г.Москва |
|
27 мая 2021 г. |
Дело N А40-135497/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гончарова В.Я.,
судей Гармаева Б.П., Левиной Т.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козиным О.О.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ФОНД РАЗВИТИЯ ЦЕНТРА РАЗРАБОТКИ И КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
на решение Арбитражного суда города Москвы от 22.03.2021 по делу N А40-135497/20,
по иску ДЕПАРТАМЕНТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА МОСКВЫ (ИНН: 9710068955)
к НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ФОНД РАЗВИТИЯ ЦЕНТРА РАЗРАБОТКИ И КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ИНН: 7701058410),
3-е лицо: ГКУ Москвы (ИНН: 7701107851),
о взыскании задолженности в размере 3 224 712,69 руб.
При участии в судебном заседании:
от истца: Климонтов С.В. по доверенности от 15.092020 N ДПиИР-18-16-39/20-ДСП,
от ответчика: Додичев И.Н. по доверенности от 14.05.2020 б/н,
от третьего лица: Филимонов А.В. по доверенности от 11.01.2021 N 01-18-4/21.
УСТАНОВИЛ:
Решением суда от 22.03.2021 присуждена к взысканию с ответчика в пользу истца задолженность в размере 3.224.712,69 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 149.504,63 рублей за период с 03.06.2020 по 09.02.2021, проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные на сумму долга, начиная с 10.02.2021 до фактического исполнения обязательства, исходя из ключевой ставки рефинансирования Банка России.
При этом суд первой инстанции исходил из наличия оснований для удовлетворения заявленных требований.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой в которой просил отменить решение суда, в связи с неполным выяснением имеющих значение для дела обстоятельств, несоответствием выводов суда изложенных в решении обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права, приняв по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, считает, что основания, для возврата гранта в бюджет города Москвы, отсутствуют, так как выделенные средства расходовались по целевому назначению, то есть правомерно.
Отзыва на апелляционную жалобу в порядке ст.262 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) не поступало.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, приняв по делу новый судебный акт.
Представители истца, третьего лица поддержали решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласились, считают их необоснованными, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного решения в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 26.06.2017 между Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы (в настоящее время -Департамент предпринимательства и инновационного развития города Москвы) и некоммерческой организацией Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий было заключено соглашение N 8/3-51гр-17 о предоставлении гранта из бюджета города Москвы (далее также - Соглашение).
Согласно пункту 1.1 Соглашения его предметом является предоставление Департаментом Фонду гранта из бюджета города Москвы на осуществление мероприятий по текущему содержанию и развитию инфраструктуры территории инновационного центра "Сколково" (далее также - Центр).
В соответствии с п. 1.4 Соглашения (в редакции дополнительного соглашения N 7 от 16.12.2019) Фонд принимает на себя обязательства по осуществлению мероприятий по текущему содержанию и развитию инфраструктуры территории Центра в соответствии с приложениями 1, 2 к Соглашению в срок не позднее 01.09.2020, с предоставлением Департаменту Отчета о целевом использовании средств и содержательного Отчета о проведении комплекса мероприятий в соответствии со сметой в срок не позднее 25.10.2020.
Целевым использованием гранта признается выполнение Фондом обязательств, указанных в пункте 1.4 Соглашения (пункт 1.5 Соглашения).
Согласно п. 3.5 Соглашения Фонд обязуется:
использовать в срок до 01.09.2020 бюджетные средства, полученные по Соглашению, по целевому назначению в соответствии со Сметой (п. 3.5.1);
представлять ежеквартально и по итогам года Департаменту Отчет о целевом использовании гранта, предусмотренных Сметой, по форме, приведенной в приложении 3 к Соглашению, и содержательный отчет о проведении комплекса мероприятий в соответствии с приложением 1 к Соглашению (п. 3.5.2);
представлять в Департамент отчеты, предусмотренные пунктом 3.5.2 Соглашения, с приложением заверенных Фондом копий подтверждающих документов (соглашений, первичной документации к ним, платежных документов, актов и т.д.) Фонда и/или его дочерних юридических лиц ООО "ОДПС Сколково", ООО "ОДАС Сколково", ОЧУ "Международная гимназия инновационного центра Сколково", ООО "Технопарк Сколково" на бумажном и электронном носителях информации в формате PDF:
- до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом (за исключением отчетности за I квартал 2020 года);
- за I квартал 2020 года - до 30 июня 2020 года (п. 3.5.3).
Согласно п. 3.5.8 Соглашения представить в Департамент Акт об исполнении Соглашения по форме приложения 4 к Соглашению по мере совершения запланированных работ, а также предоставить итоговый Акт об исполнении Соглашения по форме приложения 5 к Соглашению в соответствии со Сметой (п. 3.5.9).
Согласно п. 4.2 Соглашения Фонд несет ответственность за нецелевое использование гранта в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы.
В случае выявления Департаментом фактов невыполнения условий, установленных при предоставлении гранта, признаваемых исходя из цели предоставления гранта, указанной в пункте 1.4 Соглашения, нецелевым использованием гранта, бюджетные средства подлежат возврату в порядке, установленном в пункте 4.5 Соглашения, в бюджет города Москвы в объеме нецелевого использования предоставленного гранта.
В соответствии с пунктом 4.5 Соглашения, в случае выявления Департаментом фактов нецелевого использования бюджетных средств, Департамент составляет Акт, в котором указываются выявленные нарушения и сроки их устранения, и направляет его в Фонд.
По результатам проведенной Главным контрольным управлением города Москвы проверки за период с 01.01.2017 по 02.08.2019 последним было установлено неправомерное расходование Фондом средств гранта в размере 18 279 021 руб. 81 коп.
Департамент письмом от 16.01.2020 исх. N ДПиИР-18-27-146/9 направил в адрес Фонда копию акта от 10.01.2020 о выявленных нарушениях по Соглашению от 26.06.2017 N 8/3-51гр-17 о предоставлении гранта из бюджета города Москвы со сроком устранения нарушений до 14.02.2020.
Согласно п. 4.6 Соглашения, если Фонд не оспорит и не устранит выявленные нарушения в установленные в Акте сроки, Департамент принимает решение о возврате в бюджет города Москвы предоставленного гранта, части гранта в объеме нецелевого использования.
Письмом от 30.03.2020 N ДПиИР-18-18-184/20 Департамент повторно направил требование о возмещении неправомерно израсходованных средств в бюджет города Москвы со сроком устранения нарушений до 17.04.2020.
Истец утверждал, что неправомерно израсходованные средства гранта в бюджет города Москвы Фондом не возвращены.
Согласно п. 4.7 Соглашения в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня подписания распоряжения Департамент направляет Фонду требование о возврате гранта, содержащее сумму, сроки, код бюджетной классификации Российской Федерации, по которому должен быть осуществлен возврат гранта, реквизиты банковского счета, на который должны быть перечислены средства.
Распоряжением от 27.04.2020 N Р-18-11-46/20 Департамент принял решение о возврате бюджетных средств и в бюджет города Москвы по Соглашению.
07.05.2020 Департамент направил в адрес Фонда требование N ДПиИР-08-04-235/20 о возврате бюджетных денежных средств в размере 18 279 021 руб. 81 коп.
Фонд в течение 10 рабочих дней с даты получения требования о возврате гранта производит возврат бюджетных средств в бюджет города Москвы (п. 4.8 Соглашения).
Требование от 07.05.2020 о возврате бюджетных денежных средств N ДПиИР-08-04-235/20 вручено Фонду 19.05.2020 (Реестр почтовых отправлений РПО N80081247381301).
Таким образом, Фонд обязан был возвратить задолженность не позднее 29.05.2020.
29.06.2020 Фонд платежным поручением N 5650 возвратил Департаменту денежные средства частично в размере 15 054 309 руб. 12 коп.
В остальной части, в размере 3 224 712 руб. 69 коп. денежные средства Департаменту Фондом не возвращены.
Учитывая изложенное, по мнению истца у ответчика образовалась задолженность перед истцом в сумме 3 224 712 руб. 69 коп., которая не оплачена, в связи с чем, истец обратился в суд с настоящим иском о взыскании с ответчика задолженности и процентов.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции, исследовав имеющие значение для дела обстоятельства, полно, детально, подробно, достоверно описав представленные в материалы дела доказательства, верно оценил в порядке ст.71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, правильно применив нормы материального, процессуального права сделал выводы, соответствующие обстоятельствам дела, принял по делу правомерный и обоснованный судебный акт, досконально описав необходимые обстоятельства дела, согласно которым сделал правильные выводы.
В силу ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст.310 ГК РФ).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (ч.1 ст.65, ч.2 ст.9 АПК РФ).
В соответствии с п. 2.3 Соглашения Департамент совместно с органом государственного финансового контроля проводит проверку соблюдения Фондом и соисполнителями условий, целей и порядка предоставления гранта.
Статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств.
Предусмотренный статьей 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Любые действия, приводящие к неэффективному использованию бюджетных средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований (статья 162 БК РФ).
Функциональным органом исполнительной власти города Москвы, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, правовых актов города Москвы о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, является Главное контрольное управление города Москвы.
Главным контрольным управлением города Москвы в соответствии с полномочиями, предоставленными ст. 269.2 Бюджетного кодекса РФ, п. 4.2.2 Положения о Главном контрольном управлении города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 01.06.2012 N 252-ПП, на основании Акта проверки от 29.10.2019 N 245/04 выявлены нарушения бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
По результатам проведенной Главным контрольным управлением города Москвы проверки за период с 01.01.2017 по 02.08.2019 установлено неправомерное расходование Фондом средств гранта.
В связи с чем Главным контрольным управлением города Москвы было вынесено представление об устранении нарушений закона от 17.12.2019, что и послужило основанием для направления настоящего иска Департаментом.
Так, из представленных в материалы дела документов следует, что в целях выполнения работ Комплекса мероприятий по текущему содержанию и развитию инфраструктуры территории инновационного центра "Сколково", утвержденного приложением 1 Соглашения (далее также - Комплекс мероприятий) "Кабельные коллекторы. Эксплуатация коммуникационного коллектора", между ООО "ОДПС Сколково" и ГУП "Москоллектор" был заключен договор от 03.10.2016 N Д-16-200-603 по выполнению комплекса работ и услуг по эксплуатации кабельного коллектора, его техническому обслуживанию, уборке, разовым работам и текущему ремонту (далее - Договор от 03.10.2016 N Д-16-200-603), цена указанного договора составляет 129 385 096 руб. 01 коп.
В рамках Соглашения ООО "ОДПС Сколково" неправомерно приняты и оплачены завышенные объемы работ по договору от 03.10.2016 N Д-16-200-603 на сумму 1 065 164 руб. 83 коп. по актам о приемке выполненных работ КС- 2 N 4 от 31.03.2018, КС- 2 N 8 от 30.04.2018, КС- 2 N 13 от 31.05.2018, КС- 2 N 18 от 30.06.2018 (платежные поручения от 16.04.2018 N 682, 23.05.2018 N 966, 25.06.2018 N 1216, от 10.08.2018 N 1700).
При расчете стоимости выполненных работ за календарный месяц неправомерно применены поправочные коэффициенты "31" и "30" вместо коэффициента "8", что в свою очередь противоречило периодичности проведения указанных работ, установленной Регламентом выполнения работ по технической эксплуатации городских и внутриквартальных коллекторов в городе Москве, утвержденного заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства от 01.08.2017.
В целях выполнения работ Комплекса мероприятий "Содержание городских территорий (парки, скверы)" между Фондом и ООО "Система" был заключен договор от 23.08.2017 N 50106/02014/0009-2017 по выполнению работ (оказанию услуг) по содержанию объектов комплексного благоустройства территории инновационного центра "Сколково", в результате исполнения которого неправомерно применены расценки СН-2012: 2.10-2101-1-1/1 "Технический осмотр светильников наружного освещения с лампами ДРЛ, ДРИ", включающие в себя работу специальной техники -вышкителескопической высотой до 12 м для технического осмотра осветительных приборов и электрооборудования высотой не более 1,5 метра по актам по Актам принятых работ КС- 2 N1 от 31.08.2017, КС-2 N 2 от 30.09.2017, КС-2 N 3 от 31.10.2017 КС-2 N 4 от 30.11.2017, КС-2 N 5 от 31.12.2017, КС- 2 N 6 от 31.01.2018, КС- 2 N 7 от 28.02.2018, КС- 2 N 8 от 31.03.2018, КС-2 N9 от 30.04.2018, КС-2 N 10 от 31.05.2017 КС-2 N 11 от 30.06.2018 (платежные поручения от 23.10.2017 N 9376, от 04.12.2017 N 11281, от 28.11.2017 N 10985, от 21.12.2017 N 12693, от 07.02.2018 N 308, от 27.03.2018 N 864, от 29.03.2018 N 884, от 25.04.2018 N 2546, от 22.05.2018 N 3607, от 04.07.2018 N 5505, от 24.07.2018 N 6303) на общую сумму 2 159 547 руб. 86 коп.
В частности, в ходе проверочных мероприятий было установлено следующее.
Вследствие неправомерного применения расценки СН-2012: 2.10-2101-1-1/1 "Технический осмотр светильников наружного освещения с лампами ДРЛ, ДРИ", включающий в себя работу специальной техники - вышки телескопической высотой до 12 м. в части технического осмотра осветительных приборов и электрооборудования высотой не более 1,5 м. при расчете сметной стоимости на содержание территории.
В соответствии с п. 10.1 ч. 1 Градостроительного кодекса РФ, обслуживаемые фондом осветительные приборы, указанные в акте проверки, не относятся к категории линейного объекта.
Применение вышеуказанной расценки неправомерно в части технического осмотра осветительных приборов и электрооборудования высотой не более 1,5 м., так как включает в себя работу специальной техники - вышки телескопической высотой до 12 м.
Кроме того, месторасположение отдельных обслуживаемых осветительных приборов исключает возможность использования специальной техники - вышки как унифицированного автотранспортного средства.
Согласно информации, предоставленной Фондом (письмо от19.06.2019 N исх/51-2993) следует, что документами, подтверждающими использование специальной техники (путевые листы, акты GPS) Фонд не располагает.
Таим образом, Фонд не подтвердил необходимость использования вышеназванной расценки, как и факт использования специальной автотехники.
Также Фондом при применении расценок не учтено, что затраты на эксплуатацию вышки телескопической, а автомобиле, высотой до 12 м, грузоподъемностью по 250 кг составляет более 75% от стоимости указанных расценок. При этом п.п 2.2 Методики определения стоимости строительной продукции (МДМ 81-35.2004), что главной функцией сметных норм является определение нормативного количества ресурсов, минимально необходимых и достаточных для выполнения соответствующего вида работ. Кроме того, п. 2.15 Методики предусматривается, что в тех случаях, когда отсутствуют необходимые сметные нормативы в действующей сметно-нормативной базе или технология работ и потребность в ресурсах существенно отличается от предусмотренных в сборниках действующих сметных норм ГЭСН, возможна разработка индивидуальных норм и расценок.
Также было установлено, что в результате применения завышенного поправочного коэффициента при оплате работ по техническому осмотру внутренних коммуникационных коллекторов общегородских приняты и оплачены завышенные объемы. Так при расчете стоимости выполненных работ за календарный месяц неправомерно применены коэффициенты "31" и "30" вместо "8".
Сметные расчеты по эксплуатации коммуникационного коллектора подготовлены Фондом на основании Регламента по технической эксплуатации городских и внутриквартальных коллекторов в городе Москве, утвержденного заместителем Мэра Москвы по вопросам ЖКХ в 2017 году, и регламента выполнения работ по технической эксплуатации коммуникационного коллектора инновационного центра "Сколково".
Сметные расчеты являются приложениями к Соглашению, в связи с чем периодичность выполнения работ должна соответствовать вышеуказанным нормативным документам.
В соответствии с ч.1 ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Неосновательное обогащение возмещается потерпевшему независимо от того, являлось ли оно результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Пункт 3 статьи 1103 ГК РФ предусматривает возможность применения правил главы 60 данного Кодекса к требованиям одной стороны, в обязательстве к другой о возврате исполненного, в связи с этим обязательством, если иное не установлено данным Кодексом, другими законами или правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений.
Согласно пункту 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2000 N 49 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении" 5 правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате ошибочно исполненного.
Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что неправомерно принятые и оплаченные завышенные объемы работ, а также факты неправомерного применения расценок СН (стоимостных нормативов) являются неосновательным обогащением Фонда, то есть ответчик, при рассмотрении дела судом первой инстанции, в нарушении ст.65 АПК РФ, документально не опроверг результаты проверки, как и документально не подтвердил обоснованность и правомерность понесенных затрат, следовательно надлежащего обоснования использования гранта в соответствии с условиями соглашения в материалы дела не представлялось.
В случае нецелевого использования гранта получатель гранта обязан возвратить эту сумму как неосновательное обогащение и уплатить на нее проценты в порядке, предусмотренном ст.ст. 395 и 1107 ГК РФ.
Таким образом, суд первой инстанции правильно установил сумму задолженности ответчика, а также ввиду отсутствия доказательств своевременного возврата спорных денежных средств правомерно присудил их, проценты к взысканию с ответчика в пользу истца.
Доводы апелляционной жалобы, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не могли повлиять на правильное по существу решение.
При таких обстоятельствах принятое по настоящему делу судебное решение является законным, обоснованным и мотивированным.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч.4 ст.270 АПК РФ, не допущено.
Расходы по оплате госпошлины за подачу апелляционной жалобы распределяются согласно ст.110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 176, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 22.03.2021 по делу N А40-135497/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Я. Гончаров |
Судьи |
Б.П. Гармаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-135497/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ФОНД РАЗВИТИЯ ЦЕНТРА РАЗРАБОТКИ И КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ