город Омск |
|
31 мая 2021 г. |
Дело N А46-21856/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4603/2021) Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 12.03.2021 по делу N А46-21856/2020 (судья Кливер Е.П.), принятое по заявлению публичного акционерного общества "Россети Сибирь" (ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327, 660021, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Бограда, 144А) к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (ИНН 5503031117, ОГРН 1025500761142, 644099, Омская область, г. Омск, ул. Гагарина, 32, корп. 1) о признании незаконным отказа в подготовке и утверждении проекта межевания территории,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска - Бусс С.А, (по доверенности от 16.02.2021 N 02/1142 сроком действия один год);
от публичного акционерного общества "Россети Сибирь" - Толмачева Е.Р. (по доверенности от 11.01.2021 N 00/188/55/6 сроком действия до 28.04.2022),
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Сибирь" (далее - заявитель, ПАО "Россети Сибирь", общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее - заинтересованное лицо, Департамент, административный орган) о признании незаконным отказа департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска в подготовке и утверждении проекта межевания территории, выраженного в письме от 16.11.2020 N 06/10026, об обязании Департамента подготовить и утвердить проект межевания территории для определения расположения распределительного пункта на 10 Кв (далее - РП-10 кВ).
Решением от 12.03.2021 Арбитражного суда Омской области заявленные требования удовлетворены, признан незаконным отказ Департамента в подготовке и утверждении проекта межевания территории, выраженный в письме от 16.11.2020 N 06/10026, как не соответствующий Градостроительному кодексу Российской Федерации (далее - ГрК РФ). Указанным решением Департамент обязан подготовить и утвердить проект межевания территории для определения расположения РП-10 кВ в течение месяца со дня вступления в законную силу данного судебного акта. Взысканы с Департамента судебные расходы в пользу ПАО "Россети Сибирь" в размере 3 000 руб. в связи с уплатой государственной пошлины по платежному поручению от 27.11.2020 N 20758 при обращении в суд с заявлением.
Не согласившись с принятым судебным актом, заинтересованное лицо обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель полагает, что в заявлении ПАО "Россети Сибирь" отсутствуют ссылки на нормативные акты, предоставляющие право и обязанность Департамента по утверждению документации по планировке территории.
Департамент указывает, что согласно Перечню случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.11.2020 N 1816 "Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, внесении изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Перечень N 1816), не требуется получение разрешения на строительство на линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ включительно, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов. В силу чего, полагает апеллянт, нарушение прав и обязанностей заявителя в данном случае отсутствует, поскольку для размещения РП-10 кВ не требуется получение разрешения на строительство и предоставление земельного участка, а, следовательно, не требуется его образование исключительно в соответствии с проектом межевания территории в соответствии с пунктом 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
До начала судебного заседания ПАО "Россети Сибирь" представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество просит апелляционную жалобу Департамента оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области - без изменения.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель ПАО "Россети Сибирь" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2016, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.04.2017 по делу N А46-8840/2016, признано самовольной постройкой одноэтажное кирпичное строение - здание распределительного пункта, площадью 128,6 кв.м по наружному обмеру; на ПАО "Россети Сибирь" возложена обязанность освободить самовольно занятый земельный участок, расположенный в 38 м северо-восточнее индивидуального жилого дома, имеющий почтовый адрес: город Омск, улица Совхозная, дом 72, площадью 82,5 кв.м, вид разрешённого использования - земли общего пользования для полосы отвода автомобильной дороги местного значения, расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1511.
Поскольку для освобождения самовольно занятого земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1511 необходимо определение и оформление в соответствии с действующим законодательством иного местоположения РП-10 кВ, а для долгосрочного размещения одноэтажного кирпичного здания распределительного пункта, площадью 128,6 кв.м требуется образование земельного участка и заключение договора аренды, заявителем в адрес Департамента направлено обращение от 15.10.2020 N 1.5/01-05/8802-исх с просьбой предусмотреть местоположение РП-10 кВ "Красный Пахарь" и коммуникационные коридоры для питающих кабельных линий от ПС "Центральная" до РП, а также кабельных линий до ТП-8695, от которой подключен многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: город Омск, улица 9-я Северная, дом 99, корпус 1, с учетом перспективы комплексной застройки территории, а также подготовить и утвердить проект межевания территории, предусматривающий размещение РП-10 кВ.
Письмом от 16.11.2020 N 06/10026 заинтересованное лицо сообщило о том, что постановлением Администрации города Омска от 18.11.2010 N 1109-п утвержден проект планировки территории, расположенной в границах: улица Орджоникидзе - улица 24-я Северная - улица Челюскинцев - улица 2-я Восточная - улица 5-я Северная - улица 7-я Северная в Центральном административном округе города Омска, разработанный в рамках муниципального контракта с акционерным обществом Территориальный проектный институт "Омскгражданпроект" (далее - АО "ТПИ "Омскгражданпроект") от 18.08.2006 N 2006-164/ТГМ на выполнение работ по разработке градостроительной документации. Проект межевания данной территории, подготовка которого была предусмотрена муниципальным контрактом, не утвержден. Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2019 по делу N А46-15916/2018 муниципальный контракт от 18.08.2006 расторгнут. Бюджетных ассигнований на разработку проекта межевания вышеназванной территории из бюджета города Омска на 2020-2021 годы не предусмотрено.
Полагая, что отказ Департамента в подготовке и утверждении проекта межевания территории, выраженный в письме от 16.11.2020 N 06/10026, является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя, Общество обратилось в Арбитражный суд Омской области с соответствующим заявлением.
12.03.2021 Арбитражным судом Омской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности: - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом часть 5 статьи 200 АПК РФ предусматривает, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации регулируются земельным законодательством, которое состоит из ЗК РФ, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 3 ЗК РФ).
При регулировании земельных отношений применяется, как следует из пункта 11 статьи 1 ЗК РФ, принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, который состоит в том, что гражданское законодательство устанавливает общие нормы регулирования имущественных отношений, в том числе и земельных, а земельное законодательство - специальные нормы регулирования земельных отношений. Специфика разграничения обусловлена публичным характером регулирования земельных отношений.
Исходя из этого, согласно пункту 3 статьи 3 ЗК РФ гражданским законодательством регулируются имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними, если иное не предусмотрено земельным, лесным, природоохранительным, иными специальными федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проектом межевания территории, утвержденный в соответствии с ГрК РФ;
2) проектной документацией лесных участков;
3) утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 указанного Кодекса.
На основании подпункта 4 пункта 3 статьи 11.3 ЗК РФ, образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры застроенного многоквартирными жилыми домами возможно при наличии утвержденного проекта межевания.
Согласно положениям пункта 2 части 4 статьи 41 ГрК РФ проект межевания территории является одним из видов документации по планировке территории.
Согласно части 1 статьи 45 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи.
В силу части 1.1. статьи 45 Кодекса решения о подготовке документации по планировке территории принимаются, в частности, самостоятельно лицами, с которыми заключены договоры о развитии застроенной территории, договоры о комплексном освоении территории, в том числе в целях строительства стандартного жилья, договоры о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления. Частью 1.2 названной статьи предусмотрено, что в случаях, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи, подготовка документации по планировке территории осуществляется указанными лицами за счет их средств самостоятельно или привлекаемыми организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Внесение изменений в документацию по планировке территории допускается путем утверждения ее отдельных частей с соблюдением требований об обязательном опубликовании такой документации в порядке, установленном законодательством. В указанном случае согласование документации по планировке территории осуществляется применительно к утверждаемым частям (часть 21 статьи 45 ГрК РФ).
Подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случая, указанного в части 8.1 настоящей статьи. Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств (часть 8 статьи 45 ГрК РФ).
Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
На основании анализа содержания вышеуказанных норм суд первой инстанции заключил обоснованный вывод о том, что самостоятельная подготовка документации по планировке территории за счет Общества является правом самого заявителя, в то время как для органов местного самоуправления осуществление указанных действий является обязанностью.
Довод подателя апелляционной жалобы относительно того, что в заявлении Общества отсутствуют ссылки на нормы права, обязывающие орган местного самоуправления по заявлению юридических лиц произвести выделение бюджетных ассигнований на подготовку проекта межевания территории, указанной заявителем, и обеспечить его подготовку, отклоняется судом по изложенным выше основаниям.
Письмом от 16.11.2020 N 06/10026 заинтересованное лицо отказало заявителю в подготовке и утверждении проекта межевания территории для определения расположения РП-10 кВ.
В качестве оснований для отказа заинтересованное лицо указало о том, что в бюджет города Омска на 2020-2021 годы уже заложены ассигнования на подготовку документации по планировке территории, в которую элементы планировочной структуры, указанные Обществом, не вошли. Между тем, указанное обстоятельство не может являться основанием для отказа в подготовке и утверждении проекта межевания территории.
Судебная коллегия отмечает, что из материалов дела следует и судом апелляционной инстанции установлено, что между лицами, участвующими в деле, в течение двух лет велась переписка по вопросу подготовки и утверждения проекта межевания территории, в ходе которой Департамент не отказывал заявителю в подготовке и утверждении проекта, но при этом сообщал о наличии обстоятельств, препятствующих осуществлению указанных действий, после устранения которых будет удовлетворено заявление Общества.
Так, письмом от 25.10.2018 N 06/11471 Департамент сообщил заявителю о том, что в связи с претензиями к АО ТПИ "Омскгражданпроект" по выполнению муниципального контракта от 18.08.2006 N 2006-164/ТГМ Департаментом подано исковое заявление в Арбитражный суд Омской области о расторжении муниципального контракта. Заключение нового муниципального контракта на выполнение работ не представляется возможным до момента расторжения вышеуказанного муниципального контракта. После расторжения муниципального контракта подготовка документации по планировке территории будет включена в план муниципального задания бюджетного учреждения города Омска "Омскархитектура".
Согласно письму заинтересованного лица от 12.05.2019 N 06/2884 решением Арбитражного суда Омской области от 02.04.2019 по делу N А46-15916/2018 Департаменту отказано в удовлетворении требований о расторжении муниципального контракта от 18.08.2006 N 2006-164/ТГМ.
Письмом от 03.10.2019 N 02/8954 Департамент сообщил заявителю о том, что постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2019 по делу N А46-15916/2018 решение Арбитражного суда Омской области от 02.04.2019 отменено, муниципальный контракт от 18.08.2006 N 2006-164/ТГМ расторгнут.
В свою очередь, в письмах от 04.02.2020 N 06/784, от 19.03.2020 N 06/2381, равно как и в оспариваемом письме, Департамент пояснил, что разработка проекта межевания на указанную заявителем территорию за счет средств бюджета города Омска действующими муниципальными контрактами не предусмотрена.
В апелляционной жалобе Департамент указывает, что в соответствии с Перечнем N 1816 не требуется получение разрешения на строительство линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ включительно, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов, в силу чего не требуется и образование земельного участка для целей дальнейшего его предоставления исключительно в соответствии с проектом межевания территории в соответствии с пунктом 3 статьи 11.3 ЗК РФ.
Вместе с тем, как верно указано судом первой инстанции, обращение Общества с заявлением о получении разрешения на использование земельного участка под РП-10 кВ без предоставления указанного земельного участка, не предоставляет заявителю гарантий в части сохранения капитального строения - РП-10 кВ ввиду срочного характера разрешения на использование земельного участка без предоставления указанного земельного участка (не более пяти лет согласно подпункту 7 пункта 3 постановления Правительства Омской области от 24.06.2015 N 170-п).
Кроме того, подача соответствующего заявления будет противоречить судебным актам по делу N А46-8840/2016, в соответствии с которыми на ПАО "Россети Сибирь" возложена обязанность освободить самовольно занятый земельный участок, расположенный в 38 м северо-восточнее индивидуального жилого дома, имеющий почтовый адрес: город Омск, улица Совхозная, дом 72, площадью 82,5 кв.м, вид разрешённого использования - земли общего пользования для полосы отвода автомобильной дороги местного значения, расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1511, что и послужило первопричиной обращения к Департаменту с требованиями, послужившими причиной настоящего разбирательства.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, суд первой инстанции, приняв во внимание указанное, обоснованно удовлетворил требования за счет казны муниципального образования.
С учетом требований статьи 71 АПК РФ обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации суд не рассматривает вопрос об оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, поскольку заинтересованное лицо освобождено от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 12.03.2021 по делу N А46-21856/2020 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-21856/2020
Истец: ПАО "РОССЕТИ СИБИРЬ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОМСКА