27 мая 2021 г. |
А39-9899/2019 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,
судей Захаровой Т.А., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Газпром газораспределение Саранск" на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 26 февраля 2021 года по делу N А39-9899/2019, принятое по заявлению акционерного общества "Газпром газораспределение Саранск", г. Саранск к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия в лице межмуниципального отдела по Рузаевскому, Кочкуровскому и Лямбирскому районам о признании незаконным решения Управления Росреестра по Республике Мордовия об отказе в государственной регистрации права на газопровод-ввод среднего и низкого давления, протяженностью 335,7 п.м., расположенный по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Московская (на месте жилых домов 15, 17, 19, 21), 2017 год строительства, от 07 июня 2019 года NКУВД-001/2018-8591755/3, и обязании Управления Росреестра по Республике Мордовия осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности АО Газпром газораспределение Саранск" на газопровод-ввод среднего и низкого давления, протяженностью 335,7 п.м., расположенный по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Московская (на месте жилых домов 15, 17, 19, 21), 2017 год строительства, в установленный законом срок;
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Государственное автономное учреждение Республики Мордовия "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг", акционерное общество "Завод ЖБК-1"
при участии:
от заявителя - Асташкин А.В. по доверенности от 28.12.2020 серия 13 АА N 1033871 сроком действия до 31.12.2023 (т.2 л.д.7) (представлен диплом о высшем юридическом образовании)
от ответчика - не явился, извещен
от третьих лиц - не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Газпром газораспределение Саранск" (далее - АО "Газпром газораспределение Саранск", заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия (далее - Управление Росреестра) о признании незаконным решения Управления Росреестра по Республике Мордовия об отказе в государственной регистрации права на газопровод-ввод среднего и низкого давления, протяженностью 335,7 п.м., расположенный по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Московская (на месте жилых домов 15, 17, 19, 21), 2017 год строительства, от 07 июня 2019 года N КУВД-001/2018-8591755/3, и обязании Управления Росреестра по Республике Мордовия осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности АО Газпром газораспределение Саранск" на газопровод-ввод среднего и низкого давления, протяженностью 335,7 п.м., расположенный по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Московская (на месте жилых домов 15, 17, 19, 21), 2017 год строительства, в установленный законом срок.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное автономное учреждение Республики Мордовия "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - ГАУ РМ "МФЦ"), акционерное общество "Завод ЖБК-1".
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 26 февраля 2021 года суд отказал заявителю в удовлетворении требований.
АО "Газпром газораспределение Саранск" не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Общество считает, что после приостановления регистрационных действий на государственную регистрацию права и постановку на кадастровый учет оно представило все необходимые документы, в связи с чем у Управления отсутствовали основания для принятия оспариваемого решения.
От ответчика поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором Управление полагает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, не подлежащем отмене по доводам апелляционной жалобы заявителя.
Акционерное общество "Завод ЖБК-1" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором третье лицо поддерживает позицию заявителя о том, что отказ по формальному основанию лишает возможности заявителя ввести спорный объект в гражданский оборот и обеспечивать безопасную эксплуатацию взрыво- и пожароопасного сооружения.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.
Ответчик и третьи лица о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей ответчика и третьих лиц по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 27.12.2018 АО "Газпром газораспределение Саранск" обратилось в Управление с целью регистрации права собственности на сооружение газопровод-ввод среднего и низкого давления, протяженностью 330,7 п.м., расположенный по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Московская (на месте жилых домов 15, 17, 19, 21), 2017 год строительства.
Уведомлением от 06.03.2019 N КУВД-001/2018-8591755/2 Управление Росреестра приостановило государственную регистрацию, предложив Обществу представить заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав сооружения с приложением документов, указанных в части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (не в качестве дополнительных документов к ранее поданному обращению), документ, подтверждающий возможность размещения наземного выхода данного сооружения на земельном участке с кадастровым номером 13:23:0910240:905, технический план, подготовленный в соответствии с пунктом 20 Требований к подготовке технического плана, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18 декабря 2015 года N 953.
Уведомлением об отказе в государственной регистрации от 07.06.2019 N КУВД-001/2018-8591755/3 Управление Росреестра отказало Обществу в государственной регистрации права собственности по причине неисполнения решения о приостановлении государственной регистрации и непредставления вышеназванных документов.
Полагая, что решение уполномоченного органа об отказе в государственной регистрации права на объект недвижимого имущества является незаконным, нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.
Отказывая Обществу в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" и исходил из того, что регистрирующий орган доказал законность и обоснованность своего решения.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
С 01.01.2017 вступили в силу положения Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), регулирующего отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащие в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (пункт 3 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуальноопределенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением кадастровой деятельности, деятельности саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ).
Пунктом 1 части 1 статьи 15 Федерального закона N 218-ФЗ установлено, что при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника земельного участка либо лица, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные или создаваемые ими на таком земельном участке здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования (часть 1 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, согласно части 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В силу абзаца 3 пункта 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав, в том числе, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5 части 1 названной статьи).
Статьей 27 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
По смыслу пунктов 10, 11 части 1 статьи 11 Градостроительного кодекса Российской Федерации к объектам капитального строительства относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения, именуемые как линейные объекты.
Частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (часть 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в том числе в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Как следует из материалов дела, в рамках Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 года N 1314, АО "Газпром газораспределение Саранск" построило объект недвижимого имущества (сооружение): газопровод-ввод среднего и низкого давления, протяженностью 335,7 п.м., расположенный по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Московская (на месте жилых домов 15, 17, 19, 21), который был введен в эксплуатацию актом приемки законченного строительства объекта газораспределительной системы от 17.02.2017.
Согласно представленным в материалы дела документам спорный объект соответствует критериям объекта, на строительство и ввод в эксплуатацию которого не требуется разрешение, что сторонами не оспаривается.
Для регистрации права собственности на указанное сооружение, общество через ГАУ РМ "МФЦ" 27.12.2018 обратилось с заявлением о государственной регистрации права на указанный объект недвижимого имущества (сооружение) без одновременного государственного кадастрового учета.
14.01.2019 заявитель обратился с заявлением о приостановлении государственной регистрации с целью последующего предоставления в регистрирующий орган акта приемки законченного строительством объекта и технического плана сооружения.
Уведомлением от 17.01.2019 N КУВД-001/2018-8591755/1 Управление Росреестра приостановило государственную регистрацию.
21 февраля 2019 к данному заявлению представлены дополнительные документы с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении спорного сооружения. К заявлению приложены акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 17.02.2017, технический план сооружения от 06.02.2019.
Уведомлением от 06.03.2019 N КУВД-001/2018-8591534/2 Управление Росреестра приостановило государственную регистрацию, предложив Обществу представить заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав сооружения с приложением документов, указанных в части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (не в качестве дополнительных документов к ранее поданному обращению), документ, подтверждающий возможность размещения наземного выхода данного сооружения на земельном участке с кадастровым номером 13:23:0910240:905, подготовленный в соответствии с пунктом 20 Требований к подготовке технического плана, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.12.2015 N 953.
26 апреля 2019 заявитель представил акт технической приемки объекта в эксплуатацию от 17.02.2017.
14 мая 2019 заявитель к данному пакету документов представил дополнительные документы, в состав которых включено заявление о государственной регистрации прав на сооружение протяженностью 336 м. Кроме того, заявитель подал заявление о государственном кадастровом учете сооружения от 26.04.2019.
Уведомлением об отказе в государственной регистрации от 07.06.2019 N КУВД-001/2018-8591755/3 Управление Росреестра отказало Обществу в государственной регистрации права собственности по причине неисполнения решения о приостановлении государственной регистрации и непредставления вышеназванных документов. По правилам части 4 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется. В данном случае таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости нет, а значит, государственная регистрация права собственности на объект невозможна без осуществления кадастрового учета, при этом обязанность по постановке на кадастровый учет объекта недвижимости лежит на заявителе.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, в том числе, в форме документов на бумажном носителе - посредством личного обращения в орган регистрации прав, к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме, через многофункциональный центр, посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении; в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом, - с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), или официального сайта, или иных информационных технологий взаимодействия с органом регистрации прав. К заявлению о государственной регистрации прав в силу пунктов 1, 2, 3 части 4 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, необходимые для государственной регистрации прав документы, в том числе документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные данным Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 08.12.2015 N 920 (действующим в спорный период) утверждена форма заявления о государственной регистрации прав на недвижимое имущество (приложение N 1 к приказу).
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено, что поступившее в орган регистрации прав заявление и приложенные к нему необходимые документы должны соответствовать предъявляемым им требованиям, в том числе к их форме и содержанию, которые варьируются от способа подачи соответствующих документов.
В соответствии с пунктом 3 Требований к заполнению форм заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, заявления об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости, о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости заинтересованным лицом, о внесении в Единый государственный реестр недвижимости записей о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости, записей о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя, записей о наличии прав требований в отношении зарегистрированного права, отдельных записей о правообладателе, отдельных дополнительных сведений об объекте недвижимости, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 920, одно заявление заполняется в отношении одного объекта и (или) одного действия, осуществляемого органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, составляется и подписывается одним лицом, за исключением случаев, установленных настоящим пунктом.
В соответствии с части 4 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ орган регистрации прав при отсутствии оснований для возврата представленных заявления о государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов без рассмотрения осуществляет одно из следующих действий: 1) государственную регистрацию прав - в случае отсутствия оснований для отказа государственной регистрации прав, в том числе после устранения причин, которые препятствовали осуществлению государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственной регистрации прав; 2) уведомляет о приостановлении государственной регистрации прав - при наличии оснований для приостановления государственной регистрации прав; 3) уведомляет об отказе в государственной регистрации прав - в случае неустранения причин, которые препятствовали осуществлению государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственной регистрации прав; 4) уведомляет о прекращении государственной регистрации прав - при наличии заявления о прекращении государственной регистрации прав. Таким образом, регистрирующий орган при отсутствии оснований для возврата представленных заявления о государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов без рассмотрения в порядке статьи 25 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ по результатам рассмотрения поступившего заявления и прилагаемых документов должен принять одно из вышеперечисленных в части 4 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ решений по форме, установленной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.03.2016 N 173.
Управление Росреестра не принимало решения о возврате документов.
Как следует из уведомления о приостановлении регистрации от 06.03.2019, для регистрации права собственности на указанное сооружение, общество через ГАУ РМ "МФЦ" 27.12.2018 обратилось с заявлением о государственной регистрации права на указанный объект недвижимого имущества (сооружение) без одновременного государственного кадастрового учета.
Судом установлено, что заявитель подготовил и представил в регистрирующий орган, заявление от 21.02.2019 о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав спорного сооружения, так как в заявлении от 27.12.2018 было указано только одно действие - государственная регистрация объекта без одновременного государственного кадастрового учета.
Вместе с тем, для устранения причин приостановления Управлением Росреестра рекомендовано в том числе представить заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав сооружения (не в качестве дополнительных документов к ранее поданному обращению).
Заявитель в целях устранения замечаний, сделанных Управлением Росреестра в уведомлении о приостановлении государственной регистрации, представил в регистрирующий орган, заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении сооружения от 21.02.2019.
При этом, воля Общества на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав спорного сооружения четко и ясно выражена в обращении в регистрирующий орган 21.02.2019.
Законом о регистрации вынесение отказа в государственной регистрации без применения процедуры приостановления регистрации (статья 27 Федерального закона N 218-ФЗ) не предусмотрено.
Для вынесения решения об отказе в государственной регистрации, исходя из положений Федерального закона N 218-ФЗ, должна быть пройдена процедура приостановления регистрации.
В связи с чем Федеральным законом N 218-ФЗ предусмотрена и возможность устранения причин приостановления.
На подобное толкование названных норм ориентирует системный анализ действующего законодательства.
Как верно указал суд первой инстанции, является юридически неверной позиция регистрирующего органа, что заявитель не может исправить ситуацию в рамках первоначального обращения, а процедура приостановления регистрации носит лишь формальный характер. Аналогичная позиция изложена в судебных актах по делу N А39- 8051/2019.
В обоснование оспариваемого решения Управление Росреестра также указало, что к заявлению от 21.02.2019 представлен дополнительный документ - технический план от 06.02.2019, подготовленный в связи с выполнением кадастровых работ в отношении сооружения протяженностью - 336 м, что не соответствует обозначенной протяженности в первоначально представленном заявлении. Представленный технический план сооружения подготовлен на основании проектной документации и акта технической приемки объекта в эксплуатацию. При этом представленный акт содержит неоговоренные исправления. Кроме того в проектной документации и акте технической приемки объекта в эксплуатацию отсутствуют сведения о протяженности -336 м, что нарушает пункт 20 Требований к подготовке технического плана, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.12.2015 N 953. 26.04.2019 к вышеуказанному заявлению повторно представлен дополнительный документ - акт технической приемки объекта в эксплуатацию от 17.02.2017. Таким образом, в данном обращении содержатся два акта технической приемки объекта в эксплуатацию. 14.05.2019 к данному пакету документов представлены дополнительные документы, в состав которых включено заявление о государственной регистрации прав на сооружение протяженностью 336 м.
Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона N 218-Ф основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
Статья 24 Федерального закона N 218-ФЗ определяет технический план как документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
В силу части 8 статьи 24 Федерального закона N 218-ФЗ сведения о здании, сооружении или едином недвижимом комплексе, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и их площади, площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации таких объектов недвижимости. При отсутствии на момент выполнения кадастровых работ возможности визуального осмотра подземных конструктивных элементов здания, сооружения или объекта незавершенного строительства для осуществления измерений, необходимых для определения местоположения соответствующего объекта недвижимости на земельном участке (контура здания, сооружения, объекта незавершенного строительства), допускается использование исполнительной документации, ведение которой предусмотрено частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 утверждена Форма технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений (далее - Требования).
Согласно пункту 2 Требований технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера Сведения о здании, сооружении или едином недвижимом комплексе, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и их площади, площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации таких объектов недвижимости. Если для строительства сооружения в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдача разрешения на его строительство и в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации допускается размещение такого сооружения на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельного участка или установления сервитута, сведения о сооружении, если такое сооружение является объектом недвижимости, за исключением сведений о его местоположении на земельном участке или землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации такого сооружения и документа, подтверждающего техническую приемку объекта в эксплуатацию, если разработка проектной документации и такая приемка предусмотрены законодательством Российской Федерации (пункт 20 Требований).
В рассматриваемом случае, заявитель подготовил в целях устранения замечаний, сделанных Управлением Росреестра в уведомлении о приостановлении государственной регистрации, и представил в регистрирующий орган, в том числе технический план от 06.02.2019 на спорный объект с актом приемки законченного строительством объекта, который подготовлен в соответствии с требованиями пункта 20 Требований и статьи 24 Закона N 218-ФЗ.
При этом, акт приемки законченного строительством объекта составлен в соответствии с требованиями СНиП 42-01-2002. Данная форма акта не содержит такого указания, как общая протяженность газопровода.
Вместе с тем, во исполнение требований регистрирующего органа 26.04.2019 заявителем представлен акт приемки законченного строительства с указанием общей протяженности.
Повторно исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к аналогичному выводу, что Общество исполнило требование регистрирующего органа, представило технический план на объект недвижимости, который соответствовал всем требованиям закона, в том числе, по форме и составу содержащихся в нем сведений.
Со своей стороны регистрирующий орган необоснованно посчитал не исполненными замечания в отношении технического плана, при этом конкретно не указал, каким именно требованиям законодательства не соответствуют технический план сооружения, поданный заявителем для постановки на кадастровый учет и государственную регистрацию права.
Между тем, суд находит правильной позицию Управления о том, что заявителем не представлен документ, подтверждающий возможность размещения наземного выхода данного сооружения на земельном участке с кадастровым номером 13:23:0910240:905, поскольку согласно графической части представленного технического плана наземный выход сооружения, соединяющий его подземную и надземную часть, расположен на земельном участке с кадастровым номером 13:23:0910240:905.
Согласно части 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Согласно пункту 8 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации на земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов. Это не исключает необходимости оформления прав на землю под надземными сооружениями, являющимися частью подземного линейного объекта либо предназначенными для обслуживания линейного подземного объекта.
Аналогичная позиция изложена в судебных актах по делу N А43- 38836/2017.
В соответствии с указанными положениями, заявителем в регистрирующий орган не представлен документ, подтверждающий возможность размещения наземного выхода спорного сооружения на земельном участке с кадастровым номером 13:23:0910240:905.
Довод заявителя о том, что АО "Завод ЖБК-1" не предъявляет никаких претензий по данному поводу АО "Газпромгазораспределение Саранск" подлежит отклонению как не подтвержденный документарными доказательствами.
Соответствующее письмо АО "Завод ЖБК-1" N 499, на которое ссылается заявитель в обоснование своей позиции, датировано 03.09.2019 и не было и не могло быть представлено в Управление Росреестра в период рассмотрения заявления, договор о подключении объекта капитального строительства N 16- 15-ТП-9/000000061 от 12.04.2016, акт о подключении от 23.03.2017, акт о разграничения эксплуатационной ответственности сторон от 23.03.2017, акт разграничения границ имущественной принадлежности сторон от 23.03.2017, так же не были представлены в Управление Росреестра, что заявителем не оспаривается.
Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у Управления Росреестра имелись основания для отказа в регистрации права собственности заявителя на спорный объект.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному заключению о том, что у уполномоченного органа имелись основания для принятия оспариваемого решения об отказе в государственной регистрации права.
Оспариваемое решение принято уполномоченным органом, соответствует положениям Закона N 218-ФЗ и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
Арбитражный суд Республики Мордовия законно и обоснованно отказал АО "Газпром газораспределение Саранск" в удовлетворении заявления.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба АО "Газпром газораспределение Саранск" не подлежит удовлетворению как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства.
В данном случае доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 26 февраля 2021 года на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
На основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление Росреестра освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на Общество.
Руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 26 февраля 2021 года по делу N А39-9899/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Газпром газораспределение Саранск" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Н. Кастальская |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-9899/2019
Истец: АО "Газпром газораспределение Саранск"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия
Третье лицо: Гос. автономное учр. РМ "Многофункциональный центр предоставления гос. и муниц. услуг г. Саранск", Завод ЖБК-1, Управление Росреестра по РМ (межмуниципаотный отдел по Рузаевскому, Кочкуровскому и Лямбирскому районам Управления Росреестра по РМ)