г. Москва |
|
27 мая 2021 г. |
Дело N А41-77045/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Боровиковой С.В.,
судей: Виткаловой Е.Н., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Малофеевой Ю.В.
в судебном заседании участвуют представители:
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Оздоровительный комплекс Полушкино" (ИНН: 5040038240, ОГРН: 1035007903700- Дзгоев В.Х. представитель по доверенности от 21.05.21 г.;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ОГРН 1047727043561; ИНН 7727270299) - Новикова О.В. представитель по доверенности от 13.04.21 г.;
рассмотрев апелляционную жалобу Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ИНН 7727270299 ОГРН 1047727043561) на решение Арбитражного суда Московской области от 05 марта 2021 года по делу N А41- 77045/20, по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Оздоровительный комплекс Полушкино" к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании отказа в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования от 22 октября 2020 года N 50/050/100/2020-1178/2 не соответствующим закону; обязании произвести государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 50:23:0010103:36
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Оздоровительный комплекс Полушкино" (далее - ФГБУ "ОК Полушкино") обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление) с заявлением о признании отказа в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования от 22 октября 2020 года N 50/050/100/2020-1178/2 не соответствующим закону; обязании произвести государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 50:23:0010103:36 и выдаче выписки их ЕГРН о государственной регистрации этого права. (т. 1 л.д. 3-6)..
При рассмотрении дела судом первой инстанции представитель истца заявил ходатайство об уточнении исковых требований, а именно просил признать отказ в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования от 22 октября 2020 года N 50/050/100/2020-1178/2 не соответствующим закону; обязать Управление Росреестра по Московской области произвести государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 50:23:0010103:36.
Решением Арбитражного суда Московской области от 05 марта 2021 года по делу N А41- 77045/20 заявленные требования удовлетворены в полном объеме (т. 0 л.д. 108-109).
Не согласившись с указанным судебным актом, Управление обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а так же неправильно применены нормы материального права
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель истца возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав представителей истца и ответчика, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд считает что решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований подлежит отмене по следующим основаниям..
Как усматривается из материалов дела государственным актом от 02.03.1983 года N 88 на право пользования землей в бессрочное и безвозмездное пользование Административно-хозяйственному управлению Министерства сельского хозяйства РСФСР в Раменском районе Московской области было выделено 32,90 га земли для строительства: автодороги, компактных очистных сооружений для пионерлагеря "Огонек", п/лагеря "Огонек", д/сада "Полушкино", ведомственных дач.
Выделенная актом от 02.03.1983 года N 88 земля состояла из трех участков: - участок N 1 - 25,6 га под пионерский лагерь "Огонек" (кадастровый номер: 50:23:0010179:4); - участок N 2 - 6,5 га под автодорогу (кадастровый номер: 50:23:0000000:169); - участок N 3 - 0,8 га под очистные сооружения для пионерского лагеря "Огонек" (кадастровый номер: 50:23:0010103:36).
28.05.2020 года заявитель подал в Управление Росреестра по Московской области заявление для государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 50:23:0010103:36.
Уведомлением от 05.06.2020 года Управление Росреестра по Московской области приостановило государственную регистрацию права ввиду того, что государственный акт на право пользования землей выдан Административно-хозяйственному управлению Министерства сельского хозяйства РСФСР в Раменском районе Московской области, а не ФГБУ "Оздоровительный комплекс Полушкино", а также непредставления заявителем подлинника государственного акта на право пользование землей.
Кроме того, в уведомлении от 05.06.2020 года указано, что ФГБУ "Оздоровительный комплекс Полушкино" было создано 27.12.1995 года, т.е. позже принятия решения о предоставлении земельного участка, выдачи государственного акта на право пользования землей, что свидетельствует об отсутствии оснований для государственной регистрации.
Уведомлением от 22.10.2020 года Управление Росреестра по Московской области отказало в государственной регистрации права в связи с истечением 25.09.2020 года срока приостановления и не устранением причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации права. 30.06.2020 года заявитель подал жалобу на уведомление о приостановлении государственной регистрации в апелляционную комиссию Управления Росреестра по Московской области.
Уведомлением от 05.06.2020 года Управление Росреестра по Московской области отказало в принятии жалобы ввиду нарушения требований п. 22 Положения о порядке формирования и работы апелляционной комиссии.
Считая указанный отказ незаконными, общество; обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, исходил из того, что ответчиком не обосновано отказано в государственной регистрации на спорный объект недвижимости.
Оспаривая решение суда первой инстанции по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе Управление указывает на то, что решение суда необоснованное.
Апелляционный суд не может согласиться с доводами апелляционной жалобы в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Удовлетворение требования о признании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным или его решения, действия (бездействия) незаконным возможно при установлении несоответствия названных акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
В соответствии с ч.ч. 3, 4 ст. 1 Закона N 218-ФЗ, государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно ч. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Пунктом 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: - акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; - договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; - акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; - межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); - иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
Согласно ч. 4 ст. 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (ч. 5 ст. 18 Закона N 218-ФЗ)
В качестве основания для государственной регистрации права заявитель представил государственный акт от 02.03.1983 года N 88 на право пользования землей, которым в бессрочное и безвозмездное пользование Административно-хозяйственному управлению Министерства сельского хозяйства РСФСР в Раменском районе Московской области было выделено 32,90 га земли для строительства: автодороги, компактных очистных сооружений для пионерлагеря "Огонек", п/лагеря "Огонек", д/сада "Полушкино", ведомственных дач. Оригинал государственного акта от 02.03.1983 года N 88 на право пользования землей обозревался судом в судебном заседании. Приказом Государственного агропромышленного комитета РСФСР от 03.11.1988 года N 799 пионерский лагерь "Огонек" реорганизован в пионерский лагерь-пансионат "Огонек".
Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия РСФСР от 30.10.1990 года N 34 пионерский лагерь-пансионат "Огонек" реорганизован в пионерский лагерьпансионат "Полушкино".
Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия РСФСР от 22.01.1996 года N 25 пионерский лагерь-пансионат "Полушкино" реорганизован в государственное учреждение "Оздоровительный комплекс "Полушкино".
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 27.12.2002 года N 925 определено, что Федеральное государственное учреждение "Оздоровительный комплекс "Полушкино" находится в ведении Хозяйственного управления.
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 26.05.2011 года N 143-п Федеральное государственное учреждение "Оздоровительный комплекс "Полушкино" переименовано в Федеральное государственное бюджетное учреждение "Оздоровительный комплекс "Полушкино".
Таким образом, ФГБУ "Оздоровительный комплекс Полушкино" является правопреемником пионерского лагеря "Огонек".
Также в материалы дела представлена выписка из реестра федерального имущества, в соответствии с которой правообладателем земельного участка с кадастровым номером 50:23:0010103:36, площадью 8 000 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, Полушкино, является ФГБУ "Оздоровительный комплекс Полушкино" на основании Государственного акта на право пользования землей от 02.03.1983 А-I N 348158.
Таким образом, имеется документ, свидетельствующий о наличии у заявителя права пользования на спорный участок.
Следовательно, отказ Управления Росреестра по Московской области от 22 октября 2020 года N 50/050/100/2020-1178/2 в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 50:23:0010103:36 в связи с отсутствием оснований для государственной регистрации права, является незаконным.
Представленные документы подтверждают правомерность обращения заявителем за государственной регистрации прав. Доказательств обратного заинтересованным лицом не представлено.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны приводимым в суде первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 05 марта 2021 года по делу N А41- 77045/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
С.В. Боровикова |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-77045/2020
Истец: "Управление Росреестра по Московской области", ФГБУ "Оздоровительный комплекс Полушкино"
Ответчик: Межмуниципальный отдел по г. Жуковский и Раменскому району Управления Росреестра МО
Третье лицо: Межмуниципальный отдел по г. Жуковский и Раменскому району Управления Росреестра МО