г. Саратов |
|
27 мая 2021 г. |
Дело N А57-20464/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 мая 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Лыткиной О.В.,
судей Савенковой Н.В., Телегиной Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Акчуриной Р.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Катрис" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 19 марта 2021 года по делу N А57-20464/2020,
по иску акционерного общества "Управление отходами" в лице регионального оператора Саратовской области, (ИНН 7725727149), переименованного в акционерное общество "Ситиматик",
к обществу с ограниченной ответственностью "Катрис", (ОГРН 102640266568420)
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Современное управление", общество с ограниченной ответственностью "Мехуборка-Саратов", общество с ограниченной ответственностью "Экопром", общество с ограниченной ответственностью "СТМ Капитал +",
о взыскании задолженности,
при участии в судебном заседании представителя акционерного общества "Ситиматик" - Нетреба Н.В. по доверенности от 09.04.2021,
представители ответчика и третьих лиц - не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось Акционерное общество "Управление отходами" в лице регионального оператора Саратовской области (далее - АО "Управление отходами", переименовано в АО "Ситиматик", истец) с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Катрис" (далее - ООО "Катрис", ответчик) о взыскании задолженности в размере 351222,56 руб., расходов по оплате государственной пошлины в размере 10024 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 19 марта 2021 года по делу N А57-20464/2020 с ООО "Катрис" в пользу АО "Управление отходами" в лице регионального оператора Саратовской области взыскана задолженность в размере 351222,56 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 10024 руб.
ООО "Катрис" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит состоявшийся по делу судебный акт отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что судом при принятии решения неправильно применены нормы материального и процессуального права, выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела: договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между сторонами не заключался; истец в заявленный период услуги не оказывал, ответчиком были заключены договоры отходов производства и потребления с иными контрагентами; с 01.07.2018 отходы ответчиком разделяются, сортируются по видам и группам отходов и после сортировки ТКО не остается; оплата за услуги ответчиком не производилась; факт оказания услуг истцом не доказан; оспаривает также расчет задолженности, произведенный истцом, исходя из нормативов по типового договору, исходя из 250 сотрудников ООО "Катрис", тогда как работают у ответчика всего 4 сотрудника, в связи с чем ответчик произвел расчет на сумму 49735,61 руб.; контейнерные площадки отсутствовали.
АО "Ситиматик" представило суду документы, подтверждающие переименование юридического лица с АО "Управление отходами" на АО "Ситиматик", а именно: выписку из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 12.05.2021.
В порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации АО "Ситиматик" представило суду письменные объяснения на апелляционную жалобу, в которых просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Представителем истца в судебном заседании поддержаны доводы апелляционной жалобы.
Представители ответчика и третьих лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
От АО "Ситиматик" поступило ходатайство об отказе от исковых требований в части взыскания задолженности за оказанные услуги в размере 301781,23 руб. и прекращении производства по делу. В части взыскания задолженности за оказанные услуги за период с 12.08.2018 по 31.12.2019 в размере 49441,33 руб. решение суда просит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев заявленное ходатайство истца, считает его подлежащим удовлетворению ввиду следующего.
Частичный отказ от иска является самостоятельным основанием для прекращения производства по делу, что влечет отмену решения суда первой инстанции по причинам, не связанным с применением норм статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
В силу пункта 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказ истца от иска принимается судом апелляционной инстанции, поскольку не противоречит закону и не нарушает права других лиц, участвующих в деле.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если истец отказался от иска и отказ был принят арбитражным судом.
Апелляционный суд принимает частичный отказ от иска, поскольку он не противоречит закону и не нарушает права ответчика и третьих лиц.
Таким образом, решение суда первой инстанции в части взыскания задолженности за оказанные услуги в размере 301781,23 руб. следует отменить, производство по делу в указанной части - прекратить.
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке статей 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный апелляционный суд в порядке части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и объяснения на нее, заслушав пояснения представителя истца, апелляционный суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области и АО "Управление отходами" на основании протокола о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора от 25 декабря 2017 года заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Саратовской области (Зона деятельности N 1).
В соответствии с "Правилами по обращению с твердыми коммунальными отходами", утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, сторонами был заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО N 53/312/0003140 на условиях типового договора, согласно которому истец обеспечивает прием ТКО в объеме и месте, определенные договором, а также их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а Ответчик обязуется оплачивать услуги по цене, определенной в размере утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО.
Единый тариф на услугу Регионального оператора Саратовской области филиала акционерного общества "Управление отходами" установлен и введен в действие с 12 августа 2018 года Постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 31.07.2018 N 28/1.
Объемы, принимаемых ТКО, определяются, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Саратовской области, установлены Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области в приказе N 47 от 05.02.2018 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Саратовской области".
В период с 12.08.2018 по 31.12.2019 Региональный оператор обеспечил прием ТКО от ответчика. ООО "Катрис" обязательства по оплате не выполнены.
Таким образом, задолженность ответчика перед региональным оператором за период с 12.08.2018 по 31.12.2019 с учетом частичного отказа от исковых требований составляет 49441,33 руб.
Истцом была направлена претензия N 850/20/163 от 24.01.2020, которая осталась без ответа и удовлетворения, досудебный порядок урегулирования споров, предусмотренный п. 5 ст. 4 АПК РФ, истцом соблюден.
До настоящего времени ответчиком долг не погашен.
Неисполнение ответчиком обязательства по своевременной оплате оказанных услуг по заключенному договору в полном объеме послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд первой инстанции.
Заключенный сторонами договор N 53/312/0003140 от 12.08.2018 является договором возмездного оказания услуг, регулируется, как общими положениями гражданского законодательства, так и нормами для отдельных видов обязательств, содержащихся в главе 39 "Возмездное оказание услуг" Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
На основании статьи 783 Гражданского кодекса Российской Федерации к договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде, если это не противоречит статьям 779 - 782 кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
При рассмотрении споров, связанных с оплатой оказанных в соответствии с договором услуг, арбитражным судам необходимо руководствоваться положениями статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, по смыслу которых исполнитель может считаться надлежаще исполнившим свои обязательства при совершении указанных в договоре действий (деятельности). При этом следует исходить из того, что отказ заказчика от оплаты фактически оказанных ему услуг не допускается (пункт 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.1999 N 48).
По смыслу статей 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации услуга в качестве предмета договора неотделима от процесса ее оказания и потребляется в процессе исполнения договора возмездного оказания услуг, следовательно, услуги могут не иметь материального результата, который можно было бы сдать или принять, в то же время оплате подлежат фактически оказанные услуги.
При возмездном оказании услуг заказчика интересует именно деятельность исполнителя, не приводящая непосредственно к созданию вещественного результата и связанная с совершением действий, не имеющих материального воплощения.
Основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ (оказанных услуг) является сдача результата работ заказчику (пункт 8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 января 2000 года N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда").
Довод заявителя апелляционной жалобы о незаключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между сторонами апелляционным судом отклоняется по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Закон N 89-ФЗ) Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Истец наделен статусом регионального оператора по результатам конкурсного отбора, проведенного в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) и постановления Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 N 881 "О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами" и осуществляет деятельность по обращению с ТКО на территории Саратовской области, являясь единственным хозяйствующим субъектом, имеющим право оказывать услугу по обращению с ТКО на территории Саратовской области.
Согласно пункту 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Статьей 24.7 Федерального закона от 24.06.1988 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) предусмотрено, что региональный оператор заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для Регионального оператора.
Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
Пункт 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ закрепляет, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. При этом договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Согласно пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Пунктом 4 статьи 426 ГК РФ закреплено, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ определяет, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641" (далее - Правила обращения с ТКО) утверждена форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном разделом 1(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641" (далее - Правила обращения с ТКО). Указанные Правила обращения с ТКО являются обязательными для Регионального оператора и собственников ТКО.
Отношения сторон регулируются договором N 53/312/0003140 от 12.08.2018 на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, составленным региональным оператором с учетом требований Правил обращения с ТКО и с соблюдением формы типового договора.
В связи с тем, что в нарушение требований части 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ сторонами не заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО, услуги оказываются истцом в соответствии с типовым договором и нормами накопления.
На основании пункта 4 Правил N 1156, обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО установлен Правилами N 1165.
Пунктом 8 (15) Правил обращения с ТКО предусмотрено, что, в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8 (14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) настоящих Правил.
Пунктом 8 (17) Постановления N 1156 установлено, что, в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Плата за услуги регионального оператора по обращению с ТКО является частью бремени содержания имущества, что следует также из содержания пункта 148 (11) Правил предоставления коммунальных услуг и критериев для расчета нормативов накопления ТКО.
Стоит отметить, что в этом случае потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) Правил N 1156.
На официальном сайте регионального оператора размещена и находится в свободном доступе форма договора-оферты на оказание услуги по обращению с ТКО. При этом, абзац 4 пункта 8 (17) Правил N 1156 указывает, что в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) Правил N 1156 в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональный оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Собственниками ТКО, обязанными заключить договор с региональными операторами являются лица, в результате деятельности которых образовались эти отходы либо уполномоченные ими лица в интересах собственников ТКО.
Если между сторонами не заключен договор в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора.
В соответствии с "Правилами по обращению с твердыми коммунальными отходами", утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, сторонами был заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО N 53/312/0003140 от 12.08.2018 на условиях типового договора.
Таким образом, договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключен со всеми потребителями независимо от их организационно-правовой формы и факт отсутствия договора, оформленного в письменном виде, не свидетельствует об отсутствии договорных отношений между потребителем и региональным оператором.
Следовательно, независимо от поступления от потребителя заявки услуги должны оказываться региональным оператором на условиях, не противоречащих типовой форме договора.
Пунктом 1.4. указанного договора предусмотрено дата начала оказания услуг - 12.08.2018. Порядок расчетов за оказанные услуги согласован сторонами в договоре.
Оплата услуг по договору осуществляется по цене в размере утвержденного постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 31 июля 2018 года N 28/1 (в редакции от 20 декабря 2018 года N 56/82) единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Поскольку АО "Управление отходами", являясь региональным оператором, оказывает услуги и по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании типового договора, потребитель обязан оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В период с 12.08.2018 по 31.12.2019 региональный оператор Саратовской области АО "Управление отходами" оказывал услуги по обращению с ТКО в соответствии с действующим законодательством.
Расчет начислений за период с 12.08.2018 по 31.12.2019 был произведен в соответствии с условиями договора на оказание услуг по обращению с ТКО N 53/312/0003140 от 12.08.2018.
В спорный период с 12.08.2018 по 31.12.2019 региональный оператор Саратовской области АО "Управление отходами" оказывал услуги по обращению с ТКО на основании норм действующего законодательства и заключенного в последующем договора, вследствие чего ответчику были направлены акты оказанных услуг и счета на оплату за указанный период.
Публичный характер договора с региональным оператором не позволяет произвольно не оказывать услугу собственникам ТКО. Ответчику направлялись счета для оплаты оказанных услуг, что подтверждается материалами дела.
Истец произвел начисления платы за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Факт оказания АО "Управление отходами" услуг ООО "Катрис" по обращению с твердыми коммунальными отходами за спорный период подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Ответчиком доказательства оплаты оказанных услуг по обращению с ТКО не представлены.
Довод апеллянта о неоказании ему региональным оператором услуги по обращению с ТКО ввиду отсутствия контейнерных площадок апелляционным судом признан несостоятельным в силу следующего.
Закон N 89-ФЗ в статье 8 относит к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов в области обращения с ТКО создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Статьей 13.4 Закона N 89-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления ТКО.
Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) ТКО отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.
Как следует из материалов, дела контейнерная площадка ответчика органом местного самоуправления в установленном законом порядке в схему размещения мест (площадок) накопления ТКО не включена.
Таким образом, до указанного разрешения ответчик мог пользоваться контейнерными площадками, размещенными в непосредственной близости, в связи с чем доводы апеллянта об отсутствии контейнерных площадок голословны.
Согласно предоставленным АО "Управление отходами" договорам, актам оказанных услуг, маршрутным журналам вывоз отходов с данных контейнерных площадок осуществлял региональный оператор в соответствии с нормами СанПиН.
Таким образом, факт оказания истцом услуг подтвержден.
Ответчик указывал, что 09.01.2009 между ООО "Катрис" (заказчик) и ООО "Современное Управление" (исполнитель) заключен договор на оказание возмездных услуг N УУ/1, согласно условиям которого исполнитель по заданию заказчика на протяжении срока действия договора оказывает услуги по управлению и обслуживанию объекта недвижимости - Административное здание Губернского Делового Центра "Столыпин", расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Вольская, д. 91.
В соответствии с дополнительным соглашением от 01.07.2018 к договору N УУ/1 от 09.01.2009 исполнитель принял на себя обязанность по ежедневному разделению, сортировке и складированию разделенных отходов в соответствующие личные контейнеры для отходов.
09.01.2019 между ООО "Катрис" (заказчик) и ООО "Экопром" (исполнитель) заключен договор на оказание услуг N 47-СА, согласно условиям которого исполнитель обязуется оказывать услуги по транспортированию отходов производства и потребления (промышленных, строительных и прочих разделенных отходов, за исключением ТКО) для передачи на дальнейшую обработку и захоронение с использованием своей техники (механизмов).
01.10.2019 между ООО "Катрис" (заказчик) и ООО "СТМ-Капитал+" (исполнитель) заключен договор на оказание услуг N 20-С, согласно условиям которого исполнитель обязуется оказывать услуги по транспортированию отходов производства и потребления (промышленных, строительных и прочих разделенных отходов, за исключением ТКО) для передачи на дальнейшую обработку и захоронение с использованием своей техники (механизмов).
Предметом договоров от 09.01.2019 и 01.10.2019 является транспортировка отходов после раздельного сбора, не относящихся к ТКО.
Судом первой инстанции обоснованно не принят во внимание довод ответчика о том, что при осуществлении деятельности ООО "Катрис" после раздельного складирования отходов ТКО не образуется, по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Из договоров оказания услуг N 47-СА от 09.01.2019 и N 20-С от 01.10.2019, а также приложений к ним и выставленных счетов об оплате оказанных услуг следует, что предметом указанных договоров является транспортировка отходов производства и потребления, за исключением твердых коммунальных отходов.
Отходы после разделения размещались в контейнерах, имеющих обозначения: "пластик", "бумага, картон".
Из справок ООО "Экопром" и ООО "СТМ-Капитал+" следует, что ООО "Катрис" передавало после разделения и сортировки для транспортирования с дальнейшим захоронением следующие виды отходов, не относящихся к ТКО:
- смет с территории предприятия;
- отходы бумаги и/или картона при сортировки твердых коммунальных отходов;
- лом алюминиевых банок из под напитков;
- отходы газет;
- лом и отходы изделий из полиэтилена незагрязненные;
- использованные книги, журналы, брошюры, проспекты, каталоги.
Вместе с тем, как обоснованно исходил суд первой инстанции, из представленных договоров и документов об их исполнении не следует, что в процессе деятельности ООО "Катрис" твердые коммунальные отходы не образовывались.
Кроме того, в период действия договора на оказание возмездных услуг от 09.01.2009 N УУ/1 с ООО "Современное Управление", в редакции дополнительного соглашения от 01.07.2018, в адрес ООО "Катрис" со стороны ООО "Мехуборка-Саратов" за период сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года выставлялись счета на оплату оказанных услуг по вывозу ТКО. Указанные услуги ООО "Катрис" были оплачены.
Ссылка ответчика на заключение в спорный период договоров оказания услуг с третьими лицами - ООО "Экопром" и ООО "СТМ-Капитал+", фактическое исполнение последними своих договорных обязательств в соответствии с актами выполненных работ и их оплату ответчиком, то она никак не может освободить ООО "Катрис" от обязанности по уплате задолженности в отношении истца, поскольку ООО "Экопром" и ООО "СТМ-Капитал+" не являются оператором ТКО, не имеют утвержденного тарифа на оказание услуг по обращению ТКО и заключенного с истцом договора на утилизацию и захоронение ТКО на полигоне в соответствии с требованиями действующего законодательства, и осуществляли вывоз отходов потребления и производства, образовавшихся в процессе деятельности непосредственно ООО "Катрис", то есть отходов, отличных от ТКО. В предмет указанных договоров вывоз непосредственно ТКО не включен.
Кроме того, контейнерная площадка (место сбора и вывоза отходов), обозначенная в договорах между ответчиком и третьими лицами, не согласована в установленном законом порядке, отсутствует в территориальной схеме обращения твердыми коммунальным отходами, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 22.09.2016 N 707, и является несанкционированной.
Аналогичная позиция отражена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 20.02.2021 N Ф06-70319/2020 по делу N А57-4118/2020.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Поскольку услуги, предусмотренные договором, оказаны истцом в полном объеме, а обязанность ответчика по оплате не исполнена, сумма основного долга за оказанные услуги по обращению с ТКО за период с 12 августа 2018 года по 31 декабря 2019 года составляет 49441,33 руб.
Ответчик принял на себя обязательства по ежедневному сбору, транспортированию и размещению твердых бытовых отходов в соответствии с приложением N 1 к настоящему договору.
Расчет задолженности на сумму 49441,33 руб., представленный истцом с учетом уточнений исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционным судом проверен и признан соответствующим условиям договора и требованиям закона, и считает его правильным, в апелляционной жалобе не оспорен в указанном размере.
Частью 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий (пункт 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Ответчик не доказал факт отсутствия задолженности перед истцом, не представил в материалы дела доказательств оплаты задолженности и доказательств, которые бы подтверждали неисполнение либо ненадлежащее исполнение истцом обязательств по договору, а также доказательств отказа от исполнения указанного договора со стороны заказчика, в связи с чем последний несет риск наступления последствий несовершения им процессуальных действий в силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, апелляционный приходит к выводу об удовлетворении искового требования о взыскании с ответчика задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО за период с 12.08.2018 по 31.12.2019 в размере 49441,33 руб.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что решение суда в части отказа АО "Ситиматик" от исковых требований в части взыскания задолженности за оказанные услуги в размере 301781,23 руб. подлежит отмене, производство по делу в указанной части следует прекратить. В остальной части решение суда следует оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Согласно статье 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания и порядок возврата государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской федерации о налогах и сборах.
В соответствии с абзацем 2 подпункта 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации при заключении мирового соглашения (соглашения о примирении), отказе истца (административного истца) от иска (административного иска), признании ответчиком (административным ответчиком) иска (административного иска), в том числе по результатам проведения примирительных процедур, до принятия решения судом первой инстанции возврату истцу (административному истцу) подлежит 70 процентов суммы уплаченной им государственной пошлины, на стадии рассмотрения дела судом апелляционной инстанции - 50 процентов, на стадии рассмотрения дела судом кассационной инстанции, пересмотра судебных актов в порядке надзора - 30 процентов.
Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В случае если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований (часть 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебные расходы по оплате государственной пошлины распределены между сторонами пропорционально размеру удовлетворённых судом требований по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оплаченная государственная пошлина по иску частично возвращена истцу, исходя из 50 процентов и частичного отказа от исковых требований.
Руководствуясь частью 2 статьи 49, пунктом 4 части 1 статьи 150, статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
принять отказ акционерного общества "Ситиматик" от исковых требований в части взыскания задолженности за оказанные услуги в размере 301781,23 руб.
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 19 марта 2021 года по делу N А57-20464/2020 в указанной части отменить, производство по делу прекратить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Катрис" в пользу акционерного общества "Ситиматик" задолженность за период с 12 августа 2018 года по 31 декабря 2019 года в размере 49441,33 руб., судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение иска в размере 4306,31 руб.
В остальной части иска отказать.
Возвратить акционерному обществу "Ситиматик" из федерального бюджета государственную пошлину, оплаченную платежным поручением от 31.08.2020 N 3130 за подачу иска, в размере 4306,31 руб.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Катрис" из федерального бюджета государственную пошлину, оплаченную платежным поручением от 07.04.2021 N 127 за подачу апелляционной жалобы, в размере 1288,8 руб.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.В. Лыткина |
Судьи |
Н.В. Савенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-20464/2020
Истец: АО "Управление отходами" в лице Регионального оператора СО
Ответчик: ООО КАТРИС
Третье лицо: ООО "Мехуборка-Саратов", ООО "Современное управление", ООО "СТМ Капитал +", ООО "Экопром", АО "Ситиматик"