г. Санкт-Петербург |
|
31 мая 2021 г. |
Дело N А56-137375/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Зотеевой Л.В., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Новоселовой В.В.
при участии:
от заявителя: Самойлович И.В. по доверенности от 30.12.2020
от заинтересованного лица: Сапонджян Е.В. по доверенности от 19.10.2020
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-38905/2020) Государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.12.2020 по делу N А56- 137375/2019 (судья Селезнева О.А.), принятое
по заявлению Государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга"
к Северо-западному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
об оспаривании предписания
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга" (далее - ГУП, Предприятие, Водоканал) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании предписания Северо-западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление) N ПВ-11/14-13-16 от 21.11.2019.
Решением суда от 14.12.2020 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным решением, Предприятие направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что план снижения сбросов с учетом поэтапного достижения утвержденных НДС по каждому веществу по выпуску Северной станции аэрации был направлен на согласование до момента оставления обжалуемого предписания. В отношении пункта 1 предписания, указывает, что превышение норматива допустимого сброса по алюминию незначительно. Ссылается на то, что судом не оценены должным образом законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие вопрос исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду. Указывает, что результаты измерений на источниках выбросов, полученные ФГБУ "ЦЛАТИ по СЗФО", без произведенных расчетов рассеивания не могут достоверно указывать на превышение Предприятием установленных нормативов допустимых выбросов. Ссылается на то, что на момент проведения проверки пункт 6 предписания был исполнен. Указывает, что заключение эксперта в заключениях N 003-Э-20 от 17.01.2020, N 002-Э-20 от 17.01.2020 не имеет документального подтверждения. Ссылается на то, что доказательств о несоблюдении обязательных требований законодательства со стороны Предприятия в части ненадлежащим образом организованного экологического контроля и мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории полигона складирования осадка сточных вод "Северный" в материалах проверки отсутствуют.
В связи с заменой состава суда в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы начато сначала.
В судебном заседании представитель Предприятия поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Управления просил оставить жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 21 ноября 2019 по результатам плановой проверки, проведенной Северо-Западным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в период с 26 сентября 2019 г. по 21 ноября 2019 был составлен акт проверки N ПВ-11/14-13-16 и Предприятию было выдано предписание N ПВ-11/14-13-16 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, а именно:
1. ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" осуществляет сброс сточных вод через выпуск Х°ССА в Невскую Губу с превышениями концентраций загрязняющих веществ над установленными нормативами допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водный объект: (Заключение ФГБУ "ЦЛАТИ по СЗФО"N 062-Э-19от25.10.2019).
2. ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" осуществляет сброс сточных вод через выпуск N КОС г. Колпино в р. Ижора с превышениями концентраций загрязняющих веществ над установленными нормативами допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водный объект: (Заключение ФГБУ "ЦЛАТИ по СЗФО" N 060-Э-19 от 23.10.2019).
3. В декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга исказило сведения:
- по фактической массе сбросов в декларации по плате за НВОС, по сравнению с представленными данными по сбросам в отчетности ПЭК за 2018 год по объектам: ЦСА, ССА, ЮЗОС, КОС г.Пушкин, КОС г.Петродворец, КОС г.Колпино.
- отсутствует расчет суммы платы за размещение отходов, образованных от деятельности ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", на объектах размещения отходов ООО "Полигон ТБО" и ООО "Новый свет-ЭКО", расположенных на территории Ленинградской области.
- в части движения отходов. Так одноименные отходы указаны как в графе утилизация отходов (N 7), так и в графе размещение отходов (N 12). При этом в ряде случаев, плата за НВОС за размещение отходов не вносится.
- в декларации по плате за выбросы по всем объектам ошибочно заявлен коэффициент 2, при этом в расчете данный коэффициент не участвует при исчислении платы;
- не исчислена плата за выбросы за сажу в соответствии с письмом Росприроднадзора от 16 января 2017 г. N АС-03-01-31/502.
4. По результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний, проведенных в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора, установлено наличие превышений установленных нормативов ПДВ на Центральной станции аэрации ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" расположенной по адресу: г. Санкт-Петербург, о. Белый, д. 1, на источнике N 0012 (решетки отделения) по гидроксибензолу (фенол) в 51,75 раза, по метану в 2,65 раза (Заключение ФГБУ "ЦЛАТИ по СЗФО" N N069-3-19 от 05.11.2019).
5. По результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний, проведенных в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора, установлено наличие превышений установленных нормативов ПДВ на Северной станции аэрации ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" расположенной по адресу: г, Санкт-Петербург, Коннолахтинский пр., д. 12, на источнике N 0200 (линия сжигания осадка) по азоту оксидов в пересчете на N02 в 3,6 раза, по пыли (твердые частицы) в 34,1 раза (Заключение ФГБУ "ЦЛАТИ по СЗФО" N N068-3-19 от 05.11.2019).
6. ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий, не проводятся мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Кроме того, данные мероприятия не разработаны и не согласованны с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
7. ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" не ведет в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, а также размещенных отходов по полигону для складирования осадков сточных вод "Волхонка-2": 41-0178-002187-П, 1-я категория, категория риска - значительная (3). Кроме того, ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", осуществляющее деятельность в области обращения с отходами на объекте по Полигон для складирования осадков сточных вод "Волхонка-2": 41-0178-002187-П, 1-я категория, категория риска значительная (3) не представляет статистическую отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти.
8. ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" не ведет в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, а также размещенных отходов по полигону для складирования осадков сточных вод "Северный": 40-0178-002906-П, 1-я категория, категория риска-значительная (3). Кроме того, ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", осуществляющее деятельность в области обращения с отходами на объекте по Полигон для складирования осадков сточных вод "Северный": 40-0178-002906-П, 1-я категория, категория риска - значительная (3) не представляет статистическую отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти.
9. ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" не исполнена обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение и направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган по Полигону для складирования осадков сточных вод "Волхонка-2": 41-0178-002187-П, 1-я категория, категория риска - значительная (3). Кроме того, ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" не установлены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
10. ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" не исполнена обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение и направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган по Полигону для складирования осадков сточных вод "Северный": 40-0178-002906-П, 1-я категория, категория риска - значительная (3). Кроме того, ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" не установлены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
11. Производственный экологический контроль и мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения полигона складирования осадков сточных вод "Северный" Филиала "Водоотведение Санкт-Петербурга" ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" организован и осуществляется не надлежащим образом.
12. Полигон складирования осадков сточных вод "Северный", эксплуатируемый ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", включен в государственный реестр объектов размещения отходов под N 47-00005-3-00479-010814 (захоронение) расположен вблизи поселка Новоселки, д. 18, кор.4 в территориальных границах города Санкт-Петербург.
Срок устранения нарушений 21.02.2020.
Не согласившись с указанным предписанием, Предприятие оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, придя к выводу о законности вынесенного предписания, в удовлетворении заявленных требований отказал.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Закона N 7-ФЗ, эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации от (далее - ВК РФ) использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии с частью 2 статьи 55 Водного кодекса РФ, при использовании водных объектов юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.
В соответствии с частью 6 статьи 56 Водного кодекса РФ, запрещается сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений, превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса РФ, при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
В соответствии с пунктом 15 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства) юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
В соответствии с пунктом 28 статьи 2 N 416-ФЗ, централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 N 416-ФЗ, водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
Исходя из вышеизложенных норм законодательства, ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", являясь организацией водопроводно-канализационного хозяйства, обязано принимать, транспортировать и очищать сточную воду.
Статьей 31.1 Закона N 7-ФЗ установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение.
Северная станция аэрации (далее-ССА) относится к объектам 1 категории, в связи с чем предусмотрено обязательное получение комплексного экологического разрешения.
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что такое комплексное экологическое разрешение у ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" отсутствует.
Таким образом, пункты 1,2 Предписания о необходимости устранения нарушения ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", в части сброса сточных вод через выпуски N ССА в Невскую Губу Финского залива, N КОС г. Колпино в р. Ижора с превышениями концентраций загрязняющих веществ над установленными нормативами допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водный объект, являются законными и обоснованными.
В силу статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ Плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.
Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно пункту 5 статьи 16.2 Закона N 7-ФЗ информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Порядок представления и форма декларации утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 января 2017 г. N 3 "Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы".
В представленной ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" декларации по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год (от 07.03.2019 года N DDHNHVDT) имелись нарушения. По результатам проверки декларации был составлен акт проверки контроля за исчислением платы за НВОС N 04-20/676 от 20.01.2020 г. Данный ненормативный правовой акт заявителем не обжалован.
Таким образом, пункт 3 Предписания является законным и обоснованным
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон N 96-ФЗ) атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений. В свою очередь, вредное (загрязняющее) вещество - это химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
Под загрязнением атмосферного воздуха понимается поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.
В целях предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух (статья 15 N 96-ФЗ).
Статьей 21 Закона N 7-ФЗ установлено, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, к числу которых относятся нормативы допустимых выбросов. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды. За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.
Согласно пункту 2 статьи 12 Закона N 7-ФЗ установлено, что предельно допустимые выбросы определяются в отношении вредных (загрязняющих) веществ, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников расчетным путем на основе нормативов качества атмосферного воздуха с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха.
Из материалов дела следует, что заключением ЦЛАТИ N 069-3-19 от 05.11.2019 по результатам проведения экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора, установлено наличие превышений установленных нормативов ПДВ ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" на ЦСА: по Гидроксибензолу (фенол) в 51,75 раз; по Метану в 2,65 раза.
Заключением ФГБУ "ЦЛАТИ по СЗФО" N N068-3-19 от 05.11.2019 по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний, проведенных в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора, установлено наличие превышений установленных нормативов ПДВ на Северной станции аэрации ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" расположенной по адресу: г. Санкт-Петербург, Коннолахтинский пр., д. 12. на источнике N 0200 (линия сжигания осадка) по азоту оксидов в пересчете на N02 в 3,6 раза, по пыли (твердые частицы) в 34,1 раза
Таким образом, пункты 4, 5 Предписания о необходимости устранения нарушения ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", в части наличия превышений предельно допустимых выбросов являются законными и обоснованными.
Пунктами 1 и 3 статьи 19 Закона N 96-ФЗ установлено, что в городских и иных поселениях органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют работы по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Информация о неблагоприятных метеорологических условиях представляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного экологического надзора, которые обеспечивают контроль за проведением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями согласованных мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах хозяйственной и иной деятельности.
Порядок предоставления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области охраны окружающей среды.
Приказом Минприроды Российской Федерации от 17.11.2011 N 899 утвержден Порядок предоставления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам, предназначенный для использования заинтересованными лицами при регулировании выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в городских и иных поселениях в период неблагоприятных метеорологических условий (далее - Порядок).
В соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.03.2017 N 127 "О мерах по совершенствованию государственного управления в сферах благоустройства, природопользования и охраны окружающей среды и внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга", Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга (п. 1.1), Комитет проводит государственную политику и осуществляет государственное управление в сфере природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, а также координирует деятельность иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в этой сфере (п. 1.2), Комитет является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора за соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга, в пределах своей компетенции (п. 1.3).
В полномочия Комитета, в том числе входит согласование мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проводимые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий.
В соответствии с Постановлением Правительства Ленинградской области от 27.05.2014 N 192 "О Комитете государственного экологического надзора Ленинградской области", Комитет государственного экологического надзора Ленинградской области является отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора, переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора в лесах, а также осуществляющим государственное управление и реализацию полномочий Ленинградской области в сфере обращения с отходами в пределах своей компетенции (п. 1.1).
В полномочия Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области входит, в том числе согласование мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проводимых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий (п. 2 пп.11).
В соответствии с пунктом 8 статьи 7 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в рамках плановой выездной проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды в отношении ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" в Комитет государственного экологического надзора Ленинградской области и Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности были сделаны межведомственные запросы.
Согласно письму Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области, а также письму Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" за согласованием мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при наступлении неблагоприятных метеорологических условий, в вышеуказанные органы исполнительный власти не обращался и согласования не получал.
Ссылка ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" на методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разработанное АО "НИИ Атмосфера", правомерно не принята судом первой инстанции, поскольку указанное пособие, не является нормативным правовым актом, утвержденным Минприроды России, носит рекомендательный характер и может применяться в части, не противоречащей действующему законодательству, что подтверждено письмом Минприроды России N 12-29/18489 от 18.07.2017.
Таким образом, пункт 6 Предписания о необходимости устранения нарушения ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", в части проведения мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разработки данных мероприятий и согласования с органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора является законным и обоснованным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закон N 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу положений 1, 2 статьи 18 Закон N 89-ФЗ применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Согласно пункту 1 статьи 24 Закона N 7-ФЗ нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
В соответствии с пунктом 4 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного Приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50 проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг. Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закон N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами -федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
Приказ Минприроды России N 721 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами" (далее - Порядок) устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданых другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах.
Пунктом 10 Порядка ведения учета отходов, предусмотрено, что таблицы данных учета заполняются по юридическому лицу в целом, по его каждому обособленному подразделению либо филиалу (при их наличии), индивидуальному предпринимателю.
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что в рамках проведения плановой выездной проверки был осуществлен осмотр территории Полигона для складирования осадков сточных вод "Волхонка-2" и установлено, что хозяйственная зона имеет бетонированное покрытие. На территории полигона расположено хозяйственно-бытовое здание (согласно свидетельству о государственной регистрации права N 78-АД 021087), представляющее собой нежилое одно-этажное здание, площадью 289,2 м2.
Кроме этого, установлено наличие металлических контейнеров для накопления ТКО в количестве 2 шт.
На основании изложенного, на вышеуказанной площадке от деятельности ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" образуются отходы, которые накапливаются в отведённых местах. Указанные сведения зафиксированы в акте проверки.
Согласно Декларации безопасности ГТС полигона для складирования обезвоженных осадков сточных вод "Волхонка-2" ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", утвержденной Северо-Западным управлением Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору А.А. Капаевым 18.04.2019 (сроком действия до 17.04.2022), п. 3.3 "Численность и квалификация работников организации, эксплуатирующих ГТС", штатное расписание включает в себя 6 единиц.
В результате чего, образуются отходы от жизнедеятельности сотрудников. Однако, ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" не установлены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение по полигону для складирования осадков сточных вод "Волхонка-2": 41-0178-002187-П, 1-я категория, категория риска - значительная (3).
Также установлено, что не разработан проект нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение и не направлен на утверждение в уполномоченный орган.
Одновременно с этим, проверкой установлено, что ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" не ведет в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, а также размещенных отходов (по полигону для складирования осадков сточных вод "Волхонка-2": 41-0178-002187-П, 1-я категория, категория риска - значительная (3). Данные учета не оформляются по форме приложения N 3 Приказа Минприроды России от 01.09.2011 N 721. Представленные в ходе проведения проверки данные учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов за 2018 год по форме N 4 Приказа Минприроды России от 01.09.2011 N 721, не содержат в себе сведений об образованных, утилизированных и размещенных на полигонах отходах.
По результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора получено Заключение ФГБУ "ЦЛАТИ по СЗФО" N 003-Э-20 от 17.01.2020, согласно которому установлено, что на полигоне для складирования осадков сточных вод "Волхонка-2" образуется 8 отходов производства и потребления.
Таким образом, установлено, что на территории полигона для складирования осадков сточных вод "Волхонка-2" в результате деятельности ГУП "Водоканал Санкт-Петербург" образуются отходы производства и потребления.
Кроме того, по имеющейся в Управлении информации ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" не разработан проект нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение и не направлен на утверждение в уполномоченный орган.
В рамках проведения административного расследования Определением о назначении экспертизы N АД-13-288/2019-1 от 09.12.2019 было назначено проведение инвентаризации образующихся отходов, с целью определения вида и количества отходов производства и потребления образующихся на Полигоне для складирования осадков сточных вод "Северный". Определение о назначении экспертизы N АД-13-288/2019-1 от 09.12.2019 было направлено в адрес ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" письмом Управления исх. N 03-13/14630 от 16.12.2019. Осмотром установлено, дорога между иловыми картами выложена преимущественно из железобетонных плит.
По результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора получено Заключение ЦЛАТИ N 002-Э-20 от 17.01.2020, согласно которому установлено, что на полигоне для складирования осадков сточных вод "Северный" образуется 7 отходов производства и потребления.
Таким образом, установлено, что на территории полигона для складирования осадков сточных вод "Северный" в результате деятельности ГУП "Водоканал Санкт-Петербург" образуются отходы производства и потребления.
На основании изложенного пункты 7, 8, 10 Предписания являются законными и обоснованными.
Согласно пункту 3 статьи 12 Закона N 89-ФЗ на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Порядок проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду утвержден Приказом Минприроды России от 04.03.2016 N 66.
Согласно пункту 2 вышеуказанного Порядка мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, является частью системы наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды, оценки и прогноза изменений ее состояния под воздействием объектов размещения отходов и осуществляется в целях предотвращения, уменьшения и ликвидации (уменьшения) негативных изменений качества окружающей среды, информирования органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц о состоянии и загрязнении окружающей среды в районах расположения объектов размещения отходов.
В адрес Управления во исполнение требований Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ N 66 от 04.03.2016 "О порядке проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду" поступил отчет объекта размещения отходов полигона складирования осадков сточных вод "Северный" Филиала "Водоотведение Санкт-Петербурга" ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга".
В связи с отсутствием в "Отчете о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории полигона складирования осадков сточных вод "Северный" ГУП "Водоканал Санкт- Петербурга" и в пределах его воздействия на окружающую среду" данных о фоновых показателях подземных вод и почв, сделать вывод о наличии/отсутствии превышений химических, физических и биологических показателей состояния компонентов природной среды на территории объекта размещения отходов и на территории, прилегающей к объекту размещения отходов, по сравнению с фоновыми показателями не представляется возможным.
В связи с чем пункт 11 Предписания является законным и обоснованным.
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Полигон складирования обезвоженных осадков сточных вод "Северный" расположен вблизи поселка Новоселки, д. 18, кор.4.
Эксплуатация иловых площадок осуществляется с 1986 года. Эксплуатация полигона (накопитель N 1) с 1991 года.
Установлено, что полигон складирования осадков сточных вод "Северный" представлен специальными сооружениями (7 накопителей), построенными по разным проектам и введённые в эксплуатацию в разные годы.
ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" получена лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, в части сбора отходов IV класса опасности, транспортирование отходов III-IV классов опасности, утилизация отходов IV класса опасности, обезвреживание отходов IV класса опасности, размещение отходов IV класса опасности Серия 78 N 00081 от 09.06.2016 (далее - лицензия от 09.06.2016 Серия 78 N 00081),в связи с этим на ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" распространяются требования Закона N 89-ФЗ.
04.04.2014 ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" направил в адрес Департамента Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу характеристику объекта размещения отходов - полигона складирования осадков сточных вод "Северный". Указанная характеристика послужила основанием для включения объекта размещения отходов с назначением - захоронение отходов в ГРОРО под номером 47-0005-3-00479-010814.
Письмом от 12.08.2016 ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" направило характеристику объекта размещения отходов - полигона складирования осадков сточных вод "Северный", по результатам проведенной инвентаризации в 2016 году. Согласно указанной характеристики назначение объекта размещения отходов - хранение отходов, захоронение отходов.
Из пояснительной записки ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" к характеристике объекта размещения отходов - полигона складирования осадков сточных вод "Северный" от 2016 года следует, что с 2008 года весь осадок сточных вод, образующийся на канализационных очистных сооружениях сжигается на заводах сжигания осадка, в связи с чем, прекратился вывоз осадка на полигон. На полигоне в основном размещается зола, которая образуется в процессе сжигания осадка.
Одновременно с этим предприятие разъяснило, что на полигоне ведутся работы по переработке накопленного осадка сточных вод, хранящегося в иловых накопителях, с применением технологии "Geotube". Продуктом переработки является композиционный материал - "Гринлайф", который можно использовать в дорожном строительстве и для рекультивации полигонов ТБО. На 2016 год на полигоне переработано 10% осадков сточных вод. Окончание работ по переработке осадка запланировано на 2020 год.
Письмом от 21.11.2018 ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" направило характеристику объекта размещения отходов - полигона складирования осадков сточных вод "Северный", по результатам проведенной инвентаризации в 2018 году. Согласно указанной характеристики "назначение объекта размещения отходов" - хранение отходов, захоронение отходов. Из пояснительной записки ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" к характеристике объекта размещения отходов - полигона складирования осадков сточных вод "Северный" от 2018 года следует, что на полигоне преимущественно размещаются отходы IV-V классов опасности: зола от сжигания осадка, грунт и асфальтобетон.
В ответ на запрос Департамента от 30.05.2019 N 02-27/5605 ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" направило откорректированную характеристику объекта размещения отходов - полигона складирования осадков сточных вод "Северный", по результатам проведенной инвентаризации в 2018 году. Указанная характеристика письмом от 28.06.2019 направлена в порядке п.22 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 в Центральный аппарат Росприроднадзора для внесения изменений, дополнений в ГРОРО. по объекту 47-00005-3-00479-010814.
Согласно письма Центрального аппарата Росприроднадзора от 02.08.2019 N АА-10-02-32/20428 внесение изменений в ГРОРО по ОРО полигона складирования осадков сточных вод "Северный" не возможно, ввиду нахождения полигона на земельном участке категории земель - земли населенных пунктов, что является нарушением требований п.5 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ и06 отходах производства и потребления".
Таким образом, установлено, что в период с 2014 года по настоящее время, полигон складирования осадков сточных вод "Северный", включен в государственный реестр объектов размещения отходов, в качестве объекта захоронения отходов на основании характеристики от 2014 года, при этом, объект размещения отходов располагается на землях населенных пунктов.
Факт размещения отходов на полигоне складирования осадков сточных вод "Северный" подтвержден материалами платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Факт проведения работ по ликвидации ГТС - накопителя N 5 и N 7 полигона, путем отсыпки подтвержден Актом обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований N ПВ-11/14-13-16 от 17.10.2019.
Управлением установлено, что полигон складирования осадков сточных вод "Северный" не только включен в ГРОРО с назначением "захоронение отходов", но и фактически на полигоне осуществляется деятельность по размещению отходов, в части их захоронения, поскольку отходы грунта, асфальта и золы, размещенные в накопителе, не предполагают их дальнейшую выемку в целях утилизации, обезвреживания и захоронения, поскольку размещены для целей ликвидации гидротехнического сооружения.
В соответствии с пунктом 5 статьи 12 Закона N 89-ФЗ запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.
Таким образом, законом установлен прямой запрет на захоронение отходов в границах населенных пунктов, в связи с чем требование пункта 12 Предписания основано на законе.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, пришел к верным выводам о правомерности оспариваемого предписания, а также об отсутствии оснований для признания нарушенными прав и законных интересов заявителя.
Оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции апелляционный суд не усматривает.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Ссылки подателя жалобы на судебные акты судов общей юрисдикии не принимаются в качестве оснований для отмены решения суда, поскольку они не опровергают выводы суда о правомерности оспариваемого предписания Управления.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14 декабря 2020 года по делу N А56-137375/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-137375/2019
Истец: ГУП " Водоканал Сканкт-Петербурга "
Ответчик: СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ