г. Томск |
|
31 мая 2021 г. |
Дело N А03-14598/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 мая 2021 года.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Логачева К.Д.
судей Кривошеиной С.В.,
Хайкиной С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Винник А.С., с использованием средств аудиозаписи и веб-конференции, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю (N 07АП-3231/2021) на решение от 24.02.2021 Арбитражного суда Алтайского края по делу NА03-14598/2020 (судья Музюкин Д.В.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СибЭнерго" (г. Новосибирск, ул. Фрунзе, дом 80, офис 627, ОГРН: 1064217063778, ИНН: 4217085977) к государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю (г. Барнаул, ул. Партизанская, 94, ОГРН: 1022201758370, ИНН: 2225008796), о признании незаконными действий по аннулированию решения о признании безнадежными к взысканию и списанию недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам N 032593170003235 от 25.12.2017 и восстановлению задолженности, списанной данным решением.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе города Новосибирска (межрайонное) (г. Новосибирск, ул. Октябрьская, 49, ОГРН: 1025403220171, ИНН: 5407180740), государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области (г. Новосибирск, ул. Серебренниковская, 19/1, ОГРН: 1025402470389, ИНН: 5406103101), инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новосибирска (г. Новосибирск, ул. Октябрьская магистраль, дом 4/1, ОГРН: 1045402551446, ИНН: 5406300124).
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Медведев В.М., доверенность от 14.11.2019,
от заинтересованного лица: представитель Акимова О.Н. к онлайн-заседанию не подключилась.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СибЭнерго" (далее - ООО "СибЭнерго", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю (далее - Отделение Пенсионного фонда по Алтайскому краю) о признании незаконными действий по аннулированию решения о признании безнадежными к взысканию и списанию недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам N 032593170003235 от 25.12.2017 и восстановлению задолженности, списанной данным решением.
Определением от 26.10.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе города Новосибирска (межрайонное), государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области, инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новосибирска.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 24.02.2021 заявленные требования удовлетворены. Действия государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю по отмене решения государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю N 032SS170003235 от 25.12.2017 и восстановлению задолженности, списанной данным решением, признаны незаконными как несоответствующие Бюджетному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование". На государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "СибЭнерго".
Не согласившись с указанным решением, Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что судебного акта о том, что орган ПФР утрачивает возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением сроков их взыскания судом не выносилось, поскольку ни ПФР, ни общество в суд не обращались. Несмотря на то, что возможность предъявления в Службу судебных приставов постановлений УПФР в Ленинском районе г.Новосибирска от 18.12.2012 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества должника была утрачена, однако не была утрачена возможность взыскания задолженности по решениям органа ПФР о взыскании денежных средств со счетов плательщика страховых взносов.
От отделения Пенсионного фонда России по Новосибирской области поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно доводы жалобы поддерживает, настаивает на ее удовлетворении.
В порядке статьи 262 АПК РФ общество с ограниченной ответственностью "СибЭнерго" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указал на несостоятельность доводов апелляционной жалобы, просило оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители заявителя поддержал доводы своего отзыва на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, не явились в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "СибЭнерго" состояло на учете в качестве плательщика страховых взносов в период с 29.07.2015 по 29.12.2017 в государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края, регистрационный номер страхователя N 032-013-115951.
Определением от 08.09.2015 возбуждено производство по делу N А03-17012/2015 о признании несостоятельным (банкротом) ООО "СтройГрад" (ОГРН 1064217063778, ИНН 4217085977, переименовано в ООО "СибЭнерго").
В рамках дела о признании ООО "СибЭнерго" несостоятельным (банкротом) Федеральной налоговой службой России в суд были направлены заявления о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности по налогам, страховым взносам на обязательное страхование, по пене за неуплату обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды и по соответствующим штрафам на общую сумму 39 217 607,32 руб.
Определением Арбитражного суда Алтайского края от 22.04.2016 по делу N А03- 17012/2015 признаны обоснованными и включены в реестр требований кредиторов ООО "СибЭнерго" требования Федеральной налоговой службы России в сумме 1 551 558,88 руб. в следующем составе и размере: 1 377 240 руб. долга в третью очередь реестра по основной сумме задолженности; 174 318,88 руб. пени в третью очередь реестра для отдельного учета и удовлетворения после погашения суммы основной задолженности по третьей очереди. В удовлетворении требований заявителя в остальной части отказано.
Определением Арбитражного суда Алтайского края от 17.05.2016 по делу N А03- 17012/2015 признаны обоснованными и включены в реестр требований кредиторов ООО "СибЭнерго" требования Федеральной налоговой службы России от 18.12.2015 в сумме 162 474,75 руб., в том числе 131 206,23 руб. - пени по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период с 01.07.2012 по 30.06.2014, 31 268,52 руб. - пени по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.07.2012 по 31.03.2014. В удовлетворении остальной части требований заявителя отказано.
Определением Арбитражного суда Алтайского края от 08.11.2016 по делу N А03- 17012/2015 (резолютивная часть объявлена 02.11.2016) признаны обоснованными и включены в реестр требований кредиторов ООО "СибЭнерго" требования Федеральной налоговой службы России в сумме 2 690 695,45 руб. пени в третью очередь реестра для отдельного учета и удовлетворения после погашения суммы основной задолженности по третьей очереди. В удовлетворении остальной части требований заявителя отказано.
Отказывая в удовлетворении требований Федеральной налоговой службы России о включении в реестр требований кредиторов ООО "СибЭнерго" оставшейся суммы задолженности, суд в мотивировочной части определений указал на утрату возможности взыскания в связи с пропуском срока взыскания.
25.12.2017 на основании определения Арбитражного суда Алтайского края от 08.11.2016 по делу N А03-17012/2015 (резолютивная часть объявлена 02.11.2016) Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю принято решение N 032593170003235 о признании безнадежными к взысканию и списанию недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам, а именно: недоимки по страховым взносам страховая часть в размере 10 524 374,41 руб., пени по страховым взносам накопительная часть в размере 246 163,48 руб., недоимки по страховым взносам накопительная часть в размере 1 766 394,21 руб., пени по страховым взносам страховая часть в размере 2 541 498,09 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 173 754,28 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере 405 722,26 руб.
22.07.2020 комиссией Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю по признанию безнадежной к взысканию и списанию недоимки по страховым взносам и задолженности по начисленным пеням и штрафам решение Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю N 032593170003235 от 25.12.2017 отменено, задолженность, списанная названным решением, восстановлена. Основанием для аннулирования решения N 032593170003235 от 25.12.2017 и восстановления задолженности явилось отсутствие оснований для признания задолженности безнадежной к взысканию, в частности, отсутствие соответствующего судебного акта (протокол N 1 заседания комиссии по признанию безнадежной к взысканию и списанию недоимки по страховым взносам и задолженности по начисленным пеням и штрафам, л.д. 78-81).
Полагая, что у Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю отсутствовали правовые основания и полномочия для отмены (аннулирования) ранее принятого решения, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия у Фонда полномочий на совершение оспариваемых действий.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" определенно, что страхователями являются организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ, действующий в редакции на момент образования спорной задолженности и пени) плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 212-ФЗ.
Понятие недоимки содержится в пункте 9 статьи 2 Федерального закона N 212-ФЗ и определено как сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный Федеральным законом N 212-ФЗ срок.
Статьей 23 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) предусмотрено, что недоимка, числящаяся за отдельными плательщиками страховых взносов, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила, предусмотренные частью 1 статьи 23 Федерального закона N 212- ФЗ, применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням и штрафам.
Согласно пункту 1 статьи 26.10 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее Федеральный закон N 125-ФЗ), недоимка, числящаяся за отдельными страхователями, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам, числящейся за отдельными плательщиками страховых взносов установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 N 820 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам" (далее - Постановление N 820).
В соответствии с подпунктом "г" пункта 1 Постановления N 820 признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, числящаяся за отдельными плательщиками страховых взносов (далее - недоимка), и задолженность по начисленным пеням и штрафам в случае принятия судом акта, в соответствии с которым органы контроля за уплатой страховых взносов утрачивают возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам.
При этом названными нормативными актами, регламентирующими порядок и основания для признания задолженности безнадежной к взысканию и ее списанию, не предусмотрена отмена ранее принятого решения о списании безнадежной задолженности по страховым взносам.
Статьей 20 Федерального закона N 250-ФЗ предусмотрено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у органов Пенсионного фонда полномочий по признанию безнадежной к взысканию и списанию задолженности.
Так, статья 20 Федерального закона N 250-ФЗ указывает на наличие у органов Пенсионного фонда полномочий по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов и не регулирует вопросы списания безнадежной к взысканию задолженности.
Постановлением Правления ПФ РФ от 11.11.2016 N 1000п утверждено Положение о Государственном учреждении - отделении Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю, при этом среди функций, осуществляемых Отделением, не предусмотрено принятие комиссией по признанию безнадежной к взысканию и списанию задолженности по страховым взносам и задолженности по начисленным пеням и штрафам решений об аннулировании ранее принятых решений и восстановлению задолженности.
Постановлением Правления ПФ РФ от 24.08.2016 N 753п утвержден Порядок организации работы по списанию Пенсионным фондом Российской Федерации, его территориальными органами и подведомственным учреждением безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, которым установлено, что в целях подготовки решений о списании безнадежной к взысканию задолженности органами системы ПФР создаются комиссии по списанию безнадежной к взысканию задолженности (далее - Комиссия).
Комиссия осуществляет следующие полномочия: проводит проверку документов, подтверждающих наличие оснований для принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности, представленных структурным подразделением, инициировавшим рассмотрение вопроса о списании; готовит рекомендации по проведению дальнейших мероприятий по взысканию задолженности; в случае необходимости истребует дополнительные документы и/или информацию, привлекает специалистов и (или) организаций для подготовки Комиссией предложений о признании безнадежной к взысканию (о нецелесообразности признания безнадежной к взысканию) задолженности; готовит предложения о признании безнадежной к взысканию (о нецелесообразности признания безнадежной к взысканию) задолженности (пункт 3.4).
В силу пункта 3.5 Постановления Правления ПФ РФ от 24.08.2016 N 753п Комиссия для реализации полномочий вправе: направлять запросы о представлении необходимых Комиссии документов или информации для принятия ею соответствующего решения; привлекать специалистов и/или организации, необходимых для подготовки Комиссией предложений о признании безнадежной к взысканию (о нецелесообразности признания безнадежной к взысканию) задолженности; направлять руководителю органа системы ПФР информацию о необходимости проведения проверок по выявлению лиц, по вине которых задолженность не была погашена в срок, и привлечению этих лиц к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации; предпринимать иные действия, необходимые для решения возложенных на Комиссию задач.
Таким образом, в постановлениях Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации также не предусмотрено полномочий Комиссий по отмене ранее принятых решений и восстановлению задолженности, ранее признанной безнадежной к взысканию и подлежащей списанию.
Более того, Постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 24.08.2016 N 753п установлен только порядок списания, при этом непосредственное принятие решения о признании задолженности безнадежной к взысканию и о списании осуществляется не комиссией, а самим органом Пенсионного фонда в лице руководителя.
Принятие комиссией какого-либо распорядительного акта (решения) Пенсионного фонда в отношении страхователей, в том числе комиссией по списанию безнадежной к взысканию задолженности, действующим законодательством не предусмотрено.
При изложенных обстоятельствах, исследовав и оценив по правилам, предусмотренным статьей 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, изучены судом апелляционной инстанции и признаются несостоятельными, поскольку не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены принятого по делу судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 24.02.2021 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-14598/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
К.Д. Логачев |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-14598/2020
Истец: ООО "СибЭнерго"
Ответчик: Отделение Пенсионного фонда России по Алтайскому краю
Третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новосибирска, Отделение пенсионного фонда РФ по Новосибирской области, Управление Пенсионного Фонда РФ в Железнодорожном районе г.Новосибирске