город Ростов-на-Дону |
|
15 апреля 2024 г. |
дело N А53-29453/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 апреля 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маштаковой Е.А.,
судей Новик В.Л., Чотчаева Б.Т.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Семичасновым И.В.,
при участии представителей:
от истца: Бородачева А.Н. по доверенности N 1 от 03.03.2023,
от ответчика: Склярова А.А. по доверенности N СКАВ НЮ-90/Д от 07.07.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лето" (ИНН 6164140583, ОГРН 1236100003776)
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.02.2024 по делу N А53-29453/2023
по иску общества с ограниченной ответственностью "Лето" (ИНН 6164140583, ОГРН 1236100003776)
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295),
при участии третьих лиц: Смахтина Ивана Александровича, акционерного общества "Северо-Кавказское производственно-комплектовочное предприятие "Оборонпромкомплекс" (ИНН 6152000091, ОГРН 1026104360556), общества с ограниченной ответственностью "Фирма Сервис" (ИНН 6162005437, ОГРН 1026103053503),
об устранении препятствий в пользовании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Лето" (далее - истец, ООО "Лето") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик, ОАО "РЖД") об обязании прекратить незаконную эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, протяженностью 49,3 м. расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, Советский район от изостыка М119 подъездного пути примыкающего стрелочным переводом N 127 к 18 пути парка "Б" станции Ростов-Западный.
По мнению ООО "ЛЕТО", незаконность железнодорожного пути необщего пользования возникла в результате отказа ОАО "РЖД" заключить с истцом договор об эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования принадлежащего ООО "ЛЕТО".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Смахтин Иван Александрович, акционерное общество "Северо-Кавказское производственно-комплектовочное предприятие "Оборонпромкомплекс", общество с ограниченной ответственностью "Фирма Сервис".
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 26.02.2024 в иске отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Лето" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе истец просит отменить решение суда, обязать филиал ОАО "РЖД" Северо-Кавказская железная дорога прекратить незаконную эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, протяженностью 49,3 метров, кадастровый номер 61:44:0073401:2506, расположенный по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, Советский район, от изостыка М 119 подъездного пути примыкающего стрелочным переводом N 127 к 18 пути парка "Б" станции "Ростов - Западный", далее по участку ул. Доватора 146 "В", владельцем которого является ООО "Лето".
Жалоба мотивирована тем, что ответчик осуществляет незаконную эксплуатацию железнодорожного пути, владельцем которого является ООО "Лето". При транзитном проезде вагонов/локомотивов по железнодорожным путям необщего пользования ООО "Лето" правоотношения контрагента (истца) и владельца части путей необщего пользования регулируются путем заключения иного договора, не поименованного в статье 60 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, при этом такой договор не является публичным.
В отзыве на апелляционную жалобу ОАО "РЖД" указало на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, дал пояснения по существу спора.
Представитель ответчика против доводов апелляционной жалобы возражал, дал пояснения по существу спора.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей не обеспечили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения суда проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Смахтин И.А. является собственником железнодорожного пути необщего пользования протяженностью 49,3 метров, кадастровый номер 61:44:0073401:2506, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, Советский район, от изостыка М 119 подъездного пути примыкающего стрелочным переводом N 127 к 18 пути парка "Б" станции "Ростов - Западный", далее по участку ул. Доватора 146 "В" (запись о государственной регистрации права от 12.10.2022).
Указанный железнодорожный путь необщего пользования протяженностью 49,3 метров предоставлен Смахтиным И.А. на основании договора аренды железнодорожного пути необщего пользования N 1 от 16.02.2023 во временное владение и пользование ООО "Лето". Обществу предоставлены все права и обязанности по заключению договоров с третьими лицами.
Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области N 76 от 08.06.2023 установлен максимально предельный тариф на транспортные услуги, оказываемые ООО "Лето" на арендованном железнодорожном пути.
По указанному основанию ООО "Лето" является владельцем указанного железнодорожного пути необщего пользования протяженностью 49,3 метров, примыкающего к железнодорожным путям ОАО "РЖД".
В свою очередь, к железнодорожному пути ООО "Лето" примыкают железнодорожные пути необщего пользования других владельцев - акционерного общества "Северо-Кавказское производственно-комплектовочное предприятие Оборонпромкомплекс" (ИНН 6152000091) и общества с ограниченной ответственностью "Фирма Сервис-ЛТД" (ИНН 6162005437), которым ОАО "РЖД" осуществляет подачу и уборку вагонов на основании заключенных между ними договоров на подачу и уборку вагонов.
ООО "Лето", указывая, что при транзитном проезде вагонов/локомотивов по железнодорожным путям необщего пользования ООО "Лето" правоотношения контрагента (истца) и владельца части путей необщего пользования регулируются путем заключения иного договора, не поименованного в статье 60 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, при этом такой договор не является публичным; заключенный договор между ООО "Лето" и ОАО "РЖД" в отношении использования железнодорожного пути отсутствует; ООО "Лето" каких-либо согласий не выдавало, обращалось к ОАО "РЖД" с письменным заявлением о необходимости получения согласия (согласование условий договоров), направляло предложение заключить договор; в отсутствие договора ОАО "РЖД" осуществляет незаконную эксплуатацию железнодорожного пути, владельцем которого является ООО "Лето"; при движении локомотива ОАО "РЖД" железнодорожному пути причиняется материальный ущерб, что является очевидным, при этом плата за проезд своих локомотивов им не производится; деятельность ОАО "РЖД" наносит ущерб имуществу истца; полагая, что действуя разумно и добросовестно, ОАО "РЖД" обязано заключить договор и производить оплату ООО "Лето" или в противном случае прекратить использование железнодорожного пути, руководствуясь положениями статей 209, 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском, которым просит обязать филиал ОАО "РЖД" Северо-Кавказская железная дорога прекратить незаконную эксплуатацию указанного железнодорожного пути необщего пользования протяженностью 49,3 метров, владельцем которого является ООО "Лето".
Вынося обжалуемое решение, суд первой инстанции руководствовался статьями 12, 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), пунктам 45 - 47 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22), статьями 2, 55, 64 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации и установил, что ОАО "РЖД" не является перевозчиком по отношению к ООО "Лето". Соответственно, отсутствуют условия, при которых обязательно заключение договора на эксплуатацию пути необщего пользования, предусмотренного Уставом и Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования.
Поддерживая вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований и отклоняя доводы апеллянта, судебная коллегия руководствуется следующим.
Железнодорожный путь необщего пользования протяженностью 49,3 метров, владельцем которого является ООО "Лето", используется исключительно для транзитного пропуска вагонов в адрес грузоотправителей (грузополучателей), имеющих склады, погрузочно-разгрузочные площадки на железнодорожных путях других владельцев, примыкающих к путям ООО "Лето". Подача - уборка вагонов на железнодорожном пути ООО "Лето" не осуществляется. ОАО "РЖД" не обслуживает находящийся во владении ООО "Лето" путь необщего пользования, а осуществляет транзитную доставку вагонов в адрес грузоотправителей (грузополучателей), имеющих склады, погрузочно-разгрузочные площадки на железнодорожных путях других владельцев, примыкающих к путям истца.
Согласно статьей 55 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
В силу статьи 64 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на: эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов.
В соответствии с п. 2.1 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила), договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования заключаются, в том числе между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования при обслуживании такого пути локомотивом перевозчика. Под обслуживанием железнодорожного пути необщего пользования локомотивом перевозчика подразумевается подача и уборка вагонов на данный путь необщего пользования, расстановка по местам выгрузки вагонов.
Между ОАО "РЖД" (перевозчик) и владельцами путей необщего пользования - акционерным обществом "Северо-Кавказское производственно-комплектовочное предприятие Оборонпромкомплекс" и обществом с ограниченной ответственностью "Фирма Сервис-ЛТД", примыкающих к путям ООО "Лето" (владельцы), заключены соответствующие договоры на эксплуатацию принадлежащих названным владельцам железнодорожных путей необщего пользования по форме, предусмотренной приложением N 1 к Правилам эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования. Названные договоры заключены в соответствии со статьей 60 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации и пунктом 2.1 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования.
Вместе с этим ошибочен довод истца о том, что и для ООО "Лето" ОАО "РЖД" является стороной, для которой действующим законодательством предусмотрена обязанность заключения такого вида договора. Из материалов дела следует, что подача - уборка вагонов на железнодорожном пути ООО "Лето" не осуществляется, данный путь используется исключительно для проследования вагонов в адрес владельцев примыкающих железнодорожных путей необщего пользования. Железнодорожный путь необщего пользования ООО "Лето" не используется для осуществления грузовых операций, работу локомотива истец у перевозчика не заказывает, обязанность ОАО "РЖД" перед ООО "Лето" по доставке вверенного ему груза, багажа, грузобагажа из пункта отправления в пункт назначения не возникает.
Таким образом, ОАО "РЖД" не является перевозчиком по отношению к ООО "Лето". Соответственно, отсутствуют условия, при которых обязательно заключение договора на эксплуатацию пути необщего пользования, предусмотренного Уставом и Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования. Правилами также предусмотрено, что договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования заключаются между перевозчиком и контрагентом при обслуживании его локомотивом перевозчика. В этом случае договор может быть заключен только при согласии основного владельца железнодорожного пути необщего пользования на пропуск вагонов для перевозок контрагента по своей территории. Данное согласие удостоверяется подписью и печатью указанного владельца железнодорожного пути необщего пользования в договоре на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования. Подобные договоры, как уже указывалось выше, ОАО "РЖД" заключены с контрагентами.
Установленное позволяет сделать выводы о том, что ОАО "РЖД" не является перевозчиком по отношению к ООО "Лето", следовательно, не является стороной, для которой действующим законодательством предусмотрена обязанность заключения такого вида договоров, а, следовательно, проследование вагонов по пути необщего пользования ООО "Лето" не является незаконным.
В силу статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" перевозочным процессом является совокупность организационно и технологически взаимосвязанных операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом. Частью 1 статьи 16 указанного Федерального закона предусмотрено, что железнодорожные пути необщего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны обеспечивать маневровую и сортировочную работу в соответствии с объемом перевозок, ритмичную погрузку и выгрузку грузов, а также рациональное использование железнодорожного подвижного состава и его сохранность. Конструкция и состояние сооружений и устройств, расположенных на железнодорожных путях необщего пользования, должны соответствовать строительным нормам и правилам, и обеспечивать пропуск вагонов с допустимой на железнодорожных путях общего пользования нормой технической нагрузки, а также пропуск локомотивов, предназначенных для обслуживания железнодорожных путей необщего пользования. Владелец железнодорожных путей необщего пользования обеспечивает за свой счет их содержание с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также осуществляет совместно с грузоотправителями и грузополучателями освещение таких путей в пределах занимаемой ими территории или в местах погрузки, выгрузки грузов и проводит очистку железнодорожных путей необщего пользования от мусора и снега. В статье 2 Устава железнодорожного транспорта закреплено, что железнодорожными путями необщего пользования являются железнодорожные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
На основании изложенного, истец, будучи собственником транзитного участка необщего пользования, не вправе ограничивать движение по нему, а лица участвующие в перевозках по таком участку вправе рассчитывать на беспрепятственный доступ.
Учитывая изложенное, заключение договора на эксплуатацию пути необщего пользования с ООО "Лето" не предусмотрено действующим транспортным законодательством, а, следовательно, и отсутствует незаконная эксплуатация пути необщего пользования протяженностью 49,3 метров, кадастровый номер 61:44:0073401:2506, расположенный по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, Советский район, от изостыка М 119 подъездного пути примыкающего стрелочным переводом N 127 к 18 пути парка "Б" станции "Ростов - Западный", далее по участку ул. Доватора 146 "В", владельцем которого является ООО "ЛЕТО".
С учетом изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда, в связи с чем признаются апелляционным судом несостоятельными.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы (чек по операции от 11.03.2024) подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.02.2024 по делу N А53-29453/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Маштакова |
Судьи |
В.Л. Новик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-29453/2023
Истец: ООО "ЛЕТО"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Третье лицо: АО "Северо-Кавказское производственно-комплектовочное предприятие Оборонпромкомплекс", ООО "Фирма Сервис-ЛТД", Смахтин Иван Александрович