Евгения Константиновна, представитель по доверенности от 29.12.2020 N 41, представлен диплом о высшем юридическом образовании, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
- от Общества с ограниченной ответственностью "СЭЗ-Инвест1" - Мукеев Борис Юрьевич, генеральный директор, полномочия подтверждаются сведениями из ЕГРЮЛ, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СЭЗ-Инвест1" (далее - ООО "СЭЗ-Инвест1") обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с исковым заявлением к Правительству Севастополя, Департаменту экономического развития Севастополя об обязании заключить договор.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 02 февраля 2021 года по делу N А84-4422/2020 (судья - Ражков Р.А.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, Общество с ограниченной ответственностью "СЭЗ-Инвест1" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального и процессуального права, при неполном исследовании обстоятельств, имеющих значение для дела.
Апеллянт указывает, что поскольку инвестиционный проект, предложенный ООО "СЭЗ-Инвест1" согласно критериев и методики оценки инвестиционной декларации на предмет эффективности реализации инвестиционного проекта в свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и г. Севастополя признается эффективным и ООО "СЭЗ-Инвест1" полностью соответствует требованиям части 1 статьи 13 Федерального закона от 29.11.2014 N 377- ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" у Правительства Севастополя отсутствуют правовые основания для отказа ООО "СЭЗ-Инвест1" в заключении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне и в силу указаний федерального закона возникает обязанность заключить данный договор.
Определением суда апелляционной инстанции от 10.03.2021 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание на 07.04.2021.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
02.04.2021 от Правительства Севастополя через систему "Мой арбитр" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик с ее доводами не соглашается и возражает против ее удовлетворения.
05.04.2021 от Департамента экономического развития Севастополя через систему "Мой арбитр" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик с ее доводами не соглашается и возражает против ее удовлетворения.
В судебном заседании, назначенном на 07.04.2021, представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы и настаивал на ее удовлетворении, представитель Департамента экономического развития Севастополя возражал против доводов апелляционной жалобы и настаивал на отказе в ее удовлетворении.
Иные лица в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб согласно положениям статей 121, 123 АПК РФ.
Определением (протокольным) арбитражного апелляционного суда от 07.04.2021, в связи с необходимостью предоставления ответчиком письменных объяснений в порядке требований статьи 81 АПК РФ относительно этапов оценки инвестиционной декларации со ссылкой на методические рекомендации, рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 19.05.2021.
04.05.2021 от Департамента экономического развития Севастополя через систему "Мой арбитр" поступили письменные пояснения, в которых ответчик изложил правовую позицию согласно поставленных судом вопросов.
В судебном заседании, назначенном на 19.05.2021, представитель истца и ответчика поддержали свои доводы заявленные ранее.
Иные, лица, участвующие в деле не явились, в связи с чем, в соответствии со ст. 156 АПК РФ, апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие, поскольку стороны надлежащим образом извещены в порядке статей 121-123 АПК РФ о времени и месте судебного заседания, что подтверждается материалами дела.
Законность решения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
При повторном рассмотрении дела апелляционным судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.
ООО "СЭЗ-Инвест1" направило в Департамент экономического развития Севастополя заявление от 19.11.2018, в котором просило рассмотреть вопрос о заключении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне.
Письмом от 27.11.2018 N 3716/21-02/18 "О предоставлении информации" Департамент экономического развития Севастополя сообщил об отказе в заключение договора с ООО "СЭЗ-Инвест1", мотивируя данный отказ тем, что в настоящее время реализация указанного проекта не представляется возможной, в связи с несоответствием запрашиваемых видов разрешенного использования функциональной зоне, согласно действующего Генерального плана города Севастополя.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 11.07.2019 по делу N А84- 297/2019 признано незаконным решение Департамента экономического развития города Севастополя об отказе в заключении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне, оформленное письмом от 27.11.2018 N 3716/21-02/18 "О предоставлении информации". Департамент экономического развития города Севастополя обязан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
20.07.2020 ООО "СЭЗ-Инвест1" направило в Департамент заявление о заключении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне.
Поскольку заявление оставлено без удовлетворения ООО "СЭЗ-Инвест1" обратилось с иском в суд.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, заслушав представителей сторон в судебном заседании, проверив соблюдение судом первой инстанции норм процессуального права, правильность применения норм материального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения по следующим основаниям.
Суд первой инстанции, руководствовался нормами Федерального закона от 29.11.2014 N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный закон N 377), приказом Минэкономразвития России от 23.04.2019 N 241 "Об утверждении критериев и методики оценки инвестиционной декларации на предмет эффективности реализации инвестиционного проекта в свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и г. Севастополя", правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
Так, судом установлено, что в ходе рассмотрения инвестиционной декларации ООО "СЭЗ-Инвест1" Департаментом экономического развития города Севастополя на соответствие требованиям части 3 статьи 13 Федерального закона N 377-ФЗ, был выявлен ряд нарушений, в связи с чем, принято решение об отказе в заключении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне на территории Республики Крым и города Севастополя, с указанием несоответствий в инвестиционной декларации, информация об отказе в заключении договора была направлена истцу по месту нахождения юридического лица, указанного в ЕГРЮЛ.
В соответствии с частью 7.1. статьи 13 Федерального закона N 377- ФЗ при рассмотрении представленных заявителем документов, указанных в части 2 настоящей статьи, орган управления свободной экономической зоной проводит оценку инвестиционной декларации на предмет эффективности реализации инвестиционного проекта в соответствии с критериями и методикой такой оценки, которые определяет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития России от 23.04.2019 N 241 утверждены критерии и методика оценки инвестиционной декларации на предмет эффективности реализации инвестиционного проекта в свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и г. Севастополя" (далее - Приказ N 241).
Так, для оценки инвестиционной декларации, представленной заявителем, применяется критерий о соответствии инвестиционного проекта, предусмотренного инвестиционной декларацией, целям создания свободной экономической зоны, предусмотренным ст. 1 Федерального закона N 377-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12.1 Федерального закона N 377-ФЗ для целей настоящего Федерального закона под инвестиционным проектом понимается ограниченный по времени осуществления и затрачиваемым ресурсам комплекс мероприятий, направленных на создание и последующую эксплуатацию новых либо модернизацию существующих объектов основных средств, который реализуется участником свободной экономической зоны в целях производства новых товаров, выполнения работ, оказания услуг либо поддержания и (или) увеличения объема производимых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг путем осуществления капитальных вложений.
Согласно пункту 3.3 инвестиционной декларации, заявитель планирует получить земельный участок, необходимый для реализации инвестиционного проекта в аренду без проведения торгов по адресу: г. Севастополь, ул. Руднева, д.33.
Согласно Генеральному плану города Севастополя, утвержденному решением сессии Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 N 1414, указанный земельный участок относиться к зоне "Незастроенные, в т.ч. со сложными условиями рельефа", частично к зоне "Земельных насаждений общего пользования (парков, скверов и др.), в соответствии с проектом Генерального плана города Севастополя, запрашиваемый земельный участок относится частично к зоне делового, общественного и коммерческого назначения, частично к зоне улично-дорожной сети, что не соответствует содержанию цели инвестиционного проекта ООО "СЭЗ-Инвест1", а именно: "Строительство заявителем за счет собственных средств нового объекта коммерческой недвижимости - комплекса торговых и бытовых услуг и последующая передача его в аренду заинтересованным субъектам предпринимательской деятельности".
Кроме того, согласно письму Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя N 1669/01-02-04-16/02/20 от 08.04.2020 указано, что в соответствии с проектом Генерального плана города Севастополя запрашиваемый участок относится к зоне делового, общественного и коммерческого назначения, частично к зоне улично-дорожной сети. В соответствии с проектом планировки и проекта межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 23.04.2018 N 248-ПП, красные линии улично-дорожной сети частично затрагивают границы указанного земельного участка. Согласно публичной кадастровой карты, земельный участок частично расположен в охранных зонах от объектов электросетевого хозяйства. В настоящее время реализация указанного проекта не представляется возможной, в связи с несоответствием запрашиваемых видов разрешенного использования функциональной зоне, согласно действующего Генерального плана города Севастополя.
На основании подпункта "б" пункта 2.2 приложения N 2 к Приказу N 241 в случае несоответствия предполагаемого использования земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставляемого в аренду без проведения торгов, целям реализации инвестиционного проекта дальнейшая оценка декларации не проводится и указанный проект признается неэффективным.
Оценка инвестиционной декларации проводится в соответствии с пунктом 2 Методики оценки инвестиционной декларации на предмет эффективности реализации инвестиционного проекта в свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и г. Севастополя.
По итогам комплексной оценки декларации инвестиционной декларации присваиваются баллы. Максимальное количество баллов, которые могут быть присвоены инвестиционной декларации - 21 (двадцать один).
Присвоение инвестиционной декларации баллов осуществляется по каждому из критериев оценки инвестиционной декларации с учетом максимально возможных баллов. При определении количества баллов, присвоенных инвестиционной декларации, суммируются значения баллов, полученных при определении ее соответствия каждому из критериев оценки инвестиционной декларации
Если сумма присвоенных инвестиционной декларации баллов составляет 12 (двенадцать) и более баллов, инвестиционный проект признается эффективным. С юридическим лицом, представившем декларацию заключается договор об условиях участия в свободной экономической зоне, юридическое лицо включается в реестр участников свободной экономической зоны, проект, указанный в инвестиционной декларации реализуется участником свободной экономической зоны.
Департаментом экономического развития города Севастополя, уполномоченным на прием и рассмотрение документов, предусмотренных Федеральным законом от 29.11.2014 N 377-ФЗ и принятия по ним решения, в рамках рассмотрения настоящего спора, была проведена оценка инвестиционной декларации ООО "СЭЗ-Инвест1", полученный показатель составляет 11 балов, который являются недостаточным для ее положительной оценки, в связи с чем, инвестиционный проект признан неэффективным, договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне в отношении неэффективных проектов не заключается.
Учитывая изложенное, коллегия судей пришла к выводу, что Департамент экономического развития города Севастополя принял обоснованное решение об отказе в заключении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне на территории Республики Крым и города Севастополя с ООО "СЭЗ-Инвест1".
Согласно пункту 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Требование о понуждении к заключению договора может быть удовлетворено судом при наличии у ответчика обязанности заключить такой договор. Названная обязанность и право требовать понуждения к заключению договора могут быть предусмотрены лишь ГК РФ либо иным федеральным законом или добровольно принятым обязательством (пункт 1 статьи 421, абзац первый пункта 1 статьи 445 ГК РФ).
Согласно абзацу 1 пункту 1 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с указанным кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Учитывая положения гражданского законодательства о заключении договора, принимая во внимание обстоятельства послужившие основанием для отказа ответчика в заключении договора, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что на стороне ответчика отсутствовала обязанность в соответствии с требованиями абзаца первого пункта 1 статьи 445 ГК РФ заключить с ООО "СЭЗ-Инвест1" договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы рассмотрены судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными, поскольку они сводятся к несогласию заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами, которые, однако, подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, что не свидетельствует о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, которые в силу части 4 статьи 270 АПК РФ являются основанием для безусловной отмены судебного акта, не допущено.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права. Нарушение норм процессуального законодательства, влекущее безусловную отмену судебного акта, допущено не было.
Таким образом, обжалуемое решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, основания для его отмены отсутствуют, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 02 февраля 2021 года по делу N А84-4422/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "СЭЗ-Инвест1" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Горбунова |
Судьи |
Е.А. Баукина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-4422/2020
Истец: ООО "СЭЗ-ИНВЕСТ1"
Ответчик: Департамент экономического развития города Севастополя, Правительство Севастополя
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ, ДЕПАРТАМЕНТ ПО ИМУЩЕСТВЕННЫМ И ЗЕМЕЛЬНЫМ ОТНОШЕНИЯМ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ