Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 1 сентября 2021 г. N Ф10-4111/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Воронеж |
|
31 мая 2021 г. |
Дело N А36-4014/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 мая 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Песниной Н.А.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Ушаковой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Климентовым А.А.,
при участии:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области: Рябкова Т.С., представитель по доверенности N 6 от 11.01.2021 сроком действия до 31.12.2021;
от арбитражного управляющего Хрипко С.А.: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Белой Н.Г.: представитель не явился, извещена надлежащим образом;
от Баталова В.Б.: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Крыгина Д.М.: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу арбитражного управляющего Хрипко Сергея Александровича на решение Арбитражного суда Липецкой области от 21.01.2021 по делу N А36-4014/2020 по заявлению арбитражного управляющего Хрипко Сергея Александровича к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области (ОГРН 1024840864432, ИНН 4826018513) о признании незаконными решения и предписания,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Белой Наталии Геннадьевны, Баталова Валида Базылахметовича, Крыгина Дмитрия Михайловича,
УСТАНОВИЛ:
Арбитражный управляющий Хрипко Сергей Александрович (далее - арбитражный управляющий Хрипко С.А.) обратился в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области (далее - антимонопольный орган, Липецкое УФАС России, Управление) о признании незаконными решения и предписания N 048/01/18.1-471/20 от 28.05.2020.
В ходе рассмотрения спора к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Белая Наталия Геннадьевна, Баталов Валид Базылахметович, Крыгин Дмитрий Михайлович.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 21.01.2021 по делу N А36-4014/2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Считая принятое решение незаконным и необоснованным, арбитражный управляющий Хрипко С.А. обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил отменить обжалуемое решение и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает, что протокол о результатах проведения торгов составлен без нарушения положений законодательства о банкротстве, а заявка Крыгина Д.М. на участие в торгах была отклонена правомерно в связи с отсутствием верифицированного факта перечисления задатка на счет, указанный в сообщении, на дату составления протокола об определении участников торгов. В этой связи, заявитель считает, что решение суда первой инстанции принято без учета всех обстоятельств дела в их совокупности, при ненадлежащей правовой оценке доводов арбитражного управляющего в части наличия специфики работы со счетом должника-физического лица, признанного банкротом, оставлены без внимания доводы об императивной природе ограничений, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции.
В отзыве на апелляционную жалобу Липецкое УФАС России соглашается с выводами суда первой инстанции и приводит доводы, свидетельствующие о необоснованности правовой позиции арбитражного управляющего.
В ходе судебного заседания суда апелляционной инстанции, состоявшегося 25.05.2021, представитель Управления полагал обжалуемое решение законным и обоснованным, по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данных участников процесса о времени и месте судебного разбирательства, дело рассматривалось в их отсутствие в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, резолютивной частью решения Арбитражного суда Краснодарского края от 28.03.2017 по делу N А32-37185/2016 15/87-БФ Белая Наталия Геннадьевна признана несостоятельной (банкротом), в отношении нее введена процедура реализации имущества.
Резолютивной частью определения от 13.02.2018 финансовым управляющим Белой Н.Г. утвержден Хрипко Сергей Александрович.
В рамках проведения процедуры реализации имущества должника 01.03.2020 финансовым управляющим Хрипко С.А. в Едином Федеральном реестре сведений о банкротстве (ЕФРСБ) было опубликовано сообщение N 4763853 о проведении на электронной площадке "Ru-Trade24" торгов посредством публичного предложения по реализации имущества должника Белой Н.Г., а именно: земельного участка (категория земель: земли сельхоз назначения), расположенного по адресу: Краснодарский край, г.Сочи, Хостинский район, с/т "Русская Мамайка", участок N 50, кадастровый номер 23:49:0306001:303.
Как следует из текста сообщения, прием заявок на торги определен следующим образом: дата начала подачи заявок - 02.03.2020 00:01; дата окончания подачи заявок - 18.05.2020 00:01.
В сообщении также были приведены требования к форме заявки и прилагаемым к ним документам, порядок определения победителя торгов, указаны реквизиты счета для внесения задатка.
Заявки на участие в торгах были поданы Крыгиным Дмитрием Михайловичем и обществом с ограниченной ответственностью "Электронный Брокер", действующим от имени Баталова Валида Базылахметовича.
Согласно протоколу об определении участников торгов N 3842 от 21.04.2020, Крыгину Д.М. было отказано в допуске к участию в торгах по причине не поступления задатка на дату составления протокола.
В соответствии с протоколом о результатах проведения торгов N 3842 от 21.04.2020 победителем торгов на основании пункта 4 статьи 139 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" было признано общество с ограниченной ответственностью "Электронный Брокер".
28.04.2020 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Крыгина Д.М. на организатора торгов - финансового управляющего Хрипко С.А.
Сопроводительным письмом Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 06.05.2020 N 13652/9 указанная жалоба с приложением всех имеющихся материалов была направления для рассмотрения по подведомственности в Липецкое УФАС России.
По результатам рассмотрения жалобы Крыгина Д.М. Управлением принято решение N 048/01/18.1-471/20 от 28.05.2020 о признании указанной жалобы обоснованной в связи с установлением в действиях организатора торгов нарушения пункта 12 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 N127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и выдаче предписания об устранении выявленного нарушения.
Предписанием N 048/01/18.1-471/20 от 28.05.2020 организатору торгов - арбитражному управляющему Хрипко С.А., - в срок до 15.06.2020 предписано отменить протокол об определении участников торгов N 3842 от 21.04.2020 и протокол о результатах проведения торгов N 3842 от 21.04.2020, принятые в ходе проведения торгов посредством публичного предложения по продаже следующего имущества должника: земельный участок (категория земель: земли сельхоз назначения), расположенный по адресу: Краснодарский край, г.Сочи, Хостинский район, с/т "Русская Мамайка", участок N 50, кадастровый номер 23:49:0306001:303; рассмотреть заявки участников, поданные на участие в указанных торгах в соответствии с требованиями сообщения о проведении торгов, Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", с учетом решения Комиссии Липецкого УФАС России N 048/01/18.1-471/20 от 28.05.2020.
Полагая данные решение и предписание антимонопольного органа незаконными, арбитражный управляющий Хрипко С.А. обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд Липецкой области, принимая обжалуемое решение, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для отмены судебного акта и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействий) необходимо одновременное существование указанных в статье 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции не усматривает нарушений в порядке вынесения оспариваемых решения и предписания, носящих существенный характер и не позволяющих всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Управление действовало в рамках предоставленных законодательством полномочий (статья 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции").
Порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов урегулированы Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве, Закон N 127-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 213.24 Закона о банкротстве в случае принятия арбитражным судом решения о признании гражданина банкротом арбитражный суд принимает решение о введении реализации имущества гражданина.
В течение одного месяца с даты окончания проведения описи и оценки имущества гражданина финансовый управляющий обязан представить в арбитражный суд положение о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества гражданина с указанием начальной цены продажи имущества. Данное положение утверждается арбитражным судом и должно соответствовать правилам продажи имущества должника, установленным статьями 110, 111, 112, 139 настоящего Федерального закона (пункт 1 статьи 213.26 Закона N 127-ФЗ).
Пунктом 3 статьи 213.26 Закона о банкротстве установлено, что имущество гражданина, часть этого имущества подлежат реализации на торгах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, если иное не предусмотрено решением собрания кредиторов или определением арбитражного суда. Драгоценности и другие предметы роскоши, стоимость которых превышает сто тысяч рублей, и вне зависимости от стоимости недвижимое имущество подлежат реализации на открытых торгах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Положения статей 110 и 139 Закона о банкротстве предусматривают процедуры реализации имущества должника, признанного банкротом, путем проведения торгов, повторных торгов, а также торгов путем публичного предложения.
В силу пункта 8 статьи 110 Закона о банкротстве в качестве организатора торгов выступает внешний управляющий или привлекаемая с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов для этих целей специализированная организация, оплата услуг которой осуществляется за счет предприятия должника. Указанная организация не должна являться заинтересованным лицом в отношении должника, кредиторов, внешнего управляющего.
Организатор торгов выполняет следующие функции:
- опубликовывает и размещает сообщение о продаже предприятия и сообщение о результатах проведения торгов;
- принимает заявки на участие в торгах, предложения о цене предприятия;
- определяет участников торгов;
- осуществляет проведение торгов в случае использования открытой формы представления предложений о цене предприятия;
- определяет победителя торгов и подписывает протокол о результатах проведения торгов;
- уведомляет заявителей и участников торгов о результатах проведения торгов.
Размер задатка для участия в торгах устанавливается внешним управляющим и не должен превышать двадцать процентов начальной цены продажи предприятия.
Срок представления заявок на участие в торгах должен составлять не менее чем двадцать пять рабочих дней со дня опубликования и размещения сообщения о проведении торгов.
Пунктом 9 статьи 110 Закона о банкротстве предусмотрено, что не позднее чем за тридцать дней до даты проведения торгов их организатор обязан опубликовать сообщение о продаже предприятия в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона.
Организатор торгов обязан осуществлять разумные необходимые действия для поиска и привлечения покупателей с учетом особенностей выставленного на торги имущества должника.
В соответствии с пунктом 10 статьи 110 Закона о банкротстве в сообщении о продаже предприятия должны содержаться: сведения о предприятии, его составе, характеристиках, описание предприятия, порядок ознакомления с предприятием; сведения о форме проведения торгов и форме представления предложений о цене предприятия; требования к участникам торгов в случае, если проводятся закрытые торги; условия конкурса в случае проведения торгов в форме конкурса; порядок, место, срок и время представления заявок на участие в торгах и предложений о цене предприятия (даты и время начала и окончания представления указанных заявок и предложений. В случае проведения торгов по продаже предприятия с использованием открытой формы представления предложений о цене предприятия время окончания представления предложений не указывается); порядок оформления участия в торгах, перечень представляемых участниками торгов документов и требования к их оформлению; размер задатка, сроки и порядок внесения задатка, реквизиты счетов, на которые вносится задаток; начальная цена продажи предприятия; величина повышения начальной цены продажи предприятия ("шаг аукциона") в случае использования открытой формы подачи предложений о цене предприятия; порядок и критерии выявления победителя торгов; дата, время и место подведения результатов торгов; порядок и срок заключения договора купли-продажи предприятия; сроки платежей, реквизиты счетов, на которые вносятся платежи; сведения об организаторе торгов, его почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона.
При подготовке к проведению торгов по продаже предприятия организатор торгов осуществляет прием заявок на участие в торгах и предложений участников торгов о цене предприятия, а также заключает договоры о задатке.
Проект договора купли-продажи предприятия и подписанный электронной подписью организатора торгов договор о задатке подлежат размещению на электронной площадке и включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве без опубликования в официальном издании.
Требования же к заявке на участие в торгах установлены пунктом 11 статьи 110 Закона о банкротстве, согласно которым заявка на участие в торгах должна соответствовать требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов, и оформляется в форме электронного документа.
Заявка на участие в торгах составляется в произвольной форме на русском языке и должна содержать указанные в сообщении о проведении торгов следующие сведения: наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, почтовый адрес заявителя (для юридического лица); фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства заявителя (для физического лица); номер контактного телефона, адрес электронной почты заявителя.
Заявка на участие в торгах должна содержать также сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, внешнему управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя внешнего управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является внешний управляющий.
К заявке на участие в торгах (кроме случаев проведения торгов в электронной форме) должны прилагаться копии следующих документов: выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), документы, удостоверяющие личность (для физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица); документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя.
При проведении конкурса заявка на участие в торгах должна содержать обязательство заявителя исполнять условия конкурса.
Представленная организатору торгов заявка на участие в торгах подлежит регистрации в журнале заявок на участие в торгах с указанием порядкового номера, даты и точного времени ее представления.
Подтверждение регистрации представленной заявки на участие в торгах также направляется заявителю в форме электронного документа в день регистрации такой заявки на указанный в ней адрес электронной почты заявителя.
Документы, прилагаемые к заявке, представляются в форме электронных документов, подписанных электронной подписью заявителя.
Организатор торгов обязан обеспечить конфиденциальность сведений и предложений, содержащихся в представленных заявках на участие в торгах, или предложений о цене предприятия до начала торгов либо до момента открытия доступа к представленным в форме электронных документов заявкам на участие в торгах.
Заявитель вправе изменить или отозвать свою заявку на участие в торгах в любое время до окончания срока представления заявок на участие в торгах.
Заявка на участие в торгах должна быть подписана электронной подписью заявителя.
Не допускается требовать от заявителя иные документы и сведения, за исключением документов и сведений, предусмотренных настоящей статьей.
Порядок проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве так же определены Порядком проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 N 495 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 4.1 Порядка для участия в торгах заявитель с помощью программно-аппаратных средств сайта представляет оператору электронной площадки заявку на участие в торгах и прилагаемые к ней документы, соответствующие требованиям, установленным статьями 110 и 139 Закона о несостоятельности (банкротстве) и настоящим пунктом, в форме электронного сообщения, подписанного квалифицированной электронной подписью заявителя.
Срок представления заявок на участие в торгах устанавливается в соответствии с положениями статей 110 и 139 Закона о несостоятельности (банкротстве).
Заявитель представляет оператору электронной площадки в форме электронного сообщения подписанный квалифицированной электронной подписью заявителя договор о задатке и направляет задаток на счета, указанные в электронном сообщении о продаже. Заявитель вправе направить задаток на счета, указанные в электронном сообщении о продаже, без представления подписанного договора о задатке. В этом случае перечисление задатка заявителем в соответствии с электронным сообщением о продаже признается акцептом договора о задатке (пункт 4.4 Порядка).
В соответствии с пунктом 6.1.3 Порядка при участии в торгах посредством публичного предложения заявитель обязан обеспечить поступление задатка на счета, указанные в электронном сообщении о продаже, не позднее указанной в таком сообщении даты и времени окончания приема заявок на участие в торгах для соответствующего периода проведения торгов.
В силу пункта 12 статьи 110 Закона о банкротстве решение организатора торгов о допуске заявителей к участию в торгах принимается по результатам рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и оформляется протоколом об определении участников торгов. К участию в торгах допускаются заявители, представившие заявки на участие в торгах и прилагаемые к ним документы, которые соответствуют требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов. Заявители, допущенные к участию в торгах, признаются участниками торгов.
Решение об отказе в допуске заявителя к участию в торгах принимается в случае, если:
- заявка на участие в торгах не соответствует требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов;
- представленные заявителем документы не соответствуют установленным к ним требованиям или недостоверны;
- поступление задатка на счета, указанные в сообщении о проведении торгов, не подтверждено на дату составления протокола об определении участников торгов.
Организатор торгов уведомляет всех заявителей о результатах рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и признании или непризнании заявителей участниками торгов посредством направления заявителям в письменной форме или в форме электронного документа копий протокола об определении участников торгов в течение пяти дней со дня подписания указанного протокола.
Пунктом 5.1 Порядка так же предусмотрено, что не позднее тридцати минут после окончания срока представления заявок на участие в торгах посредством программно-аппаратных средств сайта организатору торгов направляются все зарегистрированные заявки на участие в торгах, представленные и не отозванные до окончания срока представления заявок, и приложенные к ним документы с указанием даты и точного времени представления заявки на участие в торгах, порядкового номера регистрации каждой заявки (в случае проведения торгов с закрытой формой представления предложений о цене - без предложений о цене).
Определение участников торгов осуществляется организатором торгов в соответствии с положениями статьи 110 Закона о несостоятельности (банкротстве).
Заявители, допущенные к участию в торгах, признаются участниками торгов.
Организатор торгов посредством программно-аппаратных средств сайта формирует протокол об определении участников торгов не позднее пяти календарных дней после окончания срока представления заявок на участие в торгах и направляет указанный протокол в форме электронного сообщения, подписанного квалифицированной электронной подписью, оператору электронной площадки в день его подписания.
Протокол об определении участников торгов содержит перечень заявителей, допущенных к участию в торгах, а также перечень заявителей, которым отказано в допуске к участию в торгах, с указанием для всех заявителей наименования юридического лица или фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии) физического лица, идентификационного номера налогоплательщика, основного государственного регистрационного номера (для юридического лица и индивидуального предпринимателя), а также оснований принятого решения об отказе в допуске заявителя к участию в торгах.
Согласно пункту 5.3 Порядка в течение пяти календарных дней со дня подписания и направления протокола об определении участников торгов оператору электронной площадки организатор торгов посредством программно-аппаратных средств сайта направляет каждому заявителю, чья заявка зарегистрирована в журнале заявок на участие в торгах и не отозвана до окончания срока представления заявок на участие в торгах, электронное сообщение о признании заявителя участником торгов или об отказе в признании его участником торгов с указанием причин отказа с приложением копии протокола об определении участников торгов.
Протокол об определении участников торгов подлежит размещению оператором электронной площадки на электронной площадке в соответствии с подпунктом "в" пункта 8.1 настоящего Порядка.
Из материалов настоящего дела усматривается, что 20.04.2020, то есть до окончания периода проведения торгов (21.04.2020), задаток в размере 31 905 руб. 90 коп. был перечислен Крыгиным Д.М. по указанным арбитражным управляющим реквизитам.
При этом, пункт 11 статьи 110 Закона о банкротстве не возлагает на участника торгов обязанности по предоставлению в составе заявки или в качестве приложения к ней документального подтверждения перечисления денежных средств в качестве задатка, и в силу прямого указания данной нормы не допускается требовать от заявителя иные документы и сведения, за исключением документов и сведений, предусмотренных статьей 110 Закона о банкротстве.
Оперирование заявителем апелляционной жалобы буквальным содержанием нормы пункта 12 статьи 110 Закона о банкротстве, согласно которой решение об отказе в допуске заявителя к участию в торгах принимается в случае, если поступление задатка на счета, указанные в сообщении о проведении торгов, не подтверждено на дату составления протокола об определении участников торгов в том контексте, что необходимым условием участия в торгах выступает поступление верифицированного (то есть принадлежащего конкретному претенденту) задатка на счет должника - физического лица, и добросовестный участник торгов должен представить к заявке документ, подтверждающий перечисление такового, судебной коллегией не принимается, поскольку приведенное нормативное положение не предполагает возложение на участника торгов бремени подтверждения перечисления им задатка, тогда как таковое, напротив, возлагается на организатора торгов как на лицо, разрешающего по результатам рассмотрения заявок вопросы допуска и отказа в допуске претендента к участию в торгах. Именно арбитражный управляющий в спорной ситуации выступает организатором торгов и реализует цели и задачи соответствующей процедуры банкротства.
Доводы заявителя апелляционной жалобы об ограниченности существующего правового механизма проверки организатором торгов поступления задатка участника на счет, указанный в сообщении о проведении торгов, специфике работы со счетом должника - физического лица, признанного банкротом, обоснованы и принимаются судом апелляционной инстанции во внимание, однако, материалы настоящего дела не содержат доказательств принятия арбитражным управляющим каких-либо мер, направленных на идентификацию и установление принадлежности потенциальному участнику торгов поступивших на соответствующий корреспондентский счет должника денежных средств, по своей сумме согласующихся с размером задатка, явившегося условием участия в торгах, и, при этом, не нивелирует отсутствие у потенциального участника обязанности по предоставлению подтверждающих внесение задатка документов.
В соответствии с правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенную в Определении от 01.07.2016 N 306-ЭС16-3230, согласно которой при установлении срока внесения задатка должны учитываться банковские правила движения денежных средств (о которых потенциальные участники не обязаны быть осведомлены) в целях обеспечения поступления задатка на специальный счет, используемый для проведения торгов, на момент составления протокола об определении участников торгов.
Следовательно, исполняя возложенную на него обязанность, организатор торгов должен определить такой срок внесения задатка, чтобы между этой датой и датой составления протокола об определении участников торгов существовал (вызванный объективными факторами) разумный временной разрыв, способствующий получению организатором торгов на дату составления протокола актуальной информации по всем лицам, изъявившим волю принять участие в торгах и внесшим задаток.
Внесение задатка после установленного в сообщении о торгах срока, при условии его поступления на счет должника на дату составления протокола об определении участников торгов, является несущественным нарушением, носит устранимый характер и не влечет отказ в допуске к участию в торгах.
Выписка из лицевого счета, представленная заявителем в арбитражный суд первой инстанции в качестве доказательства проверки поступления задатка, судебной коллегией оценивается критически, поскольку составлена за периодом сроков подачи заявок и определения участников торгов (26.11.2019 - 23.04.2020) (то есть после возврата задатка Крыгину Д.М. -21.04.2020).
Иных доказательств, в частности, запросов в банковскую организацию, доказательств обращения к Крыгину Д.М. с целью идентификации лица, осуществившего перечисление задатка на счет должника, арбитражным управляющим не представлено.
Напротив, материалы дела содержат документы, свидетельствующие о перечислении Крыгиным Д.М. задатка для участия в торгах в установленные сроки, в том числе, платежное поручение N 31496 от 20.04.2020 на сумму 31 905, 90 руб., по своим реквизитам согласующимся с реквизитами, указанными в сообщении о проведении торгов, а также расширенная выписка движения денежных средств по счету N 40817810435004586495, открытому на имя Белой Н.Г. и содержащую дату списания денежных средств - 20.04.2020.
Доводы заявителя о том, что в период проведения торгов действовали ограничительные меры, введенные в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, препятствующие арбитражному управляющему в проверке и идентификации поступившего задатка, были обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку меры, ограничивающие, в частности, свободу передвижения, в свою очередь не препятствовали организатору торгов прибегнуть к механизмам направления в банковскую организацию обращений в электронной форме, получению консультаций по телефону, использованию онлайн-сервисов и интернет-ресурсов, как и не препятствовали возможности связаться с самим Крыгиным Д.М. в рамках обмена электронными письмами. В этой связи возложение на претендента на участие в торгах обязанности по подтверждению и верификации внесенного им задатка так же выступает неправомерным и не обусловленным сложившейся эпидемиологической ситуацией.
Приведенные нормативные положения применительно к установленным по делу обстоятельствам свидетельствуют о несоответствии действий арбитражного управляющего Хрипко С.А. по отказу в допуске к участию в торгах Крыгина Д.М. на основании не поступления задатка на дату составления протокола по причине не предоставления последним подтверждения перечисления такового на счет должника до даты окончания приема заявок на участие в торгах законодательству о банкротстве, и, в этой связи, правомерности признания антимонопольным органом жалобы Крыгина Д.М. на действия организатора торгов, обоснованной.
Кроме того, арбитражным управляющим не доказан факт нарушения его прав оспариваемыми решением и предписанием.
Суд апелляционной инстанции полагает обоснованным указание Арбитражного суда Липецкой области на то обстоятельство, что нормы, регламентирующие процедуру торгов, должны толковаться судами таким образом, чтобы обеспечивать цели законодательного регулирования (абзац третий пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах"), то есть способствовать наиболее полному и соразмерному удовлетворению требований кредиторов должника.
Большее количество участвующих в торгах лиц, проявивших интерес к отчуждаемому имуществу путем подачи заявки, способно увеличить как уровень конкуренции между участниками, так и итоговую цену за продаваемое имущество, что в конечном счете повышает степень удовлетворяемости требований кредиторов должника.
Действуя разумно и добросовестно, в целях обеспечения равных прав и соблюдения законных интересов всех потенциальных покупателей, организатор торгов должен способствовать формированию наибольшего по количеству состава участников торгов. Отсечение же претендентов на стадии определения участников торгов по формальным основаниям не соответствует целям реализации имущества должника.
Изложенное свидетельствует о нарушении прав претендентов на участие в торгах самим организатором торгов, необоснованно отклонившем соответствующую законодательству о банкротстве заявку.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что Арбитражный суд Липецкой области пришел к правомерному выводу о законности решения и предписания Липецкого УФАС России N 048/01/18.1-471/20 от 28.05.2020, и недоказанности заявителем факта нарушения его прав оспариваемыми решением и предписанием в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В связи с вышеизложенным, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта по доводам заявителя не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, и по мнению суда апелляционной инстанции их была дана по существу надлежащая оценка.
При этом, доводы апелляционной жалобы не опровергают окончательного вывода суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ним, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 21.01.2021 по делу N А36-4014/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Песнина |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-4014/2020
Истец: Хрипко Сергей Александрович
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области
Третье лицо: Баталов Валид Базылахметович, Крыгин Дмитрий Михайлович, ПАО "Сбербанк России", Белая Наталья Геннадьевна