г. Владимир |
|
27 мая 2021 г. |
Дело N А43-18933/2020 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б.,
судей Гущиной А.М., Захаровой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Приволжской электронной таможни на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.02.2021 по делу N А43-18933/2020, принятое по заявлению акционерного общества "Лукойл-Черноморье" (ОГРН 1022302380100, ИНН 2315016400) о признании недействительными решений Приволжской электронной таможни о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары от 27.03.2020 по ДТ 10418010/110320/0067537, от 08.05.2020 по ДТ 10418010/110320/0068072, от 01.06.2020 по ДТ 10418010/180320/0076209.
В судебном заседании приняли участие представители Приволжской электронной таможни - Медведев Е.В. на основании доверенности от 23.12.2020 N 01-08-29/17701 сроком действия два года и диплома о высшем юридическом образовании, акционерного общества "Лукойл-Черноморье" - Исайкин И.В. (специалист) на основании доверенности от 06.04.2021 N115-Д сроком действия по 31.12.2021 (т. 3, л.д. 35), Демичев Д.В. на основании доверенности от 05.04.2021 N113-Д сроком действия по 31.12.2021 (т.3, л.д. 36) и диплома о высшем юридическом образовании (т. 2, л.д. 131).
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Акционерное общество "Лукойл-Черноморье" (далее - АО "Лукойл-Черноморье", Общество, декларант) 11.03.2020 и 18.03.2020 на Приволжский таможенный пост (центр электронного декларирования) Приволжской электронной таможни (далее - Приволжский ЦЭД, Таможня, таможенный орган, заявитель) с целью помещения товара - "трубы обсадные бесшовные муфтовые..." под процедуру выпуска для внутреннего потребления представило ДТ 10418010/110320/0067537, 10418010/110320/0068072, 10418010/180320/0076209. Вышеуказанный товар ввезен декларантом на таможенную территорию Евразийского экономического союза во исполнение контракта N 1-19/226 от 30.05.2019, заключенного с компанией VALLOUREC DEUTSCHLAND GMBH (Германия).
Заявителем в графе 16 вышеуказанных ДТ страной происхождения товара указана Германия. В качестве подтверждения заявленной страны происхождения, декларантом представлен сертификат о происхождении товаров от 20.02.2020 N 000127, выданный уполномоченным органом Республики Франция.
В графе 33 указанных ДТ декларантом заявлен классификационный код товара 7304 24 000 1 по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС).
Приволжским ЦЭД по ДТ N 10418010/110320/0067537 принято решение о назначении таможенной экспертизы в отношении сертификата о происхождении товара от 20.02.2020 N000127, с постановкой перед экспертом в том числе, вопроса о наличии на сертификате оттиска печати уполномоченного органа.
По ДТ N 1041.8010/110320/0068072, 10418010/180320/0076209 Таможней осуществлен выпуск товара под обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных платежей до получения результатов экспертизы сертификата происхождения.
Заключением таможенного эксперта подтверждено наличие в графе 8 сертификата о происхождении товара от 20.02.2020 N 000127 оттиска штампов органа, уполномоченного заверять сертификат. Эксперт также указал об отсутствии у него данных о том, принадлежат ли эти оттиски уполномоченному органу, выдавшему сертификат.
Таможенный орган пришел к выводу, что оттиск штампа "20 FEV. 2020" является датой заверения сертификата о происхождении товара, оттиск штампа "СС1 GRAND HAINAUT HAUTS-DE-FRANCE" является наименованием уполномоченной организации, выдавшей сертификат, оттиск штампа "Vise par la Chambre de Commerce et d'Industrie Grand Hainaut pourle President et par delegation" является штампом, который содержит сведения о лице, которое заверило данный сертификат.
На основании изложенного, таможенным органом установлено, что в сертификате от 20.02.2020 N 000127 отсутствует печать органа, уполномоченного заверять сертификат, сделан вывод о невозможности его использования в качестве документа, подтверждающего происхождение товара.
Приволжским ЦЭД в адрес Общества выставлены решения от 27.03.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10418010/110320/0067537, от 08.05.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10418010/110320/0068072, от 01.06.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10418010/180320/0076209 и скорректированы сведения в графе 34 указанных деклараций о стране происхождения товара как "неизвестно", что повлекло доначисление Обществу и уплату им антидемпинговой пошлины по ставке 31% в размере 22 713 241 руб. 14 коп.
Не согласившись с данными решениями Таможни, ООО "ЛУКОЙЛ-Черноморье" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 15.02.2021 заявленное требование удовлетворено.
При этом, руководствуясь статьей 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), положениями Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС, Кодекс), Правил определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальные правила определения происхождения товаров), утвержденных решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 N 49 (далее - Правила N 49), суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые решения Таможни не соответствуют нормам действующего законодательства в области таможенного регулирования и нарушают права и законные интересы Общества в сфере осуществления экономической деятельности.
Не согласившись с принятым судебным актом, Таможня обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального права.
Таможня настаивает на том, что представленный декларантом сертификат о происхождении товара общей формы от 20.02.2020 N 000127 не соответствует требованиям пункта 34 Правил N 49, пункта 4 статьи 31 ТК ЕАЭС, подпункта 3 пункта 5 статьи 314 ТК ЕАЭС и не может рассматриваться в качестве документа, подтверждающего происхождение товара, ссылаясь на акт проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 09.12.2020.
Подробно доводы Таможни приведены в апелляционной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представители в судебном заседании просят оставить ее без удовлетворения, решение суда - без изменения.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве, заслушав в судебном заседании представителей Таможни и ООО "ЛУКОЙЛ-Черноморье", Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения с учетом следующего.
Согласно статье 29 ТК ЕАЭС происхождение товаров подтверждается во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 29 ТК ЕАЭС.
Пунктом 6 статьи 29 ТК ЕАЭС установлено, что документом о происхождении товара является декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара. Происхождение товара подтверждается декларацией о происхождении товара или сертификатом о происхождении товара в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.
Статья 314 ТК ЕАЭС предусматривает, что при проведении таможенного контроля происхождения товаров проверяются документы о происхождении товаров, сведения о происхождении товаров, заявленные в таможенной декларации и (или) содержащиеся в представленных таможенным органам документах, в том числе достоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров, а также подлинность сертификатов о происхождении товаров, правильность их оформления и (или) заполнения.
Согласно части 2 данной статьи таможенный орган вправе направлять запрос (запросы) в государственный орган или уполномоченную организацию, выдавшую и (или) уполномоченную проверять сертификат о происхождении товара, в целях проведения проверки достоверности сведений, содержащихся в сертификате о происхождении товара, а также подлинности сертификата о происхождении товара и (или) получения дополнительных документов и (или) сведений в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров.
Правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальные правила определения происхождения товаров) утверждены Правилами N 49.
Пункт 34 Правил N 49 предусматривает случаи, при которых сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара и происхождение товаров считается неподтвержденным в соответствии с ТК ЕАЭС.
Как следует из содержания пункта 34 Правил N 49, все перечисленные в нем основания для признания сертификата непригодным для использования в целях подтверждения происхождения товара сводятся к не подтверждению достоверности сведений в сертификате и его подлинности.
Согласно пункту 5 Приложения Правил N 49 сертификат должен содержать в том числе, реквизиты документа о происхождении товара, выданного в стране происхождения товара (в случае если сертификат выдан страной вывоза товара).
В рассматриваемом случае, таможенный орган посчитал неподтвержденной страну происхождения товара в декларациях, представленных АО "Лукойл-Черноморье".
Товар, декларируемый Обществом по рассматриваемым ДТ, классифицируемый в товарной подсубпозиции ТН ВЭД ЕАЭС 7304 24 000 1, подпадает под действие Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.08.2015 N 101 "О применении антидемпинговой меры в отношении стальных бесшовных труб, применяемых для бурения и эксплуатации нефтяных и газовых скважин, происходящих из Китайской Народной Республики и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза", тем самым в отношении товара применяются меры защиты внутреннего рынка, установлена антидемпинговая пошлина в размере 31% от таможенной стоимости.
В рассматриваемом случае, в спорном сертификате страной вывоза, также как и страной отправления в декларациях, представленных ООО "Лукойл-Черноморье" указана Франция, страной происхождения товара указана Германия.
В ходе судебного разбирательства таможенный орган сообщил, что компетентный орган Французской Республики подтвердил факт выдачи сертификата N 000127 от 20.02.2020.
Из материалов дела следует, что поставка на таможенную территорию труб обсадных, сведения о которых были заявлены АО "Лукойл-Черноморье" в декларациях на товары N 10418010/110320/0067537, 10418010/110320/0068072 и 10418010/180320/0076209, осуществлялась Обществом в связи с реализацией внешнеторгового контракта N 1-19/226 от 30.05.2019, заключенного с компанией Vallourec Deutschland GmbH (г.Дюссельдорф, Германия; далее - продавец). В соответствии с условиями заключенной сделки обязанность по предоставлению сертификата о происхождении товара возлагалась па Продавца (пункт 5.5.4. Контракта N 1 -19/226 от 30.05.2019).
Компания Vallourec Deutschland GmbH (г.Дюссельдорф, Германия; далее - продавец) на запрос Общества разъяснила в письме от 10.04.2020 и представила официальное подтверждение Торгово-промышленной палаты Grand Hainaut, Hauts-De-France (Гран Хайнаут, регион О-де-Франс, Франция) о подлинности оттисков печатей, проставленных в сертификате о происхождении N 000127 от 20.02.2020.
В дополнение к своим пояснением, продавец представил Обществу копии сертификатов о происхождении товаров, выпущенных в период 2017 - 2019 годов тем же уполномоченным органом -Торгово-промышленной палатой Grand Hainaut (Гран Хайнаут), что и сертификат о происхождении товаров N 000127 от 20.02.2020, содержащие аналогичные оттиски печатей, достоверность которых не была поставлена под сомнение таможенными органами Российской Федерации в ходе совершения таможенных операций по таможенному декларированию аналогичных товаров.
Непринятие таможенным органом сертификата в качестве надлежащего документа, подтверждающего страну происхождения товаров, возможно только при наличии таких нарушений в его оформлении и заполнении, которые не позволяют однозначно определить страну происхождения товара.
В рассматриваемом случае, фирменное наименование поставщика, наименование юридического адреса поставщика, фирменное наименование Торгово-промышленной палаты Германии, выполненные на немецком языке, не ставят под сомнение происхождение товара.
Указание в графе 3 непреференциального сертификата о происхождении товара общей формы N 000127 от 20.02.2020 Германии как страны происхождения товара не противоречат требованиям Правил N 49.
При принятии оспариваемых решений у таможенного органа отсутствовали основания подвергать сомнению страну происхождения товара, но имелись претензии к оформлению указанного сертификата.
Приволжский таможенный пост (ЦЭД) до принятия оспариваемых решений имел иные документы, подтверждающие, что страной происхождения декларируемых товаров является Германия (коммерческие инвойсы, сертификаты инспекции и свидетельства о проверке, письмо компании Vallourec Deutschland GmbH N б/н от 22.01.2020)
Таможенный орган в целях проведения проверки достоверности сведений, содержащихся в сертификате о происхождении товара, а также подлинности сертификата о происхождении товара, не обращался в компетентный орган страны, выдавшей сертификат до вынесения оспариваемых решений, законность которых обоснованно рассмотрена судом на даты их вынесения (27.03.2020, 08.05.2020, 01.06.2020.
Поэтому суд пришел к правильному выводу о том, что в рассматриваемом случае Таможня не доказала соответствия оспариваемых решения действующему таможенному законодательству.
С учетом изложенного оспариваемые решения Таможни не соответствуют нормам таможенного законодательства и возлагают на АО "Лукойл-Черноморье" необоснованные обязательства по уплате таможенных платежей.
Доводам заявителя апелляционной жалобы судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка с учетом доказательств, представленных в материалы дела.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Таможни по приведенным в ней доводам не имеется.
Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таможня на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.02.2021 по делу N А43-18933/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Приволжской электронной таможни - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-18933/2020
Истец: АО "ЛУКОЙЛ-Черноморье"
Ответчик: ПРИВОЛЖСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ