город Ростов-на-Дону |
|
31 мая 2021 г. |
дело N А53-33393/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 мая 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маштаковой Е.А.,
судей Новик В.Л., Чотчаева Б.Т.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Курипко В.А.,
при участии:
от заявителя: представителя Залюбовского М.В. по доверенности от 14.08.2020;
от заинтересованного лица: представителя Манацковой А.И. по доверенности от 11.01.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Аксайского района (ОГРН 1026100663808, ИНН 6102009099)
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.02.2021 по делу N А53-33393/2020
по заявлению публичного акционерного общества "Россети Юг" (ОГРН 1076164009096, ИНН 6164266561)
к администрации Аксайского района (ОГРН 1026100663808, ИНН 6102009099) о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Юг" (далее - заявитель, ПАО "Россети Юг") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к администрации Аксайского района (далее - заинтересованное лицо, администрация) о признании незаконным отказа от 31.07.2020 N 63.8/1215 в установлении публичного сервитута в отношении земель и земельных участков в целях размещения объектов электросетевого хозяйства - ВЛ-10 кВ N 255 БЛ-2, признании незаконным отказа от 05.08.2020 N 63.8/1236 в установлении публичного сервитута в отношении земель и земельных участков в целях размещения объектов электросетевого хозяйства - ВЛ-10 кВ N 705 ПС АС-7, об обязании принять решение об установлении публичного сервитута в отношении земель и земельных участков в целях размещения объектов электросетевого хозяйства: N 610900000406 от 07.06.2017 в отношении ВЛ-10 кВ N 255 БЛ-2;
N 610900004063 от 07.06.2017 в отношении ВЛ-10 кВ N 705 ПС АС-7.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 20.02.2021 признаны незаконными решения администрации Аксайского района об оставлении без рассмотрения заявлений об установлении публичного сервитута в целях размещения объекта электросетевого хозяйства, выраженные в письмах от 31.07.2020 N 63.8/1215, от 05.08.2020 N 63.8/1236. Суд обязал администрацию Аксайского района рассмотреть заявления публичного акционерного общества "РОССЕТИ ЮГ" об установлении публичного сервитута в целях размещения объектов электросетевого хозяйства N 1 от 25.07.2020 и N 1 от 25.07.2020. С администрации Аксайского района в пользу ПАО "Россети Юг" взыскано 6000 руб. в возмещение расходов на уплату государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация Аксайского района обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе администрация просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что в перечне документов, приложенных ПАО "Россети Юг" к ходатайству об установлении публичного сервитута, поданному в администрацию Аксайского района в целях размещения объекта электросетевого хозяйства, отсутствовали документы, подтверждающие право собственности. Карточка, предоставленная администрации, не может подтверждать право ПАО "Россети Юг" на инженерное сооружение. Более того, сама по себе инвентаризация не может быть основанием возникновения права, поскольку законом (ст. 218 ГК РФ) она к числу таковых не отнесена.
В отзыве на апелляционную жалобу ПАО "Россети Юг" указало на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель заявителя не согласился с доводами апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ПАО "Россети Юг" письмом от 25.07.2020 N 1 (входящий N 63/1426 от 28.07.2020) обратилось в администрацию Аксайского района Ростовской области с заявлением об установлении публичного сервитута в отношении земель и земельных участков в целях размещения объекта электросетевого хозяйства, письмом от 30.07.2020 N 5 были предоставлены дополнительные документы, в том числе на объекты ВЛ-10 кВ N 255 БЛ-2 (год ввода в эксплуатацию - 1972), ВЛ-10 кВ N 705 ПС АС-7 (год ввода в эксплуатацию - 1992).
Письмом от 31.07.2020 N 63.8/1215 администрация Аксайского района Ростовской области оставила заявление ПАО "Россети Юг" без рассмотрения, указав на отсутствие документов, подтверждающих право на ВЛ-10 кВ N 255 БЛ-2.
Письмом от 05.08.2020 N 63.8/1236 администрация Аксайского района Ростовской области оставила заявление ПАО "Россети Юг" без рассмотрения, указав на отсутствие документов, подтверждающих право на ВЛ-10 кВ N 705 ПС АС-7.
Полагая, что решения администрации Аксайского район Ростовской области от 31.07.2020 N 63.8/1215, от 05.08.2020 N 63.8/1236 приняты с нарушением действующего законодательства, нарушают права и законные интересы ПАО "Россети Юг", заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 4 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и пунктом 1 статьи 39.37 ЗК РФ публичный сервитут может быть установлен, в том числе для использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 ЗК РФ.
Согласно статье 39.37 ЗК РФ в порядке, предусмотренном главой V.7 ЗК РФ, публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электроснабжения населения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения.
В силу пункта 5 статьи 39.38 ЗК РФ публичный сервитут в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 ЗК РФ, устанавливается решением органа местного самоуправления муниципального района - в случае установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, являющихся объектами местного значения муниципального района, сельского поселения, размещения автомобильных дорог местного значения муниципального района, сельского поселения в туннелях, а также в целях, предусмотренных статьей 39.37 ЗК РФ и не указанных в подпунктах 1 - 3 статьи 39.38 ЗК РФ, в отношении земельных участков и (или) земель, расположенных в границах сельских поселений, на межселенных территориях муниципального района.
Установление публичного сервитута осуществляется независимо от формы собственности на земельный участок (пункт 4 статьи 39.39 ЗК РФ).
Пунктом 1 статьи 39.39 ЗК РФ установлено, что публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.38 ЗК РФ, на основании ходатайства об установлении публичного сервитута.
Согласно пункту 1 статьи 39.40 ЗК РФ с ходатайством об установлении публичного сервитута вправе обратиться организация, в частности, являющаяся субъектом естественных монополий, - в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, обеспечивающих деятельность этого субъекта, а также для проведения инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение указанных сооружений, инженерных изысканий для их строительства, реконструкции.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления которых на сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, возникло в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, до 01.09.2018 и у которых отсутствуют права на земельный участок, на котором находятся такие сооружения, вправе оформить публичный сервитут в порядке, установленном главой V.7 ЗК РФ, в целях размещения таких сооружений или приобрести соответствующий земельный участок в аренду до 1 января 2022 года.
В силу требований пункта 1 статьи 39.41 ЗК РФ в ходатайстве об установлении публичного сервитута должны быть указаны:
1) наименование и место нахождения заявителя, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика;
2) цель установления публичного сервитута в соответствии со статьей 39.37 настоящего Кодекса;
3) испрашиваемый срок публичного сервитута;
4) срок, в течение которого использование земельного участка (его части) и (или) расположенного на нем объекта недвижимости в соответствии с их разрешенным использованием будет невозможно или существенно затруднено в связи с осуществлением деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут (при возникновении таких обстоятельств). В указанный срок включается срок строительства, реконструкции, капитального или текущего ремонта инженерного сооружения;
5) обоснование необходимости установления публичного сервитута;
6) указание на право, на котором инженерное сооружение принадлежит заявителю, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута для реконструкции или эксплуатации указанного инженерного сооружения;
7) сведения о правообладателе инженерного сооружения, которое переносится в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, в случае, если заявитель не является собственником указанного инженерного сооружения;
8) кадастровые номера (при их наличии) земельных участков, в отношении которых подано ходатайство об установлении публичного сервитута, адреса или иное описание местоположения таких земельных участков;
9) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.41 ЗК РФ к ходатайству об установлении публичного сервитута прилагаются:
1) подготовленные в форме электронного документа сведения о границах публичного сервитута, включающие графическое описание местоположения границ публичного сервитута и перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости;
2) соглашение, заключенное в письменной форме между заявителем и собственником линейного объекта или иного сооружения, расположенных на земельном участке и (или) землях, в отношении которых подано ходатайство об установлении публичного сервитута, об условиях реконструкции, в том числе переноса или сноса указанных линейного объекта, сооружения в случае, если осуществление публичного сервитута повлечет необходимость реконструкции или сноса указанных линейного объекта, сооружения;
3) копии документов, подтверждающих право на инженерное сооружение, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута для реконструкции или эксплуатации указанного сооружения, при условии, что такое право не зарегистрировано;
4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с ходатайством об установлении публичного сервитута обращается представитель заявителя.
На основании пункта 9 статьи 39.41 ЗК РФ орган, уполномоченный на установление публичного сервитута, в срок не более чем пять рабочих дней со дня поступления ходатайства об установлении публичного сервитута возвращает его без рассмотрения с указанием причины принятого решения при наличии следующих обстоятельств:
1) ходатайство подано в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, не уполномоченные на установление публичного сервитута для целей, указанных в ходатайстве;
2) заявитель не является лицом, предусмотренным статьей 39.40 настоящего Кодекса;
3) подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях, не предусмотренных статьей 39.37 Кодекса;
4) к ходатайству об установлении публичного сервитута не приложены документы, предусмотренные пунктом 5 статьи 39.41 ЗК РФ;
5) ходатайство об установлении публичного сервитута и приложенные к нему документы не соответствуют требованиям, установленным в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
Возвращая заявления общества об установлении публичного сервитута в отношении земель и земельных участков в целях размещения объекта электросетевого хозяйства без рассмотрения со ссылкой на п. 9 ст. 39.41 ЗК РФ, администрация указала, что приложенные к ходатайствам инвентарные карточки учета объекта основных средств не являются первичным учетным документом и открываются на основании первичных документов, в связи с чем сами по себе не может подтверждать право общества на инженерное сооружение.
Из материалов дела усматривается, что письмом от 30.07.2020 N 5 ПАО "Россети Юг" направило в администрацию Аксайского района Ростовской области информацию о том, что объект ВЛ-10 кВ N 255 БЛ-2 в прошлом имел наименование "ВЛ-10 кВ ПС Ольгинск 2 КМ" (пункт N 12 таблицы).
Приложением к письму от 30.07.2020 N 5 являлся перечень объектов недвижимого имущества ОАО "Ростовэнерго", входящих в уставной капитал по состоянию на 01.07.1992, в котором числится объект ВЛ-10 кВ N 255 БЛ-2 (старое наименование "ВЛ-10 кВ ПС Ольгинск 2 КМ", N п/п 125, старый инвентарный номер 130569) (приобщен судом к материалам дела на основании абзаца второго части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Также в инвентарной карточке учета объекта основных средств от 07.06.2017 N 610900000406 в графе 7 "краткая индивидуальная характеристика объекта основных средств" указан прошлый инвентарный номер 130569, который совпадает с инвентарным номером, указанным в перечне объектов недвижимого имущества ОАО "Ростовэнерго" входящих в уставной капитал по состоянию на 01.07.1992.
Письмом от 19.05.2021 N РЭ/001/2434 (приобщено судом к материалам дела на основании абзаца второго части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) подтверждается информация о переименовании спорных объектов электросетевого хозяйства. Также в данном письме указано, что объект ВЛ-10 кВ ВЛ-705 ПС АС-7 16.5 КМ не попал в перечень объектов недвижимого имущества ОАО "Ростовэнерго", входящих в уставный капитал по состоянию на 01.07.1992, так как дата ввода в эксплуатацию данного объекта - 01.09.1992.
Согласно правовой позиции Минэкономразвития России, выраженной в письме от 11.02.2019 N Д23и-3919, возникновение права на линейные объекты до 1 сентября 2018 года может подтверждаться как выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, так и иными документами (выписки из актов, перечней, справок о балансовой принадлежности и т.п.) при отсутствии государственной регистрации права на соответствующие объекты в случаях, предусмотренных федеральными законами, в том числе если такое имущество является движимым.
Кроме того, согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 5 пункта 11 постановления от 29.04.2010 Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 22 акционерное общество, созданное в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
Открытое акционерное общество "Ростовское акционерное общество энергетики и электрификации" (ОАО "Ростовэнерго") ликвидировано путем присоединения к ОАО "МРСК Юга" на основании договора о присоединении от 03.12.2007, что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц, ГРН 2086164117060 от 31.03.2008.
В соответствии с нормами главы 4 Гражданского кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ) пунктом 9 решения годового общего собрания акционеров ОАО "МРСК Юга" от 22.06.2015 (протокол N 13 от 22.06.2015) утвержден Устав в новой редакции.
Согласно Уставу (в новой редакции) полное фирменное наименование общества на русском языке: публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга", сокращенное фирменное наименование общества на русском языке: ПАО "МРСК Юга".
На основании решения внеочередного общего собрания акционеров ПАО "МРСК Юга" (протокол N 21 от 08.11.2019) внесены изменения в Устав Публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга", а именно: изменено наименование общества с ПАО "МРСК Юга" на ПАО "Россети Юг".
Таким образом, ПАО "Россети Юг" является правопреемником государственного производственного объединения энергетики и электрификации.
На основании статьи 1 Закона Российской Федерации от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" активы предприятий относятся к объектам приватизации.
В соответствии со статьей 27 Закона Российской Федерации от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" состав и цена активов приватизируемого предприятия указывается в сделке приватизации. Составной частью сделки являются акты оценки имущества, в которых отражается состав приватизируемого имущества. При этом неправильное указание имущества в одном акте оценки вместо другого не может служить основанием для вывода о том, что это имущество не включено в состав приватизируемого. Если имеются бесспорные доказательства включения отдельных объектов движимого имущества в состав приватизируемого имущества, то эти объекты должны признаваться выкупленными в установленном порядке, даже если они в совокупности образуют недвижимость.
Согласно заключению о результатах исследования N 2276 от 20.05.2002 железобетонные опоры ВЛ-10кВ не относятся к недвижимому имуществу.
Таким образом, учитывая факт отнесения объектов электросетевого хозяйства к движимому имуществу (ВЛ 10 кВ, состоящие из железобетонных опор), право собственности ПАО "Россети Юг" подтверждается инвентарными карточками учета объектов N 610900000406 от 07.06.2017 в отношении ВЛ-10 кВ N 255 БЛ-2 и N 610900004063 от 07.06.2017 в отношении ВЛ-10 кВ N 705 ПС АС-7, а также планом приватизации от 1992 года.
При этом сведениями о возникновении права собственности на указанные объекты заинтересованное лицо располагало (приложения к ходатайствам об установлении публичного сервитута).
Учитывая изложенное, оспариваемые решения администрации правомерно признаны судом первой инстанции незаконными.
Поскольку заявления об установлении сервитута фактически не были рассмотрены по существу, последствием признания незаконным решений от 31.07.2020 N 63.8/1215 и от 05.08.2020 N 63.8/1236 правомерно определено обязание рассмотреть заявления по существу.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.02.2021 по делу N А53-33393/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Маштакова |
Судьи |
В.Л. Новик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-33393/2020
Истец: ПАО "РОССЕТИ ЮГ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ АКСАЙСКОГО РАЙОНА, Администрация Аксайского района Ростовской области