Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 26 августа 2021 г. N Ф09-5572/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
26 мая 2021 г. |
Дело N А76-20920/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Арямова А.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лабиринт" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.11.2020 по делу N А76- 20920/2020.
В судебном заседании принял участие представитель:
общества с ограниченной ответственностью "Лабиринт" - Гаврюшов Н.Е. (паспорт, доверенность от 05.04.2021, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Лабиринт" (далее - заявитель, ООО "Лабиринт", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человеке по Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, Управление Роспотребнадзора по Челябинской области, Управление) о признании частично незаконным предписания N 28/04 от 17.03.2020.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 18.11.2020 (резолютивная часть решения объявлена 11.11.2020) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда, ООО "Лабиринт" обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что ООО "Лабиринт" не осуществляет виды деятельности и не располагает объектами, перечисленными в пункте 4.1 СП 1.1.1058-01, ввиду чего, ему не может быть вменена обязанность по осуществлению производственного контроля с применением лабораторных исследований. Общество на основании действующего законодательства не обязано и не осуществляет производственный контроль посредством проведения лабораторно- инструментальных исследований, соответствующий раздел в программу производственного контроля не включен.
Отмечает, что при организации производственного контроля в объектах торговли нужно учитывать, что в магазинах ООО "Лабиринт" реализуется сертифицированная продукция. Поэтому неправомерно обязывать (незаконно возлагать) на ООО "Лабиринт" проведение дополнительных лабораторных испытаний поступающей продукции, тем самым нарушать право общества на свободное осуществление предпринимательской, экономической деятельности. Лабораторные испытания продукции продавцом могут быть заложены в программу производственного контроля по его желанию, если у него имеются сомнения в безопасности поставляемой ему продукции.
Указывает на то, что все магазины, принадлежащие ООО "Лабиринт", подчиняются внутреннему Приказу от 01.10.2019 б/N , согласно которому магазины, не имеющие отдельный вход на склад осуществляют выгрузку и отгрузку товара до открытия или после закрытия магазина, но не в промежуток времени с 23:00 до 7:00, в случае если приём товара, осуществляется в рабочее время магазина, то в этот момент деятельность магазина по обслуживанию клиентов приостанавливается, о чём последние оповещаются соответствующим уведомлением на входе в помещение магазина, а также безопасность загрузки и выгрузки товара контролируется дежурным сотрудником. Указанный Приказ определяет порядок распределение потоков загрузки и выгрузки сырых и готовых пищевых продуктов, продовольственных и непродовольственных товаров.
Полагает, что поскольку магазины, расположенные по адресам Челябинская область, г. Верхний Уфалей, ул. Ленина, д. 159 "а", г. Златоуст, ул. Косотурская, д. 2, пом. 7 имеют только один вход, выходящие на магистраль, загрузка и выгрузка товара в магазин осуществляется со стороны магистралей, таким образом нарушение указанные в пунктах 45 и 72 отсутствуют. Арбитражный суд Челябинской области при вынесении решения не мотивировал указанную в заявлении возможность загрузки продукции в магазин со стороны магистралей, а также тот факт, что у ООО "Лабиринт" имеется приказ, согласно которому осуществляется загрузка и разгрузка товара в нерабочее время и не препятствует посетителям. Также, Управлением Роспотребнадзора не представлены доказательства того, что загрузка и разгрузка товара осуществляется одновременно с обслуживанием клиентов.
В апелляционной жалобе отразил, что в магазине по адресу Челябинская область, г. Аша, ул. Озимина, д. 13 на морозильной камере над отсеком, где хранится продукция без заменителя молочного жира содержится соответствующая маркировка, продукция с заменителем молочного жира хранится в отдельном отсеке без маркировки, Таким образом, поскольку отсутствует необходимость обозначать отдельной маркировкой оба товара, а раздельное хранение обеспечено, то нарушение в части хранения продукции отсутствует.
Факт реализации табачной продукции был зафиксирован представителем Административного органа в момент обслуживания одного из клиентов. Указанный случай относится к демонстрации табачной продукции покупателю по его требованию, поскольку в остальных случаях табачная продукция скрыта от свободного обзора покупателями.
Кроме того, выражает несогласие с п. 70 предписания, поскольку ввод в эксплуатацию торгового объекта в качестве универсама в помещении, расположенном по адресу: Челябинская область, г. Златоуст, ул. Косотурская, д. 2, пом. 7 осуществлялось ООО "Градусник" (первый Арендатор, по вышеуказанному договору аренды), тем самым осуществлялась проверка на соответствие указанного помещения всем санитарным нормам, которые предъявляются к объектам торговли и соответственно получало необходимое разрешение от контролирующих органов, которые бы подтверждали соответствие и возможность размещения торгового объекта в указанном помещении. Из предписания не ясно, каким образом должен быть исполнен указанный пункт, так как иное помещение для размещения склада отсутствует, а перенос коммуникаций может привести к нарушению баланса прав и интересов жильцов дома, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Златоуст, ул. Косотурская, д. 2, пом. 7, и необходимости соблюдения санитарной нормы, о невозможности хранения товара в помещении, в котором канализационные трубы проходят под потолком. П. 70 предписания N 28/04 от 17.03.2020 не может обязывать ООО "Лабиринт" исполнить указанное требование по причине того, что раздельные выпуски канализации обеспечены в магазине с момента его открытия в 2010 г. и соответственно требования СП 2.3.1066-01 не были нарушены.
В дополнениях к апелляционной жалобы выражает несогласие с п. 73 Предписания N 28/04 от 17.03.2020 и отмечает, что 01.01.2021 вступило в силу Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20.11.2020 г. N 36, согласно которому были утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 2.3.6.3668-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию", пунктом 3, указанного постановления, в том числе, были признаны утратившим силу санитарно-эпидемиологические правила СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов". В п. 3.6 санитарно-эпидемиологических правил СП 2.3.6.3668-20 отсутствует формулировка о невозможности складирования продукции в помещениях, где стояк канализации проходит под потолком, согласно указанному пункту канализационной стояк должен быть помещен в отдельный короб и иметь отверстия для прочистки. Поскольку п. 73 предписания N 28/04 от 17.03.2020 вынесен в отношении нарушения, которое носит собой длительный характер и было отражено в п. 3.6. санитарно-эпидемиологических правилах СП 2.3.6.1066-01, которые в настоящий момент утратили силу, исполнение п. 73 предписания N 28/04 от 17.03.2020 связанного с расположение под потолком складского помещения и устранением этого обстоятельства будет проходить в момент действия новых санитарных норм, которые такую необходимость не устанавливает и тем самым исполнение п. 73 будет противоречить действующим санитарным нормам.
До начала судебного заседания Управление представило в арбитражный апелляционный суд отзыв на апелляционную жалобу, в котором отклонило доводы апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда; в судебное заседание от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области - не явились.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
С учетом мнения представителя заявителя в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие иных лиц участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Лабиринт" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1067451085602, адрес (место нахождения): г. Пенза, ул. Аустрина, 169, литера А, А1, помещение 66А.
На основании распоряжения N 182/04 от 24.01.2020 Управления Роспотребнадзора по Челябинской области о проведении плановой выездной проверки проведена проверка в отношении ООО "Лабиринт" (л.д. 4-9 т. 2).
Проверка была проведена с целью проверки выполнения обязательных требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательства в области Технического регулирования, выполнения ежегодного плана проведения мероприятий по контролю, утвержденного руководителем Управления Роспотребнадзора по Челябинской области.
Проверка была проведена по фактическим адресам ООО "Лабиринт": г. Челябинск, ул. Цвилинга, д. 79; г. Челябинск, ул. С.Кривой, д. 37; Челябинская область, Аргаяшский район, с. Аргаяш, ул. Пионерская, д. 3 А; Челябинская область, г. Магнитогорск, ул. Советская, д. 64; Челябинская область, г. Чебаркуль, ул. Мира, д. 6; Челябинская область, г. Юрюзань, ул. Октябрьская, д. 4; Челябинская область, г. Катав-Ивановск, ул. Караваева, д. 46Б; Челябинская область, г. Миасс, ул. Богдана Хмельницкого, д. 62; Челябинская область, Варненский район, с. Варна, ул. Спартака, д. 1/1; Челябинская область, г. Верхний Уфалей, ул. Ленина, д. 159 "А"; Челябинская область, г. Миасс, ул. Вернадского, д. 11; Челябинская область, г. Сатка, ул. Солнечная, д. 2; Челябинская область, г. Сатка, ул. Пролетарская, д. 39 а; Челябинская область, г. Аша, ул. Ленина, д. 14; Челябинская область, г. Аша, ул. Озимина, д. 13; Челябинская область, г. Златоуст, ул. Косотурская, д. 2, пом. 7.
При проведении плановой выездной проверки в отношении ООО "Лабиринт" были выявлены факты нарушения законодательства в области технического регулирования и санитарного законодательства, которые нашли свое отражение в Акте проверки от 17.03.2020 N 28/04 (л.д. 25-79 т. 2). В ходе контрольно-надзорных мероприятий осуществлялась фотосъемка, к Акту проверки приложено фотоприложение (л.д. 80-135 т. 2).
На основании указанного акта проверки, ООО "Лабиринт" выдано предписание N 28/04 от 17.03.2020 об устранении нарушений требований технических регламентов, санитарного законодательства (л.д. 136-145 т. 2).
Указанным предписанием ООО "Лабиринт", осуществляющему деятельность в предприятии торговли "Красное и белое" по адресам:
1) Челябинская область г. Челябинск, ул. Цвиллинга, д. 79, предписано:
1. При осуществлении процессов хранения и реализации пищевой продукции в предприятии торговли "Красное и Белое" ООО "Лабиринт" по адресу: г. Челябинск, ул. Цвиллинга, д. 79 в рамках производственного контроля проводить лабораторные исследования питьевой воды из разводящей сети, организовать производственный контроль за органолептическими, химическими показателями воды из водопроводной сети.
2. Провести производственный контроль за производственными факторами на рабочих местах и исследования микроклимата в предприятии торговли "Красное и Белое" ООО "Лабиринт" по адресу: г. Челябинск, ул. Цвиллинга, д. 79.
3. В предприятии торговли "Красное и Белое" ООО "Лабиринт" по адресу: г. Челябинск, ул. Цвиллинга, д. 79 оснастить торговый зал термометром, психрометром (гигрометром), а также холодильники в торговом зале термометром (не оспаривается заявителем).
4. Проводить ежедневный контроль за соблюдением условий хранения (температура и относительная влажность) пищевой продукции в торговом зале предприятия торговли "Красное и Белое" ООО "Лабиринт" по адресу: г.Челябинск, ул. Цвиллинга, д. 79 (не оспаривается заявителем).
2) Челябинская область г. Челябинск, ул. Сони Кривой, д. 37, предписано:
5. Восстановить целостность потолочного покрытия и целостность напольного покрытия (заменить плитки с дефектами, на целостные) в складском помещении. Обеспечить отделку, облицовку складского помещения на материалы, устойчивые к воздействию влаги, моющих и дезинфицирующих средств (не оспаривается заявителем).
6. В предприятии торговли "Красное и Белое" ООО "Лабиринт" по адресу: г. Челябинск, ул. Сони Кривой, д. 37 оснастить термометром холодильники в складском помещении и осуществлять ежедневный контроль за условиями хранения, с занесением параметров температуры в журнал контроля за температурным режимом (не оспаривается заявителем).
7. Уборочный инвентарь хранить в отдельном специально предназначенном месте, вдали от пищевой продукции (не оспаривается заявителем).
8. Организовать проведение исследований: воды в системах водоснабжения по паразитологическому, химическому составу, органолептическим свойствам, радиационной безопасности, микробиологическим показателям, за содержанием вредных веществ в воздухе рабочей зоны производственных помещений, а также провести исследования на соответствие гигиеническим требованиям уровней вибрации на рабочих местах, на соответствие параметров микроклимата, а также освещенности.
9. Обеспечить проведение в полном объеме производственного контроля на предприятии торговли в соответствии с программой производственного контроля, в части контроля за температурным режимом.
3) Челябинская область Аргаяшский район, с. Аргаяш, ул. Пионерская, д. 3А, предписано:
10. Организовать проведение исследований: воды в системах водоснабжения по паразитологическому, химическому составу, органолептическим свойствам, радиационной безопасности, микробиологическим показателям.
11. установить площадку для сбора мусора и пищевых отходов с твердым покрытием, размеры которого превышают площадь основания контейнеров на 1 м во все стороны. Контейнер для сбора мусора обеспечить крышкой (либо организовать специально закрытую конструкцию) (не оспаривается заявителем).
12.Обеспечить холодильные установки предприятия торговли термометром и осуществлять ежедневный контроль за условиями хранения установленными производителем, с занесением параметров результатов температуры в журнал контроля за температурным режимом (не оспаривается заявителем).
13. В складском помещении и в торговом зале термометры и психрометры, установить вдали от дверей (не оспаривается заявителем).
14. Восстановить целостность покрытия пола в торговом зале и складском помещении (не оспаривается заявителем).
4) Челябинская область г. Магнитогорск, ул. Советская,64, предписано:
15. Обеспечить ежедневный контроль за температурно-влажностным режимом хранения продуктов в складских помещениях и торговом зале (не оспаривается заявителем).
16. Полки стеллажей выполнить в соответствии с требованиями санитарных правил (из материалов, поддающихся мойке и дезинфекции) (не оспаривается заявителем).
17. Обеспечить соблюдение поточности при загрузке продукции в склад.
18. Обеспечить моющими и дезинфицирующими средствами, разрешенными в установленном порядке (прошедшими государственную регистрацию) (не оспаривается заявителем).
19. Обеспечить достаточным количеством уборочного инвентаря, для уборки туалетов выделить отдельный уборочный инвентарь(не оспаривается заявителем).
20. Обеспечить достаточным количеством уборочного инвентаря, для уборки туалетов выделить отдельный уборочный инвентарь (не оспаривается заявителем).
21. Проводить влажную уборку по окончании работы и генеральную ежемесячную уборку с последующей дезинфекцией помещений и оборудования (не оспаривается заявителем).
22. Организовать централизованную стирку специальной одежды (не оспаривается заявителем).
23. Определить программой производственного контроля в полном объеме нормативные документы, направленные на исполнение настоящей программы.
24. Определить программой производственного контроля порядок проведения, периодичность и определяемые показатели производственного лабораторного контроля за качеством и безопасностью реализуемых пищевых продуктов.
25. Оборудовать гардеробную для персонала (не оспаривается заявителем).
26. Обеспечить товарное соседство при хранении продуктов в низкотемпературной камере (не оспаривается заявителем).
5) Челябинская область, г. Чебаркуль, ул. Мира, 6, предписано:
27. Снять с реализации с истекшим сроком годности: Пиво "Жигулевское бочковое". Светлое. Пастеризованное - 1 шт., объем 1,35л, дата изготовления: 29.07.2019 г., срок годности: 25.01.2020 г.; Сыр сухой "Бочонок", копченый- 2 шт. по 50 гр., дата изготовления: 15.09.2019 г., срок годности: 5 месяцев (не оспаривается заявителем).
6) Челябинская область, г. Юрюзань, ул. Октябрьская, д. 4 предписано:
28. В торговом зале в морозильной камере не допускать совместного хранения готовой к употреблению продукции и полуфабрикатов замороженных (не оспаривается заявителем).
29. Все холодильные установки в организации торговли оснастить термометрами для контроля температурного режима хранения пищевых продуктов (не оспаривается заявителем).
30. Не допускать до работы сотрудников с неполным прохождением медицинского осмотра(не оспаривается заявителем).
31. В туалете для сотрудников установить педальное ведро для мусора с крышкой (не оспаривается заявителем).
32. Не допускать хранение уборочного инвентаря для туалета совместно с уборочным инвентарем для других помещений магазина (не оспаривается заявителем).
33. Организовать проведение производственного лабораторного контроля за воздействием на работников физических факторов (микроклимат: температура, влажность воздуха, скорость движения воздуха; тепловое излучение, освещенность, температура рабочих поверхностей).
7) Челябинская область, г. Катав-Ивановск, ул. Караваева,46Б-2, предписано:
34. Обеспечить организацию торговли "Красное и белое" по адресу г. Катав-Ивановск, ул. Караваева, д. 46Б-2 контейнерами с крышками для сбора мусора установленными на площадках с твердым покрытием, размеры которых превышают площадь основания контейнеров на 1 м во все стороны (не оспаривается заявителем).
35. Организовать проведение производственного лабораторного контроля за воздействием на работников физических факторов (микроклимат: температура, влажность воздуха, скорость движения воздуха; тепловое излучение, освещенность, температура рабочих поверхностей).
36. Не допускать до работы сотрудников с неполным прохождением медицинского осмотра (не оспаривается заявителем).
37. В торговом зале в морозильной камере не допускать совместного хранения готовой к употреблению продукции и полуфабрикатов замороженных (не оспаривается заявителем).
38. Все холодильные установки в организации торговли "Красное и белое" по адресу г. Катав-Ивановск, ул. Караваева, Д.46Б-2, оснастить термометрами для контроля температурного режима хранения пищевых продуктов (не оспаривается заявителем).
8) Челябинская область, г. Миасс, ул. Богдана Хмельницкого,62 предписано:
39. В магазине "Красное белое" г. Миасс, ул. Богдана Хмельницкого, д. 62 выполнить стеллажи для хранения пищевых продуктов из материалов, легко поддающихся мойке и дезинфекции (не оспаривается заявителем).
40. Обеспечить хранение личных вещей сотрудников в гардеробной (не оспаривается заявителем).
9) Челябинская область, Варненский район, с.Варна, ул. Спартака,1/1 предписано:
41. Соблюдать товарное соседство в морозильной камере при хранении сырой и готовой продукции, в соответствии с п. 7 ст. 17 ТР ТС 021/2011"О безопасности пищевых продуктов" (не оспаривается заявителем).
42. Холодильное оборудование обеспечить термометрами для контроля температурного режима (не оспаривается заявителем).
43. В соответствии с п. 4 ст. 19 Федерального Закона от 23.02.2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" исключить реализацию табачной продукции с выкладкой и демонстрацией табачной продукции в торговом зале.
10) Челябинская об\ласть, г. Верхний Уфалей, ул. Ленина,159,А, предписано:
44. При хранении пищевой продукции (майонез Мистер Рико) обеспечить соблюдение условий хранения, установленные изготовителем (не оспаривается заявителем).
45. В соответствии с п. 2.4 СП 2.3.6.1066 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", осуществлять загрузку продуктов с торцов жилых зданий, не имеющих окон (либо из подземных туннелей при наличии специальных загрузочных помещений).
46. Соблюдать поточность продовольственных и непродовольственных товаров, исключить встречные потоки персонала и посетителей.
47. В данной организации торговли обеспечить наличие складских помещений для продовольственных и непродовольственных товаров (не оспаривается заявителем).
48. Для сбора мусора обеспечить наличие контейнеров с крышками (не оспаривается заявителем).
11) Челябинская область, г. Миасс, ул. Вернадского,11, предписано:
49. Выполнить отделку складского помещения, предтуалетного помещения и сан. узла из матариалов, устойчивых к воздействию влаги, температуры, моющих и дезинфицирующих средств (не оспаривается заявителем).
50. Выполнить стеллажи для хранения пищевых продуктов из материалов, легко поддающихся мойке и дезинфекции (не оспаривается заявителем).
51. Обеспечить хранение личных вещей сотрудников в гардеробной.
12) Челябинская область, г. Сатка, ул. Солнечная, д. 2, предписано:
52. Обеспечить своевременное прохождение периодических медицинских обследований продавцом Шиловым С.С. (вакцинация ВГВ, АДСМ от 2007 г.-нет RV2017 г.) (не оспаривается заявителем).
53. Оснастить холодильные установки термометрами для контроля температурного режима хранения пищевых продуктов, обеспечить наличие психрометров для контроля температурно-влажностного режима хранения продуктов (не оспаривается заявителем).
54. Обеспечить соблюдение норм складирования при хранении пищевых продуктов (пива) в складском помещении.
55. Оборудовать гардеробную или выделить индивидуальные шкафы для хранения личных вещей персонала (не оспаривается заявителем).
56. Обеспечить приготовление и использование дезинфицирующего средства "Део-хлор" в соответствии с прилагаемой к нему инструкцией, а именно обеспечить наличие мерной емкости для разведения вышеуказанного дезинфицирующего средства (не оспаривается заявителем).
60. Обеспечить проведение косметического ремонта в санузле с монтажом защитных решеток вентиляционных ходов (не оспаривается заявителем).
13) Челябинская область, г. Сатка, ул. Пролетарская, д. 39а, предписано:
61. Обеспечить прохождение специалистом ОПП Махаррамовым В.М. профессиональной гигиенической подготовки по программе гигиенического обучения в установленном порядке (не оспаривается заявителем).
62. Обеспечить своевременное прохождение периодических медицинских обследований, в том числе администратором магазина Желтышевой А.Н. флюорографического обследования (не оспаривается заявителем).
63. Обеспечить соблюдение товарного соседства и нормы складирования при хранении пищевых продуктов (мороженого, мясных полуфабрикатов, морепродуктов и пива), а именно: не допускать совместное хранение сырых продуктов и полуфабрикатов вместе с готовыми пищевыми продуктами (не оспаривается заявителем).
64. Обеспечить проведение косметического ремонта в складском помещении с облицовкой стен и устранением выбоин на полу (не оспаривается заявителем).
65. Оборудовать гардеробную или выделить индивидуальные шкафы для хранения личных вещей персонала (не оспаривается заявителем).
66. Оснастить холодильные установки предприятия торговли термометрами для контроля температурного режима хранения пищевых продуктов, обеспечить наличие психрометров для контроля температурно-влажностного режима хранения продуктов (не оспаривается заявителем).
67. Обеспечить приготовление и использование дезинфицирующего средства "Део-хлор" в соответствии с прилагаемой инструкцией (не оспаривается заявителем).
14) Челябинская область, г. Аша, ул. Озимина,13, предписано:
68. В морозильной камере для хранения мороженного осуществлять хранение продукции без заменителя молочного жира раздельно, от продукции с заменителем молочного жира.
15) Челябинская область, г. Аша, ул. Ленина, д. 14, предписано:
69. Организовать текущий ремонт всех складских помещений предприятия торговли "Красное и белое" по адресу г. Аша, ул. Ленина, д. 14, обеспечив покраску стен и восстановление целостности кафельной плитки (не оспаривается заявителем).
16) Челябинская область, г. Златоуст, ул. Косотурская, д. 2, пом.7, предписано:
70. Обеспечить систему внутренней канализации магазина раздельной с самостоятельными выпусками во внутриплощадочную сеть канализации согласно требований.
71. Обеспечить поточность потоков сырых и готовых пищевых продуктов, продовольственных и непродовольственных товаров, персонала и посетителей согласно требований.
72. Не допускать загрузку продуктов в магазин со стороны основного фасада здания, куда выходят окна жильцов.
73. Не допускать прокладку внутренних канализационных сетей под потолком помещений, предназначенных для приема, подготовки продуктов к продаже, складских помещений.
74. Обеспечить раздельное хранение продовольственных и непродовольственных товаров в складских помещениях (не оспаривается заявителем).
75. Обеспечить хранение пищевых продуктов согласно температурных условий заявленных производителями согласно требований (не оспаривается заявителем).
76. Обеспечить хранение пищевых продуктов на стеллажах, поддонах или подтоварниках, изготовленных из материалов, легко поддающихся мойке и дезинфекции, и высотой не менее 15 см от пола (не оспаривается заявителем).
77. Обеспечить наличие гардеробной для персонала магазина, обеспечить наличие маркировки всего уборочного инвентаря для туалетной комнат (не оспаривается заявителем)ы.
78. Обеспечить провдение косметических ремонтных работ в складских помещениях, туалетной комнаты согласно требований (не оспаривается заявителем).
79. Обеспечить выполнение программы производственного контроля с выполнение лабораторно-инструментальных исследований.
Срок выполнения указанных нарушений 19.08.2020.
Не согласившись с выданным предписанием в части, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из законности выданного предписания и в части пунктов, с которыми не согласился заявитель; прав заявителя предписание не нарушает.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции с учетом положений статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит изменению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемые ненормативный правовой акт и решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
В силу положений статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспоренного решения закону или иному нормативному акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого решения, возлагается на орган, принявший акт.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предписания об устранении выявленных нарушений выдаются юридическому лицу только в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований.
В силу своей правовой природы предписание является ненормативным правовым актом, содержащим обязательные для выполнения адресатом требований об устранении установленных нарушений законодательства со сроком их исполнения и негативные последствия в случае игнорирования таких требований.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами; санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона N 52-ФЗ установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; требований федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона N 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1). Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3).
Федеральным законом N 52-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства (абзац 2 статьи 11); соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39).
Таким образом, коллегия судей соглашается с выводом суда первой инстанции о проведении проверки и выдачи предписания уполномоченным органом.
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 принят Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности пищевой продукции, далее - ТР ТС 021/2011), который устанавливает: 1) объекты технического регулирования; 2) требования безопасности (включая санитарно-эпидемиологические, гигиенические и ветеринарные) к объектам технического регулирования; 3) правила идентификации объектов технического регулирования; 4) формы и процедуры оценки (подтверждения) соответствия объектов технического регулирования требованиям настоящего технического регламента.
В силу п. 1 ст. 5 ТР ТС 021/2011, пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
Пищевая продукция, соответствующая требованиям настоящего технического регламента, иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, и прошедшая оценку (подтверждение) соответствия, маркируется единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза (п. 2).
Пищевая продукция, находящаяся в обращении, в том числе продовольственное (пищевое) сырье, должна сопровождаться товаросопроводительной документацией, обеспечивающей прослеживаемость данной продукции (п. 3).
Пищевая продукция, не соответствующая требованиям настоящего технического регламента и (или) иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, в том числе пищевая продукция с истекшими сроками годности, подлежит изъятию из обращения участником хозяйственной деятельности (владельцем пищевой продукции) самостоятельно, либо по предписанию уполномоченных органов государственного контроля (надзора) государства - члена Таможенного союза (п. 4).
Согласно п. 1 ст. 7 ТР ТС 021/2011, пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной.
При этом, как установлено п. 2 ст. 7 ТР ТС 021/2011, показатели безопасности пищевой продукции установлены в Приложениях 1, 2, 3, 4 и 6 к настоящему техническому регламенту.
Статья 10 ТР ТС 021/2011 регламентирует обеспечение безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации.
Так, в силу п. 1 указанной статьи, изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
При осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции, изготовитель должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП (в английской транскрипции HACCP - Hazard Analysis and Critical Control Points), изложенных в части 3 настоящей статьи (п. 2).
В соответствии с п. п. 10 п. 3 ст. 10 ТР ТС 021/2011, для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления) должны разрабатываться, внедряться и поддерживаться, в том числе, процедура выбор обеспечивающих безопасность пищевой продукции способов, установление периодичности и проведение уборки, мойки, дезинфекции, дезинсекции и дератизации производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции.
Согласно требований к процессам хранения, перевозки (транспортирования) и реализации пищевой продукции, закрепленных в ст. 17 ТР ТС 021/2011, установлены:
- при хранении пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и срок годности, установленные изготовителем. Установленные изготовителем условия хранения должны обеспечивать соответствие пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции (п. 7);
- не допускается хранение пищевой продукции совместно с пищевой продукцией иного вида и непищевой продукцией в случае, если это может привести к загрязнению пищевой продукции (п. 8);
- работники, занятые на работах, которые связаны с хранением, перевозкой (транспортированием) и реализацией пищевой продукции и при выполнении которых осуществляются непосредственные контакты работников с продовольственным (пищевым) сырьем и (или) пищевой продукцией, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза (п. 10);
- при реализации пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и сроки годности такой продукции, установленные ее изготовителем (п. 12).
Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06 сентября 2001 утверждены санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов (Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.3.6.1066-01) (далее - СП 2.3.6.1066-01), которые разработаны с целью предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения Российской Федерации и определяют санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций торговли продовольственным сырьем и пищевыми продуктами (далее - организации торговли), условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также к условиям труда.
Санитарные правила распространяются на строящиеся, реконструируемые и действующие организации торговли, рынки, базы, склады продовольственного сырья и пищевых продуктов независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (кроме холодильников и рынков, реализующих сельскохозяйственную продукцию непромышленного изготовления), а также индивидуальных предпринимателей (п. 1.2.).
Согласно п. 2.4. СП 2.3.6.1066-01, загрузку продуктов следует предусматривать с торцов жилых зданий, не имеющих окон, из подземных туннелей при наличии специальных загрузочных помещений.
Как следует из содержания п. 3.2. СП 2.3.6.1066-01, качество воды в организациях торговли должно отвечать гигиеническим требованиям, предъявляемым к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения и нецентрализованного водоснабжения.
Пунктом 3.3. СП 2.3.6.1066-01 установлено, что внутренняя система канализации производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод должна быть раздельной с самостоятельными выпусками во внутриплощадочную сеть канализации.
Уровень выпуска производственных стоков оборудуется выше уровня выпуска хозяйственно-фекальных стоков.
Помещения с наличием сливных трапов, моечных ванн, раковин, унитазов не размещаются ниже уровня внутриплощадочной канализации, примыкающей к организации торговли.
Горизонтальные отводы канализации от всех производственных помещений вне зависимости от числа санитарно-технических устройств должны иметь устройства для прочистки труб.
На концевых участках канализационных горизонтальных отводов устраиваются "дыхательные" стояки для исключения засасывающего эффекта при залповых сбросах сточных вод из оборудования.
Согласно п. 3.6. СП 2.3.6.1066-01, прокладка внутренних канализационных сетей не допускается под потолком помещений, предназначенных для приема, подготовки продуктов к продаже, складских помещений.
Канализационные стояки разрешается прокладывать в производственных и складских помещениях в оштукатуренных коробах без ревизий.
Стояки бытовой канализации из верхних этажей жилых домов и зданий иного назначения не допускается прокладывать в помещениях для приема, хранения, подготовки и реализации продукции.
Как следует из содержания п. 4.1. СП 2.3.6.1066-01, показатели микроклимата производственных помещений и помещений для посетителей должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к микроклимату производственных помещений.
Естественное и искусственное освещение во всех торговых, складских, вспомогательных и административно-хозяйственных помещениях должно соответствовать требованиям, предъявляемым к естественному и искусственному освещению (п. 4.7.).
В силу п. 5.2. СП 2.3.6.1066-01, в организациях торговли все помещения должны располагаться с учетом поточности, отсутствия встречных потоков и перекрестов сырых и готовых пищевых продуктов, продовольственных и непродовольственных товаров, персонала и посетителей.
Согласно п. 14.1. СП 2.3.6.1066-01, руководитель организации торговли обеспечивает: - наличие в каждой организации торговли настоящих санитарных правил; - выполнение требований санитарных правил всеми работниками организации торговли; - должное санитарное состояние нецентрализованных источников водоснабжения и качество воды в них; - организацию производственного контроля; - необходимые условия для соблюдения санитарных норм и правил при приеме, хранении и реализации продукции, гарантирующих их качество и безопасность для здоровья потребителей; - прием на работу лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья, прошедших профессиональную, гигиеническую подготовку и аттестацию; - наличие личных медицинских книжек на каждого работника; - своевременное прохождение предварительных при поступлении и периодических медицинских обследований всеми работниками; - организацию профессиональной гигиенической подготовки и переподготовки персонала по программе гигиенического обучения в установленном порядке; - выполнение постановлений предписаний органов и учреждений госсанэпидслужбы; - условия труда работников в соответствии с действующим законодательством, санитарными правилами, гигиеническими нормативами; - организацию регулярной централизованной стирки и починки санитарной и специальной одежды; - исправную работу и своевременный ремонт технологического, холодильного и другого оборудования; - наличие достаточного количества производственного оборудования и инвентаря, посуды, тары, упаковочных материалов, моющих, дезинфицирующих средств и других предметов материально-технического оснащения; - проведение мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации; - своевременный вывоз мусора, утилизацию использованных люминесцентных ламп; - наличие аптечек для оказания первой медицинской помощи и их своевременное пополнение; - организацию санитарно-просветительной работы с персоналом.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21.06.2016 N 81 утверждены СанПиН 2.2.4.3359-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах" (СанПиН 2.2.4.3359-16. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...") (Зарегистрировано в Минюсте России 08.08.2016 N 43153), далее - СанПиН 2.2.4.3359-16, которые устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам неионизирующей природы (далее - физических факторов) на рабочих местах и источникам этих физических факторов, а также требования к организации контроля, методам измерения физических факторов на рабочих местах и мерам профилактики вредного воздействия физических факторов на здоровье работающих. Соблюдение требований настоящих СанПиН является обязательным для граждан, состоящих в трудовых отношениях, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу п. 2.3.1. СанПиН 2.2.4.3359-16, измерения параметров микроклимата в целях контроля их соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям проводятся в рамках производственного контроля не реже одного раза в год.
В холодный период года измерение показателей микроклимата следует выполнять при температуре наружного воздуха не выше минус 5°C. В теплый период года измерение показателей микроклимата следует выполнять при температуре наружного воздуха не ниже 15°C.
Оценка параметров микроклимата проводится по среднеарифметическим значениям трех измерений, которые не должны выходить за пределы нормативных требований, установленных настоящим СанПиН.
При наличии жалоб на микроклиматические условия измерения параметров микроклимата в холодный или теплый периоды года проводятся независимо от температуры наружного воздуха. В этом случае измерения параметров микроклимата следует проводить не менее 3 раз в смену (в начале, середине и в конце).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 N 24 введены в действие Санитарные правила (СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы) (Зарегистрировано в Минюсте России 31.10.2001 N 3011), которые устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 N 18 введены в действие Санитарные правила - СП 1.1.1058-01 (СП 1.1.1058-01. 1.1. Общие вопросы. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Санитарные правила) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.10.2001 N 3000) (далее - СП 1.1.1058-01), которые определяют порядок организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и предусматривают обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по выполнению их требований.
В силу п. 2.3. СП 1.1.1058-01, объектами производственного контроля являются производственные, общественные помещения, здания, сооружения, санитарно-защитные зоны, зоны санитарной охраны, оборудование, транспорт, технологическое оборудование, технологические процессы, рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг, а также сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, отходы производства и потребления.
При этом, согласно п. 2.4. Производственный контроль включает: а) наличие официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью; б) осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами: - на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории (производственной площадке), на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье; - сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации; в) организацию медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения; г) контроль за наличием сертификатов, санитарно-эпидемиологических заключений, личных медицинских книжек, санитарных паспортов на транспорт, иных документов, подтверждающих качество, безопасность сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации в случаях, предусмотренных действующим законодательством; д) обоснование безопасности для человека и окружающей среды новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов производственной и окружающей среды и разработка методов контроля, в том числе при хранении, транспортировке и утилизации продукции, а также безопасности процесса выполнения работ, оказания услуг; е) ведение учета и отчетности, установленной действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля; ж) своевременное информирование населения, органов местного самоуправления, органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; з) визуальный контроль специально уполномоченными должностными лицами (работниками) организации за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдением санитарных правил, разработку и реализацию мер, направленных на устранение выявленных нарушений.
Согласно п. 2.7. СП 1.1.1058-01, мероприятия по проведению производственного контроля осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Ответственность за своевременность организации, полноту и достоверность осуществляемого производственного контроля несут юридические лица, индивидуальные предприниматели.
Программа (план) производственного контроля (далее - программа) составляется в произвольной форме и должна включать, в том числе, перечень официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью (п. 3.1.).
Пунктом 4.1. СП 1.1.1058-01 устанавливает категории объектов, на которых осуществляется производственный контроль с применением лабораторных исследований, испытаний.
Как следует из материалов дела, при проведении плановой выездной проверки в отношении ООО "Лабиринт" были выявлены факты нарушения законодательства в области технического регулирования и санитарного законодательства, которые нашли свое отражение в Акте проверки от 17.03.2020 N 28/04 (л.д. 25-79 т. 2). В ходе контрольно-надзорных мероприятий осуществлялась фотосъемка, к Акту проверки приложено фотоприложение (л.д. 80-135 т. 2). Выявленные нарушения зафиксированы и подробно описаны в тексте Акта проверки.
Необходимости в подробном изложении в тексте настоящего постановления всех установленных нарушений не установлено.
Проанализировав характер нарушений, установленных при проведении проверки, применительно к указанным выше нормам, и предложенные в предписании способы устранения установленных нарушений, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предложенные к устранению меры соответствуют их характеру.
Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
Так, пунктом 1 оспариваемого предписания обществу предписано при осуществлении процессов хранения и реализации пищевой продукции в предприятии торговли "Красное и Белое" ООО "Лабиринт" по адресу: г. Челябинск, ул. Цвиллинга, д. 79 в рамках производственного контроля проводить лабораторные исследования питьевой воды из разводящей сети, организовать производственный контроль за органолептическими, химическими показателями воды из водопроводной сети.
Пунктом 8 оспариваемого предписания обществу предписано при осуществлении процессов хранения и реализации пищевой продукции в предприятии торговли "Красное и Белое" ООО "Лабиринт" по адресу: Челябинская область г. Челябинск, ул. Сони Кривой, д. 37 организовать проведение исследований: воды в системах водоснабжения по паразитологическому, химическому составу, органолептическим свойствам, радиационной безопасности, микробиологическим показателям.
Аналогично, пунктом 10 оспариваемого предписания обществу предписано при осуществлении процессов хранения и реализации пищевой продукции в предприятии торговли "Красное и Белое" ООО "Лабиринт" по адресу: Челябинская область Аргаяшский район, с. Аргаяш, ул. Пионерская, д. 3А организовать проведение исследований: воды в системах водоснабжения по паразитологическому, химическому составу, органолептическим свойствам, радиационной безопасности, микробиологическим показателям.
Между тем, СанПиН 2.1.4.1074-01. "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" в соответствии с 1.3 предназначен для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Поскольку деятельность ООО "Лабиринт" не связана с вышеперечисленными пунктами, у общества нет оснований для проведения лабораторных исследований качества воды в системе централизованного водоснабжения.
На основании изложенного, предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области N 28/04 от 17.03.2020 в части пунктов 1, 10, а также пункта 8 в части предложения организовать проведение исследования воды в системах водоснабжения по паразитологическому, химическому составу, органолептическим свойствам, радиационной безопасности, микробиологическим показателям, является недействительным.
Кроме того, административным органом обществу пунктом 24 предписано определить программой производственного контроля порядок проведения, периодичность и определяемые показатели производственного лабораторного контроля за качеством и безопасностью реализуемых пищевых продуктов.
Согласно статье 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В п.п. 1, 2 ст. 22 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны организовывать и проводить производственный контроль за их качеством и безопасностью, соблюдением требований нормативных и технических документов к условиям изготовления и оборота пищевых продуктов, материалов и изделий. Производственный контроль за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий проводится в соответствии с программой производственного контроля, которая разрабатывается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом на основании нормативных документов и технических документов. Указанной программой определяются порядок осуществления производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, методики такого контроля и методики проверки условий их изготовления и оборота.
Производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном санитарными правилами и государственными стандартами (ч. 1, ч. 2 ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Требования к организации производственного контроля установлены Санитарными правилами СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 10.07.2001 (далее - СП 1.1.1058-01).
Согласно п. 1.5 СП 1.1.1058-01 юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В соответствии с п. 2.4 СП 1.1.1058-01 производственный контроль включает в себя, в том числе осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами: на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории (производственной площадке), на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье; сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации.
Содержание приведенных норм позволяет сделать вывод, что исполнение обязанности по осуществлению производственного контроля с применением лабораторных исследований и испытаний обусловлено видом деятельности, осуществляемой юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
В п. 4.1 СП 1.1.1058-01 приведен исчерпывающий перечень категорий объектов, на которых должен осуществляться производственный контроль с применением лабораторных исследований, испытаний. Деятельность магазинов розничной торговли к таким объектам не отнесена.
Так, в п. 4.1 СП 1.1.1058-01 определено, что производственный контроль осуществляется с применением лабораторных исследований, испытаний на следующих категориях объектов:
а) промышленные предприятия (объекты): рабочие места, производственные помещения, производственные площадки (территория), граница санитарно-защитной зоны, сырье для изготовления продукции, полуфабрикаты, новые виды продукции производственно-технического назначения, продукция пищевого назначения, новые технологические процессы (технологии производства, хранения, транспортирования, реализации и утилизации), отходы производства и потребления (сбор, использование, обезвреживание, транспортировка, хранение, переработка и захоронение отходов);
б) водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и рекреационных целей, расположенные в черте городских и сельских поселений;
в) объекты водоснабжения (эксплуатация централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения, системы питьевого водоснабжения на транспортных средствах);
г) общественные здания и сооружения: лечебно-профилактические, стоматологические, клиники, кабинеты и иные здания и сооружения, в которых осуществляется фармацевтическая и/или медицинская деятельность;
д) при производстве дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств, оказании дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных услуг, включая контроль за эффективностью изготавливаемых и применяемых препаратов, соблюдением требований при их использовании, хранении, транспортировке, утилизации, а также учет и контроль численности (заселенности) грызунами и насекомыми объектов производственного контроля при проведении истребительных мероприятий.
Судебная коллегия отмечает, что магазины ООО "Лабиринт" в соответствии с видами деятельности, утвержденными в уставе ООО "Лабиринт", осуществляют розничную торговлю непродовольственных товаров и нескоропортящихся продовольственных товаров в промышленной упаковке. Таким образом, объектами, перечисленными в пункте 4.1 СП 1.1.1058-01, общество не располагает и указанные виды деятельности не осуществляет, следовательно, ему не может быть вменена обязанность по проведению производственного контроля с применением лабораторных исследований и испытаний.
Данный вывод суда согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.03.2015 N 304-КГ15-1886 по делу N А45-22421/2013.
Кроме того, административный орган не конкретизирует, к каким объектам, перечисленным в п. 4.1 СП 1.1.1058-01, относятся проверенные магазины "Красное и Белое".
В рассматриваемом случае ООО "Лабиринт" действует в качестве продавца, не является изготовителем продукции, следовательно, обязано соблюдать требования технических регламентов только в части, относящейся к реализации соответствующей продукции; на продавце лежит обязанность проверить наличие предусмотренной законом информации о товаре и соответствие такой информации документам изготовителя. Однако действующее законодательство не содержит норм, возлагающих на продавца обязанность проводить лабораторные исследования и испытания каждой партии пищевой продукции, поступившей от производителя.
Необходимо отметить, что осуществление (организация) лабораторных исследований и испытаний не является безусловной составляющей производственного контроля. Указанные исследования и испытания проводятся в случае, если их проведение прямо предусмотрено Санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами с учетом категории объекта, вида осуществляемой деятельности, видов сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и т.д. При этом перечень объектов, в отношении которых должен проводиться производственный контроль посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, является ограниченным и расширительному толкованию не подлежит.
Доказательства того, что объекты общества подпадают под указанные категории объектов, заинтересованным лицом не представлено.
Таким образом, следует признать неверным вывод суда первой инстанции о том, что законность предписания в части п. 24 административным органом доказана.
Доводы апеллянта о том, что все магазины, принадлежащие ООО "Лабиринт", подчиняются внутреннему Приказу от 01.10.2019 б/N , согласно которому магазины, не имеющие отдельный вход на склад, осуществляют выгрузку и отгрузку товара до открытия или после закрытия магазина, судебной коллегией отклоняются, поскольку не опровергают нарушение СП 2.3.6. 1066-01.
Так, согласно п. 5.2. СП 2.3.6. 1066-01 в организациях торговли все помещения должны располагаться с учетом поточности, отсутствия встречных потоков и перекрестов сырых и готовых пищевых продуктов, продовольственных и непродовольственных товаров, персонала и посетителей.
Между тем, Управлением установлено и зафиксировано в акте проверки, что в нарушение требований, предусмотренных пунктом 5.2 СП 2.3.6.1066-01, в магазинах по адресам Челябинская область, г. Верхний Уфалей, ул. Ленина, д. 159 "а", г. Златоуст, ул. Косотурская, д. 2, пом. 7 имеется один вход для посетителей и персонала, в то же время через указанный вход осуществляется приемка и загрузка товара в складские помещения, вынос мусора осуществляется через торговый зал, что свидетельствует о несоблюдении поточности.
Кроме того, в соответствии с п. 2.4 СП 2.3.6.1066-01 осуществлять загрузку продуктов следует предусматривать с торцов жилых зданий, не имеющих окон (либо из подземных туннелей при наличии специальных загрузочных помещений).
При этом, в ходе проверки, Управлением было установлено (в магазинах по указанным адресам), в нарушение указанных норм, что загрузка пищевой продукции производится в первом случае - с торца жилого здания под окнами жилого дома, во втором - со стороны основного фасада здания, куда выходят окна жильцов. В магазине по адресу - г. Златоуст, ул. Косотурская, д. 2, пом. 7, предусмотрена одна входная группа для посетителей, персонала и приемки товаров.
В решении Верховного Суда Российской Федерации от 20.08.2012 N АКПИ12-1053 разъяснено, что абзац второй пункта 3.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 не регулирует погрузочно-разгрузочную деятельность, а определяет правила выполнения работ (загрузка материалов, продукции для помещений общественного назначения), оказывающих шумовое и иное воздействие (загрязнение атмосферного воздуха и др.) на человека и окружающую среду и тем самым непосредственно влияющих на условия проживания в жилых зданиях, в которых расположены эти помещения. Такие требования к эксплуатации помещений общественного назначения, расположенных в жилых зданиях, направлены на обеспечение безопасных для человека условий быта и отдыха, утверждены и введены в действие в рамках компетенции Роспотребнадзора, основанной на положениях статей 1 (абзац десятый), 24, 38 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Таким образом, вышеприведенными положениями санитарного законодательства предусмотрено общее обязательное для соблюдения правило, согласно которому хозяйственная деятельность общества не должна нарушать права и законные интересы жителей дома (определение Верховного Суда Российской Федерации от 18.09.2014 по делу N 304-КГ14-1680).
Довод апеллянта о том, что в магазине по адресу Челябинская область, г. Аша, ул. Озимина, д. 13 на морозильной камере над отсеком, где хранится продукция без заменителя молочного жира, содержится соответствующая маркировка, продукция с заменителем молочного жира хранится в отдельном отсеке без маркировки, судебной коллегией отклоняется.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 утверждены Правила продажи отдельных видов товаров (далее - Правила продажи отдельных видов товаров), в пункте 1 которых установлено, что они разработаны в соответствии с Законом о защите прав потребителей и регулируют отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров.
Пунктом 5 Правил N 55 предусмотрено, что продавец при осуществлении своей деятельности обязан соблюдать обязательные требования к организации и осуществлению торговой деятельности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Вместе с тем продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров (пункт 11).
Согласно пункту 15 Правил N 55 информация о товаре, его изготовителе и продавце должна доводиться до сведения покупателя способами, установленными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а если указанными актами они не определены, то способами, принятыми для отдельных видов товаров.
В соответствии с пунктом 33(1) Правил продажи отдельных видов товаров в торговом зале или ином месте продажи размещение (выкладка) молочных, молочных составных и молокосодержащих продуктов должно осуществляться способом, позволяющим визуально отделить указанные продукты от иных пищевых продуктов, и сопровождаться информационной надписью "Продукты без заменителя молочного жира".
Таким образом, размещение вышеназванных продуктов в соответствии с пунктом 33(1) Правил должно производиться при соблюдении одновременно двух условий: способ размещения должен позволять покупателю визуально отделить указанные продукты от иных пищевых продуктов; размещенные товары должны сопровождаться информационной надписью "Продукты без заменителя молочного жира".
При этом, материалами дела подтверждается факт наличия выявленных в ходе проверки нарушений обществом Правил N 55, выразившийся в размещении молочной продукции совместно на одной полке в непосредственной близости с молокосодержащими продуктами с заменителем молочного жира.
Довод апеллянта о том, что описанный в Акте случай установленного нарушения реализации табачной продукции с выкладкой и демонстрацией в торговом зале, относится к демонстрации табачной продукции покупателю по его требованию, поскольку в остальных случаях табачная продукция скрыта от свободного обзора покупателями, судебной коллегией отклоняется, поскольку опровергается фотоматериалами, приложенными к Акту проверки.
Довод апеллянта о том, что пп. 70 и 73 предписания следует признать недействительными, судебной коллегией отклоняется на основании следующего.
В соответствии с пунктом 2.2 СП 2.3.6.1066-01 организации торговли могут размещаться как в отдельно стоящем здании, так и в пристроенных, встроенных, встроенно-пристроенных к жилым домам и зданиям иного назначения помещениях, а также размещаться на территории промышленных и иных объектов для обслуживания работников этих организаций. Деятельность организаций торговли не должна ухудшать условия проживания, отдыха, лечения, труда людей в жилых зданиях и зданиях иного назначения.
Согласно пункту 3.3 СП 2.3.6.1066-01 внутренняя система канализации производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод должна быть раздельной с самостоятельными выпусками во внутриплощадочную сеть канализации.
Уровень выпуска производственных стоков оборудуется выше уровня выпуска хозяйственно-фекальных стоков.
Помещения с наличием сливных трапов, моечных ванн, раковин, унитазов не размещаются ниже уровня внутриплощадочной канализации, примыкающей к организации торговли.
Горизонтальные отводы канализации от всех производственных помещений вне зависимости от числа санитарно-технических устройств должны иметь устройства для прочистки труб.
На концевых участках канализационных горизонтальных отводов устраиваются "дыхательные" стояки для исключения засасывающего эффекта при залповых сбросах сточных вод из оборудования.
В пункте 3.6 СП 2.3.6.1066-01 определено, что прокладка внутренних канализационных сетей не допускается под потолком помещений, предназначенных для приема, подготовки продуктов к продаже, складских помещений. Канализационные стояки разрешается прокладывать в производственных и складских помещениях в оштукатуренных коробах без ревизий. Стояки бытовой канализации из верхних этажей жилых домов и зданий иного назначения не допускается прокладывать в помещениях для приема, хранения, подготовки и реализации продукции.
В организациях торговли, размещенных в жилых зданиях и зданиях иного назначения, сети бытовой и производственной канализации не объединяются с канализацией этих зданий (пункт 3.7 СП 2.3.6.1066-01).
При этом, в ходе проверки, Управлением было установлено, что в магазине "Красное - Белое" по адресу Челябинская область, г. Златоуст, ул. Косотурская, д.2, пом.7, в нарушение указанных норм, в складском помещении проходит стояк бытовой канализации из верхних этажей жилого дома, под потолком складского помещения проложены канализационные трубы. Факт нарушения требований СП 2.3.6.1066-01 обществом не опровернут.
Доводы о неисполнимости пунктов 70, 73 предписания отклоняются судом апелляционной инстанции.
Предпринимательская деятельность как направленная на систематическое извлечение прибыли осуществляется субъектом самостоятельно и на свой риск (часть 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Право общества на осуществление предпринимательской деятельности не должно нарушать требования санитарно-эпидемиологического законодательства, а также права и интересы жителей многоквартирного жилого дома. Перед тем, как приступать к осуществлению предпринимательской деятельности по указанному адресу, общество обязано было предусмотреть, сможет ли оно при осуществлении своей деятельности в данном помещении выполнять требования санитарных правил и не будет ли эта деятельность ухудшать условия проживания граждан в жилом доме.
В статье 24 Закона N 52-ФЗ прямо указано, что индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
Принимая во внимание, что СП 2.3.6.1066-01 введены в действие с 01.01.2002, общество с момента заключения договора аренды нежилого помещения (07.07.2010) обязано соблюдать их вне зависимости от возможности/невозможности изменения устройства канализации в жилом доме.
Приведенный в дополнении к апелляционной жалобе довод о том, что с 01.01.2021 обязанность, возложенная на общество оспариваемым предписанием отменена в связи принятием новых Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.3.6.3668-20, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20.11.2020 N 36, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку на момент вынесения оспариваемого предписания СП 2.3.6.1066-01 являлись действующими.
Доводов относительно иных пунктов предписания апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах, апелляционная жалоба ООО "Лабиринт" подлежит удовлетворению в части признания недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человеке по Челябинской области N 28/04 от 17.03.2020 в части пунктов 1, 10, 24, а также пункта 8 в части предложения организовать проведение исследования воды в системах водоснабжения по паразитологическому, химическому составу, органолептическим свойствам, радиационной безопасности, микробиологическим показателям. Решение суда первой инстанции подлежит изменению, поскольку выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, обжалуемый судебный акт подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Заявленные требования в указанной части подлежат удовлетворению.
При обращении в арбитражный суд с соответствующим заявлением, и при подаче апелляционной жалобы, ООО "Лабиринт" уплачена государственная пошлина: 3 000 руб. при обращении в арбитражный суд первой инстанции и 1 500 руб. при подаче апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина подлежит возмещению заявителю за счет заинтересованного лица.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.11.2020 по делу N А76- 20920/2020 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции:
"Заявленные требования общества с ограниченной ответственностью "Лабиринт" удовлетворить частично.
Предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человеке по Челябинской области N 28/04 от 17.03.2020 признать недействительным в части пунктов 1, 10, 24, а также пункта 8 в части предложения организовать проведение исследования воды в системах водоснабжения по паразитологическому, химическому составу, органолептическим свойствам, радиационной безопасности, микробиологическим показателям.
В остальной части в удовлетворении требований отказать.
Взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человеке по Челябинской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Лабиринт" расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции в сумме 3 000 руб.".
Взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человеке по Челябинской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Лабиринт" расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции в сумме 1 500 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Иванова |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-20920/2020
Истец: ООО "Лабиринт"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области