Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 2 сентября 2021 г. N Ф03-4297/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
28 мая 2021 г. |
А73-20729/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Вертопраховой Е.В., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "СпецТехАвто": представитель не явился;
от Хабаровской таможни: Скрипник Ю.В., представитель по доверенности от 16.06.2020 N 05-51/142, представлены служебное удостоверение, копия диплома о высшем юридическом образовании;
от Центральной акцизной таможни: Скрипник Ю.В. представитель по доверенности от 03.02.2021 N 05-01-23/02541, представлены служебное удостоверение, копия диплома о высшем юридическом образовании;
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Хабаровской таможни, Центральной акцизной таможни
на решение от 18.03.2021
по делу N А73-20729/2020
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СпецТехАвто"
к Хабаровской таможне, Центральной акцизной таможне
о признании незаконным бездействия государственного органа,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СпецТехАвто" (ОГРН 1130280013027) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края о признании незаконным бездействия Хабаровской таможни в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора по заявлению от 08.10.2020 (отказ в письме от 16.10.2020 N 15-37/15408), обязании таможенного органа возвратить обществу излишне уплаченный утилизационный сбор 526 500 руб.
Определением от 01.02.2021 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Центральная акцизная таможня.
По делу N А73-20730/2020 по заявлению общества о признании незаконным бездействия таможенного органа, выраженное в письме от 17.11.2020 N 15-37/15405, в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора по заявлению от 08.10.2020, обязании таможенного органа возвратить обществу излишне уплаченный утилизационный сбор 1 579 500 руб.
Определением суда от 24.02.2021 дело N А73-20729/2020 объединено с делом N А73-20730/2020 в одно производство. Объединенным делам присвоен номер N А73-20729/2020.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 18.03.2021 заявленные обществом требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Хабаровская таможня, Центральная акцизная таможня обратились в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции от 18.03.2021 по делу N А73-20729/2020 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционных жалоб ссылаются на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель таможенных органов доводы апелляционных жалоб поддержал в полном объеме.
Общество в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечило. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27. 07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителя участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционных жалобах, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционных жалоб. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалоб исходя из следующего.
ООО "СпецТехАвто" ввезло на территорию России через Благовещенский таможенный пост новый грузовой автомобиль - самосвал марки SHACMAN, в отношении которого в Центральную акцизную таможню подана декларация на товар N 10009100/060720/0045003.
Обществом уплачен утилизационный сбор за названное транспортное средство в размере 945 000 руб. Товар выпущен для свободного обращения.
Впоследствии, посчитав, что утилизационный сбор исчислен и уплачен в завышенном размере с необоснованным включением в него грузоподъемности автосамосвала, общество подало в Благовещенскую таможню, заявление от 08.10.2020 о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора в размере 526 500 руб.
По результатам рассмотрения заявления общества Хабаровской таможней (правопреемником Благовещенской таможни) принято решение об отказе в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора, чём Общество проинформировано письмом от 16.10.2020 N 15-37/15408.
Также ООО "СпецТехАвто" ввезло на территорию России через Благовещенский таможенный пост 3 новых грузовых автомобиля - самосвалы марки SHACMAN, в отношении которых в Центральную акцизную таможню подана декларация на товар N 10009100/210720/0053983.
Обществом уплачен утилизационный сбор за каждое транспортное средство в размере 945 000 руб. Товар выпущен для свободного обращения.
Впоследствии, посчитав, что утилизационный сбор исчислен и уплачен в завышенном размере с необоснованным включением в него грузоподъемности автосамосвалов, общество подало в Благовещенскую таможню, заявление от 08.10.2020 о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора в размере 1 579 500 руб.
По результатам рассмотрения заявления общества Хабаровской таможней (правопреемником Благовещенской таможни) принято решение об отказе в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора, о чём общество проинформировано письмом от 16.10.2020 N 15-37/15405.
В ответах на указанные заявления Хабаровская таможня сообщила, что согласно приказу ФТС России от 26.06.2019 N 1039 при работе с ресурсами ЕЛС рассмотрение заявлений о возврате денежных средств и принятие решений о возврате денежных средств осуществляется региональным таможенным управлением в соответствии с местом налогового учета плательщика, которому открыт лицевой счет в ресурсе ЕЛС, а также указан порядок возврата утилизационного сбора, который производится в форме его зачета в счет авансовых платежей.
О незаконности решений таможенного органа общество обратилось в арбитражный суд, который правомерно удовлетворил заявленные требования.
В соответствии с положениями статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) за каждое колёсное транспортное средство (шасси), ввозимое в Российскую Федерацию, уплачивается утилизационный сбор, плательщиками которого признаются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колёсных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачёта излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила) и Перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень).
Согласно примечанию 3 к Перечню, размер утилизационного сбора на категорию (вид) колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции.
В соответствии с пунктами 11 и 15 Перечня в редакции, действующей на дату таможенного оформления спорного товара, установлены коэффициенты для новых автосамосвалов:
полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн - 2,79;
полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн - 5,5.
Базовая ставка для расчёта суммы утилизационного сбора, согласно примечанию N 7 к Перечню, равна 150 000 руб.
Определение понятия "полная масса ТС" в отношении автосамосвалов в Перечне, как и в Законе N 89-ФЗ, отсутствует.
При ввозе спорных автосамосвалов обществом исчислен и уплачен утилизационный сбор с суммы массы транспортных средств и их грузоподъёмности с применением коэффициента 5,5. Общество считает такой расчет ошибочным, необходимо учитывать только собственную массу транспортных средств с применением коэффициента 2,79.
По доводам жалоб таможенных органов полная масса транспортного средства - это дорожная масса, указанная производителем как максимальная проектная масса транспортного средства, которая равна сумме собственной массы автомобиля, максимальной массы груза, водителя и полного топливного бака, исходя из содержания технического регламента таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденного решением комиссии таможенного союза от 09.12.2011 N 877; рекомендаций коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 N 21 по ЕТНВД; Федерального закона от 03.08.2018 N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации"; Правил заполнения бланков одобрения, утвержденных решением коллегии Евразийской экономической комиссии от 09.12.2014 N 232.
Учитывая позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлениях от 31.05.2016 N 14-П, от 05.03.2013 N 5-П, от 14.05.2009 N 8-П, от 28.02.2006 N 2-П, на обязательные в силу закона публичные платежи в бюджет, не являющиеся налогами, либо сборами должен распространяется общий для всех обязательных платежей принцип формальной определённости, состоящий в том, что правила их взимания должны быть сформулированы ясным образом, чтобы обязанность по уплате могла быть исполнена правильно каждым плательщиком и не зависела от усмотрения контролирующих органов. В регулировании обязательных публичных платежей фискального характера участвует Правительство Российской Федерации в той мере, в какой эти платежи допускаются по смыслу Федерального закона, возлагающего на Правительство определение в своих нормативных правовых актах порядка их исчисления. Поэтому, как правильно указал суд первой инстанции, определение таких элементов по аналогии неправомерно.
В силу пунктов 4-5 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ значение для исчисления размера утилизационного сбора могут иметь физические характеристики самоходной машины, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты ею потребительских свойств, устанавливаемые Правительством Российской Федерации. Грузоподъёмность, в отличие от массы, не является физической характеристикой.
Несостоятелен довод жалобы о том, что постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2020 N 1866 в Перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291, внесены изменения, и термин "полная масса" заменён на "технически допустимая максимальная масса". Указанные изменения внесены после ввоза обществом транспортных средств. В постановлении не указано о его обратной силе.
Факт уплаты обществом утилизационного сбора в указанном размере и приведённые им расчёты подтверждаются имеющимися в деле доказательствами и таможенным органом. При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает верным вывод суда первой инстанции суд о том, что обществом излишне исчислен и уплачен утилизационный сбор в общем размере 2 106 000 руб.
В соответствии с пунктом 24 Правил, в случае уплаты (взыскания) утилизационного сбора в размере, превышающем размер утилизационного сбора, подлежащий уплате (взысканию), или в случае ошибочной уплаты утилизационного сбора излишне уплаченный (взысканный) утилизационный сбор подлежит возврату плательщику (его правопреемнику, наследнику) либо зачёту в счёт предстоящей уплаты плательщиком утилизационного сбора.
В соответствии с пунктом 27, 28 Правил заявление о возврате утилизационного сбора, подается плательщиком в таможенный орган, проставивший на паспорте отметку об уплате утилизационного сбора, в течение 3 лет со дня уплаты (взыскания) утилизационного сбора. Из материалов дела видно, что порядок направления в таможенный орган заявления о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора обществом соблюдён в пределах трехлетнего срока со дня уплаты сбора.
В порядке статьи 201 АПК РФ суд обязал Хабаровскую таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путём возврата ему излишне уплаченного утилизационного сбора в размере 2 106 000 руб.
На основании изложенного выше апелляционный суд считает верным вывод суда первой инстанции о незаконности оспариваемых решений таможенного органа.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 18.03.2021 по делу N А73-20729/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-20729/2020
Истец: ООО "СпецТехАвто"
Ответчик: ХАБАРОВСКАЯ ТАМОЖНЯ, Центральняа акцизная таможня
Третье лицо: Макаров Евгений Сергеевич